Общество как биологический организм

ice skates 1082514 1920 Советы на день

ОБЩЕСТВО КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

При социологическом анализе общества давно используются биологи­ческие метафоры. Самая популярная — сравнение человеческого общества с живым организмом.

Идея сверхорганизма в общем-то не нова. Еще древние греки полагали, что человеческое общество можно считать единым и очень крупным орга­низмом. С тех пор появилось немало мыслителей, отмечавших сходство меж­ду той ролью, какую играют различные организации в обществе, и функци­ей, которую выполняют органы в человеческом теле. К примеру, промыш­ленные предприятия, добывающие и перерабатывающие сырье в готовую продукцию, необходимую обществу, уподоблялись пищеварительной систе­ме, железные дороги, автомагистрали и водные пути — венам и артериям, армия и полиция, защищающие общество от захватчиков и нарушителей, — иммунной системе.

Таким образом, согласно социобиологической модели, каждый инсти­тут — производство, семья, государство, образование и религия — выполня­ет только ему присущие функции. Как и у человека, в обществе каждый от­дельный орган находится во взаимосвязи со всем организмом. Нарушение

функции одного органа сказывается на действиях всех остальных органов-институтов, а также на организме в целом.

Понимание общества как социального организма идет от органической школы социологии Г. Спенсера. В обществе выделяются исходные клеточ­ки (социальные статусы), специализированные органы (социальные инсти­туты), выполняющие определенную функцию (производство, образование) Подобная метафора получила особенную популярность у поздних пред­ставителей социального дарвинизма (о нем речь впереди) и привела к рож­дению функционализма — одного из крупнейших направлений в мировой социологии. Его происхождение с методологической точки зрения весьма странное: сам он сосредоточен на статике общества, хотя произошел из тео­рии эволюции, объясняющей динамику биологического и социального мира. Акцент на статике в функционализме постепенно возобладал в такой мере, что к нему добавилась еще одна составная часть и он превратился в струк­турный функционализм.

По мере того как расширялись знания человека о собственном организ­ме, его сходство с устройством общества становилось все более очевидным.

У человека органы, выполняющие сходные функции, объединяются в си­стемы органов. В состав сложного организма входят системы: органов движения; органов кожного покрова; image354органов пищеварения; органов дыха­ния; кровообращения; выделения; раз­множения; желез внутренней секреции и нервная система с органами чувств. Нервной системе принадлежит ведущая роль в организме, ибо она осуществ­ляет взаимосвязь между другими системами и регулирует взаимоотношения организма с внешней средой. В обществе роль нервной системы выполняет правительство, другие частные институты также объединены в подсистемы, например оборонительную, производственную, духовную. Их еще называ­ют сферами общества.

1 Heylighen F. The Social Superorganism and its Global Brain. — http://pespmcl.vub.ac.be/SUPORGLI.html. 1 Buss L. W. The evolution of.individuality. Princeton, N.Y., 1987.

image355

ренциацию общественному разделению труда, переход от одноклеточных орга­низмов к многоклеточным — социальной эволюции. Его концепция во мно­гом согласуется с теорией метасистем-ного перехода В. Турчина.

640 1

Все живые организмы представля­ют собой открытые системы, т.е. они активно обмениваются веществом, энергией и информацией с окружаю­щей средой. Они изменяются со време­нем, образуя в процессе эволюции все новые формы жизни. Все живое доста­точно хорошо приспособлено к окру­жающей среде и стремится достичь в своей жизнедеятельности наиболее благоприятных условий своего суще­ствования. То же характеризует и об­щество. Это открытая система, доступ­ная влиянию и взаимодействию с внешней средой, к которой общество приспосабливается, которую учитывает и одновременно изменяет. Частями внешней среды, важными для человека, являются территория и климат.

Источник

Социологические взгляды Герберта Спенсера. Органическая теория общества

Герберт Спенсер (1820—1903) – английский философ и социолог, основатель органической школы в социологии.
Спенсер был довольно разносторонней личностью. Он успел поработать учителем в школе, инженером на строительной железной дороге, начальником инженерного бюро, журналистом.

С именем Спенсера связывают два подхода к рассмотрению общественных явлений:

Социально-философскую теорию Спенсера отличает глубокий оптимизм, в основе которого лежит вера в промышленный, научный и общественный прогресс. Эта вера во многом объясняется особенностями эпохи, современником которой он являлся.
Его главный социологический труд «Основания социологии» дал целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество.

Органическая теория общества Г.Спенсера

Органическая теория Спенсера представляет общество как социальный организм, который развивается по тем же законам, что и биологический.
Социолог выделяет пять общих черт социального и биологического организма:

Для подтверждения своих положений Спенсер привел конкретные примеры: мозг в обществе – это правительство; кровообращение — торговля; сосудистая система — транспорт; система питания — промышленность и земледелие и т.д.

Также Спенсер утверждал, что общество имеет свои отличительные черты от биологического организма:

Спенсер выделил три подсистемы высокоорганизованного общества:

В каждой подсистеме существуют свои социальные институты. Например, регулятивная система имеет институты социального контроля ( государство, церковь, семья и т.д.) Вся система социального контроля, по утверждению Спенсера, держится на «страхе перед живыми» (поддерживается государством) и «страхе перед мертвыми» (регулируется церковью).

Типы общества по Г.Спенсеру

В зависимости от способов борьбы за существование Спенсер различал два типа общества:

Военное общество подчиняет внутреннюю организацию задачам агрессии или борьбы за выживание. Военизированные общества формируют эффективно функционирующую строгую систему, которая почти не приспособлена к социальным изменениям. Это более низкая ступень развития общества. Классическим примером этого общества Спенсер считал Спарту.

В промышленном обществе, по мнению Спенсера, управление имеет следующие черты:

Переход от военного типа общества к промышленному рассматривался Спенсером как прогресс. В течение времени спенсеровская концепция «однолинейного» прогресса, т.е. непрерывного поступательного движения общества, модифицируется в теорию усложненной «многолинейной» эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.

Спенсер считал конкуренцию естественным отбором, которая повышает интеллектуальный и моральный уровень общества. Он был противником вмешательства государства в частную и экономическую жизнь, потому что считал правительство «неизбежным злом». Однако именно государство призвано, по мнению Спенсера, защищать права своих граждан.

Так же ученый был против революционных изменений, так как считал, что любое вмешательство в естественный ход развития общества несет за собой непредсказуемые последствия.

Задача социологии

Герберт Спенсер отразил новый этап становления социологической науки. Спенсер является одним из первых социологов, который разработал системный подход в отношении общества и соединил его с эволюционизмом. Он заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Так же им впервые были применены многие важнейшие социологические категории (социальная система, социальная структура, социальная функция, социальный институт, социальный контроль и другие).

Отрицание социологии, как говорит Спенсер, зачастую происходит из-за смешений двух групп явлений: массовых (типичных) и единичных (случайных).

Во время размышления о специфике социологии, Спенсер выделяет субъективные и объективные трудности социального познания. Социологические факты, по мнению социолога, не измеряются при помощи приборов, наблюдения под микроскопом. Их устанавливают только опосредованно, с помощью сравнения множества данных. Социальными фактами для Спенсера являются такие явления, в которых возникают эволюционные процессы, к примеру, дифференциация функций и структуры, усложнение политической организации и т. п.

Герберт Спенсер является виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии, которая рассматривает социальную эволюцию как продолжение и часть биологической эволюции.

Источник

Биологический организм по теории Г. Спенсора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия). Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем «простого возрастания». Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные.

Содержание работы

Введение. 3
1.Общество как биологический организм по теории Г. Спенсора. 4
2.Правомерно ли уподоблять общество биологическому организму. 6
Заключение. 10
Задание 2 11
Список литературы. 12

Файлы: 1 файл

социология.docx

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

Кафедра: Общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин

по дисциплине: «Социология»

ФИО полностью, заполняется студентом

если номер группы неизвестен, просто, например, М(Ф, ЭУ и т.д.)-10-С(И),

Отметка о регистрации:

дата, подпись специалиста (заполняется специалистом кафедры)

Введение.

Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия). Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем «простого возрастания». Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом. Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития.

1.Общество как биологический организм по теории Г. Спенсора.

Спенсер — основоположник органической социологии, последователь Конта. Социология Спенсера основывается на двух научных парадигмах:

— понимание общества как особого вида социального организма;

— понимание развития общества как социальной эволюции.

Изучая общество, Спенсер задался целью выявить закономерности его организации и функционирования. Он счел возможным провести аналогию между обществом и биологическим организмом как наиболее совершенной системы с гармонично взаимодействующими элементами.

Проведя сравнительный анализ, Спенсер выделил 6 сходств общества и биологического организма.

— на протяжении большей части своего существования общество, как и биологический организм, растет и увеличивается в объеме;

— по мере роста усложняется структура как общества, так и биологического организма;

— усложнение структуры общества и биологического организма сопровождается дифференцированием функций;

— дифференциация структуры и функций в обществе и организме сопровождается усилением взаимодействия всех структурных элементов;

— в обществе, как и в организме, после разрушения целого отдельные элементы могут некоторое время существовать автономно;

— аналогия между обществом и организмом может быть перевернута. Отталкиваясь от этих сходств, Спенсер выделил в обществе и организме три сходных системы:

Мышцы, органы питания

Промышленность, сельское хозяйство

Проводя аналогию между обществом и организмом, Спенсер, тем не менее, не ставил знак равенства, так как считал, что между ними существует ряд различий:

Сравнение общества и организма позволило Спенсеру выявить закономерности в организации общества и первым выделить и научно обосновать его структурные элементы. Учение Спенсера о социальном организме позволило выявить институционализм общественной жизни. Проводя аналогию между отдельными органами организма и функциональными системами общества, Спенсер выявил социальные институты («социальные учреждения»).

Спенсер ввел такие понятие, как социальная организация, социальная функция, социальный процесс.

Развитие общества Спенсер также рассматривал по аналогии с эволюцией биологического организма. В основе социальной эволюции лежат два противоположных процесса — дифференциация и интеграция.

В основе социологии эволюции, по Спенсеру, лежит усложнение общественной жизни, дифференция социальных функций и появление новых социальных институтов. Этапы в развитии общества характеризуются появляением новых, значимых социальных институтов.

Герберт Спенсер, наряду с Огюстом Контом, рассматривается как один из отцов-основателей науки социологии. Спенсер первым разработал собственный категориальный аппарат социологии и первым научно обосновал структуру общества.

2.Правомерно ли уподоблять общество биологическому организму.

Источник

8. Общество как социальный организм

8. Общество как социальный организм

С точки зрения органической аналогии Г. Спенсер рассматривал общество как социальный организм. Он указывал на следующие главные сходства социальных и общественных организмов:

1) точно так же, как и биологический организм, общество увеличивается в своих размерах, растет;

2) по мере роста и биологического, и социального организмов изменяется и усложняется их внутреннее строение;

3) и в биологическом, и в социальном организмах усложнение структуры влечет за собой все углубляющуюся дифференциацию функций их различных органов;

4) одновременно в ходе эволюции второго и третьего процессов развивается и усиливается взаимодействие и взаимное влияние всех составляющих структуру органов;

5) и в обществе, и в биологическом организме, когда жизнь целого расстраивается, отдельные части могут какое-то время продолжать собственное независимое существование.

Совокупность отдельных частей биологического организма образует конкретное от лат. concretus – «сгущенный, уплотненный, сросшийся». Составные единицы социального организма – общества дискретны (от лат. discre-tus – разделенный, прерывистый): органы, входящие в состав организма, тесно связаны между собою неразрывной связью, находясь в постоянном контакте друг с другом; а живые единицы, составляющие общество, пространственно разделены, свободны, не соприкасаясь друг с другом, могут покинуть эту общность, объединившись с индивидами другой общности и войдя в ее состав.

В обществе отдельные его единицы связаны между собою иначе, чаще всего отнюдь не с помощью простого физического контакта, а посредством интеллектуальных и эмоциональных проводников взаимодействия. Эти проводники, а также результаты взаимодействия Г. Спенсер называет надорганически-ми продуктами.

Социальный организм по Г. Спенсеру состоит из трех основных органов (институтов): регулятивного (управленческого), производственного (поддерживающего) и распределительного (путей сообщения, транспорта, торговли и т. п.). Весь социальный контроль, по мнению Г. Спенсера, держится на страхе. Оба этих социальных института возникли и постепенно развились из простейших зародышевых форм, которые существовали еще в первобытном обществе. Социальный контроль поведения людей в быту осуществляется «церемониальными институтами», которые старше, чем церковь или государство, и выполняют свои функции нередко эффективнее, нежели они. Условием успешного развития общества он считал утверждение принципа равной свободы индивидов, которая ограничена лишь возможностями обеспечения свободы для других индивидов, равного влияния всех членов общества и социальных слоев на принятие политических решений, а также свободной конкуренции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Социальный строй скифов

Социальный строй скифов Политическое господство в Скифии принадлежало скифам царским, которые считали все подвластные им племена своими рабами, но, по-видимому, они являлись скорее данниками. Власть в стране принадлежала роду скифских царей, разделявших свое управление

3.1.4 Социальный образ женщины

3.1.4 Социальный образ женщины В русском героическом эпосе упоминается пять основных типов женских социальных ролей по вертикали:• Мать.• Жена.• Сестра (дочь, племянница).• Любовница.• Наложница.Наиболее почетный статус имеет мать героя. Это, пожалуй, единственный

3.1.6 Социальный образ мужчины

3.1.6 Социальный образ мужчины В русском героическом эпосе упоминается три основных социальных роли мужчин:• Старой (прожиточный) — мужчина, имеющий взрослых детей.• Середний (женатый) — мужчина, имеющий малолетних детей.• Маленький (молодой, неженатый) —

Литературный текст и социальный контекст[*]

Литературный текст и социальный контекст[*] Современники не раз отмечали в деятельности ОПОЯЗа как исследовательской группы одну особенность: члены ее были активно включены в текущий литературный процесс[8]. Они выдвигали свое понимание литературы в полемике с другими

4. СМИ как социальный институт

4. СМИ как социальный институт История развития масс-медиа – это не только история технических инноваций, ибо их становление связано и с грандиозными социальными инновациями.СМИ, или масс-медиа, представляют собой относительно новый социальный институт, функция

ТЕМА 4 Культура и социальный идеал

Источник

1. Общество по Г.Спенсеру

С точки зрения органической аналогии Г. Спенсер рассматривал общество как социальный организм. Он указывал на следующие главные сходства социальных и общественных организмов:

1) точно так же, как и биологический организм, общество увеличивается в своих размерах, растет.

2) по мере роста и биологического, и социального организмов изменяется и усложняется их внутреннее строение;

3) и в биологическом, и в социальном организмах усложнение структуры влечет за собой все углубляющуюся дифференциацию функций их различных органов;

4) одновременно в ходе эволюции второго и третьего процессов развивается и усиливается взаимодействие и взаимное влияние всех составляющих структуру органов;

5) и в обществе, и в биологическом организме, когда жизнь целого расстраивается, отдельные части могут какое-то время продолжать собственное независимое существование. В то же время, пока не произошло никакой катастрофы, сокращающей жизнь агрегата, жизнь целого бывает гораздо продолжительнее жизни отдельных составляющих его единиц. Спенсер указывает, что отождествлять биологические и социальные организмы нельзя. Совокупность отдельных частей биологического организма образует конкретное (от лат. concretus – «сгущенный, уплотненный, сросшийся»). Составные единицы социального организма – общества дискретны (от лат. discretus – «разделенный, прерывистый»): органы, входящие в состав организма, тесно связаны между собою неразрывной связью, находясь в постоянном контакте друг с другом; а живые единицы, составляющие общество, пространственно разделены, свободны, не соприкасаясь друг с другом, могут покинуть эту общность, объединившись с индивидами другой общности и войдя в ее состав.

Сама связь между составными частями носит в биологическом организме чисто физический характер. В обществе же отдельные его единицы связаны между собою иначе, чаще всего отнюдь не с помощью простого физического контакта, а посредством интеллектуальных и эмоциональных проводников взаимодействия. Эти проводники, а также результаты взаимодействия Г. Спенсер называет надорганическими продуктами. Важнейшим из них является речь, язык, при помощи которого устанавливается та взаимозависимость элементов и частей общества, которая и обеспечивает его организацию.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector