Образование как социокультурный институт

woman 2564660 1920 Советы на день

Образование как социальный институт

Содержание:

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 16.05.2020

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Социология образования это раздел социологии, изучающий систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом, а также внутренние механизмы и закономерности образования как особого вида социокультурной деятельности.

Образование это социальная подсистема со своей структурой. В качестве основных элементов образовательные учреждения можно выделить как социальные организации, социальные сообщества (учителя и студенты), образовательный процесс как вид социокультурной деятельности.

Система образования построена по иным принципам, включает ряд звеньев:

Система образования в России претерпевает радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Наряду с государственными образовательными учреждениями появляются альтернативные, в том числе частные. Расширяются возможности выбора альтернативных форм обучения. Рядом с традиционной массовой школой появились лицеи, гимназии, колледжи, школы и классы с углубленным изучением предметов, профильные классы (например, педагогические классы) и т. д. параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование на всех уровнях, от детских садов до вузов. Меняется система взаимоотношений учебного заведения и церкви.

Все эти изменения в целом положительные. Несмотря на характерную для всего нового стоимость, они расширяют возможности самореализации личности, раздвигая границы свободы выбора.

Образование как социальный институт

Накопленные человечеством материальные и духовные ценности и знания должны передаваться новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня развития, его повышение невозможно без освоения культурного наследия. Образование важнейшая составляющая процесса социализации личности.

В социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает наличие в обществе специальных институтов (школ, университетов), которые осуществляют процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется культурными стандартами, преобладающими в обществе, политическими взглядами, которые воплощаются в государственной политике в области образования.

Термин «неформальное образование» относится к бессистемному обучению человека, обладающего знаниями и навыками, которые он спонтанно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или посредством индивидуального усвоения информации. При всей своей важности неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.

Наиболее значимыми особенностями современной системы образования являются:

Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:

Модель социальной структуры образования можно представить в виде состоящий из трех основных компонентов:

В современном обществе образование важнейшее средство достижения успеха и символ социального положения человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования влияют на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным.

В процессе нормального функционирования и развития общества чрезвычайно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции, накопленные трудом предыдущих поколений, передаются новому поколению людей и ассимилируются ими. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой является «систематическая подготовка и воспитание членов общества, ориентированная на усвоение определенных знаний (в первую очередь научных), идеологических и моральных ценностей, умений, навыков, норм поведения, содержание которой определяется социально-экономической и политической структурой общества, уровнем его материально-технического развития.

В современной социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, наличие в обществе специальных институтов (школ, колледжей, техникумов, университетов и т.д.), которые осуществляют процесс обучения. Во-вторых, система образования, преобладающая в современном индустриальном обществе, подчиняется официально установленному государством образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и навыков, необходимых обществу в различных сферах профессиональной деятельности.

Кроме того, государственный образовательный стандарт в явной или неявной форме содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения в соответствии с:

В социологии объектом исследования является прежде всего система формального образования, которая отождествляется с процессом обучения в целом, поскольку образовательные учреждения играют в нем определяющую роль. Что касается термина «неформальное образование», то он означает бессистемное обучение человека знаниям и навыкам, которые он сам осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и т. д.) или посредством индивидуального приобщения к культурным ценности, усвоение информации из газет, радио, телевидения и т. д. Неформальное образование является важным компонентом социализации человека, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе он играет вспомогательную роль.

Функции института образования

Рассмотрим подробнее функции, которые в современном обществе выполняет институт образования.

Передача и распространение культуры в обществе первая и самая важная из них. Его суть заключается в том, что через институт образования происходит передача от поколения к поколению культурных ценностей, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, нравственные ценности. нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т. д.). На протяжении всей истории человечества образование было основным источником знаний, важнейшим инструментом просвещения общества. Также не будем забывать, что культура каждого народа имеет свои национальные и этнические особенности, и поэтому система образования играет чрезвычайно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее уникальных и неповторимых черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национальная психология и национальное самосознание данного народа.

Функция социализации, или формирование установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, преобладающих в обществе у подрастающего поколения. Благодаря этому молодые люди включаются в жизнь общества, социализируются и интегрируются в социальную систему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали и этики служит предпосылкой для формирования общепринятой системы ценностей у молодого поколения, принятой в данном обществе и культуре. Молодое поколение учится понимать других людей и себя, становится сознательным участником общественной жизни. Содержание процесса социализации и воспитания детей, осуществляемого системой образования, во многом зависит от преобладающих в обществе ценностных норм, нравственности, религии и идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное образование было неотъемлемой частью школьного образования. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, которое контролирует систему формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в семье, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

Если признать, что нравственное воспитание и формирование мировоззрения важнейшая составляющая процесса социализации, осуществляемого современной школой, то правомерно говорить о необходимости прививать молодежи, прежде всего, общечеловеческие ценности. И гуманистическая мораль. Во многом это достигается в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла (литература, история, мировая художественная культура, философия и др.), которые начинают играть все более важную роль в системе не только школы, но и университетское образование, и в то же время положительное влияние преподавать естественнонаучные и технические дисциплины.

173196

Социальный отбор одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса выстроена таким образом, чтобы на самых начальных этапах можно было реализовать дифференцированный подход к учащимся с целью отбора наиболее способных и талантливых, получения молодежи соответствующего образовательного статуса их индивидуальным интересам и возможностям. В нашей стране после обязательного восьмилетнего образования значительная часть молодых людей поступает в техникумы и колледжи, другие продолжают обучение в средней школе, а затем одни из них продолжают обучение в университетах, другие поступают в колледжи и школы. По окончании учебы одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру и т. д.

С точки зрения социологии, последствия процесса отбора, проводимого институтом образования, чрезвычайно важны, поскольку его конечным результатом (когда различные группы молодых людей завершают свое образование и получают профессию) является размещение людей в разные социальные позиции в социальной структуре общества. Благодаря этому механизму осуществляется воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без которого невозможно его нормальное функционирование. Еще одним важным аспектом этого процесса является то, что благодаря ему запускается механизм социальной мобильности: получение профессии, в том числе в профессиональной деятельности человека, особенно в крупной организации, открывает для многих людей профессиональный карьерный путь, переход к более престижный социальный слой. Система образования, в основном высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом вертикальной социальной мобильности, поскольку без диплома о высшем образовании невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Этим объясняется высокая ценность образования в промышленно развитых странах мира и распространенный во многих слоях общества «синдром достижения», когда родители с малых лет стремятся привить ребенку потребность в образовании, развить и стимулировать его интерес. в обучении всячески, ведь его дальнейшая карьера напрямую зависит от уровня полученного образования. Отметим, что уровень образования, наряду с доходами и престижем профессии, является важнейшим показателем социального статуса человека в современном индустриальном обществе.

Функция социальных и культурных изменений прерогатива современного образовательного учреждения. Эта функция реализована двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, осуществляемых в стенах университетов. Способствуя научному прогрессу, высшее образование вносит значительный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, благодаря тесной связи университетов с промышленностью, характерной для западных стран, происходит интеграция науки, высшего образования и производства, результатом чего является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все чаще становятся исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу промышленных фирм и государственных учреждений. При этом интенсивное развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию учебного процесса, поскольку новые научные идеи и открытия быстро включаются в учебный план, способствуя повышению качества подготовки специалистов.

Во-вторых, система среднего образования (школа) также оказывает значительное влияние на процесс социальных изменений из-за ее тесной связи с экономикой, наукой и культурой. Примечательной особенностью школьного образования в нашей стране в последние годы стали инновационные процессы, связанные с задачами поиска и освоения новых приемов и методов обучения, с помощью которых повышается эффективность обучения.

Проводимые в настоящее время в нашей стране социально-экономические реформы, направленные на создание рыночной экономики, приватизация различных сфер народного хозяйства закономерно привели к углублению социальной дифференциации доходов между богатыми и бедными. По некоторым данным, разрыв в доходах между ними вырос более чем в 30 раз и является одной из основных причин социальной напряженности в стране. Изменения в системе социального расслоения и на рынке труда не могли не сказаться на системе образования: во-первых, необходимо готовить специалистов новых престижных специальностей: менеджеров, экономистов, юристов, финансистов и т. д. обучение по этой и другим престижным профессиям, как в государственных, так и негосударственных вузах, становится платным. Отсутствие национальных программ поддержки талантливой молодежи, которые давали бы равные шансы получить престижную профессию людям из разных социальных слоев, в конечном итоге может привести к тому, что обладатели престижных профессий, в которых нуждается общество, могут оказаться функционально безграмотный. Единственная гарантия успешной карьеры только материальное благополучие родителей, а не личные таланты и способности.

Заключение

Присущая современному обществу конкуренция на рынке образовательных услуг, естественная борьба за достижение более высокого статуса в обществе, открытый характер социальной мобильности в условиях современной российской действительности могут привести к противоречивым, а иногда и отрицательным результатам.

Нарастающая тенденция к демократизации общественно-политической жизни страны вступает в противоречие с зарождающимися консервативными тенденциями в сфере образования, поскольку все больше воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство, а высшее образование начинает приобретать черты элитарности.

Таким образом, демократизация системы образования, проводимая в стране, не должна ограничиваться формальными аспектами предоставления больших прав и независимости образовательным учреждениям, но также призвана обеспечить реальные права личности каждого гражданина на получение высшего образования. образование и престижная профессия путем создания специальных программ для поддержки молодых людей из самых разных слоев общества, в противном случае неизбежно дальнейшее ослабление интеллектуального потенциала страны, что может ухудшить и без того сложную экономическую и политическую ситуацию в стране.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ 396373 396374

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Тема. Образование как социокультурный феномен и социальный институт

1. Образование как социально-культурный феномен.

2. Культурно-гуманистические функции образования как социального института.

3. Культурологический подход в образовании.

4. Социокультурный образовательный потенциал личности

Традиционно философы, социологи, психологи говорят о том, что институт образования обеспечивает передачу культуры младшим поколениям и в определенном смысле воспроизводит культуру. Образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума. Культура(лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Образование как социально-культурный феномен. Проблема места и роли образования в обществе обусловлена самой человеческой природой. В живой природе человек сам по себе является феноменом, это признается большинством философских учений, в том числе и совсем не гуманистической направленности.

Человек как творение и как существо является типичным социальным явлением. Это означает, что социум представляет необходимую среду для его полноценной жизнедеятельности и самореализации. Как говорил Аристотель, только боги и звери могут жить вне общества. Однако человеческая природа подразумевает не просто социальное существование в виде интенсивного обмена информацией с существами себе подобными и построению на основе этого сложных коллективных действий (эти признаки есть, к примеру, у муравья или пчелы). Человек обладает разумом, способным к абстрактному мышлению, речью, языком, сложной психикой, важной составляющей которой является воображение. Подобные преимущества человека наделяют его оригинальным поведением, позволяют преодолеть инстинктивные влечения, придавая не только значительное разнообразие его поступкам, но и увеличивая ответственность за них.

Образование – это способ вхождения человека в мир науки и культуры. Необходимо учитывать, что образование всегда функционирует в рамках определенной культуры, оно вписано в ту или иную систему культуры. Феномены культуры искусственны, ибо они созданы из природного материала человеческими индивидами для удовлетворения их духовных потребностей. К таким феноменам культуры относится и образование, которое занимает определенное место в системе культуры, причем его роль зависит от ценностей и идеалов конкретной культуры.

Отсюда, важнейшей функцией образовательной деятельностистановится функция социального наследования посредством воспитания и обучения. Следовательно, образование человека – это результат его социального воспроизводства.

Культурные функции социального института образования состоят в использовании личностью, социальными общностями его достижений для формирования и развития и развития творческой деятельности, совершенствования культуры. Образовательную деятельность как социокультурную систему можно определить как деятельность по формированию социального субъекта, его отдельных свойств и качеств, реализующуюся через специальные (искусственно созданные) механизмы трансляции.

Таким образом, образовательное пространство существует в социуме, где задаются множество отношений и связей, вариантов развития индивида (субъекта) и его социализации. В качестве основных компонентов образовательного пространства можно выделить деятельностный компонент, который включает все множество образовательных ресурсов, связей и отношений всех субъектов образования и информационный компонент, который представляет собой совокупность знаний и информационных потоков, наполняющих образовательное пространство. Образовательная сфера, являясь частью социальной и духовной сфер общества, имеет самостоятельные направления развития, которые могут задавать вектор социально-духовного развития общества.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

· развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

· формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам; обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

· овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

· создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных возможностей.

Культурно-гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что оно выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека.

Поэтому, культурологический подход к образованию подразумевает процесс формирования и развития социального субъекта, раскрытия его задатков, склонностей, способностей, его профессионально-личностный рост в определенной культуре с ее механизмами и нормами и предполагает целенаправленное обращение в образовательной деятельности на культурные смыслы изучаемого материала.

Культурологический подход в образовании связан с достижением качественно нового типа социального человека, основными характеристиками которого является духовная культура личности, базирующаяся на гуманистическом мировоззрении, креативность. Составляющими духовности и культуры современного человека в социальном взаимодействии выступают толерантность, диалогичность, конструктивность, эмпатия, которая включает в себя когнитивные (мышление), аффективные (чувства) и коммуникативные компоненты: тщательное слушание других и понимание их чувств, точек зрения.

Основные составляющие типов культуры — системы ценностей, нормы и правила, способы деятельности и общения.

Образовательные ценностипредставляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие связующим звеном между общими ценностями и ценностями, формирующимися у обучающихся.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории образования прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения.

Классификация образовательных ценностей. Образовательные ценности классифицируются по принципу уровня своего существования:

2. Групповые образовательные ценности — это совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих образовательную деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

В целом, культурно-гуманистическое образование направлено на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, признание и задача каждого человека. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.

Реализация культурно-гуманистического образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности.

Гуманистические технологии образования позволяют преодолеть отчуждение учителей и учащихся, преподавателей и студентов от учебной деятельности и друг от друга. Такие технологии предполагают поворот к личности, уважение и доверие к ней, ее достоинству, принятие ее личных целей, запросов, интересов, создание условий для раскрытия и развития способностей, как учащихся, так и преподавателя с ориентацией на обеспечение полноценности их повседневной жизни. Также реализация культурно-гуманистических функций образования ставит проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличностность образования, его отчуждение от реальной жизни.

Таким образом, сущностная специфика гуманистических технологий образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте преподавателя и учащихся.

Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.

Так как содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:

1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.

2. Образование – это практика социализации человека и преемственности поколений.

3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

4. Образование — это процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.

5. Образование способствует развитию региональных систем и сохранению национальных традиций.

6. Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

7. Образование выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Социокультурные функции образования реализуется, прежде всего, через воспроизводство определенных социальных типов культуры: этнических, групповых, исторических, региональных.

Таким образом, в рамках образовательной деятельности осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, которое включает в себя образовательные отношения и образовательно-воспитательные институты, формируя его образовательный потенциал.

Социокультурный образовательный потенциал личности можно охарактеризовать как совокупность возможностей, предоставляемых образованием для оптимального развития жизненных и творческих сил, способностей индивида, его самореализации в общественной системе в соответствии с его личностными ориентациями. Следовательно, образовательный потенциал является свойством социальных субъектов, обеспечивающим их социальную жизнедеятельность, самореализацию и выполнение ими социальных функций.

Образовательный потенциал может быть представлен в трех основных формах:

Решение проблем экономического роста, культурной трансляции и личностной самореализации, воспроизводство социальной структуры, формирование интеллектуального потенциала нации — это только маленькая часть функций образования в современном обществе, что говорит о его неисчерпаемости и исключительно важной роли, которую играет оно в современном мире.

Проблема качества образования. Качество вообще — это совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.

Под качеством образованияпонимают степень удовлетворения образованием потребностей личности, отдельных социальных групп, общества и государства.

· качество цели образования (какой ее видят органы управления образованием, преподаватели и обучающиеся);

· качество образования как условие воспроизводства культурного и материального уровня жизни общества, воспроизводства знаний, которыми располагает общество как условия воспроизводства самого общества (качество образования в обществе);

· качество потенциала образования (ресурсов и условий их использования);

· качество самих обучающихся;

· качество образования как развитие способности обучения и обучаемости (качество личности);

· качество усвоения предметных знаний, т. е. знаний, связанных с предметами и научными дисциплинами, изучаемыми в процессе обучения в учебном учреждении (качество обучения);

· качество профессиональной подготовки, способности решения профессиональных задач (качество специалиста), которое со временем меняется;

· качество образования как развитие способности социальной ориентировки и социального роста (качество профессиональной культуры);

· качество преподавательского корпуса и их работы;

· качество информационного и методического обеспечения, качество образовательной программы и технологии образования.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector