Общение как потребность человека

fashion 2309519 1920 Советы на день

Общение – одна из основных социальных потребностей человека

Именно в общении происходит формирование личности: человек учится оценивать поступки и отношения, усваивает моральные нормы, проверяет и применяет эти нормы на практике и тем самым вырабатывает нравственные принципы своего поведения, по которым живет и действует. Такие важнейшие качества личности, как ответственность, долг, принципиальность, отзывчивость, честность, доброта, не только проявляются, но и формируются в общении. Без него они превратятся в абстрактные символы.

Другой, не менее важной ролью общения является то, что оно способствует формированию у человека разнообразных познавательных интересов: может дать толчок к самообразованию или, наоборот, затормозить его. Очень ярко это проявляется в компаниях, группах подростков. Кто-то, например, начал увлекаться рассказами о великих географических открытиях. Друзья сначала слушают, потом сами начинают «добывать» какие-нибудь малоизвестные факты. К сожалению, бывают и обратные случаи. В некоторых группах товарищей «не принято» интересоваться серьезными вещами, читать классику и т. п. Поэтому тем, у кого есть подобный интерес, приходится скрывать его, чтобы не оказаться «белой вороной». В результате обедняется и само содержание общения и в конечном счете интеллект его участников.

Пожалуй, наиболее значительна роль общения в познании человеком себя и других. Любой человек сопоставляет то, что наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях; сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие. В результате он получает необходимые сведения для формирования оценки себя как личности, определенного эмоционально-ценностного отношения к себе. Чем разностороннее круг общения человека, тем и разнообразнее эти сведения.

Советский философ А. И. Титаренко справедливо пишет, что нет ничего радостнее, чем узнавание другого человека, хотя эта радость и не всегда очевидна. «Каждый человек, сам того не зная, бывает в своей жизни Колумбом много раз, когда он открывает неизведанные для себя миры — души других людей. Конечно, это узнавание происходит не без напряжения чувства и ума «познающего», не без его заинтересованности. Можно, наверное, даже метафорически сказать о «труде» узнавания другого человека. И «труд» этот не только радостен, но и опасен — ведь узнавая, иногда разочаровываешься в людях».

Нравственное взаимопонимание осуществляется с помощью различных средств, причем у разных людей диапазон этих средств может быть весьма различен. Одни больше оперируют эмоционально- интуитивными оценками («Я не знаю почему, но поступок этого человека мне не нравится»), другие используют рациональные объяснения («Этот поступок, хотя внешне он и выглядит вполне нравственным, я считаю таковым, потому что…»). У одних развита способность к нравственной самооценке, что служит им основой для оценки окружающих. Другие оценивают людей, прямо соотнося поступки с теми или иными нормами и запретами. У третьих оценки поведения других людей вообще могут быть развиты слабо.

Неодинаковой является и реакция на неудачи в общении у разных людей: одни больше склонны винить во всем себя, другие — других людей, третьи — обстоятельства.

Неудовлетворенность потребности в общении вызывает у человека любого возраста отрицательные эмоциональные переживания, ожидание неблагополучия даже тогда, когда ему, казалось бы, ничто не угрожает. При длительном сохранении неблагополучно сложившихся отношений могут произойти существенные изменения в характере человека. Он будет постоянно ждать недоброжелательства, непонимания своих истинных мотивов поведения, отрицательной оценки своих поступков. Мы говорили, как тяжело переживается такое одиночество, когда человек лишен самой возможности общаться с другими людьми. Не менее тяжело переживается и одиночество на людях, когда есть реальная возможность общения, но она по каким-либо причинам не реализуется.

В мире капитала, там, где господствует философия индивидуального успеха, где отношения основываются на взаимном отчуждении людей, проблема одиночества встает особенно остро.

В некоторых странах организована специальная «служба внимания», так называемый телефон доверия: человек может позвонить по определенному телефону и просто поговорить, рассказать о себе, своих проблемах и переживаниях. Незнакомый человек на другом конце провода (психотерапевт) обязан внимательно выслушать, проявить сочувствие и но возможности дать совет. Сейчас первые телефоны доверия появились и в нашей стране. В качестве эксперимента такая служба начала работать в Москве и Днепропетровске. По-видимому, в некоторых крайних случаях такая «служба внимания» может быть полезна, однако она не заменяет настоящего, непосредственного общения.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Общение – одна из основных социальных потребностей человека

Источник

1.3. Потребность в общении

1.3. Потребность в общении

Вопрос об истоках общения до сих пор остается дискуссионным. Во-первых, дискутируется вопрос о том, имеется ли потребность в общении (или коммуникативная потребность) как специфическая потребность, отличная от других социальных или духовных потребностей, или же за нее принимают разновидности последних. Во-вторых, если потребность в общении все-таки существует, то каково ее происхождение: является ли она врожденной (базовой) или вторичной, т. е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка. Оба этих вопроса явились предметом рассмотрения в монографии М. И. Лисиной (1986). Ниже я даю краткое изложение вопроса о потребности в общении по этой книге.

Что касается первого вопроса, то большинство авторов (Н. Ф. Добрынин, 1969; А. Г. Ковалев, 1963; А. В. Петровский, 1970; Б. Ф. Парыгин, 1971; М. Айнсворт [M. Ainsworth, 1964]; К. Обуховский, 1972) склонны считать, что потребность в общении является специфической самостоятельной человеческой потребностью, отличной от других потребностей, хотя на практике ее нередко сводят к более частным потребностям: потребности во впечатлениях (М. Ю. Кистяковская, 1970), в безопасности (А. Пейпер, 1962), в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом (Х. Харлоу, М. Харлоу [H. Harlow, M. Harlow, 1966]) и др. Поэтому более логичной представляется позиция Л. И. Марисовой (1978), которая говорит о иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мотивационно-потребностной основой общения. В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей:

1) в другом человеке и взаимоотношениях с ним;

2) в принадлежности к социальной общности;

3) в сопереживании и сочувствии;

4) в заботе, помощи и поддержке со стороны других;

5) в оказании помощи, заботы и поддержки другим;

6) в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;

7) в постоянном обмене опытом, знаниями;

8) в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;

9) в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем.

В отношении второго вопроса — о происхождении потребности в общении — имеются две крайние точки зрения. Ряд ученых (А. В. Веденов, 1967; Д. Т. Кемп-белл [D. Campbell, 1965]) считают, что у человека имеется врожденная потребность в самом процессе общения. Б. Ф. Ломов (1984) тоже считает, что потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека и что она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем витальные потребности.

Однако врожденность потребности в общении признается не всеми учеными (С. Л. Рубинштейн, 1946; Ф. Т. Михайлов, 1976; А. Н. Леонтьев, 1983). М. И. Лисина тоже считает, что эта потребность формируется прижизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми.

В доказательство этому приводятся наблюдения, проведенные психологами над младенцами. В первые недели жизни ребенок не отвечает на обращения старших и сам к ним не адресуется (если не считать его плача, адресованного всем и ни к кому конкретно). Но уже в возрасте двух месяцев он способен отличить «добрую» мимику или интонацию взрослого от «злой», причем на первую у него появляется реакция оживления: поворачивает голову из стороны в сторону, открывает и закрывает рот, перебирает ручками и ножками, пытается улыбаться.

Интересный эксперимент проведен О. В. Баженовой: взрослый наклонялся над младенцем со специально отрепетированным «индифферентным» выражением лица. В первый раз экспериментатор, как правило, встречал со стороны младенца обычную реакцию оживления, но намеренно сохранял безучастный вид. Во второй или последующие разы такой эксперимент вызывал плач — младенец протестовал против «необщения» с ним.

Эти и подобные им исследования привели М. И. Лисину к выделению 4 этапов становления потребности в общении и 4 критериев, по которым можно судить об этой потребности. Первый этап и критерий — внимание и интерес ребенка к взрослому; второй этап и критерий — эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; третий этап и критерий — инициативные действия ребенка, направленные на привлечение интереса взрослого; четвертый этап и критерий — чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.

Однако и эти наблюдения не дают окончательного ответа на вопрос о происхождении потребности в общении, так как запаздывание проявления этой потребности у младенцев может быть связано с этапностью «созревания» мозговых структур и психики. По этому поводу М. И. Лисина ставит закономерный вопрос: не означают ли все указанные ранее этапы становления потребности в общении, что она унаследована (точнее было бы сказать — врожденна) и лишь «проявляется» после рождения ребенка?

Отвечая на этот вопрос отрицательно, она ссылается на исследование М. Ю. Кистяковской (1970), которая наблюдала, что в условиях госпитализма дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 2–3 лет жизни. Но стоило педагогу наладить взаимодействие с ребенком, как в течение короткого времени удавалось далеко «продвинуть» его по пути развития, сформировать активное отношение к людям и окружающему миру. Все это можно принять, если рассматривать только потребность детей в общении со взрослыми для познания этих взрослых и самих себя через взрослых (что соответствует пониманию потребности в общении М. И. Лисиной). Не ясно, однако, как обстояли у этих детей дела с общением друг с другом (по данным М. И. Лисиной, такая потребность возникает в 2 года), с животными.

М. И. Лисина определяет потребность в общении (коммуникации) как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Она полагает, что потребность в общении строится в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее. Основой коммуникативной потребности она считает органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и др.). Жизненная практика помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного «управления» таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать (читай — нужду в общении со взрослым). Второй базовой потребностью, ведущей к возникновению коммуникативной потребности, является, по М. И. Лисиной, потребность в новых впечатлениях (о которой говорят Л. И. Божович (1972), М. Ю. Кистяковская (1970), Д. Берлин [D. Berlyne, 1960], Г. Кантор [G. Cantor, 1963]). Однако стремление ребенка к удовлетворению органических потребностей и получению информации — это еще не общение, пишет М. И. Лисина (действительно, как потребность может быть деятельностью?). Лишь когда он захочет познать взрослого и самого себя, когда взрослый проявит внимание к ребенку, определит по отношению к нему свою позицию, тогда можно говорить и о потребности в общении.

Думается, что понимание потребности в общении и ее роли, данное М. И. Лисиной, слишком заужено и потому не очень удачно, впрочем, как и подмена понятия «потребность в общении» понятием «потребность в коммуникации», т. е. в получении и обмене информацией. С нашей точки зрения, не всякая коммуникация является общением. Для последнего характерен не просто обмен или получение информации (ее можно получить и из газеты, телепередачи), а установление психического контакта между общающимися. Не ясно, почему самопознание не может осуществляться без общения с другими людьми. Или к какому самопознанию и самооценке приводит общение с животными? Очевидно, что М. И. Лисина гиперболизированно рассматривает лишь одну из функций общения, которой она подменяет сущность потребности в общении. Более близко к сути этой потребности было бы понимание ее как потребности в контакте с другим реальным или воображаемым живым существом. Тогда можно говорить и о потребности ребенка в кукле, и о его любви к животным, и о стремлении кошек и собак к себе подобным, и о страданиях человека из-за нарушенных контактов с другими людьми (ведь в одиночной камере тюрьмы человек страдает не потому, что он не познает других и себя!).

В связи с этим вряд ли стоит искать причину прижизненного формирования потребности в общении только в совместной деятельности. Тогда надо признать, что у младенцев потребности в общении быть не может (как и у животных), так как совместная деятельность у них как таковая отсутствует. Между тем сама М. И. Лисина на основании исследований своих учеников делает вывод, что потребность в общении появляется у детей уже со второго месяца жизни.

Представление М. И. Лисиной по существу соответствует пониманию потребности в общении как вторичной, и возникновение ее не выходит за рамки концепции социального научения. Однако М. И. Лисина считает, что это не так. Рождение потребности в общении не сводится, по ее мнению, к надстройке новых сигналов над прежней потребностью, когда вид взрослого, звук его голоса и прикосновение напоминают ребенку о предстоящем насыщении или смене белья. В первые недели жизни у ребенка появляется именно новая, отсутствовавшая ранее потребность в общении — для понимания себя и других. Это не корыстная нужда в полезном человеке, а (говоря словами К. Маркса) высокая духовная потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек, заключает М. И. Лисина.

Все это, может, и так, но не опровергает тезиса о вторичности этой потребности, на чем бы она ни базировалась. Даже если это потребность в познании себя и других, то все равно это частный случай проявления познавательной потребности. Если же понимать потребность в общении как потребность в психическом контакте, то взрослые (как и дети, животные), к которым ребенок привыкает, становятся просто средством удовлетворения потребности в контакте. А это значит, что и в данном случае потребность в общении со взрослыми — не базовая, а вторичная, наподобие потребности в ложке, вилке для удовлетворения потребности в пище.

Нужно подчеркнуть, что потребность в собственно общении, если таковая все же существует, — это только одна причина общения как вида активности человека. Через процесс общения человек удовлетворяет потребность в впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и многие другие духовные потребности.

Не случайно поэтому выделение в зарубежной психологии такого собирательного понятия, как «потребность в аффилиации», содержание которой отнюдь не однородно. Это потребности: контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь.

Таким образом, вопрос о наличии у человека собственно потребности в общении, специфичной по сравнению с другими социальными и духовными потребностями, остается открытым. Используемые при изучении этой потребности наблюдения за поведением младенцев не являются прямым доказательством наличия таковой. Регистрируемые параметры можно расценивать и как проявление любопытства, интереса к объекту, в роли которого выступает взрослый, и как операции общения. Более надежным критерием может быть изучение эмоциональных реакций в ответ на появление и особенно на исчезновение объекта общения, что позволило бы выявить у ребенка потребностное состояние в контакте с другим человеком, которое можно принять за чистую потребность в общении. Примером такой потребности, с моей точки зрения, является привязанность к другому человеку или животному (когда человек говорит: «Я по тебе соскучился», то явно проявляется потребностное состояние, сопровождающееся соответствующей эмоцией). К сожалению, в этом плане можно сослаться только на исследование О. В. Баженовой, хотя жизненные ситуации показывают нам, что у детей эта потребность в контакте имеется. Так, уход родителей из дома по делам вызывает плач у ребенка, несмотря на то что он остается с бабушкой. Что же касается так называемой потребности в общении, о которой говорит М. И. Лисина, — это, с моей точки зрения, приобретаемое в онтогенезе знание о способе и средстве удовлетворения различных потребностей путем общения (контакта) с другими людьми (или животными). Сам же мотив общения может строиться на совершенно различных основаниях (потребностях и целях).

Кстати, мотив общения понимается М. И. Лисиной по А. Н. Леонтьеву — как объект общения, т. е. мотивом у нее выступает другой человек, партнер по общению; критика такого понимания мотива давалась нами в разделе 1.2. Правда, почти тут же она пишет, что мотив — это опредмеченная потребность и что мотивы вырастают из потребностей, ведущими из которых являются: потребность во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.

Потребность в общении выражена у разных людей неодинаково, в связи с чем говорят об эктра— и интровертах. Однако, по данным Л. С. Сапожниковой (1973), однозначная связь между стремлением к общению и экстра— и интровертностью не выявляется.

По ее же данным стремление к общению подростков связано с уровнем притязаний. У лиц с адекватным уровнем притязаний стремление к общению выражено умеренно, у лиц с неадекватным уровнем — либо повышенное, либо пониженное. У девочек независимо от уровня притязаний стремление к общению более выражено, чем у мальчиков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

P1 – ПОТРЕБНОСТЬ В СЕКСУАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ

P1 – ПОТРЕБНОСТЬ В СЕКСУАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ Половой акт – это еще не повод для знакомства. Интерес к сексу у сильной половины человечества пробуждается в 12–14 лет, после чего растет и достигает пика в 17–19 лет. Это так называемый период юношеской гиперсексуальности.

P2 – ПОТРЕБНОСТЬ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ

P2 – ПОТРЕБНОСТЬ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ Горе, разделенное на двоих – половина горя. Радость, разделенная на двоих – двойная радость. Посмотрите внимательно вокруг, и вы увидите, как много красивых, ухоженных, предприимчивых и состоятельных мужчин и женщин не могут

P3 – ПОТРЕБНОСТЬ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ

P3 – ПОТРЕБНОСТЬ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ Лучше молчать и казаться дураком, чем заговорить и не оставить на этот счет никаких сомнений. Люди не только биологические, но и общественные существа, живущие в особом мире – социальном обществе. Человек рождается с набором

1.3. Потребность в общении

1.3. Потребность в общении Вопрос об истоках общения до сих пор остается дискуссионным. Во-первых, дискутируется вопрос о том, имеется ли потребность в общении (или коммуникативная потребность) как специфическая потребность, отличная от других социальных или духовных

Методика «Потребность в общении»[2]

Методика «Потребность в общении»[2] ИнструкцияСейчас вам прочтут ряд утверждений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером положения напишите на своем листочке «да», если не согласны, напишите «нет».Текст опросника (перечень утверждений)1. Мне доставляет удовольствие

Потребность в общении как стремление к самопознанию и самооценке

Потребность в общении как стремление к самопознанию и самооценке Согласно нашим взглядам, стремление человека к самопознанию и самооценке составляет самую сердцевину его потребности в общении, ее природу. Поэтому возникновение основ самосознания и сознания можно

ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ПРИЧАСТНЫМ И ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ

ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ПРИЧАСТНЫМ И ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ Приобретение потребностей в другом человеке, в обществе как необходимой, своей среде, выработка потребностей в организации этой среды удобным для себя и способствующим ее благополучию образом, то есть потребности в

Нейтральная заинтересованность в общении

Нейтральная заинтересованность в общении Харизматичным людям свойственно авторитарное, снисходительное поведение – они разговаривают с собеседником чуть свысока, при этом проявляя заинтересованность.Вспомните, встречались ли вам в детстве высокомерные сверстники, и

Барьеры в общении

Барьеры в общении Вот те факторы, которые затрудняют эффективное общение между людьми:– Попытка увести разговор от проблемы (любая попытка сменить тему, в том числе и шутки).– Выяснение и допрос («Кто это тебя надоумил?»).– Поучение, совет, рекомендация,

Противоречия в общении

Противоречия в общении Когда вы научились четко выражать свои чувства в общении, возникает еще один вопрос: как уладить противоречия, которые неизбежно возникают у людей в общении, поскольку наши потребности могут сильно различаться?Перед вами стоит задача: научиться

10.1. Что такое «потребность в общении»

10.1. Что такое «потребность в общении» Вопрос об истоках общения до сих пор остается дискуссионным. Во-первых, дискутируется вопрос о том, имеется ли потребность в общении (или коммуникативная потребность) как специфическая потребность, отличная от других социальных или

Методика «Потребность в общении»

Методика «Потребность в общении» Методика разработана Ю. М. Орловым (1978).ИнструкцияСейчас вам прочтут ряд положений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером положения напишите на своем листочке «да», если не согласны, напишите «нет».Текст опросника (перечень

Давление и натиск при общении

Давление и натиск при общении Поразмыслив хорошенько над создавшейся ситуацией, я теперь понимаю, что страх неудачи заставлял меня все сильнее «давить» на Энтони. Мы оба попали в ловушку «несокрушимости своей правоты», причем ни один из нас не осознавал этого. А когда мы

12. О «правильном» общении вне дома

12. О «правильном» общении вне дома Дорогой мой, если поедешь жить в деревню, на отдых или во время служебных «путешествий», ты, как истинно городской житель столкнешься с некоторыми особенностями жизни, на городскую не похожими. На этот случай спешу дать тебе несколько

Источник

Что такое личностная потребность в общении, и в чём она заключается

1614662075

Педагог-психолог. Помогу разобраться в себе; Донесу мысль о том, что жи.

1614234189

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Человек – существо социальное. Но как бы иногда не хотелось побыть в одиночестве, поразмышлять и закрыться от всего мира, в итоге хочется, чтобы кто-то был рядом.

Вокруг постоянно находятся люди, объединяются в компании по интересам, заводят полезные знакомства и расширяют круг общения.

У взрослых и детей разная потребность в общении. Но в любом случае одиночество мало кого привлекает, и общаться хочется всем.

Потребность в общении у разных людей

pexels ketut subiyanto 4545204

Дети и подростки – это та категория людей, что ещё не достигла своей личностной зрелости. Поэтому они больше, чем взрослые испытывают большое желание общаться с другими людьми. Каждому ребёнку нравится играть, проводить время со сверстниками.

Дети всегда стремятся завести друзей и выделить из них кого-то особенного. Именно в процессе формирования таких связей формируется здоровые психика и личность человека. Подростковый возраст – особый период. Поэтому взрослеющий ребёнок, вступивший в этот переходный период, может испытывать проблемы с общением.

Для становления личности важно, чтобы у ребёнка был друг. Желание побыть в одиночестве – не показатель незрелости или наличия проблем.

Взрослых людей уже можно назвать зрелыми личностями. Считается, что они уже знают, чего хотят получить от жизни. Когда человек повзрослел, его общение может сводиться к удовлетворению своих личных потребностей, таких как: получение знаний, демонстрация индивидуальности, признание и престиж. Главное, в процессе не забывать об интересах и потребностях собеседников, тогда общение будет продуктивным.

Коммуникация и ненасильственное общение

Разновидности потребности в общении

Любой, даже самый необщительный человек, в состоянии страха, волнения, тревоги и любого другого внутреннего конфликта, может стать разговорчивым. Такие состояния и подтаскивают к новым темам для общения.

И в зависимости от того, какой результат ожидает получить человек от этого общения, можно выделить несколько его видов:

Человек, у которого есть потребность в том, чтобы другие во время общения обратили внимание на его индивидуальность, стремится выразить своё отношение к жизни, нестандартное мышление, или продемонстрировать характер. Эти люди крайне уязвимы во время общения, ведь любое отрицание его позиции может ранить, привести в недоумение или даже вызвать гнев.

Страх обездвиживает, но почти всегда толкает человека к общению, заставляя испытывать острую в нём потребность. Даже незнакомец, чувствуя волнение или тревогу, может начать разговор с другим таким же незнакомцем где-нибудь в очереди на кассу. Не всегда такая потребность может дать хороший результат, поскольку в таком состоянии можно сказать то, чего в обычной ситуации не сказали бы никогда.

Желанием многих людей является признание в обществе, получение похвалы и заслуженное уважение. И в общении такая потребность проявляется довольно ярко.

По тому, как человек разговаривает и ведёт себя, быстро становится понятно, какие цели он преследует. Такая потребность может напрягать других и даже оттолкнуть. Поэтому очень важно эту потребность контролировать и не забывать об интересах других участников общения.

С помощью общения люди получают информацию, усваивают новые знания, исследуют интересующие области. Потребность возникает тогда, когда требуются ответы на какие-либо вопросы, а когда достигается результат, появляется и удовлетворение.

Данная потребность в общении появляется у людей властных, склонных к контролю, проявляющих яркие признаки лидерства. Направлена она на подчинение окружающих мыслям, интересам и чувствам доминанта.

giphye4tr4er5Giphy

Эффект достигается, когда один из участников общения склонен к доминации, а другой к подчинению. Конфликта избежать не удастся, если в разговоре сойдутся два доминирующих лидера. И также затруднительно взаимодействие людей, имеющих потребность в подчинении.

Это форма заботы об окружающих людях. Появляется данная потребность, когда человек хочет проявить сочувствие, спасти, поддержать, оказать помощь. Но важно не переусердствовать, иначе может появиться потребность к самоутверждению.

Человеку нужен человек

Каждому нужно общение. От удовлетворения этой важной потребности зависит психологический комфорт человека и его эмоциональное состояние.

Разделяют потребность в общении на биологическую и духовную.

С биологической точки зрения люди нужны друг другу для продолжения рода, созданию семьи, защиты своих близких и потомства. Также, люди собираются в группы, потому что вместе проще выжить.

Но духовная причина гораздо обширнее и важнее для самой социальной жизни человека.

Роль духовного общения:

Абсолютно любому человеку важно, чтобы его признали в обществе. Необходимо знать, что его любят, уважают и ценят. Уверенность в этом поддерживает, даёт силы и возможности преодолевать даже самые тяжёлые испытания.

Через различные средства связи, в том числе и речь, люди расширяют свой кругозор, получают информацию, становятся всесторонне развитыми личностями. С помощью общения появляются знания и навыки, которые помогают быть готовыми к любым жизненным ситуациям.

В процессе диалога люди передают свои волнения, радости, тревоги и переживания. Так и происходит эмоциональный обмен. Часто настроение одного человека передаётся другому, и происходит это неосознанно. В процессе общения можно приумножить эмоции, а можно и наоборот, уменьшить их.

Одиночные камеры в тюрьмах считаются одним из самых суровых наказаний. Заключённый начинает страдать из-за отсутствия собеседника и страдать от одиночества.

Большинству людей важно, что о них думаю другие. В поддержке и одобрении порой нуждается каждый. И благодаря оценкам в процессе общения, человек делает выводы и заключения, приходит к какому-то решению, и может даже начать менять свою жизнь.

pexels yan krukov 4458421Фото автора Yan Krukov: Pexels

Иногда случается нехватка общения, и бывает это по разным причинам. Возможно, человек сам стеснительный или закомплексованный, а иногда и находится в глубокой депрессии.

Тягостное эмоциональное состояние – основное последствие дефицита общения. Такое последствие приводит к негативному видению мира, апатию, и иногда даже к ненависти к собственному «я».

Если ты заметила такое у другого, то не спускай всё на самотёк, проявляй инициативу в общении. Ситуацию обязательно нужно исправлять.

А если ощутила этот дефицит сама, то ни в коем случае не закрывайся, не падай духом и не обособляйся, а помни, что общение с другими людьми – лучшее лекарство.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector