Образование молдавии как государства

woman 6670772 1920 Советы на день

МОЛДАВИЯ. ИСТОРИЯ

Полезное

Смотреть что такое «МОЛДАВИЯ. ИСТОРИЯ» в других словарях:

История Молдавии — Молдавское княж … Википедия

МОЛДАВИЯ — Республика Молдова, государство в Юго Восточной Европе. Молдова румынское название исторической области Молдавия, лишь небольшая ее часть находится в пределах рассматриваемой республики, а большая (западная) часть в Румынии. Площадь республики 33 … Энциклопедия Кольера

История Молдовы — История Молдавии Молдавское княжество Бессарабская губерния Молдавск … Википедия

История Республики Молдова — История Молдавии Молдавское княжество Бессарабская губерния Молдавск … Википедия

Молдавия — Республика Молдова, гос во на Ю. Вост. Европы. Название унаследовано от истор. территории Молдова, получившей наименование по р. Молдова, пп Сирета. Гидроним объясняют из др. герм. Mulde лощина со слав, окончанием ова. Географические названия… … Географическая энциклопедия

История Австрии — ·Герцогство Австрия· ·Эрцгерцогство Австрия· ·Священная Римская империя · · … Википедия

История шахмат в Молдавии — Содержание 1 Появление шахмат в Mолдавии 2 1920 е 1930 е 3 С 1940 х … Википедия

История (наука) — История (греч. Ιστορία, «исследование») сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом, знание о котором прежде всего черпается из… … Википедия

История Украины — История Украины … Википедия

История Германии — Древность Доисторическая Германия Древние германцы Великое переселение народов Средние века Франкское государство Восточно Франкское королевство Королевство Германия … Википедия

Источник

История Молдавии

220px Moldova1483 PNG

magnify clip

220px Partitions of Moldavia

magnify clip

220px Mold1917

magnify clip

220px Moldova judete

magnify clip

220px Moldova administrativa

magnify clip

Содержание

Доисторический период

Палеолит

Древнейшие следы обитания человека на территории современной Молдавии относятся к раннему палеолиту (200—70 тыс. лет назад). Из этого времени известны стоянки ашёльской культуры (гроты Старые Дуруиторы, Выхватинцы). Стоянки мустьерской культуры (средний палеолит — 70—40 тыс. лет назад) обнаружены у сёл Бутешты, Буздужаны и Тринка. В позднем палеолите (40—10 тыс. лет назад) появился современный тип человека — кроманьонец (гроты Брынзены I, Чутулешты I, Рашков VII).

Мезолит

Стоянки эпохи мезолита на территории Молдавии (VIII—V тысячелетия до н. э.) обнаружены у сёл Фрумушика и Саратены.

Неолит

Древнейшая неолитическая (V тысячелетие до н.э) культура на территории Молдавии — буго-днестровская — известна по группе небольших поселений, расположенных возле города Сороки. В конце V тысячелетия до н. э. в междуречье Днестра и Прута проникли племена культуры линейно-ленточной керамики.

Меднокаменный век

На рубеже V—IV тысячелетий до н. э. в Днестровско-Карпатских землях в результате тесных контактов носителей культур линейно-ленточной керамики и буго-днестровской, сильного влияния нижнедунайской культуры Боян зарождается трипольская культура медно-каменного века (энеолита), развивавшаяся около 2 тыс. лет. Наиболее известны памятники у города Флорешты, сёл Карбуна, Солончены, Брынзены, Выхватинцы и Жура. В период медно-каменного века на юге Молдавии жили также племена гумельницкой культуры, близкие трипольцам (памятники у города Вулканешты и села Лопацика).

Бронзовый век

В раннем периоде бронзового века (конец III — первая треть II тысячелетия до н.э) среди племён, населявших территорию Молдавии, преобладали кочевые скотоводы. В среднем (вторая треть II тысячелетия до н.э) и позднем (третья треть II тысячелетия — начало I тысячелетия до н.э) периодах население становится оседлым, занимаясь как земледелием, так и скотоводством.

В конце периода бронзы территория Молдавии была разделена на две зоны: лесостепную и степную. В лесостепной зоне жили племена культуры Ноуа. В степной зоне обитали киммерийцы. Памятники раннего и среднего периодов бронзы представлены главным образом курганными погребениями, разбросанными по всей стране.

Железный век

В первой половине I тысячелетия до н. э. в лесостепную часть Днестровско-Прутского междуречья продвинулись фракийские племена — носители культуры гальштата. В степной части продолжали жить киммерийцы.

В развитии культуры фракийского гальштата на территории Молдавии выделяются три этапа: ранний (X—IX вв. до н. э.; Кишинёв, сёла Лукашевка, Мындрешты), характеризующийся переходом от поздней бронзы к раннему железу; средний (VIII—VI вв. до н. э.; г. Шолданешты, с. Селиште), которому присуще распространение железных орудий, и поздний (V в. до н. э.) — переходный от культуры фракийского гальштата к гетской (сёла Данчены, Пыржолтены).

IV—I века до н. э. Геты

В период IV—III веков до н. э. на территории Днестровско-Прутского междуречья были расселены геты (гето-даки) — одна из групп северо-фракийских племён.

Геты были объединены в союзы племён и находились на стадии военной демократии. Раскопаны селища и городище гетов (сёла Бутучены, Сахарна). Геты поддерживали связи с греческими причерноморскими колониями, об этом свидетельствуют монеты из Тиры (современный Белгород-Днестровский) и глиняные греческие амфоры.

В конце III — начале II веков до н. э. на территорию гетов вторгаются поморские племена, которые в письменных источниках обычно отождествляются с бастарнами или галатами. В результате слияния образовалось население, создавшее новую материальную культуру — лукашевскую, в которой преобладали гетские элементы.

В IV—III веках до н. э. степную часть побережья Днестровского лимана заселяли оседлые племена, в которых исследователи обычно видят потомков эллино-скифов Геродота. Во время военных походов и набегов в Днестровско-Карпатские земли проникали и кочевые скифы.

I—III века н. э. Римское влияние

В I веке до н. э. усиливается римская экспансия в Нижнем Подунавье. Римляне создают провинцию Нижняя Мёзия (современные территории северной Болгарии и румынской Добруджи). В 57 году н. э. они вводят свой гарнизон в Тиру. На юге Днестровско-Прутского междуречья стояли I Италийский и V Македонский легионы (черепицы со штампелями этих легионов были обнаружены на левом берегу Дуная, у его устья, около села Орловка Одесской области). Некоторые исследователи считают, что южный Траянов вал, пересекающий междуречье с запада на восток, был воздвигнут римлянами — для борьбы с вторгавшимися кочевниками, [1] однако данные, полученные в результате раскопок, это не подтверждают.

Римская экспансия ускорила формирование у гето-даков ранних политических образований. Так, в I веке до н. э. известно объединение гето-дакийских племён под руководством Буребисты, которое, однако, вскоре распалось. Затем центр политических образований гето-даков передвинулся в район Карпат, где в I веке до н. э. возникают ранние формы государства.

После двух ожесточённых войн (101—102 и 105—106) римский император Траян захватил часть земель гето-даков и образовал провинцию Дакия. Она была заселена римскими и романизированными колонистами. Власти проводили политику романизации гето-даков.

Днестровско-Прутское междуречье (и, в частности, территория современной Молдавии) не вошло в состав провинции Дакия, и здесь романизации как таковой не было, однако население этой территории также испытывало определённое римское влияние.

III—V века. Варвары

В 271 году под давлением варваров римляне вынуждены были покинуть соседнюю Дакию и отступить на правый берег Дуная. Часть романизированного населения была эвакуирована, часть осталась в городах и сёлах, в основном в предгорных областях. Впоследствии оно стало одним из элементов складывавшегося этноса валахов, предков восточно-романских народов позже заселивших территорию Молдавии.

В ходе «великого переселения народов» в Днестровско-Прутское междуречье проникали различные варварские племена: венеды, герулы, готы, гепиды, сарматы и другие.

В III—IV вв. на территории Молдавии была развита черняховская культура (поселения у сёл Будешты, Собар), носителями которой были фракийцы, сарматы, венеды, готы и др.

В конце IV века гунны, опустошившие эти земли, рассеяли и уничтожили племена черняховской культуры, остатки которых позже были ассимилированы славянами.

V—XI века. Славяне

250px Echimauti settlement

magnify clip

В конце V — начале VI веков началось широкое проникновение славян в Днестровско-Карпатские земли. Долины Днестра, Прута и Сирета были удобными путями в продвижении славян к Дунаю и на Балканский полуостров. Оседая на землях между Днестром и Карпатами, славяне встретили тут остатки прежнего населения и ассимилировали его. Это подтверждает керамика черняховского типа, встречающаяся на территории раннеславянских поселений.

Заселявшие Днестровско-Карпатские земли славяне входили в состав двух больших племенных союзов — антского и склавинского. По свидетельству готского историка Иордана, граница между ними в основном проходила по Днестру, однако на юге пределы антского союза простирались вплоть до Нижнего Подунавья. Письменные источники упоминают на северном побережье Нижнего Дуная таких вождей как Ардагаст, Пирогаст, Мусокий. Одним из крайних юго-западных антских племён были тиверцы, которые, как указывает недатированная часть «Повести временных лет», занимали земли по берегам Днестра к Дунаю и Чёрному морю. Остатки укреплённого поселения тиверцев IX—XI веков обнаружены у с. Екимауцы (Екимауцкое городище).

Всего на территории Молдавии открыто более 30 славянских поселений VI—VII веков (Хуча, Ганск (Ханска)) и около 200 поселений VIII—IX веков (Бранешты, Лопатна, Одая, Алчедар).

В X веке славянские племена, обитавшие в Днестровско-Прутском междуречье, находились в сфере влияния, а временами и входили в состав Древнерусского государства. Южную часть Днестровско-Карпатских земель заселяли племена балкано-дунайской культуры, носителями которой в основном были южные славяне, проникшие на территорию Молдавии в период распространения влияния Болгарского царства на север от Дуная (IX—XI века).

XI—XIII века. Кочевники

Появившиеся в X веке в степях Северного Причерноморья печенеги в течение столетия постоянно угрожали оседлому населению от Днепра до Дуная. Во второй половине XI—XII вв. в Дунайско-Днестровские земли перекочевали половцы (куманы).

В результате вторжения кочевников количество славянских поселений Днестровско-Карпатских земель значительно уменьшилось. В северной лесостепной области между Карпатами и Днестром в XII—XIII вв. проживали остатки славянского населения и проникавшие сюда из предгорий Карпат валахи. В XII—XIII вв. в северной части Днестровско-Карпатских земель, а иногда и во всём крае распространялась власть Галицкого княжества.

Вдоль Днестра, ближе к Галицким землям, обитали выгонцы — славяне, бежавшие от гнёта бояр из владений галицких и волынских князей. В XI—XIII вв. в низовьях Дуная существовало государственное образование Берладская земля, с центром в городе Берлад (на реке Бырлад в Румынии), население которого (берладники) также состояло из разноплемённых беглецов от феодального гнёта из русских княжеств.

По соседству с галицкими «выгонцами» располагались бродники, сведения о которых чрезвычайно скудны.

Часть половцев осела в районе реки Милков; здесь в XIII веке существовала Куманская епископия, в границах которой проживали и валахи.

XIII—XIV века. Золотая Орда

Монголо-татары, разгромив в 1237—40 русские княжества, двинулись на запад, покоряя Днестровско-Карпатские земли, уничтожая крупные центры и поселения. Письменные источники отмечают, что татары разорили Куманскую епископию и захватили землю бродников. В течение второй половины XIII — первой половины XIV вв. часть монголо-татар обосновалась на равнинах близ устья Дуная, включив юго-восточную часть Днестровско-Карпатских земель в состав Золотой Орды. Остальная территория, в том числе районы карпатских предгорий, непосредственно не входила во владения монголо-татар, но вероятно находилась от них в определённой зависимости.

Власти Золотой Орды колонизировали захваченную территорию разноэтническим оседлым населением, в результате чего возникла синкретическая золотоордынская культура. В это время появились города, известные по раскопкам у сёл Костешты (Яловенский район) и Требужены (Старый Орхей), в излучине реки Реут, в 18 км к юго-востоку от современного Оргеева. На юго-востоке края продолжали существовать два старинных торговых города — Белгород (Монкастро) и Килия (Ликостомо), в которых преобладал генуэзский торговый капитал.

В течение XII—XIV веков, в результате переселения в Днестровско-Карпатские земли, валахи постепенно становятся здесь основным населением. Наиболее ранние сведения о валахах на севере от Дуная содержатся в древнерусской летописи «Повесть временных лет», в которой указывается, что в 898 году валахи вместе со славянами жили где-то в Карпатах и к западу от них. Первое упоминание о валахах, проживавших вблизи границ Галицкой Руси, встречается в сочинении византийского историка Никиты Хониата (1164). Наиболее густо заселёнными в XIV веке были районы Восточного Прикарпатья. Они стали центром формирования Молдавского государства. (Заселение валахами Левобережья Днестра проходило позднее — в XVI—XVIII веках.)

XIV—XIX века. Молдавское княжество

В XIV веке произошло ослабление Золотой Орды. Земли, расположенные западнее Прута близ реки Молдовы, долгое время были под золотоордынским влиянием, а в 40-х годах того же века их заняли венгры, превратив в свою марку. Первым правителем марки стал Драгош Водэ, который пришёл к власти в 1351 году. По приказу венгерского короля Драгош собрал войско и совершил поход против монголов, кочевавших между Прутом и Днестром. В результате похода монгольские отряды вынуждены были отойти за Днестр, а Молдавская марка значительно расширилась за счёт отвоёванной Бессарабии.

Вслед за Драгошем правили его сын Сас и внук Балк. В 1359 году у Балка престол отобрал Богдан I, который прибыл в марку, поссорившись с венгерским королём. Он провозгласил независимость княжества и стал первым правителем независимого молдавского государства. В 1365, после длительной борьбы, княжество было признано со стороны венгров.

В 1371 (по другим данным в 1373), после неудачной попытки обратить в католицизм население княжества, сын Богдана Лацко, уже ставший господарем, просит Галицкого архипастыря посвятить в княжество двух епископов, после чего в стране окончательно закрепляется православие. Через некоторое время престол занял Пётр I Мушат, при котором государство стало сильнее и начало активнее вести внешнюю политику. При нём впервые состоялся официальный русско-молдавский контакт, а также княжество было включено в систему польско-литовских союзов, что гарантировало военную помощь со стороны северных соседей — Польши и Литвы. Однако из-за этого в 1387 году господарь признал зависимость Молдавского княжества от Польши.

Распад Галицко-Волынского государства повлёк за собой расширение Молдавии на север, так как бывшие галицикие крепости Хотин, Цецина и Хмелев вошли в состав Молдавского княжества, а у Польши как залог за 3000 серебряных рублей удалось взять Покутье.

При следующем правителе Романе I Мушате княжество начало расширяться на юг. У татар было отвоёвано пространство на юге Бессарабии между Прутом, Днестром и Чёрным морем — Буджак; также в состав княжества вошли крепости Четатя-Албэ и Килия. Однако, несмотря на усиление, Молдавское государство по-прежнему было зависимым от Польши. В 1394 году произошла война с Польшей, в результате которой на престол сел сын Романа, польский ставленник Стефан I Мушат. В 1395 году он открыто признал польский сюзеренитет. Однако польская власть продержалась недолго — уже в 1399 году в страну вторглись валахи, которые посадили на престол Александра I Доброго.

При Александре княжество процветало. Удачная внешняя политика привела к сближению с Византией, Польшей, Валахией, позже был заключён союз с Венгрией. Наступающая на Молдавию турецкая армия была повержена. За сорокалетнее правление Александра I Доброго Молдавское княжество стало сильнее и влиятельнее, а также избавилось зависимости от Польши. После смерти Александра в 1442 году в княжестве началась война за престол, который поочерёдно занимали различные господари. Страна разделилась на два царства — Цара де Жос и Цара де Сус, которыми правили ассоциированные правители. В 1457 году вновь произошла валашская интервенция, и господарем стал Стефан Великий.

В 1456 Молдавское княжество попадает в вассальную зависимость от Турции.

В конце 16, начале 17 веков Молдавия стала объектом интересов соседей: Речи Посполитой, Священной Римской империи и Османской империи. Молдавия неоднократно подпадала в различные сферы влияния в ходе Молдавских войн магнатов.

В 1711 году молдавский господарь Дмитрий Кантемир в Яссах присягнул на верность России. В результате неудачного для Российской армии Прутского похода он со своей семьей и придворными переселился в Россию, где стал одним из приближенных Петра I. Будучи выдающимся востоковедом, князь Кантемир в Персидском походе (1722—1723) являлся советником императора по делам Востока.

По условиям Бухарестского мира, заключённого в 1812, часть этой территории — между Прутом и Днестром — отошла к России, где её называли Бессарабия.

Источник

Молдова (Молдавия)

Молдова (Молдавия)

600px Flag of Moldova svg

300px Coat of arms of Moldova svg

gimn

Молдова (Республика Молдова, Молдавия) компактно расположилась между Украиной и Румынией в живописном междуречье Днестра и Прута. Продолжая оставаться преимущественно аграрным государством, эта бывшая союзная республика идеально подходит для путешественников, предпочитающих экономичный туризм и не желающих вникать в бюрократические тонкости – въехать в страну из России можно с одним загранпаспортом. Ну а для некоторых отдых в Молдове может стать отличным вариантом ностальгического тура в советское детство – с каникулами в уютных деревушках, горами спелых фруктов и захватывающими дух «экспедициями» по заброшенным дворянским усадьбам и руинам древних монастырей.

Сэкономь на путешествии в Молдову!

Видео: Молдавия

Общая информация

Маленькая небогатая Молдова незаслуженно обделена туристическим вниманием из-за отсутствия выхода к морю, хотя в реальности стране есть что показать и предложить заезжим гостям. Первые ассоциации, возникающие при упоминании названия республики, – это виноградники, вкуснейшее вино и сказка о шалопае-Гугуцэ в безразмерной шапке. С виноделием дела в Молдове и впрямь обстоят неплохо, причем это становится понятно сразу же, как только спускаешься в погреба местных заводов – таким площадям и организации пространства позавидовали бы лучшие винодельни Франции.

Второе преимущество данного туристического направления заключается, как ни странно, в его непопулярности. В Молдове не в курсе таких понятий, как высокий и низкий сезоны, поэтому, приезжая в Республику в любой из 365 дней в году, можете рассчитывать на душевный прием и доступные цены. Обычно в бывшую Бессарабию едут за простыми удовольствиями – познакомиться с молдавской кухней, сделать стратегический запас фруктов у селян, перепробовать самые интересные сорта местных вин и коньяков. Все эти радости обходятся необыкновенно дешево даже для не очень увесистого кошелька.

При определенном старании в Молдове можно организовать и увлекательную культурно-экскурсионную программу – да, «ассортимент» архитектурных памятников и археологических находок не столь огромен, но то, что имеется, оставляет неизгладимые впечатления. Яркий тому пример – разбросанные по берегам Днестра пещерные обители, возраст которых перевалил за тысячу лет, и древние городища, при посещении которых нападает светлая грусть о канувших в Лету эпохах и цивилизациях. А еще в Молдове полно бюджетных санаториев, где можно эмоционально и физически «перезагрузиться» с помощью местной минералки, радоновых ванн и ампелотерапии (лечения виноградом), причем конечный результат будет ничуть не хуже, чем при посещении прославленных Марианских Лазней.

Города Молдовы

Климат. Лучшее время для поездки

Молдова находится в зоне умеренно-континентального климата. Это значит, что лето в стране жаркое и продолжительное, а зима мягкая и сравнительно короткая. –2 °С на термометре для местных уже является поводом серьезно утеплиться. Более ощутимое похолодание на молдавские территории приходит с арктическими воздушными массами, которые сюда наведываются нечасто и на короткое время. Соответственно, самый подходящий период для того, чтобы исследовать достопримечательности фруктово-винного рая, – конец весны либо лето. Погода стоит прекрасная, дожди, если и случаются, то непродолжительные, а столбик термометра замирает на отметке +22 °С и выше.

Если собираетесь в Молдову с целью не просто удовлетворить культурно-эстетические потребности, но и побаловать себя дарами местной земли, планируйте тур ближе к августу-сентябрю, когда сады фермеров ломятся от фруктов, виноделы приступают к сбору винограда, а лотки рыночных торговцев не выдерживают веса свежих овощей. В промежутках между поглощением национальных блюд, можно найти время и для экскурсий – первая половина осени в Молдове сухая и ясная, а температура воздуха не падает ниже +11. +16 °С. Еще один довод в пользу осеннего путешествия – Праздник виноделия. Стартует фест в начале октября и сопровождается не только парадными шествиями, но и коллективными дегустациями первых партий виноградного напитка.

Молдова осенью Молдова зимой

Зимняя Молдова может показаться скучноватой и подозрительно притихшей, если только вы не попали в страну в канун рождественских праздников.

К сведению: Рождество здесь празднуют целых два раза – 25 декабря по старому стилю (традиции придерживаются, в основном, сельские жители) и 7 января по новому стилю. В городах торжество проходит особенно шумно: с карнавалами, ярмарками и концертами. Дегустационный тур по винным погребам страны тоже можно перенести на зиму, приурочив его к местным колядкам, – полное погружение в национальные традиции обеспечено.

История Молдовы

Начиная с древнейших времен, плодородные черноземы Молдавии притягивали завоевателей. Так, в разные эпохи территории страны «приватизировали» фракийские племена, римляне и даже готы. В V столетии на днестровско-карпатские земли пришли славяне, ассимилировавшие коренное население и основавшие здесь два доминирующих племенных союза, расположившихся по обоим берегам Днестра.

В XI веке Молдавию «открыли» для себя степняки, в течение нескольких десятилетий опустошавшие закрома местных жителей. Однако финальную точку в разорении приднестровских земель поставила Золотая Орда. В XIII веке добравшиеся до Молдовы татаро-монголы сожгли и разрушили несколько крупных городов, а затем обосновались в устье Дуная, включив юго-восток страны в состав Орды.

Первые шаги на пути к независимости Молдова сделала в XIV столетии с помощью венгров, изгнавших с ее территорий монголов. Новое политическое образование получило название Молдавская марка, у руля которой встал воевода Драгош. Впоследствии стране пришлось пережить еще много интересных событий. Например, попытки местных князей обратить население в католическую веру, расширение южных земель путем отвоевания их у татар, а также династические конфликты за молдавский трон.

Герб Молдавии, высеченный на стене церкви в монастыре Четацуя в Яссах

В 1774 году над страной установила протекторат Российская империя, а в 1812 г., по условиям Бухарестского мира, Молдова (тогда Бессарабия) окончательно вошла в состав России. В 1918 году молдавские власти решили вновь побороться за собственную независимость, объявив Бессарабию Демократической республикой, что только усилило политические беспорядки: одна часть населения поддерживала советскую власть, вторая пыталась пресечь распространение большевизма. В итоге, не найдя выхода из сложившейся ситуации, молдавский Сфатул Цэрий (орган государственной власти) попросился под защиту Румынии, в состав которой Бессарабия и вошла чуть позже.

Вернуть себе Молдавию СССР удалось только в 1940 году, после ряда дипломатических споров с румынским правительством. Что касается провозглашения долгожданной независимости, то в Молдове это событие произошло в 1991 году, после того как Советский Союз прекратил свое существование, а уже в 1994 году у Республики появилась собственная Конституция.

Важный момент: на территории Молдовы находится непризнанное государство – Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), объявившее о собственной независимости в 1990 году. Явного противоборства между странами нет, однако но при пересечении государственной границы придется соблюсти ряд формальностей, включая заполнение миграционной карты.

Религия, менталитет, языковой барьер

Все попытки молдавских князей обратить страну в католичество с треском провалились, так что большинство местного населения продолжает исповедовать православие. При этом религиозное противостояние имеет место до сих пор: скрытый конфликт идет между двумя православными церквями – Русской и Румынской, у каждой из которых своя «армия поддержки».

Юноши и девушки в народных костюмах у Арки Победы в Кишенёве

Если вести речь о национальном менталитете, то фраза «построить дом, посадить дерево, вырастить сына» молдаванами воспринимается чуть ли не буквально. Только вместо абстрактного дерева будет непременно слива или хотя бы виноградная лоза. Ну и разумеется все перечисленное должно быть хотя бы чуточку лучше, чем у соседа: дом – больше, дерево – выше, сын – умнее. Словоохотливость тоже считается национальной чертой характера. Сообщить друг другу свежую информацию из жизни близких и не очень знакомых людей – святое дело.

Языковой барьер для туриста в Молдове отсутствует как таковой. Да, молдавский не похож на русский, и вычленить из речевого потока знакомые слова, как, например, в Польше, здесь не получится. Зато великий могучий в Республике понимает подавляющее большинство, поэтому смело обращайтесь к продавцу или водителю маршрутки на родном языке – в девяти случаях из десяти услышите ответ на русском.

Популярные «страшилки» о том, что в Молдове всячески притесняют отечественных туристов тоже не подтверждаются (единичные случаи – не в счет). Ну а путешествуя по Приднестровской Республике, на поиски русско-молдавского разговорника можно вообще не тратить время. В непризнанной стране три официальных языка – русский, молдавский и украинский, причем вывески, реклама и дорожные указатели оформлены строго на латинице. Более того, Россию в ПМР уважают гораздо больше, чем в Молдавии, поэтому ехать сюда можно без опаски.

Достопримечательности и развлечения в Молдове

Туристические путеводители уверяют: в Молдову надо ехать, чтобы приобщиться к культуре виноделия либо ради знакомства с православными монастырями, большинству из которых не одна сотня лет. Основная часть энотуров проходит по «проторенным» маршрутам, поэтому любителям дегустировать сухое, игристое и полусладкое будет где развернуться.

Одна из топовых локаций – Криковские подвалы. Это не просто стилизованные под старину погреба с нагромождением пыльных бутылок, а настоящий подземный мегаполис с улицами, названными в честь легендарных вин. Сотрудники местного музея уверяют – именно в Криково хранятся бутылки с выдержанным напитком из коллекции самого Германа Геринга.

Криковские подвалы Экскурсия в погреб комбината «Милештий Мичь»

Занесенный в Книгу рекордов Гиннесса погреб комбината «Милештий Мичь» может похвастаться крупнейшей винной коллекцией в Европе: 2 миллиона бутылок – это не шутки. Организаторы экскурсий предлагают перемещаться по галереям завода на авто. Протяженность подвалов составляет порядка 50 км и обходить их пешком – дело утомительное. Пуркарские галереи достойны посещения хотя бы за то, что принадлежат старейшей винодельне Молдовы. Обязательны к дегустации фирменные марки, за которыми охотятся истинные почитатели виноградного напитка, – «Негру де Пуркарь» и «Рошу де Пуркарь».

Чтобы оценить коллекцию Брэнешстских подвалов, придется спуститься на 60 м под землю и обойти площадь примерно в 75 га – именно столько места отведено под продукцию завода «Басвинекс». У комплекса «Шато Вартели» история не самая выдающаяся (принимает экскурсии с 2008 года), площади не такие огромные, но качество продукции отменное. Кстати, здесь производят эксклюзивные марки айсвайна – вина из замороженного винограда с благородной плесенью Botrytis. Цикл производства скопировали у французских винодельческих мануфактур, поэтому после дегустации недовольных гостей обычно не остается.

Храмовая архитектура Молдовы представлена преимущественно монастырскими комплексами, в число которых входит Каприянский монастырь. Невзирая на почтенный возраст – монастырь был основан в XV веке – постройки выглядят нарядно и утонченно, что объясняется работой современных реконструкторов. Если хотите в полной мере насладиться атмосферой звенящей тишины и умиротворения, посещайте святилище в будни. По субботам и воскресеньям в церкви при обители проходят венчания и народа полно.

На берегу Днестра, скрытый от любопытных глаз буйной растительностью и горными склонами, расположился Каларашовский женский монастырь. Дворовые постройки обители находятся в состоянии перманентной реставрации, но посетителей в эти владения пускают охотно. А вот у монастыря Сахарна экстерьер более чем аскетичный – часть помещений святилища вырублена прямо в скале, а неподалеку бурлят шумные каскады Днестра. Вторая пещерная обитель Молдовы – монастырь Цыпова. Если верить ученым, сооружение воздвигли в VI веке для странствующих монахов. Невзирая на несколько заброшенный вид, Цыпова популярен у паломников. Это «намоленное» место – богослужения во внутренних помещениях комплекса проводятся до сих пор.

Каларашовский женский монастырь

Если небезразлична судьба исчезнувших цивилизаций и захотелось прогуляться по руинам доисторических городов – отправляйтесь на экскурсию по археологическому комплексу «Старый Орхей». Здесь вас ждет не просто очередное древнее поселение, а целый ряд культурных пластов, в которых можно вычленить несколько крупных достопримечательностей, относящихся к разным эпохам. Любителям военной архитектуры Молдова тоже найдет что предложить. Бендерская крепость, возведенная Сулейманом Великолепным (тем самым, о котором снят известный турецкий сериал), цитадель XV века в Сороках, которую можно увидеть на купюрах в 20 леев, останки Срединной крепости в Тирасполе – обязательные must-see для всех адептов военного туризма.

Что касается походов по музеям, то для этой цели лучше выбрать столицу Молдовы – Кишинев. Именно в нем можно отыскать самые интересные экспозиции и более тесно познакомиться с историей и культурой бывшей Бессарабии. Так, например, обязательным к посещению считается Музей истории, чья главная гордость – это 12 диорам, а также нумизматическая и оружейная коллекции, в которые вошли артефакты времен хеттской цивилизации.

Национальный музей этнографии Национальный музей археологии и истории

Если хочется чего-то предельно аутентичного и оригинального, добро пожаловать в город Сороки, гордо именуемый «цыганской столицей мира». Искать владения молдавских ромалов надо в верхней части города, что довольно легко – пафосные особняки, сочетающие в себе нагромождение самых невероятных стилей, видно издалека. На какие доходы существуют хозяева всей этой роскоши, лучше не спрашивать, а вот напроситься в гости можно. За приемлемую плату цыгане охотно пускают путешественников в собственные апартаменты и даже разрешают запечатлеть на фото немыслимые в своей пестроте интерьеры.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector