Общество как функциональная система

three 3075752 1920 Советы на день

Общество как функциональная система

Рейтинг: 3

2013 10 23 5267ddd00dba6

ОБЩЕСТВО КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Общество как способ существования человека выражается следующими основными функциями:

1. Производство материальных благ.

2. Воспроизводство и социализация человека.

3. Распределение продуктов трудовой деятельности.

4. Потребление продуктов.

5. Обмен продуктами трудовой деятельности.

6. Обмен информацией (общение, коммуникация).

7. Упорядочивание форм трудовой, распределительной и потребительской деятельности.|

8. Регламентация форм всех прочих видов взаимодействия

(социальных, политических, нравственных и иных отношений).

Для реализации этих функций в обществе создаются спе- циальные организации (социальные институты). Их появление усложняет общественные отношения и создает новые векторы в этих формах субъектно-субъектного взаимодействия.

Существует два основных способа организации функцио- нирования системы общественных отношений: автократический и демократический.

Автократический способ организации характеризуется следующими чертами:

1. Обмен продуктами труда регламентируется централизо-

2. Распределение продуктов труда иерархизировано.

3. Обмен информацией централизован, мера информиро-

ванности также централизована.

4. Регламентация всех форм упорядочивания Субъективи- рована (находится в руках одного субъекта иди ограниченной группы субъектов).

5. Указанные выше характеристики определяют такой па-

раметр общественных отношений как власть.

6. Власть имеет центростремительную направленность.

7. Властные отношения связываются с диспропорцией типа

– меньшинство управляет большинством.

8. Политическая структура общества характеризуется принципом монополитичности (одна партия, одна идеология, одна политика).

9. Форма организации общественной жизни – бюрократи-

Демократический способ функционирования имеет проти- воположные параметры. Но это не означает, что он является идеалом общественного устройства общества. Во всяком случае, следует учесть высказывание У. Черчилля, который говорил, что демократия – это просто меньшее зло, чем все остальные. Впро- чем, многие россияне, неожиданно оказавшиеся в условиях безудержно становящейся самобытной российской демократии, могут добавить к этому свои собственные суждения.

Источник

ОБЩЕСТВО КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Чтобы существовать общество должно выполнять определенный набор функций. Основные функции, без которых нет ни общества, ни человека:

1 – производство материальных благ,

2 – воспроизводство и социализация человека,

3 – духовное производство,

4 – распределение продуктов труда (обмен видами деятельности),

5 – регламентация и управление деятельностью и поведением людей.

Для реализации этих функций создаются соответствующие структуры (организации, институты) и отношения. Объем функций, количество и формы структур определяются в разных странах по-разному в зависимости от комплекса социально-природных факторов.

Одной из сущностных характеристик общества, отражающей его повседневную жизнь, является его определение как системы, обеспечивающей процесс производства и потребления. Задача общества – обеспечить потребление в необходимых размерах. Объём и качество потребления определяется потребностями человека в определенных обстоятельствах и на разных этапах развития общества и человека, с учетом не только материального, но и духовного фактора. У потребления есть три градации: минимум – нижняя граница, за которой начинаются серьезные нарушения системы и её гибель; максимум – верхняя граница, за пределами которой тоже наступают необратимые изменения; оптимум – некая средняя норма, при которой система функционирует устойчиво. Отклонение от оптимума – это или недопотребление, т.е. неудовлетворенная потребность, или сверхпотребление, т.е. роскошь и бесполезная с точки зрения общества трата общих ресурсов. Таким образом, потребности, как личные, так и общественные и их удовлетворение, являются одной из главных движущих сил развития производства. Поэтому знание характера потребностей, их «набор» позволяет в значительной степени прогнозировать общественное развитие, а изучение потребностей – необходимо для изучения и знания самого общества. Сравнительно легко изучаются потребности материальные, значительно труднее – духовные.

Материальные потребности общества определяются простыми подсчетами

необходимого для нормального функционирования объема потребления ресурсов, сырья, энергии. Материальные индивидуальные потребности (питание, одежда, жильё и т.д.) определяются научными рациональными нормами потребления с учетом демографических, национальных и традиционных форм потребления. Различие между необходимым и реальным объемом потребления дает реальную потребность населения страны, региона в предметах и материальных условиях их жизни.

Сложнее с анализом культурно-духовных и психологических потребностей.

Если чуть проще решаются проблемы с потребностями инфраструктуры культуры количество общеобразовательных и специальных школ, учреждений культуры (музеи, театры, библиотеки и т.д.), специальная техника и оборудование, то труднее с чисто духовными потребностями (идеи, эмоции, общение). В первом случае можно по среднестатистическим данным в целом и в пересчете на душу населения, с учетом посещаемости и использования подсчитать и определить количественные показатели.

А как быть с самими духовными потребностями? Что представляет в глазах общества ценность, как они ранжируются между собой? Например, сколько и каких книг требуется? В среднем, по статистике человек в развитых странах проводит 5-6 часов в день у телевизора – это много или мало? И есть ли в этом потребность? Если да, то сколько нужно произвести телевизоров, вырубить лесов, чтобы произвести нужное количество бумаги для школ и типографий? Социология предлагает пути изучения и этих потребностей. Это наблюдения и различного рода опросы групп населения, о том, что они потребляют и осваивают, что хотели бы иметь в качестве предмета духовного освоения. При использовании научных процедур эти подходы дают возможность достаточно точно определить уровни духовных потребностей и средства их удовлетворения – инфраструктуру. А это, в свою очередь, позволяет выстраивать государственную социальную и культурную политику.

1. Итак, первая социальная функция общества – производство материальных благ. Социальный смысл производства материальных благ состоит в создании материальных средств как условия существования человека.

Основные элементы производства – производительные силы (орудия труда, средства труда, люди, а также способ соединения работников и орудий труда, что называется технологией) и производственные отношения – взаимодействие людей в производственных процессах.

В процессе производства создаются соответствующие функциональные группы, осуществляющие управление, производство, обмен и потребление произведенных благ. Это группы, различающиеся по профессиям, формам собственности, месту в системе производства – коллективы производственных предприятий, цеховые, отраслевые, корпоративные, управленческие и др.

2. Функция воспроизводства человека. В этой функции следует различать два аспекта:

а) биологическое производство человека и воспроизводство его сил;

б) производство социальное, т.е. превращение индивида в социального субъекта. Роль общества велика не только в очевидной второй части функции («б»), но и в части «а», ибо именно общество задает и, по мере возможности,

контролирует реализацию демографической программы. В одних странах общество стимулирует рождаемость, а в других ее ограничивает.

3. Функция духовного производства – создание духовных ценностей, социальная роль которых состоит регулировании поведения и деятельности людей. Духовные ценности выражаются в различных формах, которые в совокупности со спецификой содержания дают «искусство», «религию», «философию», «науки», «нормы нравственности». В искусстве высшая ценность называется прекрасным, в религии – святостью, в философии – справедливостью, в науке – истиной, в морали – добром.

Система ценностей играет огромную роль в поведении и деятельности человека, поскольку служит ориентиром, исходя из которого каждый

воспринимает своё окружение. Производство духовных ценностей имеет не только практическую цель регулирования поведения индивидов, но и служит

edugr4

более полному раскрытию и развитию сознания человека, а также удовлетворению сформировавшихся духовных потребностей. Оно может также служить и средством отвлечения, развлечения и отдыха. Таким образом, эта функция, как и многие социальные явления, не однолинейна, а многопланова.

средствами производства, умениями и навыками. В настоящее время

наиболее распространенный способ распределения – оплата за труд по критериям количества и качества произведенного продукта или оказанной услуги.

Реализация обмена породила рынок, как совокупность условий производства, обмена и потребления через механизм предложения товара и существующего спроса. Рынок – это широкая социальная система, охватывающая все сферы социальной жизни. К обмену предлагается рабочая сила, способности и деятельность, материальные и духовные продукты труда и услуги.

Одним из важнейших условий современного рынка, как считают многие западные экономисты и социологи, является не право распоряжения средствами производства, а право распоряжаться продуктами своего труда,

т.е. приоритет отдают не собственности на средства производства, а собственности на продукт труда. Этот принцип весьма решительно проводится в деятельности мощных корпораций США, Японии, Германии и других стран.

5. Функция регламентации поведения и деятельности, управления страной.

Под регламентацией, в данном случае, понимается установление правил и норм поведения и деятельности с угрозой насильственного принуждения к их исполнению.

Процесс регламентации осуществляется во всех сферах жизни общества и выступает как интегрирующая функция, объединяющая все структуры в пределах страны, но главную роль играет регламентация политической сферы.Существует две причины необходимости регламентации. Первая состоит в том, что отдельные индивиды, случайно или преднамеренно, могут нарушать социальное, функциональное взаимодействие, т.е. тем или иным способом ухудшать условия жизни других людей. Вторая причина – борьба различных групп людей за свои социальные интересы. Нерегламентируемая борьба за групповые интересы может приводить к кризисному состоянию общества, нарушению производства и потребления, стабильности общества.

Функциональные структуры взаимодействуют и зависят друг от друга. Уровень материального производства, его номенклатура влияет на политику, на духовные структуры, на сферу услуг. Характер и состояние духовной культуры весьма значительно влияет на уровень производственной культуры, на политику и т.д. Более того, каждая функциональная структура испытывает определенную потребность взаимодействия с другими структурами.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

ОБЩЕСТВО КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Чтобы существовать общество должно выполнять определенный набор функций. Основные функции, без которых нет ни общества, ни человека:

1 – производство материальных благ,

2 – воспроизводство и социализация человека,

3 – духовное производство,

4 – распределение продуктов труда (обмен видами деятельности),

5 – регламентация и управление деятельностью и поведением людей.

Для реализации этих функций создаются соответствующие структуры (организации, институты) и отношения. Объем функций, количество и формы структур определяются в разных странах по-разному в зависимости от комплекса социально-природных факторов.

Одной из сущностных характеристик общества, отражающей его повседневную жизнь, является его определение как системы, обеспечивающей процесс производства и потребления. Задача общества – обеспечить потребление в необходимых размерах. Объём и качество потребления определяется потребностями человека в определенных обстоятельствах и на разных этапах развития общества и человека, с учетом не только материального, но и духовного фактора. У потребления есть три градации: минимум – нижняя граница, за которой начинаются серьезные нарушения системы и её гибель; максимум – верхняя граница, за пределами которой тоже наступают необратимые изменения; оптимум – некая средняя норма, при которой система функционирует устойчиво. Отклонение от оптимума – это или недопотребление, т.е. неудовлетворенная потребность, или сверхпотребление, т.е. роскошь и бесполезная с точки зрения общества трата общих ресурсов. Таким образом, потребности, как личные, так и общественные и их удовлетворение, являются одной из главных движущих сил развития производства. Поэтому знание характера потребностей, их «набор» позволяет в значительной степени прогнозировать общественное развитие, а изучение потребностей – необходимо для изучения и знания самого общества. Сравнительно легко изучаются потребности материальные, значительно труднее – духовные.

Материальные потребности общества определяются простыми подсчетами

необходимого для нормального функционирования объема потребления ресурсов, сырья, энергии. Материальные индивидуальные потребности (питание, одежда, жильё и т.д.) определяются научными рациональными нормами потребления с учетом демографических, национальных и традиционных форм потребления. Различие между необходимым и реальным объемом потребления дает реальную потребность населения страны, региона в предметах и материальных условиях их жизни.

Сложнее с анализом культурно-духовных и психологических потребностей.

Если чуть проще решаются проблемы с потребностями инфраструктуры культуры количество общеобразовательных и специальных школ, учреждений культуры (музеи, театры, библиотеки и т.д.), специальная техника и оборудование, то труднее с чисто духовными потребностями (идеи, эмоции, общение). В первом случае можно по среднестатистическим данным в целом и в пересчете на душу населения, с учетом посещаемости и использования подсчитать и определить количественные показатели.

А как быть с самими духовными потребностями? Что представляет в глазах общества ценность, как они ранжируются между собой? Например, сколько и каких книг требуется? В среднем, по статистике человек в развитых странах проводит 5-6 часов в день у телевизора – это много или мало? И есть ли в этом потребность? Если да, то сколько нужно произвести телевизоров, вырубить лесов, чтобы произвести нужное количество бумаги для школ и типографий? Социология предлагает пути изучения и этих потребностей. Это наблюдения и различного рода опросы групп населения, о том, что они потребляют и осваивают, что хотели бы иметь в качестве предмета духовного освоения. При использовании научных процедур эти подходы дают возможность достаточно точно определить уровни духовных потребностей и средства их удовлетворения – инфраструктуру. А это, в свою очередь, позволяет выстраивать государственную социальную и культурную политику.

1. Итак, первая социальная функция общества – производство материальных благ. Социальный смысл производства материальных благ состоит в создании материальных средств как условия существования человека.

Основные элементы производства – производительные силы (орудия труда, средства труда, люди, а также способ соединения работников и орудий труда, что называется технологией) и производственные отношения – взаимодействие людей в производственных процессах.

В процессе производства создаются соответствующие функциональные группы, осуществляющие управление, производство, обмен и потребление произведенных благ. Это группы, различающиеся по профессиям, формам собственности, месту в системе производства – коллективы производственных предприятий, цеховые, отраслевые, корпоративные, управленческие и др.

2. Функция воспроизводства человека. В этой функции следует различать два аспекта:

а) биологическое производство человека и воспроизводство его сил;

б) производство социальное, т.е. превращение индивида в социального субъекта. Роль общества велика не только в очевидной второй части функции («б»), но и в части «а», ибо именно общество задает и, по мере возможности,

контролирует реализацию демографической программы. В одних странах общество стимулирует рождаемость, а в других ее ограничивает.

3. Функция духовного производства – создание духовных ценностей, социальная роль которых состоит регулировании поведения и деятельности людей. Духовные ценности выражаются в различных формах, которые в совокупности со спецификой содержания дают «искусство», «религию», «философию», «науки», «нормы нравственности». В искусстве высшая ценность называется прекрасным, в религии – святостью, в философии – справедливостью, в науке – истиной, в морали – добром.

Система ценностей играет огромную роль в поведении и деятельности человека, поскольку служит ориентиром, исходя из которого каждый

воспринимает своё окружение. Производство духовных ценностей имеет не только практическую цель регулирования поведения индивидов, но и служит

более полному раскрытию и развитию сознания человека, а также удовлетворению сформировавшихся духовных потребностей. Оно может также служить и средством отвлечения, развлечения и отдыха. Таким образом, эта функция, как и многие социальные явления, не однолинейна, а многопланова.

средствами производства, умениями и навыками. В настоящее время

наиболее распространенный способ распределения – оплата за труд по критериям количества и качества произведенного продукта или оказанной услуги.

Реализация обмена породила рынок, как совокупность условий производства, обмена и потребления через механизм предложения товара и существующего спроса. Рынок – это широкая социальная система, охватывающая все сферы социальной жизни. К обмену предлагается рабочая сила, способности и деятельность, материальные и духовные продукты труда и услуги.

Одним из важнейших условий современного рынка, как считают многие западные экономисты и социологи, является не право распоряжения средствами производства, а право распоряжаться продуктами своего труда,

т.е. приоритет отдают не собственности на средства производства, а собственности на продукт труда. Этот принцип весьма решительно проводится в деятельности мощных корпораций США, Японии, Германии и других стран.

5. Функция регламентации поведения и деятельности, управления страной.

Под регламентацией, в данном случае, понимается установление правил и норм поведения и деятельности с угрозой насильственного принуждения к их исполнению.

Процесс регламентации осуществляется во всех сферах жизни общества и выступает как интегрирующая функция, объединяющая все структуры в пределах страны, но главную роль играет регламентация политической сферы.Существует две причины необходимости регламентации. Первая состоит в том, что отдельные индивиды, случайно или преднамеренно, могут нарушать социальное, функциональное взаимодействие, т.е. тем или иным способом ухудшать условия жизни других людей. Вторая причина – борьба различных групп людей за свои социальные интересы. Нерегламентируемая борьба за групповые интересы может приводить к кризисному состоянию общества, нарушению производства и потребления, стабильности общества.

Функциональные структуры взаимодействуют и зависят друг от друга. Уровень материального производства, его номенклатура влияет на политику, на духовные структуры, на сферу услуг. Характер и состояние духовной культуры весьма значительно влияет на уровень производственной культуры, на политику и т.д. Более того, каждая функциональная структура испытывает определенную потребность взаимодействия с другими структурами.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 331 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Сущность, структура и функции общества как системы.

Контрольная работа

по дисциплине: «Социология»

На тему: «Общество как социальная система»

Содержание

1. Сущность, структура и функции общества как системы ……………….4

2. Современные модели общественного развития………………………….8

2.2 Макросоциологическая модель………………………………………….10

2.3 Микросоциологическая модель…………………………………………10

2.4 Интерактивная модель…………………………………………………. 11

Введение

Социальное общество является переходным от капитализма к социализму и может сочетать элементы обоих формаций, но с учетом новых основных приоритетов. Поэтому идеология коллективизма и общественных форм собственности должна иметь право на официальный приоритет в жизни социального общества.

Стремление к богатству, как главный побудительный мотив деятельности человека в капиталистической формации, недоступно всем и требует тайны деятельности, что открывает дорогу к правонарушениям и преступлениям. Социальное общество должно быть открытым, и не только для правоохранительных органов, но в нем не должно быть недоступных тайн и для официальной общественности. Уровень личных доходов в социальном обществе также должен контролироваться и ограничиваться разумными приделами. Поэтому еще один тезис социального общества и состоит в том, что человек должен получать за свой труд долю благ пропорционально своему вкладу в производимое богатство. В то же время общество должно гарантировать номинальный уровень жизни каждого человека для данного этапа своего развития независимо от его вклада, но при условии выполнения им определенных общественных обязанностей. Таким образом, снимается серьезная причина социальной напряженности. Социальные гарантии должны входить в Конституции социальных государств и защищаться всеми государственными структурами. Для этого необходима перестройка на новых принципах широкой демократии всей системы власти социального государства. Конституционно социальное общество должно отличаться тем, что человек, его жизненные права и потребности, определяемые самим народом, становятся главной целью общества. Каждый имеет право на всё, но вместе со всеми.

Цель контрольной работы: изучение сущности, структуры и функций общества как системы.

Задачи контрольной работы:

· Раскрыть понятие общество;

· Рассмотреть сущность, структуры и функций общества как системы;

· Рассмотреть современные модели общественного развития

Сущность, структура и функции общества как системы.

Очевидно, что при всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Обычно под системой понимается определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. В частности, любая социальная группа представляет собой сложную систему, не говоря уже об обществе и т.п.

Каждая общественная система отличается от предшествующей характером своих систем, образующих элементов и способом их связи между собой. Социальная система представляет собой явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Под социальной структурой обычно понимается устойчивая связь элементов в социальной системе.

Существенными чертами любой системы являются целостность и взаимосвязанность всех элементов ее структуры. Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные сообщности в условиях данной социальной среды. В процессе этого взаимодействия люди и социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность становится системой, целостностью с качествами, которых нет ни в одной из включенных в нее элементов в отдельности. Социальная жизнь предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных систем, в основе которых лежит материальное производство. Структура, выступая как единство совокупности элементов, управляется своими законами и закономерностями. Существование, функционирование и изменение структуры определяются не законом, а носит характер саморегуляции, поддерживающей в определенных условиях равновесие элементов внутри структуры.

Под функцией обычно понимается такая зависимость между объектам при которой изменение одного из них вызывает изменения в других в рамках данной системы, Функции социальной системы сводятся к двум основным: 1. Функция сохранения системы, ее устойчивого состояния (например, материально-экономическое обеспечение, воспроизводство человеческого общества, социально-политические, этические гарантии выживания человечества).

2. Функция совершенствования системы, ее оптимизации (например, совершенствование политических, правовых, нравственных отношений, эстетическое развитие людей, совершенствование техники). Главным механизмом выполнения этой функции является инновационная деятельность людей или общества в целом. Результатом же действия этих механизмов может быть формирование новых видов деятельности, соответственно новых организаций, учреждений, что приводит в конечном итоге к росту сложности и повышению уровня разнообразия всей структуры общества в целом.

Современные ученые предупреждают о соблюдении меры в процессе оптимизации, совершенствования, общества или отдельных его сторон. Так, если уровень новизны оказывается слишком высоким для общества, то это может привести его к пагубным последствиям. В связи с этим А. Назаретян вводит представление о полезном разнообразии, позволяющем обеспечивать рост сложности и сохранение порядка в системе, и об «избыточном» разнообразии, которое приводит к падению сложности или утрате порядка в системе. Последнее он интерпретирует, опираясь на факты маргинализации культуры, «культурной шизофрении» и тоталитарного тупика. Поэтому достижение максимальной сложности социальной системы отнюдь не является самоцелью, так же как рост структурной информации или энтропии в системе сам по себе. В связи с этим ставится вопрос об оптимальном соотношении структурной информации и энтропии, т.е. свободы и порядка в системе, несмотря на то, что в ее развитии принимает активное участие и субъективный фактор.

Если раньше ученых волновал вопрос об определении пределов рационального знания, то сейчас науке присуще осознание пределов эффективности человеческой деятельности, острое желание «не навредить». В связи с этим говорят о выборе стратегии минимально возможных изменений. Эти мысли российских ученых оказались созвучными идеям их западных коллег об отказе от «крупномасштабных» (подобных революциям) действий в обществе и переходе к «поэтапным» действиям, в процессе которых можно поддерживать диалог преобразователя и преобразуемой структуры.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector