Общество как самоорганизующаяся система

girl 2189247 1920 Советы на день

Общество как самоорганизующаяся система.

Дисц. Социология управления

Вопр 1.3.1.Бюрократия как феномен управления.

Слово «бюрократия» в буквальном переводе означает господство канцелярии, власть аппарата управления.

Бюрократия возникла впервые в патримониальных государствах и представляла собой, прежде всего, личных слуг господина.

Характерным признаком бюрократии в обществах традиционного типа является ее кастовость: чин (и должность) распределяются и перераспределяются в рамках узкой социальной группы, члены которой связаны родственными узами. Наследственность чинов превращает их в собственность дома или рода.

Что касается рациональной бюрократии,то, согласно учению М.Вебера, она сформировалась в эпоху Нового времени, первоначально охватывая сферу внутрихозяйственного управления наиболее крупных предприятий.

Под бюрократией подразумевается управление аппаратом, состоящих из назначенных чиновников.

М.Вебер сформулировал черты, обеспечивающие эффективность бюрократии, которые он обозначил как свойства рациональной бюрократии:

1. Личные свободны и подчиняются лишь деловому служебному долгу.

2. Имеют жесткую служебную иерархию.

3. Имеют конкретно определенную служебную компетенцию.

4. Работают по контракту, следовательно (принципиально), на основе свободного выбора.

5. Назначаются (а не избираются) в соответствии со специальной классификацией в наиболее рациональном случае подтвержденной экзаменом и заверенной дипломом.

6. Вознаграждаются фиксированным денежным содержанием, а чаще всего и пенсионным обеспечением, которого, конечно, может лишить лишь хозяин (особенно на частных предприятиях), а обычно чиновник.

7. рассматривают свою службу как единственную или основную профессию.

8. Четко представляют себе карьеру: «повышение» в соответствии со служебным стажем или с заслугами, в том числе и в зависимости от мнения начальства.

9. Работают в полоном отрыве от средств управления и без апроприации служебных мест.

10. Подлежат строгой единой служебной дисциплине и контролю.

Проблема, которую рассматривал М.Вебер, заключалась в том, как не допустить, чтобы присущая бюрократии тенденция сосредоточивать в своих руках власть достигла той точки, где бюрократия контролировала бы политику и деятельность той организации, которой она должна была бы служить.

Бюрократия в марксистском подходе рассматривается как формализм, организм – паразит, который «нарос» на теле государства, т.е. исключительно отрицательное понимание бюрократии.

По Паркинсону – бюрократ всегда существует параллельно с государством и всегда имеет тенденцию к разрастанию (чиновник множит себе подобных, своих подчиненных, т.е. тех, кто не обскачет). Аппарат разрастается, а качество работы ухудшается.

По Курашвили – близко к марксистскому, но

разделено на 2 вида:

1. добросовестная (заботится о задаваемом сверху порядке);

2. своекорыстная – максимум карьеризма, собственной выгоды, минимум общественной пользы.

По Мезесу: от классического управления бюрократии должны перейти к правлению на основе мотива получения прибыли.

Общество как самоорганизующаяся система.

В основе самоорганизации лежит хаос, т.е. беспорядок, представленный собой неправильное движение элементов. Самоорганизация возникла на фоне случайного изменения происходящего внутри системы. Синергетика – это теория эволюции и самоорганизации сложных систем, возникновение порядка их хаоса.

Общество – открытая, самоорганизующаяся система, не линейная.

Открытость системы – наличие взаимодействия, обмена веществом или энергией или информации с окружающей средой. В самоорганизующихся системах взаимодействие осуществляется в каждой их точке. Всякая самоорганизующаяся система открыта. Открытая система – это необходимое, но не достаточные условия для самоорганизации.

Характеристики открытых систем:

1. нелинейность – идея многовариантности, альтернативности путей эволюции, выбора одной из данных альтернатив,

2. усиление флуктуации (случайные отклонения);

3. дискретность путей эволюции;

Точка бифуркации – точка выбора. На известной картине, когда сказочный богатырь стоит у дорожного камня у развилки дорог. Выбор пути определит его дальнейшую судьбу. Подобная ситуация, пожалуй, не раз возникала в жизни каждого человека. Если поразмыслить, то, вспоминая свою жизнь, можно найти ряд моментов, когда по какой-то, может быть, незначительной причине мы меняли свой жизненный путь.

4. автокатализ – положительная обратная связь в каждой точке среды (воспоминание и объяснение);

6. фракталии – эффекты (объекты) самоподобия (малый фрагмент структуры объекта подобен другому более крупному фрагменту или даже структуре в целом). Еще у всех в памяти такие оргструктуры, как партком, райком, горком, обком. Типичным фрактальным объектом была городская партийная организация, которая разветвлялась на несколько районных, а они, в свою очередь, на множество первичных.

7. токсономия – деление системы на мельчайшие единицы и установление соподчинения (субъекты федерации, городские округа и сельские поселения);

8. вихрь пораждающий – характеристика самоорганизации системы как спирали.

Известны два способа самоорганизации:

1) самоорганизация, дополняющаяся сознательной организацией;

2) стихийная самоорганизация, когда субъект фактически отсутствует.

В ходе развития социальных систем чередование этапов организации и дезорганизации носит пульсирующий волновой, характер. Периоды неустойчивости, возникающие, как правило, в результате усиления разного рода внешних воздействий, сменяются периодами создания новых, более жестких социальных структур, новым вариантом компоновки элементов. Такие периоды самоорганизации общества и есть объективная основа периодичности, цикличности исторического процесса в экономике (процессы обобществления и высвобождения рыночной стихии), развитии управленческих структур (централизация и децентрализация), политике (тоталитаризм и демократизм), развитии общественного сознания (индивидуализм и коллективизм) и т.д.

Следовательно, необходимо такое положение, при котором бы стихийный механизм воздействия на социум сосуществовал одновременно с сознательным воздействием.

Источник

31. Общество как самоорганизующаяся система

Среди всех известных современной науке сложных систем общество (Социум) представляет собой суперсложную самоорганизующуюся и саморазвивающуюся, открытую, диссипативную социальную систему, способом существования которой является деятельность людей.

В качестве социальной системы выступают и отдельные (выделенные) в рамках Социума его элементы – подсистемы: человек-личность; малые и большие социальные группы; этнические или национальные общности; государства или союзы государств; различные организации и объединения с четко представленной структурой; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, правовая, финансовая, наука, религия, искусство и т.д. Все эти подсистемы объединены сложной сетью разнообразных кооперативных, функциональных взаимодействий и взаимозависимостей и отличаются процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения. Общество имеет сверхсложный иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности. Поэтому общество, как социальная система, обладает всеми признаками самоорганизующихся систем: оно характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, нелинейностью и потому непредсказуемостью, вероятностным типом развития.

Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития.

Принципиальное отличие социальных систем от природных состоит, прежде всего, в том, что в них самоорганизация сочетается с организацией, поскольку в обществе действуют люди, одаренные сознанием, ставящие себе определенные цели, руководствующиеся мотивами своего поведения и ценностными ориентирами. Поэтому взаимодействие самоорганизации и организации, случайного и необходимого, субъективного и объективного составляет основу развития социальных систем.

Ярким примером осуществления процесса самоорганизации в обществе является механизм, посредством которого поддерживается соответствие между спросом и предложением, производством и потреблением в рыночной экономике. Рынок в данном случае можно рассматривать, как самоорганизующуюся сложную систему. На свободном рынке цены регулируются при помощи кибернетического принципа самоорганизующихся систем – отрицательной обратной связи. Когда система отклоняется от равновесного положения, органы управления этой системы возвращают ее в исходное состояние. Таким образом, поддерживается гомеостаз системы – ее относительная динамическая устойчивость.

Однако, процессы самоорганизации в рыночной экономике дополняются, как правило, государственным регулированием, выступающим в данном случае как внешняя сила. Примером самоорганизации являются информационные инфраструктуры, развивающиеся внутри стран и между ними

Социальные структуры – многоаспектные и многомерные образования, определяющие и проявляющие внутреннее устройство социума и его составляющих – от социальных систем до социальных индивидов. Они являются по существу остовом социальных систем, обеспечивающим их сформированность, сопротивляемость внешним воздействием и внутренним девиациям-отклонениям, то есть придают им качественную специфичность и устойчивость. Спонтанное возникновение социальных структур происходит «вдали от равновесия» и связано с прохождением социальной системой точек бифуркации. Это, по существу, переход системы из одного состояния в другое, через кризисы и нередко – катастрофы. Формирование множества социальных групп и их трансформации – все это самоорганизующиеся социальные процессы. Жизнь семьи – постоянное становление взаимоотношений супругов, родителей и детей, членов семьи с родственниками, изменения дружеских семейных связей и т.д. – так же непрерывный процесс социальной самоорганизации.

Образование учреждений и предприятий, зарождение и банкротство и преобразование коммерческих структур, процессы рыночных отношений, социальные движения, борьба за обретение власти и ее сохранение, изменения социальных стратификационных структур, смена поколений и т.д. – все это только фрагменты необозримого поля социальной самоорганизации.

Таким образом, социальная самоорганизация относится к объективным явлениям: вся социальная жизнь соткана из переходов, кризисов, катастроф и других существенно неравновесных состояний и процессов, в которых развивается человеческая природа. А равновесное состояние в социальных системах – это только короткие остановки в стремительном беге времени. И чем стремительнее этот бег, тем короче остановки.

Источник

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система.

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Социальная философия.

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Ее в первую очередь интересуют не столько специфические особенности, скажем, экономических, политических или же духовных явлений – это главным образом предмет других наук, сколько их место в целостной структуре общества и та роль, которую они играют в его существовании и развитии.

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система.

Представление об обществе и природе как упорядоченной, целостной, гармоничной системе сформировалось еще в античности. В XIX-XX вв. проблема системности общества стала предметом специального исследования такими мыслителями, как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др. В конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. идеи об обществе как едином, целостном организме, сложноорганизованной системе как и о других сложных самоорганизующихся системах, о мире в целом получили рациональное обоснование в таком междисциплинарном направлении, как синергетика (Г. Хакен, И. Пригожин и др.).

В качестве социальной системыможет выступать

· отдельная личность, поскольку она обладает характеристиками, которые формируются и выявляются в процессах социального взаимодействия;

· отдельные группы людей, находящиеся в непосредственном контакте;

· этнические или национальные общности;

· государства или группы государств, объединенные согласованными, кооперативными связями;

· различные организации с четко представленной структурой; некоторые подсистемы общества – экономические, политические, правовые и т.д.

С точки зрения наработанных в философии и науке подходов (например, синергетики междисциплинарного направления в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем, исследуется совместное действие многих подсистем самой различной природы, в результате которого возникает структура и соответствующее функционирование), общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система,включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами:

1. Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые – роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т.д. В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, – это система вне – и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в человеческом языке, в различных предметах и поступках, программах деятельности, поведения и общения, без которых люди не могут вместе существовать. Общество обладает интегративным (объединяющим) качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам. Человек, живущий в обществе, поэтому чаще всего поступает как «надо», как принято в соответствии с нормами коллективной культуры и истории. Это, вместе с тем, не становится преградой на пути к осмысленным поступкам, сознательному выбору человека, созданию новых образцов поведения с попытками оставить след в человеческой истории.

640 1

3. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, т.е. способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены и не функционируют в отрыве друг от друга различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования не «в одиночку», а совместными усилиями. Общество как самодостаточная социальная система – это продукт совместной кооперативной деятельности людей, где ни один из ее видов не может функционировать вне взаимодействия с другими видами деятельности, группами, коллективами, что и создает предпосылки и условия жизнедеятельности общества. Так меняется общество. А изменившееся общество начинает формировать людей «под себя», т.е. тех, кто способен воспроизводить и сохранять это общество.

4. Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Причем, если проблема выбора вариантов развития в других областях осуществляется естественным образом в процессе самоорганизации природного бытия и без наличия человека, то в обществе главным действующим лицом и «дирижером» выбора является человек. Выбор того или иного пути развития является своеобразным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

5. Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества. Как только в обществе начинают предприниматься попытки реализовать в жизнь, в практику одну из моделей развития, претендующую на статус «единственно правильной и научной», общество становится «закрытым», т.е. таким обществом, которое не допускает плюрализма в экономике, политике, культуре, в котором неизбежно развитие тоталитаризма, примата общества над индивидом, идеологического догматизма, противопоставление себя всему остальному миру. Вместе с тем непредсказуемость, нелинейность развития общества не означает, что ученые вообще не могут строить модели социального прогнозирования

Общество представляет собой сложно организованную социальную систему. Слово «система» в переводе с греческого – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство.

Общество как целостная система включает в себя многообразные элементы, представляющие сложную иерархию – производственная, управленческая, система социальных связей, взаимно пронизывает друг друга, не существуя изолированно друг от друга. Структура общества представлена как система различных групп, общностей, как таких объединений людей, которые характеризуются общими признаками, более или менее прочными социально-культурными связями, общим типом поведения, умозрения и целеполагания. Вряд ли можно обосновать единственно верную концепцию структурной организации общества. В зависимости от того или иного основания, могут быть выделены различные структурные подсистемы. Взаимоотношения составляющих общество элементов, характеризуют его структурную организацию, статику общества, т.е. структуру общества с выделением его основных подсистем и элементов, с их связями и отношениями.

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии.Структура общества может быть представлена с разных позиций – сословной, стратификационной, организационной и т.д.

При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации, которая не противоречит учению о классовой структуре общества.

Слово «стратификация» (от лат. stratum – слой и facio – делаю) обозначает систему признаков и критериев социального расслоения и социальной дифференциации в обществе по широкому кругу признаков (образование, квалификация, доходы и т.д.), выражая, тем самым, социальную структуру общества.Дает возможность получить более полную картину социальной дифференциации по различным признакам – от образования до квалификации.

Итак, структурная характеристика общества описывает статику общества, т.е. структуру общества с выделением его основных подсистем и элементов, с их связями и отношениями. Структура общества может быть представлена как групповая, сословная, классовая, стратификационная и другая система или системы. Современная социология пытается объединить эти подходы в единой общей картине общества, где названные элементы выступают как взаимодополняющие друг друга подсистемы, вводя для этого соответствующую категориальную матрицу (социальная группа, социальные слои, социальные институты, социальный контроль и т.д.). Тем самым даются ответы на вопросы, как устроено общество. Не менее важно знать, как развивается общество, каковы источники, механизмы и направленность социальной динамики, какова природа социальных конфликтов, революций и трансформаций.

Можно выделить четыре основные модели, подхода к их решению: идеалистическую, натуралистическую, материалистическую и плюралистическую (факторную) модель.

Аргументом является то обстоятельство, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные мотивы, цели, установки, которые предшествуют их реальным действиям.

Идеалистическое объяснение сущности общества приводит к отрицанию объективных законов его развития.

Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества предопределило и решение проблемы движущих сил истории. Решающая роль отводилась великим личностям, духовной элите, творческому меньшинству. История предстала результатом их деятельности, народу отводилась роль инертной, пассивной массы, толпы.

2. Натуралистическаямодель (или географическое направление) ведущую роль в развитии общества отводит природным условиям. С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л, Мечников), природная среда (климат, почва, полезные ископаемые и т, д.) определяет характер, психику людей, установление того или иного политического строя (например, монархия или республика), диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности.

Однако натуралистическая модель, справедливо подчеркивая значение природных условий в развитии общества, определенную зависимость развития отдельных стран, в том числе и психики, поведения людей от тех или иных природных, климатических факторов, в то же время преувеличивает, абсолютизирует их роль в социальных процессах.

3. Противоположной идеалистической и натуралистической модели является материалистическаятеория общества, основные принципы которой сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом. Данная концепция означала материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Не отрицая существования в общественной жизни идейных побудительных мотивов, отвечая на вопросы о конечных причинах возникновения и существования этих мотивов, материалистическая модель основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание.

Первичность и определяющая роль общественного бытия аргументируется следующим образом:

· общественное сознание возникает на основе общественного бытия и без него не существует, являясь его отражением;

· общественное сознание заимствует из общественного бытия свое содержание;

· источником изменения общественного сознания являются, в конечном счете, потребности развития и изменения общественного бытия.

В материалистической модели получил обоснование закономерный характер развития общества, его рассмотрение как продукта сознательной деятельности людей, различных социальных общностей. При этом решающая роль отводится народу – создателю материальных и духовных ценностей.

4. Плюралистическая (факторная) модель (М.Вебер, Р.Арон) в отличие от рассмотренных моделей, исследующих общество в рамках монистического подхода к объяснению исторического процесса, рассматривает его как результат действия равнозначных явлений (экономики, религии, права, морали и др.), отрицая наличие единого детерминирующего фактора.

Сравнительный анализ теоретических моделей общества позволяет сделать вывод, что ни одна из них не может служить универсальным ключом к раскрытию сущности социума и его причинно-следственных связей, но каждый из этих подходов обладает определенными познавательными возможностями.

Источник

Шпаргалки по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:46, шпаргалка

Краткое описание

Объект социальной философии социальная жизнь и социальные процессы. Однако сам термин «социальный» употребляется в литературе в разных смыслах. Поэтому следует определить, что имеется в виду под этим термином, когда мы говорим о социальной философии. Прежде всего отметим, что из понятия социального исключаются, с одной стороны, природные, а с другой стороны, — индивидуальные, личностные явления. То есть социальные явления — это всегда общественные явления. Однако под понятие «общественные явления» подходят и экономические, и политические, и национальные, и множество других явлений.

1.docx

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно материалистической концепции сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

31. Общество как самоорганизующаяся система

Среди всех известных современной науке сложных систем общество (Социум) представляет собой суперсложную самоорганизующуюся и саморазвивающуюся, открытую, диссипативную социальную систему, способом существования которой является деятельность людей.

В качестве социальной системы выступают и отдельные (выделенные) в рамках Социума его элементы – подсистемы: человек-личность; малые и большие социальные группы; этнические или национальные общности; государства или союзы государств; различные организации и объединения с четко представленной структурой; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, правовая, финансовая, наука, религия, искусство и т.д. Все эти подсистемы объединены сложной сетью разнообразных кооперативных, функциональных взаимодействий и взаимозависимостей и отличаются процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения. Общество имеет сверхсложный иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности. Поэтому общество, как социальная система, обладает всеми признаками самоорганизующихся систем: оно характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, нелинейностью и потому непредсказуемостью, вероятностным типом развития.

Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития.

Принципиальное отличие социальных систем от природных состоит, прежде всего, в том, что в них самоорганизация сочетается с организацией, поскольку в обществе действуют люди, одаренные сознанием, ставящие себе определенные цели, руководствующиеся мотивами своего поведения и ценностными ориентирами. Поэтому взаимодействие самоорганизации и организации, случайного и необходимого, субъективного и объективного составляет основу развития социальных систем.

Ярким примером осуществления процесса самоорганизации в обществе является механизм, посредством которого поддерживается соответствие между спросом и предложением, производством и потреблением в рыночной экономике. Рынок в данном случае можно рассматривать, как самоорганизующуюся сложную систему. На свободном рынке цены регулируются при помощи кибернетического принципа самоорганизующихся систем – отрицательной обратной связи. Когда система отклоняется от равновесного положения, органы управления этой системы возвращают ее в исходное состояние. Таким образом, поддерживается гомеостаз системы – ее относительная динамическая устойчивость.

Однако, процессы самоорганизации в рыночной экономике дополняются, как правило, государственным регулированием, выступающим в данном случае как внешняя сила. Примером самоорганизации являются информационные инфраструктуры, развивающиеся внутри стран и между ними

Социальные структуры – многоаспектные и многомерные образования, определяющие и проявляющие внутреннее устройство социума и его составляющих – от социальных систем до социальных индивидов. Они являются по существу остовом социальных систем, обеспечивающим их сформированность, сопротивляемость внешним воздействием и внутренним девиациям-отклонениям, то есть придают им качественную специфичность и устойчивость. Спонтанное возникновение социальных структур происходит «вдали от равновесия» и связано с прохождением социальной системой точек бифуркации. Это, по существу, переход системы из одного состояния в другое, через кризисы и нередко – катастрофы. Формирование множества социальных групп и их трансформации – все это самоорганизующиеся социальные процессы. Жизнь семьи – постоянное становление взаимоотношений супругов, родителей и детей, членов семьи с родственниками, изменения дружеских семейных связей и т.д. – так же непрерывный процесс социальной самоорганизации.

Образование учреждений и предприятий, зарождение и банкротство и преобразование коммерческих структур, процессы рыночных отношений, социальные движения, борьба за обретение власти и ее сохранение, изменения социальных стратификационных структур, смена поколений и т.д. – все это только фрагменты необозримого поля социальной самоорганизации.

Таким образом, социальная самоорганизация относится к объективным явлениям: вся социальная жизнь соткана из переходов, кризисов, катастроф и других существенно неравновесных состояний и процессов, в которых развивается человеческая природа. А равновесное состояние в социальных системах – это только короткие остановки в стремительном беге времени. И чем стремительнее этот бег, тем короче остановки.

Понятие «действительность» понимается как «материя», «материальный мир», т.е. как окружающая нас действительность. Действительность» — это существование отдельного объекта в определенное время и в пространстве, с качественными и количественными характеристиками. Действительность всегда соотносится с возможностью.

32. Проблема закономерности общественного развития и критерии прогресса

Понятие прогресса акцентирует момент направленности в изменении обьектов и момент временности их бытия. Прогресс – это развитие людей и человечест-ва в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию.

Задействованные трудовые ресурсы и производительность общественного труда обеспечивают совокупный общественный продукт, важнейшую часть общественного богатства. Рост общественного богатства на душу населения определяет экономический прогресс общества. Распределение общественного богатства, зависящее от производственных отношений, в тесной связи с принятыми нормами социальной справедливости определяет социально-структурный прогресс. Рост общественного богатства и производительности труда может быть достигнут интенсификацией непосредственного труда или совершенствованием средств производства и орудий труда за счет научно-технического и технологического прогресса.

Критерии прогресса: Адаптационный, показывающий изменение объекта, при котором он становится более динамически устойчивым при изменениях окружающей среды. Структурный, доказывающий, что изменение структуры объекта ведет к более успешному его функционированию как системы. Эволюционный, показывающий, что изменения открывают новые возможности развития. Энергетический (ресурсосберегающий), показывающий, что изменения позволяют объекту функционировать в данном качестве с меньшими тратами энергии или материи. Информационный, показывающий, что изменения привели к убыстрению переработки внешней и внутренней информации в целях самоуправления.

При исследовании развития общества можно говорить только об экономическом, научном, техническом, технологическом, социально-структурном, политическом, духовном, культурном, нравственном прогрессе.

Прогресс- направление развития. Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и срывов. Прогресс в одной сфере может быть причиной регресса в другой.

При определении критериев общественного прогресса необходим комплексный подход, поскольку общество состоит из различных подсистем, каждая из которых требует своего специфического критерия. Проблема прогресса сложна и многоаспектна.

1. Способность человека противостоять энтропии, саморазрушению.

2. Увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, инновации.

3. Степень реализации счастья как основного смысла человеческого существования

Понимание прогресса связано с более общими категориями, такими как изменение, движение развитие. Анализ истории ч-ва показывает, что в общ-ном развитии имеют место восхождение или прогресс, цикличность или повторение, деструктивные процессы, или регресс.

Кондорсе считается первым из основателей теории исторического прогресса. Движение истории, по его мнению, имеет поступательный характер. Вектор ч-ой истории направлен от низшего несовершенного состояния ко все более совершенным состояниям. Критерий совершенства- степень развития ч-кого разума. Поступательное движение истории связывал с безграничными возможностями человеческого разума как творца истории. Признавал значения хозяйственных и политических факторов в общественном развитии. Немецкое просвещение (Гегель) развило идею о поступательном характере человеческой истории оцениваемой именно как история разума. Позиция Гегеля опирается на постулат «все действительное разумно», иными словами материя с самого начала представляет собой сферу разума, это является другим ракурсом той же самой проблемы, разум историчен. Всемирная история по Гегелю есть прогресс в сознании свободы.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector