Общество как линейная система

girl 2366438 1920 Советы на день

​​​​​​​Системное строение общества: элементы и подсистемы

Содержание:

Общество – это

Страна – общество, объединённое единством территории, культуры, истории и тд.

Государство – политическая организация общества во главе с правительством и органами, представлена одним из типов управления.

Точки зрений мыслителей на общество:

Критерии общества – наличие территории, закреплённой границами, автономность, т.е. способность существовать независимо от других держав, интегративность: воспроизводство новых членов общества в структуру.

Свойства общества – независимость, самостоятельность, саморегуляция.

Функции общества:

Общество представляет собой людские взаимоотношения.

90f865a3301d600a9ce4060d8f5387d129f05461

Сфера жизни общества – область в структуре общества. Сферы представлены устойчивыми и независимыми подсистемам человеческой деятельности, в них включены:

Сферы общественной жизни

– управляет формами общественного сознания.

Представленные сферы взаимодействуют между собой, сохраняя изначальные функции. В каждой сфере происходит формирование социальных институтов – группа людей, объединённых по тому или иному критерию (религия, семья и т.д.)

Социальная система

Социальная система – некое целое, представленное объединением социальных элементов (индивид, группа, общество).

Общество представляет собой сложноорганизованную и саморазвивающуюся систему, обладающую следующими чертами:

Общество – динамичная система (находящаяся в активном движении, меняя свойства и черты. Смена осуществляется не только внешними условиями, но и эволюцией системы.

Выделяют линейные и нелинейные типы. В линейных системах изменения поддаются прогнозу и подсчёту.

Общество – нелинейная система (изменения описываются законами. Перемены носят непредсказуемый характер. Этот вид системы порождает структуры, где происходят социальные изменения).

Общество – открытая система (происходит реакция на изменения извне)

Общество представляет собой многоуровневый комплекс:

Источник

Общество как система

Социальные отношения пронизывают любые другие отношения – личные, экономические, политические, духовные, интеллектуальные. Социальные отношения отличаются тем, что они отражают субъектов (людей), которые имеют определенный статус. Именно отношения самостоятельных субъектов превращают совокупность групп в общество как целостную систему.

02 01

Американский социолог Т. Парсонс считал общество самодостаточной системой, «которая способна функционировать сама по себе без внешнего управляющего и регулирующего воздействия других внешних систем и обладает такими внутренними ресурсами, которые позволяют ей осуществлять самоуправление и саморегуляцию. Самодостаточной системой не являются ни семья, ни город, ни село, ни организация, ни регион.

Как и всякая система, общество проходит в своем развитии различные этапы: зарождения, становления, расцвета, гибели или превращения в другое общество. Итак, общество – это самодостаточная система взаимодействий и взаимосвязей людей, имеющая свои пространственно-временные характеристики

Теоретический анализ позволяет предложить два типа модели общества: модель взаимодействия и модель взаимосвязи. Тип модели взаимодействия – интерактивный (интеракция в переводе с английского – взаимодействие). Тип модели взаимосвязи – коммуникативный (коммуникация – сообщение, передача, связь ). Коммуникации служат целям передачи разнообразных сообщений, необходимых для политической, личной, экономической и духовной жизни людей. Сообщения, содержащие элемент новизны, называют информацией. Так, духовная информация выступает необходимым условием процесса обучения и воспитания. Общество в целом и систему образования, в частности, можно описать как гигантское поле коммуникации. Поэтому общество уместно моделировать в качестве информационно-коммуникативной системы, а систему образования как духовно-коммуникативную подсистему.

В процессе перехода от традиционного общества к индустриальному произошло обособление сфер жизни и превращение их в самостоятельные системы. Освобождение общества из-под господства религии и церкви (секуляризация) привело к отделению духовной жизни от экономики и политики. В самой духовной культуре относительную автономию приобрели система образования и наука.

Описывая субъектов отношений, отвечая на вопрос «кто вступает в коммуникацию, кого связывает между собой информационный обмен?», мы вправе изобразить общество как социально-коммуникативную систему. Однако в любой организации обнаруживается не только взаимосвязь, но и процесс целенаправленного воздействия на поведение объектов и, следовательно, в равной мере организация выступает и как модель социально-интерактивной системы.

Общество как социокультурная система

В социологии сложившиеся в обществе способы (технологии, механизмы ), обеспечивающие взаимосвязи (взаимосвязанность) людей, называются институтами. Процесс формирования институтов (технологизации, формализации новых форм взаимосвязей людей) называется институционализацией.

Таким образом, продуктом (творением) взаимодействий людей являются разнообразные институты общества. В результате общество представляет систему взаимосвязей множества экономических, политических и духовных институтов. Однако институты не являются неизменными. Меняются экономические, политические, личные и духовные отношения, в результате рано или поздно происходит институционализация новых взаимодействий и взаимосвязей. Иначе говоря, формируются новые способы, технологии деятельности людей. Поэтому один и тот же институт в разных типах общества существенно отличается друг от друга

Итак, общество – это система взаимосвязей людей, обусловленных институтами, ценностями и нормами, и взаимодействий, осуществляемых в символической форме. Таким образом, общество проявляет себя как социокультурная система.

Общество как социальная система

Социальными отношениями называются взаимосвязи и взаимодействия между личностью, группами и обществом – субъектами и объектами общественных (в т.ч. экономических, политических, личных, интеллектуальных,духовных) отношений.

Общество можно представить как социально-коммуникативную систему. Социально-коммуникативная модель представляет общество как систему постоянно воспроизводящихся процессов общения между личностью, общностями людей и обществом в целом. Коммуникативная модель позволяет исследовать социально-психологичесую специфику общественных отношений. Это и социальная атмосфера, мода, общественное мнение, социальные образы и представления, массовое подражание и заражение, мифы и стереотипы, которым подвержены жители современных массовых обществ.

Одни и те же отношения существуют, например, как экономические и социальные отношения одновременно. Если мы их рассмотрим с точки зрения, кто с кем вступает в отношения, то они проявляют себя как социальные. Социальные отношения можно определить как процесс взаимодействия и общения личности, общностей людей и общества в целом, выступающих субъектами и объектами экономических, политических, личных, духовных и интеллектуальных отношений. Социальные отношения характеризуют общество как систему отношений, определяющих общность людей, объединенных экономически, политически, личностно, духовно, информационно…

Исходя из сказанного, можно построить социальную модель общества

Реальные общности людей подразделяются на массовые и групповые. В реальной жизни мы чаще имеем дело с преимущественно групповыми общностями – определенными совокупностями людей, которые образуют целостную систему. Среди групповых общностей выделяются целевые общности – организации. Именно к таким общностям принадлежит учебное заведение.

Номинальные общности объединяются некоторыми общими социально значимыми признаками. В отличие от реальных общностей, в них могут отсутствовать непосредственные контакты. Виды номинальных общностей: социально-классовые, социально-профессиональные, социально-демографические, социально-этнические, конфессиональные.

Можно выделить следующие конкретные виды социальных отношений:

Социальные отношения осуществляются не только «вовне», но и «внутри» общностей. Студенты вступают в отношения с преподавателями, а также образуют систему внутренних (внутристуденческих) отношений. Ясно, что социальные отношения представляют сложную сеть различных конкретных видов.

«Незаменимых людей нет» – изрек И.Сталин. Однако в результате массовых репрессий на смену образованным пришли необразованные, на смену высококвалифицированным пришли малоквалифицированные. Эффективность и качество труда закономерно упали, а в экономике, политике и духовной жизни четко проявились признаки деградации и регресса.

Социальная сфера – это не обособленный остров общества. Она «пересекается» с другими сферами жизни общества. Экономические отношения предстают как социальные, если их рассматривать с точки зрения субъектов этих отношений. И, наоборот, социальные отношения предстают как экономические, политические, личные, информационные или духовные, если мы их будем анализировать с точки зрения содержания (из-за чего взаимодействуют). Поэтому выделение социальной сферы жизни общества достаточно условно. Где бы мы ни находились (на работе, дома, в магазине, в театре), окажемся в социальной сфере жизни общества. Иначе говоря, социальная сфера – это сквозная сфера, которая пронизывает все другие сферы жизни общества, поскольку и в политике, и в экономике, и в личной жизни важен социальный статус субъектов, который и определяет все виды отношений между ними. Поэтому важно, чтобы представители государственной власти (политическая элита) были в высокой степени социальными, то есть выражали интересы общества в целом, его регионов, групп и личности.

Краткие итоги:

Набор для практики

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:

Источник

Общество как система

Социальные отношения пронизывают любые другие отношения – личные, экономические, политические, духовные, интеллектуальные. Социальные отношения отличаются тем, что они отражают субъектов (людей), которые имеют определенный статус. Именно отношения самостоятельных субъектов превращают совокупность групп в общество как целостную систему.

02 01

Американский социолог Т. Парсонс считал общество самодостаточной системой, «которая способна функционировать сама по себе без внешнего управляющего и регулирующего воздействия других внешних систем и обладает такими внутренними ресурсами, которые позволяют ей осуществлять самоуправление и саморегуляцию. Самодостаточной системой не являются ни семья, ни город, ни село, ни организация, ни регион.

Как и всякая система, общество проходит в своем развитии различные этапы: зарождения, становления, расцвета, гибели или превращения в другое общество. Итак, общество – это самодостаточная система взаимодействий и взаимосвязей людей, имеющая свои пространственно-временные характеристики

Теоретический анализ позволяет предложить два типа модели общества: модель взаимодействия и модель взаимосвязи. Тип модели взаимодействия – интерактивный (интеракция в переводе с английского – взаимодействие). Тип модели взаимосвязи – коммуникативный (коммуникация – сообщение, передача, связь ). Коммуникации служат целям передачи разнообразных сообщений, необходимых для политической, личной, экономической и духовной жизни людей. Сообщения, содержащие элемент новизны, называют информацией. Так, духовная информация выступает необходимым условием процесса обучения и воспитания. Общество в целом и систему образования, в частности, можно описать как гигантское поле коммуникации. Поэтому общество уместно моделировать в качестве информационно-коммуникативной системы, а систему образования как духовно-коммуникативную подсистему.

В процессе перехода от традиционного общества к индустриальному произошло обособление сфер жизни и превращение их в самостоятельные системы. Освобождение общества из-под господства религии и церкви (секуляризация) привело к отделению духовной жизни от экономики и политики. В самой духовной культуре относительную автономию приобрели система образования и наука.

Описывая субъектов отношений, отвечая на вопрос «кто вступает в коммуникацию, кого связывает между собой информационный обмен?», мы вправе изобразить общество как социально-коммуникативную систему. Однако в любой организации обнаруживается не только взаимосвязь, но и процесс целенаправленного воздействия на поведение объектов и, следовательно, в равной мере организация выступает и как модель социально-интерактивной системы.

Общество как социокультурная система

В социологии сложившиеся в обществе способы (технологии, механизмы ), обеспечивающие взаимосвязи (взаимосвязанность) людей, называются институтами. Процесс формирования институтов (технологизации, формализации новых форм взаимосвязей людей) называется институционализацией.

Таким образом, продуктом (творением) взаимодействий людей являются разнообразные институты общества. В результате общество представляет систему взаимосвязей множества экономических, политических и духовных институтов. Однако институты не являются неизменными. Меняются экономические, политические, личные и духовные отношения, в результате рано или поздно происходит институционализация новых взаимодействий и взаимосвязей. Иначе говоря, формируются новые способы, технологии деятельности людей. Поэтому один и тот же институт в разных типах общества существенно отличается друг от друга

Итак, общество – это система взаимосвязей людей, обусловленных институтами, ценностями и нормами, и взаимодействий, осуществляемых в символической форме. Таким образом, общество проявляет себя как социокультурная система.

Общество как социальная система

Социальными отношениями называются взаимосвязи и взаимодействия между личностью, группами и обществом – субъектами и объектами общественных (в т.ч. экономических, политических, личных, интеллектуальных,духовных) отношений.

Общество можно представить как социально-коммуникативную систему. Социально-коммуникативная модель представляет общество как систему постоянно воспроизводящихся процессов общения между личностью, общностями людей и обществом в целом. Коммуникативная модель позволяет исследовать социально-психологичесую специфику общественных отношений. Это и социальная атмосфера, мода, общественное мнение, социальные образы и представления, массовое подражание и заражение, мифы и стереотипы, которым подвержены жители современных массовых обществ.

Одни и те же отношения существуют, например, как экономические и социальные отношения одновременно. Если мы их рассмотрим с точки зрения, кто с кем вступает в отношения, то они проявляют себя как социальные. Социальные отношения можно определить как процесс взаимодействия и общения личности, общностей людей и общества в целом, выступающих субъектами и объектами экономических, политических, личных, духовных и интеллектуальных отношений. Социальные отношения характеризуют общество как систему отношений, определяющих общность людей, объединенных экономически, политически, личностно, духовно, информационно…

Исходя из сказанного, можно построить социальную модель общества

Реальные общности людей подразделяются на массовые и групповые. В реальной жизни мы чаще имеем дело с преимущественно групповыми общностями – определенными совокупностями людей, которые образуют целостную систему. Среди групповых общностей выделяются целевые общности – организации. Именно к таким общностям принадлежит учебное заведение.

Номинальные общности объединяются некоторыми общими социально значимыми признаками. В отличие от реальных общностей, в них могут отсутствовать непосредственные контакты. Виды номинальных общностей: социально-классовые, социально-профессиональные, социально-демографические, социально-этнические, конфессиональные.

Можно выделить следующие конкретные виды социальных отношений:

Социальные отношения осуществляются не только «вовне», но и «внутри» общностей. Студенты вступают в отношения с преподавателями, а также образуют систему внутренних (внутристуденческих) отношений. Ясно, что социальные отношения представляют сложную сеть различных конкретных видов.

«Незаменимых людей нет» – изрек И.Сталин. Однако в результате массовых репрессий на смену образованным пришли необразованные, на смену высококвалифицированным пришли малоквалифицированные. Эффективность и качество труда закономерно упали, а в экономике, политике и духовной жизни четко проявились признаки деградации и регресса.

Социальная сфера – это не обособленный остров общества. Она «пересекается» с другими сферами жизни общества. Экономические отношения предстают как социальные, если их рассматривать с точки зрения субъектов этих отношений. И, наоборот, социальные отношения предстают как экономические, политические, личные, информационные или духовные, если мы их будем анализировать с точки зрения содержания (из-за чего взаимодействуют). Поэтому выделение социальной сферы жизни общества достаточно условно. Где бы мы ни находились (на работе, дома, в магазине, в театре), окажемся в социальной сфере жизни общества. Иначе говоря, социальная сфера – это сквозная сфера, которая пронизывает все другие сферы жизни общества, поскольку и в политике, и в экономике, и в личной жизни важен социальный статус субъектов, который и определяет все виды отношений между ними. Поэтому важно, чтобы представители государственной власти (политическая элита) были в высокой степени социальными, то есть выражали интересы общества в целом, его регионов, групп и личности.

Краткие итоги:

Набор для практики

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:

Источник

Лекция №3 ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Раздел II. ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

1. Общество и его признаки.

2. Подходы социологов в системном изучении общества.

3. Типологии обществ.

4. Эволюционизм, как система взглядов, признающая объективный характер социального развития

Наиболее распространённым из определений является следующее: общество— это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельности.

По каким признакам можно определить общество?

1. Первым признаком общества называют обычно территорию, на которой происходит консолидация социальных связей. Наша планета через природные ландшафты определила условия жизнедеятельности людей и придала их сообществам неповторимые черты.

2. Второй отличительной чертой общества является способность поддерживать и воспроизводить интенсивность внутренних взаимосвязей, то есть то что, мы понимаем под словомкультура

Между тем, структуры выполняют свою роль поддержания стабильности общества только при условии их легитимности (то есть при условии признания их целесообразности большинством населения). Резкие сдвиги в массовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьёзно подорвать доверие населения к существующим структурам и нарушить механизм воздействия на людей.

5. Общество отличает большая интегрирующая сила. Она социализирует, подчиняет своим правилам каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений. Благодаря этому качеству общество оказывается восприимчивым к нововведениям, поскольку органично вбирает в себя новые социальные образования, институты, нормы, обеспечивая тем самым обновление и преемственность развития.

640 1

В процессе развития социологической мысли исследователи в своих теоретических концепциях использовали различные системообразующие элементы и по-разному структурировали общество. Наличие разных подходов объясняется сложностью такого феномена как общество. Перечислим только некоторые: это социальные связи и отношения, социальные институты, социальные общности, группы, страты, социальные нормы и т.д.

Каждый из этих компонентов вносит в социальную жизнь организующее начало и может быть рассмотрен как начальное звено в логических построениях исследователя.

Начнем с того, что общество как социальную систему характеризуют пять основных параметров

Саморегуляция. Учитывая внешние воздействия, социальная система постоянно корректирует свою деятельность. Каждая новая ступень в развитии общества опирается на достижения предшествую­щих поколений. Таким образом, преобразование общества происходит эволюционным путем за счет внутренней трансформации социальных структур.

Открытость. Взаимодействие одной социальной системы с приро­дой и другими системами и происходит путем обмена информацией, энергией, веществом и т.п. Чем активнее связи и чем свободнее этот обмен от формальных регламентации, тем он эффективнее.

Информационность. Человеческая деятельность основана на ин­формационных процессах. Они дают возможность каждому поколению опираться на опыт своих предшественников, диагностировать существующее состояние социальных проблем, прогнозировать будущее развитие.

Детерминированность (взаимосвязь и взаимообусловленность) социальных явлений. В общественном развитии существует зависимость последующих состояний общества от предыдущих.

Между тем, в социальной системе отсутствует фатальная детерминация. Присущие обществу объективные законы предопределяют только общее направление, тенденции социальных изменений, а их конкретные формы, методы, темпы определяются конкретными условиями.

Исследование системы может быть начато с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия. В этом случае многое определяется выбором системообразующего элемента, который лежит в основе теоретической концепции.

Как Вы считаете, какая же из представленных ниже концепций определяет облик общества в целом?

Первая группа социологов считает, что общество объединяет свои структурные элементы, на основе их функциональной зависимости. Функциональная зависимость — это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них. Представитель этой точки зрения, Т. Парсонс попытался начать анализ социальной системы не с выявления структурных элементов, а с определения функциональных основных требований, без которых система существовать не может. Эти требования заключаются в следующим:

1) Общество должно обладать способностью к адаптации, приспосабливаться к изменению условий жизни и росту потребностей людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы;

2) Общество должно быть целеориентированным, способным к пос­тановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их дости­жения;

3) Общество должно сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами и снимающих напряжение в сис­теме;

4) Общество должно обладать способностью к интеграции.

Сторонники функционалистской точки зрения считали функциональный детерминизм наиболее верным в определении характеристик социальных систем. Р. Мертон предложил говорить не только о явных, позитивных функциях, но также и о скрытых, латентных функциях и дисфункциях, создающих угрозу стабильности, порождающих различные отклонения от общепринятых норм, правил, являющихся своеобразным источником напряженности. Различаясь по своему положению в обществе, социальные слои, классы неизбежно в стремлении удовлетворить соответствующие потребности и реализовать собственные интересы, будут противостоять, сталкиваться с другими группами.

Выделение функциональных подсистем характерно и для других социологических школ. Разногласия заключаются только в определении их количества и функционального предназначения.

Другая группа учёных, ярким представителем которых является К.Маркс отдавал предпочтение экономическому детерминизму. Однако Октябрьская революция в России, нарушила все постулаты этой теории. В реалиях политический переворот стал не итогом, а началом изменения экономического базиса. Воздейс­твие политики на социальным жизнь было настолько сильным, что вскоре все сферы общества оказались под ее тотальным контролем.

Сторонники технологического детерминизма склонны видеть определяющий фактор общественной жизни в материальном производстве.

Последователи культурного детерминизма считают, что структуру и форму общественных отношений составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость самого общества.

В отечественной науке принято выделять экономическую подсистему (обеспечивающую производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов), духовнокультурную (позволяющую человеку реализовывать свои духовные потребности и способствующую нормативному регулированию общества в целом), социальную (регламентирующую потребление и распределение всех благ), и политическую (осуществляющую общее руководство и управление обществом).

При изучении общества важно не только выделить его характерные черты, отличающие его от других социальных образований, но и показать многообразие его проявлений, развития в реальной жизни. Даже поверхностный взгляд позволяет охватить пеструю картину современных обществ. Отличия проявляются как явно (язык общения, культура, географическое положение, политический строй, уровень благосостояния ), так и не столь открыто ( уровень стабильности, степень социальной интеграции, возможности для самореализации личности ).

Поскольку общество является крайне сложным, мнгоуpовневым образованием, то здесь невозможна какая-либо универсальная классификация. Исследователь вынужден из многообразия признаков, характерных для общества, выбирать часть, делать их типообpазующими и на этой основе создавать свою типологию.

Познакомимся с некоторыми наиболее интересными подходами.

Устойчивым в социологии является деление общества на традиционное и индустриальное.

Под традиционным понимается общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом социокультуpной регуляции.

Более того, перечисленные социальные образования, освященные традицией, считаются незыблемыми, крамольной является даже мысль об их возможном преобразовании или изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, являющееся необходимым условием инновационного процесса в обществе.

В теоретических построениях различных авторов могут вводиться дополнительные штрихи к описаниям традиционного и индустриального общества.

В 60-е годы появляется концепция постиндустриального общества, активно разрабатываемая в американской (Д. Белл ) и западноевропейской (А. Туpен ) социологии.

Причина появления этой концепции – возникшие структурные изменения вынуждающее по-иному взглянуть на общество. В современном мире резко возросла роль знания и информации. Имея необходимое образование и доступ к новейшей информации, индивид получал преимущественные шансы в продвижении по социальной иерархии. Плодотворный творческий труд становится основой успеха и процветания.

Однако на базе технологического, информационного прогресса развились процессы, вызвавшие серьезную тревогу. Государство, правящая элита, благодаря преимущественному доступу к важнейшей социально-политической информации, близости к электронным средствам информации стали обладателями колоссальной возможности влияния на массы. Именно на эту опасность возрастания роли технократического государства и постепенного подчинения ему гражданского общества указывал А.Туpен в своей книге «Постиндустриальное общество».

Классификация обществ может быть на основе господствующих в них религий (христианские или мусульманские общества), через язык ( англоязычное, испано-говорящее и др.) и т.д.

Марксизм в основу типологизации кладет различия производственных отношений.

Ряд исследователей обращаются к системе политических отношений, формам государственной власти, считая их определяющими для характеристики различных видов общества. Например, у Платона и Аристотеля по типу государственного устройства различаются монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия.

В современном варианте тот же подход расширяется за счет перехода рассмотрения собственно государства к осмыслению системы его взаимоотношения с обществом в целом. Соответственно отмечается существование тоталитарных обществ, где государство определяет все основные направления социальной жизни, демократические общества, где население может влиять на государственные структуры и авторитарные общества, сочетающие элементы тоталитаризма и демократии.

У Э. Дюpкгейма содержание эволюции сводится к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации. Благодаря разделению обеспечивается взаимозависимость людей на принципиально новой основе, происходит их интеграция в единый социальный организм, формируется чувство солидарности как высший моральный принцип общества.

Эволюционистским по своей сути был подход сторонников теорий индустриального и постиндустриального общества. В основе движения к новой стадии здесь также лежат качественные сдвиги в науке, технике, характере производства, социальной культуре, в знаниях и т.д.

Марксизм определяющим фактором социального развития считает производительные силы, рост которых ведет к смене способа производства, провоцирующего соответствующие изменения всего общества и обеспечивающего смену общественно-экономических формаций.

Для других представителей эволюционизма революции были лишь эпизодом, кровавым и жестоким, в развитии обществ, причем скорее случайным, возникающим под воздействием экстремальных факторов, чем закономерным. А. Де Токвиль, говоря о Великой французской революции, отмечал, что все, что революция сделала, было бы сделано и без нее.

В рамках этого направления удалось определить и некоторые тенденции социальной эволюции:

а) Общество движется от простого состояния к более сложному, то есть к более структурированному, более дифференцированному.

б) Усложнение социальной структуры одновременно является условием и следствием растущего многообразия запросов, устремлений, убеждений индивидов.

в) Творческая личность с широким кругозором становится основным творцом истории. Она требует раскрепощения своего внутреннего созидательного потенциала, стремится к обществу, которое в наибольшей степени может обеспечить свободу.

Однако процесс развития общества настолько сложен, что в рамки традиционного эволюционизма, исходящего из принципа поступательного, восходящего развития общества, не укладывались попятные движения, кризисы и распады обществ, исчезновение целых цивилизаций.

Для объяснения этих явлений исследователи обратились к теориям циклического развития (О. Шпенглер, А.. Тойнби). Эволюция общества представала теперь не как прямолинейное движение, а как своеобразный замкнутый цикл подъема к более совершенному состоянию, расцвета и упадка, повторяющийся по мере его завершения. Выше мы уже указывали основные звенья, изменение которых и влечет за собой восходящее развитие: знания, социальная дифференциация, свобода личности, солидарность, технический прогресс, производительные силы.

Вопросы для повторения:1. Раскройте понятие «общество» через его признаки. 2. В чем сущность системных параметров общества? 3. Какие подходы существуют в исследовании общества как социальной системы? 4. Какие системные требования предъявляются к функционированию общества? 5. Какие подсистемы выделяются современными исследователями общества? 6. Перечислите выделяемые учеными типы обществ и дайте им характеристику. 7. В чем заключается основная угроза информационного общества? 8. Что можно положить в основу типологизации обществ? 9. Раскройте взгляды Э. Дюркгейма и Г. Спенсера на эволюцию общества. Опишите взгляды других ученых на развитие общества. 10. Каковы основные тенденции социальной эволюции? 11. Дайте характеристику теории циклического развития общества?

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector
Социальная – главными элементами выступаютл личность, этнос, нация, стратификационные классы и взаимоотношения.
Экономическая – представлена производственными силами и отношениями; обеспечение продуктами, удовлетворяющих материальные потребности.
Политическая – элементы представлены политическими партиями, движениями, политической властью государства.
Духовная