Общение как сфера социализации

three 3075752 1920 Советы на день

Общение как фактор социализации

О общение реализуется на разных уровнях: общаться могут стра­ны и народы, партии, коллективы и отдельные индивиды. В со­ответствии с этим взаимодействие между сторонами в этом процессе различно по своей социальной значимости;

О общение может проявляться по-разному: быть непосредствен­ным — в виде общения с другим лицом без посредника или опо­средованным, которое обусловлено внешними факторами, преломляется через них, включает опыт предшествующих по­колений и происходит посредством технических средств мас­совой коммуникации;

Глава 6. Потребность в общении и обособлении

О общение может различаться по видам — люди могут обмени­ваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.д.;

о в основе общения лежат общественные отношения. Охватывая разные стороны функционирования общества, они выступают как определенные для данной формации типы социально-эко­номических, политических, правовых и нравственных отно­шений. В конечном итоге именно они являются содержанием общения.

Общение регулирует уровень эмоциональной напряженно­сти, создает психологическую разрядку и формирует тот эмо­циональный фон, на котором осуществляется деятельность че­ловека и который в немалой степени определяет само миро­ощущение.

Каждое общество (а порой и отдельные его социальные группы) вырабатывает определенные регулятивные принци­пы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание ут­верждать, что существует тот или иной уровень культуры обще­ния.

Потребность в общении выступает одной из форм проявле­ния общественной сущности человека. Общение — важнейшая социальная потребность, определяющая личностный смысл в формировании личности. Эта потребность начинает функцио­нировать с момента рождения человека и действует на протя­жении всей его жизни. Она реализуется в таких различных формах, как эмоционально-эмпатийное общение (скрытый коммуникативный, невербальный процесс, посредством кото­рого чувства передаются другому человеку), общение матери с ребенком, игровое общение, познавательное, педагогическое, профессиональное и т.д.

Общение — это форма деятельности, осуществляемая меж­ду людьми как равными партнерами и приводящая к возник­новению психологического контакта, проявляющегося в об-

6.1. Общение как фактор социализации

о предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект;

о коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимает­ся общение;

о продукт общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Общение включает в себя, во-первых, обмен информа­цией, который может быть охарактеризован как коммуника­тивная сторона общения; во-вторых, взаимодействие об­щающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками; в-третьих, восприятие общающи­мися друг друга.

В процессе общения выделяют три стороны — коммуника­тивную (передача, обмен информацией), интерактивную (вза­имодействие), перцептивную (взаимовосприятие).

Общение между людьми как важнейшая сторона их совме­стной жизни и деятельности всегда осмысливалась ими снача-

1 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. С. 37.

Глава 6. Потребность в общении и обособлении

ла на уровне их обыденного, житейского сознания, а затем на более глубоком, теоретическом уровне.

Источник

Общение как сфера социализации

Еще раз подчеркнем, что одной из основных сфер социализации человека является общение. Как отмечет Р.С.Немов, «психологически правильное воспитание и есть продуманное, научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности» [9, с.323].

Напомним основные общие аспекты понятия общения.

Общение – 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера [1, С.244].

Исходя из определения, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны (компоненты):

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися людьми. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. Также используется и невербальная коммуникация.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Так, производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на выбранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет.

image019

Знание закономерностей сторон общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания.

Способность правильно воспринимать и понимать людей имеет, как отмечал Р.С.Немов, генетические корни и по биосоциальным законам совершенствуется с младенческого возраста. М.И.Лисина специально изучала основанный на этой способности процесс развития общения и его роль в воспитании детей. Она установила, что с рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью, которая состоит в стремлении человека к самопознанию, к познанию окружающих людей с целью саморазвития. Знания о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке. Оценка со стороны другого человека позволяет выяснить, как он воспринимает данную личность, способствует формированию самооценки и, в конечном счете, образа «Я».

По мнению М.И.Лисиной, потребность в общении с окружающими людьми у детей отчетливо выступает уже в возрасте 2,5 месяцев от рождения и непосредственно проявляется в известном комплексе оживления. В дальнейшей жизни ребенка процесс развития движется в следующих основных направлениях:

Развитие мотивов идет параллельно с развитием личности и в ходе этого процесса последовательно развиваются следующие разновидности: органические (доминируют с рождения до 2-3 месяцев), познавательные, игровые, деловые (три названные группы доминируют у детей дошкольного и младшего школьного возраста), интимно-личностные (связано с началом подросткового возраста) и профессиональные старший школьный возраст).

Наряду с развитием мотивов общения в онтогенезе идет процесс совершенствования средств общения. М.И.Лисина считает, что у детей имеются три основных вида средств общения: экспрессивно-эмоциональные, предметно-действенные и речевые. «Первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него» [6, с.109].

На протяжении первых семи лет жизни возникают, дополняя друг друга четыре основных формы общения:

1. Ситуативно – личностное (первое полугодие жизни): наиболее ярко проявляется в комплексе оживления (см. тему 2.1).

2. Ситуативно-деловое(от 6 месяцев до 2 лет): охватывает предметные игры детей со взрослыми.

3. Внеситуативно – познавательное (от 3 лет до 5 лет): связано с развитием общей познавательной активности, в результате которой, изучая окружающую действительность, ребенок задает множество вопросов взрослому о предметах и явлениях.

4. Внеситуативно – личностное (6-7 лет): служит познанию ребенком мира людей и человеческих взаимоотношений.

Содержанием общения, которое служит воспитательным целям, является передача от человека к человеку полезной информации, на основе которой люди могут формироваться и развиваться как личности. Эта информация включает ценности, нормы и формы поведения, оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни. Мера их принятия одним человеком в общении с другими людьми зависит от отношения людей друг к другу, определяемых эталонами межличностного восприятия.

Данные эталоны не всегда осознаются человеком, который их применяет. В них отражаются особенности социальной группы, референтной для индивида. По мнению А.А. Бодалева, в раннем возрасте эталоны являются конкретными и отождествленными с людьми, выбираемыми в качестве идеала. С возрастом эталоны становятся все более обобщенными и связанными с нравственными и другими идеалами, ценностями и нормами. Они становятся более дифференцированными, что начинает четко наблюдаться уже у подростков.

Вопросы и задания для самоконтроля

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.. 1996.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.

3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003.

4. Кон И.С. Отркрытие «Я». – М., 1978.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Личность. Сознание. – М., 1975.

6. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981.

7. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

Источник

Общение как сфера жизнедеятельности соц институтов

2. Общение как сфера жизнедеятельности социальных институтов

Общение – обмен духовными и эмоциональными ценностями. Ценности могут быть общепризнанными и специфическими. Данный обмен ценностями происходит в форме диалога человека с другим человеком, а также в процессе взаимодействия человека с окружающими людьми.

Общение с одной стороны необходимо рассматривать как самостоятельную сферу жизнедеятельности человека, с другой стороны общение пронизывает все сферы познания, предметно-практическую деятельность и т.д.

Выделяют 2 вида общения:

1. Ролевое общение – обслуживает сферы жизнедеятельности;

2. Межличностное общение – присуще каждому человеку и имеет цель удовлетворить потребность в общении.

Содержание общения включает:

1. духовно-ценностную проблематику (смысл жизни, мировые проблемы, жизненные планы человека);

2. событийная сторона жизни (события в семье, поступки людей);

3. эмоциональные переживания жизни (впечатления, настроение, чувства, переживания).

Содержание общения носит специфические половозрастные особенности.

Выделяют 4 типа диалога:

1. фатический диалог – обмен репликами для поддержания диалога;

2. информационный диалог – означает обмен значимой информацией;

4. исповедный диалог – доверительный разговор на интимно значимые темы.

Общение играет роль:

1. в освоении роли социально-типичного поведения;

2. эмоциональном развитии;

3. приобретении индивидуального социального опыта;

4. реализации и утверждения себя как личности.

Потенциал общения может быть реализован в процессе социального воспитания, если человек становится субъектом общения в институтах воспитания.

Познание как сфера жизнедеятельности социальных институтов

Выделяют 2 вида познания:

1. практическое повседневное освоение мира

2. научное познание (через освоение научных дисциплин)

Человек познает мир:

1. через общение (именно в обмене информации через общение формируется высокое понимание мира);

2. через систему образования (система обучения, СМК);

3. в процессе самообразования человека.

Организация познания может быть успешной при учете:

1. уровень информированности субъектов познания в различных областях;

2. от уровня познавательных и иных интересов;

3. наличие у человека установки на познание;

4. необходимо учитывать ожидания человека.

Познание в институтах воспитания должно быть проблемным – проблемное обучение. Это создает условия не только для удовлетворения имеющихся интересов, но и для возникновения новых интересов, а также для переориентации интересов. Переориентация интересов в познании полезна не только в бедности интересов, но и когда интересы односторонние, даже если они глубокие.

Эффективность познания зависит от успешности использования групповых форм организации процесса познания. Групповое познание необходимо для развития человека, ибо сфера жизни любой идеи является не изолированным индивидуальным, а является диалогом. М.М.Бахтин основой познания являются организации основной функцией которой является образование, школа.

Таким образом, в тех или иных социальных институтах, сферы жизнедеятельности могут иметь приоритетный характер, могут быть фоном для жизнедеятельности, все сферы жизнедеятельности проникают друг друга и могут зависеть друг от друга.

СМИ как фактор и источник социализации человека

1. Сущностное определение СМК

СМК – технические средства, которые осуществляют распространение информации.

Технические средства – печать, то есть пресса (газеты, журналы), …. радио, кинематограф, телевидение, интернет.

Информация – знания (научные, популярные), духовные ценности, моральные и правовые нормы.

· печать – периодические издания (газеты, журналы), книги, пособия и т.д.

2. История развития СМК

1000 лет назад человек владел 4 видами коммуникации:

2. Живопись (……., картины);

В XV веке появляется печатная книга, в XVII веке – газеты, журналы, в XIX веке – радио, фото, телефон, кино, грамзапись; XX век – интернет, телевидение. В современное время на первый план выходят элементарные средства, в ущерб чтению книг. Телевидение создаёт новый тип культуры человека – аудиовизуальная культура.

h

Влияние СМК на социализацию имеет опосредованный характер:

1. Влияние представляет 2 ступени поток информации. ТВ – опосредованное получение информации из уст дикторов и эта информация может быть недостаточной. Она передается через ………… журналистами, дикторами и т.д.

2. Люди используют те СМК, которые сочетаются с уже имеющимися интересами и установками.

Влияние СМК на социализацию – это информационное воздействие на человека. Это создает для человека специфичный информационный мир, исходя из этого информационного мира, ……….. формируется мировоззрение, сознание, нормы поведения, ценности и т.д. Иногда СМК называют четвертой властью. Это есть понятие зачастую «власти» над умом человека, его сознанием, его «душой и сердцем».

На социализацию детей дошкольного и младшего школьного возраста огромное влияние оказывают сказки. Сила воспитательная и социальная состоит в том, что в сказках заложено понятие добра и зла, справедливости, красоты, ценности семьи. Сюжет сказок, как правило, завершается хорошо, что влияет на эмоции ребенка, ребенок, слушая или читая сказки, сам фантазирует сюжеты. Герои кинофильмов могут стать для детей и …… кумирами и идеалами развития. Влияние киногероев носит эмоциональный характер. Герои влияют на развитие ребенка нежели его окружение. Это объясняется тем, что за время кинофильма можно проследить всю жизнь героя и видеть результат их усилий, достижений.

Для кинофильмов, в целях положительного влияния на социализацию, необходим положительный сюжет реальной жизни, положительные герои, положительные эмоции, положительный конец фильма.

Необходимо социальному педагогу иметь сведения о последних популярных кинофильмов, пользоваться интересом, профессионально, грамотно разбираться в этом и помогать разбираться в этом родителям и детям.

Фильм наиболее эмоционально влияет на человека.

Интернет. Положительное: это огромный объем информации, структурированной информации, широкий спектр знаний. Положительно то, что расширяет кругозор человека, обогащает кругозор человека. Негативно: отрицательные эмоции (ситуации развращения, ….. разногласий), «невинность мусульман», национальные и религиозные различия, позывы к ………..

Отдельные группы в социальных сетях, которые призывают к суициду, объединению в группы риска, деструктивные секты.

Дети в настоящее время очень мало читают. Это сказывается на грамотности, культуру речи, на умение мыслить, фантазировать, создаются сюжеты и образы жизни, планировать свою жизнь, составлять программы. Для педагога культура речи, грамотность есть профессиональное качество.

Аудиовизуальная культура человека – умение человека находить информацию, отбирать информацию (или умение отбора информации – понимать и осознавать, что для него является ценным), умение человека пользоваться СМК, умение выбора СМК и умение формировать нормы и ценности поведения, планировать свою жизнь. Данная культура должна формироваться у человека с самого маленького возраста. Она …….. с ними и постепенное приобщение к другим видам СМК.

Функции СМК в процессе социализации:

· ценностно-ориентационная (герои являются носителями ценностей)

· регулятивная (нормативо-правовая) – нормы, правила, этикет, законодательные нормы

Источник

Общение как фактор социализации. Его виды, функции, структура. Пути формирования коммуникативной компетентности (детей)

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Общение — процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие сознание и речь. Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» (дети, попавшие к животным), остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются его общением с другими людьми.

В общении можно выделить цель, средства, содержание.

Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение.

Средства общения — способ передачи информации в процессе общения (речь, слова, невербальные средства: интонация, взгляд, мимика, жесты, позы и т. п.).

Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека к другому.

В структуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться о совместных действиях и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Общение выполняет разнообразные функции:

личностно формирующую (общение является необходимым условием для формирования личности человека: «с кем поведешься — от того и наберешься» );
— коммуникативную (передача информации);
инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.);
экспрессивную (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);
психотерапевтическую(общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека- интегративную (общение выступает как средство объединения людей);
социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);
функцию самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности);
Методы, способствующие формированию коммуникативной компетенции можно разделить на три группы:

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

· по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (рассказ, беседа, лекция, дискуссии, конференции), наглядные (иллюстрации, демонстрации), практические (лабораторные опыты, упражнения).

· по логике передачи и восприятия учебной информации: индуктивные, дедуктивные, репродуктивные.

· по степени самостоятельности мышления обучающихся: проблемные, проблемно-поисковые, эвристические.

· по характеру управления учебной работой: самостоятельная работа, работа под руководством учителя

640 1

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

· стимулирование интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха.

· стимулирование долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрение и порицание.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

· фронтальная (работа учителя сразу со всеми учащимися в едином темпе с общими задачами);

· групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах);

· индивидуальная (взаимодействие учителя с одним учеником);

Средства формирования и развития коммуникативной компетенции:

технические средства; видеоматериалы; учебники; справочники; научно-популярная литература; конспекты лекций; упражнения;статьи;

Технологии обучения, способствующие формированию и развитию коммуникативной компетенции: групповые, информационные, проблемные, коммуникационные.

Источник

Потребность в общении — Общение как фактор социализации

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения», «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений межличностного общения: это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.В своём реферате я постараюсь раскрыть такую тему, как потребность в общении и обособлении.

image 96834

lfirmal 3

Общение как фактор социализации

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являються живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов 1 : содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являються люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувтв, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.Процесс общения (коммуникации). Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения,коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц опреде-ленное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном актеканал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще — о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то

сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

Невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

г) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения вцелом.

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях:

Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множство непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфческими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.

В процессе такого общения человек проявлякет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение хорактеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совмесные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние переиоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.

Эмоционально-личностное общение в период новорожденности

Младенчество — период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют 3 этапа:

Новорожденность (первый месяц жизни) — возрастной период от рождения до четырех-шестинедельного возраста, в ходе которого происходит первичная адаптация ребенка к внешнему миру. Начало данного периода ознаменовано так называемым кризисом новорожденности, концептуально выделяемого Д.Б. Элькониными в рамках периода раннего детства.

КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ — первый критический период развития человека. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, многие физиологические системы начинают функционировать заново.

Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивный функциональные системы. (Инстинктивные системы — это такие системы, в которых известный раздражитель вызывает заранее зaданные формы поведения). К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.

Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. Все это могло бы привести к гибели ребенка, если бы не сложилась особая, социальная ситуация его развития. C самого начала возникает ситуация объективно-необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы. Однако социальная ситуация развития должна установиться. К моменту рождения ни один из органов новорожденного не заканчивает своего развития, но несмотря на незрелость ребенок располагает определенными возможностями для восприятия внешнего мира. Уже в это период достаточно развиты обонятельная, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. При отсутствии в первые дни жизни слухового и зрительного сосредоточения новорожденный обнаруживает способность слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости; видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации, при этом проявляя избирательную чувствительность к воздействиям, исходящим от взрослого человека. В этот период происходит настройка ребенка на общение со взрослыми. При правильном воспитании со 2—3-й недели возникает слуховое и зрительное сосредоточение, легче всего вызываемое обращением взрослого, но проявляющееся и при воздействиях предметов. В конце 1-го — начале 2-го месяца появляется социальная улыбка — в ответ на обращение взрослого, которая знаменует конец периода новорожденности.

Благополучное течение периода новорожденности зависит от степени развития плода к моменту рождения, от наличия или отсутствия воздействия вредоносных факторов во время беременности, родов, от условий воспитания. Главное условие воспитания на этом этапе — создание атмосферы любви и заботы, для чего необходимо быстро реагировать на все признаки дискомфорта ребенка, часто брать его на руки, ласково разговаривать, устанавливать контакт взглядов.

Таким образом, по психологическому содержанию данный возрастной этап представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми.

Эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни

Аффективно-личностные связи служат основой для становления личности ребенка в первом полугодии и залогом его дальнейшего успешного развития.

На данном этапе (в период жизни ребенка между новорожденностью и достижением полугодовалого возраста) происходит овладение ребенком экспрессивно-мимическими средствами общения, которые проявляются как комплекс оживления.

Комплекс оживления — понятие, введенное в 20-х гг. Н.М. Щеловановым. Означает различные положительные эмоционально-двигательные реакции младенца на появление взрослого, особенно на голос матери, ее лицо, прикосновения, или на красивые игрушки, приятные звуки и пр. Выражается в замирании и зрительном сосредоточении на объекте восприятия, улыбке, издаваемых звуках, двигательном оживлении. Особое значение для ребенка имеют верхняя часть лица и интонация голоса взрослого. Бауэр М. Психологическое развитие младенца.- М., 1979

Комплекс оживления возникает в конце первого — начале второго месяца жизни ребенка, когда он начинает выделять взрослого из окружающей обстановки: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем — улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте 3—4-х месяцев происходит видоизменение комплекса в более сложные формы поведения. Помимо выражения эмоций, комплекс оживления выступает как функция общения младенца со взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать ту или иную его компоненту.

Примечательным компонентом в составе комплекса оживления являются предречевые вокализации малыша (гукание, гуление, лепет), являясь как эмоциональной реакцией так и инициативным действием, выполняя функцию средства общения ребенка со взрослыми. Они легче всего вызываются в ответ на обращения взрослых, но часто проявляются и спонтанно. Во втором полугодии жизни лепет обычно сопровождает любую деятельность ребенка и используется им как для выражения своих желаний и состояний, так и для называния некоторых предметов. Отсутствие предречевых вокализаций или слабая их представленность в поведенческом репертуаре ребенка может свидетельствовать о наличии патологии органов слуха и речи, задержке психического развития или служить признаком «госпитализма» как следствия дефицита общения со взрослыми. Однако и наличие вокализиций не гарантирует отсутствия какой-либо патологии.

Благодаря ему устанавливается прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении. Отсутствие комплекса оживления в младенчестве — диагностический признак задержки психического развития ребенка.

Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап — во второе полугодие.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

lfirmal 3

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector