Общая психодиагностика как наука

woman 600225 1920 Советы на день

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

План
1. Понятие психодиагностики.
2. Связь психодиагностики с другими науками.
3. Сущность психологической диагностики.
4. Значение психологической диагностики.
5. Задачи психологической диагностики.

«Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить.»

Понятие психодиагностики

Психологическая диагностика в переводе с греческого языка обозначает «распознание». Например, распознание сформированности у детей навыков самообслуживания, культуры поведения, умения общаться и т.д. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы улучшить содержание учебно-воспитательной работы с детьми, а также с родителями.

Предметом психологической диагностики является:

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.
Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху (1874-1922). Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза.
Из-за слова «диагностика» эта наука чаще использовалась в клинике и даже определялась в энциклопедическом словаре медицинских терминов следующим образом: «Психодиагностика – оценка психического состояния больного с помощью экспериментально-психологического тестирования». За рубежом до сих пор редко употребляется термин «психодиагностика». Известные руководства называются следующим образом: «Психологическое тестирование» (Anastasi,1968 г., Анастази, 1982, 2001), «Сущность психологического тестирования», «Теория тестов», «Теория и практика психологического тестирования». В книге «Энциклопедия психологии»,2000 г. (Encyclopedia of psychlogy), которая включает восемь томов, нет статьи, посвященной психодиагностике.
По словам Л.Д.Бурлачука, мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением – отсутствием ее названия при реальном существовании самой науки психодиагностики.
В ленинградской психологической школе Б.Г.Ананьевым был обоснован термин «психодиагностики». Согласно Б.Г.Ананьева, психодиагностика имеет целью «определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных спопобностей и т.д.)» (Ананьев Б.Г., 1968)
В учебном пособии «Психологическая диагностика» (Под редакцией К.М.Гуревича, Е.Е.Боршовой, Москва, 2000 г.) психодиагностика определена «как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека». Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики». В «Кратком психологическом словаре», 1985 г. дается следущее определение психодиагностики: «психодиагностика – это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности».
Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они отклонением от нормы или отсутствием их.
Психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука.
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» (Л.Д.Бурлачук).

Отрасли психодиагностики. Сущность психодиагностики.
Известны следущие отрасли психодиагностики:
1. Образовательная – которая направлена на оценку успешности усвоения детьми учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания.
2. Клиническая – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного, консультативную и психотерапевтическую помощь.
3. Профессиональная – направлена на профориентацию и профотбор учащихся, а также расстановку кадров.
4. Судебная психолого-психиатрическая.

Связь психодиагностики с другими науками.

Психодиагностика тесно связана с дифференциальной психологией – наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах, а также с психометрикой, которая направлена на количественное определение психических явлений.
Психодиагностика развивается в тесной связи с науками, изучающими человека: с общественными науками, биологическими науками, психологией, педагогикой, анатомией, физиологией. Если физиологов интересует главным образом закономерности и механизм работы мозга как на уровне его целостной организации, так и на уровне нейронов и даже молекул, то психодиагностика изучает результат этой работы, проявляющийся в виде определенных образов, идей, представлений, определенного объема памяти, внимания, мышления и других психических процессов. Связь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций педагогам по организации обучения и самоуправления поведением детей.

Сущность психологической диагностики

Сущность психологической диагностики заключается в результативности воспитательно-познавательной работы с детьми. Важно заметить, есть ли изменения в развитии ребенка, в его мотивационной сфере, в развитии самооценки, обощенных форм мышления, смыслового запоминания и т.д.
Педагог-психолог должен знать:

Значение психологической диагностики.

Психодиагностика появилась впервые после публикаций Г.Роршаха (1921 г.). В начале ХХ века выделилась в самостоятельную отрасль науки. Значение психологической диагностики состоит в следущем:

Психолого-педагогическая помощь может быть оказана в форме:

Значение психологической диагностики состоит :

Психологическая диагностика необходима при аттестации не только воспитателей, но и дошкольных учреждений. В настоящее время разработаны критерии – показатели эффективности деятельности дошкольных учреждений.
К ним относятся:
1. Личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе.
2. Соответствие материальной базы профилю дошкольного учреждения.
3. Качество питания.
4. Развивающая среда.
5. Обеспечение права выбора программы.
6. Состояние делопроизводства.
7. Наличие оборудованных площадок для игр.
8. Осведомленность общественности об оказываемых образовательных услугах.
9. Степень открытости дошкольного учреждения.

Задачами психодиагностики являются:

Задачи психологической службы:

Работа практического психолога осуществляется по следующим основным направлениям:

В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:

Таким образом, основными областями практического использования результатов психодиагностической работы являются: расстановка кадров, профотбор, профориентация, прогнозирование социального поведения, стабилизация брака, законопослушности, оптимизация обучения и воспитания, консультативная и психотерапевтическая помощь, судебная психологическая экспертиза, прогнозирование психологических последствий изменения среды.

Предлагаем педагогам в начале изучения курса «психологическая диагностика» проверить тревожность, экстраверсию и ригидность по следующей анкете.

Источник

Психодиагностика как наука и практическая деятельность

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Психодиагностика: принципы, сфера применения. Виды психодиагностических методик: аппаратурные, компьютерные, личностные опросники, рисуночные, проективные и др. Их преимущества и недостатки. Системная психологическая диагностика.

Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Термин «диагностика» активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Он образован от греческих корней «диа» и «гнозис» и буквально истолковывается как «различительное познание». В настоящее время, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы, путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.

Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности. Психодиагностика – и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.

Предмет психодиагностики часто ограничивают применением различного рода диагностических методов к человеку с целью выявления его психического своеобразия и последующего его измерения с помощью различного рода статистических методов. При этом упускается из виду, что как характер полученной информации, так и ее интерпретация в значительной мере зависят от лежащей в основе психодиагностики теории личности.

Психодиагностика как теоретическая дисциплина рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процес­са к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных». Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно сложны, в одних случаях «встроены» в сам диагностичес­кий инструмент, в других – требуют особой работы с диагностичес­кими показателями: стандартного сравнения профилей, расчета интегральных показателей, сопоставления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и от­брасывания гипотез.

Общая психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки (с общей, социальной и дифференциальной психологиями и др.). Частная психодиагностика – с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная-психология, психология труда, спорта и т.д. Другая дисциплина, являющаяся фундаментом и составной частью общей психодиагностики, – это дифференциальная психометрика, как наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы.

Третье основание психодиагностики – практические сферы применения психологического знания, которые выдвигают психодиагностические задачи и обосновывают выделение комплексных, интегральных переменных, выступающих как объекты психодиагностики. Таким образом, теоретическая психодиагностика обусловлена тремя областями психологического знания: предметной областью психологии, изучающей данные явления, психометрикой – наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных и практикой использования психологического знания.

Практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация технических устройств к их разработке и конструированию. Т.е. практическая психодиагностика предполагает полезные навыки, интуицию, богатый опыт, свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы.

640 1

Психодиагност-практик должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами. Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность интерпретировать полученную информацию и многое другое.

Области практики, требующие применения психодиагностики:

1) расстановка кадров, профотбор, профориентация; оптимизация обучения и воспитания;

2) прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.);

3) судебно-психологическая экспертиза;

4) консультативная, психотерапевтическая помощь и др.

Все случаи обращения за помощью к психологу можно отнести к двум основным типам:

1) ситуация клиента – когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за консультацией (Телефон Доверия, Центры психологической консультации, частные обращения и др.);

2) ситуация экспертизы – когда к психологу обращается администрация (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т.д.

Эти ситуации различают по мотивации клиента, готовности к сотрудничеству. В первой ситуации клиент сам обращается за помощью, он заинтересован в разрешении своего вопроса. В ситуации экспертизы человек как бы насильственно подвергается диагностике и воспринимает ее как экзамен; заинтересованность человека состоит в том, чтобы как можно лучше контролировать свои ответы и угадывать, чего от него хотят. Проведение правильного исследования с получением надежных и валидных результатов требует от психодиагноста умения создать из ситуации экспертизы ситуацию клиента. Психодиагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития или в др. целях; психодиагностом (например, для психокоррекционной работы); администрацией для принятия решения и пр.

На этапе предварительной работы с заказчиком этика психолога требует четкого определения целей и задач психодиагностики (то есть, оформления заказа). Четкое определение того, чего хочет заказчик. Важно, не сообщить о человеке лишней информации (не отвечающей на вопросы заказчика). Лучше всего отвечать на вопросы заказчика в форме беседы, которая должна быть предварительно продумана психологом.

Если заказчик требует ответа психолога в виде психологического заключения, то последнее должно отвечать определенным требованиям:

1) должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации;

2) содержание заключения должно вытекать из целей диагностики и содержать конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком;

3) заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы; необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования (состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; нестандартные условия тестирования и др.).

Этапы психодиагностического процесса (по Й. Шванцаре):

1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).

2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.

3. Проведение тестирования; анализ полученных данных.

4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.

5. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Классификация средств психологической диагностики

В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик.

Во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина и др.). Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Это большинство личностных опросников (например, тест 16-PF Р. Кеттелла).

Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психодиагностические методики. Первые так или иначе опосредованы речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждении в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные.

Третье основание, используемое для классификации психодиагностических методик, – это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данной методики.

По этому основанию обычно различают:

1) объективные тесты;

2) стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают : а) тесты-опросники; б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ; в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда; и методики классификации; г) индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;

3) проективные техники;

4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Объективные тесты – это те методики, в которых возможен правильный ответ, т.е. правильное выполнение задания.

Общим для всей группы методик стандартизованного самоотчета является использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.

Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).

Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: «теплый – холодный», «сильный – слабый»). Обычно используются трех-, пяти- и семизначные шкалы. Особый вариант шкалирования – это субъективная классификация, предполагающая выявление субъективного структурирования объектов на уровне шкалы наименований.

Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тестов-опросников в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.

В проективных техниках недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве «стимула», при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта.

Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче. Например, при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка и других случаях, когда диагност одновременно выступает в роли и консультанта, и психотерапевта. Ситуация диагностического патопсихологического обследования диктует построение общения по принципу экспертизы. Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, беседы) и невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура).

Различные методические приемы, на основе которых строятся те или иные методики, можно расположить на одной шкале, если за основание классификации принять меру вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влиянияна результат обследования. Аппаратурные методики и объективные психологические тесты обладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру психодиагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста и его опытности как психолога на результаты обследования. Почти столь же малой степенью вовлеченности психодиагноста обладают и некоторые формы стандартизованных самоотчетов – многие опросники и шкальные техники.

В этих методиках личные качества психолога воплотились на этапе разработки методики; сама же процедура обследования, как и фиксация ее результата, оказывается рутинной операцией, которая в принципе может выполняться с помощью лаборанта-непсихолога или по компьютерной программе. Диагностические техники, напротив, характеризуются максимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процесс психодиагностики, максимальным влиянием его опытности, профессиональных навыков, способностей в сфере общения на результаты обследования.

Этими качествами обладают различные виды бесед, интервью, диагностических игр, патопсихологический эксперимент. Все остальные психодиагностические методики занимают промежуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогическими техниками. Многомерные тесты-опросники, предполагающие анализ профиля в целом и интерпретацию отдельных шкал, требуют клинической опыт­ности психодиагноста и, следовательно, на этапе психодиагностичес­кого заключения не свободны от влияния личности диагноста.

Классификация диагностических методик служит целям упорядо­чения информации о них, нахождению оснований для их взаимосвязи и тем самым способствует углублению специальных знаний в области психологической диагностики.

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству могут быть разделены на две группы:

1) формализованные методики (тесты; опросники; методики проективной техники; психофизиологические методики);

2) методики малоформализованные (наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности).

Формализованным методикам характерны:

— объективизация процедуры обследования или испытания (точ­ное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъ­явления стимульного материала, невмешательство исследовате­ля в деятельность испытуемого и др.);

— стандартизация (т.е. установление единообразия проведения об­работки и представления результатов диагностических экспери­ментов);

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает воз­можность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

Малоформализованные методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особен­но когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, пло­хо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.).

Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких ме­сяцев) и в большей степени основаны па профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических на­блюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

Оба типа диагностических методик не следует про­тивопоставлять друг другу. Как правило, они вза­имно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обсле­довании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими дан­ными, их склонностями, мотивацией деятельности и т.д.). С этой це­лью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.

Тест как основной психодиагностический метод так же имеет различные классификации:

1) по форме (инди­видуальные и групповые; устные и письмен­ные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные);

2) по содержанию (тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, личностные тесты).

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector