Образование как социальный феномен

girl 1848947 1920 Советы на день

Образование как социальный феномен

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Оно становится важным фактором развития не только отдельных сфер, но и всего общества. В процессе образования человек осваивает культурные ценности, социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей, механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового и духовного производства. Данная категория педагогики представляет собой социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества. Именно образование является активным ускорителем культурных перемен и преобразований, как в общественной жизни, так и в отдельном человеке.

640 1

Итак, образование как социальное явление – этопрежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Источник

Образование как социальный феномен

Образование – не только ценность, но и целенаправ­ленно организованный процесс управления социализацией. Каждое общество может существовать только тогда, когда его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения. Человек становится личностью в процессе социализации, то есть, усваивая социальные нормы, способы деятельности и ценности. А социализация предполагает развитие, самоопределение, самореали­зацию личности. Целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием. В этом состоит суть образования, как социокультурного феномена. Благодаря социализации человек обретает способность выполнять социальные функции.

Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). Образование в данном случае выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов, поэтому образование – социальное явление..

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. выделяют следующие социокультурные функции образования:

1. функция вхождения человека в мир науки и культуры,

2. функция социализации человека и обеспечения преемственности поколений,

3. функция формирования общественной и духовной жизни человека,

4. функция трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности,

5. функция развития региональных систем и сохранения национальных традиций,

6. функция передачи базовых культурных ценностей и целей развития общества,

7. функция активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке[4].

Вместе с появлением любого общества возникает образование (социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности). Образование развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка. На этапе первобытного общества образование было вплетено в систему социальных деятельностей. Взрослые, приобщая своих детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей, в естественных условиях обучали и воспитывали их, передавали культурные традиции от поколе­ния к поколению.

Постепенно в ходе исторического развития процесс передачи знаний и социального опыта выделяется из других видов жизнедеятельности общества и cтановится делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Таким образом, образование становится особой сферой социальной жизни.

Расширяются границы общения людей, происходит развитие языка и культуры, а это при­водит к увеличению информации и опыта, передающегося молодым людям. Однако возможности освоения опыта были ограни­чены. Это противоречие разрешалось путем создания обществен­ных структур, или социальных институтов, целью которых являлось на накопление и распространение знаний.

При появлении частной собственности и выделении семьи как экономической общности людей возникает обособление обучаю­щих и воспитательных функций и уже осуществляется переход от общественного об­разования к семейному. В роли педагога выступают родители, а не общи­на, в связи с чем корректируется цель образования: воспитание хо­рошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу семейного благо­состояния.

Мыслители древности осознавали, что материаль­ное благополучие отдельных граждан и семей зависит от могуще­ства государства, которое может быть достигнуто лишь общественными формами образования. Например, древнегрече­ский философ Платон, считал обязательным для детей правящего класса получение образования в специальных госу­дарственных учреждениях. Его взгляды отражали существовавшую спартанскую систему обра­зования. С первых дней жизни воспитание ребенка находилось под контролем государства. С семи лет мальчиков отправляли в интернаты, в которых был установ­лен суровый уклад жизни. Главная цель образования в Древней Спарте: воспитание сильных, выносливых, дисциплинированных и ис­кусных воинов, способных самоотверженно защищать интересы рабовладельцев.

Системы образования в Спарте и Афинах обеспечивали высокий уровень культуры населения. Характерные признаки для многих рабовладельческих обществ: существование наряду с семейным государственных, храмовых и других форм образования.

Изобретение письменности, мате­матической символики не только произвело переворот в способах накопления, хранения и передачи информации, но и существенно изменило содержание образования и методы обучения. Для организации усвоения учебного материала нужны были специально подготовленные люди. Таким образом, произошло выделение из единого процесса воспроизводства общественной жизни духовно­го воспроизводства – образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреж­дениях.

Усложнение общественной жизни и государственного механиз­ма требовало все больше образованных людей. Подготовкой таких лиц стали заниматься городские школы, которые были независимы от цер­кви. В XII—XIII вв. в Европе появились достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским ма­гистратам университеты, ведущие подготовку врачей, аптекарей, юристов, нотариу­сов, секретарей и государственных чиновников.

Социальные потребности в образовательных людях возрастали, естественно изменялись организационные формы обучения. Индивидуальное обучение постепенно уступает место индивидуально-групповой форме организации учебного процесса. Учитель проводит занятия уже не с одним, а с несколькими учащимися разного возраста и разного уровня подготовки.

Но и такая форма обучения вскоре перестала удовлетворять потребности общества. Развитие различных отраслей промышленности, ремесел и торговли, повышение духовного уровня жизни общества привело к появлению новых потребностей в образовании. Благодаря этому возникло коллективное обучение детей. Коллективное обучение стало прообразом классно-урочной системы, достоинства которой способствовали ее быстрому распространению. Сейчас классно-урочная система является самой распространенной и преобладающей во многих странах мира.

edugr4

Применение классно-урочной системы в школах и лекционно-семинарской — в университетах обеспечило организа­ционную четкость и упорядоченность образовательного процесса, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования и стало значительно доступнее для большинства населения.

Развитие образования в докапиталистическую эпоху не оказывало существенного влияния на производство и экономику. В образовании прогрессивные мыслители видели гуманистическую, просветительскую ценность. Крупная машинная индустрия потребовала смены старого способа производства, стереотипов мышления и систем ценностей и положение стало меняться. Развитие математики, естествознания, медицины, географии, астрономии и навигации, инженерного дела, необходимость широкого использования научного знания пришли в противоречие с традиционным, преимущественно гуманитар­ным, содержанием образования, в центре которого было изуче­ние древних языков. Разрешение данного противоречия было связано с возникновением реальных училищ и технических школ, высших технических учебных заведений.

В XIX в. в наиболее развитых странах были приняты законы об обязатель­ном начальном образовании.

Перед Второй мировой войной для успешного овладения ра­бочими специальностями потребовалось уже среднее образование. Это проявилось в увеличении сроков обязательного обучения в школе, расширении школьных программ за счет естественно-на­учных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и сред­нее школьное образование. Основным условием воспроизводства рабочей силы становится среднее об­разование (неполное, а затем полное).

Таким образом, выделение образования в специфическую отрасль духовного производства отвечало историческим условиям и имело прогрессивное значение. Образование как социальное явление — это прежде всего объективная общественная ценность. Уровень развития образовательной сферы задает тон нравственному, интеллектуальному, научно-техническому, духовно-культурному и экономическому потенциалу любого общества. Цели образования определяются потребностями и возможностями общества.

Образование, имея общественную природу и исторический характер, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его по­литических и идеологических установок, так как и педагоги, и вос­питанники являются субъектами общественных отношений.

Таким образом, образование как социальное явлениеможно рассматривать как относительную самостоятельную систему, основной функцией которой является обучать и воспитывать членов общества, ориентированных на овладение опреде­ленными знаниями, умениями, навыками, нравственными ценностями, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Образование как социальный феномен.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Образование как социальный феномен.

Существуют несколько подходов к анализу развития образования:

В основе третьего, институционального подхода, лежат этапы институционализации системы образования. В качестве доминанта выделяется нормативный, государственно детерминированный характер образования (Дюркгейм, Манкгейм). Образование рассматривается как система целенаправленного воздействия на подрастающее поколение с целью его адаптации к потребностям общества. Содержание образования определяется в соответствии с потребностями государства. К этому подходу тяготеет отечественная система образования.

Функции и содержание образования

2. функция социального контроля. Школа воспитывает законопослушных граждан. Уровень функциональной грамотности нужен не только на производстве, но и в быту, пользовании транспортом. При этом школа осуществляет и прямой социальный контроль за поведением и воспитанием подрастающего поколения;

3. функция культурной трансляции, когда образование выступает в роли генератора и хранителя культурного достояния общества.

Содержание образования определяется образовательной потребностью общества, а также, личностной потребностью в образовании.

Можно выделить следующие механизмы и рычаги реализации государственной образовательной политики.

Личностная образовательная потребность связана с созданием образа окружающего мира. Это та система ценностей, моделей поведения, которая позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире. Общество является той образовательной средой, из которой индивид получает информацию, необходимую для ориентации в окружающем мире. В этом смысле, личность имеет потребности, выходящие за рамки государственной системы образования. В структуру личностной потребности включается такая интеллектуальная социализация, как формирование «Я-концепции», ее формирование не может осуществляться вне образовательной среды. Капиталом, который человек может выгодно реализовать, в обмен на некие социальные и материальные блага. Факторами, определяющими личностную потребность в образовании являются: место жительства (географический фактор); семейные традиции (социальный фактор); материальное положение (экономический фактор). Масштаб образовательной потребности определяется количеством учащихся, желающих попасть или остаться в системе образования. В социологии он измеряется размерами контингента учащихся. На масштаб образовательной потребности влияют: демографический фактор; географический фактор; интернационализация образования.

Образовательная потребность обладает свойством расширенного воспроизводства, то есть, чем выше уровень образования, тем выше потребность в дальнейшем образовании

Источник

Образование как социальный феномен

Любое общество существует лишь при условии, что его чле­ны следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обу­словленным конкретными природными и социально-историче­скими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять социальные функции. Некоторые ученые понимают социа­лизацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и с семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпы­вается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и са­мореализацию личности. Причем такие задачи решаются как сти­хийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально соз­данными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализаци­ей и называется образованием, которое представляет собой слож­нейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, зани­мается ряд наук.

Понятие «образование» (аналогичное немецкому «bildung») происходит от слова «образ». Под образованием понимается еди­ный процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некото­рые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социаль­ные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный хри­стианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъ­емлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения ин­дивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление.

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитани­ем. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности воз­никло вместе с появлением общества и развивалось вместе с раз­витием трудовой деятельности, мышления, языка.

Ученые, занимающиеся изучением социализации детей на этапе первобытного общества, считают, что образование в ту эпоху было вплетено в систему общественно-производственной деятельности. Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколе­ния к поколению осуществлялись всеми взрослыми непосредст­венно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.

Расширение границ общения, развитие языка и общей куль­туры привели к увеличению информации и опыта, подлежащего передаче молодым людям. Однако возможности его освоения были ограничены. Это противоречие разрешалось путем создания общественных структур или социальных институтов, специализи­рующихся на накоплении и распространении знаний.

Например, чтобы сохранить в памяти все богатство фольклора, жрецы тохунга (маорийские племена Новой Зеландии) изо дня в день часами упражнялись в бесконечном повторении мифов, ро­дословий, преданий. В каждом племени создавались специальные школы — «варе вананга» (дома знаний), в которых наиболее зна­ющие люди передавали молодым знания и опыт племени, знакомили их с обрядами и преданиями, посвящали в искусство черной магии и колдовства. Юноши проводили в школе многие месяцы, заучивая слово в слово духовное наследие. В варе вананга молодежь обучали и различным ремеслам, практике земледелия, знакомили с лунным календарем, учили определять по звездам благоприятные сроки начала и завершения земледельческих ра­бот. Полный курс обучения в такой школе занимал несколько лет. Школы подобного типа существовали не только у маори, но и у других племен. Распространение таких школ существенно уско­ряло прогресс человечества, делало общество более мобильным и адаптированным к изменениям окружающей среды.

Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономической общности людей привели к обособлению обучаю­щих и воспитательных функций и переходу от общественного образования к семейному, когда в роли педагога стала выступать не община, а родители. Главной целью образования стало воспитание хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу се­мейного благосостояния.

Однако уже мыслители древности осознавали, что материаль­ное благополучие отдельных граждан и семей зависит от могуще­ства государства. Последнее может быть достигнуто не семейны­ми, а общественными формами образования. Так, древнегреческий философ Платон, например, считал обязательным для де­тей правящего класса получение образования в специальных го­сударственных учреждениях. Его взгляды отражали систему об­разования, сложившуюся в древней Спарте. Контроль государст­ва за воспитанием начинался с первых дней жизни ребенка. С семи лет мальчиков отправляли в интернаты, в которых устанав­ливался суровый уклад жизни. Главная цель образования состояла в воспитании сильных, выносливых, дисциплинированных и ис­кусных воинов, способных самоотверженно защищать интересы рабовладельцев. Аналогичная система образования существовала и в древних Афинах.

Нужно отметить, что сила Спарты и Афин во многом была обусловлена сложившимися в них системами образования, кото­рые обеспечивали высокий уровень культуры населения. Суще­ствование наряду с семейным государственных, храмовых и дру­гих форм образования было характерным для многих рабовла­дельческих обществ.

Движущей силой развития образования в этот период являлись его внутренние противоречия. Изобретение письменности, мате­матической символики не только произвело переворот в спосо­бах накопления, хранения и передачи информации, но и ради­кально изменило содержание образования и методы обучения. Усвоение учебного материала требовало ежедневных специальных занятий в течение ряда лет. Для организации учения нужны были люди, подготовленные к этому. Таким образом произошло выде­ление из единого процесса воспроизводства общественной жиз­ни духовного воспроизводства — образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждениях. Это означало и переход от неинституцио­нальной социализации к институциональной.

Крупные школы имелись уже в III в. до н.э., например, в Дву­речье и Египте. В них каждый учитель преподавал свой предмет: один — письменность, другой — математику, третий — религию и мифологию, четвертый — танцы и музыку, пятый — гимнас­тику и т.д.

Средние века в Западной и Центральной Европе характеризуют­ся утверждением христианской религиозной идеологии. Поэтому школы, как правило, открывались и содержались церковью, пре­подавание вели монахи и священники. Их главной целью было распространение религии, упрочение влияния церкви в общест­ве. В наиболее крупных школах наряду с обучением чтению, письму, счету, пению, латыни изучали геометрию, астрономию, музыку, риторику. Готовили такие школы не только служителей церкви, но и образованных людей для светской деятельности.

Усложнение общественной жизни и государственного механиз­ма требовало все больше образованных людей. Их подготовкой стали заниматься городские школы, которые были независимы от церкви. В XII — XIII вв. в Европе появились университеты, дос­таточно автономные по отношению к феодалам, церкви и город­ским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.

Возросшие социальные потребности в образованных людях привели к отказу от индивидуального обучения и переходу к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской — в университетах. Применение этих систем обеспечило организа­ционную четкость и упорядоченность образовательного процес­са, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в де­сятки раз, оно стало значительно доступнее для большинства населения.

Развитие образования в докапиталистическую эпоху было обу­словлено потребностями торговли, мореплавания, промышленно­сти, но до сравнительно недавнего времени оно не оказывало существенного влияния на производство и экономику. Многие прогрессивные мыслители видели в образовании лишь гуманисти­ческую, просветительскую ценность. Положение стало меняться по мере того, как крупная машинная индустрия потребовала сме­ны старого способа производства, стереотипов мышления и сис­тем ценностей. Развитие математики, естествознания, медицины, географии, астрономии и навигации, инженерного дела, необхо­димость широкого использования научного знания пришли в противоречие с традиционным, преимущественно гуманитарным, содержанием образования, в центре которого было изучение древ­них языков. Разрешение этого противоречия связано с возник­новением реальных училищ и технических школ, высших техни­ческих учебных заведений.

Объективные требования производства и борьба трудящихся за демократизацию образования уже в XIX в. привели к тому, что в наиболее развитых странах были приняты законы об обязатель­ном начальном образовании.

Перед второй мировой войной для успешного овладения ра­бочими специальностями потребовалось уже среднее образование. Это проявилось в увеличении сроков обязательного обучения в школе, расширении школьных программ за счет естественнона­учных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и среднее школьное образование. Неполное, а затем полное сред­нее образование становится основным условием воспроизводст­ва рабочей силы.

Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Это период так называемого образовательного взрыва. Такое ста­ло возможным потому, что автоматы, придя на смену механиче­ским машинам, изменили положение человека в производствен­ном процессе. Жизнь поставила вопрос о работнике нового типа, гармонично сочетающем в своей производственной деятельности функции умственного и физического, распорядительского и ис­полнительского труда, постоянно совершенствующем технологию и организационно-экономические отношения. Образование ста­ло необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Чело­век, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактиче­ски лишен возможности получить современную профессию.

Таким образом, выделение образования в специфическую от­расль духовного производства, следовательно, отвечало историче­ским условиям и имело прогрессивное значение.

Образование как социальное явление — это прежде всего объ­ективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуаль­ный, научно-технический, духовно-культурный и экономиче­ский потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи соци­ального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Итак, образование как социальное явление — это относитель­но самостоятельная система, функцией которой является обу­чение и воспитание членов общества, ориентированные на овла­дение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определя­ется социально-экономическим и политическим строем дан­ного общества и уровнем его материально-технического раз­вития.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector