Общение как социальная перцепция

woman 3116587 1920 Советы на день
Содержание
  1. Перцептивная сторона общения: понятие, примеры, значение
  2. Что такое перцептивная сторона общения?
  3. Примеры социальной перцепции
  4. Компоненты перцептивной стороны общения
  5. Практическая реализация перцепции
  6. Механизмы социальной перцепции
  7. Функции социальной перцепции
  8. Заключение
  9. Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция)
  10. Понятие социальной перцепции
  11. Процесс восприятия человека
  12. Функции социальной перцепции
  13. Общение в качестве социальной перцепции
  14. Восприятие другого человека
  15. Казуальная атрибуция
  16. Установки
  17. Общение как социальная перцепция
  18. Социальная психология
  19. Перцептивная сторона общения
  20. Функции социальной перцепции
  21. В ходе социальной перцепции осуществляется:
  22. Механизмы перцепции, способствующие взаимопониманию
  23. Механизмы перцепции, нарушающие взаимопонимание
  24. Общение как социальная перцепция
  25. 2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире
  26. Социальные проблемы общения
  27. Примеры похожих учебных работ
  28. Биологическое и социальное в человеке 3
  29. НЛП репрезентативные системы и общение людей
  30. Общение с животными, как способ снятия психологического напряжения и стресса
  31. Восприятие и понимание информации в процессе обучения 2
  32. Тема 10. СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Перцептивная сторона общения: понятие, примеры, значение

lazy placeholder

Перцептивная сторона общения – фундамент коммуникации между индивидами. С ее помощью люди могут «читать» своих собеседников, предсказывать их поведение в определенных ситуациях, находить к ним подход с целью выстраивания эффективной коммуникации. Если человек неправильно интерпретирует информацию, полученную в ходе оценки поведения и слов собеседника, то это может привести к возникновению недопонимания или конфликта.

Что такое перцептивная сторона общения?

Перцептивная сторона общения (от лат. perceptio — восприятие) — это особый процесс, который проявляется в ходе взаимодействия между индивидами на основании естественного общения, благодаря чему участники коммуникации могут правильно воспринимать действия и поступки друг друга. Говоря простым языком, в рамках перцептивной стороны общения люди «считывают» друг друга, что позволяет получить гораздо больше информации, выйти за пределы простого словесного обмена.

Перцепция характеризует собой восприятие одного человека другим, когда участники коммуникации получают возможность сформировать представление о себе и собеседнике. Это стало возможным благодаря пониманию целевых установок и мотивов, что не менее важно, чем слова, сказанные вслух. Человек в рамках диалога осуществляют объективную оценку собеседника, внутренние качества которого могут не соответствовать его собственным качествам. Такой формат позволяет людям понимать друга и обозначать возможности и перспективы коммуникации на основе совпадения интересов, взглядов и мировоззрения.

В психологии перцепция рассматривается, как способность человека отображать на познавательном уровне предметы окружающего мира, с которыми он сталкивается на протяжении всей своей жизни. Среди проявлений перцепции можно выделить понимание и принятие. Эта особенность позволяет людям находить общий язык и выстраивать прочную коммуникацию.

Примеры социальной перцепции

Навыки перцептивного общения начинают формироваться с первых лет жизни, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. Чем сложнее механизмы восприятия, тем больше факторов воспринимает человек в рамках коммуникации с другими людьми. С их помощью он получает возможность для формирования полноценного впечатления о собеседнике и его характеристиках на основании полученной информации.

Если у человека проявляется интерес к новому знакомому, то предпринимает активные действия для получения как можно большего количества информации о нем посредством вопросов — такой подход позволяет лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение заметно ускоряет адаптацию индивида в новой социальной группе, потому что в процесс коммуникации человек доносит до других сведения о себе и получает обратную связь от других участников группы.

Компоненты перцептивной стороны общения

Перцептивная сторона включает в себя совокупность процессов, среди них можно выделить:

Практическая реализация перцепции

Рассматриваемый элемент позволяет человеку грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника. На основе полученных сведений человека формирует собственное заключение об отличительных чертах личности, мотивах поступков. Перцепция оказывает большое влияние на результативность коммуникации. С ее помощью анализируется внутреннее состояние собеседника.

Социальная перцепция позволяет правильно воспринимать окружающие объекты, налаживать коммуникацию с ними. Эффективность социальной перцепции напрямую зависит от того, насколько человек не подвержен влиянию стереотипов, они оказывают негативное влияние на объективное оценивание собеседника, результатом является формирование искаженного образа в сознании.

Механизмы социальной перцепции

Перцептивная сторона коммуникации состоит из совокупности инструментов, с их помощью человек может наладить эффективное взаимодействие с собеседником.

Функции социальной перцепции

Существует несколько основных функций, которые реализуются в рамках перцептивной стороны общения:

Заключение

Уровень перцептивных навыков у личности оказывает прямое влияние на ее способность к формированию продуктивной коммуникации с другими членами социума, социальными группами и объединениями. Понимание особенностей субъектов коммуникации позволяет налаживать качественное взаимодействие.

Среди особенностей этого процесса можно выделить зависимость от возрастных, профессиональных, половых, эмоциональных и психологических факторов. Перцептивная сторона общения оказывает большое влияние на коммуникацию между людьми. Чем лучше один человек понимает другого, тем крепче будут их отношения.

Источник

Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция)

Понятие социальной перцепции

Восприятие одним человеком другого – это обязательная составная часть общения. Общение не может быть эффективным, если восприятие и оценки, взаимопонимание партнеров не протекают корректно.

Межличностным восприятием или социальной перцепцией называется сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретация в связи с этим поступков и поведения.

Термин «социальная перцепция» был введён американским психологом Дж. Брунером (1947), чтобы обозначить факт того, что восприятие является социально обусловленным, а также, чтобы показать, что он зависит не только от характера стимула – объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, принимая важности ситуации.

Социальная перцепция понимается в качестве целостного восприятия субъектом, как предметов материального мира, так и социальных объектов, то есть других людей, групп, классов, народностей и социальных ситуаций.

Процесс восприятия человека

Социальное восприятие человека в основном почти всегда складывается из оценки других людей и отношения к ним в эмоциональном и поведенческом значении. Процесс социальной перцепции можно представить в виде схемы (рис. 1).

qsqjly

Рис. 1. – Процесс восприятия человека

Основываясь на восприятии человека человеком, появляется представление о желаниях, мыслях, чувствах, способностях, эмоциях, возможностях, установках партнера по общению, в результате чего складывается собственное поведение. В межличностной перцепции такой процесс происходит с нескольких сторон: каждый из партнеров по общению ставит себя на место другого. И, что немало важно, когда люди взаимодействуют в общей деятельности, нужно принимать в расчёт не только потребности, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, которые участвуют в общении.

В процессе социальной перцепции эмоционально оцениваются другие люди, мы пытаемся понять причины их действий, предугадать их дальнейшее поведение, создать свою стратегию поведения.

Функции социальной перцепции

Выделяют четыре основных функции социальной перцепции:

Изучая процессы межличностной перцепции, можно выделить две главные тенденции:

Проанализируем их поподробнее.

Социальная психология хорошо изучила психологические особенности наблюдателя, которые влияют на процесс социальной перцепции. Таким образом, люди оценивают и воспринимают друг друга в зависимости от индивидуальных, половых, возрастных, профессиональных отличий. Конечно, названные характеристики наблюдателя весьма важны для формирования оценки партнера по общению, но более важными являются психологические качества человека и система установок, которая у него сложилась на данный момент.

Психологические и социальные установки субъекта восприятия, находящиеся внутри, производят определенную последовательность механизма социальной перцепции. И более важными эти установки являются, когда происходит формирование первого впечатления о незнакомом человеке.

У наблюдаемого человека важными свойствами выступают выражение лица, способы выражения экспрессии (чувств), жесты и позы, походка, оформление облика (одежда, прическа), особенности голоса и речи.

Когда ребёнка воспитывают в конкретной культурной и национальной среде, им усваивается определённый набор экспрессивных средств. С их помощью у взрослых принято проявлять свои состояния и желания. При этом ребёнок также одновременно учится понимать по поведению и внешности других людей признаки, которые помогают наиболее эффективно понимать и оценивать эти состояния.

Кроме этого, обычно выделяются некоторые универсальные психологические механизмы, которые обеспечивают сам процесс перцепции и оценивания другого человека, которые позволяют происходить переходу от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

Источник

Общение в качестве социальной перцепции

Перцепция представляет собой процесс восприятия человеком другого человека и является обязательной составной частью коммуникации.

Существует термин «социальная перцепция», который означает оценку, восприятие и понимание человеком других групп или людей. Данный термин впервые ввел Дж. Брунер, американский психолог. В ходе своей деятельности он проводил эксперименты, которые показали, что люди воспринимают других людей в зависимости от социокультурных факторов и собственных особенностей. Также С. Л. Рубинштейн отмечал, что мы расшифровываем значение внешних данных человека и как бы «читаем» его на основе внешней стороны поведения. При этом появляются впечатления, которые в процессе общения как перцепции играют серьезную регулятивную роль. Успех организации согласованных действий с каким-либо человеком зависит от меры его «прочтения».

Однако важно помнить о том, что процесс социального перцептивного общения подразумевает участие как минимум двух человек, активным субъектом, при этом, является каждый из них. Отсюда следует вывод, что сопоставление себя с другим происходит с двух сторон, когда каждый партнер уподобляет себя другому. Следовательно, при планировании и построении стратегии межличностного взаимодействия каждому человеку необходимо учитывать установка, мотивы и потребности другого человека, а также то, как будет другой человек принимать его установки, мотивы и потребности. Это ведет к тому, что анализ осознания себя через другого человека происходит посредством рефлексии и идентификации.

Восприятие другого человека

Самый простой способ понять психологию другого человека заключается в идентификации (уподоблении) себя ему. Это значит, что понимание внутреннего состояния партнера происходит через попытку поставить не его место себя.

Особый способ восприятия другого человека – это эмпатия. Эмпатия представляет собой не рациональное размышление и понимание проблем другого, а желание откликнуться на его проблемы эмоционально.

Эмпатия – умение эмоционально воспринимать другого человека, принимать его со всеми чувствами и мыслями, проникать в его внутренний мир.

Умение эмоционально отражать неодинакова у разных людей. Существуют следующие уровни:

Рефлексия представляет собой логическую форму познания личностных особенностей других людей и самого себя. Она заключается в том, что человек пытается проанализировать некие признаки логическим путем, после чего он делает обобщенные выводы о человеке и его поступках, а затем частные выводы о регулярных конкретных случаях взаимодействия. Обычно, частные и обобщающие выводы делаются на основании малого числа признаков, вследствие чего не корректируются с учетом определенных ситуация и являются неверными.

Явление рефлексии значительно затрудняет процесс понимания между людьми. В данном случае рефлексия – это осознание индивидом того, как его воспринимает партнер по общению. Это не просто понимание или знание другого человека, но осознание того, как этот другой человек понимает индивида, некий продублированный процесс отражений друг друга, последовательно, глубокое взаимоотражение, суть которого – это восприятие внутреннего мира своего партнера, при этом в его внутреннем виде отражается, в свою очередь, внутренний мир индивида.

Специалисты отмечают ряд факторов, которые не дают правильно оценивать и воспринимать людей:

Казуальная атрибуция

Для глубокого понимания и восприятия людьми друг друга большое значение имеет казуальная атрибуция.

Казуальная атрибуция – метод объяснения мотивов и причин поведения других людей.

Причины поведения человека можно объяснить как через внешние причины (влияние внешних ситуаций), так и через внутренние причины (склонности человека, мотивы, устойчивые черты, внутренние диспозиции человека).

В анализе поведения человека выделяют следующие критерии :

В своих исследованиях когнитивный психолог Дж. Келли показал, что мало отличающееся, постоянное поведение, к тому же нестандартное, можно объяснить внутренними причинами, посредством специфики характера и личности человека.

Автор теории атрибуции Фриц Хайдер, провел анализ «психологии здравого смысла», с помощью которого человек объясняет окружающие его повседневные события. Ф. Хайдер полагает, что в большинстве случаев люди дают разумные объяснения. Однако человек склоняется к заключению о том, что диспозиции и намерения других соответствуют их действиям.

Процессы казуальной атрибуции, действуют в соответствии с определенными закономерностями, которые влияют на понимание друг друга людьми:

Установки

На формирование понимания и восприятия людей оказывают влияние установки, которые представляют собой неосознанную готовность человека конкретным и привычным для него образом оценивать и воспринимать каких-либо людей и определенным, ранее сформированным образом реагировать без полного анализа определенной ситуации.

Выделяют три измерения установок:

Установки человека формируются:

Установки могут затруднять взаимодействие между людьми, искажать понимание и восприятие других.

Источник

Общение как социальная перцепция

Социальная психология

psto

Перцептивная сторона общения

Перцепция в процессе общения – это процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению, установление на этой основе взаимопонимания.

Под восприятием в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа партнера по общению на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению. При этом понимание рассматривается с двух сторон: как отражение в сознании партнеров по общению целей, мотивов, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющее установить взаимоотношения.

В общении люди могут познавать друг друга с целью установления взаимопонимания и организации совместной работы (деятельности), а также может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Социальная перцепция – это образное восприятие, понимание и оценка людьми друг друга, прогнозирование поступков другого человека.

Функции социальной перцепции

В ходе социальной перцепции осуществляется:

Сложность процесса восприятия заключается в том, что способность человека к обработке информации не беспредельна. При формировании образа делового партнера, партнера по общению человек зачастую сталкивается с небольшим количеством фрагментарной информации о нем и оценивает ее с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Он может принимать во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей.

Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями.

Правильные или ложные заключения о партнерах по общению накладывают большой отпечаток на взаимодействие людей.

Люди ведут себя как актеры, чтобы произвести то впечатление, которое они считают наиболее выгодным, что еще больше затрудняет процесс понимания и способствуют формированию искаженного образа и партнера по общению, и самого себя.

Большое значение для взаимного понимания имеет «открытость» – т.е. умение быть честным и естественным в отношении с другими. Открытость как психологический феномен непосредственным образом зависит от степени осознания своего внутреннего «Я» и принятия себя на личностном уровне.

Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры общения, ведет к игнорированию информации, игнорированию чужого мнения, что в конечном итоге может привести к конфликтности поведения.

Механизмы перцепции, способствующие взаимопониманию

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией – уподоблением себя ему. При идентификации человек ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Рефлексия – осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению, понимают ли его другие люди.

Рефлексия — это механизм самопознания в процессе межличностного восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается его партнером.

Аттракция (привлечение) – привлекательность людей друг для друга, возникновение симпатии во время общения, формирование устойчивых положительных чувств.

Механизмы перцепции, нарушающие взаимопонимание

Эффект порядка (первичности и новизны) – при взаимодействии с малознакомыми людьми большее значение придается данным, полученным вначале, а при общении со старыми знакомыми – последним сведениям.

Эффект первичности – склонность придавать наибольшую значимость при оценке незнакомого человека первому впечатлению о нем или первым сведениям о нем.

Эффект ореола – формирование специфической установки на воспринимаемого человека через направленное приписывание ему определенных качеств. Наиболее явно этот эффект проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. В первую очередь «ореол» создают факторы внешней привлекательности, превосходства, хорошего отношения к нам.

Эффект привлекательности – заключается тенденции переоценивать качества внешне привлекательного, симпатичного человека. Примером данного эффекта может служить цитата из «Крейцеровой сонаты» Л.Н. Толстого: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупостей, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красиво, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна».

Эффект превосходства – проявляется в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру. Для определения этого параметра используются 2 основных источника информации: одежда, все внешнее оформление, включая такие атрибуты как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности и т.п.; манера поведения (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.п.). Человеку, вызывающему у нас восхищение по какому-либо весьма значительному для нас показателю, мы приписываем целый ряд хороших качеств. Действует и обратный эффект: склонность недооценивать человека, у которого важное для нас положительно качество выражено слабо.

Эффект хорошего отношения к нам – воспринимающий также склонен переоценивать человека, относящегося к нему с симпатией. Очевидно, что, то, как относится к нам другой человек, влияет на наше впечатление о нём. Более того очень часто на возникающее у нас впечатление о человеке влияет его согласие или несогласие с нами по какому-то вопросу.

Эффект проекции – проявляется в приписывании приятному собеседнику своих достоинств, а неприятному – своих недостатков. Классический пример проекции: начальника, не обладающего способностью к систематизации, организованности будут раздражать в подчинённых эти же качества.

Стереотип – сложившийся, упрощенный образ человека, отражающий лишь некоторые черты.

Стереотип однозначен: он делит мир лишь на две категории — «знакомое» и «незнакомое». «Знакомое» становится синонимом «хорошего», а «незнакомое» — синонимом «плохого». Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как остро враждебное. Следовательно, стереотип несет в себе оценочный элемент.

Каузальная атрибуция – причинное объяснение поведения другого человека.

Это понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.

У каждого человека есть свои схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

Используемая литература.

Источник

Общение как социальная перцепция

1. Понятие и типы социальной перцепции. Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии.

Социальной перцепцией называется восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Специфика анализа перцептивных процессов состоит в том, что на впечатление человека о другом человеке/группе влияет множество различных факторов: психико-физиологические показатели, различные психологические особенности субъекта восприятия а также нормы общественного мнения и морали. Конкретно в социальной психологии изучение перцептивных особый акцент делается на принадлежность субъекта и объекта восприятия к какой-либо социальной группе; таким образом социальная психология рассматривает восприятие с точки зрения принадлежности субъекта и объекта восприятия к различным соц. группам.

2. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия.

• Рефлексия – восприятие самого себя

• Идентификация – приписывание качеств другого человека или соц. группы объекту восприятия.

• Каузальная атрибуция — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

Феномены и эффекты (некоторые неточности/ошибки/особенности восприятия):

• Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

• Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.

• Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

• Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

• Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

• Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

Интеракция это сторона общения, отражающая психические процессы взаимодействия людей.

Социальные функции интеракции – организующая(управляющая), регулирующая, оценивающая, стабилизирующая и воспитующая. Последняя функция интеракции связана с возможностями позитивного влияния на личность (например, влияние лидера группы на личность).

Общение как социальная перцепция

2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире

Социальная перцепция это социально-психологический процесс установления контактов между людьми, реализуемый через восприятие и понимание людьми друг друга.

Перцептивная сторона включает основные законы социального восприятия:
1) «эффект Ореола» (первого впечатления) – формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита информации; формирование позитивной или негативной пристрастности личности;
2) эффект «свежести» – завышенное значение последних во времени событий;
3) «эффект проецирования» – познающий субъект «вкладывает» свои состояния в другую личность, приписывая ей черты, которые в действительности у оцениваемой личности могут отсутствовать;
4) «эффект персонификации своих и чужих» – это благожелательная оценка персональных качеств партнёра общения из своей группы и негативное восприятие партнёра общения из чужой группы; и др.

Перцептивная сторона общения ориентирована на выделение:
1) физического облика человека: анатомические признаки, тип телесного сложения, пол, возраст, раса;
2) функциональных признаков: лицо, мимика, жестикуляция, телодвижения, походка, осанка, голос, речь;
3) культурологических признаков (социально-статусный облик): прическа, одежда, украшения, сумки, бижутерия и т.д. Важнейшей психической структурой реализации социальной перцепции в общении являются её психологические механизмы – идентификация, рефлексия, стереотипизация.

1. Идентификация – психологический механизм уподобления личности партнера общения себе (например, «муж и жена – одна сатана»).

2. Рефлексия психологический механизм социальной перцепции, выражающий осознание личностью того, как она сама воспринимается партнером общения (например, «я знаю, что ты обо мне думаешь»).

3. Стереотипизация процедура упрощённого восприятия и понимания реальности путём использования стереотипов (например, «сила есть, ума не надо»).

Стереотипизация в социальной перцепции – это психологический механизм упрощённого восприятия и понимания людьми друг друга путем подведения их под стандартизированный образ (стереотип).

К его разновидностям относят: хало-эффект, то есть грубое обобщение, оценка в чёрно-белых красках; эффект центральной тенденции, то есть стремление усреднять («округлять») оценки наблюдаемых процессов и явлений.

Стереотипы представляют собой инструмент «грубой надстройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы и время. Однако при более детальном, глубоком общении социальный стереотип должен уступить место механизмам более «тонкой настройки» (идентификации, рефлексии, аттракции и др. – см. выше).

Социальные проблемы общения

Портер Е. Майкл Конкурентная стратегия: Методика анализа и конкурентов / Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 454 с.

Атватер И. Я Вас слушаю: советы руководителю. М., 1984.

Гисберт Б. Руководство по ведению переговоров. М., 1996.

Даниэль Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.

Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М„

КорэнЛ., Гудмэн П. Искусство торговаться, или Все о переговорах. Минск, 1995.

Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов н/Д., 1986.

Предраг М. Как проводить деловые беседы. М., 1983.

Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникация в организациях. М, 1980.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: МГУ, 1987.

Андреева Г.М. Психология социального познания: атрибутивные процессы. — М.: Аспект Пресс.

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1960.

Примеры похожих учебных работ

Биологическое и социальное в человеке 3

НЛП репрезентативные системы и общение людей

Общение с животными, как способ снятия психологического напряжения и стресса

Восприятие и понимание информации в процессе обучения 2

Тема 10. СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector