Общение как основа педагогической деятельности

girl 1848947 1920 Советы на день

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Тема 7: Технология коммуникативной деятельности педагога

Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.

Стиль деятельности учителя обусловлен устойчивыми индивидуальными психологическими особенностями учителя и системой приемов, которые он реализует в процессе своей педагогической деятельности.

Одной из принятых классификаций стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности, как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, педагог определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Педагог дает деловые, краткие распоряжения, запреты формулируются без снисхождения, с угрозой, эмоции не принимаются в расчет. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются оторванность учителя от своих учеников, отсутствие доверия с обеих сторон, явная обособленность, отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Характеристика приведенных выше стилей педагогического общения дана в «чистом» виде, вместе с тем в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения.

На основе содержательных характеристик стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда), его динамических характеристик (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.), результативности (уровень знаний и навыков у учеников, а также их интерес к предмету) был выделен ряд индивидуальных стилей (А.К. Маркова).

Эмоционально-импровизационный стиль. Учителя такого стиля деятельности отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала педагог строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса он обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. В деятельности учителя недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для такого учителя характерна интуитивность, часто выражающаяся в неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

640 1

Эмоционально-методический стиль. Для учителя данного стиля характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель эмоционально-импровизационного стиля, этот педагог стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями своего предмета.

Рассуждающе-импровизационный стиль. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель рассуждающе-импровизационного стиля проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, время спонтанной речи учащихся во время уроков меньше, чем у учителей с эмоциональным стилем. Этот учитель мало говорит сам, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т. п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Рассуждающе-методичный стиль. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения, этот учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса такой учитель обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание, уделяя слабым детям. Для этого педагога, характерна в целом рефлексивность.

В силу своей многоликости педагогическое общение полифунк­ционально. Рассматривают следующие функции педагогического общения:

1. Информативная функция заключается в отборе и передаче учи­телем информации, которая определена учебными планами и програм­мами.

2. Нормативная функция заключена в освоении учащимися норм морали и права через усвоение основ нравственного поведения, образцов соответствующих действий, поступков, способов регулирования взаимо­отношений между людьми.

3. Познавательная функция выражается в направленности активно­сти воспитанников, в формировании у них приемов и средств аргумента­ции, доказательства, объяснения, облегчающих в процессе взаимодейст­вия людей понимания мыслей и идей друг друга, способствующих коор­динации знаний, которые дети получают в общении со сверстниками и педагогами.

4. Коммуникативная функция предполагает установление межлич­ностных связей и взаимодействий воспитанников в микрогруппах, пер­вичных коллективах, объединениях, установление контактов между кол­лективами детей и взрослых.

5. Регулятивная функция заключается в установлении различных форм и средств стимулирования положительных поступков нравственно­го поведения, а также торможения и устранения негативных.

6. Воспитательная функция общения состоит в показе и развитии у воспитанников способов и форм сотрудничества и взаимодействия, в выработке у них культуры умения общаться на основе уважения к дос­тоинству личности другого человека.

Источник

Сущность, функции и средства педагогического общения.

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

Общение как основа педагогической деятельности

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

В общении выделяют 3 взаимосвязанных функций: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности).

В зависимости от цели речь может быть развлекательной; информационной; воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека; убеждающей; призывающей к действиям.

Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, т.е. важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, сила, паузы.

Дополняют речь, передают чувства и переживания педагога невербальные средства. Это бессловесные средства называются эмоциональным языком общения. Как важно для многих учащихся, когда на уроке при ответе на трудный вопрос учитель поддерживает их, кивая головой, ставит хорошую отметку улыбаясь.

Обмен знаниями, эмоциональными состояниями в процессе педагогического общения происходит в монологической и диалогической форме устной речи.

Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала. Эта форма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказательств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения и тд.).

Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе способствует распространению диалогической формы общения. Диалог – это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно.

В диалоге для педагога профессионально важно умение формулировать вопросы.

Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мысли – важная сторона коммуникации, но для учителя не менее значима и другая сторона – умение слушать.

Эффективность общения в педагогической деятельности во многом зависит от того, как педагог воспринимает, насколько знает воспитанников. Эта, перцептивная, функция общения очень важна.

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия. Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Педагогическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять, сопереживать.

Если педагог и воспитанник адекватно отражают друг друга, то педагогическое общение строится на взаимопонимании. Понимание, принятие друг друга помогает согласовывать действия, проявлять взаимное уважение, чувствовать настроении, предупреждать конфликты, устанавливать положительные межличностные отношения.

Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности) – управление деятельность воспитанников.

2. Стадии педагогического общения и технология их реализации.

Педагогическое общение имеет динамику. Его стадии:

1. Моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап). Первая стадия связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

2. Организация непосредственного взаимодействия(начальный период общения) – во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением.

3. Управление общением в педагогическом процессе, суть которой состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициативность педагога.

640 1

3. Стили педагогического общения.

Каждый учитель по-разному организует взаимодействие с детьми.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

В.А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения:

Общение на основе увлеченности совместной деятельностью (отношения учителя к педагогической деятельности); В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.

стиль пед. общения на основе дружеского расположения. Но дружественность должна быть в меру; Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога и учащихся. Однако дружественность должна быть педагогически целесообразна.

общение – устрашение; Этот стиль наиболее популярен у начинающих педагогов, которые не умеют организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

общение – заигрывание – стремление завоевать ложный, дешевый авторитет у детей. Возникает, когда:

а) непонимание педагога стоящих перед ним ответственных пед. задач;

б) отсутствие навыков общения;

в) «боязнь» общения с классом и одновременно стремление наладить с ним контакт.

В процессе пед. творчества общительность выступает не только как личностное, но и как профессионально-личностное качество человека-педагога.

Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общение-дистанции часто порождают конфликтные отношения между учителем и учащимися. Ответственность за них всегда лежит на учителе. В связи с этим особого рассмотрения требует технология психологической коррекции общения, т.е. технология разрешения конфликтов.

Основными причинами конфликтов в общении являются ущемление чувства собственного достоинства партнера по общения; неподтверждение ролевых ожиданий; психологическая несовместимость. Методы угашения несовместимости: К прямым методам относятся такие, как поочередное изложение сути и причин столкновения (только факты без эмоций); высказывание претензий на группе, т.е. публично; применение административных санкций; разведение конфликтующих по разным классам, группам. Косвенные методы: выход чувств, авторитет третьего, обмен позициями, расширение духовного горизонта спорящих.

Другая классификация стилей педагогического общения включает демократический, авторитарный, либеральный.

Демократический стиль. Ученик как равноправный партнер в общении, коллега. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У таких учителей школьники чаще испытывают состояние спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

Авторитарный – ученик рассматривается как объект пед. воздействия. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Учащиеся теряют активность, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главные методы воздействия – приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.

Источник

Вопрос 17. ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, СРЕДСТВА И СТИЛИ.

Пед. общение – профессиональное общение с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные пед. функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной д-ти и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.

СТОРОНЫ ПЕД. ОБЩЕНИЯ:

1 – КОММУНИКАТИВНАЯ (обмен информацией между общающимися)

2 – ИНТЕРАКТИВНАЯ – организация взаимодействия

3 – ПЕРЦЕПТИВНАЯ – восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания.

КОМПОНЕНТЫ ПЕД. ОБЩЕНИЯ:

— КОГНИТИВНЫЙ – знание общих закономерностей общения, структуры общения, методик исследования общения, межличностных отношений.

— РЕГУЛЯТИВНЫЙ представлен умениями передавать информацию, используя весь арсенал коммуникативных средств, методов и приемов, умение организовать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей, понимать эмоционально-психологическое состояние детей и собственное.

— АФФЕКТИВНЫЙ эмоциональное состояние, характеризующее отношение переживания, которое возникает между партнерами.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций. Личность и индивидуальность учащегося оказываются вне стратегии взаимодействия.

Авторитарный стиль общения, по данным Н.Ф.Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Более того, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися приводит к искаженному пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как безответственность, властность; культивированию в ущерб внутренним достоинствам внешней привлекательности и физической силы.

Попустительский (либеральный) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между учителем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации.

Характеристика приведенных выше педагогических стилей общения дана в «чистом» виде. В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения.

Кан-Калик выделяет виды стилей:

1 – стиль увлеченности педагога совместной с учащимися творческой деятельностью.

2 – стиль дружеского расположения (общение будет успешным)

3 – стиль общения – устрашение.

4 – стиль общения – дистанция

5 – стиль общения – заигрывание

Индивидуальные стили пед. д-ти (Бодалев, Коломинский)

эмоционально-импровизационный – педагог ориентирован на учебный процесс, для него важны сильные ученики;

эмоционально-методический – ориентация идет на процесс и результаты обучения, на всех учеников;

рассуждающий импровизационный – ориентация на процесс и результат обучения, контакты с учениками находятся на низком уровне;

рассуждающе-методичный – ориентация на результаты и на слабых учеников.

Средства общения необходимы для реализации и достижения конкретных педагогических целей. Выбор зависит от личности учителя. К операциональным средствам общения педагога относятся: приказ, повеления, пример, просьба, ласка, поощрение, одобрение.

Вопрос 18.Основные понятия современной педагогической науки: КАТЕГОРИИ И ЗАДАЧИ.

ПЕДАГОГИКА – наука о закономерностях воспитания чел-ка, об управлении его развитием в соответствии с потребностями общества.

Педагогика возникла не на пустом месте.

Источники возникновения педагогики:

— философия (пед-ка возникла в русле общефилософского знания)

— религия (во всех религиозных писаниях содержаться правила воспитания)

— народная педагогика – представляет пед. опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа, отражает культуру народа (традиции, былины, игры, сказки)

— пед. опыт прошлого – это памятники мировой пед. культуры, т.е. это наследие педагогов.

— мировая практика воспитания (педагогика Марии Монтессори)

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕД-КИ

1-ЭМПЕРИЧЕСКИЙ. С древних времен человечество накапливало опыт воспитания, который носил примитивный характер.

Подлинного расцвета педагогическая мысль достигае в Древней Греции, где появляются первые системы общественного воспитания: спартанская. Афинская.

СПАРТАНСКАЯ СИСТЕМА – цель: воспитание будущего воина. До 7 лет в семье, с 7 до 20 лет – физическая, военная подготовка. 20 лет – всенародное сечение (испытание)

АФИНСКАЯ СИСТЕМА – цель – воспитание всесторонне развитой личности. До 7 лет в семье, с 7 – школа. С 7 до 20 лет – изучение основ грамматики, эстетических основ (музыка), политических и философских наук.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭПОХА. С 5-го по 17 век н.э. Воспитание носит религиозный характер. Цель- воспитание покорной личности.

2-СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ (17 ВЕК)

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Цель-формирование всесторонне развитой личности.

Ян Амос Коменский «Материнская школа», «Великая дидактика». Основатель классно-урочной системы; родоначальник зарубежной дошкольной пед-ки.

Мишель Монтель, Эрразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Т.Кампанелла – изучали и доказывали педагогические идеи.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. Цель- воспитание образованной личности.

Жан Жак Руссо – основатель «теории естественного воспитания»(без насилия).

Джон Люк – создатель теории воспитания джентельменов.

Иоган Генрих Песталоцци – основатель первых приютов для детей бедников.

Иоган Фридрих Гербарт – основатель авторитарной педагогики (власть, давление), система наказаний как ведущее средство воспитания.

Константин Дмитриевич Ушинский родоначальник отечественной дошкольной пед-ки. Один из первых предлагал использовать в воспитании принцип народности.

Лев Николаевич Толстой – основатель первой школы для детей крестьян, создатель «Азбуки».

3-СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПЕД-КИ с 20-го века.

Выделяют 2 пед. течения:

— АВТОРИТАРНОЕ. Основная цель – вооружение детей готовыми знаниями.

— ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ. Цель – воспитание свободной личности.

ЗАДАЧИ:

1)Анализ социально-исторических характеристик, систем воспитания и обучения.

2)Изучение условий воспитательного процесса.

3)Изучение результатов пед. воздействий.

4)Анализ передового пед. опыта.

Долгое время в пед-ке существовал спор: пед-ка это наука или искусство. И наука и искусство это сферы человеческой деятельности. Для искусства характерно умелое выполнение своей деятельности, для науки – логическое обоснованное знание. Любая отрасль знаний называется наукой, если:

— четко выделен объект и предмет. ОБЪЕКТ ПЕД-КИ – (человек) явления окружающей действительности, обеспечивающие развитие личности. ПРЕДМЕТ – исследование сущности развития и формирования личности, и разработка на этой основе основных принципов воспитания и обучения.

— существует система фиксированных связей между процессами и явлениями окружающей действительности. Фиксированные связи в пед-ке есть: взаимодействие, воздействие, влияние.

— существуют методы исследования. В пед-ке:

ЭМПИРИЧЕСКИЕ – накопление пед фактов, их анализ, количественная обработка (наблюдение, анкета, беседа, тест)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ – отбор и классификация материалов (изучение опыта педагогов-новаторов, теоретический анализ пед. идей)

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ (методы статистической обработки) – обработка полученных данных и установление зависимости между изучаемыми явлениями: шкалирование, ранжирование.

Пед-ка считается наукой об искусстве воспитания.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ:

1-понятия, определяющие объект пед-ки (ребенок, индивид, индивидуальность, личность)

2-понятия, определяющие предмет пед-ки (воспитание, развитие, социализация и т.д.)

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный процесс, обеспечивающий всестороннее гармоническое развитие личности и подготовку её к трудовой и общественной деятельности. В узком смысле – процесс формирования убеждений, норм нравственного поведения, черт характера, эстетических вкусов и т.д.

РАЗВИТИЕ – процесс количественных и качественных изменений, происходящих в личности под воздействием внешних и внутренних факторов.

— психическое развитие – развитие психических познавательных процессов

— физическое – развитие анатомо-физиологических систем организма

— общее развитие – развитие нравственное, эстетическое, трудовое, умственное.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, системы социальных отношений, необходимых для жизни в обществе.

ОБРАЗОВАНИЕ— процесс овладения системой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством, процесс формирования мировоззрения, овладения познавательными умениями и навыками, формирование нравственных качеств личности. Образование может быть достигнуто двумя путями: самообразование и обучение.

ОБУЧЕНИЕ – целостный процесс, в ходе которого решаются задачи образования, осуществляется воспитание и развитие.

ПЕД. ПРОЦЕСС – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого с целью передачи социального опыта.

Вопрос 19.СИСТЕМА МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта (эмпирические), методы теоретического исследования и математические методы.

Методы изучения педагогического опыта — это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения:

-определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

-выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

-выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

-выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

-обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное («со стороны»); открытое и скрытое; сплошное и выборочное.

Наблюдение — это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование— метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент— специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

-теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

-методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

-собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

-аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный — создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп.

Выделяется специальная группа методов теоретического исследования.

Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-пе-дагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector