Общество как продукт взаимодействия людей

woman 1853936 1920 Советы на день

Общество как продукт взаимодействия людей

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Во-вторых, не могут служить примерами общества одиноко, как Робинзон, живущий человек или более или ме­нее значительное число людей, изолированных друг от друга и от других людей. Как отмечал П.А.Сорокин, “для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим ви­дом общества или социального явления”. “Что такое обще­ство, какова бы ни была его форма?” — ставил вопрос К.Маркс. И отвечал: “Продукт взаимодействия людей”.

Признаки общества

Общество — это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого проис­ходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточ­но тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей. Хотя в повседневной жизни понятие “общество” использу­ется достаточно широко и многозначно — от небольшой группы людей до всего человечества и от общества люби­телей пива до всероссийского общества, тем не менее в социологии под обществом понимается объединение лю­дей, характеризующееся: а) общностью территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках кото­рого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимо­действия членов данного общества; б) целостностью и ус­тойчивостью, тем, что П.А.Сорокин называл “коллектив­ным единством или коллективом”, отличающим сумму не­взаимодействующих людей от общества как особого еди­ного целого; в) самовоспроизводством, самообеспеченно­стью (самодостаточностью), саморегулируемостью, пони­маемыми, конечно, не в абсолютном, а относительном смысле и поэтому не исключающим, например, увеличе­ние численности населения за счет иммиграции или удов­летворение потребностей путем импорта и т.д.; г) таким уровнем развития культуры, который находит свое выра­жение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

Сложность определения понятия «общество»

Сложность общего определения понятия “общество” связана с рядом обстоятельств. Во-первых, это — очень широкое по объему и высокоабстрактное по характеру по­нятие. Во-вторых, общество — чрезвычайно сложное, многослойное и многогранное явление, позволяющее рас­сматривать его в самых различных ракурсах. В-третьих, общество — понятие историческое, общее определение ко­торого должно охватывать все этапы его развития. В-четвертых, “общество” — это стыковая категория и социаль­ной философии, и социологии, и истории, и социальной психологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему, в соответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество. В-пятых, как уже от­мечалось, понятие “общество” используется в жизни очень широко и многозначно, в том числе как в широком, так и в более или менее узком смыслах, что необходимо требует каждый раз оговорки при его употреблении.

Социологическое определение общества

С учетом сказанного, можно дать следующее общее соци­ологическое определение общества: общество — совокуп­ность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удов­летворения своих потребностей и характеризующаяся ус­тойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазви­тием, достижением такого уровня культуры, когда появ­ляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Определение общества в узком значении

В более узком смысле слова, когда, например, речь идет о российском, американском, японском или французском об­ществах, под обществом понимается конкретный вид обще­ства со всеми его историческими, социокультурными и ины­ми особенностями. Имея в виду именно такое понимание об­щества, известный современный американский социолог Н.Смелзер определяет общество как “объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую за­конодательную систему и определенную национальную (со­циально-культурную) идентичность”.

Разграничение понятий «страна», «государство», «общество»

640 1

При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших и широко употребимых понятий, как “общество”, “страна” и “государство”, их необходимо строго разграничивать. “Страна” — это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства.“Го­сударство” — понятие, отражающее главное в политиче­ской системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории прежде всего политологии. “Обще­ство” — понятие, непосредственно характеризующее со­циальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.

Социологи о разных причинах объединения людей в общество

В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи как в прошлом, так и сегодня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в об­щество. Так, Э.Дюркгейм видел ее в надиндивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидарности как “коллективном сознании”, проти­востоящем природному эгоизму; М.Вебер — в ориентиро­ванных на других (т.е. социальных) действиях; Т.Парсонс и Р.Мертон — в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жиз­недеятельности; Э.Шилз — в общности центральной вла­сти, территориальной целостности и согласии центра и пе­риферии.

Источник

Общество как система и как продукт деятельности людей.

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

социолог Н.Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность».

Сложность, многогранность и в то же время целостность такого явления, как общество, обусловливают необходимость рассматривать его как социальную систему (при том в ее наиболее общем и сложном виде) и обеспечивать соответствующий (системный) подход к его изучению. Наиболее характерно это, как известно, для структурно-функционального направления в социологии.

Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших ее элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

640 1

В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы: социальные общности (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них и здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы.

По уровню обобщения материала социологическое изучение общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта: а) изучение «общества вообще», т.е. выделение всеобщих, универсальных свойств, связей и состояний общества (в теснейшей связи с социальной философией и при ее ведущей роли); б) изучение конкретно-исторических типов обществ, ступеней развития цивилизации; в) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов.

Вообще же рассмотрение общества под углом зрения определенной социальной системы во многом обусловливается теми задачами, которые ставятся перед соответствующим социологическим исследованием.

Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы. Система может быть понята только как нечто противостоящее своей среде. Она всегда «качественна определена, выделена относительно своей среды, способна быть автономной, отлична от других явлений».

В отличие от представлений Лумана, теория Парсонса сохраняет больше связей с классической теорией систем. Его общая система действия состоит из личностной системы, поведенческой системы, культурной системы и социальной системы (рис. 1.).

image001

Рис. 1 Общая система действия по Парсонсу.

Т.Парсонс в своей книге «Система современных обществ» рассматривает исторические процессы, которые привели к современному обществу: «досовременные основы современного общества», «раннее христианство», «институциональное наследие Рима», «средневековое общество», «дифференциацию европейской системы» и т.д., религию, политику, революции (промышленную и демократическую) и т.д. и т.п. Логично было бы предположить, что причины социальных изменений Парсонс объяснит при помощи своей системы действия, но он использует только историческое знание и иногда некоторые собственные термины, такие как «социетальное общество».

Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого только и может осуществляться полновластие, суверенитет народа. Часто в реальной политической практике функция народного представительства присваивалась и присваивается отдельными политическими группами и лидерами, партиями и движениями. Власть отчуждается от тех, кому она по праву должна принадлежать. Понятно, что познание институтов, отношений и норм, благодаря которым обеспечивается демократическое управление, имеет непреходящее теоретическое и политическое значение.

Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.

Благодаря тем же механизмам общество в целом или правящая элита оказывают сопротивление деструктивным социальным силам, отражают посягательства на принципы и устои общественного строя. Таким образом, политически грамотный и социально деятельный человек должен знать, что представляет собой и как функционирует политическая система общества, каковы ее внешние атрибуты и скрытые механизмы, каковы те реальные факторы, которые оказывают влияние на ее динамику.

Политическая власть отличается рядом особенностей. Она затрагивает интересы огромных масс людей, выражается в руководстве обществом со стороны социальных групп, занимающих господствующие позиции в экономической жизни. Это руководство проявляет себя в конечном счете как общеобязательное и осуществляется как при непосредственном участии доминирующих в обществе социальных сил, так и через государство, общественно-политические организации и движения, политические группы и их лидеров. Признаком политической власти является наличие особой группы, специфического слоя людей, профессионально занятых управлением.

Выделение политической власти как основополагающего элемента политической системы помогает установить компоненты этой системы, т. е. определить ее структуру, границы. В советской и зарубежной литературе нередко указывается на четыре главные группы элементов. Это политические институты (организации, учреждения); политические отношения; политические принципы и нормы; политическое сознание и политическая культура. Рассмотрим указанные группы элементов подробнее.

В политическую систему входят: прежде всего институты (организации, учреждения), связанные с функционированием политической власти. Учитывая степень их вовлеченности в политическую жизнь, реализацию власти, можно выделить три вида организаций: собственно политические, не собственно политические и неполитические.

Собственно политические организации прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме либо по крайней мере к этому стремятся. Осуществление власти или борьба за власть — это главное в их деятельности. Собственно политическими организациями являются государство и политические партии.

Не собственно политическими являются организации, деятельность которых хотя и связана с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования. Примером являются профессиональные союзы. В советском обществе к не собственно политическим организациям кроме профсоюзов относятся также комсомол, кооперация и др.

Отдельную группу составляют организации неполитические. В силу специфики своих функций они по существу не участвуют в осуществлении политической власти. Примерами таких организаций в наших условиях являются добровольные спортивные общества, Общество спасения на воде и т. п. Однако в последнее время, например, выборы народных депутатов СССР от общественных организаций способствовали политизации и такого рода общественных объединений.

Государство рассматривается в марксизме как противоречивое единство двух сторон. Оно является классово ориентированной организацией политического господства. Связующей силой цивилизованного общества,— писал Ф. Энгельс,— служит государство, которое во все типичные периоды является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса” В то же время государство характеризуется как всеобъемлющая, универсальная политическая организация классового общества, как политическая оболочка последнего, как устройство общества.

Соответственно дифференцируются задачи и функции государства. С одной стороны, как обосновывается в марксизме, государство является выразителем интересов и воли экономически господствующего класса, содействует сохранению его доминирующего положения в обществе, охраняет условия эксплуатации и удерживает в узде классовых противников, с другой — государство как официальный представитель гражданского общества осуществляет “выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества”. Эти общие дела определяются самим фактом существования общества как целостного социального организма, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем. Анализируя эту сторону общественной жизни, Ф. Энгельс отмечал, что “общество порождает известные общие функции, без которых оно не может обойтись”.

Следовательно, государство выполняет две группы функций, их соотношение в деятельности государства не остается раз и навсегда данным. Они зависят от природы общества и государства, от конкретно-исторических условий. Общецивилизационной тенденцией является, по-видимому, постепенное превращение государства в орган выражения потребностей и интересов всего общества в целом.

Значительную роль в жизни современного общества играют политические партии. Это атрибут любой развитой политической системы (к середине 70-х годов в более чем 100 странах действовали свыше 500 партий.) Они являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление интегрировать различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказать идеологическое воздействие на население, на формирование его политического сознания.

Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.

Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего.

В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении. наряду с общими, особенным и специфическим законам.

Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т.д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения.

Прежде всего она задает исходные принципы подхода к изучению реальной истории общества. Она дает вместе с тем руководящую нить, позволяющую сознательно продвигаться в лабиринте фактов, событий и т.д.

Логическая схема, естественно, беднее живой истории, но она схватывает ее суть, что и позволяет, отталкиваясь от этой сущности, глубже разобраться в конкретном историческом материале, помогает найти правильное решение той или иной проблемы, вставшей на повестке дня в определенной конкретной ситуации. Философская методология сама по себе не претендует на непосредственное раскрытие причин тех или иных социальных процессов и явлений во всем их конкретном многообразии, но она помогает правильно поставить проблему и дает ориентиры в научном поиске ее решения.

Напротив, если за основу общества берутся его материальные устои, то и результаты анализа и предлагаемые пути решения той же проблемы окажутся совершенно иными. Все это превращает выработку идеальной модели общества в задачу первостепенной важности. Понятно, что речь идет не об использовании теоретической модели общества как мертвой схемы, под которую остается лишь подгонять живые факты, а тем более не о ее применении для оправдания сомнительных установок тех или иных деятелей, случайно оказавшихся у кормила правления.

Речь идет о том, чтобы философско-социологическая теория общества, его идеализированная модель применялись в ходе конкретного анализа каждой конкретной ситуации как путеводитель в сложных лабиринтах общественной жизни.

Ключевым, решающим элементом является, очевидно, человек как субъект истории, выполняющий эту роль действительно на всех этажах общественного здания. Можно сказать, что человек- это главный, краеугольный устой общества. Но свою роль субъекта истории человек реализует в форме активного отношения к миру в виде деятельности, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность выступает в самых различных формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все

Таким образом, общество представляет собой совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элементов. Координация ─ это определённая согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация ─ это подчинённость и соподчинённость, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы ─ социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.

Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой ─ к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности ─ свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни. И ещё они обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.).

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector