- Интеракция в психологии: что это простыми словами
- Что такое интеракция?
- Структура интеракции
- Практическая реализация интеракции
- Психологическая совместимость как фактор интеракции
- Стратегии интеракции
- Значение интеракции
- Заключение
- Интеракция в психологии общения
- Сущность интеракции
- Готовые работы на аналогичную тему
- Формы интеракции и её влияние на человека
- Психологическая совместимость как фактор интеракции
- «Психология общения» Тема 1.3 Понятие интеракции в процессе общения
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
Интеракция в психологии: что это простыми словами
Общение включает в себя три основные составляющие – коммуникацию, перцепцию и интеракцию. Отдельного внимания заслуживает анализ последнего феномена с позиции психологии и социологии.
Что такое интеракция?
Интеракция — это процесс взаимодействия отдельных субъектов между собой, протекающий в виде непрерывного диалога, в ходе которого прослеживается психологическое или социальное воздействие одного человека на другого.
В содержании интеракции представлены те компоненты общения, которые характеризуются наличием тесной связи с взаимодействием людей, с организацией их совместной деятельности, направленной на достижение поставленных целей.
В рамках общения его участники могут совершать множество действий, среди которых можно выделить:
В общем виде интеракция рассматривается как частный случай общения, в ходе которого осуществляется не только принятие информации, но и взаимно обусловленное влияние двух субъектов друг на друга и на окружающую действительность.
Структура интеракции
Сущность интеракции как процесса взаимодействия субъектов заключается в том, что в ходе общей деятельности возникает контакт, который имеет следующие характерные признаки:
Интеракция в общении как компонент социальной психологии характеризуется проявлением следующих особенностей:
В условиях неэффективного общения интеракция с высокой долей вероятности приводит к конфликту или конкуренции.
Практическая реализация интеракции
Анализирую общение людей с позиции интеракции, можно обозначить три процесса:
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что интеракция – это набор реакций участников общения друга на друга. Проще говоря, речь идет об умении примерить на себя роль другого человека. Сущность разделения интеракции на отдельные виды заключается в строго обозначенном разграничении людей на основе принципа воздействия и результативности.
Совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей может быть эффективной или неэффективной. Под эффективной деятельностью принято понимать значимость партнера в рамках продуктивного обмена опытом и информацией. В рамках неэффективной деятельности каждый человек не проявляет желания понять другого и выдвигает на первый план свои желания, а результатом такого взаимодействия может являться конфликт.
Для реализации социальной интеракции обязательным условием является наличие сигналов, обеспечивающих возможность налаживания межличностного контакта. Сюда можно отнести вербальные средства в виде речевой интеракции и невербальные средства, выражающиеся в мимике и жестах.
Психологическая совместимость как фактор интеракции
Психологическая совместимость – это оптимальное сочетание индивидуальных особенностей людей, и как следствие — высокие показатели эффективности интеракции. Несовместимость возникает в том случае, когда люди лишаются возможности для позитивного взаимодействия между собой — в таких условиях любой контакт с высокой долей вероятности может окончиться конфликтом.
Взаимодействие может быть налажено между людьми, у которых есть общие интересы, что обуславливает оптимальное сочетание взаимных особенностей. Большое влияние оказывает актуальный эмоциональный уровень и специфика совместной деятельности.
На уровни совместимости оказывают влияние множество факторов, также могут по-разному проявляться. С точки зрения психологии принято выделять следующие виды:
Стратегии интеракции
Исследователи выделяют 5 основных стратегий, складывающихся в рамках интеракции:
Первые три стратегии принято относить к категории результативных, так как они решают проблему. Оставшиеся стратегии считаются неэффективными, потому что приводят к обострению ситуации.
Значение интеракции
Интеракция оказывает большое влияние на эффективность социальных отношений. Социальная группа выступает в качестве основы для успешного выживания и нормальной жизни для каждого человека. Она удовлетворяет потребности людей и является инструментом для организации осуществления совместной деятельности. Группа защищает своих участников, позволяет решать актуальные задачи, особенно те, которые не могут быть решены в одиночку. Роль интеракции заключается в том, что на ее основе осуществляется процесс формирования группы.
Воздействие интеракции проявляется сразу после рождения человека. Только вступая во взаимодействие с другими людьми, ребенок может научиться говорить, передвигаться на двух ногах, придерживаться правил гигиены.
По мере своего взросления человек разделяет нормы и стереотипы поведения, которые ретранслируются обществом. Общество оказывает влияние на поступки человека — это обусловлено тем, что человек сочетает в себе единство как индивидуальных факторов, так и социальных.
Заключение
На протяжении всей своей жизни человек встречается с разными людьми и попадает в разные ситуации, в каждой из которых он реализует различные стратегии взаимодействия. Их выбор зависит от множества факторов. Следствием такого взаимодействия является большое разнообразие процессов интеракции — они отражают уникальность человека, дают ему возможность проявляться как личности.
Интеракция в психологии общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность интеракции
Интеракция в психологии – это концепция межличностной коммуникации с помощью вербальных и невербальных средств.
Для совместной деятельности люди объединяются путем согласования своих позиций, как мировоззренческих, так и практических. Интерактивная сторона общения заключается в обмене идеями, знаниями, действиями.
Рисунок 1. Интерактивный метод. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Интеракция общения представляет собой условный термин, который обозначает характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, с их непосредственной деятельностью.
В социальной психологии проблема взаимодействия имеет давнюю традицию и, на первый взгляд, кажется, что между общением и взаимодействием существует явное сходство. Ряд авторов общение и взаимодействие просто отождествляют, интерпретируя их как коммуникацию. Другие авторы рассматривают оба понятия как отношение формы какого-то процесса и его содержания. Межличностные отношения, особенности субъектов и их поведение, ведущее к согласию или к противоречиям в общении, подвергаются анализу.
Понятие интеракция родом из социологии и его рассмотрение начинать надо с микроуровня, которым является семья.
Семья – это базовая модель взаимодействия людей. Переходя на другие социальные уровни, человек переносит с собой отработанные модели взаимоотношений, корректируя их под новые обстоятельства.
Интеракция в психологии подразумевает реализацию совместных действий участников общения или их взаимное влияние.
Готовые работы на аналогичную тему
Рассматривая общение людей в интерактивном ключе, можно выделить три процесса:
Таким образом, получается, что интеракция является совокупностью реакций участников общения друг на друга. Другими словами – это умение примерить чужую роль на себя.
Суть классификации интеракции заключается в четком разграничении людей по принципу воздействия и результативности.
Социальная совместная деятельность может быть эффективной и неэффективной. Если эффективная деятельность предполагает значимость партнера с продуктивным обменом информацией и опытом, то во втором случае каждый индивид не желает понять другого и концентрируется только на своих желаниях. Понятно, что такое взаимодействие приводит к конфликтной ситуации.
Чтобы социальная интеракция была реализована, необходимы сигналы, устанавливающие межличностный контакт – это вербальные и невербальные средства. Вербальная – это речевая интеракция, а невербальная предполагает систему сигналов и жестов.
Сущность интеракции заключается в том, что она составляет основу общения в реальном мире, и успех такого общения невозможен без установления контакта с другим человеком.
Формы интеракции и её влияние на человека
Интеракция предполагает, что люди, в группе постоянно взаимодействуют между собой. Свои отношения они могут строить по разным причинам и принципам. Социальная психология делала неоднократные попытки создания дробной структуры для описания взаимоотношений, попытки выделения форм интеракций.
Наиболее популярная схема создана Робертом Байлзом – американским психологом, который объединил совместные действия членов группы в 12 категорий, распределив их по трем осям:
Данную схему подвергли критике, аргументом для которой стало то, что внимание акцентировалось только на формальных критериях интеракции, что не учитывало содержание групповой деятельности.
Среди других классификаций также была представлена классификация по 4-м областям, где две оси представляли эмоциональную сферу, а другие две оси – постановку проблем и способы их решений.
Общение между людьми – это всегда взаимовлияние, происходящее не на равных позициях, как правило, в любой группе есть доминирующие личности, что значит, в группу психологического анализа попадает интеракция, имеющая элементы манипуляции.
Такое скрытое управление идет против воли человека – к таким манипулятивным действиям относится суггестия или внушение, а также введение в транс. Вовлечь партнера в игру можно на чувстве вины или страха. Лесть тоже является манипулятивной техникой.
В середине XX века в социальной психологии сформировалось интеракционистское направление. По мнению представителей этого направления поведение человека ориентируется на социум и является результатом взаимодействия людей. Ребенок, взаимодействуя с взрослыми людьми в процессе своего развития, приобретает человеческие формы поведения. Для малыша, не умеющего ещё говорить и ходить, сложные виды деятельности пока недоступны, только повзрослев, он следует нормам и стереотипам поведения, которые сформировались в процессе интеракции.
Частью поведения человека становятся простые и привычные действия, усвоенные с детства – утренний подъем, санитарно-гигиенические процедуры, завтрак – так принято в социуме, так человек и делает.
Даже если для человека характерно что-то индивидуальное, только ему присущее, то и в этом случае источником будут известные и усвоенные им нормы поведения.
Проявляется сущность интеракции в зависимости индивида от социальных отношений.
В основе формирования и развития общества и социальных групп лежит взаимодействие людей. С самых древних времен группы рождались из потребностей в совместной деятельности для достижения общих целей. Группа дает защиту и уверенность, возможность решать сложные задачи. Даже самые маленькие группы будут существовать до тех пор, пока существуют интерактивные процессы, т.е. существует потребность во взаимодействии, общее дело. Как только интерактивные процессы исчезают, распадаются браки, бывшие одноклассники чувствуют себя чужими, затухает крепкая юношеская дружба.
Главным фактором, влияющим на успех интеракции, является психологическая совместимость.
Психологическая совместимость как фактор интеракции
Психологическая совместимость становится заметной только тогда, когда её уже нет. О психологической совместимости никто не задумывается, пока она в группе существует. Несовместимость возникает тогда, когда позитивно взаимодействовать друг с другом люди не в состоянии, когда любой контакт – это повод для конфликта. Психологическая несовместимость является настоящей бедой для любого коллектива, поэтому руководитель должен знать её основные параметры. Психологическая совместимость представляет собой оптимальное сочетание индивидуальных особенностей людей. Эти особенности делают интеракцию эффективной.
Сойтись могут только те люди, которые имеют много общего, имеют это оптимальное сочетание особенностей. Зависит это от эмоционального уровня и от характера совместной деятельности. Люди, совместимые в области профессиональной деятельности, могут быть совершенно несовместимы в семейных отношениях.
Абсолютной совместимости и несовместимости не бывает. В конфликт чаще всего вступают холерики, считая своего напарника флегматика ленивым, который будет ждать, когда его партнер успокоится – в таком случае, задача может быть не выполнена. Если правильно распределить роли, то в другой ситуации холерик и флегматик смогут быть продуктивным тандемом.
Уровни совместимости зависят от разных факторов, проявляются они тоже по-разному. В психологии выделяют несколько их видов:
Очень редко, когда партнеры сочетаются по всем трем уровням, а это значит, что неотъемлемой сферой интеракции являются конфликты, кстати, они несут не только вред, но и пользу.
Социальная психология выделяет пять стратегий интеракции – сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание.
Три первые – сильные стратегии, две последние – слабые и неэффективные, не способные решить ту или иную проблему.
«Психология общения» Тема 1.3 Понятие интеракции в процессе общения
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Понятие интеракции в процессе общения
Содержание учебного материала:
· Место взаимодействия в структуре общения
· Виды социальных взаимодействий
· Трансактный анализ Э. Берна.
· Трансакция – единица общения.
«Интеракция» – это совокупность двух латинских слов – inter (между) и action (деятельность).
Интеракция – взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.
Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями партнеров по общению, ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. При этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него.
Интерактивная сторона общения по сути своей является психологическим воздействием одного человека (группы людей) на психику другого человека (группы людей). Результатом такого рода проникновения выступают изменения индивидуальных или групповых взглядов, мотивов, отношений, установок и состояний. Эти изменения могут быть временными, преходящими или устойчивыми.
Интерактивная функция общения имеет как социальное, так и психологическое значение. С социальной точки зрения происходит налаживание связей между членами общества. Люди выполняют социальные роли, которые соответствуют их положению, и в результате достигают поставленных задач.
Психологическое значение проявляется во взаимном влиянии индивидов друг на друга, в развитии во время совместной деятельности новых умений и черт характера, в установлении межличностных связей.
Место взаимодействия в структуре общения
В ходе общения для участников важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию.
При рассмотрении общения как взаимодействия людей всегда необходимо принимать во внимание цель общения. Такой целью является удовлетворение потребности в совместной деятельности. Результат общения – изменение поведения и деятельности других людей. Таким образом, интерактивная сторона общения проявляется в обмене информацией и в усилиях людей по организации совместной деятельности.
Интерактивная функция общения связана с выработкой стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, организацией их совместной деятельности для достижения определенных целей. Такое общение предполагает достижение взаимопонимания, приложение совместных усилий для дальнейшей организации деятельности, в конечных результатах которой заинтересованы общающиеся. Специфика интеракции в том, что она фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий.
Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее свой вклад. Именно это и позволяет объяснять взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, т.е. спланировать общую деятельность.
Виды социальных взаимодействий
Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, стратегии поведения, соответствующие ситуации. Взаимодействие людей разнообразно. Поэтому ученые стремятся упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения.
Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: сотрудничество (кооперация) и соперничество (конкуренция). В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.
Сотрудничество, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочение, комбинирование, суммирование этих сил).
Эту форму взаимодействия следует применять тогда, когда необходимо не только отстаивать свои интересы, но и сотрудничать с партнерами. Целью сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгодного решения.
Выделим случаи, в которых целесообразно обращаться к этому виду взаимодействия:
1. Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и они готовы к сотрудничеству;
2. Существуют тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
3. Есть время поработать над проблемой, требующей решения на основе перспективных планов обеих сторон;
4. Партнеры хотят обсудить некоторые идеи и поработать над разработкой взаимовыгодного решения;
5. Обе стороны наделены властью в равной степени.
Очевидно, сотрудничество направлено на удовлетворение интересов обеих сторон. Оно требует от партнеров определенных усилий для эффективного взаимодействия.
Этот вид взаимодействия можно описать такими понятиями, как «ассоциация», «кооперация», «компромисс», «согласие», «присоединение».
Что касается другого типа взаимодействия – соперничество (конкуренция), то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. Конкуренция (от лат. concurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) – это одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп. Конкуренция имеет место тогда, когда один из партнеров не очень заинтересован в сотрудничестве, а руководствуется, в первую очередь, удовлетворением собственных интересов и потребностей, создавая преграды на пути к взаимопониманию. Конкуренция отличается сильной вовлеченностью в борьбу и частичной деперсонализацией представлений о противнике.
Этот вид взаимодействия можно описать следующими понятиями: «соперничество», «оппозиция», «диссоциация», «конфликт».
Соперничество может быть эффективным в том случае, когда для одной из сторон взаимодействия:
1. Очень важный результат;
2. Делается большая ставка на решение проблемы в ее интересах;
3. Достаточно авторитета для принятия выгодного для нее решения;
4. Не имеет альтернативы, и она ничего не теряет;
5. Необходимо мгновенное реагирование, потому что она находится в критической ситуации;
6. Необходимо принять нестандартное решение, и она имеет достаточно власти для такого шага.
При использовании этого вида взаимодействия, надо быть готовым к сильному сопротивлению другой стороны, а в худшем случае – к возможности потерять все, на что надеялись.
Такие виды взаимодействия, как конкуренция и сотрудничество, могут быть эффективными в зависимости от цели, которую ставят перед собой собеседники; ситуации; уровня профессионализма партнеров и реальной власти.
Выделение двух полярных типов взаимодействия играет определенную положительную роль в анализе интерактивной стороны общения. Однако только такого дихотомического рассмотрения видов взаимодействия оказывается недостаточно для экспериментальной практики. Поэтому в социальной психологии существуют поиски и иного рода – выделить более «мелкие» типы взаимодействия.
1. Позитивное взаимодействие (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация) выражается в организации совместной деятельности, направленной на достижение желаемого для всех участников процесса результата.
При кооперации некоторое число людей объединяется в общую группу для достижения единой цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.
Согласие означает, что человек выражает свое одобрение позиции большинства, при этом необязательно сам участвуя в активной деятельности.
Приспособление подразумевает, что человек подстраивается под предлагаемые обстоятельства.
Ассоциация – (союз; лат. associo – присоединять) – добровольное объединение физических и/или юридических лиц ради достижения общей цели с сохранением права последних вступать в другие объединения. Значительная часть внутренних норм носит неформальный характер.
2. Состязательное взаимодействие (конкуренция, соперничество). Здесь на первое место выходит соревновательный момент.
При конкуренции происходит столкновение интересов субъектов, которые одновременно претендуют на одни те же блага или достижения. Причем подобный социальный процесс носит как положительный, так и отрицательный характер.
3. Негативное взаимодействие (конфликт, оппозиция, диссоциация) – когда во время совместной деятельности возникают серьезные препятствия для эффективного взаимодействия.
Конфликт является наиболее негативным вариантом интерактивного взаимодействия, при котором между участниками возникают серьезные разногласия и споры.
Оппозиция – проявление отрицательной реакции на предлагаемые действия, модель поведения или стратегию.
Диссоциация (распад чего-либо на составляющие, образовано от латинского слова dissociatio, что означает «разделение») – ослабление согласованности действий в группе и утрата ее членами чувства принадлежности к ней.
Позитивное интерактивное взаимодействие наблюдается во время любой эффективной совместной деятельности. Это может быть процесс обучения, работа над проектами, проведение культурно-массовых мероприятий, совместный досуг и многое другое.
Состязательная форма интеракции характерна для бизнеса, профессиональной деятельности. Именно здесь происходит столкновение ключевых интересов людей, которые стремятся достичь карьерных успехов, реализовать амбиции, обеспечить себе материальное благополучие.
Занимающие одну позицию в компании сотрудники могут соперничать между собой во время выполнения проектов, поскольку каждый будет стремиться обратить на себя внимание начальства.
Негативная интеракция наносит значительный ущерб эмоциональному состоянию ее участников, снижает результативность их совместной деятельности.
Находящиеся в состоянии неприятия друг друга стороны не могут объединить усилия для достижения цели.
При позитивной форме интерактивного общения единство мотивов и целей приводит к кооперации усилий и получению совместного желаемого результата.
При состязательной и негативной формах цели и мотивы участников взаимодействия могут сочетаться, но объединения усилий происходить не будет ввиду противостояния интересов, взглядов, стратегий.
Трансактный анализ Э. Берна
Позиции в общении рассматриваются в русле трансактного анализа.
Данное направление в психологии было разработано в 50-е годы XX века американским психологом и психиатром Эриком Берном (1902—1970). Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Э. Берн выделяет три способа поведения: Родитель, Ребенок, Взрослый. В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрослого, либо Родителя, либо Ребенка, и в зависимости от этого состояния ведется разговор, определяются позиция и статус собеседника.
Структура «Я» по Э. Берну
Основные характеристики позиций Родитель, Ребенок, Взрослый приведены в таблице.
Каждый тип состояний важен для человека:
Родитель все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует и за все отвечает;
Взрослый трезво, реально анализирует, не поддается эмоциям, логически мыслит;
Ребенок эмоциональный, импульсивный и нелогичный.
Трансакция – единица общения.
Под трансакцией понимают единицу общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул — «Здравствуйте», реакция — «Здравствуйте. Рада вас видеть». Всё наше общение, это обмен трансакциями, во время которых наши Эго-состояния взаимодействуют с Эго-состояниями нашего партнёра.
Традиционно выделяют три вида трансакций: дополнительные, пересекающиеся и скрытые. В действительности их может существует гораздо больше, но эти три рассматриваются как типовые.
Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнёры адекватно воспринимают позицию друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнером. Выделяют два подтипа дополнительных трансакций: равные и неравные. В равных отношениях партнёры находятся на одинаковых позициях и отвечает именно с той позиции, с которой и ожидает партнёр. Именно этот тип можно назвать общения с полным взаимопониманием.
Третьим типом трансакций является скрытое взаимодействие. Это такое взаимодействие, которое включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый.
Использование скрытых трансакций предлагает либо глубокое знание партнёра, либо большую чувственность к невербальным средствам общения – тону голоса, интонации, мимики и жесту, поскольку именно они чаще всего передают скрытое содержание.
Итак, позиция Взрослого наиболее предпочтительна в деловых контактах. Именно она формирует партнерский стиль общения.
Однако для более глубокого понимания общения, для того чтобы можно было не только осознавать свои ошибки, но и представить себе, как можно их исправить, необходимо разобраться в вопросе о происхождении различных позиций в общении. Почему человек оказывается в той или иной позиции?
Так, услышав определенные слова и интонации из уст партнера, мы можем примерно определить ситуацию. Если нам слышится раздражение или недовольство по нашему адресу, то ситуация угрожающая; если слышны обучающие, дидактические интонации, то это ситуация поучения или воспитания. В то же время в наших силах повлиять на ситуацию, задать тон и направление дальнейшему развитию событий.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое перцепция?
2. Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом?
3. Какие виды социального взаимодействия существуют?
4. В чем сущность трансактного анализа процесса взаимодействия по Э. Берну?
5. По каким признакам можно распознать психологическую позицию партнера?
6. Что понимается под словом трансакция?
7. Какие виды трансакции выделяют?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.