Общение как средство сестринской помощи

woman 1784755 1920 Советы на день

ЛЕКЦИЯ №3

«Общение в сестринском деле»

2 академических часа

Лекция

Тема: «Общение в сестринском деле»

План

1.Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна».

3. Общение, как средство сестринской помощи и социальной поддержки. Функции общения.

4. Уровни общения: внутриличностные, межличностные, общественные.

5. Типы общения: вербальное и невербальное.

6. Каналы общения: устная речь, письменное общение (мимика, жесты).

7. Поддержание связи с пациентами, неспособными к вербальному общению.

8. Критерии эффективного общения.

Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна».

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. На протяжении многих столетий люди наблюдали, анализировали и пытались процессы взаимодействия между людьми.

Процесс общения занимает в жизни большинства людей много времени. Умение говорить, слушать, читать, писать – важнейшие способности, обеспечивающие совместную деятельность и позволяющие передавать накопления знаний.

Процесс обмена информацией между людьми называется коммуникацией ( от лат. …-«делаю общим, связываю»). Элементом взаимосвязи является поведение, которое приводит к обмену мнениями и взаимопониманию.

В процессе обмена информацией выделяют четыре основных компонента:

— отправитель, в качестве которого выступает лицо, генерирующее или сообщающее информацию и передающей ее.

— сообщение-информация, закодированная с помощью определенных символов.

— получатель, в качестве которого выступает лицо, получающее переданную информацию.

Поведение мед.работника так же, как и лечебные и диагностические процедуры, оказывает влияние на течение болезни и состояние больного. При обращении за медпомощью у пациента могут возникнуть патологические реакции, возникающие у пациента в результате его обращения за мед.помощью: ятрогении, сорогении, психогении, фармакогении, физиогении и т.д. Действия мед.работников, связанные с отрицательными последствиями для больного, можно квалифицировать следующим образом: несчастный случай, медицинская ошибка, медицинские правонарушения и профессиональные преступления. Главный судья в решении вопроса об ответственности за мед.ошибку – совесть работника. Бурный научно-технический прогресс изменил нормы профессионального поведения мед.работника. Это стало толчком к развитию биоэтики, в рамках которой изучаются моральные стороны взаимодействия медицинского работника и пациента.

Термин «Биоэтика» ввел американский биолог Ван Ренсселер Поттер в 1971г. – понятия, определяющие меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и применении научных знаний на практике.

Биоэтика – наука о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения мед.работника, но в условиях использования новых медицинских технологий.

Современные принципы биоэтики: не навреди, делай добро, уважение автономии пациента. Справедливость, правдивость, конфиденциальность, информированное согласие.

Медицинская тайна. Статья 8 Этического кодекса м/с РФ «Обязанность хранить профессиональную тайну». Медсестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а так же о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умирает. М/с вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента.

Профессиональное общение с пациентом является такой же важной стороной деятельности медсестры, как и владение манипулятивными навыками. Профессиональное общение медсестры – процесс установление и развития контактов между ней и пациентом, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя передачу информации (коммуникацию), выработку стратегии взаимодействия (интеракцию), восприятие и понимание партнерами друг друга (перцепцию). В результате выделены три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Функции общения:

— контактная – установление состояния взаимной готовности к общению;

— информационная – обмен информацией, сообщениями;

— координационная – взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности;

— понимания – адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояние своего партнера;

— эмотивная – обмен эмоций между партнерами;

— установление отношений – осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношениях;

— оказание влияния – изменение поведения, состояния, знаний, представлений партнера;

— взаимодействие и восприятие себя через другого (умение поставить себя на место собеседника).

Уровни общения:

Общение – это сложный социально-психологический процесс взаимоотношения между людьми, происходящий с помощью передачи словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информацией. Способ коммуникации завит от содержания сообщения и индивидуальных качеств получателя сообщения. Например, слепой человек лучше понимает словесную информацию. Глухой же человек может читать, в том числе и по губам.

Коммуникация – обмен вербальной информацией между людьми с помощью невербальных приемов.

Вербальная информация отражается в высказываниях и написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях. Речевое общение происходит между людьми с помощью устной или письменной речи. Важно что говорят и как говорят. Важно, чтобы общение было эффективным.

Невербальная информация отражает поступки или поведения того, кто передает информацию с использованием прикосновения, мимики, жестов, символов, позы вместо слов. Наука изучающая невербальное общение называется кинесикой. Невербальные способы общения, например, прикосновение рукой к плечу, позволяет сообщить пациенту о сопереживании, поддержке; однако пациент быстро распознает фальшивое отношение, поэтому эти приемы использует внимательная и деликатная медсестра. Основой для коммуникации служат такие факторы, как сопереживание, уважение и искренность, деликатность, как признание прав человека на свободу мыслей, чувств и достойное лечение и уход.

Зоны комфорта при общении:

— Сверхинтимная – 0-15 см

— Социальная – 120 – 300 см

— Общественная – более 3 м.

Неречевое общение:

Невербальные сигналы говорят больше, чем слова. М/сдолжна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами.

Стиль общения:

1) Конвенциальный (деловой) – стиль предполагает довольно большую дистанцию между людьми.

2) Примитивный – стиль общения предполагает наличие между людьми «театральных» или «обыденных» отношении.

3) Манипулятивный– человек выбирает этот стиль общения тогда, когда ему выгодно преувеличить свою силу или демонстрировать свою слабою слабость.

4) Актоализированный – демонстрирует мотивированные прочувствованные доводы поведения. Такому человеку можно верить, он может быть глазами «слепца».

Критерии эффективности общения:

Наилучшая стратегия деловой беседы – это положительная, заинтересованная, уважительная установка. Большую роль играют самые первые слова. Желательно узнать имя и отчество вашего собеседника до разговора.

— Начинайте беседу с указания вашего имени, отчества и должности.

— Смотрите пациенту прямо в глаза.

— Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы.

— Поощряйте вопросы вашего пациента.

— Говорите неторопливо, доходчиво, пользуясь положительной интонацией вашего голоса.

-Проявляйте инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентом.

— Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания, доверия.

Список используемой литературы:

Дата добавления: 2015-10-09 ; просмотров: 14391 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки

Общение – сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, включающий обмен информацией, восприятие и понимание, а часто и оценку другого человека.

Оказание помощи больному человеку невозможно без общения с ним. При этом процесс общения с больным значительно отличается от процесса общения со здоровым человеком.

В наши дни все больше становится людей старшего возраста. Многие из них прошли тяжелую жизнь, отягощены различными недугами, они заслужили самого внимательного к себе отношения медицинских работников, которое начинается с общения. Но такие пациенты не всегда идут на контакт, забывают выполнять назначения, нередко капризны или досаждают бесчисленными жалобами. Общение с ними требует особого такта, терпения, выдержки, умения, ибо нередко это остается единственным утешительным средством в руках у медика, который обязан проявить свое милосердие. Ни о какой доверительности не может быть и речи, когда разговор с больным ведется на ходу, спеша, когда в то же время ведется разговор по телефону.

Новорожденный и ребенок первых лет жизни не в состоянии сообщить о своих ощущениях, жалобах. Медику необходимо взять анамнез у взрослых. Главными ведущими симптомами служат объективные показатели. Медики вынуждены фиксировать внимание на «микросимптомах», их сумме или на показателях специальных методов.

Дети старшего возраста – боятся врачей, склонны скрывать страдания или вводить в заблуждение врача. Но они доверчивы, неопытны, при установлении контакта способны искренне верить врачу и этим помогают лечению. С белым халатом, специфическими запахами у детей связаны малоприятные ассоциации – осмотры, уколы, клизмы и др. процедуры.

Переходный возраст – отрицание авторитетов, проявление самоутверждения личности, поиск собственного пути в жизни.

Медики должны найти правильные интонации, в которых будет преобладать уважение к личности подростка, его возрасту, дружественное желание помочь советом, но не поучать или наставлять.

При работе с детьми надо быть приветливым, жизнерадостным, справедливым и добрым, спокойный тон с подростками, а с маленькими детьми – прием отвлечения или переключения внимания.

Тяжело реагируют больные на операции по удалению отдельных органов (удаление желудка, молочной железы, матки и ампутация конечностей). У таких больных возникают реальные трудности социального и психологического характера. Больные с психологической структурой личности свой физический дефект рассматривают как «крах дальнейшей жизни», у них развивается депрессия с суицидальными мыслями и тенденциями. Они должны постоянно наблюдаться медперсоналом. Обо всех случаях развития у больных психопатических состояний медсестра должна немедленно сообщить лечащему или дежурному врачу и принять меры по наблюдению за больным.

Содержание и функции общения

Содержание общения это информация, которая передается от одного живого существа к другому в межличностных контактах. Это могут быть сведения об эмоциональном и мотивационном состоянии пациента или медработника, информация о запланированном лечении или профилактике, сигнал об опасности в состоянии здоровья или известие о выздоровлении, восприятие и характеристика окружающего мира.

По содержанию можно выделить общение:

Источник

Общение в сестринском деле

Просмотр содержимого документа
«Общение в сестринском деле»

5. ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Понятие и функции общения в сестринском деле

Факторы, влияющие на общение

Элементы эффективного общения

Типы общения: словесный, бессловесный, письменный

Правила общения м/с с пациентом

Способы социальной поддержки пациента

Факторы, способствующие и препятствующие общению

Понятие и функции общения в сестринском деле

Общение является одной из основных функций медсестры. При общении медсестра получает всю информацию о больном, передает информацию пациенту о его состоянии, лечении и т.д. Но самое главное – в процессе общения между сестрой и пациентом возникают доверительные отношения, которые по­могают пациенту правильно относиться к полученной информации и прийти к необходимости изменения привычного образа жизни.

Что же такое «общение»? Существует много определений этого процесса. Вот некоторые из них:

Непрерывные динамические серии событий, включающие переда­чу информации от отправителя к получателю.

Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Все способы поведения, которые человек использует созна­тельно или бессознательно, для воздействия на другого не только с помощью устной или письменной речи, но также и с помощью мимики, жестов и символов.

Общение – это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью передачи словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации.

В последние годы в научной литературе часто вместо слова «общение» используется термин «коммуникация».

Общение в сестринском деле – это процесс, порождаемый потребностя­ми совместной деятельности пациента, его близких и медсестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни, связанными с изменениями состояния здоровья.

Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, потому что медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, как физического, так и психического. Для оказания максимальной помощи пациенту медсестре необходимы коммуникативные и профес­сиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, про­являть внимание и заботу.

Общение с пациентом и всеми, кто участвует в лечении и в уходе, требует понимания, уважения и веры в выздоровление. Уникальность сест­ринского общения в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации.

Можно выделить три уровня общения:

внутриличностный – мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-либо планы, развивает идеи, готовясь к общению с другим человеком. При этом ничего не произносится вслух;

межличностный – общение между двумя и более людьми. Человек обменивается мыслями, идеями, решениями, опытом с другими людьми. Например, м/с общается с пациентом, его родственниками, с коллегами;

общественный – общение человека с большой аудиторией.

Факторы, влияющие на общение

Возраст человека: внутриутробные движения плода; младенчество и детство: развитие навыков общения и формирование взаимоотношений; юность: расширение навыков общения и взаимоотношений; зрелый возраст: разнообразные формы общения; пожилой возраст и старость: утрата активности, угасание навыков обще­ния и взаимоотношений.

Зависимое или независимое состояния при: физической активности и физиологических отправлениях; недостаточном зрении, слухе, качестве речи.

Биологические (анатомо-физиологические особенности): неповрежденные и сохраненные органы и функции; особенности речи (ее тембр); особенности слуха (способность слушать и слышать); особенности зрения; умение и возможность жестикулировать.

Психологические факторы: интеллект (диапазон словарного запаса); самоуверенность; чувство собственного достоинства; телесный образ; преобладающее настроение; взаимоотношения с другими.

Социальные и культурные факторы: умение и возможность читать и писать; родной язык; диалект/акцент; этническое происхождение и дискриминация; внешний вид человека (одежда, ее опрятность); привычные жесты; убеждения.

Окружающая среда: температура/состав воздуха в помещении; свет, шум; площадь помещения; обстановка (мебель).

Политико-экономические факторы: доход; профессия; использование компьютера, использование средств массовой информации

Элементы эффективного общения

Эффективное общение состоит из пяти элементов:

отправитель – тот, кто передает информацию;

сообщение – посылаемая информация (что именно человек хочет передать другому);

канал – форма отправки сообщения (устная речь, неречевой метод: мимика, жесты, поза, письменная речь);

получатель – тот, кому посылается сообщение;

подтверждение – способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено.

Последний элемент (подтверждение) очень важен при общении м/с и больного, так как позволяет сестре убедиться, что ее правильно поняли.

Сестра может получить подтверждение, попросив пациента повторить переданную ему информацию. В процессе ответа пациента м/с корректирует те моменты, которые больной понял неправильно. Если речь идет об обу­чении пациента какому-либо действию (например, сделать инъекцию, поставить компресс и. т. п.), то подтверждением будет служить правильно выполненная в присутствии м/с манипуляция.

Типы общения (каналы)

Типы, каналы или средства общения делятся на две больше группы: вербальные и невербальные.

Вербальное (словесное общение, устная речь) занимает в беседе примерно 35%, остальные 65% информации передаются с помощью невербальных средств.

Невербальное (бессловесное) общение осуществляется с помощью символов, жестов, мимики, поз, прикосновений и каких-либо действий, которые собеседник видит.

Особняком стоит письменное общение, которое иногда относят к невербальному (т.к. при этом используются символы: буквы, цифры, иероглифы).

По словесному каналу (и при письменном общении) передается чистая информация, т.е. смысл, а по невербальному каналу – отношение партнеров к информации и друг к другу, т.е. эмоции.

Вербальное (словесное) общение

При вербальном общении с пациентом, прежде всего, нужно убедиться, что:

пациент Вас слышит;

пациент Вас понимает (при некоторых заболеваниях головного мозга эта функция выпадает);

пациент понимает язык, на котором Вы общаетесь.

Вербальное общение предполагает два важных элемента: что Вы говори­те, и как Вы говорите.

Вопросы, которые задают отправитель и получатель, могут сделать устный канал общения как эффективным, так и неэффективным. Существуют два вида вопросов: закрытые и открытые.

Открытые (специальные) вопросы начинаются со слов: «Что?», «Где», «Когда?», «Почему?», «Как?», «Зачем?» и т.п. и предполагают развернутый ответ. Эти вопросы позволяют получить максимум информации.

Закрытые (общие) вопросы начинаются со слов: «Вы можете?», «Вам нужно?», «Вы хотите?», «У Вас есть?», «Вы думаете, что?» и т.п. Закрытые вопросы допускают конкретный односложный ответ: «Да» или «Нет».

Например: «Как Вы сегодня спали?» – открытый вопрос.

«Вы сегодня спали?» – закрытый вопрос.

Условия эффективного вербального общения:

говорить медленно, с хорошим произношением, простыми короткими фразами

не злоупотреблять специальной медицинской терминологией

выбирать скорость и темп речи при общении с конкретным пациентом

выбирать нужную громкость: говорить так, чтобы Вас слышали, но не кричать

следить за интонацией своего голоса, убедиться, что она соответствует тому, что Вы собираетесь сказать

правильно выбирать время для общения: тот, кому адресована информация, должен иметь желание и интерес к беседе. Лучшее время для общения то, когда пациент сам задает вопросы о своем состоянии

не начинать беседу сразу после информации врача о неблагоприятном прогнозе заболевания

убедится в том, что Вас поняли, задавая человеку открытые вопросы

юмор способствует эффективному вербальному общению, но он должен использоваться с осторожностью, особенно при манипуляциях, связанных с личной гигиеной пациента. При уходе за больным сестры могут рассказывать смешные случаи и использовать игру слов, чтобы вызвать улыбку пациента. Юмор помогает успокоить и снять напряжение и боль, обеспечивает эмоциональную поддержку и смягчает восприятие болезни.

Факторы, препятствующие общению медсестры с пациентом

Советы пациенту или высказывание своего мнения медсестрой могут от­рицательно повлиять на принятие решения пациентом. Часто пациенты знают, что делают в той ситуации, по поводу которой ведется беседа. Если совет м/с отличается от того, который хочет слышать пациент, то это может вызвать чувство противоречия у него. Поэтому, если пациенту хочется услышать совет м/с, спросите у него «Что бы Вы хотели услышать? Давайте поговорим об этом подробнее».

Резкая смена предмета разговора может прервать нить взаимопонимания. Рекомендуется делать частые паузы с использованием переходных фраз. На фоне ответов и реплик возникает возможность для обдумывания.

Защита людей, которых критикует пациент. У пациента может возник­нуть ощущение, что м/с осуждает его, и он замкнется.

Преуменьшение чувств пациента. Не настаивайте на том, что ничего страшного не случилось, не стоит беспокоиться. Такие реплики демонст­рируют отсутствие понимания или сочувствия, т.е. того, на что больной рассчитывает при общении с медсестрой.

Обещания пациенту. Говоря: «Все будет хорошо», м/с отрицает реальность ситуации, в которой находится вместе с пациентом, заставляет пациента прятать страх и беспокойство, которые являются обычными человеческими реакциями и требуют сестринского вмешательства. Фраза, что все будет хорошо, может восприниматься пациентом, как формальное, безразличное отношение к нему со стороны сестры.

Поспешные заключения м/с могут вызвать противодействие со стороны пациента.

Культурные отличия: язык, нормы общежития, стили общения, воспитание, традиции. Поэтому важно определить этническую ориентацию человека и расспросить его об убеждениях, образе жизни.

Различия в возрасте. Для ребенка до 6 лет обычно необходима беседа с родителями, хотя учитывается и поведение самого ребенка. С детьми старше 6 лет беседуют так же, как и с взрослыми. Сложнее всего общаться с пожилыми людьми, у которых может быть масса факторов, препятствующих общению (например, нарушение зрения и слуха, затруднения с речью, памятью и т.п.). Перед началом беседы с пациентом нужно убедиться, что у него нет проблем со слухом. Сядьте напротив пациента, говорите медленно и чисто, глядя ему в лицо. Обязательными условиями общения являются хорошее освещение и отсутствие посторонних звуков. Для общения с пожилыми людьми одной беседы недостаточно – уделяйте им больше времени. Часто пожилые люди не договаривают, считают, что некоторые симптомы являются возрастными особенностями, не имеющим большого значения.

Установление доверия, взаимопонимания, уважение возраста – единственный путь к преодолению препятствий в общении. Эффективный способ установить взаимопонимание с пожилым человеком – это дать ему возможность вспомнить прошлые дни и свои бывшие заслуги.

Этот тип общения является исключительно важным для медсестры, т.к. им часто приходится пользоваться на практике, давая пациенту письменные рекомендации по подготовке к различным видам исследований, особенно име­ющим сложную многодневную подготовку; указания по приему лекарств и т.д. Письменное общение особенно важно для пожилых людей, у которых нарушена память и устные разъяснения они, как правило, быстро забывают.

При использовании письменного общения нужно убедиться, что:

человек видит написанное;

человек понимает написанное;

человек умеет читать;

знает язык, на котором написано сообщение.

Чтобы письменное общение было эффективным, надо учесть следующие рекомендации:

пишите аккуратно (если у Вас плохой почерк – пишите печатными буквами)

выбирайте правильный размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите черной или синей ручкой, печатными буквами на белой бумаге)

убедитесь, включена ли в записку вся необходимая информация

пишите грамотно. Ошибки подрывают авторитет медсестры. Пациент может подумать, что она так же плохо владеет профессиональными навыками, как и техникой письма

выбирайте понятные и простые слова. Так же, как и при вербальном об­щении, избегайте медицинских терминов. (Медицинскую терминологию можно использовать только при общении с пациентами-медиками, да и то с осто­рожностью)

человеку, не умеющему читать или не владеющему языком, рисуйте картинки

будьте точны, называя время (утро, вечер) и дату

обязательно подписывайте Ваше сообщение.

Бессловесное (невербальное) общение

Этот тип общения осуществляется с помощью символов, жестов, мимики, прикосновения.

С тех пор, как ученые заинтересовались невербальной коммуникацией, бы­ло выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое удивительное – это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разго­воре лицом к лицу по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. По мнению ученых, до двух третей сообщений, полученных каким-либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Конечно, важную роль играют и интонации Вашего голоса, и манера говорить, и прочие нюансы. Однако, наряду с речевым восприятием, между людьми, как бы за порогом их сознания, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют прежде, чем сознание подвергнет их рациональному анализу.

Глядя в лицо собеседнику, вы замечаете и интерпретируете тончайшие микровыражения, легчайшую игру мускулов, малейшее движение взгляда. Вы не имеете возможности внезапно остановиться и сознательно их оценить, но вся суть в том, что они-то достигают своей цели в любом случае.

Поскольку невербальные сообщения передаются на очень высокой скорости, и контроль сигналов ведется на уровне подсознания, мы способны воспринять практически бесконечное их количество. Вы всегда будете передавать больше, чем сами осознаете, и фиксировать бесконечное множество сигналов, исходя­щих от других.

Из всего выше написанного становится ясно, что контролировать невербаль­ный канал общения значительно сложнее, чем устную речь. Когда выявляется несоответствие между словами и невербальными средствами общения, возни­кает сомнение в сказанном. Так, если человек, которого Вы только что встретили, утверждает, что рад Вас видеть, но при этом смотрит мимо и невнимательно Вас слушает, Вы, скорее всего, будете судить о его отношении к Вам на основании его поведения, а не слов. Точно также улыбка, в ко­торой не участвуют глаза, покажется Вам неискренней, хотя Вы не сможете объяснить почему.

Запомните: канал невербального общения более достоверно выражает чувства и подразумеваемый смысл!

Самые современные представления, позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые раз­ные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к нам.

Известно, что некоторые люди обладают природным даром говорить без слов, пользуясь им как для передачи собственных сообщений, так и для безошибочного понимания окружающих. В этой группе больше женщин, чем мужчин. Возможно, это свойство является частью так на­зываемого материнского инстинкта. Каждая мать нуждается в способности понимать эмоции своих детей и соответственно реагировать на них задолго до того, как они смогут выразить свои желания словами.

В прошлом женщинам, целиком зависящим от мужчин в экономическом отношении, также было важно предвосхищать желания представите­лей сильного пола, улавливать их настроения и передавать это искусство своим дочерям.

В чем бы не заключалась причина этого явления, несомненно одно – женщины гораздо «прозрачнее» мужчин (потому что выражают свое ис­тинное «Я» более откровенно) и гораздо лучше них владеют языком жестов и мимики. С другой стороны, мужчины больше склонны скрывать свои чувства, пряча свое истинное лицо, и им труднее воспринимать сигналы, посылаемые другими.

В степени выраженности языка жестов и мимики очень важна также роль воспитания и культурных традиций. В некоторых кругах люди воспитываются так, что почти не проявляют своих истинных чувств, так как это считается неприличным. Примером могут служить лица японцев, которые непроницаемы даже для их соотечественников. Другой пример – представители английской аристократии, которых с детст­ва учат не показывать своих истинных чувств.

Очень немногие люди способны в значительной степени контролировать свою мимику. Но даже они не в состоянии все время сохранять безучастное выражение, так как подвижность черт лица свойственна человеческой приро­де.

Многие специалисты считают, что наша способность к мимике является врожденной и, вероятно, прошла долгий путь развития за миллионы лет эво­люции. Это означает, что не имеет значения то, откуда Вы родом и как воспитаны, так как мимические выражения лица являются настоящим «мировым языком». Психолог Пол Экман, занимающийся этими проблемами, считает, что можно насчитать 6 видов эмоций, которые совершенно одинаково отража­ют человеческие лица в любой точке земного шара, хотя, конечно, могут существовать и различные правила относительно того, стоит ли проявлять эти эмоции публично, и если да, то когда и где.

Люди, вне зависимости от их житейского опыта и искушенности, с легкостью способны читать на лицах окружающих и даже на фотографии такие эмоции: страх, радость, удивление, гнев, печаль и отвращение.

Конечно, человек может пытаться контролировать свою мимику. Но при этом ему приходится так сильно напрягаться, что он будет меньше уделять внимания другим аспектам языка жестов. Такого человека могут выдать дви­жения рук или какие-либо другие непроизвольные жесты, посылающие сигналы противоречащие выражению его лица. Для медсестры очень важно быть наблюда­тельной и уметь читать язык невербального общения.

Язык жестов, в отличие от мимики, не является универсальным. Значение некоторых жестов у разных народов совпадает, но нельзя забывать, что одни и те же жесты в разных странах могут иметь разное значение.

Существуют общества, где значение многих жестов отличается от общепри­нятых, причем некоторые из привычных европейских жестов могут иметь даже непристойное значение. Поэтому медсестра должна учитывать такую воз­можность при общении с людьми, принадлежащими к разным культурам. Иногда все тело человека участвует в передаче сообщения. Например: походка человека – это тоже способ самовыражения; человек смело и уве­ренно входящий в помещение демонстрирует либо благополучие, либо чув­ство гнева; медленно понуро бредущий человек демонстрирует страх или неуверенность. В данных примерах для того, чтобы правильно понять сообщение, необходима дополнительная информация.

Положение тела человека, положение и движения рук также передают определенное состояние человека.

Лицо человека – это своеобразный центр приема и передачи социаль­ных сигналов. Самое выразительное в лице – глаза, недаром их часто на­зывают «зеркалом души». Взгляд человека дополняет то, что недосказано словами и жестами, и часто именно взгляд придает подлинное значение произнесенной фразе. В некоторых случаях взглядом можно сказать больше, чем словами. Поэтому взгляд «глаза в глаза» – всегда важнейший канал невербального общения. По данным исследователей, более 50% общения со­беседники смотрят в глаза друг другу. Человек, который при разговоре отводит глаза, инстинктивно вызывает у нас чувство недоверия.

Пациенты смотрят, как правило, на выражение лица медсестры, когда она делает перевязку, отвечает на вопросы о состоянии пациента и т.д. В связи с этим следует научиться контролировать выражение своего лица, особенно в случаях, вызывающих неприятные эмоции, чтобы смягчить чув­ство страха и беспокойства у пациента.

Вербальное и невербальное общение всегда осуществляются одновре­менно и очень важно, чтобы наши жесты и мимика, позы, выражение лица, соответствовали тому, что мы произносим.

Правила общения медсестры с пациентом

Перед началом беседы м/с должна назвать свое имя, отчество и долж­ность. Желательно при этом улыбнуться пациенту. М/с должна объяснить, почему она задает вопросы и для чего нужна эта информация. Следует дать понять человеку, что чем больше сестра будет знать о нем и его семье, тем лучше может быть организован уход.

К пациенту следует обращаться уважительно, лучше по имени-отчеству, или стоит спросить пациента, как к нему лучше обращаться.

Сестра должна внимательно следить за выражением лица пациента, смотреть ему в глаза, т.к. отсутствие контакта глазами может вызвать заме­шательство, беспокойство или страх у пациента. Однако не нужно и по­долгу останавливать взгляд на пациенте или своих записях.

Сестра должна задавать вопросы краткие и конкретные, простым, по­нятным пациенту и его родственникам, языком, не увлекаться медицинской терминологией.

Одновременно следует задавать только один вопрос. Вопросы могут быть от­крытые и закрытые. Надо помнить, что больше информации дают открытые вопросы.

Сестре важно найти контакт с пациентом, так как это обеспечит вза­имопонимание и доверие. Нужно помнить, что человек может быть взволно­ванным, раздраженным и даже злым, плохо чувствовать себя. Во время бе­седы м/с должна сориентироваться, какие и сколько вопросов может выдер­жать человек. Не следует проявлять раздражение и досаду, если пациент что-то не может вспомнить.

Беседуя с лежащим пациентом, нужно поставить стул у его кровати и сесть таким образом, чтобы глаза пациента и сестры были на одном уров­не. Это позволит пациенту думать, что сестра располагает временем и у нее есть желание его слушать.

Сестра должна быть уверена, что правильно поняла ответы пациента. Для этого она иногда может вставить во время беседы фразу: «Если я Вас правильно поняла, Вы. » и переспросить то, в чем она не уверена.

Во время беседы другие люди не должны слышать ответы пациента, т.е. общение должно быть конфиденциальным. Общение проводится в тихой мирной обстановке и, если возможно, не прерываясь. Сестре не следует показывать пациенту, что она торопиться, т.к. он, видя это, начнет отвечать на вопросы поспешно и неточно. Не следует прерывать пациента, лучше дать ему возможность высказаться.

Сестре следует уметь завершить беседу, сказав фразу типа: «Осталось всего два вопроса. ». Для завершения беседы лучше использовать закры­тые вопросы, требующие однозначного ответа «да» или «нет». В конце бе­седы обязательно надо договориться с пациентом о дальнейших путях взаимодействия.

Надо помнить, что полученная информация может быть очень обширной. Корот­кие записи во время беседы помогут м/с в дальнейшей работе.

При каждом случае общения существует своя оптимальная дистанция между участниками разговора, которая устанавливает правильное соотноше­ние между проявлением расположения и угрозой вторжения во внутренний мир собеседника, т.н. зона комфорта. Общение будет более успешным, если оно происходит в зоне комфорта. У каждого человека размер этой зоны свой.

Выделяется несколько зональных пространств:

Зона интимности – в пределах до 0,46 см. Это пространство, открытое лишь для самых близких людей (супругов, любовников, детей, близких членов семьи). На таком расстоянии вы можете прикасаться, ощущать за­пах другого человека, разглядеть поры и родинки у него на коже.

Личная зона – от 0,46 до 1,2м. Промежуток, удобный для общения со знакомыми и друзьями, но не самыми близкими. Общение сестры с паци­ентом должно проходить именно в этом промежутке.

Социальная зона – от 1,2 до 3,6м. Это наиболее подходящее расстояние для формальных контактов в обществе и на работе, может быть, с людь­ми более высокого ранга или с теми, кого вы знаете недостаточно близко (например, в этом промежутке проходит общение преподавателя с группой студентов на практическом занятии).

Общественная зона – дальше, чем 3,6м. Большинство из людей поддер­живают такую дистанцию по отношению к действительно важным персонам или когда приходится разговаривать с группой слушателей (примером может служить общение преподавателя со студентами на лекции, общение на собраниях с большим количеством народа, на митингах).

Если собеседники неосознанно нарушают границы этих зон, то у них появляется ощущение дискомфорта, неприязни к собеседнику, непроизвольно они (или один из собеседников) пытаются отодвинуться.

Для сестры особенно важно помнить, что во время многих манипуляций она вторгается в интимную зону пациента (инъекции, перевязки, подмыва­ние, подача судна и т.д.). Зная, что пациент при этом испытывает боль­шие трудности, чувство глубокого дискомфорта, сестра должна быть осо­бенно внимательной и деликатной. При общении, если зоны личного ком­форта у сестры и пациента не совпадают, м/с должна ориентироваться на личную зону пациента или находить взаимоприемлемое для сестры и паци­ента расстояние. А для этого нужно очень внимательно наблюдать за па­циентом, чтобы уловить мельчайшие невербальные проявления им недоволь­ства.

Общение с пациентом будет более эффективным, если использовать социальную поддержку, осуществляемую как вербально, так и невербальным способом.

Примеры вербальной социальной поддержки: отмечать малейшие положи­тельные сдвиги в состоянии пациента, благодарить за помощь и понимание, поощрять успехи в самообслуживании, поощрять желание пациента узнать как можно больше о своем состоянии, одобрять за правильное поведение, способствующее выздоровлению и т.п.

Примеры невербальной социальной поддержки: улыбка, кивок головы, прикосновение, объятье. Естественно, двумя последними нужно пользоваться с осторожностью и быть уверенной, что пациент Вас правильно поймет. Особенно важны прикосновения для маленьких детей и для тяжелобольных пациентов. При работе с взрослыми пациентами также можно использовать прикосновения, но нужно помнить, что многим больным неприятно, когда касаются их лица. Поэтому прикосновения лучше начинать с тыла кисти, если больной реагирует адекватно – можно прикоснуться к его плечу. Иногда сестра может во время беседы поправить подушку, поправить что-то в одежде пациента, и это тоже будет вариантом социальной невербальной поддержки.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector