Общество как саморегулирующаяся система

clothing store 984396 1920 Советы на день

Общество как саморегулирующаяся система.

Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.

Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и, соответственно, социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, организации, общности в отдельности.

Общество обладает внутренними механизмами включения в сложившуюся систему взаимосвязей социальных новообразований. Оно подчиняет своей логике вновь возникающие институты, организации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом идет процесс адаптации структурных элементов к формам и способам функционирования социетальной системы.

Функционирование общества — это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне. Функционировать — значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой, обеспечивать ее (системы) или его (общества) — стабильность.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Общество как целостная саморазвивающаяся система, её основные элементы

Общество представляет собой особую сложноорганизованную систему, которая имеет значительно более сложную структуру и организацию, чем остальная природа.

Общество как система обладает особыми свойствами, которых нет у ее отдельных частей.

Свойства общества как системы:

1) Самоорганизация – способность самоорганизовываться;

2) Саморазвитие – способность к самостоятельному развитию;

3) Самодостаточность – автономность существования и развития.

Кроме того, части общества как социальной системы не просто взаимосвязаны, но и взаимно проникают друг в друга (например, экономика и политика).

Социальная философия рассматривает общество как целостное и динамично развивающуюся социальную систему.

Всякая система представляет взаимосвязь тех или иных элементов.

Элементами общества является:

· рабочие, предприниматели, крестьяне, интеллигенция;

· национальные общности: нации и народы и т.д.;

· демографические группы: женщины, мужчины, молодежь, люди старшего возраста.

2. Все они находятся друг с другом в разного рода отношениях: экономических, политических, духовных и стремятся реализовать свои интересы.

С другой стороны элементами общества является:

1) различные экономические предприятия и учреждения;

2) государственные и правовые институты (органы милиции, полиции, арбитражные суды, правительство, дума и т.д.);

3) учреждения науки, образования, здравоохранения;

4) институты духовной культуры.

Их деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей (отдельных личностей и социальных групп) и реализации их интересов.

3. Важнейшими элементами функционирования является ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (экономические, политические, правовые, религиозные и др.), в рамках которого осуществляется деятельность людей и социальных институтов.

Все элементы взаимодействуют друг с другом, образуя ту или иную социальную систему. Изменение общественных отношений создает объективные предпосылки.

Объективная и субъективная стороны общественной жизни

— условия природной среды;

— потребности людей (в пище, тепле, жилище, продолжении рода и т.д.);

— сложившееся в обществе состояние материального производства, социальной структуры, политической системы общества.

Объективная сторона жизни и развития общества – та, которая существует вне и независимо от сознания людей. Это прежде всего:

потребности людей в пищи, одежде, продолжении рода, жилище и т.д.;

состояние производства, социальная структура (взаимосвязь классов, наций и др. социальных групп),

а также политический строй в условиях, которых вынуждено начинать каждое новое поколение людей.

Осознание объективных факторов развития общества и сознательное воздействие на них не отменяет их объективность.

Субъективная сторона жизни и развития общества – сознание его людей, их способности вносить изменения в объективный мир и преобразовывать его.

Объективная и субъективная стороны жизни и развития общества диалектически взаимодействуют между собой. Объективная сторона – определяющая. Однако не умоляет роли и субъективной стороны. Роль общественного сознания, в том числе науки, искусства, морали, религии и людей всегда была значительна. И она постоянно возрастает.

Субъективная сторона – это сознание, воля и целенаправленная деятельность людей (т.е. основные признаки людей, отличающие их от животных).

Чем точнее сознание людей соответствует содержанию объективной действительности (точному пониманию состояния природы и общества), тем эффективнее деятельность человека

Деятельность как основа социального. Основные виды общественной деятельности, их взаимосвязь

Деятельность людей – есть специфическая форма их социальной активности. Вообще активность присуща всей природе, в том числе человеку как высшему звену эволюции природы. Социальная активность проявляется в предметно – практической деятельности людей.

Речь идет о производственной деятельности людей, в которой человек как социальное существо и как сила природы противостоит всем явлениям природы. В процессе производственной деятельности веществу природы придаются формы и свойства, делающие его способным удовлетворять различные потребности людей.

Деятельность человека всегда носит общественный характер. Изолированной деятельности не бывает, это значит, что деятельность людей всегда опосредуется общественными отношениями между ними.

Основные виды общественной деятельности:

Экономическая, политическая, правовая, эстетическая, научная, религиозная и др.

Все они находятся в тесном взаимодействии друг с другом, что влияет на содержание каждого из них.

Деятельность людей всегда целесообразна, т.е. образуется с определенными целями и направлена на их достижение. Она носит преобразующий характер, т. к. направлена на преобразование действительности (природы и общества) в соответствии с потребностями и интересами людей. Она направлена на:

создание предметов материальной и духовной культуры;

совершенствование общественных отношений;

обеспечение функционирования социальных институтов;

создание определенной духовной атмосферы в семье, производственном коллективе, обществе.

Изменяя природную и социальную среду, человек изменяется сам, как субъект мышления, деятельности и общественных отношений.

Целесообразный и преобразующий характер человеческой деятельности, ее решающее значение в развитие общества и самих людей характеризует ее как основу социального и как специфический способ существования человека и общества

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 1189 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Общество как саморазвивающаяся система

Характеристика общества как сложноорганизованной саморазвивающейся системы. Сферы жизни общества. Социальная структура общества. Движущие силы общественного развития. Источники социальной динамики. Проблема единства и многообразия исторического процесса.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 31.03.2012
Размер файла 23,1 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Общество как саморазвивающаяся система

1. Характеристика общества как сложноорганизованной саморазвивающейся системы. Основные сферы жизни общества.

2. Социальная структура общества.

3. Источники и факторы социальной динамики.

4. Проблема единства и многообразия исторического процесса.

1. Характеристика общества как сложноорганизованной саморазвивающейся системы

Признаки общества как системы:

1) Человеческое общество отличается большим разнообразием социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы; подсистемы связаны соподчиненными отношениями и в то же время обладают известной степенью автономии и самостоятельности.

2) Общество не сводимо к составляющим его людям. Это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью с другими людьми. В связи с этим общество обладает интегративным качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам (человек, живущий в обществе чаще всего поступает «как надо», как принято в соответствии с нормами той или иной культуры).

4) Динамичность, нелинейность и альтернативность развития. Причем, если в природе проблема выбора вариантов развития осуществляется естественным путем в процессе самоорганизации, то в обществе выбор сознательно осуществляет человек.

Важнейшим понятием в социальной философии, позволяющим выявить специфику социальной реальности, является понятие деятельности.

Важнейшие элементы деятельности:

Существуют многообразные классификации видов деятельности по их объектам и результатам:

4) Духовная подсистема: образование, мораль, искусство, наука, философия, религия, СМИ, кино и т.д.

В сложном системном образовании, складывающемся в результате взаимодействия охарактеризованных четырех подсистем, существуют и функционируют структурные компоненты второго уровня, которые своими взаимодействиями, пересекающими границы этих четырех подсистем, образуют своеобразные «узлы», концентрирующие вокруг себя всю совокупность процессов, протекающих в социальной системе общества. Среди них:

1) множество индивидов, каждый из которых живет, развивается и взаимодействует в обществе себе подобных как уникальных личностей;

2) социальные статусы (социальные положения);

4) социальная структура;

5) социальные взаимодействия;

6) социальные институты и организации.

2. Социальная структура общества

Общество как целостная система структурировано, обладает определенным строением, взаиморасположением и связью составляющих его частей. Оно состоит из различных социальных групп и общностей.

С точки зрения историко-генетического подхода, описывающего отдельные подсистемы общества в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструктуры:

1. Социально-этническая структура; включает в себя: род как объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями;

2. Социально-демографическая структура. В качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. Ее основными характеристиками выступают численность населения, плотность его расселения, темпы роста, половозрастная структура, миграционная подвижность.

3. Социально-пространственная структура. Выражает отношения между людьми в связи с их принадлежностью к разным типам поселения (внутриземельские, внутригородские, межпоселенческие). В зависимости от типа поселения выделяют городское и сельское население.

4. Профессионально-образовательная структура; в ее рамках общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.

При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации в качестве альтернативы и дополнения классовой теории. Стратификация обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе. В ее рамках социальная дифференциация характеризуется по целому ряду признаков (образование, занятость, доход, бытовые условия, квалификация и т.д.).

Классовая и стратификационная модели не исключают одна другую. На основе вычленения в научном анализе реально существующих классов, слоев, различных социальных групп может быть построена многомерная модель социальной структуры.

3. Источники и факторы социальной динамики

С самого начала своего возникновения общество имеет не только постоянные характеристики, но и находится в состоянии постоянных изменений, в динамике. Социальная динамика характеризует многообразные изменения, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, в социальных статусах и ролях отдельных личностей, в их взаимодействиях между собой и любыми структурными элементами общества.

Разные авторы по-разному оценивают роль тех или иных факторов в жизни общества. Маркс, например, основой формирования общества и условием его существования считал способ материального производства и характерные для него объективные экономические отношения. Именно они детерминируют виды деятельности и характер социальных связей. Вебер же в качестве основного фактора выделял нормативно-ценностные основы социальных действий, характерные для различных исторических эпох: традиционные и аффективные действия традиционного общества, ценностно-рациональные действия эпохи перехода от традиционного к индустриальному обществу и целерациональные действия индустриального общества.

Отсюда следует, что все причины, обуславливающие социальную динамику, можно разделить на объективные и субъективные. К объективным причинам можно отнести социально-экономические (уровень развития экономики, ее характер, потребности, уровень развития науки и техники и другие), природно-географические (климат, ландшафт, наличие или отсутствие природных ресурсов), демографические (количество и качество населения, соотношение поколений). К субъективным причинам относятся сознание людей, их духовный мир, социальный опыт, менталитет, традиции, обычаи, духовные ценности, цели, интересы. Объективные причины формируются независимо от сознания и воли как отдельных индивидов, так и сообществ людей, субъективные же являются результатом сознательной деятельности субъектов. Тесная взаимосвязь объективных и субъективных факторов: Так, люди, осознав свои объективные жизненные обстоятельства, свои потребности и оптимальные способы их удовлетворения, действуют не стихийно, а сознательно.

Необходимо отметить тот факт, что процесс развития общества, то есть исторический процесс, хоть и осуществляется через сознательную деятельность людей, но носит объективный характер и не зависит от воли и желаний человеческого сообщества. Но это не означает, что история общества фатально предопределена, а человек в истории всего только марионетка. Взаимосвязь сознательной деятельности людей и объективных факторов. Игнорирование субъективного фактора ведет к фатализму, который исключает свободу, а человека превращает в раба событий. Недооценка же объективного фактора является основой волюнтаризма, который волю рассматривает как высший и определяющий фактор исторического процесса. В реальной же истории объективный ход событий дополняется сознательной целенаправленной деятельностью людей.

Движущие силы общественного развития:

Основные типы социальной динамики:

Разное отношение у различных исследователей к проблеме социального прогресса и социального регресса. Социальный оптимизм и социальный пессимизм. На позициях социального оптимизма стояли Сен-Симон, Конт, Гегель, Маркс. В ХХ ст. эта идея нашла воплощение в идеологии технократизма, основывающейся на вере в неограниченные возможности науки и техники и эффективность управления технических специалистов. По-разному решалась и проблема критериев прогрессивного развития. Просветители, например, условием прогрессивного развития считали свободный разум. Марксизм критерием социального прогресса считал уровень экономического развития. В современном обществоведении утвердилось мнение, что критерием социального прогресса является комплексный показатель, который включает в себя положение человека в обществе, уровень его свободы, степень социальной и экологической безопасности, мера духовности.

С другой же стороны, неоднозначность социальных процессов и противоречивость путей их развития порождает идею исторического пессимизма. Сторонники этой идеи либо вовсе отвергают способность людей к поступательному развитию (концепция “конца истории” Фукуямы), либо ограничивают прогрессивные тенденции сферой локальных цивилизаций.

Основными формами социальной динамики являются эволюция и революция. Социальная эволюция предусматривает постепенные количественные изменения, преимущественно необратимого характера, протекающие в различных социальных системах и общностях (экономика, политика, культура, социальные отношения). Основная их особенность заключается в том, что они представляют собой кумулятивный процесс, т.е., процесс постепенного накопления новых элементов, свойств, функций, приводящих в конечном счете к изменению системы. Эволюционные изменения могут быть социально организуемы и регулируемы.

Социальная революция в отличие от эволюции предусматривает:

— изменения прежде всего не количественного, а качественного характера, направленные на радикальное преобразование социальной системы (экономики, политической сферы, науки);

— изменения неразрывно связаны с социальным кризисом и без нарастания кризисных явлений, как правило, не происходят;

— изменения захватывают основные структуры и функции социальной системы, а не второстепенные.

Взаимосвязь социальной эволюции и социальной революции.

4. Проблема единства и многообразия исторического процесса

общество развитие социальный

Но как бы ни отличались друг от друга эти страны, в их организации мы обнаруживаем общие для всех элементы: материальное производство, социальная структура, политические институты, мораль, право. Это обстоятельство формирует представление о наличии всеобщих, универсальных форм организации человеческого общества, о единстве и целостности его истории.

Эти особенности исторического процесса и порождают различные подходы к его интерпретации: линейный, или стадиально-поступательный, и нелинейный, или цивилизационный. Линейный подход ориентирует на понимание истории как единого процесса поступательного развития, в соответствии с чем выделяют основные стадии в развитии человечества. Развитие может рассматриваться как процесс восхождения к ступеням все большего совершенства (прогрессизм), либо последовательного возвращения к простым формам организации (регрессизм).

Стадиальный подход укрепился в европейском обществоведении в Новое время и нашел свое проявление в вычленении таких основных стадий развития человечества, как дикость, варварство и цивилизация. Общепринятым в рамках новоевропейской традиции деление истории на четыре поступательные стадии: древность, средние века, Новое время, Новейшее время.

Наиболее существенными недостатками теории формации являются: сведение всего разнообразия общественной жизни к экономическим отношениям, игнорирование локальных (региональных) особенностей исторического процесса, недооценка внеэкономических факторов социальной жизни, преувеличение роли насилия в истории.

На преодоление этих недостатков и направлен нелинейный подход, реализованный в двух формах: цивилизационной и культурологической. Впервые понятие цивилизации применяется в произведениях французских философов-просветителей для обозначения общества, основанного на принципах разума и справедливости. Позже содержание понятия цивилизации меняется. Его используют либо для обозначения уровня развития региона или этноса (античная цивилизация, китайская цивилизация), либо для выделения стадии упадка культуры (Шпенглер), либо как синоним культуры (Тойнби). Но какое бы значение ни придавали понятию цивилизации, общепризнанным является то, что цивилизация означает собственно социальную форму организации людей, которая существенно отличается от периода дикости и варварства. Признаками цивилизации являются: 1)наличие производства как средства удовлетворения человеческих потребностей; 2)общественное разделение труда; 3)выделение семьи в качестве самостоятельного элемента общества; 4)социальный способ организации людей; 5)совокупность традиций, обычаев и религиозных представлений, определяющих отношение к человеку и природе; 6)наличие постоянно развивающейся и расширяющейся системы позитивных знаний о мире.

Понятие цивилизации фиксирует разнообразие форм исторического процесса, уникальность исторических судеб стран и народов, неповторимость системы социальных и духовных ценностей, особенности геополитического положения. Любая цивилизация характеризуется специфическим для нее образом жизни, системой ценностей мировоззрением.

Понимание цивилизации как стадии в развитии общества (на таких позициях стояли Белл, Тоффлер, Бжезинский) дополняется представлением о цивилизации как совокупности отличительных особенностей культуры, экономики, традиций, обычаев отдельных стран и народов, либо как о культурно-историческом типе общества. Такое понимание цивилизации и является основой культурологического подхода к оценке исторического процесса как смены уникальных локальных культур. Например, основатель этой концепции Данилевский выделял египетскую, китайскую, индийскую, еврейскую, германо-романскую, русскую цивилизации.

Очевидно, что понятие цивилизации предназначено для того, чтобы отличить общество, удовлетворяющее свои потребности путем присвоения природного продукта, от общества, основанного на производстве. Цивилизованное общество в его истории представлено двумя типами: традиционным и техногенным. Оно в своем развитии проходит такие стадии, как аграрно-техническая, индустриальная и постиндустриальная. Индустриальная цивилизация характеризуется высоким уровнем развития промышленности, широким производством товаров массового потребления, динамизмом и направленностью на все новое. Эти черты дополняются в постиндустриальном обществе преобладанием сферы услуг, ведущей ролью науки и информации, индивидуализацией производства и потребления, ростом удельного веса “среднего класса”.

Высокий уровень технологизации и технизации современного общества на основе науки открывает перед человеком в сущности неограниченные возможности в преобразовании мира и удовлетворении своих потребностей. При этом преодолеваются различия в экономике, культуре, традициях разных народов, осуществляется сближение их с помощью новейших технологий, международных институтов и общечеловеческих ценностей. Глобализация и интеграция ведут к стиранию национально-культурной специфики народов, разрушения национальных ценностей. Вместе с тем, отмеченные факторы порождают и многочисленные негативные явления, которые, нарастая, начинают угрожать самому существованию человека и получают название глобальных проблем современности. Среди этих проблем главными являются проблема предотвращения новой мировой войны, экологическая и демографическая проблема, проблема неравномерности социального развития и другие.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Признаки системности общества. Его исторические типы. Функции и институты общества. Эволюция и революция как формы социального изменения. Многовариантность общественного развития: источники и движущие силы. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь.

реферат [35,3 K], добавлен 19.05.2010

Социальная система. Структура и типология общества. Признаки общества как социальной системы. Социальные общности. Идея разделения общества на классы. Социальные институты и их роль в жизни общества. Социальная стратификация, её источники и факторы.

реферат [27,4 K], добавлен 01.10.2008

Понятие общества, сферы общественной жизни, человеческая деятельность и ее многообразие. Социальная структура общества и тенденции ее изменения. Социальный статус и социальные роли личности. Политическая система общества, ее структура и пути развития.

шпаргалка [105,5 K], добавлен 16.12.2009

Предмет, функции и структура современной социологии. Общество как субъект исторического развития, социальная структура общества. Политическая система общества как регулятор социальной жизни. Социальные регуляторы поведения личности. Социология семьи.

курс лекций [706,9 K], добавлен 11.05.2012

Сущность и структура общества как системы. Общество как социальная система. Теории индустриального и информационного общества. Индустриализация как социальный процесс. Теория конвергенции и ее две концепции. Социология и проблема типизации общества.

контрольная работа [33,7 K], добавлен 07.08.2010

Структура общества, характер развития и содержание его деятельности. Социальное пространство и общественные отношения как условие формирования различных сфер жизни общества: политической, духовной, социальной и экономической, их сущность и взаимовлияние.

презентация [507,5 K], добавлен 29.11.2011

Структура общества как целостного социального организма. Сферы жизни общества. Социальная деятельность. Выявление особых свойств общества как целого. Управление людьми, вещами на разных уровнях: от семьи, предприятия, организации и до уровня государства.

контрольная работа [28,3 K], добавлен 07.10.2008

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector