Общество как объект социологии

girl 2189247 1920 Советы на день

Общество как объект социологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общество – исходный элемент структуры социологического знания

Общество – объект социологического исследования, понятие, включающее в себя человека, социальные группы, организации и институты, духовную и материальную культуру, все то, что имеет свою социальную природу и является продуктом развития общества.

Один из основных методов научной социологии – подход к любому социальному процессу или явлению через само общество, как к его элементу, исследование его как части развивающейся и функционирующей социальной системы.

Общество – это целостный социальный организм, исходный элемент структуры социологии.

Социологическое знание об обществе включает знание о:

Системный подход к обществу

На протяжении всего времени существования социологии предпринимались попытки дать определение обществу.

Подход к обществу как целостной системе элементов, взаимно связанных между собой, оперирует следующими категориями:

Готовые работы на аналогичную тему

Общество как социальная система

Общество – социальная система, внутри которой действуют подсистемы: политическая, экономическая, культурная.

Социальные системы обладают характерными свойствами:

В зависимости от внутреннего распорядка социальные системы могут быть жесткие и мягкие; в зависимости от отношений со средой – открытые и закрытые.

Жесткие и мягкие системы различают в зависимости от:

Пример жесткой, закрытой системы – советское общество. Закрытость проявлялась в практически полном отсутствии иммиграции и эмиграции, ограничении торговли и обмена информацией. Период перестройки характеризуется процессами его трансформации в общество мягкого типа. При этом процессы трансформации сопровождались определенными издержками: криминализация, олигархизация, бедность значительной части населения.

Источник

Общество как объект социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:02, реферат

Описание работы

Цель: рассмотреть общество как объект социологии
Задачи: 1) познакомиться с объектом и предметом социологии;
2) определить понятие «общество»;
3) изучить социальную структуру общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………. 3
Объект и предмет социологии……………………………………4-6
Понятие «общество»………………………………………………7-9
Социология — наука о социальных отношениях общества……8-9
Возникновение общества…………………………………………10-11
Социальная структура общества…………………………………11-14
Заключение………………………………………………………. 15
Литература………………………………………………………. 16

Файлы: 1 файл

Социология (реферат).doc

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева»

Филиал в г. Зеленогорске

Общество как объект социологии

Выполнила: студентка группы ФК-83

Проверила: к. и. н., доцент кафедры ИГН

Мы все часто бросаемся налево и направо словом «общество», не задумываясь над его смыслом. Для социологии же это понятие является базовым, именно с него начинаются дискуссии об объекте и предмете науки. Любому здравомыслящему человеку весьма полезно знать, что такое общество, по каким законам оно живет, на какие типы делится и как вести себя в обществе.

Цель: рассмотреть общество как объект социологии

Задачи: 1) познакомиться с объектом и предметом социологии;

2) определить понятие «общество»;

3) изучить социальную структуру общества.

2. Объект и предмет социологии

Что же представляет объект и предмет научного познания социологии? Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография, право, философия и др.). Социология наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе.

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа и общества, которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Объект науки – это то, на что направлена деятельность исследователя, то, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Предмет науки – те стороны, проявления, связи и закономерности объекта, которые изучает данная наука и никакая другая. Объектом социологии является общество. Однако общество в той или иной мере изучают многие другие дисциплины: философия, история, политическая экономия, психология, антропология и др. Каждая наука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов.

Каждая из них изучает:

Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в понимании общества состоит в том, что общество представляется в виде базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный объект—человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть не что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей, преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специфическая черта деятельности человека. Целеобразная деятельность включает множество различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и динамичный характер. Это проявляется, прежде всего, в том, что люди, получив определенный результат, корректируют на его основе свою последующую деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование и развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали переход к высокой ступени развития общества с разрешением противоречия между стихийностью и сознательностью.

Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития полученный результат отличается от исходных предпосылок, превращается в новые условия, средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели. Реализация высоких целей направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным становится анализ отношений между ними и внутри их. Особую актуальность приобретает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей, групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целостности. Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной. 1

3. Понятие «общество»

В понятие общества входят: социальная структура, статусы, роли и т.д.

4. Социология — наука о социальных отношениях общества

Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены. Однако, социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальным объектам.

В отличие от объекта науки, ее предмет — это существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения теоретической и практической проблема тики. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем, а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложив шейся традиции при определении предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и т.д.

Естественно, общество объективно состоит из различных социальных общностей, это имманентная, то есть свойственная черта любого человеческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возникают многообразные отношения. Любые отношения, обусловливающие то или иное социальное явление, подчиняют действиям определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-то закономерности и тенденции социальных отношений и составляют основной предмет изучения социологии. Различные исследователи определяют предмет социологии по-разному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что акцент делается на разных сторонах жизни социальных общностей и личности: деятельности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные направления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям социальной жизни общества. 3

5. Возникновение общества

Возникновение человеческого общества и человека есть единый процесс. Общество, в самом широком смысле понимания как совокупность общественных отношений, возникает с появлением человека.

В процессе биологического очеловечения человек развивался в смысле биологических изменений (обусловленных относительной зависимостью одних органов человеческого организма от других) вплоть до приобретения человеком современного облика.

В процессе социального очеловечения с человеческим предком происходят перемены, обусловленные ролью общественного труда как результата высвобождения руки и развития человеческого мозга, т.е. сознания.

Формирующиеся люди все больше расширяли свой кругозор, а труд все больше способствовал сближению членов общества.

Одним словом, возникло человеческое общество со всеми его проявлениями, и в его основе был человеческий труд как сознательная деятельность человека по обмену веществ с природой. Однако, труд одновременно является и конкретным трудом, как источником создания определенной материальной ценности, которая может удовлетворить какую-либо полезную потребность человека.

А поскольку материальное производство было необходимо для самосохранения человека в процессе обмена веществ с природой, то значит, что возникновение общества имеет глубоко материальную природу, как и появление человека, имеет материалистическое объяснение и в биологическом, и социальном отношении. 4

Источник

Общество как объект социологии

Социология как научное направление, предмет и методы ее изучения. Общество как основной объект исследования в социологии, его возникновение и типология, социальная структура. Закономерности и тенденции функционирования современного российского общества.

Рубрика Социология и обществознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 03.08.2010
Размер файла 33,3 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам, и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять, лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Одни социологи определяют социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных условиях.

1. Понятие «общество». Объект и предмет социологии

В понятие общества входят: социальная структура (скелет), статусы (ступеньки в общественной лестнице), роли (схемы поведения) и т.д.

Но сегодня, в отличие от древних времен, один человек не сможет самостоятельно удовлетворить все свои потребности. Поэтому за миллионы лет люди постепенно, сами того не заметив, создали специальные системы, которые помогли людям улучшить жизнь. Такие особые системы называются социальными институтами.

Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называется социальной группой. Группа студентов, группа медсестер, группа судей.

Общество живо своей культурой. Именно культура объединяет все вышеуказанные моменты в единое целое. У каждой науки и теории свое понимание культуры. Мы возьмем наиболее общее понятие культуры.

Усваиваются культурные нормы не сразу (это не инстинкт), а постепенно с течением большого времени. Вместе с нормами усваиваются социальные роли в процессе социализации. Социализация включает в себя воспитание, обучение и продолжается всю жизнь. Без социализации не было бы и общества. За правильным освоением норм и ролей следит социальный контроль. В роли контроля выступают родительское воспитание, контроль учителей, правоохранительная работа.

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа и общества, которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в понимании общества состоит в том, что общество представляется в виде базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный объект-человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть не что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей, преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специфическая черта деятельности человека. Целесообразная деятельность включает множество различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и динамичный характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив определенный результат корректируют на его основе свою последующую деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование и развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали переход к высокой ступени развития общества с разрешением противоречия между стихийностью и сознательностью.

Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития полученный результат отличается от исходных предпосылок, превращается в новые условия, средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели. Реализация высоких целей направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным становится анализ отношений между ними и внутри их. Особую актуальность приобретает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей, групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целостности. Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.

2. Возникновение и типология общества

Возникновение человеческого общества и человека есть единый процесс. Общество, в самом широком смысле понимания как совокупность общественных отношений, возникает с появлением человека.

В процессе биологического очеловечения человек развивался в смысле биологических изменений (обусловленных относительной зависимостью одних органов человеческого организма от других) вплоть до приобретения человеком современного облика.

В процессе социального очеловечения с человеческим предком происходят перемены, обусловленные ролью общественного труда как результата высвобождения руки и развития человеческого мозга, т.е. сознания.

Формирующиеся люди все больше расширяли свой кругозор, а труд все больше способствовал сближению членов общества.

Одним словом, возникло человеческое общество со всеми его проявлениями, и в его основе был человеческий труд как сознательная деятельность человека по обмену веществ с природой. Однако, труд одновременно является и конкретным трудом, как источником создания определенной материальной ценности, которая может удовлетворить какую-либо полезную потребность человека.

А поскольку материальное производство было необходимо для самосохранения человека в процессе обмена веществ с природой, то значит, что возникновение общества имеет глубоко материальную природу, как и появление человека имеет материалистическое объяснение и в биологическом, и социальном отношении.

Структурная сложность общества предполагает разнообразие способов его квалификации, устойчивым в социологии является деление общества на традиционного и индустриальное (современное). В разработку этих понятий значительный вклад внесли немецкий социолог Ф. Тённис, французский социолог Р. Арон, американский экономист и социолог У. Ростоу.

В отличие от традиционного, общество индустриального типа характеризуется ростом промышленности, радикальным изменением методов производства, гибкостью социальных структур и форм организации социальной жизни, в следствии этого можно выделить следующие черты индустриального общества:

Ш развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

Ш механизация и автоматизация производства и управления;

Ш массовое производство товара на широкий рынок;

Ш высокая развитость средств транспорта и коммуникаций;

Ш рост урбанизации и социальная мобильность;

Ш увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

Ш формирование гражданского общества.

Получившая наибольшее распространение в период 60-х гг. ХХ в. теория индустриального общества в 70-е гг. дополняется концепцией постиндустриального общества, разработанной в американской (Д. Белл, А. Тоффлер) и западноевропейской (А. Турен, Ж. Фурастье) социологии.

Возникновение постиндустриального общества исследователи связывают с рядом важных экономических и социальных изменений, происходящих в наиболее развитых странах. существо этих изменений сводится к следующему:

ь резкое возрастание роли знаний и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий»;

ь изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом;

ь сдвиги в системе социокультурных потребностей населения, возникновение ориентаций на постматериальные ценности, связанные с охраной окружающей среды повышением качества жизни.

Типология, основанная на концепциях традиционного, индустриального и постиндустриального общества, в целом не выходит за рамки социального эволюционизма. Принципиально иной подход к типологии общества сложился в русле марксистской традиции. Основанием здесь служили два главных критерия: способ производства и форма собственности. В соответствии с ними выделялись пять общественно-экономических формаций:

Переход от одной формации к другой должен осуществляться в результате социальной революции

Человеческое общество весьма часто определяют как сумму совокупностей общественных явлений. Но и в том случае, когда ему дают иное определение, все же говоря об обществе, говорят и об общественных явлениях как основных его элементах. Рассматривая общественные явления, стремятся показать как различия, существующие между общественными и личностными явлениями.

Отдельные социологические теории дают дефиницию общественных явлений и определяют их отношение к личностным и природным явлениям в контексте своих представлений о сущности общества и человека.

Единство личностных и общественных явлений проистекает из единства, существующего между индивидуумом и обществом, ибо человек, как уже подчеркивалось, есть совокупность общественных отношений. Общественные явления выступают одновременно и личностными, и общественными, хотя между ними нельзя ставить знак равенства, точно так же, как нельзя и противопоставлять их друг другу. По сути общественные явления возникают как результат взаимосвязанного поведения отдельных людей, которое вызывает изменения, означающие возникновение чего-то нового, что отличается от существующего и от самих индивидов, согласующих свое поведение. Таким образом, общественные явления возникают из личностных, хотя и отличаются от них.

Общественное явление, таким образом, есть взаимосвязанное действие поведения индивидов, вызывающее определенные изменения в природе, обществе, а также в поведении этих индивидов и в них самих.

Как и любое явление, оно есть часть реального мира, но при этом имеет и определенные специфические черты, которые обнаруживают себя как в его сущности, так и в формах, которые он принимает.

3. Социальная структура общества

Общество как целостная система состоит из множества разнообразных элементов (видов деятельности, общественных отношений, социальных групп, общностей, институтов и организаций). Все они взаимосвязаны между собой и представляют единое целое.

Термин «социальная структура общества» чаще всего применяется для обозначения деления общества на социально-классовые и групповые общности, а также системы устойчивых взаимосвязей между ними. При таком подходе социальная структура представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, групп, слоев.

Сегодня все социологические теории так или иначе занимаются проблемой классификации общественных явлений, или элементов, из которых состоит общество, и стремятся установить взаимосвязь между группами явлений, т.е. занимаются структурой общества, различаясь при этом в зависимости от того, как они понимают отношения между элементами общественной структуры.

Сам термин «структура» происходит из французского языка и в самом общем смысле означает более или менее стабильную целостность отношений между элементами какой-либо вещи, явления или же более обширной области действительности.

О понятии социальной структуры в современной западной социологии ведутся оживленные дискуссии, и на этот счет существуют различные теории. Эти теории появляются как в связи с дискуссиями о функциях общественных явлений и о понятии функциональности вообще, так и в связи с дискуссиями о функциях таких социальных явлений, как социальный институт, социальный статус и социальная роль. Понятие социальной структуры трактуется различным образом, однако существует одна общая черта западных теорий общественной структуры. А именно, западные социологические теории, каждая по-своему, содержат в себе представление о том, что существует критерий, или дифференциальный признак, для деления общественных явлений на две области: область экономических явлений и область неэкономических явлений. А затем считается, что область неэкономических явлений на основе того же критерия подразделяется на меньшие области в соответствии с особыми признаками, причем все эти явлений находятся во взаимной зависимости. Западные социологические теории в основном считают, что всякая отдельная область общественных явлений имеет свое независимое существование и свои особые законы, а в общей «функциональной связи» общественных явлений выступает как параллельный и автономный партнер.

Элементы социальной структуры

Марксистская наука об обществе различает в структуре общества различает в структуре общества две основные области:

Ш реальный базис (экономическая структура) общества

Ш общественная надстройка

Экономический базис общества представляет собой сферу общественного производства материальных благ, обеспечивающую индивидуальное и общественное существование человека.

Социальная надстройка образуют остальные общественные явления, которые возникают непосредственно в сфере производства материальных благ. В составе надстройки различают две ее области:

— социально-политическую или юридически-политическую надстройку

— формы общественного сознания.

К юридически-политической, или же социально-политической, надстройке относятся различные формы общественной жизни, а также правила, которыми эта жизнь регулируется. К этой области надстройки относятся роды, племена, государство и прочие типы социальных групп, а также в этих группах или отношения между ними, т.е. право и другие общественные нормы.

Общественное сознание определяют как отражение общественного бытия в сознании людей. Понятие общественного бытия включает в себя, помимо конкретных исторически данных производственных сил и производственных отношений, ещё и конкретную, исторически данную общественную структуру (не только экономическую, но и классовую и политическую структуру определенного общества) со всеми конкретными, исторически данными организационными и другими формами общественной жизни людей. Таковыми являются, например, семья, государство и т.п. формы организации.

Отдельные формы общественного сознания являются проявлениями духовной жизни, при помощи которых человек отражает свое общественное бытие. Отдельными формами общественного сознания являются религия, философия, мораль, наука и искусство. Каждая форма общественного сознания имеет относительную самостоятельность. Тем самым они оказывают взаимное влияние друг на друга, а также обратное влияние на общественное бытие. В зависимости от того, каков характер производственных отношений, лежащих в ее основе, надстройка может быть бесклассовой или классовой.

Бесклассовая надстройка существует в обществе, которое не разделено на классы. Подобным обществом являлось первобытное общество. Доминантной формой сознания и главным духовным творением человека в этот период является религия. Она содержит в себе основные элементы всех более поздних форм сознания. Религия была системой идей о мире, которая фантастическим и неточным образом отражала действительность. В этот период появляется и искусство, однако оно не было достаточно развитым.

Классовая надстройка существует в обществе, которое разделено на классы. Базис этого общества является более развитым, нежели базис первобытного бесклассового общества. Степень развития производственных сил в классовом обществе такова, что обеспечивает производство прибавочного продукта; при этом люди по-разному относятся к средствам производства: одни являются их собственниками, другие нет.

Экономический базис определяет надстройку. Однако он не определяет все элементы надстройки в равной мере. Точно также следует подчеркнуть, что и надстройка оказывает обратное влияние на базис и что влияние базиса является решающим лишь в конечном итоге.

4. Закономерности и тенденции функционирования современного российского общества

В первые десятилетия XX века социологическая мысль в России поднялась на достаточно высокий уровень развития (Петражицкий, Ковалевский, Сорокин). Однако исторический путь этой науки у нас носил драматический характер. Социологические исследования свертывались, а сама наука была позднее объявлена «буржуазной». Социологические исследования проводились у нас только в рамках других общественных наук. Реальное оживление социологии у нас началось лишь в конце 80-х-начале 90-х годов. Но хотя за прошедшие годы была проделана немалая работа, следует признать, что до преодоления отставания социологии у нас еще далеко.

Необходимость изучения социологии определяется, прежде всего, возрастанием роли и значения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом обстоятельств:

1) важные и быстрые социально-политические изменения происходят не только у нас в стране, но и во многих странах за рубежом;

2) современный этап развития общества свидетельствует о возрастании роли и значения социальных факторов и социальной сферы общественной жизни;

Определенный интерес представляет трансформация социальной структуры России в настоящее время.

В СССР существовал мощный пласт людей среднего достатка. Крайние слои были сравнительно немногочисленны: относительно богатыми можно было считать высший слой номенклатуры, пользовавшийся значительными привилегиями, и часть наиболее квалифицированной интеллигенции. Относительно бедными были часть колхозников и работников совхозов в слабых хозяйствах, пенсионеры с малой пенсией, служащие в сфере культуры и т.д. Основная масса населения имела средние доходы.

Данные Госкомстата за 2004 г. показывают, что доходы самых богатых 10% населения сейчас в 21 раз превышают доходы самых бедных 10%. Доходы граждан в среднем на душу населения распределялись таким образом:

Проиллюстрировав тенденцию социальной стратификации в России в настоящее время, необходимо показать потребность общества в подобном неравенстве и его воспроизводстве.

Последнее десятилетие было отмечено серьезными количественными и качественными сдвигами в социальной структуре российского общества. Общество в целом существенно изменилось и продолжает меняться. Поэтому очень важен вопрос о том, какова траектория этих изменений, их направление и темпы.

По данным социологических исследований, в России сегодня явно доминирует нисходящая мобильность (переход к низкому статусному положению). Она затронула почти все классы и социальные группы, о чем свидетельствуют следующие процессы.

Во-первых, под давлением налогового пресса, нехватки финансов и кредитов сокращается численность средних и мелких предпринимателей. Разоряясь, они, как правило, «скатываются» в нижний класс. Во-вторых, многие представители рабочего класса и интеллигенции понижают свои социальные статусы из-за полной или частичной потери работы. В-третьих, нисходящая социальная мобильность проявляется в снижении квалификационно-профессионального потенциала нашего общества. Это связано, в частности, с невостребованностью высококвалифицированных профессий, переходов специалистов наукоемких производств в сферу обслуживания, мелкого бизнеса. За годы реформ количество вузов в России, имеющих полное бюджетное финансирование, сократилось в шесть раз. И преподаватели, и студенты вынуждены искать и выполнять работу, не соответствующую их социальному статусу. В-четвертых, нисходящая социальная мобильность проявляется в возрастании численности лиц без определенных занятий, беженцев, бомжей. Большинство этих людей утратили свои прежние, ранее ценимые обществом статусы. В-пятых, одновременно с этими процессами динамично растет численность работников органов управления, лиц, занятых в сфере посреднической деятельности, финансово-банковских операциях. В большинстве случаев речь может идти о горизонтальной мобильности (изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса), поскольку эти перемещения, как правило, не связаны со значительным повышением социальных статусов.

Таким образом, в современном российском обществе доминирует нисходящая социальная мобильность большинства населения, которая пагубно сказывается на общем состоянии общества. Объективно данная тенденция не может не приводить к противостоянию классов и социальных групп.

Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества

2. Изменение в структуре занятости. Новые профессии, развитие самозанятости;

3. Поляризация по имущественному признаку;

4. Актуализация физико-технической системы стратификации.

Будучи наукой об обществе, социология в то же время включает в себя как общую теорию процессов общественной жизни, которая является объектом изучения общественных и гуманитарных наук, так и социальные теории различных сторон общественной жизни, т.е. социальные теории труда, образования, здравоохранения и т.д. и в то же время социология опирается на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, которые изучают общество и человека.

Список использованной литературы

1. Социология. Основы общей теории; под ред. А.Ю. Мягкова; М.: «Флинта»; 2003;

2. Д.В. Кахарчук; Социология; М.: «Юрайт»; 2002;

3. Социология. Основы общей теории; М.: «Аспект пресс»; 1998,

4. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994;

5. Данило Ж. Маркович; Общая социология; «Владос», М., 1998.

6. Дюркгейм 3. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.

7. Зборовский Г.Е. Орлов Г.Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 1992.

8. Краткий словарь по социологии. М., 1989.

9. Осипов Г.В. Социология. М., 1990. Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 1993.

10. Сорокин П.А.: Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

11. Социология. М., 1990.

12. Социология: наука об обществе. Учебное пособие. Харьков, 1996.

13. Социология: практикум. М.: 1993.

14. Ядов В.А.: Размышления о предмете и перспективах социологии, // Социологические исследования. 1990, №2.

Подобные документы

Социальная жизнь общества как предмет изучения социологической науки. Теоретическое и эмпирическое уровни познания, их цели и методы. Общие и специфические законы в социологии, способы их проявления. Функции социологии как самостоятельной отрасли знаний.

контрольная работа [23,0 K], добавлен 22.12.2013

Анализ содержания понятия «социология». Социология как наука об обществе, ее предмет и объект. Проявление связей и отношений в обществе через социальное взаимодействие между индивидами, социальными общностями, организациями. Социальная структура общества.

реферат [72,8 K], добавлен 18.12.2012

Определение социологии как научного изучения общества. Объект и предмет социологии, ее методы, задачи и основные функции. Демографический, психологический, коллективный и культурологический подходы к анализу общества. Структура социологической теории.

лекция [22,3 K], добавлен 20.11.2011

Объект и предмет социологии. Место социологии в системе наук, ее структура и функции. Основные современные подходы к анализу общества. Социология и философия, история, экономика, политология, право и религиоведение. Личность и социальная группа.

реферат [26,3 K], добавлен 09.07.2009

Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.

контрольная работа [137,6 K], добавлен 27.05.2012

Социология как наука и учебная дисциплина. Отличие предмета социологии от предметов других наук об обществе. Структура (уровни) социологического знания. Основные функции, законы и категории социологии. Специфика исследовательского метода социологии.

реферат [27,3 K], добавлен 29.10.2011

Социология как наука. Социальные закономерности развития общества. Социальная общность, объект и предмет социологии. Суть психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда. Формирование гармонической личности. Динамика общественных отношений по Фрейду.

реферат [22,8 K], добавлен 21.03.2013

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector