Образовательный процесс как система

model 2614569 1920 Советы на день

Конспект лекций по курсу «Общие основы педагогики».

2.7. Образовательный процесс.

Образовательный процесс (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Образовательный процесс необходимо рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности – образование человека. Данная система имеет специфические процессуальные компоненты. Наиболее значимыми из них являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания также состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, воспитания – из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Образовательный процесс как система функционирует в определенных внешних условиях: природно-географиче-ских, общественных, производственных, культурных, среды школы и ее микрорайона. К внутришкольным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические.

Внутренней движущей силой ОП является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их реализации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.

Динамичность ОП достигается за счет взаимодействия трех его структур: 1) педагогической; 2) методической; 3) психологической.

Педагогическая структура ОП представляет собой систему из четырех элементов: а) целевого; б) содержательного; в) опе-рационно-деятельностного; г) аналитико-результативного. Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности, содержательный – определение содержания образовательного процесса на основе поставленных целей, операционно-деятель-ностный – организацию совместной деятельности педагогов и учащихся. Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.

Методическая структура ОП включает следующие элементы: а) задачи обучения (воспитания); б) последовательные этапы деятельности педагога; в) последовательные этапы деятельности учащихся.

Психологическая структура ОП представлена совокупностью трех элементов: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности.

Среди целей ОП выделяют нормативные государственные, общественные и инициативные. Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых актах и государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, а также уровня развития учащихся и подготовленности педагогов.

В системе «образовательный процесс» происходит взаимодействие определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой – в роли как субъектов, так и объектов – выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные ученики.

Сущность ОП состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

Главной характеристикой ОП является подчинение трех его составляющих (учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов) единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфичного.

Источник

Образовательный процесс как система

В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Педагогический процесс – предмет педагогики.

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластёнин).

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

Педагогический процесс – целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком смысле). Синоним – «образовательный процесс».

Как отмечает М.А. Данилов, педагогический процесс – это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, его образованность, культуру и нравственный облик, его способности, привычки, характер.

В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое достояние человека.

14.1.1. Образовательный и педагогический процесс

Образовательный и педагогический процесс во многом синонимические понятия. Происхождение их можно объяснить тем, что в одних странах (например, Германия, Россия, Польша) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого термина нет, но есть термин «education» – «образование». Поэтому в одних странах употребляется понятие «образовательный процесс», в других – «педагогический процесс». В России употребляются оба термина.

В одних случаях «образовательный процесс» употребляется, когда хотят раскрыть общественную сторону явления, например, «образовательный процесс в вузе (в начальной школе и т.д.)», или дать описание образовательного процесса в нормативных документах (например, требование к образовательному процессу в государственном стандарте образования).

В других случаях понятие «образовательный процесс» трактуется как единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс).

Понятие «педагогический процесс» отражает конкретную практическую деятельность педагога или педагогического коллектива. Так называют целостный процесс осуществления образования путем обеспечения единства обучения и воспитания. Синонимом этого понятия является также широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».

Как процесс педагогический, он включает взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.

Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все компоненты педагогического процесса.

Каждая цель имеет свой предмет, т.е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяют три группы целей:

Группа А – цели формирования знаний, навыков, умений, т.е. цели формирования сознания и поведения;

Группа В – цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.д.

Группа С – цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.

14.1.2. Структура педагогического процесса

Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру. Классическая структура педагогического процесса состоит из шести компонентов: цель/(результат) – принципы – содержание – методы – средства – формы (Рис. 14.1).

r 14 01
Рисунок 14.1 – Классическая структура педагогического процесса

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Цель состоит в том, чтобы педагог и воспитанник выработали или просто представили себе конечный результат своего взаимодействия.

Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.

Понятие цель неразрывно связано с понятием «задача». Задача – порция, часть цели.

Педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. Цель, реализуемая в определенных условиях, обстоятельствах образовательного процесса – это и есть педагогическая задача.

Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.

Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Как всякая большая система, она характеризуется пересечением вертикальных, горизонтальных и пр. связей (Рис. 14.2).

r 14 02
Рисунок 14.2 – Педагогическая система по Н.В. Кузьминой

В.Я. Свирский представляет педагогическую систему через цели и результаты педагогического процесса, собственные деятельности преподавателя и учащихся в их интеллектуальном и эмоциональном взаимодействии (Рис. 14.3).

r 14 03
Рисунок 14.3 – Педагогическая система по В.Я. Свирскому

14.1.3. Педагогическое управление

Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление.

Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Процесс управления состоит из следующих компонентов: постановка цели – информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) – формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся – проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) – реализация проекта – контроль за ходом выполнения – корректировка – подведение итогов.

Говорить о достаточном уровне управления учебным процессом можно лишь тогда, когда в результате его учащиеся овладевают знаниями и умениями на уровне планируемых.

Структуру технологического процесса обучения можно представить тремя основными каналами движения информации (Рис. 14.4).

r 14 04
Рисунок 14.4 – Управляемые каналы процесса обучения

14.1.4. Основные функции педагогического процесса

Основные функции (назначение) педагогического процесса: образовательная, развивающая, воспитательная (Рис. 14.5).

r 14 05
Рисунок 14.5 – Основные функции педагогического процесса

Образовательная функция связана с расширением объема, развивающая – со структурным усложнением, а воспитательная – с формированием отношений (В.В. Краевский).

Образовательная функция

Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность, которая выражается в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и т.д.

Развивающая функция

Развивающая функция предполагает ориентацию педагогического процесса на развитие личности как целостной психической системы.

Педагогический процесс (в одинаковой степени обучение и воспитание) способствует развитию психических процессов, речи, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности.

Педагогический процесс, как специально организованный, имеет возможность управлять естественным процессом развития (саморазвития), следовательно, педагогические влияния должны способствовать развитию личности – опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового в развитии.

Воспитательная функция

Реализация воспитательной функции требует при организации педагогического процесса исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Воспитательная функция – связана с формированием отношений, взглядов, убеждений, качеств личности.

Главная цель воспитания определяется как всесторонне гармоническое развитие личности, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способность приумножать его ценности.

В качестве результатов процесса выступают личностные новообразования: изменение мировоззрения, ценностных отношений к себе, к людям, к миру. Формируется личность гражданина мира, способного жить «в контексте мировой культуры», принимая общечеловеческие ценности культур и гармонично сочетая их в своей жизни с национальными, отечественными (Н.Е. Щуркова).

Воспитательное назначение педагогического процесса предполагает включение воспитанников в разнообразные виды деятельности; предусматривает разнообразие содержания взаимодействия педагога и ученика; требует разнообразия форм, средств и методов организации педагогического процесса; способствует развитию гуманных отношений, складывающихся в педагогическом взаимодействии.

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности – это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающих функций.

14.1.5. Движущие силы педагогического процесса

Движущей силой любого процесса выступают заключенные в нем диалектические противоречия.

Движущей силой педагогического процесса являются противоречия: между поставленной задачей и наличным уровнем возможностей ее разрешения. Стоящая задача вызывает к жизни определенные потребности, удовлетворяя которые, человек развивается.

Центральное противоречие педагогического процесса: противоречие между возникающими у учащихся (под влиянием педагога) потребностями и их реальными возможностями. Деятельность учителя должна способствовать появлению у школьников потребности (к приобретению новых знаний, к самосовершенствованию и саморазвитию) и способствовать ее разрешению.

Внутренние (субъективные) противоречия – между тем, какими качествами ребенок обладает, и тем, каких качеств у него недостает, – служат внутренним стимулом его активности в личностном формировании и развитии, основой возникновения потребности в совершенствовании.

14.2. Педагогический процесс как целостное явление

Целостность педагогического процесса – внутреннее единство составляющих компонентов, их гармоническое взаимодействие. Целостность предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая оказывала бы сбалансированное воздействие на все стороны личности: сознание, чувства и волю.

Целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов воспитания и обучения, объективно функционирующих как часть и целое: есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности воспитанника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности [102].

Основные аспекты целостности педагогического процесса

Реализация основных элементов содержания образования – это и есть реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций, цели педагогического процесса.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

Источник

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА

Из всех процессов, протекающих в школе, образователь­ный является ведущим, потому что он несет в себе три функции: образовательную, воспитательную и развиваю­щую.

Могут возникнуть вопросы: а надо ли управлять образователь­ным процессом, и если надо, то каковы место и роль учителя? Что нужно для этого знать и как осуществлять этот процесс на практике? Именно ответу на эти вопросы посвящена данная

Ранее мы уже рассмотрели вопрос о сущности управле­ния и знаем, что оно возникает как необходимое условие для жизнедеятельности людей, решающих коллективно конкретные задачи. Образовательный процесс в школе осу­ществляется не одним человеком, а значительной группой людей, в которую входят учителя, ученики, руководители школы, родители. Для согласованности их действий, ус­пешности достижения образовательных целей оптимальны­ми путями и правомерно ставить вопрос об управлении об­разовательным процессом.

Что же нужно знать, чтобы научно обоснованно управлять на практике образовательным процессом? Прежде всего, нужно ответить на вопрос о его сущности и отличии от учебного про­цесса.

Под процессом мы понимаем смену состояний. Образова­тельный процесс т- специально организованное, целена­правленное взаимодействие педагогов и воспитанников, ко­торое направлено на решение образовательных, воспита­тельных и развивающих задач. В результате их решения

происходят изменения в знаниях, умениях, воспитанности и развитости ученика. Меняется в этом процессе и учи­тель, ставя новые задачи для себя на основе рефлексии проведенной деятельности. Идет процесс последовательной смены задач учения школьника и обучающей деятельности учителя. Поэтому образовательный процесс можно рассмат­ривать как смену состояний системы деятельности участ­ников этого процесса. На разных его уровнях меняются роль и место его участников.

Рассмотрим уровни образовательного процесса и особеннос­ти управления на каждом из них. В педагогике выделяются четыре уровня.

Первый уровень — теоретический, представление образова­тельного процесса как системы, т. е. уровень дидактической структуры. Структура требует выделения компонентов систе­мы и определения связей между ними.

Компоненты:

— субъекты ОП (учитель, ученик);

— целевой — осознание педагогом и принятие учени­ком цели и задач учебно-познавательной деятельности (УПД);

— стимулирующе-мотивационные — педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них по­требность и мотив к УПД;

— содержательный — содержание чаще всего предъявляет и регулирует учитель с учетом целей обучения, интересов и склон­ностей ученика;

— операционно-деятельностный — наиболее полно отража­ет процессуальную сторону образовательного процесса (методы, средства обучения);

— контрольно-регулировочный — включает в себя сочетание самоконтроля и контроля учителя;

— рефлексивный — самоанализ, самооценка с учетом оцен­ки других и определение дальнейшего уровня своей УПД уче­ником и педагогической деятельности учителем.

Мы не раскрываем связи между компонентами, а попро­сим это сделать самого читателя, опираясь на знания педа­гогики.

Мы представили образовательный процесс в статике, но в жизни он развивается как смена состояний в определен­ной логике, в основе которой лежит смена познавательных задач для ученика и педагогических задач для учителя (см. табл. 12).

image060

В таблице наглядно представлен двусторонний характер об­разовательного процесса: взаимосвязанная деятельность учи­теля и ученика. Эта обобщающая схема образовательного про­цесса пригодна для любого вида обучения.

На теоретическом уровне раскрываются и особенности образовательного процесса. Его отличия от учебного про­цесса хорошо показаны И. С. Якиманской. Сравним обра­зовательный и учебный процессы по ряду важных пара­метров:

по целям — учебный процесс имеет своей доминирующей целью усвоение ЗУНов; в образовательном процессе на перед­ний план выдвигается цель — развитие познавательных спо­собностей, познавательной самостоятельности ученика сред­ствами ЗУНов;

по содержанию — в учебном процессе содержание опре­деляется едиными для всех учебными программами; в об­разовательном процессе предусматривается индивидуализа­ция содержания (например, используя уровневую диффе­ренциацию);

по процессу — учебный процесс ведется через обучение при доминирующей роли учителя; в образовательном процессе обучение сочетается с учением при доминировании деятель­ности ученика.

Для организации образовательного процесса, в котором до­минирует деятельность ученика, учителю необходимо знать структуру учения школьника.

Мы выделяем следующие компоненты в составе учения как системы:

1) мотивационный— потребность, интересы, мотивы, обес­печивающие включение ученика в процесс активного учения и сохранение активности на всех этапах УПД;

2) ориентировочный— принятие учеником цели УПД, ее пла­нирование и прогнозирование;

3) содержательно-операционный— система ведущих зна­ний (представления, факты, понятия, правила, законы, тео­рии) и способы учения как инструмент получения, переработ­ки и хранения информации;

4) энергетический— внимание, воля, эмоции;

5) рефлексивный— самоконтроль ученика, самооценка ре­зультата и хода выполнения действий, оценка себя в деятель­ности с учетом оценки других, саморегулирование и коррекция учения, самоуправление.

Все эти компоненты взаимосвязаны. Так, уже на уровне мо­тивации идет ориентация в деятельности, проявляется от­ношение к ее содержанию и способам осуществления. При реа­лизации каждого компонента идет рефлексия, затрачивается энергия, проявляется воля и обязательно осуществляется регу­лирование и коррекция.

Выстроенная структура учения дает нам возможность сформулировать следующее определение. Учение — это це­ленаправленная, мотивированная, самоуправляемая, отража­тельно-преобразующая деятельность обучающегося. Движу­щей силой учения является противоречие между выдвигае­мым ходом образовательного процесса, его логикой, позна­вательными и практическими задачами и наличным уров­нем знаний, умений и умственного развития каждого уче­ника. Главное, чтобы решение этих задач для учащихся было посильным, т. е. учитывало бы склонности, интересы и возможности ученика.

Мы не ставим задачу раскрыть всю теорию обучения, ибо она изучается в курсе педагогики. Нам необходимо было раскрыть сущность образовательного процесса и учения как специфических управляемых и самоуправляемых систем.

Первый теоретический уровеньОП определяет понимание сущности всех последующих уровней. На этом уровне роль учи­теля велика, так как прежде всего он должен хорошо знать сущ­ность и особенности образовательного процесса, его цели, содер­жание и другие компоненты, связи между ними. Словом, знать все об образовательном процессе как системе, обладающей воз­можностью для развития и, следовательно, для повышения ка­чества образования. Роль ученика здесь практически нулевая. Она проявляется только на четвертом уровне, когда учитель уже осуществляет образовательный процесс. У него постепенно фор­мируется представление об образовательном процессе в целом, о собственной познавательной деятельности. Важно, чтобы уче­ник овладел умениями осуществлять рефлексию и самоуправ­ление учением.

Именно эти умения будут способствовать подготовке учени­ка к самосовершенствованию через самообразование. Таким об­разом, овладение учителем основами теоретических знаний о сущности образовательного процесса, его закономерностях, дви­жущих силах является важнейшим условием успешного пост­роения на практике образовательного процесса.

Вторым условием является понимание учеником дей­ствий учителя и его готовность к осуществлению собствен-

ной УПД в системе учитель — ученик. Осуществление этих основных условий будет способствовать успешному протеканию совместной деятельности учителя и ученика в образовательном процессе.

Можно порекомендовать учителям делать образовательный процесс открытым и объяснять учащимся, почему сегодня на уроке используются именно эти методы и формы обучения, каковы их преимущества. Тогда ученик осмысленно будет относиться к своей деятельности и овладевать знаниями теории учения не специально, а естественным путем.

Однако на первом уровне образовательного процесса домини­рует роль учителя, который специально готовится к этой дея­тельности, получая педагогическое образование. Ученик же лишь стимулируется к усвоению некоторых теоретичес­ких вопросов при осуществлении ОП на практике.

Второй уровеньобразовательного процесса — это уровень проекта учебного плана школы и программ по предметам. В учебный план школы входят обязательные (федеральные и региональные) учебные предметы и школьный компонент, который определяется самой школой. Через учебный план осуществляется управление содержанием школьного образо­вания. Школа имеет право принять коллективное решение об удовлетворении образовательных потребностей учащихся че­рез введение профильного образования, углубленного изуче­ния отдельных учебных предметов. Это вызовет введение до­полнительных учебных курсов, перераспределение времени на изучение учебных предметов. При принятии такого реше­ния руководители школы предварительно изучают запросы учащихся, родителей, общества, а также кадровый потенци­ал школы и учебно-материальное обеспечение.

Учебный план школы наполняется учебными предметами, программы для которых сейчас представляются в форме ос­новного содержания областей знаний и требований к уровню обязательной подготовки учащихся. Поэтому на данном уров­не идет конкретизация первого (теоретического) уровня, так как он наполняется конкретным содержанием учебного курса в программах, методических пособиях.

На втором этапе ведущую роль играют руководители шко­лы, ибо они обязаны создавать учебный план своего образова­тельного учреждения. Но без анализа образовательных потреб­ностей населения и, прежде всего, самих детей они не смогут принять грамотного управленческого решения. Только на этой основе может быть создан учебный план, удовлетворяющий всех: учащихся, родителей, учителей. Этим определяется преж­де всего лицо школы.

Учителя принимают активное участие в выработке стратегии развития школы через дифференциацию содержания образова­ния, в разработке новых курсов, изучении склонностей и инте­ресов школьников.

Какова же роль ученика в принятии этих решений? Она яв­ляется определяющей. Каждый ученик должен помочь себе в выборе своего пути дальнейшего развития, а для этого разоб­раться в своих склонностях и интересах. Хорошо бы в школе ввести курс «Познай себя», изучая который учащиеся посте­пенно будут самоопределяться. Кроме этого, в школе должны быть курсы по выбору, различные секции, кружки, общества и т. д., где бы каждый ученик мог попробовать найти себя. И тогда руководителям школы и учителям легче будет принимать управленческое решение о создании адаптивного образователь­ного пространства.

Итак, на втором уровне управление образовательным про­цессом осуществляется через его содержание.

Третий уровень— это создание проекта конкретного обра­зовательного процесса в форме его планов на год, на учеб­ную тему и отдельное учебное занятие. На этом этапе основ­ная управленческая деятельность осуществляется учителем. Все современные образовательные технологии успешно реа­лизуются, если учитель осуществляет планирование учебно­го содержания на весь учебный год. Для этого из каждого учебного предмета должны быть выделены стержневые ли­нии, т. е. те научные проблемы, которые лежат в основе учебного курса. Покажем это на конкретном примере, рас­смотрев приложения 5 и 6.

Итак, управленческая деятельность учителя go планирова­нию изучения учебного предмета на год завершена. Далее не­обходимо планировать изучение конкретной темы и отдель­ного учебного занятия и реализовывать последнее на практи­ке. Это будет четвертым уровнемобразовательного процесса. Рассмотрим его подробно.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector