Образовательная организация как социальная система

fashion 1031469 1920 Советы на день

Организация как социально-педагогическая система

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента

Содержание и структура управления организацией.

Содержание управления развитием и функционированием социально-педагогической системы

В соответствии с таким представлением управление должно осуще-ствляться, во-первых, системой как целым; во-вторых— каждым ее ком-понентом в отдельности с учетом его своеобразия и с оглядкой на систему как целостность, его включающую; в-третьих — как управление взаимодействием компонентов, обеспечивающим личностное развитие учащихся.

Управление развитием может осуществляться двумя путями — революционным и эволюционным. Первый назван А.С.Макаренко «методом взрыва» (он, как правило, вызывается чрезвычайными обстоятельствами). При эволюционном пути хорошо поставленная объективная информация о состоянии и функционировании системы, стремление педагогов и ученического актива к постоянному творческому поиску. Эволюционный путь постепенно усложняет: обогащаются цели. Разнообразнее становится содержание деятельности, более тонкими отношения, более разветвленными связи и организационные, управленческие процессы.

Самоцель — личность развивающегося человека, включенного в воспитательную систему. Это значит, что надо управлять процессом взаимодействия и взаимовлияния системы и личности.

Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами

Содержание функции целеполагания в управлении

Источник

Понятие о школе как образовательной организации и открытой социально-педагогической системе

Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание прав человека и его свобод высшей ценностью – определяют новые задачи для отечественной системы образования.

Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

В настоящее время школа согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» представляет собой образовательную организацию, под которой понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Гл. 1.,ст. 2, п.18, Гл. 3.,ст. 21).

«Организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности» (ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Гл. 1.,ст. 2, п.19).

Организациям присуще особое свойство, особое системное качество – способность добиваться большей производительности своей деятельности за счет интеграции действий своих членов. Это свойство принято называть организационным эффектом.

Любое учебное заведение, представляющее собой организацию, может быть рассмотрено как:

• сообщество людей – взрослых и детей;

• система их совместной деятельности и общения;

• среда обитания, среда жизнедеятельности членов сообщества.

Школа, как образовательная организация, входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов.

Школа является самостоятельной социально-педагогической системой.

Система – это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют взаимосвязанные и взаимозависимые между собой элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего – по месту и функции.

Педагогическая система – это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система. Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления.

Можно выделить некоторые признаки любой системы:

– наличие компонентного состава, структурность;

– присутствие системообразующего компонента;

– зависимость функции каждого компонента и определение его места в системе;

– обусловленность действия системы свойствами ее структуры;

– несводимость свойств системы к простой сумме свойств ее компонентов;

– взаимосвязь с другими системами, способность входить в состав более широких систем и содержать в себе более мелкие.

Б.С. Гершунский отмечает следующие признаки системы: целенаправленность; управляемость; сложная иерархическая структура организации; наличие интегральных свойств; многосвязность; многокритериальность [3].

Существенным для педагогических систем является:

– целенаправленность любой системы;

– динамичность, постоянное развитие, изменение и отдельных компонентов, и системы в целом;

– способность к саморегуляции и самоорганизации.

Структурными компонентами педагогической системы (выделены крупнейшим российским психологом Н.В. Кузьминой) являются:

1) цели обучения и воспитания (общие и частные цели образуют иерархию целей);

2) субъекты обучения и воспитания (педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив и др.);

3) объекты обучения и воспитания (те же – педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив и др.);

4) осваиваемый опыт, т.е. содержание образования – знания, навыки, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений;

5) педагогические средства (сюда относятся всевозможные методы, формы, материально-технические средства обучения и воспитания).

Некоторые исследователи выделяют дополнительные компоненты педагогической системы: управление учебно-воспитательным процессом, результаты педагогической деятельности, образовательная среда, педагогическая технология. Но нетрудно убедиться, что указанные компоненты – это производные от компонентов, выделенных Н.В. Кузьминой.

Особенностью школы как педагогической системы является ее тесная связь с внешней средой – окружающим миром. Данная особенность характеризует ее как открытую систему. Можно выделить шесть основных внешних подсистем, к ним относятся: общественная; производственно-экономическая; социально-бытовая; природно-экологическая; культурная; духовно-нравственная.

Каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий (см. таблицу 1).

Факторы, влияющие на развитие образовательной организации
Экономические факторы Состояние экономики страны, ее финансовой системы влияет через уровень благосостояния в обществе на рост или отсутствие роста образовательных потребностей граждан, обусловливает большие или меньшие возможности для финансирования образовательной сферы. Высокий уровень общего экономического развития создает благоприятные условия для развития секторов экономики, специально ориентированных на обслуживание образования. Кризисные ситуации в экономике сокращают возможности оптимизации сети учреждений образования, уменьшают возможности материального стимулирования работников образования
Политические факторы Курс внутренней и внешней политики страны, конкретные политические действия. Для развития образовательных учреждений желательна спокойная, конструктивная, созидательная социально-политическая обстановка в обществе. Многое зависит от содержания и характера проведения в жизнь собственно образовательной политики. Например, провозглашенный в нашей стране принцип деполитизации школы предостерегает ее от излишней вовлеченности в политику, но не делает школу и ее коллектив изолированными от политических проблем
Правовые факторы Действующие законодательные акты и правовые нормы задают рамки, границы правового поля жизнедеятельности образовательного учреждения, «правила игры» на этом поле. Положения Конституции страны, Закона «Об образовании», соответствующих правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативные акты правительства и образовательных ведомств должны непременно учитываться учреждениями образования при определении ориентиров собственной жизнедеятельности
Экологические факторы Состояние окружающей природной среды оказывает существенное влияние на состояние здоровья обучающихся и педагогов, что значительно усиливает требования к профилактической и оздоровительной направленности деятельности образовательного учреждения. Характер географической и исторической среды, в которой функционирует учреждение образования, имеет большое значение как образовательный фактор. Само учреждение может внести свой вклад в улучшение экологической ситуации через осуществление экологического образования и воспитания учащихся, через активное участие в природоохранной деятельности, через подготовку учащихся к здоровому образу жизни
Демографические факторы Динамика процесса рождаемости и смертности, типичный состав семей влияют на ситуацию в учреждениях образования. Если не заниматься изучением тенденций в этой области, то школа через какое-то время может оказаться, например, без контингента учащихся или, напротив, — в ситуации резкой нехватки ученических мест
Культурные и духовно- идеологические факторы Состояние культуры в стране, уровень духовного здоровья и культурных запросов населения являются фоном для проявления образовательной активности людей, ее направленности. Девальвация духовных ценностей, снижение культурного уровня общества, обеднение культурной жизни, широкое распространение массовой культуры объективно затрудняют решение учреждениями образования, особенно школой, ее образовательных задач, понижают уровень востребованности хорошего образования обществом
Социально-психологические факторы Общий морально-психологический климат в обществе, образ и стиль жизни разных слоев населения, реально действующие моральные нормы и правила самым прямым образом влияют на образовательные учреждения, требуют от них способности реально предлагать учащимся такие нормы и образцы дея-тельности, поведения, отношений, человеческого общения, которые помогали бы учащимся сохранить свободу, чувство собственного достоинства, доверие и открытость миру, людям и в то же время противостоять безнравственности и бесчеловечности
Отраслевые факторы Тенденции модернизации системы образования в стране и мире, новые идеи, концепции, образцы лучшего образовательного опыта влияют на отдельно взятое образовательное учреждение, поскольку предлагают ему определенные варианты для выбора собственной концепции и траектории движения. Созидательная, продуманная федеральная, региональная образовательная политика, четкая линия поведения муниципальных образовательных систем, в которые включено учреждение образования, — важнейшие факторы, определяющие возможности и ограничения деятельности учреждения, выбор стратегии его развития
Институциональные факторы Разветвленная сеть специализированных социальных институтов, организаций, с которыми бы могло сотрудничать учреждение образования в решении своих задач, является элементом социальной среды образовательного учреждения. Способность последнего к установлению продуктивных и взаимовыгодных контактов с разными институтами существенно повышает его общий потенциал, способствует росту престижа, репутации, улучшению имиджа образовательного учреждения

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему.

Основными источниками формирования социального заказа образовательной организации являются:

1.Государствои его образовательные ведомства, которые формируют общие принципы образовательной политики, регистрируют, лицензируют, аттестовывают, аккредитовывают образовательные учреждения, устанавливают федеральные государственные образовательные стандарты.

2. Родители учащихся, чье влияние на ситуацию в учреждениях образования в последнее время заметно возрастает.

3. Учащиеся, по мере того как они становятся субъектами образования, осмысленно относятся к нему. Образовательные учреждения не могут не учитывать свой рейтинг, репутацию «хорошего» или «плохого» учреждения в ряду подобных себе.

4. Представители регионов и местных сообществ, выражающие интересы местного населения, его специфические образовательные потребности. Регионализация образования сегодня тесно связана со стремлением соединить систему образования с потребностями, традициями и задачами, решаемыми конкретным регионом.

5. Представители различных организаций – потенциальных работодателей, а также вооруженных сил.

6. Представители этнических групп, ставящие вопросы о необходимости большего учета в учреждениях образования национально-культурных традиций.

7. Представители общественных организаций и религиозных конфессий, стремящиеся активно влиять на ситуацию в образовательных учреждениях.

8. Педагоги и руководители образовательных организаций, которые не только призваны осмыслить, но и исполнить суммарный социальный заказ.

9. Представители педагогической науки, разрабатывающие и реализующие инновационные технологии в учреждениях образования.

Школа как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система.

Вместе с тем школа как система имеет свою внутреннюю среду. Это системы взаимодействия, например: учащиеся-учащиеся; учителя-учащиеся; учителя-родители и т.д.

Кроме того, это система взаимодействия, определяющегося направленностью целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной стороны, и, с другой – адекватным содержанием образования, формами, методами и средствами.

Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются:

1. Создание благоприятных условий, гарантирующих реализацию образовательных программ в полном объеме.

2. Формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.

3. Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.

4. Формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство.

5. Разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Школа устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс (схема 1).

Именно социально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей, творчески и интеллектуально одаренных, и ослабленных физически, и имеющих умственные или психически отклонения, правонарушителей, тех, кто находится в зависимости от взрослых: детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении, и т.п.

Источник

Образовательная организация как социальная система

13.2. Образовательное учреждение как социально-педагогическая система

Образовательные учреждения относятся к социальным организациям. Человек живет в мире таких организаций и его жизнь во многом зависит от того, как они устроены и работают.

Социальная организация представляет собой объединение людей, которые совместно действуют для достижения одной или многих целей и координируют свои действия на основе определенных формальных и неформальных норм и правил.

Организации создаются в тех случаях, когда совместное достижение цели и совместная деятельность позволяют добиваться наибольшей производительности. Это явление называют организационным эффектом.

Образовательное учреждение – это социальная организация, объединяющая людей, совместно действующих, на основе определенных формальных и неформальных правил и норм для достижения образовательно-воспитательных целей.

Любое образовательное учреждение представляет собой открытую динамичную социально-педагогическую систему, включающую в себя следующие подсистемы:

Основные результаты функционирования образовательного учреждения можно подразделить на несколько групп.

К образовательным результатам относятся:

* степень усвоения обучающимися знаний по образовательным предметам и выработки специальных и учебных умений и навыков;

* динамика развития учащихся и уровень их воспитанности;

* сформированность познавательных интересов и мотивов;

* развитие творческих способностей и задатков.

Результаты обучения и воспитания делятся на конечные и промежуточные. Конечными являются результаты образования выпускников, промежуточными – результаты образования тех обучающихся, которые, окончив очередной класс или курс, продолжают обучение.

К сожалению, сегодня в образовательных учреждениях выявляются только результаты усвоения знаний и формирования специальных умений и навыков. Психолого-педагогические науки еще не выработали четких представлений о результатах формирования и развития личности в образовательно-воспитательном процессе.

Состояние здоровья обучающихся. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся являются одними из важнейших показателей деятельности образовательного учреждения как гуманной организации.

В связи с сегодняшними неблагополучными социально-экономическими условиями, алкоголизмом и наркоманией родителей, ослаблением иммунитета, плохой экологической обстановкой образовательные учреждения сталкиваются с существенным ухудшением состояния здоровья детей.

Нормальное или хорошее состояние здоровья детей является предпосылкой получения высоких образовательных результатов, поэтому одной из важнейших задач образовательного учреждения является формирование не только духовной, но и физической культуры обучающихся.

Результаты инновационных процессов. Под влиянием педагогических инноваций происходят изменения в общей направленности образовательно-воспитательного процесса, расширении образовательных услуг, содержании образования и технологии его осуществления, организации работы отдельных подразделений образовательного учреждения, в повышении педагогического мастерства его работников, укреплении материальной базы и т.д.

4. К прочим результатам деятельности образовательного учреждения относятся:

* потенциал и возможности образовательного учреждения, его реальное состояние, обеспечивающие достижение того или иного уровня результатов формирования и развития учащихся;

* комплекс необходимых условий для психического и физического развития обучающихся.

Источник

Образовательное учреждение как социально-педагогическая система

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации»:

Образовательное учреждение (организация) – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Каждое образовательное учреждение представляет собой открытую динамичную образовательную систему, выполняющую следующие функции:

Образовательную, в рамках которой организовывается образовательный процесс. Построение образовательного процесса определяет структуру учреждения. Результаты образовательного процесса являются основными результатами деятельности учреждения.

Инновационную, в рамках которой, за счет инновационных процессов, обеспечивается развитие образовательного учреждения.

Обеспечивающую, в рамках которой обеспечиваются все процессы жизнедеятельности образовательного учреждения, в том числе выполняются образовательная и инновационная функции.

Результаты функционирования образовательного учреждения можно разделить на четыре группы:

Результаты образовательной деятельности делятся на промежуточные и конечные: промежуточные результаты показывают уровень усвоения знаний обучающимися по итогам четверти, учебного года; конечные результаты – результаты образования выпускников.

сохранение здоровья обучающихся в современном образовательном учреждении является одной из приоритетных задач. Вследствие сложившейся экологической обстановки, социально-экономических условий, распространения алкоголизма и наркомании среди взрослого населения наблюдается существенной ухудшение состояния здоровья детей, по сравнению с детьми предыдущих поколений. Хорошее или нормальное состояние здоровья является предпосылкой для успешных образовательных результатов. Поэтому формирование физической культуры, умений и навыков здорового образа жизни является одной из важнейших задач образовательного учреждения.

результаты инновационной деятельности отражают уровень, качество и разнообразие образовательных услуг, их содержание и технологии осуществления. Сюда же относится и профессиональный уровень педагогов, повышение их квалификации, а также показатели по укреплению материально-технической базы образовательного учреждения.

имеющийся потенциал образовательного учреждения, его возможности по обеспечению определенного уровня результатов обучения и развития обучающихся;

комплекс условий, которые необходимы для психического и физического развития обучающихся.

Управление образовательным учреждением – это комплекс мероприятий, направленных на организацию и обеспечение функционирования, достижения результатов и развития. Систему управления составляют человеческие, информационные, материальные, правовые и др. ресурсы, благодаря которым осуществляется управление. Для того, чтобы обеспечить эффективную жизнедеятельность образовательного учреждения, осуществляются предварительные управленческие действия: разрабатывается учебный план, составляется расписание занятий, анализируются результаты контроля за ходом инновационных проектов и т.д.

Статья 26 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в Российской Федерации»: Управление образовательной организацией

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

В школе органы самоуправления создаются для того, чтобы все участники образовательного процесса могли в той или иной степени оказывать влияние на школьную жизнь, условия работы в образовательном учреждении, обучение школьников, организацию взаимодействия родителей и школы.

Органы самоуправления в школе являются обязательным элементом школьной жизни. Основная задача самоуправления – учет потребностей родителей, педагогов и самих детей при принятии различных вопросов, касающихся жизнедеятельности образовательного учреждения.

Деятельность органов самоуправления определяется Уставом образовательного учреждения, а также рядом локальных актов. Органы самоуправления в рамках своей деятельности могут принимать разнообразные решения:

К органам самоуправления относятся и совет родителей, и ученический совет, а также различные другие органы, которые способны представлять интересы отдельных групп участников образовательного процесса.

Для реализации целей, обозначенных Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в Российской Федерации», в школах в соответствии с указанным законом могут создаваться следующие виды органов самоуправления:

Школьная администрация должна различными способами поддерживать и создавать благоприятные условия для реализации прав обучающихся в рамках создаваемых ими органов самоуправления. При этом управляющий совет школы представляет собой орган управления школой, в полномочия которого входит принятие общешкольных решений. Это означает, что ученическое самоуправление предоставляет право ученикам совместно с педагогическим составом школы и родителями принимать участие в решении вопросов, касающихся жизнедеятельности школы.

Статья 26 Закона «Об образовании…» определяет особенности управления учреждением образования. Директор является единоличным исполнительным органом образовательной организации, которому разрешается управлять школой на основе сочетания принципов коллегиальности и единоначалия. Под единоначалием понимается возможность управления и руководства школой одним человеком – руководителем.

В статье 26 Закона «Об образовании…» прописано, что «в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации».

В компетенцию школьных органов самоуправления также входят:

Управленческие советы также привлекаются для решения разнообразных финансово-хозяйственных вопросов, утверждения программы развития школы. Однако необходимо учитывать, что все принимаемые решения должны соответствовать российскому законодательству.

Примерный регламент работы органов самоуправления

Регламент работы рассмотрен на примере управляющего совета.

Заседания органа самоуправления могут проводиться в следующих случаях:

Инициатор созыва внеочередного заседания должен заранее сформулировать вопрос, который будет вынесен на повестку дня. Он также может предложить вариант решения рассматриваемого вопроса, форму проведения заседания и перечень информации, которая представляется членам управляющего совета.

Предложения о созыве управляющего совета должны оформляться в письменном виде и передаваться председателю совета.

В рамках текущего заседания не могут рассматриваться вопросы, которые не были включены в повестку дня. Если во время заседания предлагается внести на рассмотрение какой-то другой вопрос, то необходимость его рассмотрения определяется в порядке, установленным управляющим советом.

Информация о заседании совета до сведения членов управляющего совета должна быть доведена не позднее, чем за 7 дней до момента его заседания. Уведомления о заседании управляющего совета каждому члену совета направляются персонально в письменной форме с указанием следующих данных:

К уведомлению должны быть приложены все материалы, которые необходимо для принятия решений в ходе заседания совета.

Заседания управляющего совета и все его решения считаются правомочными при условии присутствия на заседании не менее половины его членов. Передача права голоса другому лицу, в том числе участнику совета, категорически не допускается.

Если количество голосов при голосовании одинаковое, то решающий голос принадлежит председателю заседанию.

В заседании могут участвовать лица, которые не являются членами совета, только если они были приглашены одним или несколькими членами управляющего совета и против их участия не возражает более половины постоянных участников органа самоуправления. Приглашенным участникам предоставляется право совещательного голоса.

Перед тем, как принять решение в ходе заседания управляющего совета, проходит стадия подготовки решения.

Для организации заседаний управляющего совета и выработки проектов постановлений председатель имеет право запрашивать у руководителя образовательного учреждения необходимые ему документы, данные и другие материалы. Для реализации этих же целей по решению управляющего совета могут создаваться постоянные либо временные комиссии совета.

Стоит учитывать, что все предложения, которые подготовит комиссия, носят только рекомендательный характер.

Права обучающихся, избираемых в органы самоуправления

При работе в органах самоуправления обучающиеся приобретают опыт управления в выборных и демократических органах, они приобретают навыки сотрудничества, принятия ответственных решений, проектирования.

Однако обучающие имеют и определенные полномочия, в том числе:

Этот список является только приблизительным, так как в каждой школе ученический совет может вести 2-3 или более направлений, а для ее исполнения могут создаваться соответствующие структурные подразделения.

Весьма интересным является опыт введения в школе должности президента. Порядок его избрания и полномочия определяются уставом школы.

Еще один популярный вариант организации школьного самоуправления – работа педагогического совета, в задачи которого входит решение вопросов управления в области педагогической и воспитательной деятельности.

Соуправление как форма управления воспитательной системой

На основании вышесказанного можно говорить о том, что участие обучающихся, из законных представителей в управлении образовательным учреждением в большей степени касается воспитательного процесса. Соуправление является одной из распространенных форм управления воспитательной работой. Оно предполагает совместное управление образовательным процессом всеми его участниками. При этом обеспечивается учет потребностей и интересов субъектов воспитательной системы, а обучающимся предоставляется возможность приобретения опыта правового и демократического поведения.

С помощью соуправления удается научить детей правильно взаимодействовать друг с другом, разделять ответственность за все действия и мероприятия, которые осуществляются в рамках воспитательного пространства.

Идея соуправления образовательным учреждением реализуется в деятельности всех органов управления, а некоторые из них могут функционировать на принципах полного самоуправления. При формировании органов самоуправления могут использоваться различные подходы. Например, в состав комитета защиты прав или совета школы могут входить как взрослые, так и обучающиеся. Процентное соотношение может быть 50х50, а при обсуждении вопросов каждый член комитета имеет одинаковые права.

Популярное решение – включение в органы соуправления и родителей обучающихся, тогда комитеты будут состоять на одну треть из обучающихся, педагогов и родителей.

Благодаря соуправлению удается активизировать общественную жизнь в школе и одновременно освободить руководство образовательного учреждения от решения определенных вопросов. В случае привлечения к управлению школой, дети также учатся разрешать различные проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.

В рамках системы соуправления образовательным учреждением особая роль принадлежит ученическому самоуправлению. Школьники привлекаются не для управления школой как социальным институтом, а они отвечают за жизнедеятельность школьного коллектива, в состав которого включаются и педагоги.

Ученический коллектив обладает своей системой ценностей, отношений и деятельности. Задача педагогов – оказание помощи детям в выстраивании ими школьной жизни, постепенно расширяя сферу ученического самоуправления. Педагоги также должны учитывать, что при управлении коллективом и его развитием необходимо помогать детям управлять отношениями внутри ученической среды.

Управлять отношениями крайне сложно, однако если коллектив отличается своей сплоченностью, то в нем устоялись определенные нравственные нормы и ценностные ориентации. В таком коллективе проявление любых отклонений в отношениях быстро и легко замечаются, что вызывает беспокойство как взрослых, так и детей.

Наиболее сложный момент в самоуправлении – построение взаимоотношений между педагогами и обучающимися. Необходимо отметить, что под школьным самоуправлением часто понимается коллектив обучающихся, который действует под руководством должностного лица, чаще всего – это заместитель директора по воспитательной работе. Такой подход существенно сужает понятие о детском самоуправлении.

Новикова Л.И. считает, что процесс ученического самоуправления практически не отличается от взрослого управления. В обоих случаях присутствуют цели деятельности, методы их реализации, анализ результатов этой деятельности и определение дальнейших перспектив работы. Однако знак равенства между взрослым и детским управлением можно ставить только в том случае, если обучающиеся сами определяют для себя цели, разрабатывают программы своей деятельности и способы их реализации.

По мере развития ученического коллектива возрастает и его роль в самоуправлении. Содержание и формы организации самоуправления в каждом образовательном учреждении могут быть своими, однако в любом случае система школьного самоуправления проходит несколько этапов развития:

Широкий перечень возможностей для подготовки обучающихся к самоуправлению предоставляют коллективные творческие дела. Во время их подготовки и проведения участники осуществляют все мероприятия по самоуправлению:

Для функционирования системы школьного самоуправления требуется и соответствующая нормативная правовая база. В первую очередь при ее разработке должны учитываться Конституция страны, действующие международные конвенции и пакты в области прав ребенка и человека, федеральные законы и другие документы. С их учетом и разрабатывается Устав школы, а также Положение о школьном самоуправлении.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector