Общество как объект управления

woman 1784755 1920 Советы на день

Общество как объект государственного управления

Под объектами управления понимают то, чем или кем управляют. В социальном управлении объектами являются люди или организации, а также их деятельность со всеми ее законами, отношениями и особенностями. Объекты государственного управления часто по-разному трактуются в научной и политической сферах. Так, либеральные школы часто сужают содержание объекта государственного управления, сводя его к самым основным элементам: оборона, законопроизводство, борьба с преступностью и т.п. Наоборот, тоталитарный подход предполагает включение в состав управляемых государством объектов не только социальные, но и личные процессы, вплоть до выбора супруга.

В некоторых случаях к объектам государственного управления относят и вещественные элементы: ресурсы, техника, технологии.

В качестве управляемых со стороны государства выступают не все общественные отношения, виды деятельности и социальные роли, а только те, которые непосредственно связаны с воспроизводством материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей.

Классификация объектов государственного управления может быть построена по разным основаниям:

1. На основе структурного критерия. Структурно управляемый объект выглядит так:

а) человек в своей определенной социальной роли, в своей деятельности;

б) коллективы и организации различных типов, выражающие разные виды деятельности;

в) общество в целом и его составляющие: социальные образования, отношения, связи, процессы, формы общественных отношений;

2. По характеру и видам социальной деятельности: познавательная, коммуникативная, преобразующая, эстетическая, учебная.

3. По социальным ролям: работник, руководитель, государственный служащий, ребенок, студент и т. п.

4. По характеру и видам общественных отношений объекты государственного управления можно разделить на экономические, социальные, политические, духовные, управленческие и др.

· Экономические управляемые объекты, где непосредственно осуществляется соединение рабочей силы и средств производства: предприятия, сфера промышленного и аграрного производства и т. д.

· Социальные управляемые объекты: социальные организации, сфера социальных услуг.

· Духовные объекты, направленные на осуществление духовных потребностей общества и человека.

· Политические управляемые объекты, связанные главным образом со второстепенными политическими действиями: политическое просвещение, научно-исследовательская деятельность в области политики и др.

Итак, к основным признакам объектов государственного управления можно отнести:

1. Многообразие форм и проявлений: по видам общественных отношений, по видам деятельности, по институциональным признакам, по значимости для государства и общества и т.д.

2. Объекты государственного управления связаны с реализацией всеобщих, а не частных потребностей, интересов, целей.

3. Эти объекты являются приоритетными (первичными) по отношению к государственному управлению, так как они направлены на удовлетворение основных потребностей общества, «кормят» и общество, и государство.

4. Объекты развиваются по объективным общественно-историческим закономерностям которые государственное управление может и должно учитывать и использовать, но не может изменить.

5. Объекты государственного управления могут быть эффективны и рациональны только в адекватных организационных, технических и человеческих формах. Государство и обеспечивает развитие содержания, своевременно обновляя форму объекта.

6. Объекты государственного управления нуждаются в полном и адекватном юридическом оформлении. Это позволяет управляемому объекту самоорганизоваться в своих границах по таким правилам, которые задаются юридической формой и устраивают общество.

7. Управляемые государством объекты – это очеловеченные сущности, следовательно, они обладают следующими свойствами:

· Самоактивность (способность к самодвижению на основе собственных побудительных причин).

· Целенаправленный характер объектов, т.е. наличие у них свойства целеполагания.

· Адаптивность (приспособляемость) к условиям природного и социального бытия.

· Способность к самоуправлению, сознательному саморегулированию своей жизнедеятельности.

· Уникальность и неповторимость управляемых объектов.

· Невозможность оценить их только в материально-финансовых показателях, принадлежность к высшим социальным ценностям.

· Способность объекта государственного управления становиться субъектом, т. е. способность к взаимным переходам. Государственные органы могут быть как субъектами, так и объектами управления, а общество и государство в некоторых случаях взаимодействуют как управляющая и управляемая системы.

Интересно отметить, что уровень развития управляемых объектов обратно пропорционален степени жесткости и плотности государственного управления. Это означает, что в идеале государственное управление либо не потребуется, будучи замененным общественным самоуправлением, либо будет носить координационный и регулятивный характер.

Государство управляет всеми сферами общественной жизни: социальной сферой, экономикой, духовной жизнью и т. д. В управлении различными сферами общественной жизни есть как общие элементы, так и различия, которые вызваны главным образом спецификой самой общественной сферы. Тем не менее, в целом структуру ответа на данный вопрос можно упорядочить по следующей схеме:

1. Характеристика самой сферы, ее особенностей, роли в жизни общества, тенденций развития.

2. Определение структурных элементов, составляющих данную сферу (например, для экономики это будет промышленность, сельское хозяйство, торговля и т. д.).

3. Выявление институциональных структур, организаций, работающих в этих структурных сегментах, реализующих их. Так, для промышленности это будут предприятия различных видов, общественные организации (например, объединение промышленников) и т. д.

4. Характеристика государственных органов, в той или иной мере управляющих данной сферой. Таких организаций может быть довольно много, и они выполняют самые разные управленческие задачи.

5. Описание методов и технологий, используемых государственными органами в управлении данной сферой общества.

6. Проблемы государственного управления данной сферой. Проблемы могут быть обусловлены как проблемами самой сферы, так и непрофессионализмом кадров государственных органов, недостаточным организационным, правовым, технологическим обеспечением и т. д.

7. Пути и способы решения указанных проблем.

Вопросы и задания для проверки знаний:

1. Дайте определение понятиям «объект управления», «объект социального управления», «объект государственного управления». Соотнесите данные понятия.

2. Что такое объекты государственного управления?

3. Проведите структурный анализ объектов государственного управления.

4. Каковы основные признаки объектов государственного управления?

5. Какими свойствами обладают управляемые государством объекты?

6. Раскройте структуру общества как объекта управления.

7. По каким признакам классифицируют объекты, управляемые государством? Предложите свой вариант.

Тесты для самопроверки

1. Объектами в социальном управлении являются:

1) люди или организации, а также их деятельность со всеми ее законами, отношениями и особенностями;

2) общество в целом;

3) элементы государственного управления;

4) личностные процессы.

2. Уровень развития управляемых объектов обратно пропорционален:

1) уровню развития управляющих процессов;

2) степени жесткости и плотности государственного управления;

3) степени мягкости и разреженности государственного управления;

4) уровню развитости управляющих элементов.

3. Объекты государственного управления, где непосредственно осуществляется соединение рабочей силы и средств производства: предприятия, сфера промышленного и аграрного производства и т.д.:

4. Свойство объекта государственного управления, выраженное в способности к самодвижению на основе собственных побудительных причин:

2) способность к самоопределению;

5. Свойство объекта и субъекта государственного управления, выражающееся в том, что государственные органы могут быть как субъектами, так и объектами управления, а общества и государства в некоторых случаях взаимодействовать как управляющая и управляемая системы, называется:

1) способность к взаимным переходам;

2) уникальность и неповторимость управляемых объектов;

Источник

Понятие общества. Характеристика общества как объекта государственного управления

Общество — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Рассмотрение общества как объекта управления предполагает выявление порождаемых им в
себе самом социальных явлений и свойственных каждому из явлений причинно-следственных
взаимосвязей с другими явлениями как в пределах общества, так и с внешними процессами —
иносоциальными (порождаемыми из среды других обществ в рассматриваемом обществе),
транссоциальными (затрагивающими несколько культурно своеобразных обществ одновре-
менно) и этико-ноосферными (общеприродными).

Управление делами общественной значимости на профессиональной основе — главная ха-
рактеристика государственности как общественного института. Всё остальное, что харак-
теризует ту или иную исторически сложившуюся государственность, — только приложе-
ния к этому исторически непреходящему главному.

В основе управленческого профессионализма во всех сферах общественной жизни лежат:
1) управленческие навыки как таковые (т.е. не обусловленные конкретикой предметной облас-
ти их применения) и 2) знание специфики и деталей самой предметной области, на которую
распространяется власть того или иного управленца, и её взаимосвязей с другими предметны-
ми областями и внешним миром в целом (о чём многие «знатоки» предметных областей забы-
вают или не считают себя обязанными это знать).
Соотношение между этими двумя компонентами таково, что:
· понятийный аппарат какой-либо теории управления и минимум навыков управления кол-
лективной деятельностью можно освоить примерно за полгода;
· а вот освоение минимума знаний, характеризующих специфику той или иной предметной
области, обуславливающих высоко эффективную и безопасную для общества и биосфе-
ры управленческую деятельность в ней, может потребовать нескольких лет, а то и десяти-
летий.

пока люди будут нуждаться в профессиональном управлении делами об-
щественной значимости, государство не «отомрёт», поскольку накопление индивидом знаний,
обеспечивающих его управленческую состоятельность в той или иной предметной области,
при той культуре психической деятельности, что ныне свойственна людям, требует большего
времени, нежели те сроки, которые может предоставить для их освоения реальная динамика
большинства процессов управления делами общественной значимости. Это аналогично тому,
что пассажиры не способны вести авиалайнер по очереди, поскольку этот вид деятельности
требует предварительного освоения определённых профессиональных знаний и навыков. Кро-
ме того быстродействие системы управления — один из факторов, который в большинстве
случаев определяет оценки качества управления, и оно во многом обусловлено компетентно-
стью управленцев в соответствующих предметных областях. Но сказанное в этом абзаце каса-
ется и управленческой деятельности на профессиональной основе вне сферы государственно-
сти, прежде всего, — управления хозяйственной деятельностью на основе коллективного тру-
да.
Поэтому даже при всеобщей управленческой грамотности, управленческий профессиона-
лизм будет одним из общественно необходимых видов профессионализма. Вследствие этого
государственность и профессиональное управление вне сферы государственности не «отом-
рёт» и не будет вытеснено неким абстрактным, но практически не осуществимым «общест-
венным самоуправлением», в котором неведомо как соучаствуют все или почти все, превосхо-
дя при этом управленцев-профессионалов.
Тем не менее, в зависимости от того, насколько широко доступны для освоения знания и
навыки специфически управленческого характера, в обществе возникает та или иная обла-
дающая своеобразием сфера управления, включающая в себя государственность и управление
разного рода коллективной деятельностью (хозяйственной и т.п.), которые определяют всю
систему социальных статусов членов общества. Дело в том, что по мере развития цивилизации
на основе профессиональной специализации единоличного и коллективного труда качество
жизни индивидов и их семей всё в большей мере обусловливается прежде всего государствен-
ным управлением:
· лежащей в его основе концепцией организации жизни общества в преемственности поко-
лений как единого целого, обладающего внутренней структурой;
· качеством текущего правления (5-й этап полной функции управления) в соответствии с
господствующей над государственностью концепцией.

Источник

Общество как объект государственного управления

Под объектами управления понимают то, чем или кем управляют. В социальном управлении объектами являются люди или организации, а также их деятельность со всеми ее законами, отношениями и особенностями. Объекты государственного управления часто по-разному трактуются в научной и политической сферах. Так, либеральные школы часто сужают содержание объекта государственного управления, сводя его к самым основным элементам: оборона, законопроизводство, борьба с преступностью и т.п. Наоборот, тоталитарный подход предполагает включение в состав управляемых государством объектов не только социальные, но и личные процессы, вплоть до выбора супруга.

В некоторых случаях к объектам государственного управления относят и вещественные элементы: ресурсы, техника, технологии.

В качестве управляемых со стороны государства выступают не все общественные отношения, виды деятельности и социальные роли, а только те, которые непосредственно связаны с воспроизводством материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей.

Классификация объектов государственного управления может быть построена по разным основаниям:

1. На основе структурного критерия. Структурно управляемый объект выглядит так:

а) человек в своей определенной социальной роли, в своей деятельности;

б) коллективы и организации различных типов, выражающие разные виды деятельности;

в) общество в целом и его составляющие: социальные образования, отношения, связи, процессы, формы общественных отношений;

2. По характеру и видам социальной деятельности: познавательная, коммуникативная, преобразующая, эстетическая, учебная.

3. По социальным ролям: работник, руководитель, государственный служащий, ребенок, студент и т. п.

4. По характеру и видам общественных отношений объекты государственного управления можно разделить на экономические, социальные, политические, духовные, управленческие и др.

· Экономические управляемые объекты, где непосредственно осуществляется соединение рабочей силы и средств производства: предприятия, сфера промышленного и аграрного производства и т. д.

· Социальные управляемые объекты: социальные организации, сфера социальных услуг.

· Духовные объекты, направленные на осуществление духовных потребностей общества и человека.

· Политические управляемые объекты, связанные главным образом со второстепенными политическими действиями: политическое просвещение, научно-исследовательская деятельность в области политики и др.

Итак, к основным признакам объектов государственного управления можно отнести:

1. Многообразие форм и проявлений: по видам общественных отношений, по видам деятельности, по институциональным признакам, по значимости для государства и общества и т.д.

2. Объекты государственного управления связаны с реализацией всеобщих, а не частных потребностей, интересов, целей.

3. Эти объекты являются приоритетными (первичными) по отношению к государственному управлению, так как они направлены на удовлетворение основных потребностей общества, «кормят» и общество, и государство.

4. Объекты развиваются по объективным общественно-историческим закономерностям которые государственное управление может и должно учитывать и использовать, но не может изменить.

5. Объекты государственного управления могут быть эффективны и рациональны только в адекватных организационных, технических и человеческих формах. Государство и обеспечивает развитие содержания, своевременно обновляя форму объекта.

6. Объекты государственного управления нуждаются в полном и адекватном юридическом оформлении. Это позволяет управляемому объекту самоорганизоваться в своих границах по таким правилам, которые задаются юридической формой и устраивают общество.

7. Управляемые государством объекты – это очеловеченные сущности, следовательно, они обладают следующими свойствами:

· Самоактивность (способность к самодвижению на основе собственных побудительных причин).

· Целенаправленный характер объектов, т.е. наличие у них свойства целеполагания.

· Адаптивность (приспособляемость) к условиям природного и социального бытия.

· Способность к самоуправлению, сознательному саморегулированию своей жизнедеятельности.

· Уникальность и неповторимость управляемых объектов.

· Невозможность оценить их только в материально-финансовых показателях, принадлежность к высшим социальным ценностям.

· Способность объекта государственного управления становиться субъектом, т. е. способность к взаимным переходам. Государственные органы могут быть как субъектами, так и объектами управления, а общество и государство в некоторых случаях взаимодействуют как управляющая и управляемая системы.

Интересно отметить, что уровень развития управляемых объектов обратно пропорционален степени жесткости и плотности государственного управления. Это означает, что в идеале государственное управление либо не потребуется, будучи замененным общественным самоуправлением, либо будет носить координационный и регулятивный характер.

Государство управляет всеми сферами общественной жизни: социальной сферой, экономикой, духовной жизнью и т. д. В управлении различными сферами общественной жизни есть как общие элементы, так и различия, которые вызваны главным образом спецификой самой общественной сферы. Тем не менее, в целом структуру ответа на данный вопрос можно упорядочить по следующей схеме:

1. Характеристика самой сферы, ее особенностей, роли в жизни общества, тенденций развития.

2. Определение структурных элементов, составляющих данную сферу (например, для экономики это будет промышленность, сельское хозяйство, торговля и т. д.).

3. Выявление институциональных структур, организаций, работающих в этих структурных сегментах, реализующих их. Так, для промышленности это будут предприятия различных видов, общественные организации (например, объединение промышленников) и т. д.

4. Характеристика государственных органов, в той или иной мере управляющих данной сферой. Таких организаций может быть довольно много, и они выполняют самые разные управленческие задачи.

5. Описание методов и технологий, используемых государственными органами в управлении данной сферой общества.

6. Проблемы государственного управления данной сферой. Проблемы могут быть обусловлены как проблемами самой сферы, так и непрофессионализмом кадров государственных органов, недостаточным организационным, правовым, технологическим обеспечением и т. д.

7. Пути и способы решения указанных проблем.

Вопросы и задания для проверки знаний:

1. Дайте определение понятиям «объект управления», «объект социального управления», «объект государственного управления». Соотнесите данные понятия.

2. Что такое объекты государственного управления?

3. Проведите структурный анализ объектов государственного управления.

4. Каковы основные признаки объектов государственного управления?

5. Какими свойствами обладают управляемые государством объекты?

6. Раскройте структуру общества как объекта управления.

7. По каким признакам классифицируют объекты, управляемые государством? Предложите свой вариант.

Тесты для самопроверки

1. Объектами в социальном управлении являются:

1) люди или организации, а также их деятельность со всеми ее законами, отношениями и особенностями;

2) общество в целом;

3) элементы государственного управления;

4) личностные процессы.

2. Уровень развития управляемых объектов обратно пропорционален:

1) уровню развития управляющих процессов;

2) степени жесткости и плотности государственного управления;

3) степени мягкости и разреженности государственного управления;

4) уровню развитости управляющих элементов.

3. Объекты государственного управления, где непосредственно осуществляется соединение рабочей силы и средств производства: предприятия, сфера промышленного и аграрного производства и т.д.:

4. Свойство объекта государственного управления, выраженное в способности к самодвижению на основе собственных побудительных причин:

2) способность к самоопределению;

5. Свойство объекта и субъекта государственного управления, выражающееся в том, что государственные органы могут быть как субъектами, так и объектами управления, а общества и государства в некоторых случаях взаимодействовать как управляющая и управляемая системы, называется:

1) способность к взаимным переходам;

2) уникальность и неповторимость управляемых объектов;

3) способность к самоуправлению;

Государство управляет всеми сферами общественной жизни: социальной сферой, экономикой, духовной жизнью и т.д. В управлении различными сферами общественной жизни есть как общие элементы, так и различия, которые вызваны главным образом спецификой самой общественной сферы. Тем не менее, в целом структуру ответа на данный вопрос можно упорядочить по следующей схеме:

1. Характеристика самой сферы, ее особенностей, роли в жизни общества, тенденций развития.

2. Определение структурных элементов, составляющих данную сферу, например, для экономики это будет промышленность, сельское хозяйство, торговля и т.д.

3. Выявление институциональных структур, организаций, работающих в этих структурных сегментах, реализующих их. Так, для промышленности это будут предприятия различных видов, общественные организации (например, объединение промышленников) и т.д.

4. Характеристика государственных органов, в той или иной мере управляющих данной сферой. Таких организаций может довольно много, и они выполняют самые разные управленческие задачи.

5. Описание методов и технологий, используемых государственными органами в управлении данной сферой общества.

6. Проблемы государственного управления данной сферой. Проблемы могут быть обусловлены как проблемами самой сферы, так и непрофессионализмом кадров государственных органов, недостаточным организационным, правовым, технологическим обеспечением и т.д.

7. Пути и способы решения указанных проблем.

Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы, которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес.

Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Оно гарантирует равные условия хозяйствования, стабильность правил экономического поведения, способствует проявлению эффективных сторон рыночных отношений и лимитирует их негативные последствия. Если полагаться только на рыночные силы, то структурная перестройка окажется делом отдаленного будущего без гарантии оптимальности пропорций, а если не регулировать цены и тарифы, то оборвутся экономические связи между европейской и азиатской частями страны, возникнет автаркия. Без государственного регулирования снижается эффективность производства, невостребованной оказывается фундаментальная наука, сокращается из-за удорожания социальная инфраструктура, движение к цивилизованным формам жизни осуществляется стихийно с издержками и потерями.

В переходный период государство выполняет также ряд функций, которые не характерны для условий рыночной экономики. Оно остается самым крупным субъектом рынка и регулирует деятельность других субъектов, сохраняет некоторые распределительные функции, активно содействует развитию самого человека как главного фактора прогресса, культуры в широком смысле слова.

В современных условиях важнейшей задачей государственного регулирования становится обеспечение экономической безопасности страны. Наиболее реально экономической безопасности угрожают: деформированность структуры производства (усиление топливно-сырьевой направленности); возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов; расслоение общества; криминализация хозяйственной деятельности.

Кроме того, в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в своих экономических и политических целях. При чрезмерной либерализации без должного государственного регулирования экономика развивающейся страны легко может попасть под их диктат, получить однобокое развитие. Поэтому важно сохранить государственный контроль за стратегическими ресурсами, количественными и качественными параметрами состояния экономики (пороговыми значениями), выход за пределы которых угрожает экономической безопасности.

В России имеются благоприятные условия для регулирования экономики. Капитал и производство сконцентрированы в крупных предприятиях, имеется многолетний опыт планирования и программирования. Постоянно анализируются хозяйственные связи между регионами, предприятиями, спрос и предложение, состояние рынков. Действуют информационные сети, рассчитываются параметры в масштабе страны.

Государственное регулирование опирается на использование рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов и осуществляется с помощью функций управления. Основными рычагами воздействия на экономику являются инвестиции, финансы, денежное обращение, кредит. Различные аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможню. В процессе регулирования активно используются прогнозирование, планирование, контроль и другие функции управления.

Государственное регулирование предполагает установление общих правил и порядка, ответственности за их соблюдение и исключает прямое вмешательство в деятельность экономических структур. Оно базируется на выбранной хозяйственной стратегии, механизме правового принуждения, экономических интересах хозяйствующих субъектов.

Компетенция федеральных органов управления в сфере регулирования экономики сводится к следующим направлениям: формирование и преобразование экономических служб и институтов, замена устаревших новыми; правовые основы единого рынка; федеральные энергетические системы, транспорт, связь; федеральный бюджет; финансовое, кредитное, валютное, таможенное регулирование: ценовая политика; денежная эмиссия.

Нормативной основой государственного регулирования экономики является Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» и другие акты. Закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития РФ и программ социально-экономического развития РФ, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ. Предусматривается разработка прогнозов развития на долгосрочную перспективу (раз в пять лет на десятилетний период), на среднесрочную перспективу (на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется) и краткосрочную перспективу (ежегодно).

Главная роль в регулировании экономики отводится Министерству экономического развития РФ, осуществляющему проведение единой государственной социально-экономической политики. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации.

Решающее воздействие на развитие экономики оказывают ежегодно утверждаемые параметры и направления деятельности государства, среди них:

· перечень основных социально-экономических проблем (задач), решаемых в следующем году;

· федеральные целевые программы, предлагаемые к финансированию за счет федерального бюджета;

· объем и структура поставок продукции для федеральных государственных нужд;

· проектировки развития государственного сектора экономики;

· международные договоры РФ, вступившие в силу;

· программа государственных внешних заимствований и предоставления кредитов Россией другим странам;

· программа внутренних заимствований и др.

Мощным средством государственного воздействия на экономику являетсябюджетное регулирование. Государство создает финансовую систему, в которую входят федеральный, региональные и местные бюджеты, внебюджетные государственные фонды, денежные средства государственных и муниципальных предприятий. Государственные финансы опосредуют почти половину стоимости ВВП. Бюджеты и фонды обеспечиваются наличием собственных источников доходов и правом определения направлений их расходования.

Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансово-бюджетной, налоговой, валютной политики и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ.

Активно влияет на экономику, оживляя и расширяя производство,государственный заказ. Он является общепринятой во многих странах формой регулирования экономики в условиях рынка. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для федеральных и региональных государственных нужд. К федеральным государственным нуждам относятся потребности Российской Федерации в продукции для жизнеобеспечения страны, безопасности, реализации федеральных и межгосударственных целевых программ. Потребности субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задач регионов, реализации региональных целевых программ определяются и обеспечиваются органами государственной власти субъектов РФ.

Поставка продукции для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки. Для казенных предприятий Правительство РФ может вводить режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для федеральных нужд. Поставщики, обладающие монополией на производство продукции, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.

Контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд, принятого поставщиком (исполнителем). Заказ выдается как промышленным, так и сельскохозяйственным предприятиям, строительным организациям, как правило, на конкурсной основе, кроме закупок вооружений и продукции специального назначения. Выполнение заказа обеспечивается централизованно распределенными ресурсами.

Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за обеспечение федеральных государственных нужд. Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах выделенных из бюджета средств.

Государство регулирует хозяйственную деятельность предприятий на всех этапах от их учреждения до ликвидации. Юридические лица подлежатгосударственной регистрации в органах юстиции. В соответствии со сложившейся практикой регистрацию коммерческих организаций осуществляют органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов РФ. Во многих регионах для регистрации создаются специальные органы — регистрационные палаты. На Банк России возложена регистрация коммерческих банков и иных кредитных учреждений. Государственная регистрационная палата наделена функциями регистрации предприятий с иностранными инвестициями.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил. Лицензионную деятельность на основании положений, утверждаемых Правительством РФ, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, иные специально уполномоченные на это органы.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществлять указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока. На основании лицензии отдельные виды деятельности осуществляют предприятия, организации, учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Стандартизацией устанавливаются нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Средствами защиты выступает обеспечение безопасности продукции, работ, услуг; их качество в соответствии с уровнем развития науки и техники; единство измерений; экономия ресурсов.

Продукция, услуги и другие объекты подлежат обязательной и добровольнойсертификации в целях подтверждения соответствия установленным требованиям. Система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, организациями. Формирует и реализует государственную политику в области сертификации Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Она устанавливает общие правила и рекомендации по сертификации, проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия.

Для производства отдельных видов продукции требуется предварительно получить гигиенический сертификат. Он является разрешением на производство (ввоз) продукции, соответствующей установленным требованиям, и служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека при соблюдении определенных условий. Обязателен для продукции, способной оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека в условиях производства, хранения, транспортировки, применения и утилизации.

Экологический контроль обеспечивает наблюдение за состоянием окружающей среды, выполнением мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов, требований природоохранного законодательства. Государственный экологический контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), другие органы власти РФ и субъектов РФ, а также специально уполномоченные госорганы охраны природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Службы наблюдения действуют в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, в космосе.

В государственном регулировании экономики важное значение имеетправильный выбор макроэкономических показателей,надежных социально-экономических критериев, индикаторов курса реформ. Без них не ответить на вопрос: имеется ли потребность в реформировании, в том ли направлении осуществляется регулирование.

В прежней системе для оценки результатов государственной политики использовались валовые показатели производства, затрат, доходности. Наблюдался постоянный рост валовых показателей, хотя было очевидно неблагополучие в экономике.

В связи с переходом к рынку внедряется система национальных счетов (СНС), в которой показатели основных счетов (производство, образование доходов, капитальные затраты, продукты и услуги, финансы) распределяются по секторам: предприятия, финансовые учреждения, общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства, внешнеэкономические связи. Одновременно на вооружение берутся финансовые показатели: инфляция, денежная масса, обменный курс и т. д. Считается, что их набор обеспечивает надежный контроль за ходом реформ.

Мировой опыт свидетельствует, что система регулирования, обеспечивающая выход из кризиса, обязательно включает такие меры, как перевод капитала из сферы высокого потребления во внутренние инвестиции, опора на внутренний долг и сокращение внешних займов, формирование среднего класса и выравнивание доходов, увеличение массового спроса, разумный протекционизм собственной продукции. Таким образом, во главу угла ставится стимулирование материального производства. Это особенно актуально в связи с обострением международной обстановки и необходимостью обеспечить импортозамещение в условиях экономических санкций западных стран по отношению к России.

К сфере материального производства относится совокупность отраслей, производящих материальные блага – средства производства и предметы потребления. Она составляет основу жизни людей, создает условия для развития производственной сферы – здравоохранения, просвещения и т. д. Чем эффективнее труд в материальном производстве, тем выше уровень развития экономики, больше национальный доход. В отраслях материального производства создается продукт (промышленность, сельское хозяйство, строительство) или увеличивается стоимость произведенного продукта (транспорт, связь и др.).

Производство материальных благ осуществляется в различных организационных формах трудового процесса и типах предприятий и имеет, как правило, предпринимательский характер, т. е. является инициативным, самостоятельным и направлено на получение прибыли.

Сегодня российское государство проводит активную политику регулирования и поддержки предпринимательства, чтобы создать гражданам благоприятные условия для частной инициативы и установить цивилизованные отношения между деловым миром, обществом и государством. Регулируется как сфера малого бизнеса, так и крупные монополии.

Вопросы и задания для проверки знаний:

17. Государственная кадровая политика: понятие и содержание

Кадры – это основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников (предприятия, учреждения, общественной организации, всей системы производства и управления). Различаются отдельные категории кадров: кадры массовых профессий, кадры специалистов, управленческие кадры (включая руководящие).

Термином «персонал» характеризуют весь личный состав работающих, постоянных и временных, специалистов и обслуживающих их деятельность рабочих и служащих.

Термин «кадровая политика» в управленческой практике весьма многозначен. Главное различие в подходах к его использованию: одни исследователи и практики (на наш взгляд, вполне оправданно) понимают под кадровой политикой выражение (определение) стратегии работы с кадрами каждого субъекта управленческой деятельности, своего рода программу деятельности. Другие считают, что кадровая политика тождественна кадровой деятельности, т. е. толкуют ее весьма широко, включая в нее кадровую работу. Конечно, между ними нет «китайской стены», но они не тождественны по своему содержанию и технологии реализации, т. к. отражают разные этапы и стороны кадрового процесса.

Под государственной кадровой политикой(где субъектом выступает государство) мы понимаем стратегию, политический курс работы с кадрами на общегосударственном уровне; это выражающая волю народа государственная стратегия формирования, развития и рационального использования кадров, всех трудовых ресурсов страны.

Кадровая политика − это и наука и искусство. Как наука она призвана в идеях, принципах, критериях отражать выявленные закономерности развития кадровых процессов, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения, которые придают им определенную качественную характеристику, определяют основные черты и принципы кадровой работы.

В то же время государственная кадровая политика субъективна по формам, механизмам, технологиям выражения и реализации, что во многом определяется субъективными действиями отдельных людей − лидеров, руководителей государственных структур и зависит от образа их мыслей.

Под субъектом государственной кадровой политики понимается носитель определенных законом полномочий, прав и ответственности в выработке и реализации государственной кадровой политики, активный участник кадровых процессов.

Государство выступает главным (но не единственным) субъектом кадровой политики.

Под объектомгосударственной кадровой политики понимается то, на что направлена предметная практическая деятельность субъекта; это кадры или их отдельные категории и группы, кадровые процессы и отношения.

Семь последних десятилетий кадровая политика в нашей стране была партийно-государственной. Она носила узкоклассовый и идеологизированный характер, базировалась на социалистических ценностях. Без нее была невозможна партийно-советская, административно-командная система управления. Она в значительной мере была аппаратной, жестко централизованной, часто носила узкопрагматический характер, активно «обслуживала» текущие очередные социально-экономические кампании. В этой политике слабо решались прогностические задачи. Она часто сводилась к подбору и расстановке руководящих кадров, причем через формально-бюрократический институт номенклатуры партийных комитетов при слабом развитии гласности, открытости, демократичности кадровых процессов.

Однако следует учитывать, что при всех ошибках и недостатках прежняя кадровая политика была активной и высоко организованной. Тогда сложилась довольно стройная система работы с управленческими кадрами (их подбора и расстановки, партийно-гражданского контроля и привлечения к ответственности, воспитания в духе социалистических ценностей, политической подготовки и повышения профессиональной квалификации руководящих кадров всех уровней и др.), что сыграло важную роль в формировании мощного научно-производственного и кадрового потенциала Советского Союза.

Первым и необходимым этапом выработки государственной кадровой политики является теоретическое обоснование и определение ее концепции, т. е. системы исходных опорных позиций и ведущих идей, раскрывающих научные основы наиболее эффективных подходов государства к решению кадровых проблем в современных условиях и на перспективу.

Концепция и собственно кадровая политика во многом совпадают по содержанию, но не тождественны. Концепция становится государственной политикой, когда содержащиеся в ней идеи официально признаны, утверждаются высшими органами государства, реализуются в целях, политических установках, приоритетах и принципах государственного воздействия на кадровые процессы, т. е. на деле становятся стратегией и тактикой работы государства с кадрами.

В теоретическом обосновании и определении содержания новой государственной кадровой политики необходимо прежде всего сформулировать кадровую доктрину как исходную концептуальную идею.

Главный замысел, базовая идея современной государственной кадровой политики должны выражаться в изменении взаимодействия государства и личности, в гарантированном обеспечении конституционного права гражданина на свободу выбора мест, рода и времени своей трудовой деятельности1, в отмене кадрово-должностной прикрепленности граждан к государству как главному работодателю.

Суть новой кадровой доктрины состоит в том, что государство и человек − социальные партнеры в профессионально-трудовой и интеллектуальной самореализации личности.

Можно обозначить следующие сущностные черты государственной кадровой политики, которая должна быть:

− учитывающей потребности общества в кадрах;

− комплексной, базирующейся на единстве целей, принципов, форм и методов работы с кадрами;

− единой для всей Российской Федерации, но многоуровневой (федеральной, региональной, местной), охватывающей весь кадровый корпус, все кадровые процессы;

− перспективной, имеющей упреждающий и опережающий характер;

− демократичной по целям, социальной базе и механизмам решения кадровых проблем;

− правовой, осуществляемой в рамках и на основе закона.

Учитывая сказанное, независимо от возможных корректировок государственной кадровой политики, можно сформулировать ее главные цели:

− обеспечение всех участков трудовой деятельности квалифицированными, инициативными, добросовестными работниками;

− осуществление максимально эффективного использования интеллектуально-кадрового потенциала, всех трудовых ресурсов страны, их сохранение и приумножение;

− создание более благоприятных условий и гарантий для проявления каждым работником, в том числе государственным служащим, своих способностей.

Вопросы и задания для проверки знаний:

1. Раскройте понятие и содержание государственной кадровой политики.

2. Термин «кадровая политика» в управленческой практике весьма многозначен. Какие значения имеются в виду?

3. Что понимают под субъектом государственной кадровой политики?

4. Что понимают под объектом государственной кадровой политики?

5. Назовите особенности кадровой политики в нашей стране.

6. Каковы этапы выработки и реализации государственной кадровой политики?

7. В чем заключается сущность новой кадровой доктрины?

8. Назовите характерные черты современной государственной кадровой политики.

9. Сформулируйте главные цели государственной кадровой политики.

image033

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

image066

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

image003

image052

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector