Образование как социальная организация

young woman 731142 1920 Советы на день

Система образования как социальная организация

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

ОБЩЕЕ И ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Есть многие формы институционализации заведений, принимающих на себя функции обучения. Это может быть связано со значительно меньшей зависимостью от официальных органов: таковыми являются частные или созданные общественными организациями учебные заведения. Некоторые формы и элементы институционализации образования перестают соответствовать современным условиям, оказываются архаичными. Например, особенно сложная ситуация сложилась у нас в системе начального профессионального образования. Именно в этом звене системы образования накопились самые серьезные проблемы, которые требуют ее реорганизации, без чего невозможно сохранить масштабы общедоступного и бесплатного начального профессионального образования, поддержать общественный статус обучения.

Есть и официально не признанные государством организационные системы, осуществляющие обучение вразрез с интересами общества и государства. Так, известно, что для многих осужденных пребывание в местах заключения становится своего рода школой преступной деятельности. Подобное «обучение» происходит и в преступных группах «теневой экономики», бандитизма. Такого рода «школы» располагают своими методами, приемами обучения. Чтобы резко изменить установки «учеников», их опутывают корпоративными отношениями, используют не только запугивание, подкуп, но и вводят в реальные ситуации преступного действия. Деятельность такого рода асоциальных школ недостаточно изучена юристами, социологами, педагогами.

Как социальная организация система образования характеризуется иерархической структурой управления: от аппарата министерства, департаментов образования до завучей и директоров школ, ректора и деканов в вузах. Кроме того, существует иерархия преподавательских должностей и званий в вузе (от ассистента до профессора), а в школе – учителей по категориям.

640 1

Особый статус учителя поддерживается институциональными средствами – обучением, аттестацией, правами учителя. Нормативное содержание его действий нуждается в постоянном подкреплении общественным авторитетом, который складывается как из мастерства учителя, так и из более широкого социокультурного содержания его личности. В том же исследовании, выбирая наиболее значимые качества, лишь 25% учителей отметили в числе необходимых широту культурных интересов, понимание молодежных проблем, умение разбираться в вопросах общественный жизни, интерес к инновациям. Кризисное состояние экономики и культуры привело к падению общественной ценности образования, а престиж учительского труда снизился настолько, что сегодня можно говорить о кризисе профессии учителя. По данным опросов учителей Сибири, Дальнего Востока, 61% учителей идут в школу с постоянным беспокойством и тревогой. Они связывают это не только с низким уровнем жизни, невысокой заработной платой, но и с долгим отсутствием четкой государственной программы перестройки школы. Причины трудностей, возникающих в профессиональной деятельности, большинство уральских педагогов связали с ситуацией в системе образования (10, с. 65), когда перед школой стояла проблема выживания, а не реформирования, не развития.

Методы социологии позволяют диагностировать состояние и динамику интересов и деятельности социальных групп в сфере образования. Можно выделить некоторые тенденции в изменении социальной структуры сферы образования:

1. Вовлечение в сферу образования все более широких групп общества из разных профессий и поколений. В системе переподготовки и повышения квалификации специалистов, которая включает около 800 видов учебных заведений, проходят повышение квалификации и профессиональную подготовку более 1,5 млн. руководителей и специалистов.

2. Происходит увеличение контингентов не только учащихся, но и обучающих. Растет доля лиц, участвующих в обслуживании учебного процесса, в сфере образования в целом. Это происходит за счет методических центров, персонала инфраструктуры, а в последнее годы особенно за счет расширения управленческо-административного аппарата.

3. Противоречиво проявляется тенденция взаимодействия социальной структуры общества и социального состава учащихся. Так, несмотря на усиление престижности образования, оказалось, что за период «перестройки» (1985 – 1994 гг.) только каждый второй ребенок оканчивал среднюю школу, еще 10 – 15 % получили среднее образование в ПТУ, колледжах, ССУЗах. За годы обучения в школе бросают учебу около 3 % детей, а после основной ступени – до 25 %. Сегодня даже в сельскохозяйственных вузах число студентов из села составляет немногим более 50%. Растет взаимный обмен специалистами между сферой образования и другими сферами производственно-трудовой деятельности. В политике США в области образования этот фактор просматривается как своеобразный инструмент профессиональной ориентации, обеспечивающий приток разных специалистов в систему образования. В нашей же стране, напротив, продолжается отток специалистов из системы образования.

4. Намечается тенденция все большего разнообразия в структуре ценностных ориентацией учащихся. Она отражает процесс дифференциации видов человеческой деятельности и усиливается спецификой социально-экономической трансформации российского общества. В этих условиях учителю от ученых–педагогов и социологов нужны научно-обоснованные типологии учащихся и студентов, позволяющие им сориентироваться в разнообразии их способностей и интересов. Социологией образования накоплен определенный опыт построения различных типологий, в частности, студентов. Только по отношению к учебной деятельности выделяется от 10 до 18 типов студентов: от «академика» и «прагматика» до «потребителя» и «романтика- мечтателя». Выявлена высокая ориентация молодежи на высшее образование. За период 1992 – 2000 гг. прием на дневную форму обучения вырос в 1,5 раза, на заочную – в 3,2 раза. Это обусловлено тем, что образование выступает для молодежи в качестве способа и инструмента изменения (повышения) статуса. Однако проблема профессионального выбора становится для учащейся молодежи все более актуальной. На этот выбор оказывает серьезное влияние представление о престижности профессий. По данным одного из исследований (3), шкала престижа профессий у молодежи конца 90-х гг. XX века выглядит по мере снижения значимости так: банкир, юрист, министр, врач, менеджер, профессор, программист, офицер, бухгалтер, журналист, владелец магазина, политик, телохранитель, школьный учитель, «авторитет», милиционер, инженер, рабочий, продавец, тракторист. Эта шкала сильно расходится со структурой профессий и видов деятельности, востребованных на рынке труда. И помочь молодежи осознать это – одна из важнейших задач системы образования.

Решающее место в системе социального взаимодействия, характеризующего образовательный процесс, занимают взаимоотношения между учителем и учеником. Отметим присущее этим отношениям неравенство: статус учителя неизмеримо выше статуса ученика, что обусловлено его профессиональными функциями. Однако лидерская позиция педагога в классе (или учебной группе) нередко становится господствующей, сохраняет традиционный авторитарный стиль отношений, означающий безусловное подчинение ученика учителю. Содержательной основой авторитарного стиля преподавания в педагогике является привычное понимание целей образования как процесса передачи знаний от учителя к ученику с помощью программ, методик, технологий. Ребенок, ученик оказывается средством их реализации. Но сегодня очевидно, что авторитарный стиль в обучении оказывается все более неэффективным, ибо изменилось общество, и цели образования связаны с формированием творческой, инициативной личности на базе раскрытия и реализации ее способностей сначала в учебной, а затем в профессиональной деятельности. Это понимают педагоги, и многие из них считают, что им вполне удается реализовать демократический, гуманистический стиль преподавания. Однако их мнение по этому поводу не совпадает с оценками учеников, половина которых считает, что учителя стремятся постоянно поучать их, что их отношение к ним назидательно, что действует принцип: учитель всегда прав (11, с 74).

Источник

Образование как социальная система и организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:21, реферат

Краткое описание

Особенностью современного образования является демократизация его получения, поиск, разработка и внедрение новых методов, технологий и форм обучения. На основе современной системы образования человек должен раскрыть свой творческий потенциал, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.

Файлы: 1 файл

Образование как социальная система и организация.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тюменский государственный нефтегазовый университет

Кафедра Социологии и социального сервиса

Образование как социальная система и организация

студент группы САН-07

Образование решает главную государственную задачу: воспроизводство человеческого капитала. Значит, оно должно быть доступным, качественным и конкурентноспособным. Именно образование определяет состояние рынка труда и уровень социально-экономического развития общества.

Новые социокультурные условия России предполагают изменения во всех сферах жизни общества. Одна из первоочередных задач модернизации системы управления образованием является перераспределение и уточнение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления. С одной стороны, расширение прав и повышение ответственности региональных и местных органов и самих образовательных учреждений с другой, усиление ответственности федеральных органов власти за оптимальное функционирования системы образования в Российской Федерации. Ведущее направление деятельности центральных органов в новых условиях состоит в выработке национальной доктрины и стратегии развития всей сферы, определение приоритетов на обеспечение крупных социально-педагогических экспериментов и выращивании практико-ориентированной психологопедагогической науки, мониторинг общественного мнения и информирование его о процессах развития образования.

Особенностью современного образования является демократизация его получения, поиск, разработка и внедрение новых методов, технологий и форм обучения. На основе современной системы образования человек должен раскрыть свой творческий потенциал, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.

Качество, конкурентоспособность профессионального образования имеют определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира, а такие ресурсы, становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и политику XXI века. Изменение условий развития мирового сообщества оказало значительное влияние на развитие системы управления образованием.

Сущность и структура системы образования

Статья 8. Понятие системы образования

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

— преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

— сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

— органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

— объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. [Закон «Об образовании», Глава II. Система образования. Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ в статью 8 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.]

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить:

1. Учебно-воспитательные учреждения, как разновидности социальных организаций;

Выделим основные сферы образования:

В основном оно связано с подготовкой детей к школе и осуществляется либо в индивидуальной форме приобщения ребенка к жизни в социуме, либо с первичным образованием в системе дошкольных учреждений.

Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Следовательно, оно отвечает определенным свойствам: целенаправленность, целостность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой. Являясь государственным или государственно-общественным институтом, детский сад создается обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ.

В последние годы система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения.

В современных условиях существует разнообразная разветвленная сеть общеобразовательных школ. Различные формы обучения осуществляют и другие социальные институты: семья, культурно- просветительские учреждения, средства массовой информации, производственно-хозяйственные и другие общественные объединения и организации. В совокупности со школой они составляют систему образования, где школа выступает ее базисом. В опыте, культуре закрепляются целесообразные обучающие формы. Создание условий для обеспечения доступности качественного общего образования, адаптации, социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. Уроки наставления, практика освоения, закрепления знаний, богатство и разнообразие наук и побуждает к их освоению, поддерживает уверенность учащегося в познании, приобретении навыков осмысления тех или иных знаний.

Профессионально- техническое образование

Осуществляет подготовку к определенным видам общественного труда. Обеспечивает качество профессионального образования на основе создания единой оценочной среды развития образовательных услуг и потребностей рынка труда, конкурентоспособности и мобильности выпускников. Профессионально-техническое образование ориентировано на подготовку специалистов рабочих профессий.

Среднее специальное образование

К требованиям, которые предъявляются к специалисту с высшим образованием, относятся не только овладение системой знаний, но и умение применить эти знания на практике.

Качество, конкурентоспособность профессионального образования имеют определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира, а такие ресурсы, становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и политику XXI века.

В связи с этим уровень интеллектуального потенциала страны, напрямую определяющийся качеством и конкурентоспособностью образования, становится не только важнейшим фактором экономического и социального развития, но и ключевым условием экономической и политической самостоятельности страны, её выживания.

Поэтому удовлетворение текущих и будущих потребностей бизнеса в качественных специалистах, выполнение его профессиональных требований к выпускникам вузов с учетом реальных запросов отечественного рынка труда является ключевой задачей российского профессионального образования.

Таким образом, от конструктивного партнерства вузов и работодателей, последние из которых выступают главными заказчиками и потребителями образовательных услуг высшей школы, во многом будет зависеть качество и конкурентоспособность российского образования, эффективность его модернизации.

Важнейшими задачами, стоящимися сегодня перед профессиональным образованием, являются: существенная модернизация его содержания и структуры, сбалансированное развитие всех его уровней, в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, бизнеса, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.

Источник

Система образования как социальная организация

ОБЩЕЕ И ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Есть многие формы институционализации заведений, принимающих на себя функции обучения. Это может быть связано со значительно меньшей зависимостью от официальных органов: таковыми являются частные или созданные общественными организациями учебные заведения. Некоторые формы и элементы институционализации образования перестают соответствовать современным условиям, оказываются архаичными. Например, особенно сложная ситуация сложилась у нас в системе начального профессионального образования. Именно в этом звене системы образования накопились самые серьезные проблемы, которые требуют ее реорганизации, без чего невозможно сохранить масштабы общедоступного и бесплатного начального профессионального образования, поддержать общественный статус обучения.

Есть и официально не признанные государством организационные системы, осуществляющие обучение вразрез с интересами общества и государства. Так, известно, что для многих осужденных пребывание в местах заключения становится своего рода школой преступной деятельности. Подобное «обучение» происходит и в преступных группах «теневой экономики», бандитизма. Такого рода «школы» располагают своими методами, приемами обучения. Чтобы резко изменить установки «учеников», их опутывают корпоративными отношениями, используют не только запугивание, подкуп, но и вводят в реальные ситуации преступного действия. Деятельность такого рода асоциальных школ недостаточно изучена юристами, социологами, педагогами.

Как социальная организация система образования характеризуется иерархической структурой управления: от аппарата министерства, департаментов образования до завучей и директоров школ, ректора и деканов в вузах. Кроме того, существует иерархия преподавательских должностей и званий в вузе (от ассистента до профессора), а в школе – учителей по категориям.

edugr4

Особый статус учителя поддерживается институциональными средствами – обучением, аттестацией, правами учителя. Нормативное содержание его действий нуждается в постоянном подкреплении общественным авторитетом, который складывается как из мастерства учителя, так и из более широкого социокультурного содержания его личности. В том же исследовании, выбирая наиболее значимые качества, лишь 25% учителей отметили в числе необходимых широту культурных интересов, понимание молодежных проблем, умение разбираться в вопросах общественный жизни, интерес к инновациям. Кризисное состояние экономики и культуры привело к падению общественной ценности образования, а престиж учительского труда снизился настолько, что сегодня можно говорить о кризисе профессии учителя. По данным опросов учителей Сибири, Дальнего Востока, 61% учителей идут в школу с постоянным беспокойством и тревогой. Они связывают это не только с низким уровнем жизни, невысокой заработной платой, но и с долгим отсутствием четкой государственной программы перестройки школы. Причины трудностей, возникающих в профессиональной деятельности, большинство уральских педагогов связали с ситуацией в системе образования (10, с. 65), когда перед школой стояла проблема выживания, а не реформирования, не развития.

Методы социологии позволяют диагностировать состояние и динамику интересов и деятельности социальных групп в сфере образования. Можно выделить некоторые тенденции в изменении социальной структуры сферы образования:

1. Вовлечение в сферу образования все более широких групп общества из разных профессий и поколений. В системе переподготовки и повышения квалификации специалистов, которая включает около 800 видов учебных заведений, проходят повышение квалификации и профессиональную подготовку более 1,5 млн. руководителей и специалистов.

2. Происходит увеличение контингентов не только учащихся, но и обучающих. Растет доля лиц, участвующих в обслуживании учебного процесса, в сфере образования в целом. Это происходит за счет методических центров, персонала инфраструктуры, а в последнее годы особенно за счет расширения управленческо-административного аппарата.

3. Противоречиво проявляется тенденция взаимодействия социальной структуры общества и социального состава учащихся. Так, несмотря на усиление престижности образования, оказалось, что за период «перестройки» (1985 – 1994 гг.) только каждый второй ребенок оканчивал среднюю школу, еще 10 – 15 % получили среднее образование в ПТУ, колледжах, ССУЗах. За годы обучения в школе бросают учебу около 3 % детей, а после основной ступени – до 25 %. Сегодня даже в сельскохозяйственных вузах число студентов из села составляет немногим более 50%. Растет взаимный обмен специалистами между сферой образования и другими сферами производственно-трудовой деятельности. В политике США в области образования этот фактор просматривается как своеобразный инструмент профессиональной ориентации, обеспечивающий приток разных специалистов в систему образования. В нашей же стране, напротив, продолжается отток специалистов из системы образования.

4. Намечается тенденция все большего разнообразия в структуре ценностных ориентацией учащихся. Она отражает процесс дифференциации видов человеческой деятельности и усиливается спецификой социально-экономической трансформации российского общества. В этих условиях учителю от ученых–педагогов и социологов нужны научно-обоснованные типологии учащихся и студентов, позволяющие им сориентироваться в разнообразии их способностей и интересов. Социологией образования накоплен определенный опыт построения различных типологий, в частности, студентов. Только по отношению к учебной деятельности выделяется от 10 до 18 типов студентов: от «академика» и «прагматика» до «потребителя» и «романтика- мечтателя». Выявлена высокая ориентация молодежи на высшее образование. За период 1992 – 2000 гг. прием на дневную форму обучения вырос в 1,5 раза, на заочную – в 3,2 раза. Это обусловлено тем, что образование выступает для молодежи в качестве способа и инструмента изменения (повышения) статуса. Однако проблема профессионального выбора становится для учащейся молодежи все более актуальной. На этот выбор оказывает серьезное влияние представление о престижности профессий. По данным одного из исследований (3), шкала престижа профессий у молодежи конца 90-х гг. XX века выглядит по мере снижения значимости так: банкир, юрист, министр, врач, менеджер, профессор, программист, офицер, бухгалтер, журналист, владелец магазина, политик, телохранитель, школьный учитель, «авторитет», милиционер, инженер, рабочий, продавец, тракторист. Эта шкала сильно расходится со структурой профессий и видов деятельности, востребованных на рынке труда. И помочь молодежи осознать это – одна из важнейших задач системы образования.

Решающее место в системе социального взаимодействия, характеризующего образовательный процесс, занимают взаимоотношения между учителем и учеником. Отметим присущее этим отношениям неравенство: статус учителя неизмеримо выше статуса ученика, что обусловлено его профессиональными функциями. Однако лидерская позиция педагога в классе (или учебной группе) нередко становится господствующей, сохраняет традиционный авторитарный стиль отношений, означающий безусловное подчинение ученика учителю. Содержательной основой авторитарного стиля преподавания в педагогике является привычное понимание целей образования как процесса передачи знаний от учителя к ученику с помощью программ, методик, технологий. Ребенок, ученик оказывается средством их реализации. Но сегодня очевидно, что авторитарный стиль в обучении оказывается все более неэффективным, ибо изменилось общество, и цели образования связаны с формированием творческой, инициативной личности на базе раскрытия и реализации ее способностей сначала в учебной, а затем в профессиональной деятельности. Это понимают педагоги, и многие из них считают, что им вполне удается реализовать демократический, гуманистический стиль преподавания. Однако их мнение по этому поводу не совпадает с оценками учеников, половина которых считает, что учителя стремятся постоянно поучать их, что их отношение к ним назидательно, что действует принцип: учитель всегда прав (11, с 74).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector