Общество как предмет философии

woman 2003647 1920 Советы на день

Общество как предмет социальной философии.

Социальная философия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается, прежде всего, в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).

Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система. Понятно, что части системы весьма многообразны, многокачественны и имеют иерархическую структуру. Иначе говоря, каждая система, как правило, имеет подсистемы, тоже состоящие из определенных частей.

Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Самодеятельность, самоорганизация и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Ни одна из систем, в него входящих, самодостаточной не является. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика, политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему.

По вопросу о развитии общества в истории философской мысли возникало множество теорий, две из которых заслуживают особого внимания. Это формационная и цивилизационная модели исторического развития.

Источник

Общество в социальной философии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «общество» в научном знании

Общество на сегодняшний день – одна из интереснейших категорий научного знания. По сути, исследование человека, его действий, поведения в отношении других людей, а также принципов, по которым люди объединяются в сообщества, всегда было ключевым в научном и социальном знании. В современной науке образовалось сразу несколько направлений в понимании общества.

Выделим три ключевые интерпретации общества:

На первый взгляд, общество – это совокупность индивидов, которые контролируются со стороны высших органов – государства. При этом люди выполняют те или иные обязательства, которые принимают на себя в рамках межличностных отношений, или которые предписываются им в той или иной профессионально-трудовой деятельности.

В реальности общество очень динамично, так как человек совершает действия даже тогда, когда он бездействует. В этом и заключается парадокс понимания общества в рамках социальной философии. Деятельность человека обусловлена его интересами и иерархией потребностей, а также деятельностью других людей.

В таком взаимном влиянии и возникают социальные отношения разного уровня: семейные, дружеские, товарищеские, образовательные, профессиональные, экономические и политические. К тому же, на основе единства взглядов и ценностей люди чаще всего объединяются в особые социальные группы со специфической идеологией и взглядом на жизнь.

Готовые работы на аналогичную тему

Общество как предмет социальной философии

В социальной философии центральным понятием, которое исследуют авторы, является понятие социального. Оно употребляется и в широком, и в узком смысле. Иными словами, оно может касаться абсолютно любых процессов, которые происходят в обществе, но при этом отражают специфику каждой сферы. Сама же социальная сфера рассматривается через призму ее взаимодействий с другими сферами общественной жизни человека, и в рамках общества как единого целого.

Общество является предметом социальной философии. Оно взято во взаимодействии со всех его сторон, то есть проявляется как целостная социальная система. Также важную роль играют законы функционирования общества, его развития в конкретный период времени. Это значит, что социальная философия не только рассматривает, но и анализирует и объясняет различные общественные процессы и явления на макроуровне.

Макроуровень – это уровень всего общества в его единстве и многообразии. Оно саморазвивается, самовоспроизводится как социальная система, что позволяет ему быть автономным и углубляться в специфику внутреннего строения. В первую очередь, социальную философию интересуют не только специфические особенности тех или иных явлений (экономических, политических или культурных), а их место в целостной структуре общества. Также внимание акцентируется на той роли, которую играют явления в существовании общества, его развитии и функционировании на различных этапах.

Помимо отдельных обществ, социальная философия рассматривает характер их взаимодействий друг с другом. В поле ее зрения находятся те явления и те процессы общественной жизни, которые могут охарактеризовать развитие всего общества в целом. В таком случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целостном; взаимодействие его объективных и субъективных сторон, а также совокупность закономерностей его развития в целом.

Вступая во взаимодействия друг с другом, люди выстраивают коммуникативные сети и отношения. Это необходимо для решения наиболее актуальных проблем и насущных вопросов их общественной жизни. В данном случае, речь идет о производственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и иных общественных отношениях, которые образуют структуру общества.

Но никогда нельзя забывать о том, что основой институтов являются люди и их взаимодействия, поэтому общество играет очень важную роль в социально-философских исследованиях, а также в исследованиях смежных научных направлений (социологии, психологии, обществознании, культурологии, политологии, экономики и в целом в рамках философии). Таким образом, различные виды деятельности людей, а также отношения, которые складываются между ними – это и есть основа содержания общественной жизни. Также они напрямую определяют развитие общества на различных его этапах. Отношения и взаимодействия представляют собой исходные начала, а также факторы дальнейшего становления и функционирования любого человеческого общества.

Источник

Общество как предмет философского анализа. Специфика и роль социально-философского знания.

Социальная философия ставит вопросы о специфике общества как подсистемы бытия, его структуре и закономерностях развития. Решение этих вопросов предполагает, прежде всего, определение исходной основы об­щественной жизни. В ходе развития философии было выдвинуто несколько способов понимания данной проблемы.

1. Натурализм – это философское учение, утверждающее, что функционирование и развитие общества, особенности истории тех или иных стран определяются природно-географическими факторами: размерами территории, климатом, плодородием почв, наличием выхода к мировому океану и др. (Ш. Монтескье, Л.И. Мечников).

2. Идеализм в социальной философии выражается в утверждении о том, что жизнь общества определяется духовным началом – Богом, Мировым разумом (Гегель) или же спонтанными, в значительной степени случайными человеческими решениями и стремлениями (философы эпохи Просвещения).

3. Материализм в социальной философии обосновывает тезис об определяющей роли материального производства в общественной жизни (К. Маркс).

4. Согласно плюралистической (факторной) модели, общество развивается в результате взаимодействия самых разнообразных факторов – экономики, права, морали, религии и др. В тех или иных исторических ситуациях один из таких факторов приобретает решающее, определяющее значение (М. Вебер).

В современной философии общество обычно определяется как обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Разумеется, общество тесно связано с природой и не может существовать вне нее. Природные факторы (плодородие почв, климатические условия, наличие полезных ископаемых, источников энергии и т.п.) оказывают воздействие на экономическую специализацию и, в некоторой степени, на темпы развития той или иной страны. Однако характер и направленность этого развития определяются все же приоритетными – социальными – факторами и условиями. В ходе развития человечества воздействие общества на природу постоянно усиливается, что в XX веке приводит к сильнейшему обострению экологической проблемы.

Общество представляет собой высокоорганизованную целостную систему, способную к саморазвитию и включающую в себя несколько подсистем.

Элементами любой социальной подсистемы являются индивиды, отдельные люди. Между ними, а также между группами людей складываются объективные отношения.

Общественные отношения принято разделять на материальные и идеологические. Материальные отношения формируются независимо от сознания людей (производственные отношения); становление же идеологических отношений осуществляется на основе материальных, они осмысливаются человеком (политические, правовые, религиозные, нравственные отношения).

Общественные отношения обеспечивают устойчивость социальной системы, делают возможной совместную деятельность людей. Она выражается в воздействии на природу и общество, осуществляемом с использованием орудий и предметов труда; в хранении, обмене и передаче информации, фиксируемых с помощью знаков и символов (в книгах, художественных произведениях и т.п.).

Вся совместная деятельность людей направлена на производство и развитие общественной жизни. Это предполагает воспроизведение как социальных связей, так и самих людей в качестве участников общественного процесса. Принято различать материальное и духовное общественное производство, то есть производство материальных и духовных ценностей.

Из сказанного следует, что законы общественной жизни – это законы человеческой де­ятельности. Подобно законам природы, они имеют объективный характер. В отличие же от природных, социальные законы реализуются в результате действий людей, каждый из которых сознательно выбирает линию своего поведения. Такой выбор, однако, не является случайным: он определяется потребностями людей и социальных групп и реализуется в от­стаивании ими своих интересов, обусловливающих определенные мотивы деятельности.

Поскольку же в обществе действуют разные люди, интересы и мотивы которых могут не совпадать и даже противоречить друг другу, то социальные законы приобретают неодно­значный характер, они выступают как законы-тенденции. Их действие предполагает наличие социальных альтернатив, лишь часть которых реализуется в человеческой истории.

Общество как целостная и саморазвивающаяся система, его специфика и структура. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

Общество состоит из сознательных существ, обладающих свободой выбора, и соответствующее поведение которых неоднозначно.

Внутренняя структура и динамика общественной жизни сложнее любых других живых систем, так как здесь в качестве субъектов выступают отдельные люди, группы, нации, классы, государство, культуры и т.д.

Общество – это исторический процесс, где все события индивидуальны и неповторимы

Возникает вопрос о наличии законов в общественном развитии.

Общество имеет два аспекта своей структуры: статический и динамический

Духовная сфера (смысл, религия)

Политическая сфера (власть)

Социальная сфера (нация, сословия, классы)

Материальная сфера (экономика)

Динамическая структура предполагает выделение исторических эпох, меняющих друг друга. Здесь возникает вопрос о человеке как о едином целом или как цели отдельных культур и цивилизаций.

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения, которые и образуют социальную структуру общества.

Почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и группы собственными интересами.

Общественное производство и его структура: материальное и духовное производства. Материальное производство как сфера общественной жизни. Структура материального производства: характеристика производительных сил и производственных отношений.

Материальное производство играет определяющую роль в жизни человеческого общества. Прежде всего потому, что оно является источником жизни общества. Люди, прежде чем думать, заниматься искусством или политикой, должны жить. Но для того чтобы жить, они должны производить материальные блага- предметы пищи, одежды, обуви, жилища. Животные берут готовыми свет и тепло солнца, растительную и животную пищу из внешней природы. Этого достаточно для того, чтобы они могли существовать и развиваться по биологическим законам природы. Человеческое общество как общество погибнет, если не будет создавать из вещества природы продукты питания, одежду и жилища.

Основные изменения в обществе начинаются прежде всего в материальном производстве, а затем уже находят отражение в духовной жизни общества. Общественные взгляды и учреждения в конечном счёте отражают характер производства и порожденных им материальных (экономических) отношений между людьми. Новые общественные взгляды и теории рождаются лишь тогда, когда созревают материальные условия для их осуществления.

Человек является социальным существом и формирование сознания вне общества не возможно, т.е. при рождении человек, не обладает сознанием и если его изолировать от общества, то само по себе сознание сформироваться, не сможет. Развиваясь в обществе человек, прежде чем он осознаёт, что живёт в тех или иных производственных отношениях, уже включён в эти отношения. Как сказал К. Маркс: “не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”.

Некоторые философы в структуре материального производства различают сегодня, с одной стороны, технологический способ производства — способ взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда и по этому поводу между собой, а с другой стороны, экономический способ производства, т. е. общественный способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, который позволяет обществу нормально функционировать на данной конкретно-исторической ступени своего развития

Будучи процессом создания материальных благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в обществе, материальное производство включает в себя целесообразную деятельность, т. е. труд; предметы труда: различные материалы, как естественные, природные, так и подвергшиеся обработке; средства труда, служащие для воздействия на предмет труда, главная их часть — орудия производства (инструменты, машины, автоматы).

Источник

Общество как предмет философского анализа.

Соотношение социальной философии с другими общественными науками носит диалектический характер, обусловленный их взаимной связью и взаимодействием. Влияние социальной философии на такие науки, как экономика, социология, политология, история, право, статистика и т.д., обусловлено прежде всего тем, что социальная философия рассматривает общественную жизнь на более высоком уровне обобщений, нежели другие общественные науки. В соответствии с этим она формулирует свои выводы в более абстрактной форме. В силу этого социальная философия выступает в качестве общей методологии познания социальных явлений для более конкретных общественных наук, рассматривая наиболее общие закономерности и тенденции развития общества. Вместе с тем социальная философия выступает в качестве общей теории развития общества, исторического процесса.
Социальная философия, формулируя наиболее общие закономерности, принципы и категории социального познания, неизбежно проникает в саму ткань других общественных наук и помогает им в формулировке конкретных категорий и методов исследования. Возьмем для примера теорию права как одну из важнейших дисциплин в юридических науках. При объяснении таких ее категорий и вопросов, как правосознание, право, правовая справедливость, гуманизм права, толкование норм права (закона), правовой нигилизм и т.д., видимо, невозможно обойтись без понимания сопряженных с указанными правовыми категориями философских категорий и концепций: общественное сознание, философия справедливости, гуманизм, герменевтика и т.д.
Далее, представители более конкретных, чем социальная философия, общественных наук создают свои концепции под влиянием вырабатываемых социальной философией общих понятий о развитии общества и человеческой истории. В данном случае не имеет значения, делают ли они это сознательно или нет.
Социальная философия, таким образом, имеет важное значение для развития других общественных наук. При этом следует, конечно, иметь в виду, что характер воздействия социальной философии на эти науки может быть разнокачественным. Все зависит от того, на что опирается сама социальная философия — науку или мистические представления.
Социальная философия отличается от общей философии тем, что имеет специфический предмет. Она изучает социальную жизнь в более конкретном плане и в более полном виде. Она обладает своими специфическими законами и категориями. Эта особенность обусловлена, прежде всего, тем, что социальная философия имеет дело с социальной реальностью, в которой, в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием, волей и эмоциями, влияющими на ход событий. Здесь объект познания и его субъект переходят друг в друга, а сами результаты познания включаются в изменение предмета познания и влияют на ход исторического процесса.
Следует также отметить, что не только общая философия оказывает влияние на социальную философию. Имеет место и обратное воздействие социальной философии на развитие обшей философии. При этом первая не только доставляет «материал» для развития второй, но и способствует выработке, уточнению и конкретизации самих общефилософских категорий. Так, например, говоря о соотношении бытия и сознания в обшей философии имеют в виду прежде всего то, что сознание в ходе исторического процесса возникает на основе материальных и социальных предпосылок как высшая форма отражения в живой природе. Когда же рассматривают соотношение материального бытия и общественного сознания как один из основных вопросов социальной философии, то в первую очередь имеют в виду обусловленность качества сознания людей материальными условиями их жизни, направленность, виды, состояния и формы общественного сознания.
Другой пример: в общей философии к числу основных относятся такие категории, как пространство, время, движение и т.д. Применительно к социальной жизни, то есть в рамках социальной философии, им соответствуют более конкретные категории: социальное пространство, социальное время, социальные изменения и т.д., которые в значительной степени уточняют, обогащают, конкретизируют категории общей философии. Можно сказать и по-другому — общефилософские категории применительно к социальной жизни приобретают свою специфику. Поэтому те и другие не следует полностью отождествлять. Действительно, народы могут жить в одно и то же физическое время, но вместе с тем в разном социальном времени.

Социальная философия и науки об обществе

Предметом культурологии является изучение совокупности всех ценностей, созданных обществом, и способов освоения этих ценностей человеком. Культурология анализирует не общие закономерности развития общества, а их проявление в развитии культуры.

В настоящее время происходит дальнейшая дифференциация знания, в ходе которой возникают новые самостоятельные направления обществознания. Вместе с тем продолжается интеграция знаний об обществе. Это приводит к обогащению социальной философии, к диалогу между различными философскими направлениями, к использованию различных способов и средств в самом социальном познании на основе развивающейся деятельности людей.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Общество как предмет философского анализа. Социальная философия и другие науки об обществе.

Источник

Общество как предмет социальной философии. Место социальной философии в системе научного знания.

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Социальная философия изучает законы развития общества, обобщает знания всех наук об обществе и человеке, формирует картину общества и цивилизации, их мировоззрение, улучшает законы и категории, формирует идеалы, нормы и ценности для совершенствования человека, общества, цивилизации и социальных наук для их развития.

Этапы развития социальной философии совпадают с этапами развития философии вообще, но в полной мере социальная философия оформилась как наука только к середине/концу ХIX в. Конечно социальная философия началась и развивалась с философией вообще.

В Древности преобладает идеализм в понимании общества, управляемого небом, богом, дао…(это не мешало людям заниматься мирскими делами и достигать в этом совершенства). Линию идеализма продолжали Гегель, Фома Аквинский.

Гегель: общество и государство являются вершиной (зрелой формой) саморазвития абсолютного разума, и в нём государство как организованное сообщество является гарантией истины, справедливости, счастья. Гегель говорит о гражданском обществе и правовом государстве.

Идеализм в XIX в. исчерпал свой ресурс, не объяснив сущности развития буржуазного, промышленного общества. Но еще ранее в истории возник натурализм, наиболее развит — у Монтескье: природа (климат, местность) определяет развитие общества. Монтескье – родоначальник природно-географического детерминизма.

Но, тем не менее, объяснение общества и его законов богом (идеи) либо природой ограничены, не полны – неистинны в их отдельности, т.к. не учитывается труд, деятельность человека в обществе и для общества. Исторический материализм Маркса вслед за Гегелем являет собой системное учение об обществе, но на основах материализма и диалектики. У него есть свои недостатки – усиливается абсолютизация учения Маркса (особенно в СССР), но это учение признается во всем мире и потому еще, что его центром является деятельность человека, его труд, как способ существования общества. Поэтому задача социальной философии – творческий синтез идеализма, натурализма и исторического материализма в будущем учении об обществе, учитывающем все факторы его развития: природа, бог, труд, информация…

Деятельность – человеческая форма активности, проявляющаяся в целесообразном, должном и разумном преобразовании общества, природы и человека. Несомненно, что человеческий труд – ядро человеческой деятельности, его развитие, совершенствование привело к возникновению таких его форм:

· политическая деятельность, связанная с управление государством людьми;

Эти виды деятельности функционируют и взаимодействуют в обществе системно, они подвижны, но в процессе их развития формируются связи, отношения, взаимодействия между людьми, они устойчивы, консервативны, почти неизменны.

В онтологическом плане материально-производственная деятельность первична;

В функциональном плане первична духовная деятельность;

Выделение материального и идеологического – суть абстракции, необходимой для определения первичной причины и её следствия.

Материальное в обществе – то, что складывается в нем предварительно, не проходя через человеческое сознание, оно не обязательно вещественно. Т.е. происходит при отчуждении результатов материальной деятельности (человек строит дом своими руками, продает — дом чужой теперь, т.е. произошло отчуждение).

Идеологическое отчуждение происходит предварительно через сознание.

Категории материального и идеологического дополняется категориями общественного бытия и общественного сознания (дух).

Маркс: «Общественное бытие определяет общественное сознание» объективного и субъективного.

Общественное сознание – осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.

Общественное бытие определяет общественное сознание, но во время кризиса общественное бытие более общественного сознания мобилизирует людей, помогая преодолеть неприятности и выйти из кризиса.

Эти 3 пары категорий и др. дали возможность и превратили социологию в науку, выясняющую первичное и следствие из него, их взаимодействие, его характер, направленность и содержание.

640 1

Развитие общества, его истории, формирует его объективные условия во всех сферах жизни. Т.е. всё то, что сделано трудом предшествующих поколений людей и вчерашнего дня, сегодня превратилось в независимое от людей, предопределяющее их деятельность, логику развития, их сознание, его историческую преемственность.

Объективные условия истории проявляют, так или иначе выражают, требуют развертывания своей внутренней исторической логики развития во всех сферах общества в форме субъективной человеческой деятельности и усилий современных нам и живущих с нами людей. Это и есть субъективный фактор истории, её развития на её объективной основе.

Итоги: объективное – это субъективное вчерашнего дня, т.е. оно вопиет о том, как должно развиваться. Субъекты развивают объективное.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector