Общество как форма бытия

woman 2003647 1920 Советы на день

Понятие общества, специфика общественного бытия

2. Понятие общества, специфика общественного бытия

Общество, в широком смысле – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле – определенный этап человеческой истории или отдельное, индивидуальное общество.

Философское учение об обществе развивалось исторически и как составная часть философии прошло длительный путь развития. Так уже в Древнем мире были сформулированы многие важнейшие его положения. Выдающийся древнегреческий философ-материалист Демокрит определял историю человечества как естественный процесс, а переход людей от дообщественного к общественному состоянию – «нуждой», которая ставила их на путь приобретения знаний. Другой известный мыслитель древности – Платон разработал учение об «идеальном государстве» как разумном устройстве общественной жизни. Важные идеи в области социальной философии были высказаны Аристотелем, который рассматривал общество как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения «социальных инстинктов».

Понимание общества, как основанного на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов было характерно для буржуазной философии XVII – начала XIX вв. Вместе с тем в XIX в. возникает критика «договорной» теории общества. Конт видел истоки общества в действии некоторого абстрактного закона формирования сложных и гармонических систем. Гегель противопоставлял «договорной» теории трактовку гражданского общества как сферы экономических отношений, где всесторонне переплетается зависимость всех от всех.

Новым этапом в разработке социальной философии явилась материалистическая теория марксизма. Марксизм-ленинизм в понимании общества исходит из того, что сам факт бытия человека не может раскрыть сущности общества. Абстрактный, изолированный от хода истории человек – всего лишь продукт мыслительного процесса, признаки подобного человека в лучшем случае – признаки «рода». Отвергая понятие абстрактного, внеисторического человека, Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.

Общественные отношения – то специфическое, что отличает социальные образования от всех других систем материального мира. Но это не значит, что общество – это только общественные отношения. Маркс определял общество как «продукт взаимодействия людей» и относил к нему производительные силы и производственные отношения, общественный строй, организацию семьи и классов, политический строй, общественное сознание.

Общество как социальная форма движения материи определяется не только многообразием и сложностью составляющих его элементов, специфичностью их функций, но и наличием духовных процессов, которые взаимодействуют с материальными аспектами бытия, взаимопроникая друг в друга. Подразделение всех общественных явлений на материальные и идеальные является основой социальной философии. Материальные факторы – это материальное производство, отношение людей к природе, материальная сторона тех отношений, которые складываются между людьми. Они составляют основу и содержание духовных процессов и потому являются первичными по отношению к последним. Идеальные факторы в обществе – это его субъективная сторона, отражение объективных процессов в головах людей. Они вторичны по отношению к факторам материальным.

Содержание материального в обществе раскрывается через понятие общественного бытия. Общественное бытие – это категория исторического материализма, выработанная для решения основного вопроса философии, применительно к обществу.

Общественное бытие понимается как антология социальной жизни, как многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Общественное бытие – это совокупность отношений людей по поводу людей, и по поводу вещей, которые возникают вместе со становлением человеческого общества.

Основу общественного бытия составляет социально-производственная, коллективная деятельность людей. По структуре общественное бытие представлено реалиями повседневности, предметно-практической деятельностью (практикой) многообразными отношениями между людьми. Деятельность и практика оказываются главными системообразующими общественного бытия. В центре его находится такая субстанция как труд. Все коллизии человеческого существования так или иначе концентрируются вокруг организации, осуществления и последствий процесса труда.

Развитие общественного бытия невозможно без непрерывного взаимодействия со сферами неорганической природы и органической формы бытия. Общественное бытие должно быть понято как конкретно-исторический, уникальный процесс организации бытия. Социальное бытие – это процесс общественных изменений, и общественное бытие выступает как вид социального творчества и теснейшим образом взаимодействует с общественным сознанием.

Каждое поколение, вступая в жизнь, застает определенные материальные условия, сложившиеся в предшествующий период, те или иные общественные отношения, в рамках которых ему приходится формироваться.

Общественное бытие предстает как объективная реальность, которая первична по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения. Это отражено в тезисе: бытие определяет сознание. Общественное бытие воздействует на общественное сознание через ряд опосредующих звеньев: государственный строй, хозяйственные и правовые нормы, идеологические и политические приоритеты. Вместе с тем при определяющей роли общественного бытия, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью. Общественное сознание, проявляя себя в многообразных формах (философия, наука, религия, право, мифология, искусство), отражается на наличии традиций, привычек, обычаев, и изменения общественного бытия не создают заново всех форм общественного сознания и не могут вызвать мгновенного автоматического изменения во всех формах общественного сознания. Зато общественное сознание может опережающим образом обнаруживать тенденции развития общественного бытия.

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. – 580 с.

2. Кальной И.И. Философия: Учебник. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. – 447 с.

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник. – М.: Логос, 2003. – 288 с.

4. Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н.Росенко. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 295 с.

5. Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 715 с.

6. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988. – 592 с.

7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 368 с.

8. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 2001. – 376 с.

9. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.

10. Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.

11. Философия. Элементарный курс: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 331 с.

[1] Основы современной философии. Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. СПб.: Издательство «Лань», 1999. С.113.

[2] Алексеев П.В. Философия: Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. С. 312.

Источник

Социальное бытие и его специфика. Основные подходы к изучению общества. Общественное бытие понятие введенное Марксом, подчеркивавшим, что не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание

Общество – не просто совокупность людей, но еще и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Это понимание общества наиболее отчетливо выразил в своих трудах Дюркгейм. Он утверждал, что общественная жизнь представляет собой реальность особого рода – социальную реальность. Она отличается от природной реальности и не сводима к последней. Ибо в ней кроме вещественно-энергетических процессов есть еще один тип процессов, которым нет аналога в природе: это процессы духовной жизни – невидимые процессы, которые протекают в головах индивидов, но при этом координируются и соединяются вместе, образуя общественное сознание. Это «надбиологическая» и «надындивидуальная» реальность, которая первична по отношению к биопсихической реальности, воплощенной в человеческих индивидах. Люди в обществе не просто сосуществуют, они взаимодействуют между собой, и вследствие этого взаимодействия общество выступает как сложная система, которая есть единое целое, а не просто некое множество собранных вместе отдельных частей-элементов.

1) общество есть диссипативная система, т.е. открытая динамическая система, взаимодействующая с окружающей средой и сохраняющая свое существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией. Полученные вещества и энергия общество распределяет между клетками социального организма, перерабатывает и использует, выбрасывая их из себя и рассеивая в окружающей среде. Специфической для общества формой взаимодействия со средой является материальное производство. Оно служит основой разнообразных форм хоз. деятельности людей, направленной на удовлетворение их материальных потребностей.

2) самоорганизация, т.е. общество, его структура возникает, сохраняется и усложняется в результате происходящих в нем внутренних процессов. Самоорганизация чел. общества исторически происходит в виде развития разнообразных форм управления социальными процессами, прежде всего, власти.

Основными сферами жизни общества являются:

Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат:

• отношения собственности, особенно на средства производ­ства. Это определяющий элемент производственных отно­шений — поскольку тот, кто обладает средствами производ­ства, на деле является хозяином экономики и диктует усло­вия, в то время как все остальные, не являющиеся собствен­никами средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

• отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

• отношения по поводу распределения произведенных матери­альных благ.

Социальная сфера — система внутреннего устройства обще­ства (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода:

• классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы(как правило, собственников и несобственни­ков, зачастую антагонистические, между которыми происхо­дит так называемая классовая борьба); распространен в мар­ксистской философии;

• стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; под­ход, свойственный западной философии.

Социальная мобильность — основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.

С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.

Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Элементами политической системы общества являются:

• государство и государственные органы;

Основными элементами духовной жизни общества являются:

• духовные потребности людей;

Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценно­сти, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распростра­няются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людь­ми) в соответствии с их духовными потребностями.

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.

Общественное сознание — возникающая из общественной прак­тики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

КУЛЬТУРА (colère образовать, обрабатывать) означает то же, что образование или образованное состояние внутренних и внешних сил человека и народа, в соединении с благоустроенными формами общежития и с достаточным запасом материальных средств и орудий жизни.

СОЦИОЛОГИЯ (от лат. societas общество и logos — учение) — наука о формах и изменениях совместной жизни людей, о закономерностях развития и функционирования общества.

ТЕХНИКА (от греч. 1есйпё — искусство, мастерство) — совокупность средств, знаний и деятельности, служащих для создания материальных ценностей; совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве; машины, механические орудия, устройства; система материальных средств человеческой деятельности.

ФУТУРОЛОГИЯ (от лат. futurum – будущее) – учение о будущем человечества, дальнейшем ходе истории и развитии общества.

Источник

ПОНЯТИЕ БЫТИЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Категория бытия в философии

3. Основные формы бытия

Понятие «бытие» имеет несколько значений. Во-первых, оно употребляется как синоним существующего. В этом случае категория «бытие», будучи предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений. Существующий мир бесконечно многообразен. Однако, устанавливая определенное сходство условий, способов существования единичных вещей, явлений, процессов, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия. На этом основании можно выделить следующие различающиеся, но в то же время взаимосвязанные основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), объектов, процессов, которое, в свою очередь, делится на:

а) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого;

б) бытие вещей, процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое подразделяется на:

а) бытие человека в мире вещей,

б) бытие специфически человеческое;

в) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

3) бытие социального, которое расчленяется на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества,

Бытие вещей. Общечеловеческий социально-исторический опыт, конкретный практический опыт всех когда-либо живших и сегодня живущих индивидов позволяют утверждать, что первая природа, ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека, независимо от его воли и субъективных желаний. Это коренное, постоянное отличие природы как особой формы бытия. Первая природа, благодаря своему бытию до, вне и независимо от сознания, является реальностью особого рода. Она объективная и первичная реальность в том смысле, что человек и его сознание рождаются благодаря непреходящей природе и уже после того, как природа Земли миллиарды лет существовала до человека.

1) отдельный человек реально существует прежде всего как данная мыслящая и чувствующая вещь (тело);

2) человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и взятая на данном витке его развития, эволюции мира;

Бытие духовное. Особым видом бытия является духовное бытие, как индивидуализированное, так и внеиндивидуальное, объективированное. Индивидуализированное бытие духовного включает в себя прежде всего сознание индивида, Но индивидуализированное духовное в широком смысле слова включает в себя и бессознательное. Бытие индивидуализированного духовного лишь относительно самостоятельная форма бытия, поскольку оно неразрывно связано со всеми перечисленными выше формами бытия.

640 1

Источник

Общество как форма бытия

Для современного понимания категории бытия характерен прежде всего системный анализ этого фундаментального философского понятия. Выделяется ряд уровней бытия: материальное и идеальное бытие, природное и социальное бытие, бытие личности, культуры, ценностей и т. д. Признается их
взаимосвязь и несводимость друг к другу, выдвигается требование подходить
к их анализу на основе принципа развития (историзма).

Поскольку бытие отражает по объему все, что существует, то следует ожидать, что существуют менее общие понятия, отражающие части, элементы того, что существует. Такими менее общими понятиями являются формы бытия. Их использование в философии связано с потребностью наполнения содержательно пустого понятия бытия за счёт выделения наиболее общих, несводимых друг к другу способов существования.

Категория бытия применяется для обозначения существования человека как единства природного и социального. Бытие человека – вторая основная форма бытия, второй наиболее общий способ существования. Каждое человеческое существо существует, с одной стороны, по физическим, химическим, биологическим законам. В то же время человек не только природное, но и социальное существо, т.е. он живет по надприродным. или сверхприродным, законам: труда, социальным законам, законам семьи и т.д.

Третья основная форма бытия – бытие общества, которое не сводится к бытию человека, «второй» природы и общественного сознания, напротив, детерминирует само их возникновение. Категория «бытие общества» позволяет абстрагировать именно социальную действительность безотносительно к биологической природе человека и наполовину природному происхождению предметов «второй» природы.

Формы бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции. В теории. В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек – существо природное, материальное, так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия.

Источник

Философия: конспект лекций

cover

Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 16. Понятие общества

Такие понятия, как «общество», «социум», «общественный», «социальный», крайне распространены, однако их смысл часто оказывается чрезвычайно многозначным и не до конца ясным. Главным образом необходимо отличать термин «общность» от термина «общество». Общность можно помыслить как форму совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом (семья, народ). Общество — это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Общество выстроено на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность.

Уже в XIX в. наряду с философией сформировалась наука социология, которая предназначалась для того, чтобы исследовать различные общества и общество в целом как предмет. Ее основоположник О. Конт мыслил социологию «социальной физикой», способной стать новой религией человечества. В том же столетии общество называли по-разному: и растением, и животным, и лицом, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Гораздо больше определений было сформулировано в XX в.

Также следует отличать понятие «общество» от понятий «народ», «нация» и «государство». Народ — это форма общности людей, связанных языком, культурой и происхождением. Нация — это форма организации жизни одного народа, связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство — это форма организации жизни народов и наций, основанная на праве и законе, является продуктом исторического развития цивилизации. Само собой разумеется, что все эти понятия взаимопересекаются и определяют понимание друг друга.

Современной социологией приводится более десяти способов объяснения специфики социальной структуры различных обществ и сущности различных социальных групп. Философия сосредоточивает такие понятия, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциональные (философы XVII–XVIII вв.), материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс).

Дабы понять феномен общества, необходимо понять противоречия человека в обществе и установить закономерность, объединяющую людей в социум. Выделяют три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей. Первый намечен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, животного мира, космоса.

Второй подход — идеалистический. Здесь суть объединения людей рассматривается с позиции верований, мифов.

Следующий подход имеет прямую связь с анализом человеческих отношений, которые возникают в различных природных условиях, верованиях и имеют определяющий характер.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector