Общение как феномен культуры

woman 2003647 1920 Советы на день

Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека

3. Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека

Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер, делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение является неотъемлемой частью существования таких областей жизнедеятельности человека, как образование, наука и искусство, в сою очередь, тесно взаимосвязанных между собой в силу диалогичности своей сущности. Ярким доказательством этому служит глубокая связь культуры и образования.

С изменением социальной ситуации, наметились коренные перемены во взглядах на сущность и содержание образования. В современных условиях оно рассматривается как компонент культуры, являющийся «основным средством развития гуманистической сущности человека». Говоря о том, что образование обладает культурно-гуманистическими функциями, мы имеем в виду то, что оно функционирует в контексте культуры, являясь неотъемлемой её частью, выступая при этом средством создания и трансляции культурных ценностей, что позволяет человеку приобщиться к ним, а также раскрыть и реализовать собственный творческий потенциал.

Культура – понятие многогранное, затрагивающее все сферы жизнедеятельности человека. Под культурой принято понимать социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания. По своему внутреннему содержанию культура есть процесс развития человека как социального индивида, способ его индивидуального (творческого, социального, нравственного, эстетического и физического) совершенствования. Культура неотделима от человеческого общества, в котором зарождается и формируется, где происходит её непрерывное развитие. И в то же время именно она определяет во многом характер и уровень развития общества в целом и конкретно взятой личности.

Выдающийся философ В.С. Библер в своих исследованиях отмечает, что понятие «культура» складывается, на его взгляд, из таких определений:

Культура как форма одновременного бытия и общения людей различных – прошлых, настоящих и будущих культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур;

Культура – это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления;

Культура – это изобретение «мира впервые».

Основной культурной ценностью является сам человек. С точки зрения В.С. Библера, понимание человека в контексте культуры представляет собой понимание индивида во всей его неповторимости, единственности и всеобщности. Отношение к человеку как к высшей ценности бытия легло в основу современного образовательного процесса. Гуманистическая сущность педагогической науки и практики широко освящена в многочисленных современных исследованиях Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, Н.И. Власовой, Э.Н. Гусинского, Л.В. Заниной, Е.Н. Ильина, И.Б. Котовой, С.В. Петериной, А.В. Петровского, В.А. Петровского, Е.Н. Шилиова и др.

Общение возникает одним из ведущих факторов возникновения и существования культуры, будучи при этом культурным феноменом жизнедеятельности человека, поскольку является условием и средством познания, сохранения, трансформирования и созидания духовных и материальных ценностей культуры.

Исходя из этого, вполне объясним интерес к проблеме общения различных областей человекознания. Философия выполняет общетефетическую и методологическую функции в комплексном исследовании общения такими науками, как психология, социология, педагогика, культурология и др. За переделами философской мысли изучение феномена общения имеет место прежде всего в психологической науке.

3.1. Культура человеческого общения – новый «философский камень»

Культура составляет триединое целое и проявляется в трёх необходимых жизненных сферах: в виде внутренней, спонтанной культуры, сконцентрированной в духовном мире человека; в виде информационной системы, хранение, создание и передачу знаний, настраивающей каждого человека на интеллектуальную жизнь; и, наконец, в виде культуры функциональной, т.е. поведение людей в обществе, культуры непосредственного, постоянно развивающегося человеческого общения во времени и пространстве. Две последних среды предают культуре пространственный, планетарный, общечеловеческий характер.

Уходящий XX в. многое принёс человечеству: возвысил личность, поднял на новые, высшие ступени культуру и науку, революционировал народное сознание – словом, сделал мир более умным интеллектуальным, социально зрелым. В тоже время он значительно разъединил людей, усилил закомплексованность, лишил их доброты, внёс в мировую культуру семена отчуждения, несогласия и национальной обособленности, привёл человечество и мировую культуру к трагической возможности самоуничтожения. Внутренние границы между людьми бывают гораздо серьёзнее внешних.

XX в. принёс людям странную нравственную болезнь культурной чихоты, проявляющейся во всём – от исчезновения народной песни до нерождённых людей. Люди потеряли способность слышать друг друга. Человек отучился не только слышать, но и слушать.

Человечеству необходимы, образно говоря, единый планетарный язык и единая гуманистическая культура отношений. Таким общечеловеческим языком является гуманистическая культура.

Культурное обновление в нашей стране выражается в расширении горизонтов общения на основе гласности и открытости не только внутри стран, но и с остальным миром.

Разрушение человеческой общности отрицательным образом скажется на культурном процессе, хотя сам по себе культурный процесс отнюдь не совпадает с духовном развитием человека и не всегда способен разрешить важнейшие проблемы сохранения на земле прочного мира. Человечество только мечтает превратить культурный прогресс в средство своего спасения.

Культура человеческих отношений – «философский камень», требующий пристального внимания к изучению. Дефицит этого общения вызван многими причинами, начиная от дефицита культуры в личных отношениях людей и заканчивая жизнь общества в целом.

Культура проявляется в человеке через его действия и отношения к другим. Один из семантических смыслов слова «культура» связан со словом «почтение». Но как зримо исчезло из жизни почтительное отношение друг к другу! А ведь в человеческом общении возможна ещё и вежливость, терпеливость, отсутствие капризности, раздражительности…

Культура человеческих отношений расширяет и углубляет пространство жизни. что мешает культуре общения прочно утвердиться в нашем обществе? Видимо, вызвано это воспитанием в человеке «с младых ногтей» нетерпимости к инакомыслию, стойкого эгоистического непонимания и нежелания понять выбивающееся из санкционированного стандарта, воспринять чужую точку зрения или осмыслить иную позицию.

Ещё один пример низкой культуры общения – это качество встреч людей с искусством. Культура экспозиции требует комфортности восприятия, неспешности, удобства. Но в наших выставочных залах этого нет. Не найдётся здесь не чашечки кофе, ни стула, чтобы присесть и отдохнуть. А кстати, разве нельзя вести молчаливый разговор с картиной сидя? И вообще у нас не приняты на выставках «зоны отдыха».

Ещё предстоит глубинное исследование состояния межличностных культурных отношений.

Источник

Министерство культуры Российской Федерации

Московский государственный университет

культуры и искусства

Факультет социально-культурной деятельности

Кафедра социально-культурной деятельности

______________ Моздокова Ю.С.

» ____» _____________ 2001 г.

на тему: «Общение как феномен культуры»

Беловой Марии Николаевны

кандидат педагогических наук

__________________ Зива В.Ф.

Протокол ГАК № ______ от » ___ » ___________ 2001 г.

с оценкой _____________________

§ 1. Сущность, специфика и функции общения …………….. 12

§ 2. Культура, как специфика человеческой деятельности … 21

§ 3. Коммуникабельность как признак культуры общения
человека …..……………………………………………….. 31

Глава 2. Культура общения в трудовом коллективе ….……. 38

§ 1. Социально-психологический климат и деловые взаимо-
отношения в коллективе …………………………………. 38

§ 2. Межличностные отношения малых групп …………….. 50

Список использованной литературы ….……………………. 79

Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди уже начиная с XVI-XVII веков общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самим собой, мол «бешеный век», нам и присесть некогда, не то, что поговорить. И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне.

Общением занимается более пяти миллиардов человек. Ежедневно восемь часов большинство из нас проводят на работе, после этого – еще восемь часов с друзьями и родными. Шестнадцать часов общества, контактов, общения. А после этого мы, наконец, оставшись одни, продолжаем серию диалогов с теми, с кем только – что расстались и сами с собой – наяву или – не важно – во сне.

Львиную долю жизни мы, иногда не отдавая себе в этом отчета, общаемся. Как правило, мы плывем по течению.

Существуют люди, которые, входя в комнату, как бы мгновенно наполняют ее энергией и положительным зарядом, с ними легко делать дело, веселиться или просто молчать, и неким таинственным образом у них все получается. С другими людьми постоянно ощущаешь неловкость и с трудом подбираешь удивительно отяжелевшие слова. Несмотря на то, что первые эффективные технологии в этой области появились только десятилетий назад, секрет общения пытались раскусить и в прошлом веке и еще больше в начале нашего, когда одна за другой выходили книги о «Личном магнетизме» и «Искусстве влиять на людей».

Человек единое целое, организм, которому присущи физические, а так же психические функции. Этот целостный организм ведет единую жизнь в целостном мире, причем внутренний и внешний мир его так же представляют собой единое целое, расщепление которого правильнее всего считать болезнью.

Прежде чем учиться общаться друг с другом, нужно научиться общаться с собою.

За рубежом коммуникатор – одна из самых престижных профессий. У нас это слово только – только начинают писать по-русски. Расхожим заблуждением является знак равенства между этой специальностью и психологией. В лучшем случае психолог видит одну сторону медали, у которой их парадоксальным образом несколько. И управление персоналом, безусловно, требует и знания психологии.

Известно, что культура – это совокупность достижений всего человечества в производственном, общественном, умственном, эстетическом и физическом отношении. Основой всякой культуры является уважение к личности человека, нравственные законы и принципы.

Естественно. Что культурный человек и его поведение взаимосвязаны. Но эта взаимная связь может быть качественно различной. Мы иногда говорим «культурное поведение человека», иногда – «поведение культурного человека». Представляется, что это далеко не одно и то же.

Культурное поведение – это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы общения, обращения к окружающим, которые как бы подсказывают

Как правильно и красиво вести себя за столом, быть вежливым и предупредительным со старшими, с женщинами, уметь держать себя в обществе (как в знакомом, тат и в малознакомом), усвоить азы поведения, связанные с профессиональной этикой, понимать, что прилично и что неприлично делать в данной обстановке. Общая культура предполагает определенную начитанность человека, более или менее широкий круг интересов и знаний. Внешнюю опрятность, доброжелательность и высокую порядочность.

Можно сказать, что культурное поведение – это поведение в соответствии с теми или иными общепринятыми правилами. Оно отражает эти правила, является их внешним воплощением. Эти правила могут меняться – будут меняться и манеры поведения. Главное в понятии «культурное поведение» акцент делается на поведении, которое должно быть культурным. Человек знает правила культурного поведения и выполняет их.

Действительно, что собою представляет культурный человек. Это такой человек, у которого знание этических принципов, моральных норм общества превратилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Он поступает так не потому, что знает как надо поступать, а потому, что не может поступить иначе.

Культурный, воспитанный человек ориентируется прежде всего не на необходимость соблюдать внешние правила, а на свою совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми в обществе.

Я и другой человек. Мы и другие люди. Как много об этом уже написано, однако жизнь показывает, что эти вопросы продолжают волновать очень многих, так как являются главными вопросами человеческого бытия, ибо, как писал Л. Н. Толстой «человек немыслим вне общества».

Мы постоянно находимся среди людей 5 очень близких, родных – дома, в кругу друзей хорошо знакомых или малознакомых – на работе, учебе, в гостях, в различного рода клубах и секциях, совсем незнакомых – на улице, в автобусе и трамвае, театре, кино. Еще Марк Аврелий говорил: «Если бы хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».

Но готовы ли мы, хотим ли и умеем ли вести себя со всеми окружающими нас такими разными людьми так, что бы и мы сами и они чувствовали взаимное удовлетворение общением, как продолжительным так и мимолетным, случайным.

Поведение человека…. Мы как будто знаем о нем все или, во всяком случае, очень многое.

Вместе со всеми мы негодуем и повторяем. Что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, бескорыстия в отношениях между людьми, очень низкая культура поведения – люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, нетактичны, невнимательны, многие крикливо и безвкусно одеты, не умеют правильно и красиво говорить на своем родном языке.

Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений общественных, политических, служебных, семейных, личных. Любые нарушения правил культуры поведения или отсутствие этой культуры, как таковой, очевидны и ведут к нарушению отношений между людьми. В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость становится в нем педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью.

Человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроения, с готовностью, не жалея себя, помогает им и словом и делом, мы считаем культурным, воспитанным человеком. Именно человеколюбие – главная ценность в поведении каждого из нас.

Человек всегда так или иначе «ведет себя» совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему его миру и, прежде всего, по отношению к людям.

В поведении и общении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды и вкусы, привычки, желания, степень уверенности или неуверенности в себе и пр. Важную роль в поведении играют эмоции и чувства.

Темой моего дипломного проекта является проблема делового общения в коллективе и влияние уровня культуры на общение. Отношения в сфере труда занимают очень большое, может быть, даже определяющее место в нашей жизни, мыслях, поведении. И дело не в том, что труд у большинства из нас занимает преобладающую часть активного времени, поглощает наибольшую долю сил. Дело в том, что в процессе труда наиболее полно проявляются многие из наших человеческих качеств, формируется и раскрывается наше социальное «Я». И одна из наиболее важных сторон современных трудовых отношений – это деловые отношения, деловое общение работающих в одном коллективе людей.

Объединяясь в процессе работы, мы создаем новую, коллективную силу, которая гораздо больше, чем сумма наших отдельных сил.

Разумеется, не всякий совместный труд предполагает непосредственное общение. Однако почти у всех работа так или иначе связана с трудовыми отношениями.

Взаимоотношения между людьми на работе подчиняются двум видам правил – нормам юридическим и нормам моральным. Иногда их еще называют писаными и неписаными правилами. Как ни странно, это обстоятельство далеко не всеми понимается и принимается во внимание. Администраторы, например, часто считают, что отношения на работе должны регулироваться только формальными, имеющими юридическую силу предписаниями, имеющими юридическую силу предписаниями, правилами трудового распорядка, должностными инструкциями, приказами администрации, всевозможными нормативными, трудовыми и иным законодательством. Напротив, работники не связанные с управлением, сплошь и рядом даже незнакомые с юридическими нормами, определяющими их права и обязанности, исходят из того, что все определяют не они, а личные связи, общая атмосфера и неформальные отношения.

Все эти люди нуждаются в особом отношении со стороны специалистов отдела. Общение с такой категорией людей требует высокой культуры общения, знания психологии, умения достойно вести себя в любой ситуации. Специалисты отдела должны уметь найти подход к пожилому человеку, уметь его внимательно выслушать, быть с ним искренним и правдивым, а самое главное – терпеливым. Во все времена и во всех сложившихся обществах уровень культуры общества определялся отношением к пожилым людям. Поведение людей в любой обстановке регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения. Надо серьезно, с умом, относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно простое – то, что может быть неприятно Вам, неприятно и окружающим. Поэтому, надо всегда помнить об этом. Специалисты отдела должны быть внимательны, терпеливы, уметь владеть собой в любой ситуации, уметь грамотно и на высоком профессиональном уровне принять и обслужить клиента. Иногда, бывает все наоборот, но это не дает повода культурному человеку «сорваться». Необходимо сохранять спокойствие, учтивость, такт, терпение, вежливость. И самое главное – никогда не забывать о милосердии. В работе нашего отдела это качество должно стоять первым в ряду тех требований, которые предъявляются к специалисту, владеющему искусством общения.

Известно, что работа накладывает на человека очень заметный отпечаток. Причем это касается не только его внешнего облика, не только физических черт, но и характера, особенностей мышления, отношения к людям, реакций на окружающее. Ведь по своему мироощущению, по манере работы человек, трудящийся на земле, отличается от заводского рабочего, инженер от врача, музыкант – от спортивного тренера. В более общем плане можно сказать, что те, кто работает с неодушевленной материей, отличаются от тех, кто работает с людьми. Причем работа с людьми, даже несложная по своему содержанию, «показана» далеко не каждому. Человек, не способный или не подготовленный к постоянному контакту с другими людьми может причинить неприятности и испортить нервы сотням людей. В то же время в работе, связанной преимущественно с неживыми вещами, он мог бы быть незаменимым специалистом и объективно принести людям массу пользы. Но и внутри своего коллектива не менее важно уметь поддержать контакты.

Когда говорят о профессиональной этике, то имеют в виду специфические требования нравственности, связанные с особенностями профессии. «Положение, должность имеют влияние на образ мыслей человека, его внутреннюю жизнь, его веру более, чем он сам осознает это. В большинстве случаев уже нельзя отличить образа мыслей по долгу службы от свободных убеждений, того что исходит от самого человека от того, что исходит от него в связи с его внешней профессией. Отнимите у бесконечного множества людей их положение, и вы отнимете у них веру. Вера – это профессиональный долг. Не убеждения поддерживают положение, а положение – убеждения».

Если мы хотим, что бы нас поняли правильно, надо, что бы и форма, и содержание, и смысл того, что мы намерены сообщить, и сообщаем, гармонично сливались бы друг с другом, не внося элементов диссоциации. И каналы связи при этом должны быть свободными от «шума» (так специалисты называют любые, не только звуковые помехи).

Все вышесказанное можно объединить в одно целое и дать ему определение – культура общения. И объединяются все понятия и определения одним словом – коммуникация или коммуникативность. Быть коммуникабельным – значить быть склонным к общению с людьми, быть инициативным в этом общении, уметь и хотеть говорить, легко и быстро устанавливать деловые и творческие контакты, стремиться к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворять потребность людей в широком общении.

Человека, который не владеет определенными манерами, принятыми способами общения, обращения к окружающим, не умеет правильно вести себя в обществе, не владеет профессиональной этикой нельзя назвать коммуникабельным, а значить и нельзя назвать культурным человеком. Ведь культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов. И чем выше уровень культуры в малой группе, тем выше показатели работы. И если в группе работают единомышленники – люди, работающие с увлечением и интересом, помогающие друг другу, поддерживающие дружеские отношения основанные на близости основных ценностей и внеслужебных интересов, то можно сказать, что уровень общения между членами группы на высоте.

§ 1. Сущность, специфика и функции общения.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Источник

Общение как феномен культуры

Из словаря современного русского языка:

В этом определении совершенно отсутствует личностный фактор. Изначально всемирная сеть была изобретена исключительно для информационных целей, но с ее расширением и глобализацией человек в сети стал играть важную роль наравне с технической частью. Многие обвиняют интернет в безличности, но с распространением новых технологий, с увеличением числа пользователей интеренетом сеть стала приобретать личностные характеристики. Вернее будет сказать, что человек настолько влился и прижился в интернете, что исключать личностный фактор из изучения вопроса о всемирной сети стало просто невозможно.

В действительности, так и есть: интернет стал «глобальным», «всемирным» театром, а все пользователи в нем – актерами.

В данной работе я постараюсь осветить проблему мотивации общения человека в интернете, а также некоторые вопросы самопрезентации личности в виртуальном пространстве.

Я буду использовать примеры и наблюдения, которые собирала в течение 3,5 лет. Являясь активным пользователем интернета.

И еще одно уточнение: хотя освещаемая тема полностью относится к психологии, мне бы хотелось привнести в нее журналистские наблюдения, чтобы не показаться полным дилетантом в области психологических наук.

Для начала стоит обратиться к теории социальной психологии и психоанализа – двум областям психологии, самым тесным образом связанным с фактором личности и проблемой общения.

Социальная психология изучает поведение человека в группах. Одной из образующих этого поведения является общение. Соответственно, одним из направлений социальной психологии стало исследование межличностных коммуникаций.

«Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности.

Схематично структура общения может быть изображена следующим образом:

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организация взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Остановимся подробнее на перцептивной стороне общения.

«Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личностью на основе внешней стороны поведения мы как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другом. Значит, при построении стратегий взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

Элементарный пример из сетевого общения:

А: Что же так не радостно? Что-то случилось?

В своей работе «Общение как взаимодействие» Г. М. Андреева критически рассматривает концепцию «символического интеракционизма» Г. Мида.

Может быть, с точки зрения социальной психологии, изучающей взаимодействие индивидов в реальной жизни, эта концепции, действительно, слишком «символична», но для интернета она подходит как нельзя лучше.

«Человек пользуется устным или письменным словом для того, чтобы выразить смысл, который он хотел бы передать. Наш язык полон сим­волов, но мы также пользуемся знаками и образами не строго описа­тельными. Некоторые являются простыми аббревиатурами, т.е. рядом заглавных букв, таких, например, как ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, другие — торговые марки, названия лекарств, нашивки, эмблемы, зна­ки различия. Сами по себе бессмысленные, они приобретают узнавае­мость в результате общего употребления или преднамеренным обра­зом. Это не символы. Это — знаки, и они лишь обозначают объекты, к которым относятся.

То, что мы называем символом, — это термин, имя или изображе­ние, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу. Это подразумевает нечто смутное, неизвестное или скрытое от нас.

Таким образом, слово или изображение символичны, если они под­разумевают нечто большее, чем их очевидное и непосредственное зна­чение. Они имеют более широкий «бессознательный» аспект, который всякий раз точно не определен или объяснить его нельзя. И надеяться определить или объяснить его нельзя. Когда мы исследуем символ, он ведет нас в области, лежащие за пределами здравого рассудка.

Более того, существуют бессознательные аспекты нашего восприя­тия реальности. Когда наши органы чувств реагируют на реальные яв­ления, скажем, изображения или звуки, они переводят их из области реального в область разума, — это очевидный факт. Здесь они стано­вятся психическими явлениями, конечная природа которых непозна­ваема (психика не может познать свою собственную психическую сущ­ность). Поэтому любой опыт содержит бесконечное множество неизве­стных факторов, не говоря уже о том, что каждый конкретный объект всегда неизвестен в определенных отношениях, поскольку мы не мо­жем знать конечной природы самой материи.

Индивид — это единственная реальность. Чем дальше мы уходим от него к абстрактным идеям относительно Хомо Сапиенса, тем чаще впа­даем в ошибку. В наше время социальных переворотов и быстрых об­щественных изменений об отдельном человеке необходимо знать мно­го больше, чем знаем мы, так как очень многое зависит от его умствен­ных и моральных качеств. Но если мы хотим видеть явления в пра­вильной перспективе, нам необходимо понять прошлое человека так же, как и его настоящее. По этой причине понимание мифов и симво­лов имеет существенное значение». 9

За символ в интернете можно принять ник, которым назвал себя человек, цвет этого ника в чате, приветсвие или прощание, которым награждает человек своего собеседника и ряд других факторов. Каждый участник коммуникации интерпретирует символы по-своему, исходя из собственного понимания реальности. В этом состоит самая большая загадка и притягательности виртуального общения.

Итак, от теории перейдем к практике. Человек, попадая в интернет, чаще всего не имеет за плечами психологического образования, он действует инстинктивно и бессознательно, что и выражается в символичном существовании личности в сети.

Чтобы иметь более полное представление о российском интернете, я приведу данные статистического опроса, полученные А. Жичкиной и К. Ефимовым за один месяц в 1999 году. Данные опубликованы на неофициальном сервере факультета психологии МГУ www.flogiston.ru/projects/

Общее число участников опроса составило 562 человека (424 человека по результатам анонса в Интернете с www.icqfoto.ru и через списки рассылки и 138 человек по результатам анонса в Фидо). (См. приложение на следующей странице).

70% пользователей интернета – мужчины. Это обусловлено тем, что многие используют интернет на работе и профессии большого числа мужчин как раз тесно связаны с сетью.

Итак, мы определились со статистическим портретом человека в российском интернете: это чаще всего молодой мужчина, проводящий больше двух часов в сети. К этому можно добавить, что у него высшее техническое образование. Среди женщин чаще встречаются гуманитарии.

С другой стороны, интернет сейчас стал открыт для молодежи. Подростки 14-16 лет выходят в интернет из дома, общение в чатах и сетевые игры занимают большее время их досуга.

Перед нами еще один мотив общения: поиск собеседника, который сможет понять и оценить вас, как партнера в общении. Публика в интернете встречается самая разнообразная, но все-таки по результатам исследований можно понять, что это молодые люди, ищущие дополнительного, необычного общения. Возможность найти собеседника, друга очень велика. Пока мы не будем брать в расчет гендерные мотивы.

В исследовании принимали участие молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, имеющие незаконченное и законченное высшее образование, в основном гуманитарное. На первом этапе (этапе пилотажа) выборочную совокупность составили 8 человек (7 женщин и 1 мужчина) с незаконченным высшим гуманитарным образованием. На втором этапе (основное исследование) выборочная совокупность составила 27 человек (12 мужчин и 15 женщин) с незаконченным высшим гуманитарным образованием.

Вот некоторые ответы, которые были получены в ходе опроса:

В этом месте, я думаю, стоит перейти непостредственно к общению в чатах. Для начала мне хотелось бы привести несколько высказываний людей, которые ежедневно активно общаются в чатах.

И второе, более короткое высказывание:

В первом случае человек под ником Майский цвет испытывал проблемы со знакомством в реальной жизни. Он сам признается, что ему сложно идти на контакт, хотя он легко вливается в новый круг общения.

Думаю, все-таки стоит повторить уже избитую мысль о том, что человек заходит в чат, чтобы попробовать себя в новом качестве, а именно, в роли уверенного в себе человека, который может легко познакомиться с кем угодно, высказать в открытую свое мнение и поделиться впечатлениями. Закрепощенность, неуверенность в себе и своей привлекательности приводит человека в чат и наделяет его новым образом.

Но я ни в коем случае не хочу утверждать, что посетители чатов – это сплошь закрепощенные люди. Встречаются саме разные личности, у которых совершенно разные мотивы общения в интернете.

Выше уже говорилось, что интернет – это своего рода театр. И роли в нем распределяются по желанию самих актеров – пользователей интернета.

Автор считает, что чаты стали представлять из себя нечто большее, чем просто «болталки» (причем, это название можно расшифровать двояко: с одной стороны, оно имеет значение «болтать» в смысле говорить без определенной темы, а с другой – просто находиться в определенном месте без определенного дела, болтаться). В. Нестеров говорит о чатах, как о социальном феномене, социальная функция которого становится все значимее.

Если следовать такому подходу, разумно предположить, что чаты обслуживают потребности в новых знакомствах и общении. Однако в таком случае общение в чате заканчивалось бы сразу после того, как знакомство состоялось и перенесено в реальный мир. «Общение по проводам» можно понять, если «ты сейчас далеко-далеко, между нами снега и снега», но в чате иногда общаются люди, живущие не только в одном городе, но и в одном доме.

Потребность в самовыражении через творчество является базовой потребностью человека. И Интернет, задуманный исключительно как средство получения информации, в итоге стал средой, едва ли не культивирующей творчество.

Наиболее доступным, демократичным и предлагающим максимальные возможности для самовыражения ресурсом интернета является именно чат. Дело в том, что он предоставляет человеку уникальные возможности для самовыражения, которые отсутствуют в реальном мире.

Некоторые из этих возможностей универсальны для любых социальных коммуникаций в Сети, другие присущи только чатам».

Вот некоторые из этих возможностей, мотивирующие человека к общению в чате:

— Личность в интернете анонимна. Человеку предоставляется возможность сыграть столько ролей, сколько ему захочется, или столько, сколько получится Вопрос в том, как его роли будут востребованы и поняты.

— Для входа в чат нужно подобрать ник, соответствующий вашему «я» или являющийся полной его противоположностью. Причем этот ник можно менять, их можно иметь несколько и менять, как перчатки, в зависимости от настроения и мотива посещения чата. Приведу конкретный пример: изначально девушка подобрала для себя ник Тутта, не мотивируя это ничем. Просто слово попалось «под руку». Впоследствии, познакомившись в реальной жизни с бразильскими студентами, узнав больше о культуре их страны и буквально влюбившись в чудный город Рио де Жанейро, она поменяла ник на Rio-Rio. Это привело к тому, что ей стали задавать вопросы, почему она сменила ник и почему именно на такой. Она с удовольствием делилась своими знаниями и впечатлениями о бразильцах и Бразилии и у нее всегда была тема для разговора. Позже она завела себе третий ник, для плохого настроения, и старалась не выдавать себя под ним. Причина смены ника она обуславливала тем, что ее обвинили в хитрости и лицемерии. Девушка назвала себя alter ego (лат. другая сторона). Самое интересное, что человек, который нелестно отозвался о девушке, узнал ее в тот же вечер под этим ником.

— Чат открывает большие возможности для реализации вашей фантазии. Единственным «но» в данном случае является та аудитория, на которую вы «играете». Одной из самых большим проблем реализации личности в интернете является общий достаточно примитивный уровень общения. «Кто-то «за неумением лучшего» воссоздает, примитивизируя, самого себя, другие буквально фонтанируют персонажами. Но по сути, нельзя говорить о том, что в чатах общаются реальные люди, в чатах живут созданные ими образы».

Из высказываний одного из завсегдатаев чата (ник PitPoint):

Люди выбирают себе ники иногда в пику собственным качествам, иногда пытаются реализовать то, что у них не получилось в реальной жизни, иногда ничего не значащие ники (ваш покорный слуга), иногда пытаются одеть на себя личину другого или маску.. Последние не очень охотно встречаются в реале, а то и вообще отказываются..

Для примера хочется привести список ников одного человека, который проводит в сети большую часть дня. Его постоянный ник, под которым его знают практически все в чате – Acid Rabbit (с англ. Кислотный кролик). Вот ники, которыми он пользуется в зависимости от ситуации:

Лабиринт Отражений, Мираж Гениталий на гусеничном ходу, Жабенок в тапочках, Ночной Холод, Легионер, Стрелок Королевской Гвардии, Миротворец с Бейсбольной битой, Истребитель.

Ниже я хотела бы привести слова девушки, которая знает этого человека и в реальной жизни, и в интернете.

Самопрезентация – это акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ как для аудитории вне (другие люди), так и для аудитории внутри (мы сами). Мы учимся управлять впечатлениями, которые производим.

Утверждается, что самопрезентация в Сети представляет собой осуществление желаний – силы и могущества, красоты, принадлежности, и т. п. Поэтому, с одной стороны, виртуальная самопрезентация может отражать желания, неудовлетворенные в реальной жизни, то есть, быть прямым следствием реальной идентичности. С другой стороны, виртуальная самопрезентация, помимо удовлетворения неосуществленных или неосуществимых по разным причинам в виртуальности желаний, может быть связана с техническими особенностями коммуникации в Интернете. Это может определять то, что виртуальная самопрезентация может быть другой по форме по сравнению с реальной самопрезентацией, а также ее большую выразительность и часто даже намеренную конфликтность, связанную с тем, что никто не хочет быть полностью анонимным и в результате абсолютно никем не замеченным. Согласно точке зрения Дж. Сулера (Suler, 1997), никто не хочет быть полностью анонимным – абсолютно невидимым, без имени, идентичности или межличностного взаимодействия вообще.

Но вернемся к жизни чата. В своей статье Вадим Нестеров сравнивает чат с карнавальной действительностью, которую охарактеризовал М. Бахтин.

Театральность и карнавал замещают в интернете бедную в эмоциональном смысле действительность реальной жизни. Чат дает фантазирующему человеку возможность реализовать свои мечты. Например, не каждый способен «средь шумного бала» встать на колени перед девушкой и признаться ей в любви. Но это возможно в чате, где девушка отреагирует адекватно, и большое количество народу только «разогреет эмоции».

Для создания более полной картины мне бы хотелось привести в пример чат «Диван Махаона», о котором уже упоминалось ранее. Я лично провела в нем более полутора лет. И именно адрес www.divan.ru стал для меня первым в интернете. Рассказ об этом чате я постараюсь построить в виде своеобразного взгляда изнутри, поскольку все случаи и переживания, которые я хочу описать, происходили реально в нереальном мире чата.

«Бесспорное лидерство в тематике чатовского действа принадлежит сексу. В полном соответствии с фрейдистким учением в карнавальной атмосфере вседозволенности люди в первую очередь начинают реализовывать свои подавленные сексуальные желания. Флирт в чате всеобщ и вездесущ. Ни одно появившееся «действующее лицо» женского пола не избегнет ухаживаний разной степени приличия (этому немало способствует то, что до сих пор женщины в виртуальности составляют меньшинство, обычно не более трети всех присутствующих)».

Самые интересные люди появлялись в чате вечером, после работы около 21 часа. В чем проявлялась их интересность? Описать словами это достаточно сложно, так как заинтересованность проявлялась в момент разговора. Независимо от темы обсуждения, веселье и интрига присутствовала всегда.

Создание сетевой идентичности, отличающейся от реальной, может быть также связано с неудовлетворенностью определенными сторонами реальной идентичности. В этом случае виртуальная самопрезентация может быть «осуществлением мечты, неосуществимой в реальности, мечты о силе и могуществе или о принадлежности и понимании» (Suler, 1996a). В виртуальной коммуникации становится возможным выражение запретных в реальности агрессивных тенденций (Suler, 1997), высказывание взглядов, которые невозможно высказать в реальности даже самым близким людям (Young, 1997), выражение подавленных в реальности сторон своей личности (Young, 1997; Turkle, 1997), удовлетворение запретных в реальности сексуальных побуждений (Young, 1997), желания контроля над другими людьми, манипулятивных тенденций (Becker, 1997; Dautenmann, 1997, Suler, 1996b). Таким образом, виртуальная самопрезентация может служить выражением подавленной части своей личности или удовлетворять потребность в признании и силе. Удовлетворяя потребность в признании и силе, люди создают такую виртуальную самопрезентацию, которая соответствует их идеалу «Я» и замещает плохое реальное «Я» (Young, 1997; Turkle, 1997).

Из наблюдений А.Е. Жичкиной, Е.П. Белинской «Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью». www.flogiston.ru/projects/articles/strategy.shtml

Одной из самых больших проблем в чат-общении можно назвать момент интерпретации реплик собеседников. Символичность улавливалась во всем. На мой взгляд, самое большое число обид и переживаний можно насчитать в чат-общении. Другое дело, что не все склонны их показывать, точнее рассказывать о них. В этом смысле виртуальное общение переполнено эмоциями. Значение играет все: с кем человек первым поздоровается, какое количество восклицательных знаков поставит в конце предложения. Человек, хаотично общающийся с большим числом людей, иногда упускает из вида несколько реплик, что тоже ведет к обидам и недомолвкам.

Все же без реальных событий жизнь чата не была бы такой бурной. Одной из главных интриг чата били еженедельные встречи диванщиков в одном из баров Москвы. Слово «Ривер» было притчей во языцах. Каждую пятницу диванщики имели возможность видеть друг друга, знакомиться в реальной жизни, держать друг друга за руки, танцевать и веселиться. Изначально встречались только админы и еще несколько человек, но потом о месте встречи узнавало все большее количество людей. Возможно, слишком большая «компания» повлияла на то, что ядро «дивана» перестало собираться, пропал настрой, а вместе с ним и дух дивана.

Я могу честно признаться, что мое «я» проявлялось в большей степени в обычном, реальном общении на встречах в «Ривере». На Диване я просто поддерживала дружеские отношения, которые заводила в нашем «клубе». Кстати, эти отношения существуют и по сей день, самое большое количество друзей у меня появилось по средствам общения в интернете.

Диван больше не существует. Вернее, чат есть, но люди, которые давали ему жизнь уже больше его не посещают.

В заключение мне хотелось бы обобщить те мотивы общения в интернете, которые были выявлены в ходе работы.

Одной из самых главных причин появления человека в чате можно назвать его психологическую потребность в общении. Не всегда, как это принято считать, личность, общающаяся в интернете, имеет физические недостатки и использует интернет коммуникацию как единственное средство общения. Для многих интернет стал местом развлечения, за которым не надо далеко ходить. Возможность встретить интересного собеседника, получить нужную информацию – все это можно найти в чате.

Самым важным мотивом общения в интернете является самопрезентация личности. Не всегда человек погружается в глубинные знания психологии, он просто действует от своего «я». Интернет дает возможность лучше понять и узнать самого себя по средствам конструирования виртуальных образов. В составлении образа можно использовать несколько различных аспектов: одним из самых важных и определяющих становится ник – имя-символ, с которым вас буду отождествлять ваши собеседники.

Анонимность общения и многообразность, свобода действий и раскрепощенность выводит наружу тайные желания человека, которые он не может воплотить в реальности. Театральность действий в чате позволяет личности раскрыться на все 100%, избавиться от комплексов. В данном случае не стоит акцентировать внимание на разнообразном поведение посетителей чатов, его следует рассматривать в модуле.

Добровольность и желательность контактов дает пользователю возможность добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также прерывать их в любой момент.

Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.

В конце остается лишь отметить, что во всем надо знать меру. Участившиеся случаи интернет-аддикции наводят на мысль, что даже такое «невинное» развлечение, как избавление от комплексов, может превратиться в болезнь. Во всяком случае, каким бы успешным не был образ в интернете, свои возможности и достоинства не стоит проявлять только в чатах. Надо учиться использовать приемы виртуальной самопрезентации в реальной жизни.

Список использованных материалов:

Г. М. Андреева. «Социальная психология». «Аспект-пресс». М.:1998

«Психология влияния» Хрестоматия. «Питер». М.: 2000.

Дэвид Майерс. «Социальная психология». «Питер». Санк-Петербург. 1998.

К. Г. Юнг. «Архетип и символ». «Renaissance». М.1991. С.26-34

Людвиг Бинсвангер. «Бытие в мире». «КСП+». М.: 1998

Е. Блохина. «Эмпирическое исследование специфики межличностного общения с виртуальным собеседником». www.flogiston.ru/projects/articles/blohina.shtml

В. Нестеров » Что выплавляют из «тонн словесной руды», или попытка реабилитации чатов» www.flogiston.ru/projects/articles/chat.shtml

А. Мышенкова. «Гендерные и возрастные аспекты использования Интернет» www.flogiston.ru/projects/articles/int_gender.shtml

Е.П. Белинская, А. Жичкина «Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью www.flogiston.ru/projects/articles/strategy.shtml

И. Шевченко Некоторые психологические особенности общения посредством Internet http://flogiston.ru/projects/articles/shevchenko.shtml

В. и Е. Нестеровы. «Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов» http://flogiston.ru/projects/articles/nesterov.shtml

А. Жичкина, К. Ефимов. Результаты исследования поведения в Интернете. http://flogiston.ru/projects/articles/oprosrezults.shtml

В. Нестеров. «К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете. » http://flogiston.ru/projects/articles/netemotions.shtml

Толковый словарь русского языка конца 20 века. РАН Институт лингвистических исследований. «Фолио-пресс». 1998

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector