Общение как коммуникативная деятельность

woman 97088 1920 Советы на день

Общение как коммуникативная деятельность

Существование множества различных определений понятия «общение» прежде всего связано с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение.

Общение— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие ипонимание другого человека. В узком смысле слова общение— это взаимодействие людей, имеющих общие или взаимодополняющие интересы либо потребности.

В психологии общениеопределяется как взаимодействие двух или болеелюдей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Во множестве определений общения выделяют:

• общение как вид самостоятельной человеческой деятельности;

• общение как атрибут других видов человеческой деятельности;

• общение как взаимодействие субъектов.

Общение как деятельность представляет собой систему элемен­тарных актов.Каждый акт определяется:

б) субъектом, которому адресована инициатива (субъект-партнер);

в) нормами, по которым организуется общение;

г) целями, которые преследуют участники общения;

д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Структура акта общения.Каждый акт общения состоит из цепи вза­имосвязанных коммуникативных действий:

1.Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию.

2.Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.).

3.Ориентация в коммуникативной ситуации.

4.Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия.

5.Постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей си­туации общения.

6.Подход к субъекту взаимодействия.

7.Пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию.

8.Привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта-партнера.

9.Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие.

10.Настройка субъектом-инициатором на эмоционально-психоло­гическое состояние субъекта-партнера.

11.Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъек­тов общения, формирование общего эмоционального фона.

12.Коммуникативное воздействие субъекта-инициатора общения на субъ­екта-партнера.

13.Оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воз­действие.

14.Стимулирование «ответного хода» субъекта-партнера.

15.«Ответный ход» субъекта-партнера по общению.

Из пятнадцати названных действий и организуется акт общения. Заме­тим, что для возникновения акта общения нужна инициатива. Субъект обще­ния, который берет эту инициативу на себя, назван нами «субъект-инициатор». А субъект, который эту инициативу принимает, определяется как субъект-партнер.

Содержание общения.Общение может иметь различное содержа­ние, которое выражается в следующем:

1. Передача от человека к человеку информации.

2. Восприятие партнерами по общению друг друга.

3. Взаимооценка партнерами по общению друг друга.

4. Взаимовлияние партнеров по общению друг на друга.

5. Взаимодействие партнеров друг с другом.

6. Управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

Функции общения.Функции общения выделяются в соответствии с

Различают четыре основные функцииобщения:

1. Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

2.Интегративная функция раскрывает общение как средство объединениялюдей.

3.Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

6.Функция социального контроля — регламентация поведения и деятельности.

В психологии выделяют следующие виды общения:

edugr4

2.Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил уличного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.

3.Деловое общение, целью которого является организация и оптими­зация того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, учебной и др. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника.

4.Светское общение определяется формальной вежливостью. Его осо­бенность состоит в том, что люди фактически не общаются, а как бы испол­няют ритуал, говоря то, что положено в определенных ситуациях.

5.Духовное межличностное общение, при котором раскрываются глу­бинные структуры личности. Духовное общение характеризуется полным взаимопониманием.

Цели общения:

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Общение как коммуникативная деятельность

В специальной социально-психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность. Мы касались этого вопроса при оценке взглядов М. И. Лисиной на общение, но теперь рассмотрим его более основательно.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей. Так, Г. М. Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении) и перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении).

А. А. Леонтьев и Б. X. Бгажноков выделяют два типа коммуникативной деятельности:

Эти типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.

Как отмечает Б. X. Бгажноков, высказывания в социально-ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к ним предъявляются требования полноты, точности и высокой культуры.

Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует ее внутренняя, психологическая, характеристика. Она, согласно И. А. Зимней, проявляется в социальной и индивидуально-психологической репрезентативности этого процесса.

Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходил только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся.

Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим ее основные структурные компоненты:

Процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряженных актов» (Б. Ф. Ломов). Каждый такой «сопряженный акт» — это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом проявляется, согласно М. М. Бахтину, диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации «сопряженных актов».

Таким образом, диалог — это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь, элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта — организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом могут стать отдельная личность, группа людей, масса.

Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной Деятельности, а общение с группой (коллективом) — как личностно групповой, общение с массой — как личностно-массовый. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия опираются на единое организационно-методологическое основание, а именно на личностно-деятельностное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает прежде всего трактовку ее как организации и управления формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т. д. Это происходит в трех основных коммуникативных формах:

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:

Каждый акт общения представляет собой цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:

Из этих пятнадцати действий и слагается акт общения.

Итак, для возникновения акта общения нужна инициатива.

Поэтому субъект общения, который берет эту инициативу на себя, назван нами субъектом — инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, — субъектом — партнером.

Источник

Общение как коммуникативная деятельность

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Существование множества различных определений понятия «общение» прежде всего связано с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение.

Общение–сложный многoплановый процесс установления и развитияконтактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятель-ности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой страте-гии взаимодействия, восприятие и понимание другoгo человека. В узком смысле слова общение – это взаимодействие людей, имеющих общие или взаимодополняющие интересы либо потребности.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или бо-лее людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера, направ-ленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания от-ношений и достижения общего результата.

Наиболее простая модель общения может быть представлена следую-

щим образом: С1 image002С2. Заметим, что в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.

Во множестве определений общения выделяют:

• общение как вид самостоятельной человеческой деятельности;

• общение как атрибут других видов человеческой деятельности;

• общение как взаимодействие субъектов.

В специальной социально-психологической литературе есть взгляд на общение как коммуникативную деятельность.Опираясь на концеп-

цию А. Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим ее основные струк-турные компоненты:предмет общения–это другой человек,партнер пообщению как субъект; потребность в общении состоит в стремлении чело-века к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию, к самооценке; коммуникативные мотивы – это то, ради че-го предпринимается общение; действия общения – это единицы коммуника-тивной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения инициативные и ответные); задачи общения –это та цель,на достижение которой в конкретной комму-никативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; продукт общения – образования ма-териального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Общение как деятельность представляет собой систему элемен-тарных актов.Каждый актопределяется:

а) субъектом инициатором общения (субъект-инициатор);

б) субъектом, которому адресована инициатива (субъект-партнер);

в) нормами, по которым организуется общение;

г) целями, которые преследуют участники общения;

д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Структура акта общения.Каждый акт общениясостоитиз цепи вза-имосвязанных коммуникативных действий:

1.Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию.

2. Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуа-ции (благоприятная, неблагоприятная и т.д.).

3. Ориентация в коммуникативной ситуации.

4. Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия.

5. Постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей си-туации общения.

6. Подход к субъекту взаимодействия.

7. Пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию.

8. Привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта-партнера.

9. Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимо-действие.

10. Настройка субъектом-инициатором на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера.

11. Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъ-ектов общения, формирование общего эмоционального фона.

12. Коммуникативное воздействие субъекта-инициатора общения на субъекта-партнера.

13. Оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие.

14. Стимулирование «ответного хода» субъекта-партнера.

640 1

15.«Ответный ход» субъекта-партнера по общению.

Из пятнадцати названных действий и организуется акт общения. За-метим, что для возникновения акта общения нужна инициатива. Субъект об-щения, который берет эту инициативу на себя, назван нами «субъект-инициатор». А субъект, который эту инициативу принимает, определя-ется как субъект-партнер.

Содержание общения.Общение может иметь различное со-держание, которое выражается в следующем:

1. Передача от человека к человеку информации.

2. Восприятие партнерами по общению друг друга.

3. Взаимооценка партнерами по общению друг друга.

4. Взаимовлияние партнеров по общению друг на друга.

5. Взаимодействие партнеров друг с другом.

6. Управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

Функции общения.Функции общения выделяются в соответствии ссодержанием общения.

Различают четыре основные функции общения:

1. Инструментальная функция характеризует общение как социальныймеханизм управления и передачи информации, необходимой для исполне-ния действия.

2. Интегративная функция раскрывает общение как средство объе-динения людей.

3. Функция самовыражения определяет общение как форму взаимо-понимания психологического контекста.

4. Трансляционная функцияфункция передачи конкретных способовдеятельности, оценок и т. д.

5. Экспрессивная функция взаимопонимания переживаний и эмо-циональных состояний;

6. Функция социального контроля регламентация поведения и дея-тельности.

7. Функция социализации формирование навыков взаимодействия

в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами и т. д. (ор-ганизация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формиро-вание и развитие межличностных отношений).

В психологии выделяют следующие виды общения:

1. «Контакт масок» формальное общение,при котором отсутствуетстремление понять и учесть особенности личности собеседника. Использу-ются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., т. е. набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяю-щих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт ма-сок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.

2. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и со-держание и средства общения социальными ролями партнеров по обще-нию: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил уличного движе-ния, контролер и пассажиры автобуса и т.д.

3. Деловое общение, целью которого является организация и опти-мизация того или иного вида предметной деятельности: производст-венной, научной, коммерческой, учебной и др. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника.

4. Светское общение определяется формальной вежливостью.Его осо-бенность состоит в том, что люди фактически не общаются, а как бы ис-

полняют ритуал, говоря то, что положено в определенных ситуациях.

5. Духовное межличностное общение, при котором раскрываются глу-

бинные структуры личности. Духовное общение характеризуется полным взаимопониманием.

Цели общения:

• цель общения – вне самого взаимодействия субъектов;

• цель общения – в нем самом;

• цель общения – приобщение партнера к опыту и ценностям инициа-тора общения;

• цель общения – приобщение самого его (инициатора) к ценностям партнера;

• цель общения – удовлетворение потребностей партнеров по обще-нию (в престиже, доминировании, аффилиации, в безопасности, в индивидуальности, в покровительстве, в познании, в красоте и др.).

Источник

Характеристика общения как коммуникативной деятельности.

Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами. Содержание общения может быть различным: передача информации, восприятие друг друга, взаимооценка партнерами друг друга, взаимовлияние партнеров, взаимодействие партнеров, управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия), информационная (обмен информацией между людьми), когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии),эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью), конативная (управление и коррекция взаимных позиций), креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними).

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Структура общения. Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении: сигналы непосредственно от другого человека; сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем; информация об итогах деятельности; информация от внутреннего опыта; информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание. Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой”. Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.

Интерактивная сторона. Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями. Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель — это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго — состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго — состояний как “ребенок — ребенок”, “взрослый — взрослый”, “родитель — ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго — состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

Перцептивная сторона. Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному параметру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название — фактор превосходства.

Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то — нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности.

Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо. При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Из этого следует, что наше первичное впечатление всегда ошибочно. Но это не так. Специальные исследования показывают, что взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно определить характеристики партнера, эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок. При длительном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. В постоянном общении при этом становится важным более глубокое и объективное понимание партнера. Известно, что способности адекватного восприятия других индивидов у разных людей различные. Почему? Некоторые считают, что это зависит от жизненного опыта (но есть молодые люди, которые могут увидеть в партнере и понять, что с ним происходит и т. п.)

Психологические исследования показывают, что весь внешний облик (лицо человека, его жесты, мимика, походки, манера стоять, сидеть) несет информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, об отношении к себе. Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт — нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.) Механизмом этого типа восприятия другого является эмпатия. Она основана на умении поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в своём поведении. Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. Как на практике человек объясняет поведение других людей? В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Например, работник оказывает на работу. И может по-разному трактовать причину опоздания, — это связано с атрибуцией (можно видеть причину опоздания в обстоятельствах, т.е. мотивировать внешней атрибуцией; можно искать причину в себе, т.е. мотивировать внутренней атрибуцией). Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

В специальной социально-психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность. Мы касались этого вопроса при оценке взглядов М. И. Лисиной на общение, но теперь рассмотрим его более основательно.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей. А. А. Леонтьев выделяет два типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный и социально-ориентированный. Эти типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами. Как отмечает Б. X. Бгажноков, высказывания в социально-ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к ним предъявляются требования полноты, точности и высокой культуры.

Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует ее внутренняя, психологическая, характеристика. Она, согласно И. А. Зимней, проявляется в социальной и индивидуально-психологической репрезентативности этого процесса. Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходил только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся. Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим ее основные структурные компоненты. Итак, предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект;

потребность в общении — это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке; коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение; действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные); задачи общения — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; продукт общения — это образования материального и духовного’ характера, создающиеся в итоге общения.

Процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряженных актов» (Б. Ф. Ломов). Каждый такой «сопряженный акт» — это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом проявляется, согласно М. М. Бахтину, диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации «сопряженных актов». Таким образом, диалог — это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь, элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта — организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом могут стать отдельная личность, группа людей, масса. Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной Деятельности, а общение с группой (коллективом) — как личностно групповой, общение с массой — как личностно-массовый. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия опираются на единое организационно-методологическое основание, а именно на личностно-деятельностное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности. Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает прежде всего трактовку ее как организации и управления формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т. д. Это происходит в трех основных коммуникативных формах: а) монологической (преобладают коммуникативные действия- высказывания личности как субъекта-организатора действий слушания других субъектов — участников общения); б) диалогический (субъект взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны); в) полилогических (многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективно ее реализовать). Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом — инициатором общения; б) субъектом, которому адресована инициатива; в) нормами, по которым организуется общение; г) целями, которые преследуют участники общения; д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения представляет собой цепь взаимосвязанных коммуникативных действий: 1) вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию; 2) оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т. д.); 3) ориентация в коммуникативной ситуации; 4) выбор другого субъекта для возможного взаимодействия; 5) постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей ситуации общения; 6) выработка подхода к субъекту взаимодействия; 7) пристройка к субъекту — партнеру по взаимодействию;

8) привлечение субъектом — инициатором внимания субъекта-партнера; 9) оценка эмоционально-психологического состояния субъекта — партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие; 10) самонастройка субъекта — инициатора на эмоционально-психологическое состояние субъекта — партнера; 11) выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона; 12) коммуникативное воздействие субъекта — инициатора на субъекта-партнера; 13) оценка субъектом — инициатором реакции субъекта — партнера на воздействие; 14) стимулирование «ответного хода» субъекта — партнера; 15) «ответный ход» субъекта — партнера по общению.

Из этих пятнадцати действий и слагается акт общения. Итак, для возникновения акта общения нужна инициатива. Поэтому субъект общения, который берет эту инициативу на себя, назван нами субъектом — инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, — субъектом — партнером.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 592 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector