Общество как глобальная аудитория

woman 97088 1920 Советы на день

Глобальное общество

200px Rotating earth %28large%29

magnify clip

Глобальное общество (англ. global society) — концепция человеческого общества, объединяющего в своём составе всё человечество, всех жителей Земли и общества всех стран мира (локальные общества). Название происходит от слова «глобальный», то есть, мировой, тот, что касается земного шара. Понятие получило распространение в мировых научных кругах во второй половине XX века, когда возникла необходимость в изучении вопросов, явлений и процессов имеющих отношение к жизнедеятельности и развитию человечества в целом.

Содержание

Исторические предпосылки

40px Emblem important.svg

Понятие глобального общества начинает впервые широко использоваться в научных кругах XX века в процессе осмысления такого явления как глобализация.

В последнее время в мировом научном сообществе становится все более популярной концепция глобального общества (Global society), с точки зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, которое состоит из множества локальных обществ отдельных стран мира. Эта концепция значительно упрощает рассмотрение процессов глобализации, которые в этом случае превращаются в обычные общественные преобразования в рамках глобального общества, власть в котором время от времени пытаются захватить те или иные правители (князья мира сего).

Похожие идеи высказывались ещё в глубокой древности. Древний греческий мыслитель Диоген например использовал такое понятие как космополит, то есть гражданин мира или гражданин космополии (общества мира). В христианском (в частности православном) учении использовались такие понятия как «род людской», «человечество», «христианский мир» и т. д. Таким образом можно утверждать, что просвещенные люди древности, особенно святые отцы, ещё в древности понимали тот простой факт, что все люди, все представители рода homo sapiens являются гражданами единого глобального общества, влияние каждого человека на социальные процессы в котором ограничено, но вместе с тем время от времени отдельные правители (князья мира сего) получают значительную власть в свои руки (Чингисхан, Гитлер, Сталин, римские императоры и турецкие султаны) и на основании этого пытаются поставить весь мир под свой контроль(проблемы глобализации), что иногда им почти удается.

В мировоззрении жителей Азии, напр. Китая, Средней Азии а также жителей Империи Чингисхана важное место занимала идея Поднебесной — всей Земли (под Небом) и человеческого общества, существующего на её просторах. Следует обратить внимание, что Империя Чингисхана являет собой одну из самых известных в мировой истории попыток централизации власти (единовластия, монархии) в глобальном обществе в руках одного лица или группы лиц. Также стоит обратить внимание, что в мировой истории похожие попытки делались с древнейших времен и до наших дней. Достаточно вспомнить политику таких государственных структур как Персидская империя, Римская империя, Священная Римская Империя, Восточная Римская (Византийская) империя, Османская империя, Российская империя, Британская империя, Германская империя, СССР, Третий Рейх и т. д.

Различные трактовки понятия

Понятие глобального общества тесно связано с понятием общества. Если по мнению одних ученых глобальное общество только формируется, или сформировалось относительно недавно, то по мнению других — это общество существовало с самого возникновения человечества, просто люди либо не уделяли ему достаточного внимания, либо называли другими словами — «человечество», «род человеческий» и др.. Понятия близки по смыслу к понятию «глобальное общество» — планетарное общество, международное или мировое сообщество, «глобальная деревня».

Жизнь в современном глобальном обществе

С точки зрения глобального общества нет ничего загадочного в процессах глобализации. Они представляют собой обычные общественные процессы (общественные преобразования) в глобальном обществе и им можно найти определенные аналогии в обществах локальных (отдельных стран).

Локальные общества

В составе глобального общества во все времена существовали общества локальные, общества отдельных стран, государств и регионов мира. Таким образом глобальное общество также имеет региональную структуру, как и общество любой отдельной страны мира (напр. Украина).

Глобальное хозяйство

Глобальное хозяйство (Глобальная экономика) — с точки зрения глобального общества это его сфера хозяйственной деятельности, его хозяйственная система.

История идеи глобального общества

Впервые идеи рассматривать всех жителей нашего мира (нашей планеты) как единое общество появляются ещё во времена Древности. В частности древний мыслитель и искатель истины Диоген принимает такое понятие, как космополит, то есть гражданин мира, гражданин космополии (общества мира). В христианстве, в частности в православии, в различных философских учениях на их основе, ещё во времена раннего средневековья (в частности Киевской Руси) используются такие понятия как человечество, род человеческий, мир христианский, град Божий и т. д., которые по сути являются осмыслением жизни человечества и глобального общества того времени с христианской точки зрения. В других вероучениях того времени, в частности в иудаизме, мусульманстве, китайской философии, буддизме, индуизме и др.. можно заостритить похожие идеи.

Новые формы описания глобального общества появляются в Европе в эпоху Нового Времени в рамках гуманизм в. По сути в те времена разрабатываются такие идеи гуманизма, важные для современного глобального общества, как идеи человечества, человеческого блага и общечеловеческих ценностей.

В XVIII—XIX вв. тоже появляются определенные наработки в области исследования глобальных общественных процессов и жизни человечества. В частности следует упомянуть теорию вечного мира в Европе и труд Канта «К вечному миру», в которой он продолжает античные идеи космополитизма и мирного сосуществования людей во всем мире. Следует обратить внимание, что идея вечного мира была довольно популярной в названную эпоху и по сути представляла собой идею близкую к идее глобального общества в современном мире. Этой идеей интересовались как мыслители тогдашней Европы так и России (Руси). В частности Ж. Ж. Руссо, перевод трудов которого осуществлялся Ипполитом Богдановичем. См. статью (философия)

Зарождение и развитие идей глобального общества в рамках основных мировых вероучений

Люди, знакомые с основными мировыми вероучениями (религиями) и понятием глобального общества, довольно легко находят аналогии в идеях, которые высказывались многими людьми в рамках этих вероучений на протяжении тысячелетий и современной идеей глобального общества. Для верующих людей Творцом человечества, а значит и глобального общества является Бог. Так в христианстве, мусульманстве, иудаизме и буддизме большое внимание уделяется человечеству, общечеловеческой общности земного шара, вечным проблемам, существующим в её составе на протяжении всего её существования и оптимальным путям их решения. В древних верованиях Китая (в частности конфуцианстве) подобные вопросы осмысливаются с использованием понятия Поднебесной, жизненного пространства, в котором живут люди и одновременно — общечеловеческого общества, которое существует в рамках этого пространства. Таким образом, идеи глобального общества, осмысление жизни человечества как единого целого, единого сообщества, которое существует на нашей планете со времени появления первых людей, имеет многовековую историю, истоки которой теряются в глубине тысячелетий. В частности на землях современной Украины эти вопросы были достаточно основательно разработаны в рамках средневековой православной философии, интерес к которой в мире начал расти в последние годы, что позволяет говорить о существовании православного глобализма, глобального мировоззрения основанного на православных ценностях.

Глобальное общество и проблемы глобализации

С самого начала возникновения человечества, в глобальном обществе вместе живут очень разные люди с разными взглядами на жизнь. В зависимости от многих факторов люди могут как принимать так и отрицать общечеловеческие ценности и идею мирного сосуществования человечества на планете. В связи с общественными проблемами, которые вызывает глобализация, существует много людей в современном мире, которые склонны считать глобализацию скорее негативным явлением чем положительным. Это свое видение глобализации они часто переносят на глобальное общество, отрицая его существование или отказываясь признавать себя полноправными членами глобального общества.

Империи и глобальное общество

150px Coat of arms of the Soviet Union.svg

magnify clip

Войны в мире и глобальное общество

С точки зрения концепции глобального общества все войны в мире имеют целью передел власти и сфер влияния в глобальном обществе, устранение противоречий между теми или иными локальными обществами, входящими в его состав.

Структура глобального общества будущего

В прошлом в глобальном обществе были периоды, когда его структуру характеризовали как преимущественно первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и индустриальную подобное. Относительно его будущей структуры на данный момент трудно что-то сказать, поскольку ни одному человеку не дано знать будущее. Различные исследователи предлагают разное видение структуры глобального общества будущего, в частности глобальное информационное общество, глобальное гражданское общество, глобальная монархия (диктатура), союз отдельных государств мира и проч. Для современных жителей глобального общества, равно как и для их предков, продолжают оставаться важными вопросы сохранения мира, порядка, благосостояния, а также местных обычаев, собственного языка и веры в условиях быстрых изменений, которые происходят.

Источник

На пути к глобальному миру: как медиа задают ценности

756324973097158

На финальной встрече в рамках конференции TV2B Петр Шепин, коммерческий директор «Первого канала», специалист по Латинской Америке и историк, и Александр Нечаев, заместитель генерального директора «ВГТРК», программный директор канала «Россия-1», философ, обсудили, как происходит формирование новых экономических ценностей, при чем здесь экономика впечатлений и почему медиа в России уникальны.

Новая парадигма: почему глобальный мир — это утопия

Изменение ценностей — это слишком большой шаг, который кажется почти невозможным в краткосрочной перспективе: история показывает, что ценности меняются только через несколько поколений. Совершить подобный скачок может помочь технологический прогресс. Необходимо углубиться в изучение и разработку искусственного интеллекта, сделав его равным человеку, превратить мысли людей в алгоритмы, которые можно будет хранить в банке данных.

Тем не менее, на короткие сроки ценности могут не только претерпевать изменения, но даже смещаться в противоположную сторону. Сейчас, говорит Александр Нечаев, такое происходит в США: там общество постепенно переходит от индивидуализма и капитализма к справедливому разделению прав и капитала.

В любом случае, современный мир диктует свои правила: ценность приобретает любое мнение, авторитетность постепенно стирается. Нечаев сравнил трансформацию медиа с реформацией Католической церкви, на основе которого сформировалось протестантство. Тогда, согласно тезисам Мартина Лютера, в процессе общения между индивидом и высшим существом не должно быть посредника — сакрализованная каста священников была больше не нужна. Такой взгляд полностью поменял парадигму: оказалось, что человек — хозяин своей судьбы, а хорошей жизни не стоит стесняться. Конечно, в современном мире все обстоит немного иначе, но все-таки посредника между адресатом медиасообщения и его создателем, вроде обозревателя или журналиста, практически нет. Петр Шепин добавил, что, как и в XVI—XVII веках, современное общество атомизировано, и в конечном итоге это приведет к его пересборке.

В начале 2000-х годов люди надеялась на изменение ценностей в сторону потребления и глобального мира. Казалось, что границы между странами сотрутся, а автоматические переводчики нивелируют проблему коммуникации. Но произошел обратный процесс: чем больше люди сталкивались с простым потреблением, тем сильнее становилось их желание определить себя через иные способы идентификации, вроде этнических, конфессиональных, государственных и гендерных в том числе. В то же время нельзя исключать из внимания разрыв в цивилизационном развитии стран, который тормозит появление глобального мира.

Корпоратократия: чем опасна монополизация медиарынка

Может показаться, что современный мир действует по законам корпоратократии. Крупные компании накапливают большое количество материалов и ресурсов, в том числе человеческих, и создают контент, с помощью которого захватывают внимание пользователей. Корпорации становятся больше, покупая другие компании, которые производят контент и работая над расширением уже вместе с ними. Например, Amazon объявил о покупке кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer, владеющей франшизой Джеймса Бонда. В связи с этим правительства устанавливают определенные рамки национальных и интересов, а антимонопольные ведомства следят за тем, чтобы рынок оставался конкурентным.

Монополизация информационного рынка может быть опасной. Как только одна компания занимает доминирующую позицию, именно она начинает формировать повестку, создавая «пузырь», из которого людям, потребляющим контент, достаточно сложно выбраться.

В любом случае, никто не знает, как формируется лента новостей, и эта неизвестность — хорошая почва для конспирологов. Когда люди начинают доверять недавно появившимся социальным сетям точно так же, как крупным каналам с большой историей, появляются новые, опасные, инструменты манипуляции. Конечно, это связано и с развитием технологий, позволяющих задействовать дипфейки, нейросеть, синтез речи зачастую в целях создать какой-то конфликт.

Помимо этого, Нечаев считает, что экстерриториальные медийные компании создают среду, в которой процветает унификация: один продукт становится доступен всем. В такой ситуации у людей возникает обратная реакция, происходит толчок к культурному протекционизму. Страны начинают заниматься защитой своих ценностей, культурной самобытности и ментального кода.

Вопрос доверия: почему телевидение остается востребованным

Александр рассказал, что телевидение в России — это площадка, которая за счет контента объединяет жителей многонациональной и большой страны. То есть, телевидение здесь отвечает за формирование общего культурного информационного пространства.

В общем понимании телевидение все еще остается привычным источником информации, который объясняет наглядно и доступно. Это стало особенно заметно в период пандемии 2020 года. Телевидение не только дает картинку и историю, но объясняет, интерпретирует и рассказывает, как дальше с этим жить. Более того, в рамках телевидения действует сильное законодательство, которое регулирует то, что пойдет в эфир. Именно поэтому в ближайшем будущем профессия журналиста или обозревателя никуда не исчезнет — людям все еще нужен человек, которому они будут доверять, считает Александр.

Экономика впечатлений: как реклама работает в России

Слово «реклама» произошло от латинского «reclamo», означающего «громко орать». История глагола связана с тем, что чтобы обратить внимание на свой товар, древним римлянам приходилось привлекать покупателей криком: кто громче описывал преимущества того, что лежит на прилавке, тот получал прибыль. Сейчас никто уже не кричит в классическом понимании, но установка контакт с потребителем все равно считается основной потребностью производителей товаров и услуг. Современному человеку важно, чтобы то, что он получает, органично вписывалось в его повседневность, мировоззрение и соответствовало образу его мышления. То есть, на первый план выходит имидж.

Персонализация становится основным инструментом рекламы. То же происходит со всей медиасредой: контентмейкеры стремятся сформировать свой язык, найти тот самый способ коммуникации с клиентом. Но здесь у России свой путь: как считают эксперты, в нашей стране автоматизация почти невозможна — люди в любом случае будут собираться своими группами, и чем сильнее вызов, тем больше стремление образовать коммьюнити, следовать замыслу.

Проблема инвестиций: уроки ушедших стартапов

Большинство инвестиций в медиа происходят без гарантии на возврат, а все из-за того, что влияние на популярность продукта оказывает аудитория. MeSpace и Clubhouse оказались слабыми проектами для борьбы в цифровом пространстве. Хотя, как считает Шепин, Clubhouse все-таки принес свой вклад в представление об утилизации контента: не обаятельно сохранять информацию в медиапространстве, можно дать ей возможность исчезнуть навсегда. Александр же считает, что в любом случае данные, которые попадают в сеть, остаются там навсегда.

Источник

Концепция глобального общества

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Понятие глобального общества начинает впервые широко использоваться в научных кругах XX века в процессе осмысления такого явления как глобализация.

В последнее время в мировом научном сообществе становится все более популярной концепция глобального общества (Global society), с точки зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, которое состоит из множества локальных обществ отдельных стран мира. Эта концепциязначительно упрощает рассмотрение процессов глобализации, которые в этом случае превращаются в обычные общественные преобразования в рамках глобального общества, власть в котором время от времени пытаются захватить те или иные правители (князья мира сего).

Похожие идеи высказывались ещё в глубокой древности. Древний греческий мыслитель Диоген например использовал такое понятие как космополит, то есть гражданин мира или гражданин космополии (общества мира). В христианском (в частности православном) учении использовались такие понятия как «род людской», «человечество», «христианский мир» и т. д. Таким образом можно утверждать, что просвещенные люди древности, особенно святые отцы, ещё в древности понимали тот простой факт, что все люди, все представители рода homo sapiens являются гражданами единого глобального общества, влияние каждого человека на социальные процессы в котором ограничено, но вместе с тем время от времени отдельные правители (князья мира сего) получают значительную власть в свои руки (Чингисхан,Гитлер, Сталин, римские императоры, турецкие султаны, американские президенты) и на основании этого пытаются поставить весь мир под свой контроль(проблемы глобализации), что иногда им почти удается.

В мировоззрении жителей Азии, напр. Китая, Средней Азии а также жителей Империи Чингисхана важное место занимала идея Поднебесной — всей Земли (под Небом) и человеческого общества, существующего на её просторах. Следует обратить внимание, что Империя Чингисхана являет собой одну из самых известных в мировой истории попыток централизации власти (единовластия, монархии) в глобальном обществе в руках одного лица или группы лиц. Также стоит обратить внимание, что в мировой истории похожие попытки делались с древнейших времен и до наших дней. Достаточно вспомнить политику таких государственных структур как Персидская империя, Римская империя, Священная Римская Империя, Восточная Римская (Византийская) империя, Османская империя, Российская империя, Британская империя,Германская империя, СССР, Третий Рейх и т. д.

Глобальное общество есть новый социологический концепт, связанный с происходящими процессами глобализации, которые осмысливаются в своих парадигмальных основаниях.

Можно назвать концепт глобального общества своего рода «идеальным типом» (по Веберу), то есть интеллектуальной конструкцией, которая описывает положение дел, в полной мере не существующее в действительности, но предопределяющее силовые линии и реперные точки этой действительности в процессе ее становления. Пока глобального общества нет, но оно складывается на наших глазах. Сложится или нет, покажут время и история. А также наша решимость сказать ему «да» или «нет».

Концепт глобального общества находится сейчас в процессе окончательного формирования и пока не используется как самостоятельный термин, выступая чаще всего в качестве синонима таких понятий, как «глобализация», «глобализм», «глобальные процессы» и т. д. Но так как значение глобальных факторов постоянно возрастает, вероятно, сейчас самое время придать этому концепту окончательный и однозначный смысл. Для этого следует обратиться не просто к практике его использования в научной литературе, но обратить внимание на исторические этапы, постепенно подводящие к возникновению самого явления, обозначаемого этим словом.

Этническая идентичность и folk-society

Чтобы понять конкретный смысл концепта, следует сделать краткий экскурс в область этносоциологии как дисциплины, разбирающей эволюцию коллективных идентификаций в разных типах обществ. Только в этой этносоциологической перспективе весь объем понятия «глобальное общество» станет по-настоящему внятным и содержательным.

640 1

Аналогом этноса может служить тот тип общества, который американский социолог Роберт Рэдфилд назвал folk-society [1], выделив как его основные моменты персонализм отношений, синхронизм реакций, ограниченную численность, аграрную среду обитания, священное отношение к природе.

Этническим обществам присущи архаические черты. В этносе преобладает циклическое время и, соответственно, мифы вечного возвращения (Мирча Элиаде [2]).

Этносы, понятые в таком социологическом ключе, являются главным объектом изучения представителей культурной антропологии, которая в США и Англии выступает как прямой аналог этносоциологии.

В народе сосуществуют две социальные парадигмы идентификации: коллективистские (все еще этнические) массы и индивидуализированные элиты. Связь возникновения социальной дифференциации и становление классового общества с этническими процессами прекрасно описал в своем монументальном пятитомнике Рихард Турнвальд [3].

Народ, λαος, порождает вместе или поочередно следующие типовые формы: государство (чаще всего), религию (как правило, с развитой теологией, классическим примером являются монотеистические религии), цивилизацию (основанную на философии и высоко дифференцированной культуре).

Нация как буржуазный симулякр

В нации доминирует городское (политизированное) население, которому точнее всего соответствует греческий термин δεμος, демос. Нация неотделима от государства и всегда имеет политическое выражение в отличие от этноса, который не знает политики (и, соответственно, развитых властных отношений и стихии исторического решения), и от народа, в котором политическое измерение является достоянием дифференцированной (от основной массы) и индивидуализированной элиты. Переход от народа к нации может быть описан как переход от нормативной фигуры «Героя» (Held) к фигуре «Торговца» (Handler), как это показано в социологии Вернера Зомбарта [4]. Нация есть явление буржуазное. И ее появление в Европе практически совпадает с рождением демократии.

Государство-нация и гражданское общество

Гражданское общество и глобальное общество

Теория гражданского общества была создана философом Кантом в духе пацифизма и антропологического оптимизма: Кант считал, что люди сообразят, что воевать между собой, защищая государства-нации, не разумно, и что гораздо выгоднее и прибыльнее сотрудничать. Тогда-то и реализуется гражданское общество, основанное на разуме и морали.

Гражданское общество, таким образом, мыслится изначально выходящим за пределы национальных государств и противопоставляется им как формам организации, подлежащим упразднению. Форма национальной идентичности должна уступить место идентичности исключительно индивидуальной. И только тогда мы получим общество индивидуумов, где никаких форм коллективной идентичности не останется.

Если поместить концепт гражданского общества в конкретный исторический контекст, то мы увидим, что это общество не может не быть глобальным, сверхнациональным, постгосударственным. То есть гражданское общество предполагает то, что в конце концов оно обязательно станет глобальным. Поэтому мы можем рассмотреть глобальное общество как высшую форму общества гражданского, как его оптимальное выражение и конкретное воплощение.

Этапы становления глобального общества

Глобальное общество в своем становлении имеет следующие этапы.

Начинается оно с укрепления индивидуальной идентичности в рамках национальных государств. Это называется демократизацией и социальной модернизацией. Коллективная идентификация с нацией и, соответственно, с государством постепенно уступает место строго индивидуальной идентификации. Гражданское общество набирает силы. Демократические национальные государства становятся все более демократическими и все менее национальными.

Далее, достигшие высокого уровня демократизации и модернизации государства-нации сливаются в одно наднациональное образование, которое превращается в основу постнационального демократического сверх-государства. (Этот этап мы видим реализованным на практике в современном Евросоюзе.)

Права человека как идеология

Три взгляда на Космополис. Глокализация

Можно привести три наиболее последовательные модели становления глобального общества: World culture (мир как культура), World Polity (мир как политика), World System (мир как система). Они по-разному трактуют глобальное общество и его становление.

По Робертсону, этот процесс открыт и теоретически может привести к настоящей унификации мира и глобальному обществу, а может в любой момент соскользнуть в «новое варварство», «архаизм», «регионализм» и «локальность».

Глобалистский коммунизм Валлерстайна

Капиталистическая глобализация войдет в полосу кризисов и рухнет, и тогда человечество построит социализм и коммунизм на останках мировой капиталистической системы. Глобальное общество будет коммунистическим.

Близкую к Валлерстейну позицию занимают и известные авторы нашумевшего бестселлера «Империя» Антонио Негри и Майкл Хардт [6].

Наступил ли «конец истории»?

В 90-е годы ХХ века наметились две тенденции в толковании процесса глобализации, которые нашли свое отражение в работах Фрэнсиса Фукуямы и Самуэля Хантингтона. Они не утратили актуальности и до сего времени.

Освобождаясь от всех связей, либералы рано или поздно должны были поставить вопрос о свободе от пола. Мужчины и женщины не индивидуальное явление. И какое бы равенство полов в обществе ни царило, есть определенные социальные механизмы сегрегации, включая анатомические, которые преодолеть невозможно. Снятие гендерной идентичности, тотальная легализация и легитимация гомосексуальных отношений, а также полноправие транссексуалов и свобода трансгендерных операций (возможно, неоднократных) является не просто курьезной деталью в становлении глобального общества, но его важнейшим программным пунктом. Борьба за права сексуальных меньшинств есть фундаментальный политический тезис строительства глобального общества. В этом обществе должны исчезнуть не только этносы, народы, конфессии и государства, но и мужчины и женщины в привычном для нас понимании.

Новая политическая теория

Если мы не хотим жить в Космополисе, населенном людьми неопределенной половой ориентации, без этносов, культур и отечеств, нам надо выдвинуть фундаментальный и в значительной мере революционный проект, заглядывающий в самые глубины человеческого духа и его исторического проявления, новую политическую теорию [7].

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector