- О чем могут рассказать жесты? 75 признаков языка тела
- Невербальное общение. Правда или миф?
- Невербальные средства коммуникации
- Примеры невербального общения
- Психология жестов
- Что такое невербальное общение?
- Происхождение невербального общения
- Коммуникации невербального общения
- Виды невербального общения
- Особенности невербального общения
- Языки тела и жестов. Невербальное общение примеры
- Средства общения.
- 1. Рука ладонью вверх. Рукопожатие.
- 2. Ладонью вниз. Рукопожатие.
- 3.Ладонь ребром вниз. Языки тела и жестов.
- 4. Собеседник охватывает вашу руку двумя ладонями. «Перчатка».
- 5.Скрещенные пальцы рук.
- 6. Держать руки за спиной.
- 7. Языки тела и жестов. Закрывает рот кулаком или рукой.
- 8.Опускает или прикрывает веки.
- 9. Языки тела и жестов. Покусывание ручки, карандаша или дужки очков.
- 10. Поглаживание подбородка.
- 11. Скрещенные руки.
- 12. Поглаживание волос.
- 13. Наклоны вперед.
- 14. Собеседник откидывается назад, на спинку стула.
- 15. Перекатывается с пятки на носок и обратно. Покачивание.
- 16. Потирание ладоней.
- 17.Мужчина поправляет галстук.
- 18. Языки тела и жестов. Собирает пылинки, ворсинки на своей одежде, которых нет.
- 19. Подпирает свой ладонью щеку.
- 20. Трогать кончик носа.
- 21. Языки тела и жестов. Жесты открытости.
- 22. Отводит глаза в сторону.
- Языки тела и жестов, по которым можно определить, что вам собеседники говорят неправду;
- 13.3. Невербальные знаки общения
О чем могут рассказать жесты? 75 признаков языка тела
Автор: pikacho · Опубликовано 09.06.2016 · Обновлено 04.10.2018
Человеку свойственно в процессе общения выражать свои эмоции и чувства, независимо от устного изложения или в виде письменных сообщений. Люди, при непосредственном контакте друг с другом, используя мимику, язык тела и жестов вносят в повествование яркие краски. Появляется возможность понять, заинтересовала собеседника эта тема или оставила равнодушным.
Невербальное общение. Правда или миф?
Некоторые сомневаются в существовании языка тела, считая все разговоры на эту тему пустым вымыслом.
Противники теории поз и жестов утверждают, что изменение положения тела происходит совсем по иным причинам. К примеру, при положении сидя человеку удобней скрестить руки, если нет подлокотников, а вовсе не потому, что тот мизантроп.
Зевать начинают не только от того, что начинают скучать. Недостаток кислорода в тесном кабинете или переутомление могут спровоцировать этот процесс. Следовательно, до формулировки выводов необходимо понять, почему собеседник начал активно жестикулировать или вращает в руках какой-либо предмет.
Раскрыть язык жестов поможет эксперимент. А испытуемыми могут стать друзья и родственники, мимика, позы и жесты которых в разных жизненных ситуациях меняются. Но ни в коем случае не стоит навязываться и давить, иначе можно нанести урон многолетней дружбе и хорошим отношениям.
Невербальные средства коммуникации
Невербальным средством общения является процесс передачи мыслей без использования речи – второй сигнальной системы. Он вбирает в себя 60–80% завуалированной информации.
Каждый из нас, общаясь с оппонентом, грамотно излагающим суть дела и аргументирующим фактами, зачастую чувствует в его словах некий подвох. Но, несмотря на достоверность и правдивость сведений, интуиция подсказывает, что не стоит целиком полагаться на этого человека. И при дальнейшем общении ощущается дискомфорт, человек ищет, к чему бы придраться.
И, действительно, собеседника выдают изменения мимики, позы и жестикуляции, противоречащие его гладкому изложению. Появляется некое несоответствие и возникают серьезные опасения, что он действует совсем не в ваших интересах.
Умение правильно читать секретный язык жестикуляции позволит избежать неприятных ситуаций. К примеру, специалистам в области HR без знаний о скрытых намерениях потенциальных служащих не обойтись.
Человеку трудно долго сдерживать эмоции, они должны найти выход. Но в силу обстоятельств, правил приличий и норм общества мы не вольны отдаваться на волю чувств и выражаем их, меняя позу, мимику и жесты. Нередко такое поведение становится нормой и превращается в привычку.
Примеры невербального общения
Чтобы уловить истинный смысл, необходимо уделить пристальное внимание положению рук и ног собеседника.
Главным образом жесты и позы подчеркивают правоту, а иной раз и противоречат сказанному.
Трудно поверить человеку со скрещенными конечностями, убеждающего другого в благих намерениях. Вряд ли он исполнит обещанное. Наверняка он использует расположение и доверие партнеров в личных интересах.
Посредством жестов и позы можно утаить часть информации от оппонентов. Несмотря на непринужденность и легкость в общении, поза дает понять, что владелец ни с кем не намерен делиться важными сведениями.
Психология жестов
Алана Пиза, известного психолога, называют «мистером языка телодвижений». Автор выпустил свои произведении миллионными тиражами. Алана Пиз задался целью не только научить читателя «расшифровывать» язык тела, но и применять приобретенные знания на практике. Не ускользают от его внимания даже малейшие изменения, вплоть до расширения зрачков и смежевания век.
Автор, анализируя мельчайшие детали, выделяет 2 важных приоритета.
Во-первых, появляется возможность наладить коммуникации.
Во-вторых, можно с большой долей вероятности просчитать дальнейшие действия человека.
С позиций психологических знаний Алан акцентирует внимание на отличительные особенности поведения и жестикуляции у женщин и мужчин.
Помимо гендерных различий, резко разнятся телодвижения руководителей и подчиненных. Наблюдая беседу, можно зафиксировать быструю смену эмоций.
Что такое невербальное общение?
Под термином «невербальное общение» подразумевают бессловесную передачу информации через язык тела: жесты, мимику, интонации, образы. Инструментами, осуществляющими воздействие, в этом случае выступают:
Происхождение невербального общения
Невербальный обмен информацией несёт начало из двух источников: биологической эволюции и культуры. Подтверждением биологического происхождения будут являться проявления, не поддающиеся сознательному контролю:
В психологии выделяется три невербальных средства общения:
Также в общении людей применяются общепринятые сигналы, характерные данной культуре: условные знаки, такие как приветствие, прощание, пожимание плечами, кивок либо покачивание головы.
Коммуникации невербального общения
Система знаков невербального общения направлена на дополнение речи. К данным средствам относят:
Виды невербального общения
К основным видам невербальных знаков относят:
Особенности невербального общения
Невербальное общение лучше всего отображает личностные характеристики собеседников в определённый момент. Из них можно получить информацию об эмоциях и настроении человека, его отношении к окружающим и поднимаемой теме беседы. В целом этот вид общения весьма спонтанен. Будет крайне сложно разбить его на элементы. Жесты и мимика с трудом поддаются сознательной корректировке. Когда человек специально задаётся данной целью и получает навыки контроля невербальных знаков, он может интуитивно вызывать настороженность у собеседника из-за вызванного диссонанса.
Научиться разбираться в психологии людей и их поведении поможет курс Викиум «Менталист».
Языки тела и жестов. Невербальное общение примеры
Языки тела и жестов.
Средства общения.
Вербальные средства общения.
Словесное общение называется вербальным. Разговорная речь, с помощью которой люди общаются друг с другом-вербальное средство общения. 3000 слов в час и около 32000 слов в сутки произносит человек.
К невербальным средствам общения относятся:
мимика, позы, жесты, движения.
Это своеобразный язык тела, посредством которого люди передают информацию в окружающий их мир(внешний). Данная информация передается подсознательно. Человек практически не контролирует данный процесс.
Умение считывать невербальную информацию(язык тела), в современных условиях, крайне необходимо. Языки тела и жестов необходимо знать, чтобы определить, когда Вам говорят неправду.
Психолог Альберт Мейерабиан(США) определил пути передачи информации от человека к человеку.
7% информации передается посредством голоса, взгляда, прикосновений.
38% посредством различных вибраций голосовых связок( модуляции),
55% посредством языка тела( невербальная информация).
Существует так называемое «золотое правило» в невербальном общении: никто не состоянии полностью управлять своими телодвижениями, даже когда он применяет их сознательно, с целью ввести собеседника в заблуждение.
Средством общения является и рукопожатие. Через рукопожатие мы передаем определенную информацию.
1. Рука ладонью вверх. Рукопожатие.
Желание доминировать. Ладонь, повернутая вверх, по отношению к ладони собеседника, выражает желание доминировать, и держать все под своим контролем.
2. Ладонью вниз. Рукопожатие.
Если у собеседника ладонь вниз, то он готов подчинится. Подсознательный сигнал, о том, что он готов признать Ваше превосходство.
3.Ладонь ребром вниз. Языки тела и жестов.
Вертикальное положение, обозначает равенство партнеров.
4. Собеседник охватывает вашу руку двумя ладонями. «Перчатка».
Обозначает, что ему можно доверять и что он хорошо относится к собеседнику.
5.Скрещенные пальцы рук.
Скрещенные пальцы могут быть следующих вариантах;
— на уровне лица,
— на столе.
— на коленях.
Собеседник разочарован Вами и отношение его негативное.
6. Держать руки за спиной.
Почему держат руки за спиной?
Если Ваш собеседник держит за спиной свою руку за предплечье — это означает, что он зол.
И чем выше захвачена рука, тем сильнее он недоволен( окружением, ситуацией).
7. Языки тела и жестов. Закрывает рот кулаком или рукой.
Нежелание разговаривать на определенную тему.
Собеседник чувствует, что Вы говорите неправду. Сомневается в Вашей искренности.
Если говорит сам, то он говорит неправду.
8.Опускает или прикрывает веки.
Ваш собеседник при разговоре, прикрывает веки. Это попытка уйти от Вас. Убрать из поля зрения. Потому что он не желает общаться с Вами. Закрыл глаза и Вас здесь нет.
Если ваш собеседник в очках, то он, как правило, их снимет.
9. Языки тела и жестов. Покусывание ручки, карандаша или дужки очков.
Означает сильную озабоченность в т.ч. перед принятием важного решения.
10. Поглаживание подбородка.
11. Скрещенные руки.
Скрещенные руки-защита.
Нежелание говорить с собеседником.
Или нежелание слушать его. Отрицательный настрой.
Если при скрещенных руках кисти сжаты в кулак, то он очень агрессивен. А если обнимает (обхватывает свои плечи), то не исключается рукопашная схватка.
12. Поглаживание волос.
Желание понравиться собеседнику, обратить на себя внимание. Данный жест более подходит для женщин.
13. Наклоны вперед.
Наклоны туловища вперед. Обозначает заинтересованность в Вас, как собеседнике. Или темой, которую Вы излагаете.
14. Собеседник откидывается назад, на спинку стула.
Обозначает, что разговор ему уже неинтересен и пора его заканчивать или сменить тему.
15. Перекатывается с пятки на носок и обратно. Покачивание.
Обозначает, что он волнуется. Это характерно, как для взрослых, так для детей.,
16. Потирание ладоней.
Обозначает выгоду и удовольствие.
17.Мужчина поправляет галстук.
В зависимости от ситуации;
1. Желание понравиться женщине.
2. Желает покинуть общество, в котором ему неуютно.
18. Языки тела и жестов. Собирает пылинки, ворсинки на своей одежде, которых нет.
И при этом он смотрит в сторону или в пол.
Как правило, вслух свое мнение не высказывают. Молчаливое несогласие. Собеседник не согласен с тем, что Вы ему говорите.
19. Подпирает свой ладонью щеку.
Вашему собеседнику стало скучно. Необходимо закончить разговор или сменить тему.
20. Трогать кончик носа.
Прикосновение к кончику носа, растирание его.
Или к ямочке ниже носа.
Данный жест говорит о неискренности собеседника. Что он Вас обманывает. Самый распространенный жест.
21. Языки тела и жестов. Жесты открытости.
— «ладони вверх», когда показывают руки ладонями вверх,
— во время разговора собеседник расстёгивает пиджак.
22. Отводит глаза в сторону.
Косвенный признак говорящий о том, что собеседник что-то утаивает(скрывает).
Языки тела и жестов, по которым можно определить, что вам собеседники говорят неправду;
-рукой закрывают рот,
— имитируют кашель,
— трогают и потирают кончик носа,
— улыбаются « криво»,
— не смотрят в глаза, отводят глаза в сторону,
— часто глотают слюну.
Знание невербальных сигналов( языки тела и жестов) позволит Вам выстраивать линию поведения и взаимоотношения с окружающими Вас людьми. Добиваться поставленных целей и при этом чувствовать себя комфортно.
Все это можно прочитать в книгах;
1. Алана Пиза.
2.Язык жестов. Гленн Вильсон и Крис Макклафлин.
3.Язык тела. Антон Штангль.
4.Как читать человека словно книгу. Джерард Ниренберг и Генри Калеро.
Книги для тех, кто желает научиться читать языки тела и жестов( мимику, жесты и позы).
И выстроить наиболее эффективную линию поведения с ним.
13.3. Невербальные знаки общения
13.3. Невербальные знаки общения
Нередко приходится быть свидетелем или непосредственным участником ситуации общения, когда в ответ на негативную реакцию партнера инициатор общения удивленно говорит: «Что я особенного сказал?» и слышит: «Да, но как ты это сказал!» Напрашивается вывод: для соблюдения культуры общения важно не только то, что мы говорим, но и как передаем словесную (вербальную) информацию. А это зависит от использования нами еще одного языка человеческого общения – невербальных знаков.
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств общения, и только 20–40 % информации передается с помощью слов. Такое соотношение может удивить. Но все станет понятным, если вспомнить, что невербальные знаки бывают двух видов. Одни непременно сопровождают нашу речь. Это интонация, логические ударения, ритм, громкость и тембр речи. От того, с какой интонацией произнесено слово, нередко зависит восприятие смысла высказывания. Ведь даже короткое «Да» можно произнести, в зависимости от интонации, как утверждение, сомнение или отрицание. Неслучайно в театральных училищах, драматических студиях, при подготовке дикторов, обучении ораторскому искусству специально тренируют способность использовать интонационное богатство речи. Логические ударения, паузы тоже несут смысловую нагрузку: помогают акцентировать внимание на отдельных элементах информации, вызвать определенное отношение к высказыванию.
Другие невербальные знаки дополняют речь: мимика, жесты, взгляды, телодвижения. По ним почти безошибочно можно распознать и оценить эмоциональное состояние человека, его отношение к полученной от вас информации или к значимости собственного высказывания. Восприятие эмоционального состояния человека по выражению лица происходит настолько тонко и быстро, что японские психологи предложили использовать схематические изображения лица человека, переживающего определенные эмоции (страха, гнева, удовольствия и т. п.) для скорейшей передачи информации оператору о состоянии управляемой им автоматизированной системы. Оказалось, что этот способ информирования операторов – самый оперативный и надежный, намного опережающий восприятие цифровой или графической информации.
Именно через описание мимики Н.В. Гоголь передает реакцию Манилова на слова Чичикова: «Здесь Манилов, сделавший некоторое движение головою, посмотрел очень значительно… показав во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какого, может быть, и не видно было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра…» Конечно, описание саркастично, мы хорошо знаем Манилова, но знаменательна выразительность мимики.
Общеизвестно, как движением головы мы выражаем утверждение или отрицание. Есть невербальные знаки, связанные с положением головы, которые полезно учитывать во время общения с аудиторией. Человек держит голову прямо – он нейтрально относится к тому, что слышит. Если голова наклонена в сторону, это свидетельство того, что у слушателя пробудился интерес к тому, что он в данный момент слушает или наблюдает. Опущенная голова – показатель усталости, снижения внимания слушателей.
Выразительны жесты рук. Руки приветливо разведены в стороны, как бы приглашают к себе. Это жест открытости, радушия. Но в сочетании с удивленно раскрытыми глазами этот жест рук может означать недоумение, разочарование. Руки, скрещенные на груди, – жест закрытости. Один из наименее заметных и в то же время наиболее выразительных невербальных сигналов – знак, передаваемый положением ладони: ладонью вверх, ладонью вниз, ладонь с жестом указующего перста. В первом случае жест выражает доверие, просьбу; во втором – оттенок требовательности; в третьем – раздражение, непререкаемое указание.
Дополнительную информацию дает и направление взгляда. Когда человек обдумывает мысль, он обычно смотрит в сторону. Когда ответ готов, взгляд устремлен на собеседника. Заметьте, что в процессе общения нам легче поддерживать визуальный контакт, когда обсуждается приятная дня нас тема, но мы, как правило, избегаем его, отводим глаза в сторону, если тема разговора нам неприятна. Отводим глаза и в другом случае: если со стороны партнера ощущаем негативную эмоциональную реакцию. В этом случае воздержание от прямого визуального контакта – выражение вежливости и понимания эмоционального состояния партнера.
Поскольку мимика и жесты связаны с правым полушарием мозга, они могут совпадать и не совпадать со словесной информацией, источником которой является левое полушарие. Если они совпадают, говорят, что невербальные знаки конгруэнтны (конгруэнтность – совпадение). Если не совпадают, их называют неконгруэнтными. В этом случае невербальные знаки служат своеобразным «детектором лжи», свидетельствуют о неискренности говорящего.
Представьте себе кандидата в депутаты на встрече с избирателями. Он стоит на кафедре, скрестив руки на груди (поза закрытости), с опущенным вниз подбородком (поза критичности, несогласия) и говорит о том, как тепло относится к идеям, наказам молодежи. Он неискренен, кривит душой, стремясь завоевать признание тех, к мыслям которых относится скептически или совсем негативно.
Когда маленький ребенок говорит неправду, он обычно закрывает рот руками. Когда подросток говорит неправду, подсознание, так же как и у маленького ребенка, «посылает» руку, как бы предотвращая ложное высказывание, но пальцы не закрывают рот, а лишь слегка обводят линию губ. У взрослого подобный неконгруэнтный жест сохраняется, но становится более утонченным, менее заметным. Если человек неискренен, интуитивно рука тоже тянется к лицу, но в последний момент уклоняется ото рта к кончику носа или к щеке. Невольно в связи с неконгруэнтностью невербалики вспоминаются слова Талейрана: «Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли».
Язык невербальных знаков стал специально изучать в середине прошлого века американский ученый Алан Пиз. Его книга «Язык телодвижений» – своеобразная энциклопедия невербалики. Для успеха общения он предлагает учитывать так называемое «зональное пространство». Он выделяет четыре зоны защиты человеком своего личного пространства. Интимная зона – от 15 до 45 см. Именно эту зону человек защищает как свою собственность, допуская в нее только близких людей: детей, родителей, супругов, друзей.
Личная зона – от 45 см до 1,2 м. Это примерно ширина стандартного стола, по разные стороны которого сидят на официальных приемах, деловых совещаниях. Но заметьте: если, беседуя с подчиненным, руководитель встает из-за своего стола и садится рядом, обстановка беседы станет более доверительной, собеседники стали ближе к интимной зоне [16].
Представление о зональном пространстве позволяет понять некоторые психологические состояния отдельного человека или какого-либо социального сообщества. Почему мы стесненно чувствуем себя в переполненном транспорте? Нарушается наше личное пространство. Чем объяснить эффект «заражения» в толпе, когда во время митинга, демонстрации, выступления популярной рок-группы людьми овладевают быстро распространяющийся экстаз, экспрессия, а в иных случаях гнев и агрессия? Причина та же – нарушение зоны личного пространства. В деловом этикете явление влияния зонального пространства учитывают при выборе помещения и оборудования для предстоящих переговоров, презентации, дискуссии, конференции.
Невербальные знаки дают возможность «проникнуть» в сознание и подсознание человека, проследить за ходом мыслительных процессов, чтобы учитывать логику размышлений. Для этого необходимо получить представление о ведущей модальности человека и методе эффективных коммуникаций, который называется нейролингвистическим программированием.
Чтобы понять суть метода воздействия на психическое состояние человека, обратимся к истории разработки нового направления в психологии. В начале 70-х годов прошлого столетия два американских исследователя лингвист Джон Гриндер и программист Ричард Блендер решили проанализировать, как ведут процесс общения наиболее известные коммуникаторы того времени. Среди «сверхкоммуникаторов», к которым обратились исследователи с просьбой разрешить наблюдение за тем, как они строят процесс общения, были известный философ Грегори Бейтсон, отличавшийся удивительной способностью влияния на аудиторию, специалист в области семейной психологии Вирджиния Сойтер, психотерапевт Милтон Эриксон и другие их современники, известные способностью убеждать, склонять к своему мнению, воздействовать на сознание людей.
Выявленные закономерности ученые объединили в особое направление науки, получившее название нейролингвистическое программирование (НЛП). Столь сложное название понадобилось, чтобы отразить суть метода. НЛП опирается на исследование мыслительных процессов. Отсюда – «нейро». При этом источником понимания хода мыслительных процессов служит словесная информация. Поэтому – «лингвистическое». Суть метода – в прогнозировании, своего рода программировании психических реакций и поведения человека через управление ходом его мыслей и эмоциональных реакций на происходящее. Поэтому – «программирование».
Авторы метода выдвинули идею, что в процессе мышления мы можем находиться в одной из трех модальностей: визуальной (или зрительной), аудиальной (слуховой), кинестетической (объединяющей чувственное восприятие тремя органами чувств: обонянием, осязанием, вкусом). Если, слушая собеседника или передавая информацию, мы представляем себе зрительные образы, мы – в визуальной модальности; если представляем звуки, слова, мы – в аудиальной модальности; если передаем или воспринимаем переживания, мы – в кинестетической модальности. Наблюдая за собеседником и внимательно слушая, можно вникнуть в логику построения его мысли и, используя ту же логику, воздействовать на его психологическое состояние и восприятие ситуации.
Область применения НЛП широка. Это психотерапия, политика, деятельность проповедников. Методами НЛП, безусловно, пользуются религиозные фанатики, сектанты, иначе чем можно объяснить случаи коллективного суицида, фанатизм шахидов?!
Сложился и позитивный опыт использования метода воздействия на сознание и мировосприятие людей. Первый опыт был связан с последствиями железнодорожной катастрофы под Уфой. Психологи использовали возможности НЛП, чтобы вывести пострадавших и родственников погибших из стрессового состояния, состояния психологического шока. Теперь этот метод используют в работе с людьми, попавшими в экстремальные ситуации в результате землетрясений, катастроф, террористических актов, которые обрушились на человечество на пороге третьего тысячелетия.
Психологи, психотерапевты, экстрасенсы, юристы, следователи, область деятельности которых предполагает проникновение во внутренний мир человека, специально овладевают приемами анализа состояния и мышления собеседника по показателям модальности. Овладеть методами НЛП непросто. Это требует особых способностей и длительной тренировки. Но в известной мере представление о ведущей модальности человека может оказаться полезным руководителю, педагогу, чтобы избежать некоторых ошибок, неудач в коммуникативной деятельности.
Приведем пример. Лабораторная работа, как правило, начинается с инструкции преподавателя. Инструктаж дан. Одни приступают к работе, другие задают бесконечные вопросы. Преподаватель раздражен, воспринимая эти вопросы как результат невнимательности студентов. Но причина не в нарушении дисциплины, а в ведущей модальности. Одним достаточно услышать инструктаж, потому что у них ведущая модальность (т. е. преобладающий вид памяти) аудиальная. Другие, у которых преобладает визуальная модальность, на слух воспринимают плохо. Им нужна инструкционная карта или план выполнения лабораторной работы. Есть и такая группа студентов, учащихся, которым мало устного и письменного инструктажа. Им нужен показ, образец, эталон, потому что при ведущей кинестетической модальности продуктивнее воспринимается то, что связано с ощущениями, образным восприятием.
Как определить ведущую модальность? Особое место среди показателей модальности занимают глазные сигналы, т. е. направление взгляда. Взгляд прямо перед собой или несколько вверх свидетельствует о визуальной модальности. Когда известные модельеры дают интервью по телевидению, о чем бы они ни говорили, взгляд их обычно направлен вверх – влево. Это направление взгляда свидетельствует о том, что зрительные образы не просто вспоминаются, а конструируются, т. е. создаются в воображении человека заново. Для модельеров зрительное представление будущих образов – это их постоянное конструирование, отсюда и привычное направление взгляда.
Если попробовать представить себе шум морского прибоя, взгляд будет направлен влево, вправо или несколько вниз – вправо. Это показатель аудиальной модальности. Когда по телевидению шла программа «Угадай мелодию», можно было наблюдать именно такое направление взгляда участников игры, воспринимающих мелодию песни. Если предложить кому-нибудь представить, как трудно идти, если жмет обувь, его взгляд будет направлен вниз – влево. Это показатель того, что в данный момент человек находится в кинестетической модальности, поскольку воспроизводит в воображении определенное эмоциональной состояние, ощущение неудобства, дискомфорта.
Приведенные примеры могут вызвать недоумение: ведущая модальность – это постоянная личностная характеристика или ситуативная? С одной стороны, ведущая модальность характеризует преобладающий вид памяти, с другой – является показателем того, что в зависимости от воспроизводимых образов в каждый момент общения человек находится в одной из трех модальностей.
Помимо глазных сигналов есть еще ряд невербальных знаков, характеризующих модальность. Для визуальной модальности характерны высокий темп речи, повышение интонации к концу предложения, жестикуляция на уровне лица. Для аудиальной – размеренный темп речи, ровная интонация, жесты на уровне груди, пояса. Для кинестетической – замедленный темп речи, понижение интонации к концу предложения, жестикуляция ниже пояса.
Проявление этих показателей можно наблюдать, когда кто-нибудь произносит поэтические строки. Произнесите, например: «Мороз и солнце! День чудесный!» Темп речи ускоренный, голос повышается к концу предложения; если при этом вы жестикулируете, то жесты – на уровне лица. Воспроизводятся зрительные образы, мы в визуальной модальности.
А если мы произнесем: «Как хороши, как свежи были розы…» Неестественно будет, если, так же как в первом случае, повысить голос к концу предложения и жестикулировать на уровне лица. Передаются ощущения, мы в кинестетической модальности, и голос понижается к концу предложения, темп речи замедленный, жесты возможны только внизу.
Правильное использование выразительных средств невербальных знаков – один из показателей культуры речи. Для специалистов, чья компетентность связана с речевой деятельностью (педагогов, лекторов, актеров, адвокатов, дикторов радио и телевидения и др.), владение языком невербалики становится условием профессионального мастерства.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.