Общеразвивающие упражнения как правило выполняют

woman 1754895 1920 Советы на день

Общеразвивающие упражнения и их роль в физической культуре

Педагогические науки

Похожие материалы

В настоящее время, когда для человека стал наиболее привычным сидячий образ жизни, необходимость занятий спортом и физической культурой во многом возросла. Физическая культура — сложное явление, которое представляет собой совокупность знаний и ценностей, необходимых для интеллектуального и физического развития человека, позволяет ему вести здоровый образ жизни. Важной составной частью физической культуры, как процесса физического развития и подготовки, является комплекс общеразвивающих упражнений.

Общеразвивающие упражнения — упражнения, развивающие двигательный аппарат человека, его мышечный корсет и гибкость тела, а также в целом способствующие укреплению и оздоровлению организма. Суть упражнений заключается в целенаправленном совершении двигательных действий, с задействованием туловища, рук, ног, а также других различных частей тела. Существует множество комплексов таких упражнений, различающихся по сложности исполнения, по количеству необходимых повторений, а также по задействованию определенных групп мышц и суставов, что позволяет использовать данные упражнения и людям с различными заболеваниями и нарушениями функционирования организма. Как правило, данные упражнения являются относительно несложными, именно поэтому их могут использовать люди без особой физической подготовки, в том числе старики и дети. При систематическом использовании комплекса общеразвивающих упражнений укрепляются и растут не только мышечные волокна, но также укрепляется сердечно-сосудистая система организма, развиваются зоны мозга ответственные за моторику.

На начальном этапе использования общеразвивающих упражнений существует необходимость в их правильной подборке, это связано в основном с различиями физического и умственного развития, а также возрастными особенностями индивида и другими немаловажными факторами. Рекомендуется начинать с относительно несложных упражнений, затем по мере возможностей, увеличивая их сложность, а также количество повторений. Немаловажным является также момент подготовки к проведению упражнений и непосредственно сам процесс активности. Во–первых, важным атрибутом послужит спортивная одежда, которая гарантированно не будет стеснять движения, в отличие от повседневной одежды, а музыка позволит отвлечься от повседневных забот, стать более сосредоточенным и ощутить эмоциональный подъем. Также необходимо правильно подобрать место для выполнения упражнений, лучше если это будет достаточно просторное помещение, в котором будет комфортно и ничто не будет мешать сосредоточиться. Во-вторых, выполняя упражнения, нужно следить за правильностью техники, за дыханием и частотой сердцебиения. В процессе выполнения возможно использование специальных предметов: мяча, гимнастической палки, флажков, обруча и многих других.

Рассмотрим комплекс базовых общеразвивающих упражнений, который способны выполнить люди без особой физической подготовки. Для удобства комплекс был разбит на блоки, каждый из которых позволяет постепенно и систематично задействовать различные группы мышц.

1. Упражнения для разогрева.

Выполнение этих упражнений является важной составляющей комплекса, позволяет улучшить эластичность мышц, расширяет кровеносные сосуды, а также снижает риск травм и растяжений. Время выполнения от 1 до 5 минут, в начале занятия. Ниже представлены упражнения для данного блока:

2. Упражнения для шеи. Данные упражнения стоит выполнять с особой осторожностью, т.к. велика вероятность травмы при неправильном исполнении, делать без рывков и резких движений головой.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

3. Упражнения для рук.

Исходное положение: ноги на ширине плеч.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки с поднятыми локтями перед собой.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки перед собой.

4. Упражнения для туловища.

Исходное положение: руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Исходное положение: руки в стороны, ноги на ширине плеч.

5. Упражнения для ног. Также следует выполнять осторожно, без рывков и резких движений.

Исходное положение: руки на коленях, ноги на ширине плеч.

Исходное положение: стоя на одной ноге.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки за голову.

Исходное положение: стоя на одной ноге, рука на опоре.

Исходное положение: руки на поясе.

При овладении всеми блоками данного комплекса целесообразно включения еще одного, в котором содержатся упражнения, которые задействуют сразу несколько групп мышц, а также развивают координацию и внимательность человека. Ниже представлены упражнения данного блока:

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу.

Исходное положение: положение упор лежа, стоя на руках:

При выполнении всех упражнений комплекса необходимо следить за правильностью дыхания и техникой выполнения упражнений. Это позволит правильно распределить нагрузку и не допустить возникновения травм, а также других негативных последствий. При систематичном и правильном выполнении всего комплекса упражнений гарантированно будет получен положительный эффект, заключающийся в повышении тонуса мышц, улучшения общего настроения, улучшения осанки и т.д.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

«Общеразвивающие упражнения как средство физического воспитания и развития дошкольников». Самообразование

3882376428617e5afe08751b41e671a3 Лариса Шабалина
«Общеразвивающие упражнения как средство физического воспитания и развития дошкольников». Самообразование

Существуют различные определения понятия «общеразвивающие упражнения».

ОРУ (общеразвивающими упражнениями) называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а также спортивной разминки.

ОРУ ещё называют абстрактными или аналитическими, т. к. они почти не встречаются в повседневной жизни человека и состоят из элементов, которые, могут выполняться отдельно.

Общеразвивающие упражненияимеют ряд особенностей:

• просты и доступны всем категориям занимающихся. Большинство упражнений просты по своей структуре, они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно;

• они точно дозируются;

• могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях;

• оказывают относительно изолированное (избирательное) воздействие на отдельные части тела и группы мышц;

• позволяют легко регулировать нагрузку.

Обеспечивая разностороннюю подготовку организма, общеразвивающие упражнения помогают освоить различные виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание, катание на коньках, лыжах, и др.).

Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.

ОРУ способствуют активному развитию:

— гибкости, как способности организма ребенка выполнять движения с большей амплитудой;

— координации, как способности организма ребенка согласовывать одновременные движения разных частей тела;

а) равновесию как способности организма ребенка удерживать устойчивое положение тела на уменьшенной или повышенной опоре;

б) точности выполнения задания, как способности организма ребенка фиксировать движение в пространстве в соответствии с каким-либо сигналом;

в) пространственным и временным ориентировкам, как способности организма ребенка выполнять движения в заданном направлении с соответствующим ритмом и темпом.

Основная классификация общеразвивающих упражнений (в соответствии с их воздействием на отдельные части тела)проводится по анатомическому признаку: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища и шеи, упражнения для ног.

Упражненияуказанных групп могут быть направлены:

Все общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов или с использованием различных предметов и снарядов (упражнения с палками, мячами, обручами, флажками, скакалками, на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки, стульев и пр.)

Упражнениядля рук и плечевого пояса:

1. Поднимание и опускание прямых рук вперед, вверх, в стороны одновременно, поочередно и последовательно, то же со сжиманием и разжиманием кистей рук;

2. Сгибание и разгибание рук в разном темпе, в различных исходных положениях;

3. Круговые движения рук в разном темпе, в лицевой и боковой плоскости, поочередно, последовательно и одновременно;

4. Повороты рук внутрь и наружу из положения руки вперед, вверх, в стороны, назад;

5. Взмахи и рывковые движения рук;

6. Свободное потряхивание расслабленных рук.

Упражнения для туловища:

1. Наклоны, повороты, круговые движения головой;

2. Повороты головы и туловища вправо, влево;

4. Круговые движения туловища с различными положениями рук;

5. Поднимание и опускание туловища, лежа на животе, на спине;

Упражнения для туловища и шеи влияют на развитие гибкости, подвижности позвоночника, ног, т. к. способствуют растягиванию связок, а это определяет анатомическую подвижность суставов. Упражнения с наклонами вперед и в стороны позволяют добиться нормального поясничного изгиба.

Особенно полезны упражнения из исходного положения лежа на спине и животе, т. к. позвоночник освобожден от тяжести тела и может избирательно укреплять мышцы. В упражнениях с наклонами при сгибании и выпрямлении туловища из исходного положения лежа на спине укрепляются мышцы брюшного пресса, что положительно влияет на процесс пищеварения. У детей эти мышцы слабы, поэтому эти упражнения очень полезны. Упражнения для туловища и шеи выполняются в различных пространственных соотношениях, поэтому они оказывают воздействие на развитие координации, пространственных ориентировок.

Упражнения для ног:

1. Поднимание и опускание ног из исходных положений сидя, стоя, лежа;

2. Сгибание и выпрямление ног;

3. Махи ногами вперед, назад, в стороны с опорой и без опоры руками;

4. Приседы и полуприседы, пружинящие движения в приседе;

5. Круговые движения стоп ног из разных исходных положений;

Классификация ОРУ может быть выполнена и на основе других признаков.

1) По признаку принадлежности к той или иной системе (европейской, восточной, евроамериканской, ритмопластической и т. п.).

2)Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибания, разгибания, приведения, круговые движения, повороты. Характер упражнений во многом зависит от степени напряжения и расслабления мышц, быстроты движений. Поэтому все упражненияв свою очередь делятся на три группы: силовые и скоростно-силовые; на растягивание; на расслабление.

4) По признаку развитию определенных двигательных способностей и физических качеств (на силу, скоростно-силовые качества, гибкость, быстрота движений, выносливость, координацию движений).

5) По признаку использования упражнений: без предметов, с предметами (гимнастическая палка, гантели, набивные и резиновые мячи, скакалки); на гимнастических снарядах (перекладине, брусьях и др.) и со снарядами (скамейка).

6)По признаку организации группы: выполняемые индивидуально, вдвоем, втроем,

7)Пространственного размещения занимающихся: в кругу, в сомкнутых колоннах, шеренгах, в сцеплении и в движении.

8) По признаку исходных положений, из которых выполняются упражнения: из стоек, приседов, упоров, положения сидя, лежа.

9)По методу проведения: игровым методом (эстафеты, полосы препятствий, сюжетно-образные и др., поточным методом (на месте, с продвижением, серийно-поточным методом, методом круговой тренировки и др. Метод проведения во многом определяет подбор ОРУ.

10) По прикладному характеру применения. В частности, в лечебной физкультуре классификация ОРУ подразделяется на пассивные (с ограниченной и полной амплитудой) и активные упражнения (с помощью здоровой симметричной конечности, без снарядов, со снарядами, с помощью медицинского персонала, на суше, в воде,) с возрастающим усилием, с напряжением, с сопротивлением; коррегирующие, дыхательные.

Итак, общеразвивающие упражнения являются одним из самых распространенных средств физического воспитания в дошкольном учреждении. Они различны по структуре, сложности выполнения, нагрузке, воздействию. Общеразвивающие упражнения играют важную роль в развитии и оздоровлении ребенка, формируют психофизические качества, способствуют развитию двигательного анализатора, нервных центров, управляющих работой тела.

Предназначенные для развития отдельных мышечных групп, общеразвивающие упражнения являются мощным средством укрепления здоровья вообще: они активизируют обмен веществ, тренируют сердечно-сосудистую систему и дыхательный аппарат. В результате повышается общая работоспособность организма.

2. Исходные положения

Исходными называются положения тела, рук, ног перед началом выполнения упражнения.

Многообразие исходных положений из различных позиций представлено в таблице 1.

Исходные положения из различных позиций

Положение ног Положение рук Исходные положения сидя Исходные положения лежа

3. Стойка ноги слегка расставлены (на ширину ступни) для дошкольников наиболее целесообразна, т. к. обеспечивает устойчивость;

3. Требования к отбору ОРУ

При подборе отдельных упражнений и составлении комплексов ОРУ необходимо, прежде всего, руководствоваться тем, для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться. Иными словами, следует четко определить педагогические задачи.

Отбор ОРУ зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания.

Формы организации, а также педагогические задачи занятий зависят от того, с кем (контингент) и с какой целью проводятся упражнения. Следует учитывать, что каждое упражнение носит универсальный характер и должно применяться с учётом тех задач, которые надо решать с помощью данного упражнения. К примеру, приседания на обеих ногах на занятиях с детьми раннего возраста способствуют развития чувства равновесия при изменении позы.

Внешне одинаковые по форме упражнения (те же приседания) будут оказывать различное воздействие в зависимости от характера их исполнения (быстрые или медленные приседания, с отягощением или без него и т. п.).

Вместе с тем руководящие условия воспитателяконцентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические моменты:

1. Построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений.

3. Способы подачи упражнений.

4. Контроль в ходе выполнения детьми упражнений.

С помощью общеразвивающих упражненийпедагог решает задачи:

• обеспечить формирование правильной осанки;

• содействовать подготовке организма ребенка к будущей нагрузке, для того с помощью определенных упражнений разогреть различные части тела, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший результат в выполнении движения;

• применять подводящие упражнения для создания условий успешного овладения разучиваемых движений.

Подбор физических упражнений, по данным Ю. Ю. Рауцкиса, должен основываться на трех основных принципах.

Прежде всего, необходимо учитывать функциональный принцип подбора, при котором выделяется ведущее движение, выполняющее функцию разучивания и уточнения техники осуществления. Все другие движения на данном занятии могут находиться на стадии закрепления и совершенствования.

Целесообразное сочетание физических упражнений будет достигнуто в том случае, если педагог одновременно использует движения, входящие в одну группу. Это объясняется тем, что для правильного выполнения сложных двигательных действий следует обеспечить хорошую работоспособность мышц. Если последующее упражнение снова требует напряжения только что работавших мышечных групп, то это приведет к снижению точности передачи параметров движения, а также к травматизму. Вместе с тем будет происходить одностороннее физическое развитие.

Совсем иное дело, если упражнения будут воздействовать преимущественно на разные части тела. Смена движений обеспечивает нагрузку и отдых для различных мышечных групп. Это позволит достигать хорошего качества всех выполняемых движений, предупреждать травматизм, обеспечивать высокую работоспособность на протяжении всего занятия и содействовать разностороннему физическому развитию детей. Анатомический принцип подбора осуществляется по отношению к ведущему основному движению.

Общеразвивающие упражнения могут выполняться:

• при свободном построении в звенья, в круг,

• при построении в колонны (передача предметов друг другу, в кругу с большой веревкой,

• группами с большими гимнастическими обручами, веревками,

При отборе ОРУ учитывается возраст детей. Постепенно увеличивается количество упражнений и дозировка их выполнения (таблица №2).

Требования к количеству упражнений и дозировке ОРУ

в разных возрастных группах

Возрастная группа Количество упражнений Дозировка выполнения упражнений

младшие группы 3-4 имитационного характера 4-5 раз

Средняя 4-5 4-6 раз

Подготовительная 6-7 6-8 раз

Подбор ОРУ обуславливается целью постепенного вовлечения крупных мышечных групп в интенсивную работу, влияющую на повышение функционального состояния всего организма.

Педагог подбирает упражнения, которые, соответствуя функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не наносят ущерба его здоровью.

Быстрота усвоения физических упражнений зависит от строгого соблюдения принципа их последовательности. Основой успешного обучения является правильно составленная педагогом программа, в которой каждое разучиваемое последующее движение опирается на предыдущие умения.

В этом случае старшие дошкольники могут понять структуру нового движения по объяснению.Выполнение по объяснению содержит значительные преимущества: оно не только формирует тело, но и активизирует мыслительную деятельность детей, развивает самостоятельность.

Нередко нагрузка связана не только с видом движения, но и со степенью его усвоения и местом проведения. Так, если разучиваются прыжки, то ребенок выполняет их медленно, а поэтому за отведенное время получается незначительное число повторений. Когда они будут освоены, то время, потраченное каждым ребенком на одно выполнение, значительно сокращается, а отсюда увеличивается количество повторов на одном занятии, что, несомненно, сказывается на увеличении нагрузки. Новое движение ребенок выполняет осторожно, с большим психическим напряжением, его амплитуда движения незначительная. Усвоенные движения выполняются размашисто, с большими количественными показателями, при этом ребенок прилагает максимальные усилия, что способствует увеличению физиологической нагрузки.

Физические упражнения, дающие высокую физическую нагрузку, должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности.

Для развития самостоятельности при выполнении общеразвивающих упражнений необходимо обеспечить усвоение определенных знаний.

Воспитанию самостоятельности будут способствовать и упражнения с частичной регламентацией, которые должны широко использоваться в работе со старшими дошкольниками. Так, например, воспитатель предлагает выполнить приседание с прямой спиной, а положение рук ребенок придумывает сам; или дети сами определяют исходное положение для выполнения наклонов и т. д.

Общеразвивающие упражнения должны подбираться для всех мышечных групп, чтобы обеспечить их пропорциональное развитие и разогреть, подготовить организм для выполнения более сложных основных движений.

Предъявляются разные требования к качеству, темпу выполнения ОРУ в зависимости от уровня физической подготовленности детей. От старших детей требуется более точное и качественное выполнение движений.

В 70-е годы XX столетия исследования А. В. Кенеман и Г. П. Лесковой убедительно доказали, что в ходе обучения физическим упражнениям важно давать детям знания о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков осуществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения движений через реализацию принципа осознанности в обучении.

Осознанное выполнение характеризуется следующими показателями: знание структуры общеразвивающих упражнений; понимание последовательности выполнения двигательного действия от принятия исходного положения до достижения конечного результата; умение рассказать о выполняемых движениях, используя пространственную терминологию; анализировать и сравнивать собственные движения и движения других детей;переход от усвоения движения и осознанного его выполнения к овладению возможностями варьирования движений; сознательный перенос полученных знаний, умений, навыков в разнообразные формы организованной двигательной деятельности и повседневную жизнь.

Каждые 2 недели составляется новый комплекс общеразвивающих упражнений (например, для утренней гимнастики).

4. Использование предметов в ОРУ

Чаще всего в работе с детьми используются следующие предметы.

• Флажки – действия с ними требуют большой координации кистей, с ними удобно выполнять вращательные движения, покачивания, взмахи. Физическую нагрузку флажки увеличивают незначительно, поэтому их применяют преимущественно в младшей и средней группах.

• Кубики помогают развивать пространственную ориентацию, кубики также мало влияют на напряжение мышц, туловища, ног.

• Мячи резиновые – они способствуют развитию координации, ловкости, скорости движений, быстроте двигательной реакции, глазомера, ориентировки в пространстве, однако нагрузка на мышцы плечевого пояса и туловища увеличивается незначительно. Упражнения с набивными мячами более полезны для развития силы мышц, формирования стопы.

• Гимнастические палки, шест – увеличивается мышечное напряжение, происходит более точная фиксация различных положений рук, туловища, головы и ног.

• Обручи – упражнения дают интенсивную физическую нагрузку на все крупные группы мышц, эти упражнения развивают согласованность действий, координацию, а кроме того, сюда можно включить простейшие элементы художественной гимнастики.

• Скакалки, веревки – упражнения развивают ловкость, координацию, ритмичность движений.

• Гимнастическая скамейка – в этих упражнениях значительно возрастает нагрузка на определенные группы мышц, т. к. здесь появляются необычные исходные положения.

• Гимнастическая лестница создает возможность для увеличения нагрузки на крупные группы мышц, постоянно работают кисти, при этом хорошо формируется осанка.

Действия с предметами дают возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях.

Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук – это активизирует деятельность анализаторных систем.

Использование предметов придает упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать, дотянуться, делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия.

В этом плане вызывает сомнение полезность упражнений с круговой веревкой: дети разного роста, с разной длиной рук, «связанные одной веревочкой», невольно тянут ее каждый в свою сторону.

detsad 532779 1568651739Отчет по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у младших дошкольников» Фототчет «Чему мы научились» Моя тема по самообразованию ««Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у младших дошкольников».

Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей и физического здоровья детей Кинезиологические методы влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы.

Консультация для родителей дошкольников «Музыка — средство физического развития» Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением.

Консультация для родителей «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в.

Общеразвивающие упражнения для старших дошкольников в рамках опытно-экспериментальной работы по олимпийскому движению страна: Финляндия муз. сопровождение: финская полька атрибуты: без атрибутов выполняется в парах 1. и. п. о. с. руки на поясе 1-2 – наклон.

Патриоизм как средство духовного и физического развития дошкольников 23 Февраля — один из немногих дней в календаре, когда сильная половина человечества получает законное право принимать от женщин и детей.

Самообразование «Интегрированные занятия, как средство познавательного развития дошкольников» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 114» Самообразование Тема.

Самообразование «Фольклор как средство развития творческих и музыкальных способностей дошкольников» Тема самообразования: «Фольклор, как средство развития творческих и музыкальных способностей дошкольников» Данная тема по самообразованию.

Экологические сказки как средство развития экологического воспитания дошкольников ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В. А. Сухомлинский писал: «…Сказка неотделима от красоты….

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector