- Общество как развивающаяся система
- Общество как развивающаяся система
- Факторы, образующие систему общественного развития, и влияющие на формирование социума
- Естественные факторы, образующие систему, и их особенности
- Общество как развивающаяся система
- Общество как развивающаяся система
- Системообразующие факторы общественного развития и формирования социума
- Общество как развивающаяся система
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Реферат: Общество как развивающаяся система
Общество как развивающаяся система
С точки зрения наработанных в философии и науке подходов (например, синергетики, междисциплинарного направления в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем), общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами:
3. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, то есть способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
4.Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития.
5. Общество отличается и особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них.
6. Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества.
При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве, даже слабом, человека в характер развития социальных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства. Исследование общества, общественных процессов нуждается во всестороннем «проигрывании» возможных вариантов развития социальной системы и выявлении причин ее неустойчивости.
Общество как развивающаяся система
Общественная система имеет особую характеристику. Это функциональная согласованность всех составляющих, которые определяют структуру и их самостоятельность. Историческое развитие общества сопряжено с особенностями экономических отношений и политики внутри, социальных черт и региональных особенностей. Социальные, естественные, материальные, демографические факторы являются составляющими компонентами общественного развития, расставленными в приоритетном порядке.
Факторы, образующие систему общественного развития, и влияющие на формирование социума
Существуют определенные факторы, которые образуют систему, и оказывают воздействие на развитие и формирование общества. Они представлены несколькими категориями:
Это стоит учитывать, а также следует определить, что представляют собой различные сферы жизни, включая традиции, нормы, принципы, культуру. Их формирование происходит на основе базовых форм деятельности общества, со сложившимися самостоятельными институтами общественной жизни.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Естественные факторы, образующие систему, и их особенности
Естественный отбор способствовал становлению человека, его развитию и выживанию. Благодаря силе, выносливости, здоровью, умению взаимодействовать с природой и противостоять ей, сильнейшие смогли выжить и продолжить род. При социальном отборе важное влияние оказывали индивидуальные характеристики, сформированные способности, интеллектуальные качества. Немаловажным был навык адаптации к социальной среде.
Все важное и социально значимое сформировало принципы житейского образа, теоретически закрепив все умения и знания. Развитие человека привело к природному становлению. Этому способствовал труд, с постоянным усовершенствованием навыков и приобретением опыта, передачей информации от поколения к поколению, параллельно двигаясь с процессом воспитания и обучения, в том числе социализации.
Именно природная среда стала фактором, который первым способствовал развитию общества в процессе труда и деятельности.
В древние времена не было специальных орудий труда, инструментов для охоты и защиты, ими выступали предметы природного мира, которые были доступны – палки, камни, кости. С помощью такой прикладной направленности достигалась возможность реализовать инстинкты. Это стало мотивацией для создания и развития той формы труда, которая является составляющей человеческого исключительного достояния.
Такой переход повлек за собой некие последствия. А именно:
Наличие у человека биотических признаков позволяет отличить его от животных. Среди этих признаков можно выделить особенности тела, отсутствует сплошной волосяной покров, человек ходит прямо, имеет отличное от животных строение опорно-двигательного аппарата. Однако наиболее значимыми и главными можно считать речь, абстрактное мышление, способность постановки целей, социальные связи, менталитет.
Труд человека значительно отличается от действий, выполняемых животными рефлекторно. Основные отличия такие:
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Общество как развивающаяся система
Общество как развивающаяся система
Общество – это система, которая развивается на собственной социальной основе – социуме. Общественная система – это структурированный состав общества, который включает его взаимосвязанные компоненты.
Вместе с понятием «общество» часто можно встретить такие понятия, как «страна», «нация», «государство». При употреблении данных категорий важно учитывать их предметную самостоятельность. В более общем понятии, обществом называют продукт исторической деятельности людей, географическое местоположение которого определяется страной. Нация имеет целостное территориальное, экономическое, правовое и языковое построение с менталитетом и языковой культурой, а государство имеет политическую организацию.
Среди характеристик общественной системы выделяют функциональную согласованность компонентов ее структуры и их самостоятельность. Исторически то, как развивалось общество определялось в зависимости от того, какие в нем сложились экономические отношения, политическое господство, а также тем, какие у данного общества социальные особенности и региональные черты. Приоритет различных структурных компонентов общественного развития проявляется во взаимосвязи социальных, естественных, материальных, демографических и других факторов бытия.
Системообразующие факторы общественного развития и формирования социума
Ввиду того, что под обществом понимают людей, которые функционируют в рамках системы общественных отношений и институтов, созданной их собственной деятельностью, можно выделить человека, личность, индивидуальность, персону и социум в целом как базовый элемент общества. Антропогенез (становление человека) и социогенез (становление общества) – являются двумя сторонами одного и того же процесса, который происходит в социальном времени и пространстве.
Если говорить о факторах, образующих систему, которые влияют на процесс развития и формирования общества, то учеными выделяют следующие:
Учитывая этого, необходимо обозначить конкретнее и то, в чем состоит сущность разнообразных сфер жизни общества вместе с традициями, нормами, принципами и культурой, которые им соответствуют. Они формируются на основе базовых форм деятельности общества в качестве сложившихся исторически самостоятельных системообразующих институтов общественной жизни.
Рассмотрим некоторые особенности системообразующих факторов, в первую очередь – естественные.
Система «универсум – человек» является базовым философским построением для того, чтобы понять становление и развитие общества. Человек, общество, социум на планете все объективно «рождены» универсумом. Начиная с самого своего появления, человек постоянно стремился к самосовершенствованию и преобразованию природы, он пытался достроить все общественное и недостающее с помощью деятельности.
Человек является специфической частью природного мира, его сущностным элементом. Процесс его эволюции был постепенным, он менял факторы зависимости от природы, становясь при этом самостью с помощью общения, труда, улучшения способа ведения совместного хозяйства, условий быта (системы социально-ориентированных отношений). Становление (развитие и выживание) человека происходило путем естественного отбора, при котором он опирался на свою собственную силу, выносливость, здоровье, умение противостоять природе, размножение. Социальный отбор требовал наличия разнообразных индивидуальных характеристик, уже сформированных способностей, а также реализацию интеллектуальных качеств личности, умение адаптироваться к условиям, которые предъявляет социальная среда.
Все социальное, имевшее социальную значимость, закреплялось посредством житейского образа и теоретического закрепления накопленных установок, умений и знаний. Если говорить предметно, то человек в процессе своего природного становления и развития постепенно выстроился сам и сумел попасть в сферу социальных законов, соответствующих собственной естественной природе и общественному бытию. Все это происходило в процессе труда, который требует постоянного совершенствования навыков, передачи опыта между поколениями как в ремесленном, так и в профессиональном режиме в процессе воспитания и обучения, т.е. в процессе социализации.
Первичным естественным фактором становления и развития общества с помощью человеческого труда и деятельности была природная среда.
Наши древние предки постоянно пользовались предметами природного мира, которые случайно попадались им на глаза (палками, камнями, костями) как простейшими орудиями труда, а также использовали их для защиты и охоты. Данная прикладная направленность относилась к инстинктивным животным формам реагирования. Однако данная способность наших предков к совершению примитивных операций положила мотивированное начало для осуществления труда в форме, в которой он будет составлять человеческое исключительное достояние, являться целеполагающей деятельностью.
Наши предки осознанно переходили от банального использования различных предметов, которые были обнаружены в природе, вроде скорлупы крупного ореха, которую использовали в качестве ёмкости для воды или же камня, который служил ударным или охотничьим инструментом, к целенаправленному изготовлению орудий труда, которое затем становилось потребностью. Данная потребность послужила толчком к формированию собственно человеческого – ремесленного, наполненного смыслом труда, который в дальнейшем перешел в деятельность.
Последствия перехода к труду были следующие:
От животных человека отличают различные биотические признаки вроде особенностей его тела, отсутствия сплошного волосяного покрова, прямохождение, строение опорно-двигательного аппарата и т.д.). Однако, самыми основными отличительными признаками являются наличие речи, способности к абстрактному мышлению, умение ставить цели в процессе своей деятельности, присутствие социальных связей, социализация, наличие менталитета.
Среди отличий труда от рефлексорных действий, свойственных животному миру, ученые выделяют следующие:
Для того, чтобы уяснить некоторые вопросы становления и развития общества путем деятельности, необходимо обозначить определенные понятия социальной философии, среди которых «труд», «творчество», «работа» и «деятельность». Человек общественный появился благодаря работе и труду, которые включают в себя такие обязательные социальные компоненты как речь, общение, накопление и передачу опыта и информации. Становлению и развитию цивилизации способствовала человеческая деятельность, компонентный состав которой включает в себя субъект – объект – средства – процесс – результат – условия – систему – среду. Творчество же человека – это тот созидательно-целевой социальный стержень, способствующий построению высококультурного общества, а также социального государства, которое включает в себя все ценностно-значимые элементы развития общества.
Под работой понимают выполнение человеком или группой людей каких-либо определенных функций.
Трудом называют сознательный способ удовлетворения человеческих и коллективных потребностей. Он бывает физический, интеллектуальный и смешанный.
Деятельностью называют целесообразный труд личности или социальной группы. В ней обязательно должно присутствовать целеполагание, т.к. именно оно является ее основой.
Данное понятие шире определения труда и его невозможно уложить в определенные четкие параметры, к примеру, выкопать яму размером на два метра, на два метра и на два метра. Деятельность несет в себе и индивидуальную, и институциональную нагрузку – может быть деятельностью ученого, руководителя, правительства, в сфере искусств, обороны или же общественной безопасности.
Творчеством называют креативную деятельность, которая направлена на создание чего-то, не существовавшего ранее, нового.
Все приведенные выше определения являются социальными константами, которые имеют широкое общественное значение.
Если проанализировать понятия работы, деятельности, труда и творчества, то можно увидеть, как социальное развитие отличается от биологического, несмотря на то, что человек как субъект функционирует в рамках своей собственной биотической природной сущности. В связи с этим предполагается важным упомянуть о том, как различаются характер и темп биотических и социальных процессов. Серьезные изменения в жизни общества происходят в такое краткое время, которого будет недостаточно для того, чтобы произошли какие-либо значительные изменения в развитии биологических видов. Во многих случаях биологическое развитие становится еще более медленным, в зависимости от того, как конкретный вид организмов адаптируется к среде, в которую попадает. Общественное развитие, с другой стороны, наоборот ускоряется на протяжении всей своей истории. Древний мир существовал и развивался на протяжении нескольких тысячелетий, средневековое общество развилось за тысячу лет, общество Нового времени и эпохи Просвещения – в 300 лет, а Новейшее общество, основной особенностью которого является информационная насыщенность, потратило на свое развитие всего лишь чуть больше века. Таким образом, можно заметить, что социальная динамика развития во многом движется быстрее, чем биотическая. Это стало возможным в связи с возникновением новым механизмов преемственности в общественном развитии в сравнении с биологической эволюцией.
Накопление и передача информации между поколениями в биотическом мире происходит с помощью механизма наследственности, на котором базируются прирожденные инстинкты. Высшим животным также свойственен путь передачи своим детям индивидуальных навыков, которые приобрели их родители.
Важную роль в жизни общества играют управленческие и производственные навыки, духовные и социальные нормы, опыт социума, воплощающийся в мышлении, языке, традициях, знаниях, творчестве, деятельности и культуре. Все эти навыки также наследуются каждым из поколений.
Биологическую передачу тех или иных свойств ограничивает запас информации, заложенный генетически (в аппарате наследственности). Наследование социального опыта непрерывно и безгранично. Освоение данного опыта и принятие созданных людьми ценностей происходит путем социализации человека в рамках процесса образования, воспитания и обучения (получения знаний, установок и умений). Каждое новое поколение будет привносить в культуру что-то новое, обогащать ее достижениями. В отличие от стихийности и бессознательности изменений биологического мира, человеческое общество получает возможность целенаправленно и сознательно изменять все условия своей материальной жизни, а также воздействовать и регулировать отношения с природой.
Физико-химические процессы отличаются от социальных формой отношений, которые присуща данным явлениям. Природные или материальные образования абиотического и биотического уровней будут развиваться вне зависимости от человеческого вмешательства, являются объективными. Общественные же отношения являются социальными образованиями, которые были созданы людьми на конкретных этапах развития истории. Они являются социальными.
В то же время, общество никогда не изолируется в своем развитии от природы. Его развитие невозможно представить без важных естественных предпосылок, в число которых входит географическая среда и демографическая.
Общество как развивающаяся система
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Общество как развивающаяся система План Понятие системы Признаки общества как системы Подсистемы общества Институты общества
Подумайте, являются ли системой отдельные детали водомера, разложенные на столе? В каком случае детали водомера осуществляют функцию системы?
Вывод: свойства системы принадлежат не ее отдельным частям, а только системе в целом. Система – комплекс взаимодействующих элементов Элемент – некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании
Задание Прочитайте параграф 10 пп. «Системный подход к обществу» и «Изменчивость и стабильность» Составьте простой план по прочитанным пунктам на тему «Признаки общества как системы»
Задание Превратите план в тезисы, кратко сформулировав основные положения прочитанного текста. Например. 1. Общественная система имеет сложный характер, так как включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.
Признаки общества как системы Сложный характер системы – общество включает в себя множество уровней, подсистем, элементов Целостность – взаимосвязь элементов Устойчивость – стремление к самосохранению Способность к саморазвитию – общество постоянно изменяется Открытость – новые элементы общества появляются, старые исчезают
Подсистемы – сферы общественной жизни Сферы общества Деятельность людей и отношения между ними Учреждения (организации) Экономическая Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ Заводы, фабрики, банки, биржи и др. Социальная отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами Системы здравоохранения,социального обеспечения Политическая Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями парламент, правительство,партии, общественные организации Духовная Отношения,возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения Школы, вузы, театры, музеи,библиотеки
Основания для разграничения сфер общественной жизни – базовые потребности человека Базовые потребности человека Материальные потребности Потребности в контактах, общении Потребность в организованности, мире, законе и порядке Потребность в самореализации, в возрастании добра, в нравственном совершенствовании Основные сферы общественной жизни Экономическая Социальная Политическая Духовная
Каково соотношение основных сфер общественной жизни? Каковы приоритеты?
Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и др., человек должен есть, пить, иметь жилище
Мысли человека, идеи, представления предшествуют его практической деятельности… Общественным переменам предшествуют изменения в сознании людей.
Компромиссный подход каждая сфера общественной жизни может стать определяющей в различные периоды общественной жизни.
Социальные институты – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение потребностей Социальные институты
Социальные институты Потребность в воспроизводстве рода Семейно-бытовая деятельность Институт семьи и брака, институты родства
Социальные институты Потребность в безопасности и социальном порядке Политическая, управленческая, государственная деятельность Политические институты (государство, партии…)
Социальные институты Потребность в средствах существования Экономическая деятельность Экономические институты (собственности, разделения труда, заработной платы…)
Социальные институты Потребность в получении знаний социализации, подготовке кадров Научная, воспитательная, образовательная деятельность Институты науки, образования и культуры
Социальные институты Потребность в решении духовных проблем смысла жизни Религиозная деятельность Институт религии
Проверь себя Найдите в приведенном ниже списке специфические черты общества. Назовите цифры, под которыми они указаны Статичность Линейность Самодостаточность Системность Динамичность безальтернативность
Соотнесите Социальные институты Власть Политические институты Семья Институты духовной сферы Собственность Экономические институты Религия Образование Материнство и отцовство Средства массовой информации Суд Обмен и деньги
Выполните задание в тетрадях Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «институт общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-362459
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Реферат: Общество как развивающаяся система
Название: Общество как развивающаяся система Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат Добавлен 17:44:31 16 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 5846 Комментариев: 20 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.5 Оценка: неизвестно Скачать |