Общение как социальная связь

woman 3584435 1920 Советы на день

Общение как социальная связь. Средства и техника общения

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. «Человек – это узел связи», – писал Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходят психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

Различаются содержание, функции и средства общения.Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функции общения:

1) информационно-коммуникативную (прием и передача информации),

2) регулятивно-коммуникативную (интерактивную: организация взаимодействия людей в их совместной деятельности),

3) перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу),

4) аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредственным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным). Различается также техника общения – установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения. Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Рассмотрим общение как коммуникативную деятельность.

Коммуникация – смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называютсякоммуникативными.

В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга.

В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации. Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной из трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т. е. скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» на реципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.

Для понимания информации – ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений – необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.

Основное средство коммуникации – естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую организацию. При речевом общении происходит кодирование информации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление, предваряются осознанием смысла сообщения. Получение же информации сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.

Процесс речеобразования – сложный вид деятельности. Прежде чем произнести фразу, у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксически ее конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны.

Речь говорящего называетсяэкспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называетсяимпрессивной речью (аудированием). Импрессивная речь связана с анализом (расчленением воспринимаемой речи на составные части, существенные элементы) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему). При восприятии речи также осуществляется неосознанное ее внутреннее проговаривание.

Понимание речи облегчается кратким построением фраз, правильным расставлением смысловых ударений, членением фраз на смысловые части посредством пауз. (Так, распространенное неправильное слитное произношение фразы: «А ларчикпросто открывался» приводит к неправильному пониманию фразы – ларчик имел какой-то несложный запор. Между тем по смыслу басни ларчик вообще не имел запора, и эта фраза имеет такое членение: «А ларчик простооткрывался».)

640 1

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Шаблонная речь, а тем более речь вульгарная, резко снижает статус личности. Величайшее духовное достояние – способность человека кратко, емко и изысканно выражать свои мысли и чувства. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, тот не может правильно и оригинально мыслить. О человеке судят по тому, что и как он делает, как выглядит, что и как говорит. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность. (Там, где примитивный индивид ограничивается, например, только словом «красивый», более развитые люди употребляют гамму слов: «красочный, роскошный, превосходный, восхитительный, изысканный, чарующий» и др.) Неразвитость речи – признак психической неразвитости индивида.

Источник

Общение как социальная связь

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. «Человек — это узел связи», — писал Экзюпери. Общение одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходят психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются, и проявляются в его общении с другими людьми.

Основные функции общения:

1) информационно-коммуникативная (прием и передача информации) и

2) регулятивно-коммуникативная (организация взаимодействия людей в их совместной деятельности).

Рассмотрим общение как коммуникативную деятельность.

Коммуникацией называется смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называютсякоммуникативными.

В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга.

В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации. Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной из трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т.е. скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» на реципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.

Для понимания информации — ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений — необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.

Основное средство коммуникации — естественный звуковой язык, имеющий лексическую и синтаксическую организацию. При речевом общении происходит кодирование информации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление предваряется осознанием смысла сообщения. Получение же информации сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.

Процесс речеобразования — сложный вид деятельности. Прежде чем произнести фразу, у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксически ее конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипизированы.

Речь говорящего называетсяэкспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называетсяимпрессивной речью (аудированием). Импрессивная речь связана с анализом — расчленением воспринимаемой речи на составные части, существенные элементы и синтезом — объединением отдельных элементов речи в смысловую схему.

Понимание речи облегчается кратким построением фраз, правильным расставлением смысловых ударений, членением фраз на смысловые части посредством пауз.

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Шаблонная речь, а тем более речь вульгарная, резко снижает статус личности. Величайшее духовное достояние — способность человека кратко, емко и изысканно выражать свои мысли и чувства. О человеке судят по тому, что и как он делает, как выглядит, что и как говорит. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, его интеллектуальные возможности. Неразвитость речи — признак психической неразвитости индивида.

В речи проявляются возрастные особенности говорящего, его социальные и профессиональные особенности, психические аномалии (логорея — «словесный понос», персерверация — непрерывное повторение вязкость — утопание в подробностях и др.).

Анализ содержания речевых сообщений осуществляется специальным методом — контент-анализом (от английского «contents» — содержание). При этом замеряются частота и объем тех или иных содержательных единиц, что позволяет выявить отдельные психологические характеристики коммуникаторов.

640 1

В речи выделяются содержательная и отношенческая (эмоционально-воздействующая) сторона, ее фасцинация (очарование) — воздействие на поведенческие решения реципиентов.

К содержательным приемам речевого воздействия относятся высказывания по истории обсуждаемой проблемы, оценка ее значимости, уровня проработанности, обоснование предлагаемого способа решения проблемы. К отношенческим приемам воздействия относятся апелляции к личности оппонента (упоминание его негативных качеств, теоретической или практической несостоятельности), апелляции к аудитории (просьбы, обращения, угрозы, заискивания).

Исследования показывают, что, например, в парламентских выступлениях депутатов широко используются различные приемы психического воздействия (около четырех приемов в одном выступлении). Причем отношенческие приемы в два раза превышают приемы содержательные.

В общении, при взаимодействии люди стремятся сохранитьзону своего личного пространства.

Все пространство вокруг индивида подразделяется на ряд зон: интимная (15 — 45 см), личная (45 см — 1,2 м), социальная (2 — 6 м), общедоступная (свыше 6 м). Наиболее важна и значима интимная зона, расцениваемая человеком как его собственность. Заходить в эту зону могут лишь очень близкие люди. Особенно ревниво оберегается зона 15 см. Ее нарушение вызывает даже физиологические изменения в организме — учащается пульс, выделяется адреналин, напрягаются мускулы, кровь приливает к голове. Находясь в общественных местах повышенной скученности, люди придерживаются неписаных правил деликатности (избегают взглядов «в упор», не разговаривают, не проявляют эмоций, ограничивают телодвижения). Длительное нарушение интимной зоны труднопереносимо, а для многих людей даже невыносимо. (На допросах противодействующих расследованию лиц используется прием длительного вторжения в интимную зону допрашиваемого. Не имея возможности отодвинуться, некоторые допрашиваемые «отодвигают» самого допрашивающего, давая ответы на трудные вопросы.)

Личная зона — расстояние для дружественных бесед, общения с хорошо знакомыми людьми. В социальной зоне происходит общение малознакомых людей, в общедоступной — общение с большой группой людей.

Вступая в общение, люди более или менее осознают его цели, стремятся реализовать свои интересы, контролируют ход общения, используют различные средства влияния на психическое состояние партнера, стремятся создать определенное впечатление о себе.

На начальном этапе общения люди, как правило, распознают актуализированные потребности друг друга и на этой основе формируют возникновениепсихологического (коммуникативного) контакта. При этом оцениваются личностные качества партнера, избирается ситуативно-оправданная форма общения, используются соответствующая техника общения, система приемов общения, осуществляется преднастройка партнера на достижение цели общения.

Вербальные и паравербальные средства общения должны соответствовать цели общения, его форме, демонстрировать соответствующее отношение к партнеру. Слова, построение фраз, мимика, жесты, поза могут располагать к общению или затруднять его. Эмоционально-экспрессивные проявления могут выдавать скрытые цели общения. Обмолвки, речевые затруднения, проговорки также свидетельствуют о подсознательной направленности субъекта общения.

В процессе общения широко используется обратная связь — реакции партнера, его отношение к содержанию общения. Возможно и специальное провоцирование этих реакций для прояснения позиций партнера, скрываемой им информации. Искусство общения состоит в способности партнеров поставить себя в положение другой стороны, проявить рефлексию (думать за другого), учитывать особенности социальной перцепции (восприятия социальных объектов), адекватно интерпретировать поведенческие проявления партнера, его эмоциональные реакции.

Многие профессии (учителя, врача, юриста, артиста, менеджера) требуют высокоразвитой коммуникативной способности, овладения культурой и техникой эффективного общения. Каждая социальная роль успешно реализуется только адекватными средствами социальной коммуникации.

Источник

§ 1. Общение как социальная связь. Средства и техника общения

Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

Различаются содержание, функции и средства общения. Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функции общения:

1) информационно-коммуникативную (прием и передача информации),

2) регулятивно-коммуникативную (интерактивную: организация взаимодействия людей в их совместной деятельности),

3) перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу),

4) аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредственным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным). Различается также техника общения – установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения. Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Рассмотрим общение как коммуникативную деятельность.

Коммуникация – смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называются коммуникативными.

В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения.

В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации. Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной из трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т. е. скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» на реципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.

Для понимания информации – ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений – необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.

Основное средство коммуникации – естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую организацию. При речевом общении происходит кодирование информации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление, предваряются осознанием смысла сообщения. Получение же информации сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.

Процесс речеобразования – сложный вид деятельности. Прежде чем произнести фразу, у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксически ее конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны.

Речь говорящего называется экспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называется импрессивной речью (аудированием). Импрессивная речь связана с анализом (расчленением воспринимаемой речи на составные части, существенные элементы) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему). При восприятии речи также осуществляется неосознанное ее внутреннее проговаривание.

Понимание речи облегчается кратким построением фраз, правильным расставлением смысловых ударений, членением фраз на смысловые части посредством пауз.

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Шаблонная речь, а тем более речь вульгарная, резко снижает статус личности. Величайшее духовное достояние – способность человека кратко, емко и изысканно выражать свои мысли и чувства. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, тот не может правильно и оригинально мыслить. О человеке судят по тому, что и как он делает, как выглядит, что и как говорит. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность. (Там, где примитивный индивид ограничивается, например, только словом «красивый», более развитые люди употребляют гамму слов: «красочный, роскошный, превосходный, восхитительный, изысканный, чарующий» и др.) Неразвитость речи – признак психической неразвитости индивида.

Источник

РАЗДЕЛ V. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 4. Психология общения и межличностных отношений

§ 1. Общение как социальная связь. Средства и техника общения

Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. «Человек – это узел связи», – писал Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходят психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

Различаются содержание, функции и средства общения. Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функции общения:

1) информационно-коммуникативную (прием и передача информации),

2) регулятивно-коммуникативную (интерактивную: организация взаимодействия людей в их совместной деятельности),

3) перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу),

4) аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредственным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным). Различается также техника общения – установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения. Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Рассмотрим общение как коммуникативную деятельность.

Коммуникация – смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называются коммуникативными.

В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга.

В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации. Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной из трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т. е. скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» на реципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.

Для понимания информации – ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений – необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.

Основное средство коммуникации – естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую организацию. При речевом общении происходит кодирование информации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление, предваряются осознанием смысла сообщения. Получение же информации сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.

Процесс речеобразования – сложный вид деятельности. Прежде чем произнести фразу, у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксически ее конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны.

Речь говорящего называется экспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называется импрессивной речью (аудированием). Импрессивная речь связана с анализом (расчленением воспринимаемой речи на составные части, существенные элементы) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему). При восприятии речи также осуществляется неосознанное ее внутреннее проговаривание.

Понимание речи облегчается кратким построением фраз, правильным расставлением смысловых ударений, членением фраз на смысловые части посредством пауз. (Так, распространенное неправильное слитное произношение фразы: «А ларчик просто открывался» приводит к неправильному пониманию фразы – ларчик имел какой-то несложный запор. Между тем по смыслу басни ларчик вообще не имел запора, и эта фраза имеет такое членение: «А ларчик просто открывался».)

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Шаблонная речь, а тем более речь вульгарная, резко снижает статус личности. Величайшее духовное достояние – способность человека кратко, емко и изысканно выражать свои мысли и чувства. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, тот не может правильно и оригинально мыслить. О человеке судят по тому, что и как он делает, как выглядит, что и как говорит. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность. (Там, где примитивный индивид ограничивается, например, только словом «красивый», более развитые люди употребляют гамму слов: «красочный, роскошный, превосходный, восхитительный, изысканный, чарующий» и др.) Неразвитость речи – признак психической неразвитости индивида.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector