Общество как исторический этап

woman 3287956 1920 Советы на день

Индустриальное общество

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Билет 1.

Вопрос 1. Что такое общество? Исторические этапы развития общества.

Понятие общества.

Существуют различные понятия значения слова «общество»:

Этапы развития общества

К. Маркс выделял 5 таких этапов (формаций): первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.

Сегодня чаще встречается несколько иное деление.

Аграрное общество. Это общества от эпохи первых государств (Египта, Двуречья) до, примерно, позднего средневековья, средневековых королевств. Основное занятие становится земледелие, новые орудия труда повышают его эффективность, производство излишков дает возможность специализации, развиваются ремесла, вместе с ними возникают крупные города, развивается торговля, появляется письменность, а потом и законы. Усложняется политическая организация общества, возникают большие государства, во главе которых стоят правители с аппаратом управления. Культура таких обществ гораздо более развита.

Индустриальное общество.

В нем большая часть населения занята в промышленном производстве. Такие общества наиболее характерны для стран Европы и Сев. Америки в 19-20 веке. Политическая организация общества еще более усложняется, в политические отношения включается значительная доля общества (буржуазные революции в Европе)

Источник

Общество как исторический процесс. Основные концепции исторического процесса.

Общество –это отделившаяся от природы часть мира, которая представляет собой особую сферу жизнедеятельности человека. Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей, позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В своем развитии общество проходит ряд стадий (или этапов). Последовательная смена одних этапов развития общества другими называется историей.

Общество может развиваться двумя путями: эволюционным, медленно, постепенно накапливая изменения, которые приводят общество к новой фазе своего развития, и революционным, когда смена одних этапов развития на другой происходит сразу, при жизни одного поколения, при этом огромную роль всегда играет воля человека. Человеческая цивилизация развивается по своим законам:

1. Закон ускорения истории (он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую). Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сотен тысяч лет. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается историческое время, общество развивается быстрее, динамичнее. Каждая последующая стадия короче предыдущей в 34 раза.

2. Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью (ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью_. Для одних народов время течет быстрее, для других медленнее). В джунглях Африки до сих пор существуют племена, находящиеся на примитивном уровне развития. И в той же Африке есть страны (например, Египет, ЮАР), для которых характерен высокий уровень жизни, развитая промышленность, современные технологии.

Нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а, напротив, ухудшались; чем совершеннее орудие, тем выше производительность труда, тем большее количество населения можно прокормить. Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия вытесняются машинами, которые уступают место компьютерным технологиям. Глобальный, всемирный исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации получил название социального прогресса. Но в отдельные этапы жизни общества (экономические и политические кризисы, войны, эпидемии и т.д.) может появиться обратная тенденция – попятное движение общества, возвращение его на уже пройденный этап развития – регресс. Как мы уже выяснили, общество не стоит на месте, а постоянно изменяется, проходя различные стадии своего развития. Ученые с давних пор пытаются определить, какие именно стадии развития проходит общество. Постепенно сложились две точки зрения на периодизацию истории:: формационный и цивилизационный подходы.

Для российской науки наиболее традиционным является формационный подход к периодизации истории, автором которого был Карл Маркс. За основу развития общества он взял способ производства материальных благ. В основе этого выделения лежит тот простой факт, что люди прежде чем заниматься политикой, искусством, наукой должны пить, есть, одеваться и т.д. Каждую стадию развития общества Маркс назвал общественно-экономической формацией. Маркс выделяет пять основных общественно-экономических формаций:

1. Первобытнообщинный строй: первобытное общество характеризовалось примитивными орудиями труда (палка-копалка, каменный топор). Для этого общества было характерно собирательство, охота, рыболовство.

2. Рабовладельческий строй: главной особенностью рабовладельческого строя было использование в качестве орудий труда живых людей – рабов. В это время развивается земледелие и скотоводство. Однако, рабство было характерно не для всех обществ, а большей частью для древних цивилизаций Греции, Рима, Египта.

3. Феодальный строй: был характерен для Западной Европы, Китая, Индии, России. Главное занятие земледелие; ручные орудия труда, натуральное хозяйство. Феодализм предполагает два основных социальных класса: феодалы (землевладельцы) и зависимые крестьяне. Уровень технического развития остается примитивным, темпы технического прогресса незначительны. Однако другими по сравнению с рабовладельческим строем становятся производственные отношения – крестьяне не являются личной собственностью землевладельцев, а отношения строятся на основе аренды крестьянами земельных наделов, находящихся в собственности у феодалов. В качестве арендной платы выступает оброк, барщина и т.д.

h

4. Капиталистический строй: общество основано на развитой частной собственности, рыночных отношениях и наёмном труде. Зародился в XVI веке в результате промышленной революции. На этом этапе начинает развиваться промышленность, растут города, развивается техника (появляются первые машины и предприятия – мануфактуры и фабрики). Складываются два социальных класса – буржуазия (собственники средств производства) и наемные рабочие. Рабочий обладает квалификацией и способностью трудиться. Владелец предприятия (работодатель) «покупает» эту способность, а у рабочего появляется возможность получить источник средств для существования. Маркс и его последователи полагали, что основной продукт создается руками рабочих, однако они получают за свой труд лишь ничтожно малую часть дохода от продажи произведенного продукта. Большая часть прибыли остается у капиталиста в качестве предпринимательского дохода. Из этого сторонники марксизма делали вывод, что буржуазия эксплуатирует труд рабочих, наживаясь на этом.

5. Коммунистический строй (и переходная стадия – социализм): Маркс считал, что противоречия капитализма можно устранить, если в качестве собственника средств производства будут выступать сами производители (рабочие). А полученный доход будет распределяться поровну среди всех членов общества. Уроки истории свидетельствуют о том, что общество основанное на всеобщем равенстве является утопией (фантазией). В социалистическом обществе, как показала практика, в качестве собственника средств производства выступает государство, трудящиеся получают за свой труд фиксированную заработную плату. Это приводит к тому, что рабочий не заинтересован в результатах своего труда, качество товаров начинает падать, для поддержания уровня производства приходится использовать дополнительные государственные средства, так как предприятия становятся убыточными, появляется дефицит (нехватка) товаров, люди начинают искать дополнительные (не всегда законные) источники дохода. Поэтому дальнейшее развитие общества, согласно современным научным концепциям, выходит за рамки формационного подхода.

Теория Маркса имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, Маркс первым представил историю человечества как единый, глобальный процесс. С другой стороны, формационная теория не может объяснить почему разные общества развиваются с разной скоростью, перескакивают через отдельные стадии. Например, в России никогда не было рабовладельческого общества, а некоторые народы Азии и Африки до сих пор находятся на феодальной стадии развития. В логику формационного подхода не вписываются проблемы человечества, психическое состояние человека, культура, быт и т.д. Поэтому в современной науке за основу принят цивилизационный подход.

1. Доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество. Для него характерны замедленные темпы технических изменений. Главная ценность – сохранение традиций. Основное занятие – земледелие. Сильная зависимость от природных условий, примитивные орудия труда, натуральное хозяйство. В соответствии с этим традиционное общество характеризуется:

· Естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по возрастному признаку);

· Персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных лиц);

· Неформальным регулированием взаимодействий (обычаи, нравы);

· Связанностью членов общины отношениями родства;

· Примитивной системой управления (правление старейшин, наследственная власть).

2. Индустриальное (техногенное) общество зародилось в 18 веке в результате буржуазных революций в Европе (Англия, Франция). Характеризуется высоким темпом социальных изменений, развитием промышленности, заменой ручного труда на машинный, технический прогресс выступает как высшая ценность. Натуральное хозяйство меняется на товарное производство. Первой характерной чертой этого общества является индустриализация – создание крупного машинного производства. Индустриализация означает не просто использование машин, но постоянное внедрение достижений науки и техники в производство, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тяглые животные. Применение машин и сложных технологий привело в автоматизации процесса производства и сделало возможным массовое производство товаров. Второй отличительной чертой индустриального общества является высокая степень урбанизации – переселения людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения. В индустриальном обществе широкое развитие получило разделение труда и узкая профессиональная специализация. В 70-х годах ХХ века на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное общество.

3. Постиндустриальное (информационное) общество основано на принципиально новом техническом уровне, развитии кибернетики, проникновение компьютерных технологий во все сферы жизни преобладание сферы обслуживания над сферой производства. Основная задача такого общества – индивидуализация производства и потребления. Главной ценностью в таком обществе является информация, знания, обладание которыми считается престижным. Формационный и цивилизационный подходы дополняют друг друга, позволяя представить исторический процесс развития общества с различных точек зрения. Формационный подход сложился в рамках революционного направления, главным тезисом которого является утверждение, что общество переходит с одной стадии развития на другую в результате социальной революции. Технические изменения, происходящие в обществе приходят в противоречие с устаревшими общественными (производственными) отношениями. Разрешить этот конфликт можно лишь с помощью революции.

Цивилизационный подход развивался в рамках другого научного течения – эволюционизма. Общество переходит от одной стадии развития к другой длительным эволюционным путем, постепенно накапливая изменения во всех сферах жизни общества и прежде всего в сознании и мировоззрении людей. Качественный переход на следующую, более высокую ступень развития возможен лишь тогда, когда люди будут внутренне готовы к переменам, будут хотеть этих перемен, когда новое станет привычной деталью их повседневной жизни.

Источник

Общество как исторический процесс

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Общество никогда не находится в состоянии покоя, а пребывает в постоянном движении. Диалектика рассматривает общество в этом постоянном изменении, т.е. изучает его как процесс.

Процесс – это последовательное изменение состояний какого-либо объекта.

Ряд философских наук предполагает, что общество развивается циклически, имеет замкнутый характер. Большинство философов в мире признает, что общественно-исторический процесс носит поступательный, т.е. линейно-направленный характер.

Общество имеет 2 направления: прогрессивное и регрессивное.

Поступательное, восходящее развитие общества, переход к более совершенным формам называется прогрессом.

Нисходящее развитие, возвращение к отжившим традициям и устоям называется регрессом.

Критерием общественного прогресса являются показатели степени развития общества.

Материалисты считали основным показателем социального процесса уровень развития материального производства. Идеалисты признают главным критерием степень духовного развития общества – нравственность, просвещенность и др..

Революцией называют коренные качественные изменения, скачкообразные перехода от одного состояния к другому.

При рассмотрении исторического процесса, важное значение имеет выяснение того – в чем смысл истории? В этом представляет интерес концепция американского историка Фукуямы. (Конец истории). С его точки зрения – конец подходит к концу, что “Я”человеческое достигло таких форм в социальном развитии, которое оно не сможет преодолеть. Говоря о конце истории Фукуяма имел ввиду, что якобы рыночная экономика и западная демократия символизируют венец человеческой истории.

Какова логика исторического развития?

Этот итог можно выразить следующим образом – это единая, равноправная и конкретная история любой страны – многовариантный.

Что касается природы многообразия вариантов развития это объясняется тем, что существуют многообразные исторические условия деятельности разных народов.

Исторические изменения нельзя обойти без выяснения основных источников и факторов общественного развития

Источником любого развития являются противоречия.

Факторами общественного прогресса называются движущие силы развития общества; их подразделяют на объективные и субъективные.

К объективным факторам относят материальное производство, природные ресурсы, социальные ресурсы, науку и технику и т.д.

К субъективным относят целенаправленные, осознанные действия отдельных людей, социальных групп, человечества в целом.

Основные формы общественного развития:

эволюция – процесс постепенных, в основном количественных, изменений;

революция – коренные, качественные изменения, скачкообразный переход от одного состояния к другому.

Гражданское общество и правовое государство.

Это понятие чрезвычайно актуально для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитии государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, а как граждан. Гражданин – житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города – государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос», т.е. как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью каждого гражданина являются достижение всеобщего блага.

Среди множества определений гражданского общества можно обратить внимание на следующее: «Гражданское общество – это совокупность неполитических объединений самостоятельных субъектов общества; оно выполняет функцию посредничества между государством и гражданами».

К гражданскому обществу относят всю совокупность неполитических отношений в обществе: экономические, социальные, нравственные, эстетические, религиозные. Гражданское общество – это сфера деятельности граждан и их добровольных объединений, огражденных законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства.

640 1

Структуры (добровольные объединения), входящие в гражданское общество, не учреждаются сверху, а возникают снизу, на основе самодеятельной инициативы граждан. Тесно взаимодействуя с правовым государством, они решают проблемы удовлетворения специфических интересов и потребностей граждан, которые выходят за пределы государственного регулирования. Студентам будут интересны и понятны примеры с функционированием таких добровольных структур (элементов гражданского общества) в РСО-Алания, как Советы ветеранов, структуры Всеосетинского «Стыр ныхаса», национально-культурных объединений, входящих в «Нашу Осетию», общества защиты потребителей и т.д.

Гражданское общество может успешно сформироваться и функционировать только в условиях развитой демократии и правового государства. Поскольку Россия пока только идет по пути к этим общечеловеческим ценностям, то и ростки гражданского общества только-только пробиваются. Но рано или поздно гражданское общество в России сформируется.

Формационное и цивилизационное концепции

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

Те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности;

Те, кто видит определенную логику в истории. Считая историю целенаправленным, закономерным процессом.

Среди подходов к истории наиболее распространены:

Культурологический и др..

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом, развит В.И.Лениным.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

В целом Маркс выделил пять формаций:

Недостатки: неучет других факторов (культурных, национальных..), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.

Цивилизационный подходбыл предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975)

Цивилизация (по Тойнби) – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

Согласно Тойнби цивилизации бывают основными и локальными.

К основным цивилизациям относятся::

Христианская и некоторые др..

Локальных цивилизаций, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и др.).

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит 4 стадии:

Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Культурологиченский подход был предложен немецким философом О.Шпенглером (1880-1936).

Понятие «культура» у Шпенглера близко к понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» Шпенглера имеет другое значение.

Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Шпенглер выделил 8 культур:

Вопросы для самопроверки

1.Какое определение общества дается в социальной философии?

2. В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества?

3. Что такое общественно-исторический процесс?

4. Какова позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте её.

Источник

Лекция 3. Общество как исторический процесс.

Единство всемирной истории. Человечество прошло путь от примитивного первобытного общества, добывавшего огонь трением, до современного информационного общества, запускающего космические спутники и готовящегося к полётам на другие планеты. Постоянное развитие – одна из наиболее фундаментальных характеристик человеческого общества. «Человечество» составляет центральное понятие философии истории, заменяет собой категорию «общество вообще». Изучая целостность общественной жизни, философия истории уже не отвлекается от реального разнообразия стран и народов, существовавших и существующих на планете Земля, как это делает философия общества, стремящаяся обнаружить устойчивое и повторяющееся в общественной организации. Процесс истории – существование конкретных обществ в реальном времени и пространстве не сводится к процессам их саморазвития, но включает в себя сложнейшие процессы взаимодействия саморазвивающихся стран и народов. Подобное взаимодействие имеет конкретное событийное наполнение, однако за всеми уникальными, неповторимыми актами завоеваний, торговли, культурных обменов и прочего стоят некоторые закономерности, становящиеся предметом философского рассмотрения.

Постоянное развитие – одна из наиболее фундаментальных характеристик человеческого общества. История явно неоднородна, и первый вопрос, который возникает при знакомстве с нею: из каких качественно различных периодов она слагается? Отчётливо различимые этапы, которые прошло человечество, называются по-разному, но чаще всего говорят об исторических эпохах.

Историческая эпоха – это «наиболее крупная единица исторического времени, обозначающая длительный период человеческой истории, отличающийся определённой внутренней связностью и только ему присущим уровнем развития материальной и духовной культуры».[7]

Рассмотрение истории как серии следующих друг за другом качественно различных эпох придаёт истории линейно-стадиальный, ступенчатый характер. Переход от одной эпохи к другой представляет собой переворот во всех сферах социальной жизни. Нередко вместо понятия эпохи используются другие, аналогичные по смыслу понятия: «общественно-экономическая формация» (К.Маркс), «период человеческой истории» (К.Ясперс), «тип социальнойорганизации» (Д.Белл) и др.

Дискуссии о периодизации исторического процесса. Разделении истории на разнородные эпохи, в строгом порядке следующие друг за другом можно увидеть уже в христианском представлении об истории. В нём выделяются следующие ступени истории, разграниченные эпохальными событиями: создание первых людей, Адама и Евы, и пребывание их в раю, грехопадение, и последовавшая за ним земная жизнь, явление Христа, Срашный суд, означающий конец земной жизни, протекавшей во времени истории, и начало вневременного существования в раю.

В Новое время широкое распространение получило выделение трёх последовательных этапов, или эпох, истории человечества:

Такое разделение истории соответствовало идее неуклонного прогресса, так что история обретала направленность.

Согласно К.Марксу, история человечества есть естественный, независимый от сознания людей процесс смены общественно-экономических формаций. Она движется от простых, низших форм ко всё более развитым и сложным формам и распадается на следующие этапы:

В некоторых заметках Маркс вводит также «азиатский способ производства», однако, не даёт полной характеристики. Формационный подход к истории укладывается в общую схему линейно-стадиального течения истории с выделением пяти ступеней, или эпох.

К.Ясперс выделяет четыре периода человеческой истории:

· прометеевская эпоха – возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнём,

· эпоха великих культур древности,

· эпоха духовной основы человеческого бытия начинается с «осевого времени», когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру,

· эпоха развития техники.

В человеческой истории оказывается, таким образом, как бы два дыхания. Первое ведёт от прометеевской эпохи через великие культуры древности к «осевому времени» со всеми его последствиями. Второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи в истории человечества и, возможно, приведёт к новому, ещё далёкому и невидимому второму осевому времени, к подлинному становлению человека.

Понятие эпохи, необходимое при линейно-стадиальном рассмотрении истории, теряет свой смысл в рамках представления об истории как совокупности локальных цивилизаций – О.Шпенглер, А.Тойнби и др.

Цивилизации представляются при этом как дискретные единицы социальной организации, зависящие от конкретных условий деятельности людей и от собственных систем ценностей. Каждая из цивилизаций проходит свой уникальный путь развития, взаимодействие цивилизаций невелико, если вообще существует. Для цивилизаций не столь важно, в какой конкретный период истории они возникают, достигают расцвета, а затем клонятся к упадку и гибнут. Развитие цивилизаций определяется «законом вызова и ответа». Историческая ситуация, в которую входят и человеческие и природные факторы, ставит перед обществом неожиданную проблему, бросает ему вызов. Дальнейший прогресс общества зависит от его способности дать адекватный ответ на этот вызов. Все вызовы делятся на вызовы природной среды и вызовы человеческой среды, всего Тойнби выделяет пять типов вызовов: вызов суровых стран, вызов новых земель, вызов неожиданных ударов со стороны внешнего человеческого окружения, вызов постоянного внешнего давления и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойства, возмещающего потерю. Во всех этих случаях действует социальный закон, укладывающийся в формулу: «Чем сильнее вызов, тем сильнее стимул».[8] Разбивая историю на отдельные локальные цивилизации, Тойнби вместе с тем пытается восстановить идею единства мировой истории, придавая этому единству религиозный смысл.

Теорию круговорота цивилизаций предложил П.А.Сорокин. Социокульрой Сорокин называет тот суперорганический мир, ту новую вселенную, которая создана человеком. Социокультура имеет собственную ментальность, собственную философию, собственную религию и образец «святости», собственные формы искусства, свои нравы, законы, кодекс поведения, собственную экономическую и политическую организацию и, наконец, собственный тип личности, со свойственными только ему менталитетом и поведением. П.А.Сорокин выделяет три типа культуры, встречавшихся в истории человечества:

Эти типы чередуются, и если оставить в стороне промежуточную культуру, иногда вклинивающуюся между религиозной и материалистической культурами, то история оказывается простым чередованием двух последних культур.

Современная социальная философия не имеет, как и в прошлом, общепринятой парадигмы (образцовой теории) и представляет собой множество несовместимых друг с другом и конкурирующих концепций. Они различаются делением истории на основные её этапы, истолкованием основных линий прошлого развития и представлениями о тенденциях будущего развития.

Лекция 4. Человек и общество.

Среди разнообразных современных подходов к анализу природы человека можно выделить два полярных подхода:

· социологический, который хорошо передаётся формулой Маркса «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность (в подлиннике – ансабль) всех общественных отношений».[9] Это истолкование обычно противопосталяет старому понятию природы человека социологическое понятие его сущности.

· антропологический видит природу человека, зависящей от истории и изменяющейся в её ходе, но не растворимой полностью в ней. Форимрование этой природы никогда не может быть завершено, человек не только живёт в обществе и зависит от системы социальных связей, но и во многом свободно выбирает своё место в этой системе.

Выбор между социологическим и антропологическим истолкованием человека – это в конечном счёте выбор между коллективистским и индивидуалистическим устройством общества.

Человек, индивид, личность.

Понятие человек используют в двух смыслах

· понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду,

· отдельный представитель человеческого рода со своим природными особенностями.

Индивид – конкретный человек, которому присущи наряду с родовыми чертами Homo sapiens и сугубо уникальные черты : природные задатки, биологические и психические свойства.

Индивидуальность – совокупность свойств и потребностей, отличающих данного индивида от массы других. Совокупность биологических и социальных признаков. Индивид выступает в качестве индивидуальности, когда он берётся в его самостном бытии. Все люди живут в обществе, но каждый при этом живёт своей индивидуальной жизнью, то есть обособляется в относительно самостоятельную «точку бытия», что позволяет ему активно творчески проявлять себя в окружающем мире.

Индивидуальность человека – явление многогранное. Для его описания используют определённый ряд терминов, каждый из которых подчёркивает специфическиую особенность индивидуальности.

Философ И.И.Резвицкий понимает целостность индивидуальности как взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке: «Как целостная система, индивидуальность включаетв себя, во-первых, общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического рода вида и человеческого общества; во-вторых, особенные признаки, которые присущи ему как члену определённой общественно-экономической формации; в-третьих, единичные признаки, обусловленные специфичностью его биологической организации и социальной микросреды».[10] Эти черты и свойства, взятые во внутренней взаимосвязи и целостности, образуют индивидуальность человека, характеризуют его как конкретное существо.

Индивидуальность есть особая форма бытия человека в обществе. Человек не совпадает с обществом, с группой, с другими, а представляет собой отдельность, живущую в рамках общественного целого своей особой жизнью. Как индивидуальность человек выражает индивидуальный стиль деятельности, реализует собственный способ жизни.

В Древнем Риме персона – это «лицо перед законом», происходит наполнение социальным смыслом.

Средневековые христианские теологи собрали воедино сущностные черты того, что понималось под словом «личность» :

— нечто самостоятельное (не часть целого),

Фома Аквинский определял личность, как господина своих познавательных и волевых актов, то есть личность действует, а не приводится в действие.

Свой характерный личностный смысл проблема индивидуализации приобретает в философии Возрождения и Нового времени, когда тенденция к индивидуализации проявляется во всех сферах общественной жизни. Провозглашается право человека на индивидуальное самосознание, на личную жизнь. Этот поворот был закономерно связан с формированием буржуазных отношений, который выдвинули на первый план уже не средневековую корпоротивность, а индивидуальную инициативу человека.

Постепенно понятие личность наполнялось всё большим многообразием смысловых значений. Оттенки и диапазон которых в определённой мере специфичны для конкретных языков. В русском и французском языках понятие личность не отделено от смыслового значения индивидуальности, а потому используются как синонимы.

В современной философской литературе указанные понятия разводятся следующим образом. Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду. Индивидуальность выступает как существенная характеристика конкретной личности, выражая способ её бытия как субъекта самостоятельной деятельности. В качестве индивидуальности личность создаёт свой собственный образ, является «автором» своих поступков. Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования. Она представляет единство социального и индивидуального, сущности и существования.

Личность и индивидуальность – это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. Индивидуализация – это самоопределённость и обособленность личности. Индивидуальность – это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального.

Становление личности. Вопрос «Когда рождается личность?» является важнейшим не только для философии, но и для педагогики, психологии, медицины, поскольку ответ на него – ключ к пониманию сущностных характеристик человека. Акт рождения человека не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения личности. «Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не актуально, ибо другие «относятся» к нему по-человечески, а он к ним – нет».[11]

Личность возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам заданным ему извне – той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, он остаётся её объектом. Для студента в процессе учёбы очень важен именно этот момент: учиться ≠ подвергаться обучению, важно самому стать субъектом учебного процесса.

Личность это человек, свободно, самостоятельно определяющий своё место в жизни, обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование. В современной литературе можно встретить и такое определение: личность – это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.[12]

Но занять позицию в отношениях с другими невозможно раз и навсегда. В каждой точке существования вновь и вновь возникает необходимость свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самим собой. А потому личность – это не раз и навсегда сформированное качество, состояние, структура или уровень. Личность – это способ действия, образ бытия; это субъект проступания. Личность есть специфический способ бытия человека, что является исходным уровнем культурной и духовной жизни.

Личность и общество. В трактовке взаимоотношений личности и общества можно выделить две тенденции:

· приоритет общества – решение всех проблем личности всязано с раскрытием реальных взаимоотношений человека и общества, личности и коллектива (марксизм),

· приоритет личности – индивидуализация через противопоставление интересов личности и общества (восходит к С.Кьеркегору, развита в философии XX века).

Как уже отмечалось выше, выбор между социологическим и антропологическим истолкованием человека – это в конечном счёте выбор между коллективистским и индивидуалистическим устройством общества. С точки зрения философской антропологии опасно понимать идею человека слишком узко, сводить её к какому-то отдельному свойству или одному историческому образцу.

Социальная, общественная жизнь человека – это не какая-то чисто внешняя форма человеческой жизни, а необходимое выражение единства всех людей, составляющее необходимую основу человеческой жизни во всех её областях.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector