Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как динамическая система». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие общество в широком смысле.
2) Характерные черты общества как системы:
а) наличие подсистем;
б) взаимосвязь элементов;
в) взаимовлияние элементов.
3) Подсистемы (сферы) общества:
4) Направления динамики общества:
5) Критерии общественного прогресса:
а) развитие науки и техники;
б) развитие производительных сил;
в) гуманистические критерии и др.
6) Функции общества как системы:
а) производство и распределение экономических благ;
б) репродукция и социализация людей;
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
№
Критерии оценивания ответа на задание 24
Баллы
24.1
Раскрытие темы по существу
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта
2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.
Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.
Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)
0
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как динамическая система». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие общество в широком смысле.
2) Характерные черты общества как системы:
а) наличие подсистем;
б) взаимосвязь элементов;
в) взаимовлияние элементов.
3) Подсистемы (сферы) общества:
4) Направления динамики общества:
5) Критерии общественного прогресса:
а) развитие науки и техники;
б) развитие производительных сил;
в) гуманистические критерии и др.
6) Функции общества как системы:
а) производство и распределение экономических благ;
б) репродукция и социализация людей;
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
№
Критерии оценивания ответа на задание
Баллы
24.1
Раскрытие темы по существу
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта
2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.
Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла.
Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)
0
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие общество в широком смысле.
2) Характерные черты общества как системы:
а) наличие подсистем;
б) взаимосвязь элементов;
в) взаимовлияние элементов.
3) Основные элементы общества как системы:
а) сферы общественной жизни (политическая, экономическая, духовная и др.);
б) социальные институты;
в) социальные группы и общности.
4) Признаки общества как системы:
в) открытость и т. д.
5) Направления динамики общества:
6) Критерии общественного прогресса:
а) развитие науки и техники;
б) развитие производительных сил;
в) гуманистические критерии и др.
7) Функции общества как системы:
а) производство и распределение экономических благ;
б) репродукция и социализация людей;
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2, 3, 4, 5, 7 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
№
Критерии оценивания ответа на задание 24
Баллы
24.1
Раскрытие темы по существу
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта
2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.
Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.
Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)
0
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как открытая система». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1.Понятие открытой системы.
2. Характеристики общества как системы:
а) динамичной социальной структурой;
в) открытостью и т. д.
3.Открытость общества, влияние природы на общество:
а) природные условия оказывают значительное воздействие на общественное разделение труда;
б) природные факторы играют важную роль в жизни людей (географический детерминизм);
в) природа образует естественную среду обитания человека.
4.Состояние непрерывного обмена с окружающей природной средой и экологические проблемы современности:
а) парниковый эффект;
в) загрязнение морей и океанов;
г) загрязнение атмосферы;
д) загрязнения почвы;
е) сокращение количества воды, пригодной для питья.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
№
Критерии оценивания ответа на задание 24
Баллы
24.1
Раскрытие темы по существу
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта
2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.
Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.
Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)
0
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
План ответа по теме «Общество как динамичная система».
1) Понятие общества
2) Общество как система
· Сферы общественной жизни
3) Основные сферы общественной жизни
4) Основные социальные институты
5) Социальные взаимодействия и общественные отношения
Понятие «ОБЩЕСТВО».
Общество в широком смысле слова.
Общество – часть материального мира, обособившееся от природы, но не потерявшее связь с ней, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.
Общество в узком смысле слова.
Общество– это объединенная совместной деятельностью группа людей; круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (общество нумизматов, дворянское собрание)
Общество– это историческая эпоха, этап в развитии человечества (например, феодальное, капиталистическое общество).
Общество – население какого-либо региона, страны (современное российское общество, французское общество), и всё ныне живущее человечество.
Общество – это совокупность форм объединения людей и способов их взаимодействия, совокупность общественных отношений (сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности).
Социальные взаимодействия – систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга.
Общественные отношения
– когда взаимодействия стабильно повторяются.
– многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Уровни взаимодействия людей:
Материальные отношения
Духовные (идеальные) отношения
Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне его сознания и независимо от него
Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями
Производственные отношения; экологические отношения; отношения по детопроизводству
Общество – сложная динамичная самоорганизующуюся, саморазвивающаяся, открытая, живая система. Почему философы характеризуют общество как систему? Система – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Эта система включает в себя её отдельные элементы (неразложимы компонент системы) и комплекс взаимодействующих подсистем – сфер общественной жизни, социальных институтов, общностей и групп, связанных общественными отношениями. Каждая из подсистем (сфер), в свою очередь, также является сложной самоорганизующейся системой.
Для общества характерны процессы саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
ПОДСИСТЕМЫ
В основе разграничения сфер общественной жизни – базовые потребности человека.
ПОДСИСТЕМЫ (СФЕРЫ) ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Базовые потребности человека
Подсистемы (сферы)/деятельность людей и отношения между ними
Социальные институты/учреждения (организации)
Потребность в материальных условиях существования
Экономическая / Элементы системы: материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления.
Бизнес, рынок, собственность, деньги, обмен и др. / Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
Потребность в общении, объединении с другими людьми
Социальная Элементы: социальные слои, нации, классы, сословия, профессиональные и возрастные группы, взятые в их взаимодействии друг с другом. Деятельность государства по обеспечению социальных гарантий
Семья, детство, материнство, отцовство, наследование, кровная месть и др./ Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.
Потребность в стабильности, безопасности и социальном порядке
Политическая: государство, право, их соотношение и функционирование. Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями
Власть, государство, суд, партии, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, армия и др./ Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.
Потребности в самореализации, самоутверждении, в нравственном совершенствовании, в достижении истины, созидании добра и красоты, творчестве, религиозной вере и т.п.
Духовная. Охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые образуют то, что принято называть культурой. Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления
Образование, наука, искусство, религия, СМИ, средства массовой информации и др./ Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.
Бизнес
Рынок
Собственность
Семья – обеспечивает биологическое и социальное воспроизводство населения, устанавливает образцы поведения; применяет систему санкций (правовых, моральных); упорядочивает, координирует индивидуальные действия людей, придаёт им организованный и предсказуемый характер.
Детство
Материнство
Образование –целенаправленная передача накопленных обществом знаний, опыта следующим поколениям
Наука
Искусство
Религия
Государство –организация и осуществление публичной власти в обществе.
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими чертами:
1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.
2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.
3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития.Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
5. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.
6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.
ТЕМА I.2. Многовариантность общественного развития
План ответа по теме «Многовариантность общественного развития».
1) Подходы к классификации обществ:
2) Критерии выделения обществ различных типов
· Наличие письменного языка
· Уровни управления обществом и степень его дифференциации
· Уровень развития общества
3) Основные признаки обществ разного типа, выделенных по технико-технологическому фактору.
.В обществознании существует несколько подходов к классификации обществ.
Стадиальный подход
Цивилизация — единый процесс, проходящий через определенные стадии
· Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни)
· Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. — поел, треть XX в.)
· Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV—III тыс. до н.э. — 60—80-е гг. XVIII в.)
Локальный подход
Локальная цивилизация — большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.
Локальная цивилизация — устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
Структура
Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская
Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)
Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную и восточную.
Эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений)
2. Отношение к природе
Стремление подчинить себе природу. Человек — венец природы, и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека производится и используется техника
Стремление быть в гармонии с природой. Человек — органическая часть природы (боевые искусства, медицина построены на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела
3. Соотношение личности и общества
Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы
Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма
4. Отношения власти
Принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм
Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха)
5. Отношения собственности
Господство частной собственности
Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)
6. Отношение
Стремление к про-
Стремление к воспроиз-
к прогрессу
грессу, постоянное
водству самих себя, под-
изменение форм де-
держанию традиционно-
ятельности, исполь-
го образа жизни.
зование новаций.
Развитие общества носит
Развитие общества
циклический характер
носит постепенный,
поступательный ха-
Рактер
Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном.
Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества
Линии сравнения
Формационный подход
Цивилизационный подход
1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития
Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны
Человек — единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание — это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности
2. Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества
Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества
Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими
3. Направленность исторического развития. Понятие «прогресс»
Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений
Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать
отдельные сферы жизни общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно
4. Достоинства
Позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определенные закономерности исторического развития общества; — предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран. Эта концепция позволяет создать четкую модель всего исторического развития, установить общие закономерности в развитии разных стран, этапы, движущие силы; История человечества представляется как объективный, закономерный процесс развития общества от низших форм к высшим
— позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; — ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
5. Недостатки
—большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное применение формационного подхода (жесткая привязка любых исторических явлений к системе экономических отношений. Приоритет объективных, внеличностных факторов) неизбежно отодвигает на задний план.
— при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.
Формы социального прогресса
Формы социального прогресса
Краткая характеристика
Реформа (фр. reforme, лат. reform – преобразовываю)
Преобразование правительством какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры). Это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)
Коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряженный с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Виды революций: технологические, научные, общественно-политические.
Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)
Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III)
Кратковременные (Февральская революция в 1917 г.)
Долговременные (например, неолитическая революция — 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.)
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:
— экономические реформы — преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);
— социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);
— политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
В современных условиях два пути общественного развития — реформа и революция — противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. moderniser — современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма.
Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
В политической сфере
Международные организации (ООН, Европейский Союз, НАТО и др.) принимают на себя большую часть полномочий национальных правительств). Опасность потери национальными государствами своего суверенитета сильно преувеличена. Национальные правительства по-прежнему принимают законодательство, осуществляют налогообложение граждан и фирм, определяют цели своего развития и проводят соответствующую политику.
Международные политические организации
Макрополитические цели
Группа 3
Организация объединенных наций (ООН)
Поддержание международного мира и безопасности через принятие коллективных мер и мирное урегулирование споров.
Европейский союз (ЕС)
Формирование единого европейского пространства без внутренних границ со всеми надгосударственными атрибутами (армия, валюта, законодательство, суд, парламент).
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
Формирование общеевропейских демократических стандартов, урегулирование возникающих споров до обращения в Совет безопасности ООН.
Группа 2
Организация Американских государств (ОАГ)
Формирование общеамериканских демократических стандартов, урегулирование возникающих споров до обращения в Совет безопасности ООН.
Организация «Северное сотрудничество»
Принятие и реализация совместных программ, содействие межгосударственной интеграции.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
Стимулирование интеграционных процессов, формирование согласованной внешней политики.
Лига арабских государств (ЛАГ)
Стимулирование интеграционных процессов. Разработка единых социально-экономических и правовых стандартов.
Организация африканского единства (ОАЕ)
Стимулирование интеграционных процессов. Разработка единых социально-экономических и правовых стандартов. Мирное урегулирование споров.
Организация «Исламская конференция»
Стимулирование интеграционных процессов. Разработка единых социально-экономических и правовых стандартов. Мирное урегулирование споров.
Группа 1
Содружество независимых государств (СНГ)
Осуществление межгосударственного сотрудничества и мирное урегулирование споров.
Содружество наций
Обеспечение сотрудничества стран, входивших ранее в состав Британской империи под эгидой британского монарха.
Все перечисленные выше политические межгосударственные организации разделяются на три основные группы:
1. консультативные– обеспечение межгосударственного диалога, содействие межправительственным связям;
2. кооперационные– координация усилий по социально-экономической и политической интеграции;
3. надгосударственные– формирование общеполитических стандартов, создание системы коллективной безопасности.
Основной критерий такого распределения – степень автономности при принятии решений.
Третья группа представляет собой высшую стадию социальной организации. В ней социальные институты перестают зависеть от конкретных государств-членов и приобретает все атрибуты самостоятельности: властные полномочия, собственный бюджет, аппарат и сферу доминирующего влияния.
Своеобразным феноменом здесь является Европейский Союз. Это не просто надгосударственный социальный институт, выполняющий специфические функции. Мы имеем дело с полномасштабным надгосударственным образованием, к которому постепенно переходят важнейшие государственные функции, делегированные 15 государствами-членами: охрана границ, регулирование денежного обращения, законодательная деятельность и т.д.
В сфере экономики:
Формируется планетарное экономическое пространство, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются соображениями развития мирового хозяйства, а экономические подъемы и кризисы происходят в мировом масштабе.
ПРИМЕР: Деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру: японские автомобильные заводы Toyota, Nissan, компания по добыче и переработке нефти Shell. В целом ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли.
глобализация финансовых рынков (система отношений возникающих в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника); международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;
создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.
ПРИМЕР: Многие европейские страны уже отказались от национальных валют и перешли на евро, границы между странами Шенгенского союза условны.
Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств, а следовательно экономические подъемы и кризисы происходят в мировом масштабе.
Успех или кризис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть становится бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество. Проблемы мировой политики решаются в основном двумя клубами – «Большой восьмеркой» (G8) (С 2014 года функционирует в формате «семёрки» — после присоединения Крыма к РФ западные страны отказались участвовать в работе G8 и стали проводить встречи в формате G7) и “Большой двадцаткой» (G 20), причем вторая обсуждает в основном экономические проблемы.
Группа семи (англ. Group of Seven, G7) — международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, США, Францию и Японию. Такое же название носит и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. По негласному правилу саммиты группы проходят ежегодно по очереди в каждом из государств-членов.
«Большая семёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «семёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов. Поскольку G7 не имеет устава, официально принять статус члена этого института невозможно.
Международные экономические организации
Предназначение
Макроэкономические цели
Группа 3
Экономические структуры ООН
Обеспечение международного сотрудничества.
Разрешение актуальных проблем мирового развития.
Всемирная торговая организация (ВТО)
Формирование единого мирового торгового пространства.
Унификация торговых правил и таможенных пошлин.
Европейское сообщество (ЕС)
Формирование системы внегосударственного управления в Европе.
Создание общего рынка, конвергенция экономики и введение единой валюты.
Группа 2
Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК)
Защита интересов стран – участниц, координация и унификация нефтяной политики.
Формирование мировой конъюнктуры цен на нефть.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
Координация экономического сотрудничества
Ликвидация таможенных барьеров и создание общего рынка к 2003 г.
Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА)
Содействие экономическому росту и развитию стран-участниц.
Как видно из приведенной таблицы, все перечисленные международные экономические организации можно разбить на три основные группы по направлениям деятельности:
1. консультативные– созданные для решения спорных вопросов и региональной координации экономической политики;
2. кооперационные– созданные для решения актуальных задач экономического развития и формирования единого экономического пространства на территории стран-участниц;
3. надгосударственные– самостоятельно формирующие макроэкономическую среду на внегосударственном уровне.
Так же как и среди политических организаций, третья группа состоит из экономических международных организаций, действующих независимо от внешнеэкономической политики конкретных государств. Это не исключает возможности протекционизма, но в любом случае речь будет идти о взаимодействии, а не о подчиненности.
Хотя среди региональных экономических организаций бесспорным лидером и здесь выступает Европейский Союз (ЕС), включающее 15 государств с населением 340 млн. чел.
Аналогичная картина наблюдается и при рассмотрении международных финансовых институтов мировой экономики:
Международные финансовые организации
Макроэкономические цели
Группа 3
Группа Всемирного банка
Поддержание равновесия платежных балансов беднейших стран.