Общество как открытая система это
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как открытая система». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1.Понятие открытой системы.
2. Характеристики общества как системы:
а) динамичной социальной структурой;
в) открытостью и т. д.
3.Открытость общества, влияние природы на общество:
а) природные условия оказывают значительное воздействие на общественное разделение труда;
б) природные факторы играют важную роль в жизни людей (географический детерминизм);
в) природа образует естественную среду обитания человека.
4.Состояние непрерывного обмена с окружающей природной средой и экологические проблемы современности:
а) парниковый эффект;
в) загрязнение морей и океанов;
г) загрязнение атмосферы;
д) загрязнения почвы;
е) сокращение количества воды, пригодной для питья.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 24 | Баллы | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу | 3 | ||||||
3 | ||||||||
2 | ||||||||
1 | ||||||||
0 | ||||||||
Указания по оцениванию: 1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Общество как открытая системаОбщество как система. Общество и природа. Социальные институты. Формы общественных изменений. 5. Революция как форма социальных изменений. Общественный прогресс. Традиционное общество и его особенности. Информационное общество и его особенности. Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности. Социально-демографические проблемы современности. Процесс глобализации и его противоречия. Общество как открытая система «Общество как система» 1) Понятие об обществе./ Общество – способ и форма жизнедеятельности людей. 2) Признаки общества как системы: б) открытая система; в) динамичная система; г) саморегулирующаяся система. 3) Системное строение общества. а) подсистемы и институты; б) социальные нормы; в) социальные коммуникации. 4) Качественная особенность общества – действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека). 5) Специфика развития современного общества. «Общество и природа» 1) Общество и природа – органические части материального мира. 2) Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы: а) темпы и качество социальной динамики; б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация; в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей; г) природные катаклизмы и их социальные последствия. 3) Воздействие общества на природную среду. а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека; б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов; в) использование флоры и фауны; г) создание преобразованной человеком природной среды 4) Значение природы для человека и общества: а) кладовая ресурсов; б) естественная среда обитания; в) источник вдохновения и красоты. 5) Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития. 1) Социальные институты – элементы системного строения общества. 2) Основные функции социальных институтов: а) служат удовлетворению общественных потребностей; б) организуют совместную деятельность людей; в) действуют в соответствии с определенными правилами и нормами; г) обеспечивают социализацию индивидов. 3) Важнейшие социальные институты: а) институты воспроизводства человека – семья; б) институт передачи социального опыта и знаний – школа; в) институты регулирования общественных отношений (право, политика, мораль, государство); г) институты удовлетворения материальных потребностей общества (экономика, рынок, бизнес). 4) Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых – суть социальной динамики: 5) Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху «Формы общественных изменений». 1) Многообразие форм общественных изменений. 2) Революционные и эволюционные формы общественных изменений. 3) Признаки революционных изменений в обществе: а) радикальный характер; б) слом старых общественных структур; в) рождение качественно новых социальных отношений; г) катастрофический характер, значительные социальные издержки; д) рождение новой социальной реальности. 4) Специфика реформаторских(эволюционных) процессов: а) эволюционный характер; б) органичность сочетания старых и новых структур; в) постепенная замена старого новым; г) затрагивание части общественных структур; д) осуществление по инициативе властей. 5) Преимущественный характер эволюционных изменений. 6) Специфика общественных изменений в современную эпоху. «Революция как форма социальных изменений». 1) Понятие о социальной революции. Социальная революция – как особая форма общественных изменений. 2) Основные признаки революционных изменений в обществе: а) имеет радикальный характер; б) сопровождается сломом старых общественных структур; в) в результате формируются качественно новые социальные отношения; г) имеет катастрофический характер; д) сопровождается значительными социальными издержками; е) рождение новой социальной реальности. 3) Предпосылки социальных революций: а) неспособность прежних властей обеспечивать эффективное развитие общества и контроль над ним; б) нежелание народа подчиняться существующим властям; в) обострение кризисных явлений во всех сферах жизни общества. 4) Разновидности социальных революций в истории: 5) Специфика революционных процессов в современную эпоху 1) Сущность общественного прогресса/ Общественный прогресс – совокупность поступательных изменений в обществе. 2) Общественный прогресс, циклические процессы и общественный регресс, неразрывность связи и взаимодействия. 3) Характерные признаки общественного прогресса: а) совокупность поступательных изменений; б) противоречивость и сложность изменений; в) неоднородность прогресса в различных сферах общества; г) относительность прогресса в духовном саморазвитии личности; д) усложнение общественных структур, развитие их от простого к сложному. 4) Критерии общественного прогресса: а) обновление науки и техники, возникновение новых технологий; б) гуманизация отношений между людьми; в) совершенствование нравственных основ человеческого общества; г) расширение спектра прав и свобод человека; д) совершенствование способов взаимодействия общества и природы. 5) Особенности прогрессивного развития общества в эпоху информационной революции. «Традиционное общество и его особенности». 1) Понятие о традиционном обществе/ Традиционное общество – фундамент формирования современной цивилизации. 2) Характерные признаки традиционных обществ: а) аграрный характер экономики; б) сращивание власти и собственности; в) патриархальный характер общества и государства; г) преобладание коллективистских форм общественного сознания; д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности. 3) Основные разновидности традиционных обществ: а) общества древнего средневекового Востока; б) античные общества Греции и Рима; в) средневековое феодальное общество в Западной Европе; г) древнерусское и средневековое российское общество. 4) Специфика социальной стратификации традиционных обществ: а) кастовый или сословный строй; б) преобладание предписанных статусов; в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты; г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса. 5) Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху. «Общество как открытая система» 1. Понятие открытой системы, как системы связанной с внешним миром. 2. Открытость общества: влияние природы на общество. б) Влияние природных условий на разделение труда. в) Роль природных факторов в жизни людей 3. Общество как открытая система в контексте соц. исследований характеризуется: а) Высокой соц. мобильностью б) Способностью к инновациям в) Динамичной соц. структурой 4. Состояние непрерывного обмена с окруж. средой и эколог. проблемы современности: а) Парниковый эффект в) Загрязнение атмосферы, почвы, морей и океанов. «Информационное общество и его особенности» 1) Понятие об информационном обществе / Информационное общество – современный этап истории человечества. 2) Предпосылки рождения информационного общества: а) научно-техническая революция; б) формирование новой научной картины мира; в) микропроцессорная революция. 3) Характерные признаки информационного общества: а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг; б) развитие электронных средств массовых коммуникаций; в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека; г) признание приоритетности прав и свобод человека. д) изменение социальной структуры общества. 4) Противоречивый характер информационной цивилизации: а) вытеснение человека из целого ряда сфер; б) усиление зависимости человека от персонального компьютера; в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения; г) углубление отрыва человека от естественной природной среды. 5) Необходимость сохранения человечности, гуманистической культуры в информационном обществе. «Социально-демографические проблемы современности». 1) Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем современности. / Сущность социально-демографических проблем современного человечества. 2) Причины возникновения социально-демографических проблем: а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира; б) изменение образа жизни людей со вступлением в информационную эпоху; в) влияние мировых войн и деятельности тоталитарных режимов в XX веке. 3) Основные проявления глобальных проблем: а) неконтролируемый рост рождаемости в развивающихся странах, неспособность обеспечить достойный уровень жизни людей; б) постарение ряда европейских наций, снижение рождаемости; в) высокий уровень смертности вследствие недостаточного развития системы здравоохранения и низкого уровня жизни. 4) Пути преодоления социально-демографических проблем: а) укрепление семьи, традиционных семейных устоев; б) повышение уровня жизни населения в развивающихся странах; в) проведение целостной миграционной политики с учетом интересов стран с различными демографическими проблемами; г) совершенствование и развитие системы здравоохранение и социального обеспечения.. 5) Специфика социально-демографических проблем в РФ. «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности». 1) Угрозы и вызовы современного человечества. 3) Причины возникновения международного терроризма: а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира; б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей; в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире. 4) Особенности терроризма на современном этапе: а) наднациональный характер; б) использование современных сетевых технологий и ресурсов; в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов; г) использование религиозных и социокультурных программных установок. 5) Основные направления деятельности международных террористов: а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий; б) подготовка и проведение террористических актов; в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки. 6) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами. 7) Роль РФ в противодействии террористической угрозе. «Процесс глобализации и его противоречия». 1) Понятие о глобализации. / Глобализация – процесс формирования единого человечества. 2) Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества: а) экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка, единых наднациональных финансовых центров (Всемирный Банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация)); б) политическая глобализация (образование наднациональных центров принятия политических решений (ООН, «большая восьмерка», Евросоюз), формирование единых стандартов демократических институтов); в) социальная глобализация (расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов); г) глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов). 3) Основные положительные последствия глобализации: а) ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств; б) повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире; в) распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии; г) сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общения. 4) Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации: а) угроза ряду отраслей национальных экономик; б) вестернизация, навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира; в) угроза сохранению ряда национальных языков и культур; г) распространение некачественных образцов и продуктов массовой культуры. Общество как открытая система этоКлючевые слова: общество, социум, признаки общества, сферы жизни общества Видео по теме «Общество как система» Видео по теме «Общество и природа» Система общества, её элементы и подсистемы В современной науке получил распространение системный подход к пониманию различных явлений и процессов. Родился этот подход в естествознании, одним из основателей теории систем стал ученый Людвиг фон Берталанфи. Гораздо позднее, чем в науках о природе, системный подход утверждается в обществознании. Общество, согласно этому подходу, представляет собой сложную систему. Для того чтобы разобраться в данном определении нам необходимо прояснить суть самого понятия системы. Что представляет собой система? Какая из указанных подсистем является наиболее значимой? Каждая научная школа дает свой ответ на поставленный вопрос. Марксизм признает в качестве ведущей, определяющей экономическую сферу. Есть научные школы, признающие в качестве основы сферу духовной культуры. Все сферы жизни общества взаимосвязаны и взаимно обуславливают друг друга. ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: Обществознание 10- 11 класс(2)1. БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКАВам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Биосоциальная природа человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Один из вариантов плана раскрытия данной темы. 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 2. Организм как природная основа человека: а) функционирование внутренних органов и систем (морфофизиологические, электрохимические, нервно-мозговые и другие процессы организма человека); б) первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе, определенном температурном режиме и др.); в) генотип человека и механизмы наследственности. 3. Социальное в человеке: а) социальные потребности; в) волевые качества; д) мировоззрение и др. 4. Единство биологического и социального в человеке: а) влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека; б) осуществление и удовлетворение биологического в социальных формах. 5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы). Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Системное строение общества: элементы и подсистемыСодержание:Общество – это Страна – общество, объединённое единством территории, культуры, истории и тд. Государство – политическая организация общества во главе с правительством и органами, представлена одним из типов управления. Точки зрений мыслителей на общество: Критерии общества – наличие территории, закреплённой границами, автономность, т.е. способность существовать независимо от других держав, интегративность: воспроизводство новых членов общества в структуру. Свойства общества – независимость, самостоятельность, саморегуляция. Функции общества: Общество представляет собой людские взаимоотношения. Сфера жизни общества – область в структуре общества. Сферы представлены устойчивыми и независимыми подсистемам человеческой деятельности, в них включены: Сферы общественной жизни
|