Общество как развивающаяся система

woman 1784755 1920 Советы на день
Содержание
  1. Общество как развивающаяся система
  2. Общество как развивающаяся система
  3. Факторы, образующие систему общественного развития, и влияющие на формирование социума
  4. Естественные факторы, образующие систему, и их особенности
  5. Общество как развивающаяся система
  6. Общество как развивающаяся система
  7. Системообразующие факторы общественного развития и формирования социума
  8. Общество как развивающаяся система
  9. «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
  10. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  11. История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
  12. Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
  13. Оставьте свой комментарий
  14. Подарочные сертификаты
  15. Реферат: Общество как развивающаяся система

Общество как развивающаяся система

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

С точки зрения наработанных в философии и науке подходов (например, синергетики, междисциплинарного направления в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем), общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами:

3. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, то есть способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

4.Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития.

5. Общество отличается и особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них.

6. Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества.

При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве, даже слабом, человека в характер развития социальных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства. Исследование общества, общественных процессов нуждается во всестороннем «проигрывании» возможных вариантов развития социальной системы и выявлении причин ее неустойчивости.

Источник

Общество как развивающаяся система

Общественная система имеет особую характеристику. Это функциональная согласованность всех составляющих, которые определяют структуру и их самостоятельность. Историческое развитие общества сопряжено с особенностями экономических отношений и политики внутри, социальных черт и региональных особенностей. Социальные, естественные, материальные, демографические факторы являются составляющими компонентами общественного развития, расставленными в приоритетном порядке.

Факторы, образующие систему общественного развития, и влияющие на формирование социума

Существуют определенные факторы, которые образуют систему, и оказывают воздействие на развитие и формирование общества. Они представлены несколькими категориями:

Это стоит учитывать, а также следует определить, что представляют собой различные сферы жизни, включая традиции, нормы, принципы, культуру. Их формирование происходит на основе базовых форм деятельности общества, со сложившимися самостоятельными институтами общественной жизни.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Естественные факторы, образующие систему, и их особенности

Естественный отбор способствовал становлению человека, его развитию и выживанию. Благодаря силе, выносливости, здоровью, умению взаимодействовать с природой и противостоять ей, сильнейшие смогли выжить и продолжить род. При социальном отборе важное влияние оказывали индивидуальные характеристики, сформированные способности, интеллектуальные качества. Немаловажным был навык адаптации к социальной среде.

Все важное и социально значимое сформировало принципы житейского образа, теоретически закрепив все умения и знания. Развитие человека привело к природному становлению. Этому способствовал труд, с постоянным усовершенствованием навыков и приобретением опыта, передачей информации от поколения к поколению, параллельно двигаясь с процессом воспитания и обучения, в том числе социализации.

Именно природная среда стала фактором, который первым способствовал развитию общества в процессе труда и деятельности.

В древние времена не было специальных орудий труда, инструментов для охоты и защиты, ими выступали предметы природного мира, которые были доступны – палки, камни, кости. С помощью такой прикладной направленности достигалась возможность реализовать инстинкты. Это стало мотивацией для создания и развития той формы труда, которая является составляющей человеческого исключительного достояния.

Такой переход повлек за собой некие последствия. А именно:

Наличие у человека биотических признаков позволяет отличить его от животных. Среди этих признаков можно выделить особенности тела, отсутствует сплошной волосяной покров, человек ходит прямо, имеет отличное от животных строение опорно-двигательного аппарата. Однако наиболее значимыми и главными можно считать речь, абстрактное мышление, способность постановки целей, социальные связи, менталитет.

Труд человека значительно отличается от действий, выполняемых животными рефлекторно. Основные отличия такие:

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Источник

Общество как развивающаяся система

Общество как развивающаяся система

Общество – это система, которая развивается на собственной социальной основе – социуме. Общественная система – это структурированный состав общества, который включает его взаимосвязанные компоненты.

Вместе с понятием «общество» часто можно встретить такие понятия, как «страна», «нация», «государство». При употреблении данных категорий важно учитывать их предметную самостоятельность. В более общем понятии, обществом называют продукт исторической деятельности людей, географическое местоположение которого определяется страной. Нация имеет целостное территориальное, экономическое, правовое и языковое построение с менталитетом и языковой культурой, а государство имеет политическую организацию.

Среди характеристик общественной системы выделяют функциональную согласованность компонентов ее структуры и их самостоятельность. Исторически то, как развивалось общество определялось в зависимости от того, какие в нем сложились экономические отношения, политическое господство, а также тем, какие у данного общества социальные особенности и региональные черты. Приоритет различных структурных компонентов общественного развития проявляется во взаимосвязи социальных, естественных, материальных, демографических и других факторов бытия.

Системообразующие факторы общественного развития и формирования социума

Ввиду того, что под обществом понимают людей, которые функционируют в рамках системы общественных отношений и институтов, созданной их собственной деятельностью, можно выделить человека, личность, индивидуальность, персону и социум в целом как базовый элемент общества. Антропогенез (становление человека) и социогенез (становление общества) – являются двумя сторонами одного и того же процесса, который происходит в социальном времени и пространстве.

Если говорить о факторах, образующих систему, которые влияют на процесс развития и формирования общества, то учеными выделяют следующие:

Учитывая этого, необходимо обозначить конкретнее и то, в чем состоит сущность разнообразных сфер жизни общества вместе с традициями, нормами, принципами и культурой, которые им соответствуют. Они формируются на основе базовых форм деятельности общества в качестве сложившихся исторически самостоятельных системообразующих институтов общественной жизни.

Рассмотрим некоторые особенности системообразующих факторов, в первую очередь – естественные.

Система «универсум – человек» является базовым философским построением для того, чтобы понять становление и развитие общества. Человек, общество, социум на планете все объективно «рождены» универсумом. Начиная с самого своего появления, человек постоянно стремился к самосовершенствованию и преобразованию природы, он пытался достроить все общественное и недостающее с помощью деятельности.

Человек является специфической частью природного мира, его сущностным элементом. Процесс его эволюции был постепенным, он менял факторы зависимости от природы, становясь при этом самостью с помощью общения, труда, улучшения способа ведения совместного хозяйства, условий быта (системы социально-ориентированных отношений). Становление (развитие и выживание) человека происходило путем естественного отбора, при котором он опирался на свою собственную силу, выносливость, здоровье, умение противостоять природе, размножение. Социальный отбор требовал наличия разнообразных индивидуальных характеристик, уже сформированных способностей, а также реализацию интеллектуальных качеств личности, умение адаптироваться к условиям, которые предъявляет социальная среда.

Все социальное, имевшее социальную значимость, закреплялось посредством житейского образа и теоретического закрепления накопленных установок, умений и знаний. Если говорить предметно, то человек в процессе своего природного становления и развития постепенно выстроился сам и сумел попасть в сферу социальных законов, соответствующих собственной естественной природе и общественному бытию. Все это происходило в процессе труда, который требует постоянного совершенствования навыков, передачи опыта между поколениями как в ремесленном, так и в профессиональном режиме в процессе воспитания и обучения, т.е. в процессе социализации.

Первичным естественным фактором становления и развития общества с помощью человеческого труда и деятельности была природная среда.

Наши древние предки постоянно пользовались предметами природного мира, которые случайно попадались им на глаза (палками, камнями, костями) как простейшими орудиями труда, а также использовали их для защиты и охоты. Данная прикладная направленность относилась к инстинктивным животным формам реагирования. Однако данная способность наших предков к совершению примитивных операций положила мотивированное начало для осуществления труда в форме, в которой он будет составлять человеческое исключительное достояние, являться целеполагающей деятельностью.
Наши предки осознанно переходили от банального использования различных предметов, которые были обнаружены в природе, вроде скорлупы крупного ореха, которую использовали в качестве ёмкости для воды или же камня, который служил ударным или охотничьим инструментом, к целенаправленному изготовлению орудий труда, которое затем становилось потребностью. Данная потребность послужила толчком к формированию собственно человеческого – ремесленного, наполненного смыслом труда, который в дальнейшем перешел в деятельность.

Последствия перехода к труду были следующие:

От животных человека отличают различные биотические признаки вроде особенностей его тела, отсутствия сплошного волосяного покрова, прямохождение, строение опорно-двигательного аппарата и т.д.). Однако, самыми основными отличительными признаками являются наличие речи, способности к абстрактному мышлению, умение ставить цели в процессе своей деятельности, присутствие социальных связей, социализация, наличие менталитета.

Среди отличий труда от рефлексорных действий, свойственных животному миру, ученые выделяют следующие:

Для того, чтобы уяснить некоторые вопросы становления и развития общества путем деятельности, необходимо обозначить определенные понятия социальной философии, среди которых «труд», «творчество», «работа» и «деятельность». Человек общественный появился благодаря работе и труду, которые включают в себя такие обязательные социальные компоненты как речь, общение, накопление и передачу опыта и информации. Становлению и развитию цивилизации способствовала человеческая деятельность, компонентный состав которой включает в себя субъект – объект – средства – процесс – результат – условия – систему – среду. Творчество же человека – это тот созидательно-целевой социальный стержень, способствующий построению высококультурного общества, а также социального государства, которое включает в себя все ценностно-значимые элементы развития общества.

Под работой понимают выполнение человеком или группой людей каких-либо определенных функций.

Трудом называют сознательный способ удовлетворения человеческих и коллективных потребностей. Он бывает физический, интеллектуальный и смешанный.

Деятельностью называют целесообразный труд личности или социальной группы. В ней обязательно должно присутствовать целеполагание, т.к. именно оно является ее основой.

Данное понятие шире определения труда и его невозможно уложить в определенные четкие параметры, к примеру, выкопать яму размером на два метра, на два метра и на два метра. Деятельность несет в себе и индивидуальную, и институциональную нагрузку – может быть деятельностью ученого, руководителя, правительства, в сфере искусств, обороны или же общественной безопасности.

Творчеством называют креативную деятельность, которая направлена на создание чего-то, не существовавшего ранее, нового.

Все приведенные выше определения являются социальными константами, которые имеют широкое общественное значение.
Если проанализировать понятия работы, деятельности, труда и творчества, то можно увидеть, как социальное развитие отличается от биологического, несмотря на то, что человек как субъект функционирует в рамках своей собственной биотической природной сущности. В связи с этим предполагается важным упомянуть о том, как различаются характер и темп биотических и социальных процессов. Серьезные изменения в жизни общества происходят в такое краткое время, которого будет недостаточно для того, чтобы произошли какие-либо значительные изменения в развитии биологических видов. Во многих случаях биологическое развитие становится еще более медленным, в зависимости от того, как конкретный вид организмов адаптируется к среде, в которую попадает. Общественное развитие, с другой стороны, наоборот ускоряется на протяжении всей своей истории. Древний мир существовал и развивался на протяжении нескольких тысячелетий, средневековое общество развилось за тысячу лет, общество Нового времени и эпохи Просвещения – в 300 лет, а Новейшее общество, основной особенностью которого является информационная насыщенность, потратило на свое развитие всего лишь чуть больше века. Таким образом, можно заметить, что социальная динамика развития во многом движется быстрее, чем биотическая. Это стало возможным в связи с возникновением новым механизмов преемственности в общественном развитии в сравнении с биологической эволюцией.

Накопление и передача информации между поколениями в биотическом мире происходит с помощью механизма наследственности, на котором базируются прирожденные инстинкты. Высшим животным также свойственен путь передачи своим детям индивидуальных навыков, которые приобрели их родители.

Важную роль в жизни общества играют управленческие и производственные навыки, духовные и социальные нормы, опыт социума, воплощающийся в мышлении, языке, традициях, знаниях, творчестве, деятельности и культуре. Все эти навыки также наследуются каждым из поколений.

Биологическую передачу тех или иных свойств ограничивает запас информации, заложенный генетически (в аппарате наследственности). Наследование социального опыта непрерывно и безгранично. Освоение данного опыта и принятие созданных людьми ценностей происходит путем социализации человека в рамках процесса образования, воспитания и обучения (получения знаний, установок и умений). Каждое новое поколение будет привносить в культуру что-то новое, обогащать ее достижениями. В отличие от стихийности и бессознательности изменений биологического мира, человеческое общество получает возможность целенаправленно и сознательно изменять все условия своей материальной жизни, а также воздействовать и регулировать отношения с природой.

Физико-химические процессы отличаются от социальных формой отношений, которые присуща данным явлениям. Природные или материальные образования абиотического и биотического уровней будут развиваться вне зависимости от человеческого вмешательства, являются объективными. Общественные же отношения являются социальными образованиями, которые были созданы людьми на конкретных этапах развития истории. Они являются социальными.

В то же время, общество никогда не изолируется в своем развитии от природы. Его развитие невозможно представить без важных естественных предпосылок, в число которых входит географическая среда и демографическая.

Источник

Общество как развивающаяся система

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Общество как развивающаяся система План Понятие системы Признаки общества как системы Подсистемы общества Институты общества

Подумайте, являются ли системой отдельные детали водомера, разложенные на столе? В каком случае детали водомера осуществляют функцию системы?

Вывод: свойства системы принадлежат не ее отдельным частям, а только системе в целом. Система – комплекс взаимодействующих элементов Элемент – некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании

Задание Прочитайте параграф 10 пп. «Системный подход к обществу» и «Изменчивость и стабильность» Составьте простой план по прочитанным пунктам на тему «Признаки общества как системы»

Задание Превратите план в тезисы, кратко сформулировав основные положения прочитанного текста. Например. 1. Общественная система имеет сложный характер, так как включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.

Признаки общества как системы Сложный характер системы – общество включает в себя множество уровней, подсистем, элементов Целостность – взаимосвязь элементов Устойчивость – стремление к самосохранению Способность к саморазвитию – общество постоянно изменяется Открытость – новые элементы общества появляются, старые исчезают

Подсистемы – сферы общественной жизни Сферы общества Деятельность людей и отношения между ними Учреждения (организации) Экономическая Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ Заводы, фабрики, банки, биржи и др. Социальная отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами Системы здравоохранения,социального обеспечения Политическая Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями парламент, правительство,партии, общественные организации Духовная Отношения,возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения Школы, вузы, театры, музеи,библиотеки

Основания для разграничения сфер общественной жизни – базовые потребности человека Базовые потребности человека Материальные потребности Потребности в контактах, общении Потребность в организованности, мире, законе и порядке Потребность в самореализации, в возрастании добра, в нравственном совершенствовании Основные сферы общественной жизни Экономическая Социальная Политическая Духовная

Каково соотношение основных сфер общественной жизни? Каковы приоритеты?

Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и др., человек должен есть, пить, иметь жилище

Мысли человека, идеи, представления предшествуют его практической деятельности… Общественным переменам предшествуют изменения в сознании людей.

Компромиссный подход каждая сфера общественной жизни может стать определяющей в различные периоды общественной жизни.

Социальные институты – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение потребностей Социальные институты

Социальные институты Потребность в воспроизводстве рода Семейно-бытовая деятельность Институт семьи и брака, институты родства

Социальные институты Потребность в безопасности и социальном порядке Политическая, управленческая, государственная деятельность Политические институты (государство, партии…)

Социальные институты Потребность в средствах существования Экономическая деятельность Экономические институты (собственности, разделения труда, заработной платы…)

Социальные институты Потребность в получении знаний социализации, подготовке кадров Научная, воспитательная, образовательная деятельность Институты науки, образования и культуры

Социальные институты Потребность в решении духовных проблем смысла жизни Религиозная деятельность Институт религии

Проверь себя Найдите в приведенном ниже списке специфические черты общества. Назовите цифры, под которыми они указаны Статичность Линейность Самодостаточность Системность Динамичность безальтернативность

Соотнесите Социальные институты Власть Политические институты Семья Институты духовной сферы Собственность Экономические институты Религия Образование Материнство и отцовство Средства массовой информации Суд Обмен и деньги

Выполните задание в тетрадях Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «институт общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

placeholder

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

a loader

Номер материала: ДВ-362459

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

placeholder

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

placeholder

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

placeholder

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

placeholder

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

placeholder

Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии

Время чтения: 1 минута

placeholder

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

placeholder

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Реферат: Общество как развивающаяся система

Общество как развивающаяся система

1. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

1.1 Системные представления о социуме в истории философии

1.2 Теоретическая модель общества как выражение его системности. Источники и движущие силы исторического процесса

1.3 Материальное производство — основа существования и развития общества

1.4 Социальная структура как сфера общественной жизни

Список использованных источников

общество социум философия система

1. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

1.1 Системные представления о социуме в истории философии

Системные подходы к обществу имеют определенную традицию. Сен-Симон рассматривал общественные явления как различные стороны закономерно развивающегося целостного организма, в котором определяющее значение имеют «индустрия» (экономическая деятельность) и соответствующие ей формы собственности и классы.

О. Конт выделил в социологии социальную статику и социальную динамику. Статика изучает природу социальной связи через взаимоотношение социальных институтов как элементов единого социального организма (системы). Динамика исследует процессы и законы социальных изменений.

Некоторые моменты идеализированной модели общества К. Маркс выразил так: «. Из определенной формы материального производства вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе.

Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их духовного производства». «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». В письмах к П.В. Анненкову Маркс писал о соотношении способа материального производства, гражданского общества и политического строя.

1) состояние производства на определенном этапе его развития;

2) социально-политический строй, выросший на данной экономической основе;

3) психика общественного человека, или общественная психология, определяемая частью непосредственно экономикой, а частью всем выросшим на ней социально-политическим строем;

4) высшие формы общественного сознания, отражающие различные стороны жизни общества.

Каждый из этих элементов взаимодействует с другими: взаимовлияние идет как сверху вниз, так и снизу вверх. Но определяющим выступает влияние, идущее от производства к общественному сознанию.

Целый ряд идей, характеризующих сложно развивающиеся социальные объекты, высказали представители культурно-деятельностных концепций общества. Здесь особенно важно введение в социологию Вебером понятия идеальных типов, рассмотрение системы человеческого действия (Парсонс, Хабермас и др.).

В развитии современной западной цивилизации системообразующую роль сыграла идея экономической рациональности, реализующаяся в капиталистическом хозяйстве и образе жизни. Эта идея выражается в рациональной религии (протестантизм), рациональном праве и управлении (рациональная бюрократия), рациональном денежном обращении и других сферах общества.

Современная системная методология предстает как набор из логически жестко не связанных конструктив-инвариант, носящих универсальный характер и предметно-неограниченных. По отношению к универсуму, природе общество, в самом широком понимании, есть подсистема, способом существования которой выступает преобразующая человеческая деятельность.

1.2 Теоретическая модель общества как выражение его системности. Источники и движущие силы исторического процесса

Основой систематизации категорий социальной философии выступают: неисчерпаемость общества; многообразие связей, которые не проявляются везде и всегда одинаково; усложняющееся изменение задач совершенствования социума; собственные тенденции развития социологии.

При построении теоретической модели общества исходят из исследования идеализированного объекта. Это дает возможность отвлечься от несущественных явлений, представить изучаемый объект в идеально развитой форме, что позволяет обнаружить присущие ему законы движения.

Реальное общество богаче, разнообразнее, чем его идеализированная модель. В реальном историческом процессе события носят неповторимую оригинальную окраску. Модель общества, выраженная в категориях, совпадает с реальным обществом постольку, поскольку выражает его сущность, внутренние, необходимые, повторяющиеся связи и отношения. Итак, имеются и сходство, и различие реального общества и его теоретической модели.

Модель общества должна характеризовать социум как совокупность сторон, элементов, т.е. как «вещь», и в то же время как развивающийся процесс.

В гегелевско-марксистском подходе противоречия выступают как источник развития всякого сущего. В учебнике «Введение в философию» (Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. М., 1990) источник развития общества сводится к проблеме интересов как детерминантов деятельности людей. Теория конфликтов также отталкивается от интересов. Вероятно, данный вопрос необходимо рассматривать универсальнее.

Отметим, что первоначальным было противоречие между природой и обществом, так как человек и общество вышли из природы. Это противоречие как исходное будет функционировать до тех пор, пока существует социальная реальность. Все планы совершенствования и переустройства общества должны основываться, прежде всего, на необходимости поддержания жизни биосферы и возможностей существования и развития каждого человеческого существа. Любые проблемы социума не могут быть решены помимо взаимоотношения человека с миром природы и миром «второй природы», т.е. культуры. Отсюда следует, что первый уровень (блок) предлагаемой нами теоретической модели общества включает взаимодействие природы, человека и культуры.

Экологический фактор (природная среда) функционирует в единстве со способом производства материальной жизни (экономическим фактором) и способом производства непосредственной жизни (демографическим фактором). Все это составляет второй уровень модели общества. Актуальной является задача создания гармонично функционирующей, единой, человеко-эколого-экономической воспроизводственной системы.

Отталкиваясь от структуры общественного бытия, в третьем блоке модели общества мы фиксируем взаимодействие материального производства, духовного производства, производства общественных отношений и формирования конкретного типа личности, составляющих способ производства общественной жизни.

1) физиологические, необходимые для выживания;

В целом различаются интересы:

– по степени общности их носителей (индивидуальный, групповой, общечеловеческий);

– сфере направленности (экономический, социальный, политический, духовный, экологический, демографический);

– характеру субъекта социального действия (классовый, национальный, государственный);

– степени осознанности (стихийный, сознательный);

– возможности осуществления (мнимый, реальный);

– отношению к обществу или природе (прогрессивный, реакционный, относительно нейтральный).

Потребности и интересы выступают как следствие, продукт определенных форм жизнедеятельности и условий существования (социально-экономических, политических, демографических, экологических) и одновременно они как мотивационные механизмы оказывают обратное воздействие на производственно-экономический потенциал, социальную сферу и политические ориентации. Шестой уровень модели общества фиксирует взаимоотношение жизнедеятельности, условий существования, потребностей и интересов, в совокупности составляющие образ жизни.

Исходное и одновременно обобщающее значение в приведенной системе категорий (восьмой уровень модели общества) имеет закон первичности общественного бытия и активной обратной роли общественного сознания.

Понятия статичнее и обладают большей дискретностью, чем реальность, которую они выражают. Возможен лишь приблизительный образ бесконечно сложной реальности. Обнаружение главных противоположностей, их разворачивания дают исследователю не всю картину реальности, а только ее основные моменты. Конечно, любая модель (схема) упрощает действйтельность, поэтому здесь трудно было выделить демократические либо тоталитарные параметры социума, ценности, альтернативные варианты развития, чередование стадий эволюции и революции, конвергенции и дивергенции, схождения к центру и децентрализации, активности и пассивности, убыстрения процессов и их замедления и многое другое. Тем не менее предложенная модель социума может быть полезна в том числе в методическом аспекте: для уяснения взаимосвязи и динамики ряда важнейших элементов общественной системы.

Итак, социум это не механическая сумма индивидов, а сложно организованная саморазвивающаяся система, включающая разнообразные подсистемы, связанные соподчиненными отношениями. Общество характеризуется динамичностью, незавершенностью, нелинейностью, альтернативностью, детерминированностью и одновременно непредсказуемостью развития. Поэтому модель общества является в некотором роде определенной, четкой и вместе с тем открытой, незамкнутой, предполагает свое совершенствование. В представленной теоретической модели воплощены рациональные, наиболее ценные элементы различных исследовательских программ о социуме в системном виде, при доминировании диалектико-материалистической программы, творчески вобравшей достижения современной науки и философии.

Из философской классики следует, что «ключом» (исходной единицей) социальной системы является социальное действие, проявляющееся в главных сферах общества. Рассмотрим более конкретно эти сферы.

1.3 Материальное производство — основа существования и развития общества

Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что материальное производство есть необходимое условие существования общества и человека, определяет социальную, политическую и духовную жизнь, находясь в обратной зависимости от них, вплетено в единую человеко-эколого-экономическую систему. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы общества опираются на естественную силу и включают ее в себя, что уже подчеркивал Ф. Бэкон. В действии человек, писал он, не может ничего другого, как только соединять и разъединять тела природы. Понятие «производительные силы» ввели в науку классики английской политической экономии, характеризуя производство как сочетание рабочей силы и орудий труда.

Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения:

в) обмена (натурального или товарно-денежного);

Техника — искусственное образование, созданное человеком; средство, орудие для удовлетворения человеческих потребностей; реальность, противостоящая природе и человеку и одновременно находящаяся в единстве с ними; специфический способ использования сил и энергии природы; явление, неотделимое от технологии. Техника эволюционировала от домашинной, или орудийной (инструментальной), к машинной и автоматической. (Здесь мы отвлекаемся от значения техники в смысле совокупности человеческих умений и способностей.)

Социально-экономический аспект НТР выражается в гуманизации производства. Технические средства приближаются к свойствам и природе человека, учитывая его физические, умственные и психологические возможности. Если этого нет, то происходит отчуждение человека от техники, не срабатывает антропоморфный принцип и не обеспечивается целостность труда.

Создавая условия для технологической свободы человека, его самовыражения, НТР выступает как величайшее благо. Вместе с тем НТР является и большой опасностью для человека при неумелой, неграмотной организации технологических процессов.

Изменения в производительных силах сопровождаются соответствующими процессами в производственных отношениях. Это осуществляется как путем постепенной трансформации одной формы собственности в другую (например, отмена крепостного права в России в 1861 г.), так и революционной ломкой устаревших производственных отношений и заменой их принципиально новыми (пример: буржуазная французская революция 1789 — 1794 гг. ликвидировала господство феодальной собственности и утвердила буржуазную). Проявляется также обратное активное воздействие производственных отношений на производительные силы. Товарно-денежные отношения отсекают бесполезный и некачественный (по результатам) труд.

а) если согласуется с научно-технологическими преобразованиями;

б) при создании равноправных условий развития различных социальных типов хозяйства и форм собственности;

в) при наличии массовых социальных сил, заинтересованных во внедрении нового хозяйственного механизма;

г) если имеются квалифицированные кадры, способные умело действовать в цивилизованных рыночных условиях хозяйствования, т.е. при синхронизации экономической и культурно-технической революций;

д) при соответствующей инфраструктуре, функционировании товарных и фондовых бирж, информационно- коммерческих центров и т.д.;

е) при наличии достаточных экономических условий и правовых регуляторов (демонополизации, разгосударствлении форм собственности, введении в действие антиинфляционных механизмов, способов социальной защиты населения и пр.);

ж) при системности и синхронности осуществления рыночных мероприятий.

На основе развития рынка формируется рыночное экономическое мышление, которому присущи такие черты, как инициативность, прагматизм, динамизм, адаптивность. Усиление в постиндустриальном обществе социальной направленности рынка порождает в экономическом мышлении ориентиры на социальную защиту населения, выполнение государством важных управленческих функций на рынке, что не исключает опору на инициативность и гибкость. Лауреаты Нобелевской премии за 2001 г. в области экономических наук американские ученые Д. Стиглиц, Д. Акерлоф и М. Спенс в своих работах доказывают наибольшую эффективность не чисто либеральной модели развития, а необходимость активного регулирования государством рыночных процессов. Рыночная система отношений предполагает открытость экономики, ее органическое вхождение в систему мирохозяйственных связей. В ходе осуществления НТР экономика интернационализируется и вместе с тем производство индивидуализируется, децентрализируется, что позволяет более гибко и быстрее реагировать на изменяющиеся потребности населения и внедрять новшества.

Кроме рыночных, у человечества имеются и иные пути разрешения своих социальных проблем, к примеру, создание новых отраслей, целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени.

Мировоззренческий аспект НТР раскрывает проблему общей стратегии отношения человека к миру. Позиция человека-временщика и конъюнктурщика, озабоченного сиюминутной выгодой, заменяется рачительным хозяйственным отношением к материальным, природным и трудовым ресурсам, к среде обитания и жизнедеятельности человека. Стоит задача не только сохранения, но и улучшения и гуманизации среды, учета долговременных и широкомасштабных последствий использования науки и техники. В свое время великие географические открытия расширили горизонт видения человеком мира. Современное освоение космоса, проникновение в тайны глубин материи, возможность быстрых перемещений в пространстве, интернационализация связей, науки и техники, «стандартов» рынка и демократии, широкая информатизация общества делают стиль мышления человека еще более масштабным, универсальным и вместе с тем профессионально углубленным. Повысилась роль не только специальных профессиональных знаний, но и общей культуры, философской подготовки, знания иностранных языков. Необходимость учета последствий НТР в глобальном плане, с позиций экологических критериев и «человеческих» измерений делает мышление современного человека глобальным, экологически и гуманистически ориентированным.

Итак, в ходе НТР происходит соединение факторов научно-технического прогресса и социально-политических закономерностей, открывается простор для универсального расцвета личности. В целом современный прогресс общества осуществим на основе достижения гармонии научно-технологической перестройки, культурно-технической подготовленности кадров, гибких экономических методов хозяйствования и социально и экологически ориентированных науки, техники, людей и рынка.

Движение от Политической к промышленной и научно-технической революции, от традиционного к индустриальному, постиндустриальному и информационно-экологическому обществу в большей степени характеризует динамику народов-лидеров исторического процесса. Это тот вектор, на который равняется все население Земли.

1.4 Социальная структура как сфера общественной жизни

При интеграции множества целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия (приспособление, оппозиция и компромисс) аккумулируются в массовые, т.е. происходит «сведение» индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества.

Примитивным формам производства соответствовали формы кровнородственной связи и типы семьи, простейшие социальные отношения. Элементами такого общества были род (объединение кровных родственников по единству происхождения, обладающих общим местом поселения, общим языком, сходными обычаями и верованиями) и племя (объединения вышедших из одного корня родов).

Социально единое общество постепенно перерастало в социально-дифференцированное. Это происходило на основе расчленения функций внутри технологии, общественного разделения труда. Складывались социально-этническая подструктура (народности и нации), социально-демографическая (разделение людей по полу и возрасту), социально-пространственная (разделение людей по типам поселения на городское и сельское), социально-классовая (основой общества выступает классовое деление) и профессионально-образовательная (общество характеризуется с точки зрения занятия его членов преимущественно умственным или физическим трудом, профессиональных и образовательных параметров). В разделенное общество также входят первичные коллективы людей (в первую очередь трудовые), семья и индивиды. Формируются и иные социальные образования: неформальные группы (объединенные решением общих для себя задач), диффузные (временные образования, например, на митингах), элитные.

Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса (как это дано в ленинском определении классов), но и по иным критериям: профессии, занятости, доходу, образованию, квалификации, партийной принадлежности, психологии и т.д. Классовая и стратификационная модели дополняют друг друга, дают достаточно универсальную, а не одномерную картину социальной структуры. Усложняющееся общественное разделение труда обусловливает разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных. Важной составной частью социальной политики является нахождение разумного компромисса интересов различных слоев населения.

Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции и социальной дифференциации. Одним из первых процессы социальной мобильности и социальной стратификации исследовал П.А. Сорокин. Происходит расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью. Как заметил Ясперс, едиными становятся моды и правила общения, жесты, манера говорить. Общим становится эталон общения: вежливые улыбки, спокойствие, юмор в напряженных ситуациях, самодисциплина и порядок в толпе и пр. Майер, Гароди, Белл, Маркузе, Ригби исследуют различные направления «размывания» социальной структуры общества.

В целом классовая структура в известной степени размывается, а внутриклассовая и неклассовая (слоевая) социальная дифференциация усиливается. В развитии этносов пересекаются процессы сближения и уникализации. Надо полагать, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный организм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное. Вероятно, в отдаленной перспективе будет единое человечество с господствующими общечеловеческими интересами, сохранятся первичные коллективы, на основе разделения труда — социальные группы, семья и индивиды.

Список использованных источников

2. Я.С. Яскевич Философия / Под общ. ред. Я.С. Яскевич–Минск, 2006–308 с.

4. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector
Название: Общество как развивающаяся система
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат Добавлен 17:44:31 16 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 5846 Комментариев: 20 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.5 Оценка: неизвестно Скачать