Общение как интерактивный процесс

woman 2003647 1920 Советы на день

Интерактивная сторона общения: понятие, примеры из жизни, виды

lazy placeholder

С точки зрения психологии, общение — это сложный процесс, в рамках которого можно выделить 3 аспекта, или, как их называют, 3 стороны общения:

Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой интерактивная сторона общения. Мы рассмотрим её структуру и основные принципы, выясним, какие разновидности взаимодействия к ней относятся, а также рассмотрим основные факторы, которые оказывают на неё влияние.

Что такое интерактивная сторона общения?

Интерактивная сторона общения – это условная группа элементов общения, включающая в себя различные формы взаимодействия индивидов между собой при осуществлении ими совместной деятельности. То есть, сюда входят различные действия, которыми они оказывают влияние друг на друга, но не входит обмен информацией или эмоциями.

Структура интерактивной стороны общения включает следующие элементы:

Одним из самых известных исследователей интерактивной стороны взаимодействия является американский психолог Герберт Мид – создатель концепции символического интеракционизма. Ему принадлежит утверждение, что человек эффективнее всего развивается и узнаёт себя благодаря взаимодействию с окружающими при совместной деятельности.

Герберт Мид считал, что лучше всего реализовать свой потенциал к развитию человек может только при активном взаимодействии с теми, у кого можно чему-то научиться. Обычное же наблюдение за успешными людьми и попытки подражать им принесут гораздо меньше пользы.

Интерактивное общение играет огромную роль в процессе социализации, а также в дальнейшем развитии и реализации личности. Кроме того, именно оно способствует формированию устойчивых социальных связей. В частности, наши друзья, товарищи и приятели – это чаще всего те люди, с которыми мы сблизились, занимаясь какой-то совместной деятельностью.

Примеры из жизни

Чтобы полностью разобраться с интерактивной стороной общения, рассмотрим несколько ситуаций, возникающих в обычной жизни, и выделим в них интерактивную сторону общения.

В качестве примера рассмотрим общение с продавцом в магазине. Сначала вы здороваетесь и улыбаетесь друг другу – это перцептивная сторона, во время которой вы настраиваетесь на общение, обмениваясь эмоциями. Далее вы перечисляете товары, а продавец называет итоговую стоимость – это коммуникативная часть. После этого вы расплачиваетесь, а продавец отдаёт вам товары и помогает сложить их в пакет – это интерактивная сторона вашего взаимодействия.

Возьмём и другой пример — мужчина собирается на свидание. Когда он встречается с девушкой, улыбается ей при встрече — это перцептивная сторона. Когда мужчина с женщиной обсуждают, в какое место они сегодня пойдут — это коммуникативная сторона. Когда они катаются на каруселях, едят мороженое и стреляют в тире с пневматической винтовки — это интерактивная сторона общения.

Разновидности взаимодействий

Рассмотрим, какие виды взаимодействий могут складываться между участниками в рамках интерактивной стороны общения. Все возможные варианты взаимодействия можно разбить на две категории:

Кроме того, психологи выделяют несколько стратегий взаимодействия:

Принципы интерактивного общения

Данная составляющая межличностного взаимодействия может казаться не такой важной как информационная. Однако её значение нельзя недооценивать. В частности, именно благодаря ей в первую очередь происходит социализация личности, а также её дальнейшее развитие и совершенствование.

Интерактивная сторона общения подчиняется таким принципам как:

Наличие этих особенностей свойственно всем видам интерактивного взаимодействия, хотя проявляться они могут по-разному.

Основные стили поведения

Американский психолог Эрик Берн, создатель транзактного анализа, выделил три основных модели поведения в интерактивном взаимодействии:

Каждый человек может оказаться в любой из перечисленных ролей, что бы он ни думал сам про себя. Очевидно, что лучшим вариантом в любой ситуации является модель «взрослого», однако далеко не всем под силу всегда вести себя рационально и рассудительно. Поэтому все иногда становятся «детьми», подчиняясь сиюминутным желаниям, или «родителями», которым кажется, что именно они в этой ситуации являются самыми «взрослыми».

Роли участников в интерактивном общении

В зависимости от типа отношений можно рассматривать социальные и межличностные роли. Социальная роль – это модель поведения, которой придерживается индивид, чтобы соответствовать ожиданиям общества. Межличностная роль – это модель поведения в личных отношениях (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир и прочее).

Социальные роли определяются такими факторами как:

Межличностные роли формируются при взаимодействии с другими личностями за счёт эмоционального и интерактивного общения.

Как социальная, так и межличностная роль состоит из двух составляющих:

Для оптимального интерактивного взаимодействия важно, чтобы обе эти составляющих были максимально согласованы между собой. Иначе взаимодействие может перейти в конфликт, который будет очень сложно прекратить.

Конфликт

Конфликт – это отдельная и очень обширная форма интерактивного взаимодействия между людьми. Определяется он наличием противоположных стремлений и целей у участников. С точки зрения психологии, конфликт состоит из таких элементов как:

Все варианты поведения, которые может избрать каждая из сторон конфликта, можно отнести к одной из пяти моделей:

Источник

Общение как интерактивный процесс. Психологические механизмы взаимовлияния людей

Выделяют следующие виды взаимодействия:

1. групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация),

2. конкуренция (соперничество),

Межличностное взаимодействие — контакт двух или более субъектов активности, который может носить любую форму (непосредственную и опосредствованную, пролонгированную и сиюминутную, в связи с деятельностной ориентацией на какую-либо цель или в логике фактического общения, эмоционально насыщенную или нейтральную и т. д.), но при этом приводит к изменению их поведения, системы смысловых образований, характера взаимоотношений, деятельностно-установочного личного настроя и т. п.

Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности,

осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом познания для всех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать. При этом следует специально подчеркнуть, что это пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей.

Пребывая в положении объекта (субъекта) общения, люди сильно отличаются друг от друга характером выполнения ими роли. Во-первых, «выполнение» может быть более или менее осознаваемым. В качестве объекта человек может являть другим людям свою физическую наружность, выразительное поведение, оформление внешности, свои действия, естественно совершенно не задумываясь над тем, какой отклик они вызывают в тех, с кем он общается. Но он может пытаться определять, какое впечатление вызывает в окружающих на всем протяжении общения с ними или в какой-то отдельный момент, целеустремленно делать все от него зависящее, чтобы сформировать у других о себе именно то впечатление, которое он хотел бы, чтобы у них было. Во-вторых, различаясь по степени сложности их личностной структуры, характеризующей их индивидуальное своеобразие, люди представляют неодинаковые возможности для успешного взаимодействия с ними.

В то же время, будучи субъектами общения, люди отличаются друг от друга присущей каждому из них способностью проникать в упомянутое своеобразие другой личности, определять свое отношение к ней, выбирать наиболее отвечающие, по их мнению, целям осуществляемого ими общения способы воздействия на эту личность.

Внушение – неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.

Подражание – осознанное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Общение как интерактивный процесс. Психологические механизмы взаимовлияния людей

Общение как интерактивный процесс. Психологические механизмы взаимовлияния людей

Источник

Общение как интерактивный процесс

Социальная психология

ksto

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения связана с организацией совместной деятельности людей, их взаимодействием.

Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» – взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Главное содержание общения – это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например: «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстроился под меня» и т.д.

В структуру взаимодействия входят:

Взаимодействие в общении – процесс, который складывается из:

56844675675467

Разновидности взаимодействия

Обычно выделяют несколько способов взаимодействия. Наиболее распространено дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). В этом случае как само содержание взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми.

Кооперация это такой вид взаимодействия, который способствует организации совместной деятельности, участники достигают взаимного соглашения для достижения общих целей.

Конкуренция это такой вид взаимодействия, в котором каждый участник преследует только свои личные цели и интересы.

В процессе взаимодействия проявляются также следующие стратегии поведения:

1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей.

2. Противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).

3. Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4. Уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных интересов ради достижения целей партнера (альтруизм).

5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

Роли в общении

Роль – это нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию.

Виды социальных ролей определяются особенностью социальных групп, в которые включен индивид.

В зависимости от общественных отношений существуют социальные и межличностные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, студент, продавец, покупатель и т.д.).

Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т.п. Мужчина и женщина – это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи и т.д.).

7975679

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.

Человеку приходится быть в различных ролях, и он физически не может отвечать всем предписываемым ими требованиям. В этом случае может возникнуть ролевой конфликт.

Ролевой конфликт — это ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями, или, иначе говоря, он не в состоянии выполнять предписываемые ролью требования.

Возможны следующие конфликты:

внутриличностный — вызывается противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных социальных ролях;

внутриролевой — возникает вследствие противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками ваимодействия;

личностно-ролевой — возникает из-за несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

инновационный — появляется как результат несоответствия ранее сформировавшихся ценностных ориентации и требований новой социальной ситуации.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил, противоположно направленных целей, интересов, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия

Понятие стратегии

Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это:

Этапы выбора стратегии

Стратегии (К.Томас и Р.Килменн)

Соперничество (конкуренция)

Цель – получение одностороннего выигрыша.

1. Наличие власти и авторитета, которые признаются оппонентом.

2. Авторитарный стиль управления.

3. Безвыходная ситуация.

Соперничество – «Акула»

Это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне. Предпочтение такого поведения в конфликте часто обусловлено стремлением оградить себя от психологической травмы, вызванной чувством поражения. Эта стратегия отражает такую форму борьбы, при которой одна сторона выходит победителем.

Стратегию соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

Уклонение (уход)

Цель – уход из-за нежелания сотрудничать и общаться.

Уклонение – «Черепаха»

Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для Вас, Вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.

Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

Приспособление

Цель – получение результата при минимальных действиях.

1. Объект конфликта несущественен.

2. Необходимость восстановления равновесия и стабильности.

3. Недостаточный объем ресурсов и власти для решения проблемы в свою пользу.

Приспособление – «Плюшевый медведь»

Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Это установка на доброжелательность, на желание не задеть чувства другого.

Стиль приспособления означает, что Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Считается, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для Вас, либо когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Компромисс

Цель – получение «усредненного» результата за счет взаимных уступок.

Компромисс – «Лиса»

Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то жесамое. Такие люди, как правило, предлагают среднюю позицию, стараясь найти сочетание выгод и потерьдля обеих сторон.

В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.

Сотрудничество

Цель – поиск наиболее приемлемого решения для сторон и максимизация выигрыша.

Сотрудничество – «Сова»

Человек с такимтипом реагирования открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Улаживая спорную ситуацию, люди с такимтипом реагирования пытаются определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидает ответного сотрудничества.

Этот стиль наиболее труден, так как требует более продолжительной работы. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.

Источник

Общение как интерактивный процесс

Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Разделение трех сторон общения – восприятия, коммуникации и взаимодействия – возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить чистую коммуникацию, без восприятия и взаимодействия, или чистое восприятие.

Главное содержание общения – это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например: “Он на меня давил, но я не поддался”, “Он подстроился под меня” и т. д.

В общении происходит постоянная реакция на действия другого. Одним из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание своих действий и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации ведущий, а кто – ведомый.

Подход к анализу ситуации общения с позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансактного анализа, представленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла. Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном [2],
в которой основными понятиями являются “состояния Я” и трансакции,
т. е. единицы общения. Репертуар этих состояний Берн разбил на следующие категории:

– состояния Я, сходные с образами родителей;

– состояния Я, направленные на объективную оценку реальности;

– состояния Я, действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.

Неформально проявления этих состояний получили названия “Родитель”, “Взрослый” и “Ребенок”. Состояния Я – это нормальные психологические феномены. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека. Ребенок – это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посредником между ними (таблица).

Позиции партнеров в общении определяются теми состояниями Я, которые в данный момент общения вступают во взаимодействие. Эта, казалось бы, сугубо психологическая схема нашла свое применение в разработке рекомендаций по психологии и технике делового общения.

Основные характеристики позиций

Родителя, Взрослого, Ребенка

Характеристика Родитель Взрослый Ребенок
Типичные слова и выражения Все знают, что… Ты не должен никогда… Ты всегда должен… Я не понимаю, как это допускают… Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно… Вероятно… Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!
Интонация Обвиняющая, снисходительная, критическая Связанная с реальностью Очень эмоциональная
Состояние Надменное, сверхправильное, очень приличное Внимательность, поиск информации Неуклюжее, подавленное, угнетенное, игривое
Выражение лица Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное Спокойное, максимум внимания Угнетенное, удивленное
Поза Руки на бедрах, указывающий перст. Руки сложены на груди Наклон к собеседнику и ориентация на него Спонтанная подвижность (ходьба, сжатие кулаков)

Я-состояние, называемое “Родитель”, хранит в себе информацию, передаваемую из поколения в поколение в форме опыта, пословиц и поговорок, мифов и изречений. А в опыте заключены как величайшие истины, так и совершенные пустяки. Родители и другие авторитарные воспитатели могли поделиться с нами не только своей мудростью, но и распространенными в обществе предрассудками. Вовсе не обязательно следовать именно тому, что заложено в нас авторитетом. Тем не менее мы воспринимаем этот опыт как некую неизменную данность. В Родителе заключена совокупность извне привнесенных норм. В разных жизненных ситуациях он ведет себя и реагирует точно так же, как делали это наши воспитатели. Родитель внутри нас может быть ласковым, оберегающим, понимающим, поддерживающим творческое начало. Но чаще он выступает в роли ментора, читающего морали своему окружению, некоего авторитета, которому одному известно, как следует жить, и посему он с удовольствием поучает других.

Родитель может быть контролирующим и помогающим. Контролирующий Родитель ругается, когда дети опаздывают к ужину, а помогающий – счастлив, что они вернулись домой целыми и невредимыми. Контролирующий пользуется словами и выражениями типа: “правильно” – “неправильно”; “хорошо” – “плохо”; “никогда” – “всегда”; “разумно” – “неразумно”; “что скажут другие?”; “всему есть предел…”; “почему ты не…”; “ты никогда не должен!”.

Помогающий Родитель оперирует такими словами и выражениями, как “бедняжка”, “будь осторожен”, “помни”, “не бойся, сейчас я тебе помогу”, “потерпи, это совсем не больно”.

Своего рода антиподом Родителя является Ребенок, следующее эго-состояние Я. У Ребенка мы обнаруживаем остатки психических состояний, относящихся к поре детства. И он тоже может выступать в разном качестве. Иногда ведет себя “естественно” (как ему в данный момент заблагорассудится), иногда же делает все для того, чтобы порадовать Родителя. Спонтанный Ребенок внутри нас наравне с радостью способен чувствовать бессилие и гнев. В противоположность сухому Родителю с вечными приказаниями и запретами, Ребенок бывает хоть и безответственным и даже неуправляемым, но в тоже время чувствительным, творческим, неспособным на лицемерие и интриганство; иногда, правда, несколько грубоватым, зато открытым для окружающего мира. Когда в нас одерживает верх Ребенок, мы ведем себя, как маленькие. Смех и слезы всегда в нашем распоряжении, речь заполняется междометиями, проявлениями восхищения и удивления, равно как и не подавляемого в себе, нескрываемого, а то и безудержного горя.

Родитель со своими запретами и наставлениями и Ребенок со своим упрямством, эгоизмом, творческим духом, непосредственностью, но вместе с тем и трусоватостью, не могут долгое время жить в мире и согласии. В период, когда мы начинаем активно двигаться (примерно около первого года рождения), давление родительского воспитания начинает усиливаться. Это необходимость, поскольку для ребенка возможность передвигаться увеличивает число грозящих ему опасностей.
Тогда-то и возникает в личности новое качество “Взрослый”. Его задача – рассудить, что есть хорошего в рекомендациях Родителя и что достойно внимания ребенка, и для поддержания статуса-кво выдвинуть свои резоны, найти некий приемлемый для обеих сторон компромисс. Взрослого внутри нас иногда сравнивают с компьютером (возможно по той причине, что возникновение теории трансактного анализа по времени совпадает с начальным этапом в развитии вычислительной техники).

Многие советы и рекомендации Родителя получены. Иные представляются несколько архаичными, в настоящее время неэффективными, либо используемыми в модифицированном виде. Взрослый внутри нас занимается сортировкой того, что еще может пригодиться и что уже не имеет смысла для нас. Он постоянно получает данные из внешней среды и на основе их анализа дает указания, как на них реагировать. Кроме того, Взрослый обладает еще одним исключительным качеством – он умеет “выключать” (но не стирать) неприятные воспоминания. В одних случаях мы от этого выигрываем, поскольку в доступной форме избавляемся от необходимости постоянно носить в своем сознании травмирующие психику впечатления, так или иначе уже ставшие нашим прошлым. В других – невольно забываем о вещах, которые нам полезно было бы помнить. Возможность “выключения” создает благодатную почву для разного рода защитных психических механизмов, позволяющих нам сохранить душевное равновесие и самоуважение, однако в конечном итоге способных создать большие трудности в жизни. Речь идет о забывании тех событий и явлений, о которых мы хотели бы не знать вовсе, вот только окружению нашему они памятны, и порой оно достаточно громко напоминает о них.

Трансактный анализ – это рациональный метод для понимания поведения. Он содержит четыре вида анализа.

Структурный анализ– анализ отдельной личности.

Анализ трансакций–анализ того, как поступают люди и что говорят друг другу.

Анализ игр– анализ скрытых трансакций, ведущих к расплате.

Анализ сценария– анализ индивидуального жизненного сценария, которому люди невольно следуют.

Американские психологи Стейнберг и Миллер анализируют взаимодействие партнеров с позиции ориентации на контроль и понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетается с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной удовлетворенности, а не односторонней. “Контролеры” и “пониматели” придерживаются совершенно разных стратегий в общении. Стратегия “контролера” – стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации, и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием. Стратегия “понимателя” – адаптация к партнеру.

Разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. “Контролеры” всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям вертикального взаимодействия. Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.

Необходимо отметить, что существуют и обратные влияния. Например, человек, попавший в общении на самую верхнюю позицию, обязательно в большей степени будет “контролером”, чем если бы он был внизу: положение обязывает, следовательно, он должен регулировать взаимодействие.

Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.

Открытость общения – это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других. Закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции. Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде существуют еще и смешанные типы:

Оба вида взаимодействия асимметричны, поскольку общение происходит с неравноправных позиций партнеров. При выборе позиций в общении следует учитывать все обстоятельства: степень доверия к партнеру, возможные последствия открытости общения, и вместе с тем, как показывают социально-психологические исследования, максимальная эффективность делового общения достигается при открытом характере [5, 6].

В развернутом виде в деловом общении можно выделить следующие этапы:

Эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной.

Именно сознательным вычленением этих этапов и их регуляцией определяется во многом эффективность делового общения.

1. Всякое общение начинается с контакта. Довольно часто неуспех делового общения предопределен с самого начала: неудавшийся контакт (точнее его отсутствие) ведет к дальнейшей цепочке неправильных действий.

Задачаэтогоэтапа – побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. Известно, что существуют защитные психологические механизмы, которые мешают нам сразу принять другого человека, пустить его в зону своего личного. Контактная фаза должна размыть границы этой зоны. При установлении контакта нужно прежде всего продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой (если она уместна), небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Не нужно торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало началу контакта. Надо как бы осмотреться и создать этим доброжелательную атмосферу. Далее – словесное обращение, приветствие. Затем необходимо выдержать паузу, чтобы дать возможность человеку включиться в общение. Пауза необходима и для того, чтобы убедиться, что контакт установлен, и узнать, как партнер откликнулся на ваше поведение, обращение (“Вы этого ожидали?”).

В этой фазе необходимо определить эмоциональное состояние партнера и действовать в соответствии с ним по ситуации (либо самому войти в тот же тон, либо постепенно и ненавязчиво помочь партнеру выйти из нежелательного для вас состояния).

2. Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. Здесь надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутым, четким и конкретным или подробным, развернутым), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основныезадачиэтапа ориентации:

3. Обсуждение вопроса, проблемы. Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, когда у него может не быть особого желания, создать непринужденную атмосферу общения – это своего рода искусство (с одними легко и хорошо, с другими тяжело, нет возможности мыслить).

На этом этапе крайне важно определить психологическое состояние собеседника и скорректировать его. Если у собеседника плохое настроение, то желательно повысить его эмоциональный тонус. Самый эффективный прием – присвоить собеседнику желательное качество: “Зная вашу старательность…”, “Вы ведь такой настойчивый…”. Не менее эффективна похвала, напоминание о приятных событиях, сообщение интересной информации.

Для создания непринужденной атмосферы общения можно включить человека в выполнение физических действий: “Помогите, пожалуйста…”, “Вот кстати”, “Как хорошо, что вы рядом”, а затем горячо поблагодарить его. Хорошо действует прием “поделись трудностями”.

Выявить самооценку партнера необходимо для того, чтобы впоследствии повысить или понизить ее до желательного уровня. Поэтому полезно попытаться перевоплотиться в него, стать его “зеркалом”, войти в его образ: повторить, воспроизвести его мимику, пластику, позу, тон (но не передразнивая); поставить его в роль эксперта: “Ваш ответ крайне интересен при решении этой проблемы…”.

Правильное распределение ролей по принципу доминирование-подчинение также необходимо для обеспечения успешного делового общения. В социальной психологии выделяются три вида распределения ролей: пристройка “сверху”, пристройка “снизу”, пристройка “на равных” (“рядом”). Выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле, жесткий немигающий взгляд (при полном отсутствии контакта глаз), медленная речь с выдержанными паузами, навязывание собеседнику определенной дистанции служат отличительными признаками классической техники доминирования – пристройка “сверху”. Противоположные признаки – приниженная поза, постоянное движение глаз снизу вверх, быстрый темп речи, предоставление инициативы партнеру –пристройка “снизу”. Партнерское взаимодействие – синхронизация темпа речи, уравнивание ее громкости, установление симметричного рисунка обмена взглядами – пристройка “на равных”.

В том случае, когда негласная договоренность о распределении ролей не будет достигнута, конфликт неизбежен. Если, например, собеседник избрал роль мудрого наставника, то нужно, соответственно, либо принять роль почтительного ученика, либо тактично добиваться желательного распределения ролей – “два эксперта”.

4. Для этапаобсуждения проблемыи принятия решения с социально-психологической точки зрения характерны эффект контраста и эффект ассимиляции.

Действиеэффекта контраста заключается в том, что, указывая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически удаляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами, в чем проявляется действие эффекта ассимиляции.

Для достижения успехов в деловом обсуждении важно подчеркнуть единство позиций. При разногласиях обязательное правило успешного обсуждения таково: контрастные фразы должны быть безличными, в противном случае они станут необратимыми, и общение завершится неудачей. Другими словами, должно быть зафиксировано, что позиция собеседника связана с объективными причинами (погода, политика и т. д.), но ни в коем случае не с его личностью, личными качествами.

На фазе обсуждения и принятия решения очень значима направленность на партнера, включение его в обсуждение, поэтому в полной мере должны быть проявлены умение слушать и умение убеждать.

Убеждение имеет сложную структуру: оно включает в себя знания, эмоции, волевые компоненты. Категоричностью суждений, даже если они и правильны, убедить другого очень сложно: тут срабатывают психологические механизмы защиты. Если хотите убедить человека, сначала надо его понять, чтобы выяснить причины несогласия; привлечь к совместному обсуждению, чтобы решение получилось общим. Если же общее решение не получится, то будут хотя бы известны (продуманы) точки зрения, что позволит вести дальнейшее обсуждение.

5. Выход из контакта. В психологии хорошо изучена роль первого впечатления, но и роль последнего не менее важна. Оно влияет на тот образ, который останется в памяти партнера, и на будущие деловые отношения. Поэтому одна из основных заповедей выхода из контакта – приветливость.

1. Андреева, Г.С. Социальная психология / Г.С. Андреева. – М.: Изд-во МГУ, 1975.

2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – Л.: Лениздат, 1992.

3. Блум, Ф. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедер. – М.: Мир, 1988.

4. Емельянов, Ю.Н. Обучение паритетному диалогу / Ю.Н. Емельянов.
– Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

5. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 1992.

6. Мицич, П. Как проводить деловые беседы / П. Мицич. – М.: Экономика, 1987.

7. Рогозин, Ю.П. Секреты общения / Ю.П. Рогозин. – М.: Знание, 1991.

8. Роджерс, К. К науке о личности / К. Роджерс // История зарубежной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

Дата добавления: 2016-11-28 ; просмотров: 2032 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector