Общественный сми как правильно

woman 6670772 1920 Советы на день

Что отличает общественные СМИ от всех остальных

Общественно ориентированные СМИ могут существовать в разных формах

исследованиях по теории массовых коммуникаций до сих пор нет единых представлений о том, что следует пони-мать под обще­ственными СМИ. Оставляя за пре-де­лами дискуссии тезис о том, что все масс-медиа функционируют в соци­альном прост-ранстве (это очевид­но), следует также принять во вни­мание то, что такие СМИ создаются и контроли-руются общественными структурами и функционируют для блага массовой аудитории.

Процесс получения прибыли для этих СМИ не является главной целью, так же, как и реализация ведомственных интересов. На заре становления масс-медиа общественные СМИ не получали активного развития в Европе, поскольку новые издания здесь всегда появлялись по инициа­тиве либо отдельных собственников (воспринимавших прессу как биз­нес), либо институтов власти, пред­ставлявших интересы государства или коро-левских дворов.

Западной Европе коммер­ческие медиа также всегда соседствовали с общест-венными (хотя правильнее сказать: обще­ственно ориентированными) СМИ, су-ществующими посредством взи­мания особого налога с граждан. Взамен эти СМИ предоставляли информационный продукт, соот­ветствующий социальным потребностям аудитории. Вместе с тем общественно ориентированные ис­точники информации разнообраз­ны. К их числу мы вправе отнести также партийную прессу, нацелен­ную на взаимодействие с членами своих партий. Наконец, есть третья группа СМИ, исповедующих обще­ственные цен-ности. Это издания, существующие на средства попе­чительских организаций и реали­зующие некоммерческие цели (по решению попечительских советов или редакций). К числу последних можно отнести британскую газету «Гардиан» и другие издания,входя­щие в эту медиа-группу.

Гай Берджер. ДУМАЯ О «БОЛЕВЫХ ТОЧКАХ» // Медиа-дискурс. Теория и практика массовых коммуникаций. Екатеринбург. Издательский дом «Дискурс-Пи». 2008. №5 (11).С.8-9.

Впоследнее время специалис­ты спорят о том, каким кри­териям должно соответство-вать содержание общественных СМИ. На мой взгляд, определение «обще­ственный интерес» (ключевое для нас в данном случае) не идентично понятию «массовый интерес».

интерес реализу­ется, например, в программах на на­циональных языках или языках ма­лых народов. Детские передачи также попадают в эту орбиту. И те, и другие сюжеты не носят коммерческого ха­рактера и могут показаться скуч­ными для тех, кто не вписывается в названные группы. Их почти навер­няка не будут смотреть «массы». Но эти сюжеты необходимы с позиций развития демократии, консолидации людей в сообщества по интересам.

Это не означает, что передачи граж­данского звучания скучны по содержа­нию и обсуждают только глобальные вопросы. Например, для детей нельзя делать нудные сюжеты, скорее подой­дут игры, развлечения. Весь вопрос, однако, состоит в том, какой смысл мы вложим в предлагаемый сюжет.

значимые масс-медиа — это такие СМИ, кото­рые ставят на первое место «пот­ребность знать». Общественный инфор-мационный продукт явля­ется, по сути, антиподом реклам­ному или имиджево-му продукту, поскольку изначально со-риенти­рован на рассмотрение «болевых точек» обществапосредством объективно-го расследования, пу­тем вовлечения в этот процесс самых разных людей и иницииро­вания дискуссии между ними.

Появление таких масс-медиа возможно только на основе финан­совой независимости от государства, частных структур иначе оста­ется опасность того, что интересы общества в этом случае отойдут на второй план.

Тайсто Хайянен. КАК НАЙТИ «ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ» // Медиа-дискурс. Теория и практика массовых коммуникаций. Екатеринбург. Издательский дом «Дискурс-Пи». 2008. №5 (11).С.10-11.

С учетом интересов государства, бизнеса и каждого из нас

бщественное телерадиове­щание изначально осно­вывало свою деятель-ность на трех универсальных принципах — ин­формировать, образовывать и раз­влекать.

Все шло гладко до начала 1980-х гг., когда в ситуацию вмешались про­цессы, связанные с коммерциали­зацией СМИ. Некогда влиятельный институт общест-венного телерадио­вещания стал постепенно сдавать свои позиции.

В 1997 г. был, наконец, подписан Амстердамский протокол, в соот­ветствии с которым ведущие за­падноевропейские страны подтвер­дили необходимость дальнейшего финансирования обществен-ного телерадиовещания. В документе от­мечалось, что сложившаяся систе­ма теле-радиовещания нацелена на обеспечение демократических, об­щественных и культур-ных запро­сов граждан Европы и способству-ет реализации на практике принци­па плюрализма в СМИ (Bardoel & Lowe, 2007).

Но вот вопрос: удастся ли телерадиове-щанию сохранить принципы плюрализма, если качество совре­менного информационного продукта напрямую зависит от финансового благополучия телекомпаний?

На мой взгляд, найти оптималь­ное решение по этому поводу воз­можно. Для этого общественному вещанию необходимо занять «сере­динную нишу» между интересами государства, общества и бизнеса.

цель, по существу, стала ос­новной в деятельности Европейс­кого союза по телеви-дению и ра­диовещанию (European Broadcasting Union — EBU). Общественные теле-радиокомпании, входящие в союз, видят свой профессио-нальный долг в обсуждении социаль-но значимых идей, волнующих общество. Доба­вим, что эти компании существуют на деньги налогоплатель-щика (пос­редством лицензионного налога). При этом некоторые из них не гну­ша-ются доходами от рекламы.

Представители ЮНЕСКО уже назвали этот путь перспективным для будущего развития обществен­ного телерадиовещания. Модель такого вещания была воспринята в качестве альтернативы коммер­ческому вещанию.

Вместе с тем в современных условиях обществен­ному телерадиовещанию вряд ли удастся полностью избежать коммерциали-зации. Хотя бы потому, что финансовые возможности даже благополучного госу-дарства не без­граничны, а нынешняя жизнь куда как более затратна по сравнению с ситуацией 20-25-летней давности.

однако, подчеркнуть: взаимодействие с аудиторией посредством использования интерактивных форм связи остается приоритетным для современного общественного телерадиовещания. Это позволяет избежать откры­того давления на редакцию со сто­роны государственных и властных структур и защитить ключевой постулат демократии — обеспече­ние свободы слова.

Так-то оно так, но можно ли обес­печить перспективу общественного телерадио-вещания, если все боль­ше людей скептически смотрят на лицензионный налог. Некоторые из них недоумевают: зачем платить и при этом пользоваться одним-двумя телекана-лами, если можно за такие же деньги подключиться к «тарелке» и принимать едва ли не сотню самых разнообразных программ — от раз­влекательных, детских, спортивных до познавательных или исследова­тельских. И чем больше выбор, тем более скептичны потребители к ли­цензионному налогу за телевидение. Налогу, который зачастую устанав­ливается «сверху», без публичного обсуждения этого вопроса.

что будущее общественно­го телерадиовещания не обещает быть легким. Тем не менее, без него невозможно представить развитие СМИ как аккумулятора интересов общества. Транслируемая информа­ция лишь тогда останется значимой, если она создается при участии мас­совой аудитории. И общественное телерадиовещание как нельзя лучше соответствует этому.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Средства массовой информации (СМИ). Понятие, виды и функции СМИ.

Понятие СМИ.

Понятие средств массовой информации в XXI веке знакомо даже ребенку. С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.

Первые СМИ появились еще в древности, когда глашатай выходил на центральную площадь оглашать новый королевский указ и последние события королевства.

С развитием современных технологий, развились и средства массовой информации. У классической прессы (газеты, журналы и другая периодика) появились конкуренты – радио, телевидение, а затем и интернет.

Виды СМИ.

К видам средств массовой информации относятся:

С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

Функции СМИ.

В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:

Политика и СМИ.

Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.

Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.

Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:

Чаще всего достаточно не лгать, а просто недоговорить или умолчать, вырезать кусок интервью или иначе смонтировать, чтобы преподнести информацию в выгодном свете.

Пропагандистский уклон имеют и российские, и западные СМИ, но и те, и другие редко скатываются в откровенную ложь (чего не скажешь о большинстве современных украинских средств массовой информации, или скорее – массовой дезинформации).

Однако не все так грустно, как кажется, и этому есть несколько причин.

Всегда остаются мыслящие люди среди населения. Не перевелись еще журналисты с независимым взглядом (пример – украинский блогер Анатолий Шарий).

Даже глубоко заангажированные СМИ порой выдают достоверную информацию. Иногда технические возможности играют злую шутку с некоторыми представителями средств массовой информации: возникают различные сбои, ляпы и казусы – при этом правда всплывает наружу. Чаще всего такое происходит в прямом телевизионном или интернет вещании. Вообще, прямой эфир – это такой способ подачи контента, где возможность скрыть информацию сводится к минимуму.

Развитие отношений общество-СМИ-власть продолжается, и, к чему оно приведет, неизвестно. Поэтому пока что мы может только согласиться с Бальзаком, что средства массовой информации – это «четвертая власть» государства.

Источник

Основные понятия СМИ: виды, формы и признаки

70894

Практически каждый человек легко разберется, что означает слово «СМИ». Понятие, кроющееся за аббревиатурой, которая расшифровывается как «средства массовой информации», уже много десятков лет является одним из самых значимых инструментов, обеспечивающих культурное развитие общества. Однако нередко они становятся и орудием изощренной пропаганды. Далее в статье будет раскрыто понятие СМИ, признаки, формы и виды данной системы. Кроме того, мы рассмотрим их влияние на различные области жизни населения.

Определение

Понятие СМИ рассматривается с точки зрения социологии и политологии. В первом случае принято говорить о социальных институтах, задачей которых является сбор информации, обработка и анализ полученных данных, а также последующее их распространение. Последнее при этом имеет массовые масштабы.

Что касается понятия СМИ с точки политологии, то в этом случае средства массовой информации выступают в роли инструмента. С его помощью осуществляется агитация и манипуляция населением. Это официальные основные понятия.

70890

Сущность СМИ заключается в том, чтобы доносить информацию не до какого-то конкретного человека или небольшой группы лиц, а до всего населения земного шара/страны/региона/города.

Процесс развития СМИ

Даже в доисторическом периоде человечество нуждалось в коммуникации. Более того, индивид сам становился его средством. При этом чаще всего информация распространялась среди людей шаманами, оракулами и вождями. Для фиксирования данных использовались скалы, дощечки, пластины и т. д. Это и было зарождением первых СМИ.

С течением времени они развивались, гонцы передавали послания, написанные на бересте или бумаге. В V веке до нашей эры в Риме появились первые печатные издания, с помощью которых население узнавало о тех или иных событиях. Существуют также сведения, что в это же время в Азии начали распространяться листовки, которые современные ученые предпочитают называть «прагазетным» явлением.

В Европе долгое время понятие СМИ подразумевало так называемые летучие листовки. А толчком к развитию системы стало изобретение процесса печати в 1440 году. Но первая полноценная газета увидела свет лишь в 1605 году в Антверпене (Бельгия). Начиная с 1702 года, первыми печатными изданиями могла похвастаться и Англия.

70895

В это время произошло первое разделение прессы на жанры: хронику, памфлеты и репортаж. Впоследствии появилась журналистика. Она стала инструментом, используемым в общественно-политической сфере.

В настоящее время понятие СМИ скрывает под собой феномен, дающий возможность обращения к огромному числу людей. При этом средства массовой информации позволяют системно влиять на мнения в обществе. В современном мире под понятием системы СМИ понимается инструмент, с помощью которого оказывается воздействие скорее на потребителей. Ученые затрудняются предоставить информацию относительно того, в какой момент средства массовой информации перестали просто предоставлять людям те или иные сведения, освещать события. Но ясно одно: в современном мире СМИ также является системой, которая придумывает и распространяет различные информационные поводы с целью воздействия на мнения большинства людей.

Существует несколько форм средств массовой информации. И понятие, и виды СМИ регламентируются на законодательном уровне. Документ называется ФЗ «О средствах массовой информации». Данный закон является базовым. Именно он регулирует отношения при организации деятельности и распространении средств массовой информации, взаимодействия между системой и населением.

Виды СМИ (и понятия, соответственно):

70893

Это основные понятия СМИ. Но в современном мире происходит стремительное развитие социальных сетей. Некоторые ученые рассматривают их в качестве еще одной формы средств массовой информации.

Функции

Понятия и виды СМИ регламентированы на законодательном уровне. Исходя из терминов, можно сделать вывод, что средства массовой информации предназначены только для сбора и передачи данных относительно какой-либо сферы жизни. Это действительно основная функция системы. Их существует еще несколько, и при этом практически в каждой из них можно выявить признаки политической составляющей.

70889

Отдельно стоит упомянуть рекреативную функцию. Она не несет в себе ни политической, ни идеологической, ни образовательной составляющей. Данная функция СМИ направлена на снятие напряжение населения, развлечение и отдых большого количества людей.

Признаки

Средства массовой информации имеют некоторые отличительные особенности. Вот признаки системы СМИ (понятия, с помощью которых ее возможно дифференцировать от иных источников тех или иных сведений):

К признакам СМИ можно отнести и то, что они распространяют информацию посредством определенных механизмов. К ним относятся: продажа, доставка, подписка, вещание, раздача.

Цензура

В основе функционирования средств массовой информации лежит принцип свободы. Это также регламентировано действующим законодательством. Гарантией свободы СМИ является правило недопустимости цензуры. Другими словами, уполномоченные лица не должны предварительно согласовывать и накладывать запрет на те или иные материалы.

Важно понимать, что свобода СМИ не может быть безграничной. ФЗ четко регламентируются случаи, когда использование средств массовой информации недопустимо:

70888

На законодательном уровне запрещено использовать обозначения, относящиеся к специальным средствам СМИ. Это обусловлено тем, что скрытые вставки и особые тексты способны оказывать воздействие на большое количество людей на подсознательном уровне. Кроме того, у некоторых лиц на фоне получения подобной информации ухудшается самочувствие.

Особенности освещения информации

То, что входит в понятие СМИ, имеет большое количество каналов. Например, печатные издания – это и журналы, и газеты, и иные периодические сборники. Они могут распространяться как в отдельном регионе, так и по всему миру. Каждая из данных подсистем имеет свои специфические особенности и функции.

Информация в печатных изданиях воспринимается людьми без помощи дополнительных инструментов. Каждый человек может изучить материалы как глубоко, так и поверхностно. При этом он может отложить газету и поставить цель изучить текст позже, но с большим вниманием.

Особенностью радиовещания является его оперативность. Другими словами, информация может передаваться в режиме реального времени. Первоначально на радио звучали только речевые сообщения. В современном мире осуществляется передача звуков всех типов.

Телевещание позволяет также передавать информацию, изображения и звуки в режиме реального времени. По мере развития монтажа все чаще в эфир стали выходить заранее снятые и отредактированные материалы. У телевещания имеется особенность, называемая принудительностью. Это означает, что зритель не имеет возможности перенести время показа, изменить длительность фильма или передачи.

Роль в жизни общества

В современном мире немаловажное значение имеет социальная активность каждой личности. СМИ играют определенную роль в ее формировании. Благодаря этому успешно решается ряд задач социального, экономического и политического характера.

Это понятие и сущность СМИ. Средства массовой информации являются мощным инструментом, оказывающим влияние на мнение людей, на их психоэмоциональное состояние. То есть СМИ могут эффективно убеждать.

70892

В настоящее время средства массовой информации оказывают значительное влияние на формирование личности. При этом подавляющая часть населения доверяет информации, передаваемой с помощью телевидения. Совсем незначительно ему уступает сеть Интернет. Однако, судя по прогнозам, в ближайшие годы практически все люди на земном шаре будут искать информацию исключительно во Всемирной паутине. При этом степень эффективности деятельности СМИ напрямую зависит от потребностей населения.

Роль в современной культуре

Каждый журналист должен быть не только носителем информации. Он обязан распространять ее в соответствии с требованиями художественного слова. Так и было примерно до середины ХХ века.

Постепенно требования к журналистам стали менее строгими. Ярким примером являются теле- и радиоведущие, которые не всегда могут выражать свои мысли грамотно и корректно. Классическая журналистика отходит на второй план, все чаще СМИ освещают сенсации кратковременного характера с целью повышения своих рейтингов. Но в результате общество совершенно перестает реагировать на культурные события.

Примером являются ток-шоу и телевизионные передачи со знаменитостями. Они всего лишь освещают обыденную жизнь людей, при этом рассчитаны на широкую аудиторию. Человек, который смотрит передачу, примеряет на себя образец поведения знаменитостей или незнакомых лиц. Но при этом он никак не просвещается культурно и не получает ценную для себя информацию.

70891

Таким образом, большинство инструментов современных СМИ не выполняют своего главного предназначения. Деятельность большинства средств массовой информации направлена на манипулирование огромным количеством людей.

В заключение

Средства массовой информации – это мощный инструмент воздействия на большую аудиторию. Если речь идет о теле- или радиовещании, то это происходит одновременно. С помощью информации, которая передается посредством того или иного инструмента, возможно воздействовать на мнение большого числа людей. В основе деятельности СМИ лежит принцип свободы. Однако она не безгранична и регламентируется на законодательном уровне. С помощью СМИ запрещено осуществлять уголовную и экстремистскую деятельность, а также распространять материалы порнографического или жестокого характера.

Источник

Общественные/государственные СМИ

Весьма значительная часть мировых СМИ, особенно радио и телевидения, являются общественной или государственной собственностью. Существуют три разных термина, имеющих принципиально разные значения:

Две модели общественного/государственного телерадиовещания развивались параллельно друг другу. В Западной Европе большинство электронных СМИ изначально являлись общественной собственностью и пользовались, как правило, строгими юридическими гарантиями независимости от правительства. В то же время, в Советском Союзе (и позже во многих странах, последовавших его примеру) существовала модель вещания, направленного на достижение государственных целей и контролируемого государством.

Европейская модель служения обществу, как правило, неплохо функционировала в своих родных странах, но не выдерживала испытаний экспортом в другие регионы. Колониальные электронные СМИ, созданные по британской и французской моделям, не могли похвастаться независимостью своих образцов из метрополий, ибо были основаны скорее на принятых обычаях, чем на серьезных правовых гарантиях. После обретения независимости постколониальные правительства традиционно продолжали рассматривать телерадиовещание как средство государственной пропаганды. Таким образом, четкое различение государственных и общественных СМИ на практике было утеряно.

И все же, такое различие остается важным. Телерадиовещание как служение обществу было основано на принципе, все еще остающемся неопровержимым в большинстве стран мира и утверждающем, что один лишь частный сектор не способен гарантировать плюрализма в телерадиовещании. Проблема в том, что государственные СМИ, по большому счету, не преуспели и в этом. Во многих странах появление частного телерадиовещания подтолкнуло правительства к тому, чтобы еще жестче контролировать общественные электронные СМИ.

В отдельных случаях предпринимались бесстрашные попытки вновь обрести и модернизировать идеал служения обществу, например, в Южной Африке, где с 1993 г. общественный орган телевещания обладает законодательно закрепленной независимостью и даже на одном из этапов утверждает членов совета директоров после публичных слушаний.

Общественные или государственные СМИ могут финансироваться из одного или всех трех основных источников:

— Абонентная плата, взимаемая со зрителей.
— Государственный бюджет
— Коммерческая реклама

В отдельных случаях финансирование может быть дополнено поступлениями из других доходов, таких как продажа программ. Все эти источники прибыли имеют потенциальную значимость для повседневной независимости органа СМИ. Абонентная плата или коммерческая реклама позволяют дистанцироваться от государства, хотя определенная зависимость от государственных механизмов (скажем, от почтовой службы) проявляется при необходимости эту абонентную плату взимать.

Частное телерадиовещание

Гораздо чаще лицензия на вещание оговаривает определенные условия, согласно которым новости могут выходить в эфир. Иногда эти условия включают в себя «рецепты» освещения предвыборных кампаний. Кроме того, в системе выдачи лицензий может предусматривать и элемент служения обществу, например, пункты, обязывающие орган СМИ транслировать образовательные программы.

Печатные СМИ

Печатные СМИ демонстрируют наибольшее разнообразие как типов собственности, так и содержания. В эту широкую категорию попадают самые разные издания: от ежедневных до еженедельных газет, от общественно-политических журналов до специальных изданий по интересам. В этой главе нас интересуют преимущественно газеты, хотя многие наблюдения и стандарты могут в равной мере быть применимы и к другим типам печатных СМИ.

Коммунальные (общинные) СМИ

Во многих частях света коммунальные СМИ являются стремительно растущим явлением. Не утихают споры о том, кто же именно заслуживает право называть себя этим именем. Как правило, под это определение попадает нечто, выпускаемое общиной (community) для нужд общины. Иными словами, недостаточно иметь небольшую местную целевую аудиторию, Необходимо, чтобы конечный продукт создавался при участии этой аудитории (общины).

Но, что такое община? Традиционно, этот термин используют по географическому признаку. Но, скажем, в Южной Африке, стране с одной из самых разветвленных систем радио в мире, этим словом обозначают также и общности людей, связанных общими интересами, особенно, среди обделенной социальными благами части общества. Таким образом, могут существовать «женские общины», «общины людей с физическими недостатками» или иных меньшинств. Также, существуют коммунальные (общинные) СМИ, направленные на определенные религиозные группы.

Сами СМИ также могут варьироваться. Коммунальные газеты имеют давнюю историю, однако, лишь в последние 20 лет появились недорогие теле-радио технологии и произошла либерализация режимов лицензирования. Это способствовало возникновению в некоторых странах довольно живого сектора коммунального радио (и, в меньшей степени, телевидения).

Значение всего этого для выборов очевидно. Коммунальные СМИ почти по определению имеют небольшую, но чрезвычайно преданную аудиторию. В вопросе образования избирателей они также играют очень важную роль, так как они способны охватить те сегменты общества, которые зачастую бывают обойденными более традиционными СМИ.

Часто условия лицензий на коммунальное вещание запрещают явную предвыборную агитацию. Органам власти, ответственным за регулирование, необходимо особенно внимательно следить за выполнением условий лицензии в период избирательных кампаний.

Партийные СМИ

Как правило, партийные СМИ попадают в одну из трех категорий. В какую именно, зависит от регулирующих СМИ государственных органов:

Пропагандистские издания, не подпадающие под власть регулятора СМИ, но могущие быть наблюдаемы им, скажем, в рамках вопроса о расходовании средств на предвыборную агитацию, если эта сумма ограничена законом.

Обычные частные СМИ, принадлежащие той или иной партии. В этом случае, они обязаны придерживаться общепринятых стандартов и ограничений, так же, как и остальные частные СМИ.

Государственные СМИ в ситуации, когда правящая партия и государство переплетены друг с другом. В этом случае СМИ, пользующиеся общественным финансированием, должны выполнять те же нормы, что и другие общественные СМИ. На практике чаще всего это означает, что они не имеют права вести партийную агитацию вовсе.

Интернет превозносят как очередную революцию в избирательных коммуникациях, приписывая ему в этой сфере ту же революционную роль, что и в глобализации потоков информации. Уже сейчас через Интернет проводятся опросы общественного мнения (хотя стоит надеяться, что их результаты воспринимаются с чрезвычайной осторожностью), а будущие выборы президента США в 2004 г. уже называют первыми «Интернет-выборами». Заслуженный скептицизм в адрес подобных утверждений вовсе не означает, что их следует немедленно отвергать. Это лишь мнение о необходимости трезвого подхода к вопросу, насколько Интернет вписывается в общую структуру СМИ.

Первый аргумент состоит в том, что Интернет зависим от телекоммуникаций: в большинстве случаев доступ к нему все еще осуществляется по наземным линиям, а не через спутниковую телефонию. В связи с этим сразу же всплывают два немаловажных факта. Во-первых, на одном только Манхеттене больше телефонов, чем во всей Африке. Во-вторых, в Южной Африке, стоящей на 18-м месте в мире по пользованию Интернетом, более половины населения никогда в жизни не звонили по телефону. Проще говоря, Интернет остается привилегией людей относительно богатых и уж никак не основной массы избирателей в мире. В этом он отличается от радио и даже от телевидения, и такая ситуация будет сохраняться в обозримом будущем.

Даже в Соединенных Штатах, где Интернетом пользуются больше всех, политические партии на удивление мало и неумело обращаются с этим средством. Это, возможно, объясняется неохотой, с которой современные политики участвуют в спонтанном интерактивном общении с избирателями. Содержание же Web-сайтов политиков, как правило, копирует материалы, уже имеющиеся в печатных изданиях.

Более проблематичный аспект состоит в использовании Интернета для подрыва общепризнанных для традиционных СМИ правил, например, освещение проведения опросов на выходе с избирательных участков до окончания голосования.

В сочетании с традиционными СМИ Интернет может лишь усилить свое значение. Не секрет, что многие журналисты при создании своих материалов используют Интернет в качестве важнейшего источника получения информации. Официальные структуры, отвечающие за проведение выборов, все чаще размещают в Сети информацию, которая затем используется СМИ и тем самым получает более широкое распространение. Это особенно важно, например, при публикации результатов выборов. Если Web-сайт связан с находящейся на официальном сервере базой данных по результатам, это будет означать, что все результаты выборов становятся публично доступными без всяких задержек.

Интернет может также играть важную роль в распространении материалов для радиопередач. Это чрезвычайно эффективный метод помощи радиостанциям в их работе в больших странах, а также потенциальный способ передачи образовательных материалов для избирателей.

Профессиональный уровень

Важнейшим элементом медийной среды является уровень профессионализма и опыт журналистов и других сотрудников СМИ. Очень часто, в странах, только- что вышедших из под репрессивной политической системы, журналистам недостает многих навыков и профессиональных стандартов, по сравнению с их коллегами из стран с давней историей свободы СМИ.

В подобных случаях нередко возникает тенденция злоупотреблять новообретенными свободами, публикуя непроверенные или неправдивые материалы. Часто журналисты, оказавшиеся в такой ситуации, просто не знают, каким профессиональным стандартам следовать из-за отсутствия профессиональных объединений или профсоюзов, вырабатывающих кодексы поведения. Им не хватает элементарных навыков проведения журналистского расследования, проверки и написания материалов или их передачи. В частности, журналисты, готовящиеся освещать первые в своей жизни свободные выборы, зачастую просто незнакомы с самыми простыми аспектами этого процесса. Часто отсутствуют учреждения, обучающие журналистов, или же они не способны дать им навыки, необходимые для выполнения функции «сторожевого пса» в демократическом обществе.

Тем не менее, опыт авторитарного правления может иметь и положительные стороны. Во многих случаях смелые независимые журналисты играли важную роль в ниспровержении диктаторских режимов. Журналисты, во враждебном окружении успешно расследующие и публикующие опасные материалы, вырабатывают профессиональные навыки, не сравнимые с навыками тех их коллег, которые работают в благоприятных условиях. В контексте выборов профессиональный вызов для журналистов в том, чтобы эффективно использовать эти навыки в новых и незнакомых условиях.

Законы или правила, регулирующие работу СМИ в ходе выборов

В законодательстве многих стран нет положений, регулирующих поведение СМИ в ходе выборов. Причем в этих странах считают, что причин для включения соответствующих положений не существует. В других странах предусматривается определенная доля регулирования работы СМИ в ходе выборов, что составляет часть процесса «выравнивания игровой площадки». Еще одна группа стран занимает промежуточное положение, обладая системой добровольного саморегулирования, в соответствии с которой представители СМИ соглашаются принять ряд правил по самоограничению в силу особых требований, существующих в избирательный период.

Даже в странах с давно сложившейся демократией существует большой разброс мнений в отношении того, каким образом СМИ должны подвергаться формальному регулированию в электоральный период. По традиции, существующей в Соединенных Штатах, к СМИ применяется минимальная степень регулирования, тогда как в Европе существует тенденция в пользу установления правил, имеющих более обязательный характер. Одной из причин такого различия является давно существующая в Европе практика государственного вмешательства в работу национальных вещательных средств, чего никогда не было в Соединенных Штатах Америки. Это имеет своим результатом справедливое использование имеющих огромное значение ресурсов радио- и телевещания, а также спектра частот для освещения точек зрения различных кандидатов, при этом не отдается предпочтение правящей партии. Как и в случае со СМИ, где Соединенные Штаты демонстрируют более широкий подход, американская точка зрения обычно подразумевает, что так называемый «рынок идей» наиболее эффективно создается через экономический рынок. Таким образом, плюрализм многих частных СМИ априори принимается в качестве гарантии того, что весь спектр политических взглядов найдет свое выражение.

Однако, несмотря на различия политической культуры в разных странах в части регулирования СМИ, везде признается тот факт, что средства массовой информации играют ведущую роль в информировании электората. Поэтому крайне удивительной представляется ситуация, когда лишь незначительное число законов о выборах имеет достаточно существенные положения, касающиеся СМИ. Отсутствие официальных положений или правил также может означать, что в данной стране СМИ работают в давно и правильно сложившихся условиях, где существует свободный обмен политическими идеями в прессе и эфире и где каждая партия имеет на справедливой основе доступ к СМИ для доведения своих идей до электората. Однако такое отсутствие правил может и не означать вышесказанного.

Избирательное право в Зимбабве, например, вообще не упоминает СМИ. На каждых выборах, проходящих в этой стране, государство имеет монополию на радио- и телевещание (жесткий государственный контроль). Кроме того, практически все время существовала и монополия на ежедневные газеты. Отсутствие каких-либо конкретных правил, регулирующих работу СМИ на выборах не только не «выравнивает игровую площадку», но дает возможность правительству «передвигать штанги у ворот». Например, отказ Радио- и телевещательной корпорации Зимбабве (Зет-би-си) передавать рекламные материалы оппозиции в ходе референдума в феврале 2000 г. заставил оппозицию обратиться в Верховный суд с иском против этой вещательной компании. Им удалось заручиться соответствующим решением суда. Однако, как оказалось, в этом не было никакой необходимости. На следующих парламентских выборах компания Зет-би-си приняла решение вообще не передавать какую-либо политическую рекламу до дня голосования, когда эта компания передавала рекламу лишь правящей партии, и у других партий уже не было времени на ответ. В соответствии с законом о выборах (хотя, возможно, не в соответствии с законом Зимбабве о радио- и телевещании), компания Зет-би-си имела право поступить именно так.

В ситуациях, когда значительная часть СМИ находится или в государственной собственности, или под контролем одной конкретной политической группы (что часто может означать одно и то же), вероятно, в правовые нормы данного государства имеет смысл вносить какие-то основополагающие правила по освещению выборов СМИ. Эти правила часто могут быть различными для частных и государственных СМИ. Такой закон (или подзаконные акты) может касаться следующих сфер:

— того, каким образом кандидатам или политическим партиям будет предоставляться соответствующее время или место (см. Предоставление времени кандидатам и партиям )
— будет ли разрешена политическая реклама (см. Платная политическая реклама )
— какие обязанности будут выполнять СМИ по опубликованию материалов, касающихся информирования и просвещения избирателей (см. Регулирование содержания? )
— необходимо ли существование права на ответ, т.е. на ответ на фактическое искажение событий или высказываний в СМИ. Кроме того, данные правила могут касаться и других, более конкретных вопросов, таких как:
— моратории на новости или «периоды освещения» (см. Моратории на новости )
— ограничения на освещение результатов опросов общественного мнения (см. Опросы общественного мнения )
— политика в отношении «выступлений, разжигающих ненависть,» и в отношении дискредитации (см. Политика в отношении выступлений, разжигающих ненависть, и в отношении дискредитации)

В соответствии с законом или соответствующими правилами, вероятно, будет создаваться официальный орган, несущий ответственность за надзор над работой СМИ в ходе выборов, или ответственность за это будет передана уже существующему органу, такому, например, как избирательная комиссия или органу, регулирующему радио- и телевещание. Вполне вероятно, что в данный закон будут включены какие-то положения по механизму оперативного рассмотрения жалоб, поступающих на освещение событий СМИ.

Кто должен участвовать в подготовке такого закона

Законы создаются законодательными органами. Поэтому, в принципе, ответ на этот вопрос прост. На практике же все несколько сложнее. Любой закон, который «регулирует» работу СМИ, является законом исключительно чувствительным даже в том случае, когда целью регулирования является обеспечение плюрализма в работе СМИ и предоставление трибуны для высказывания самых разных политических точек зрения.

В любом случае хорошая законодательная практика предусматривает проведение консультаций. Ниже приведен перечень тех участников процесса, с которыми необходимо проводить консультации при подготовке законов или правил работы СМИ и проведения выборов:

Российский опыт

Развитие законодательства о предвыборной агитации в Российской Федерации берет свое начало с 1994 г. Именно тогда были приняты первые основополагающие законы о выборах (»Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации»), содержавшие отдельные главы о предвыборной агитации.

Новые редакции этих законов, принятые в 1999 г., более детально и тщательно регулируют особенно сферу осуществления предвыборной агитации через СМИ. И хотя изменения в правовом регулировании агитационной деятельности произошли серьезные, в сущности, принципиальные аспекты остались неизменными:

— государственные СМИ обязаны предоставлять определенный объем эфирного времени (печатных площадей) для целей предвыборной агитации бесплатно;
— сохранилась возможность предоставления государственными СМИ своих возможностью за плату (правда, с 1999 г. это стало обязанностью);
— бесплатное и платное эфирное время на государственных телерадиоканалах распределяется между участниками избирательной кампании на равных основаниях посредством жеребьевки;
— негосударственные СМИ вправе участвовать в процессе осуществления предвыборной агитации (при условии равенства оплаты) либо отказаться от этого участия;
— сохранилось право муниципальных СМИ на участие в предвыборной агитации (ранее это было их обязанностью).

Речь идет о конкретно установленном периоде проведения избирательной кампании?

Если существует необходимость вводить какие-то ограничения в отношении того, что СМИ могут делать и чего они не могут делать в ходе избирательной кампании, тогда представляется логичным применять данные правила в течение конкретно указанного периода времени проведения данной кампании. Будет существовать установленный период проведения официальной кампании, в течение которого будут применяться данные правила, тогда как в другое время будут действовать нормы обычной практики. Это логично, однако не исключает проблем.

Одна из проблем касается просвещения избирателей. Информирование по таким вопросам, как регистрация избирателей, надо будет, как правило, осуществлять заблаговременно, задолго до начала официальной кампании. Правила будут нацелены на то, чтобы обеспечить передачу такой информации беспристрастно и точно.

Не подлежит сомнению и то, что избиратели подвержены влиянию СМИ и в более ранние периоды времени. Группы мониторинга работы СМИ, например, всегда начинают свою работу задолго до начала официальной кампании.

В некоторых странах период, отведенный на проведение избирательной кампании, устанавливается с такой же точностью, как в Эстонии, где закон, содержащий соответствующие обязательства радио- и телевещательных компаний в ходе выборов, устанавливает четко разграниченные периоды, предшествующие избирательной кампании, и период самой избирательной кампании, причем последний, в свою очередь, делится еще на четыре периода, для каждого из которых существуют свои, отличные от других, правила освещения событий (это так называемый регистрационный период, собственно избирательная кампания, период голосования и период определения и публикации результатов выборов) (см. Мораторий на новости ).

Применение таких строгих правил подразумевает, что будет установлена конкретная дата проведения выборов. Во многих странах, особенно в тех, где избирательная система основывается на британской избирательной системе, назначение дня выборов остается прерогативой действующего главы правительства. В отличие от этой системы, в большинстве других систем выборам может предшествовать такое событие, как парламентское голосование по вопросу о доверии правительству. В этих случаях оказывается невозможным применение правил, регулирующих работу СМИ вне ограниченных пределов периода ведения самой кампании.

Наилучшим вариантом, вероятно, является такая система регулирования работы СМИ в условиях избирательной кампании, которая бы хорошо вписывалась в обычную систему регулирования, гарантирующую СМИ плюрализм, активность, профессионализм, свободу от цензуры во все периоды времени, а не только в ходе избирательной кампании.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector