Общество как система критерии

young woman 731142 1920 Советы на день

Что такое «общество»: понятие, признаки, функции, виды

lazy placeholder

Приветствую Вас, друзья!

В этой статье разберемся с тем, что такое общество в широком и узком смысле. Узнаем признаки, функции и структуру общества. Рассмотрим типы общества и сферы общественной жизни. Начнём.

Что такое общество?

Общество (в широком смысле) — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, и включает в себя способы коллективного взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество (в узком смысле) можно рассматривать в нескольких проявлениях:

Стоит отметить и тот факт, что общество – продукт деятельности людей. Деятельность эта сводится к реализации мер, необходимых для существования и функционирования общества. Последнее буквально произрастает из повседневной деятельности каждого из людей; без взаимодействия отдельных участников оно просто не существовало бы.

Общество стоит рассматривать в первую очередь в качестве сложной с организационной точки зрения, а также динамично развивающейся системы. Система же, что не стоит привязывать к контексту – это множество взаимосвязанных элементов, представляющих целое. Всякая система включает в структуру подсистемы; подсистемы же включают отдельные, формирующие их составляющие.

Различные подходы к пониманию общества

В различные времена множество ученых и философов озвучивали собственный взгляд на то, что такое общество. Рассмотрим наиболее популярные взгляды:

Аристотель

Аристотель рассматривал общество в качестве совокупности людей, единых стремлением удовлетворить определенные потребности.

Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо

Мыслители предложили теорию общественного договора. Согласно этой теории, всякий человек обладает определенным набором прав и может контролировать собственные действия в рамках условной социальной договоренности.

Георг Гегель

Гегель – автор идеи, согласно которой общество – «тяжелый уклад». Именно Гегелем введено понятие гражданского общества, в рамках которого «каждый зависит от каждого».

Макс Вебер

Мыслитель считал, что общество является результатом социальных интересов каждого из его членов.

Огюст Конт

Согласно мнению Конта, общество – то, что формируется посредством мыслительных конструктов; он считал, что оно представлено различными системными элементами (семья, класс и т. д.). Основа общества в понимании мыслителя – разделение труда.

Карл Маркс

Для Маркса общество как категория – это совокупность исторических начал взаимодействия людей; совокупность эта складывается в процессе жизнедеятельности отдельных членов общества.

Признаки общества

К числу наиболее важных и определяющих признаков общества, относится:

Сферы жизни общества

Общество, о чем мы уже упоминали – сложная система, в которой гармонично сосуществуют условно бесконечные множества подсистем; в подсистемах же существуют множества элементов. Подсистемы стоит рассматривать в качестве социальных институтов – совокупностей ролей, норм, процессов и т. д.

Также подсистемы – это сферы жизни общества. Выделяются такие сферы (сфера/элементы):

Отметим, что каждая из сфер неизбежно сталкивается, взаимодействует с другими, при этом сохраняет изначальный вид. Также в отдельных сферах формируются собственные социальные институты (группы людей, объединенных по различным характеристикам).

Структура общества

Вне взаимодействий людей общество как явление не может существовать, о чем мы уже говорили. Оно – буквально механизм, функционирование которого зависит от работы отдельных элементов. Отсюда ясно, что в обществе выделяются отдельные структуры, системы:

Каждая из категорий подвергается внешним воздействиям. В отдельных социумах закономерным и даже неизбежным является появление личности, индивида, который принимает роль «реформатора» взглядов конкретных групп людей. Следствием может стать отклонение от устоев, традиций, а иногда и изменение истории народностей.

Между приведенными ранее категориями складываются социальные отношения, которые могут быть реализованы посредством:

Функции общества

К числу основных функций общества, относятся следующие:

Типы общества

Человеческие общества многообразны, и в науке существуют различные классификации типов общества. Одной из наиболее популярных теорий является теория модернизации, согласно которой, общество делится на 3 вида: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Рассмотрим каждый из видов подробнее.

1. Традиционное

Основные характеристики: наличие традиций, главенство обычаев. Также для традиционного общества характерна слабая развитость контактов с прочими социумами, что обуславливает две другие характеристики: замкнутость и заторможенность развития.

Особенности традиционного общества:

В таком типе общества «Я» теряется во множестве «Мы», а индивидуальность – порок.

2. Индустриальное

Суть – развитие промышленности с учетом научных достижений. В таком обществе освоение производственных новшеств является основанием для гордости и удовлетворения членов. При этом прочие общества, у которых что-либо получается лучше, рассматриваются членами одной группы в качестве конкурентов или врагов.

Стоит отметить, что такой тип общества не предполагает развития только точных наук. Развиваются также гуманитарные дисциплины, разрабатываются различные способы манипулирования общественным сознанием.

3. Постиндустриальное

Именно такое общество складывается в большинстве стран мира на сегодняшний день. Информация здесь – ценность и интегрирующий фактор. Границы между социумами практически стерты, что обусловлено распространенностью интернета и компьютерных технологий.

Такое общество меняет жизнь, а вместе с ней – психологию людей на всех уровнях. Речь об интеллекте, восприятии действительности, общении, семейных отношениях и не только. Все перемены этих сфер именно сегодня являются особенно ощутимыми; они – область особенного внимания психологов, социологов и других специалистов, специализации которых касаются области общественного сознания.

Науки, изучающие общество

Практически любая из наук прямо или косвенно касается какой-либо сферы жизни общества. Приведем конкретные примеры наук, которые наиболее тесно связаны с обществом:

Источник

Основные параметры, признаки общества как социальной системы

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Рассматривая основные принципы системного подхода к обществу, определим основное его понятие.

Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов.

Согласно литературе можно выделить несколько основных параметров, признаков, характеристик общества, как социальной системы.

1. Саморегуляция. Способность системы корректировать свою деятельность с учетом обратного влияния окружающей среды. Это значит, каждая новая ступень человеческой деятельности, желающая изменить социальные отношения, учитывает предыдущие усилия по преобразованию структуры общества. Саморегуляция осуществляется стихийным механизмом воспроизводства и развития структуры общества. А так же может осуществляться за счет сознательного и планомерного управления.

С точки зрения саморегуляции общество для успешного функционирования должно отвечать основным функциональным требованиям: адаптации, целедостижения, интеграции, удержания образца (контроль над своей средой – в первую очередь экономической); иметь цель на которую направляется социальная активность, через право упорядочивать отношения между элементами системы: индивидами, институтами, стараться сохранять и поддерживать ценности общества.

2. Открытость. Это способность системы существовать за счет обмена с окружающей средой, природой, с другими системами общества, информацией, энергией, веществом. Осуществляется она в форме открытой деятельности людей по созданию и сохранению условий жизнедеятельности, развитию обмена деятельности, созданию материальных и духовных ценностей.

3. Информационность. Это способность общества использовать социальную информацию, которую дает опыт поколений. Она позволяет делать диагноз обществу, а так же прогнозировать будущее развитие, используя в управлении комплексные и целевые программы.

4. Детерминированность. Это предопределенность, обусловленность, зависимость. Она означает, что общество в своем развитии испытывает зависимость от предыдущих состояний. Производительные силы и способы деятельности людей сегодня обязательно скажутся на жизни будущих поколений на общем направлении их развития. А конкретные формы, методы, темпы развития, определяются при этом конкретными условиями.

а) у социальной целостности нет частей и элементов;

б) у социального пространства нет мелочи, а социальное время необратимо;

в) способности каждого из субъектов человеческой деятельности неповторимы и уникальны.

8. Антиэнтропийность. Означает, что качественным показателем прогресса общества выступает сокращение затрат труда на душу населения. А это означает, что в общественной жизни в целом сокращается доля экономической деятельности за счет повышения производительности труда, эффективности управления и роста уровня культуры. Это ведет к возрастанию роли и значения духовного начала, свободного времени в жизни людей. При этом трудом называется всякая деятельность, которая направлена на удовлетворение общественных потребностей. Ему противостоит антитруд. Он угрожает существованию общества. Он воплощает в себе процессы социальной дезорганизации, деградации, социального разложения. Он проявляется в одномерности мышления, узости интересов, недальновидности действий, однопорядковости чувств.

640 1

Какая-либо универсальная классификация общества, как утверждают учёные, затруднительна, поскольку оно является крайне сложным, многоуровневым образованием.

По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие:

· наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в её пределах социальных связей;

· универсальность (всеобщий характер);

· автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;

· интегративность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать всё новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Некоторые социологи оптимальными признаками общества считают системное определение Р. Кёнига, согласно которому под обществом понимается:

1. Конкретный тип образа жизни.

2. Образованные народами конкретные социальные единства.

3. Основанные на договорах экономические и идейные объединения.

4. Целостное общество, то есть совокупность индивидов и групп.

5. Исторически конкретный тип общества.

6. Социальная реальность – взаимоотношения индивидов и основанные на этих отношениях структуры и социальные процессы.

Исторические процессы развития общества многими аналитиками определяются по различным критериям.

Так, выдающийся немецкий учёный, философ Г. Гегель всемирную возникновения и развития общества представляет в четырёх периодах: Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир.

Французский учёный Ш. Фурье считал, что человечество в своём развитии прошло периоды: «рабской» первобытности, дикости, варварства, вступило в период цивилизации. В последующем человечество пройдёт «гарантизм», «социализм», «гармонизм».

Американский учёный У. Ростоу ступени развития общества назвал «стадии роста».

Первая стадия – традиционное общество, которое представляло собой аграрное общество с примитивной техникой, с сословно-классовой структурой и властью крупных собственников.

Вторая стадия – это «переходное общество», период перехода к капитализму.

Третья стадия – это эра «взлета», подъёма, то есть период промышленных революций в странах Запада.

Четвёртая стадия – это период «зрелости», то есть индустриальное общество.

Пятая стадия – это период «высокого массового потребления».

Французский мыслитель Ж. Кондорсе процесс становления общества разделил на десять эпох: первая эпоха – эпоха первобытного состояния; вторая – эпоха перехода от пастушеского состояния к земледелию; третья – это эпоха специализации и разделения труда между людьми; четвёртая–пятая – это эпохи Древней Греции и Древнего Рима; шестая и седьмая – это эпохи Средневековья; восьмая – это эпоха книгопечатания и расцвета науки; девятая – это эпоха, которая предшествовала образованию Французской Республики; десятая – это эпоха буржуазного общества.

Американский социолог Н. Смелзер выделил четыре типа общества: общества, живущие охотой и собирательством, садоводческие общества, аграрные общества и промышленные общества.

Французский социолог Р. Арон всю историю человеческого общества подразделил на две эпохи: доиндустриальную и индустриальную.

А. Тойнби, известный английский учёный, взяв в качестве критерия оценки исторических этапов развития человеческого общества религию, выделили пять крупных живых цивилизаций:

1) православно-христианское, или византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России;

2) исламское общество, сосредоточенное в аридной зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой Китайской стены;

3) индуистское общество в тропической и субконтинентальной Индии к Юго-Востоку от аридной зоны;

4) дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном;

5) западное христианское общество (страны Западной Европы, Америки, Австралии, где распространены католицизм и протестантизм).

В последние десятилетия социологи говорят о возникновении совершенно нового типа общества. Основная тенденция передовых индустриальных обществ ныне состоит в смещении акцента из сферы производства в сферу обслуживания. США были первой страной, где более 50% рабочей силы использовались в отраслях сервиса. Примеру Америки вскоре последовали Австралия, Новая Зеландия, Западная Европа, Япония. Теперь постиндустриальное общество относится к обществу, основанному на информации, услугах и высоких технологиях, а не на сырье и производстве.

Информационный чип – это изобретение, который трансформирует общество, а вместе с ним и социальные отношения.

Список этих перемен практически бесконечен.

Среди современных теорий видное место занимает концепция постэкономического общества, предложенная В.Л. Иноцемцевым.

Постэкономическое общество, по его мнению, следует за постиндустриальным. Основная его черта – выход индивидуальных интересов человека из сугубо материальной плоскости, колоссальное усложнение социальной действительности, умножения многообразия моделей общественной жизни и даже вариантов её развития во времени.

В.Л. Иноземцев, в связи с этим, выделяет три масштабные эпохи: доэкономическую, экономическую и постэкономическую. В основе такой периодизации лежат два критерия: тип человеческой деятельности и характер соотношения интересов личностей и общества.на ранних этапах истории мотив деятельности объяснялся инстинктивными побуждениями как у всех биологических существ. Далее сознательный характер деятельности имел цель – создание и потребление материального продукта труда. Новый виток развития привёл к ориентации личности на совершенствование себя, своих способностей, качеств.

В таком случае налицо типология форм деятельности: предтрудовая инстинктивная активность; труд; творчество.

Что касается второго критерия – характера соподчинения интересов личностей и общества, то В.Л. Иноземцев отмечает:

1) в ранние периоды коллективный интерес группы или сообщества жёстко доминирует над индивидуальными

2) в экономическом обществе, в основе которого лежит труд, личная нажива, личный материальный интерес доминируют над интересами сообщества, развивается конкуренция.

3) постэкономическое общество характеризуется отсутствием борьбы личных интересов, стремление к материальному успеху – не главное. Мир становится поливариантным и многомерным, личные интересы людей переплетаются и вступают в неповторимые сочетания, больше не противоборствуя, а дополняя дуг друга.

Значит постэкономическое общество имеет интенсивную и комплексную хозяйственную деятельность, однако не определяется более материальными интересами, экономической целесообразностью. Частная собственность в нём деструктивна, общество возвращается к личной собственности, к состоянию неотчуждённости работника от орудий производства. Постэкономическому обществу присущ новый тип противостояния: противостояние информационно-интеллектуальной элиты и всех не вошедших в неё людей, занятых в сфере массового производства и вытесненных в силу этого на периферию общества.

Источник

Общество в широком и узком смыслах

617ec00deed3d020891722

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Что такое общество?

В широком смысле слова обществом называют часть материального мира, которая обособилась от природы, но все еще тесно связана с ней. Она включает в себя разные формы объединения людей и способы, которыми они взаимодействуют друг с другом. Другими словами, это все человечество в прошлом, настоящем и будущем.

В узком смысле это слово — общество — имеет 3 значения. Разберем их на примерах в таблице.

Общество в узком смысле слова

Совокупность людей, которых объединяют общие интересы, деятельность и общение

Люди, которые живут на одной территории — в государстве, регионе, городе

Этап исторического развития человечества

Спортивное, поэтическое общество и т. д.

Российское, испанское, чилийское общество и т. д.

Первобытное, индустриальное, традиционное общество и т. д.

Признаки и функции общества

Давайте узнаем, какие существуют основные признаки понятия «общество». Всего есть 5 критериев, по котором можно определить, что относится к нему, а что — нет. Общество должно быть:

целостно — все элементы в нем едины;

социально — люди тесно связаны разными видами деятельности;

стабильно — его состояние устойчиво;

автономно и самодостаточно — у людей есть все условия, чтобы развиваться и удовлетворять потребности без помощи со стороны;

способно регулировать себя — есть система норм, которая отвечает за стабильность жизни внутри общества.

Теперь, когда мы разобрались в понятии общества, пора узнать, для чего люди его построили. Существует 5 функций, которые выполняет эта система:

Люди производят материальные блага и услуги

Люди создают систему общих правил и норм, чтобы соблюдать порядок

Человек учится общаться, следовать социальным нормам и воспроизводить свой род

Традиции, духовные и культурные ценности люди передают из поколения в поколение

Продукты труда люди распределяют между собой

Какими бывают общества?

Раз у общества есть несколько определений, то можно предположить, что и его тип бывает не один. Рассмотрим каждый из них в таблице.

По управлению и социальному расслоению

По уровню общего развития

По уровню технологического развития

Дописьменные и письменные

Простые (нет расслоения на богатых и бедных) и сложные (есть разные социальные слои)

Закрытые и открытые

Развитые, развивающееся, отсталые

Традиционное, индустриальное, постиндустриальное

Эти и другие типы общества мы уже подробно рассмотрели в статье блога Skysmart.

Проверь себя

Мы собрали для вас несколько заданий, которые помогут узнать, как хорошо вы теперь понимаете термин «общество» и разбираетесь в его чертах.

Задание 1

Кратко расскажите о том, что такое общество как социальная структура. Что нового вы узнали в этой статье?

Задание 2

Ниже мы перечислили несколько утверждений об обществе. Прочтите их и укажите, какие верны, а какие — нет.

Люди создали общество, чтобы, среди прочего, вместе производить товары и оказывать услуги.

Общество не обязательно должно само обеспечивать себя ресурсами для жизни и развития.

По уровню экономического развития общества делятся на богатые и бедные.

Письменность — один из критериев, по которым общества делят на типы.

По одному из определений общество — это этап развития человечества.

У людей в обществе должны быть отношения и совместная деятельность.

Передача культурных ценностей от поколения к поколению — это не функция общества.

Кружок по увлечениям можно считать отдельным обществом.

В обществе должна быть система правил и норм — общая для всех его членов.

Простые и сложные общества друг от друга отличаются по количеству членов.

Задание 3

Вспомните культурную функцию общества, которую мы обсудили в статье. Подумайте, одинаково ли к ней относятся люди из поколения X (родители школьников) и поколения Z (сами школьники)? Ответ аргументируйте.

Знать о том, что понимают под обществом в узком и широком смыслах, важно каждому молодому гражданину. Не только потому что это правильно, но и потому что на экзаменах есть вопросы по этой теме. Разобраться в ней подробнее можно вместе с репетитором на курсах подготовки к ОГЭ по обществознанию. Там вас ждут уроки, написанные простым языком, дискуссии на актуальные темы и пробные задания из экзамена.

Источник

Общество

О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.

Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Всё же это общество не сводится ни к своим материальным носителям, что характерно для натурализма (вульгарно-социологической трактовки общества) ни к ментальностям и формам общения («социумам»), что свойственно для феноменологических его интерпретаций. Общество в феноменологическом понимании — это mens intensas (разум, мысль как бы в себе) — множество социальных миров наших ментальностей, миров, запечатлённых в нашем сознании. Общество при натуралистическом подходе — это res extensas (вещи протяжённые) — совокупность тел, физических и биологических, находящихся в реальных объективных отношениях друг к другу.

У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи, накопление материи, воспроизводство). Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой, муравейник и т. д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функций. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть вре́менные сообщества, — стаи, стада, в них, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма.

К. Маркс в своих работах раскрывает сущность общества, которая кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Общество, по К. Марксу, есть совокупность общественных отношений. Родовым понятием по отношению к понятию «общество» является «общность людей». Социальная общность выступает основной формой жизнедеятельности людей. В то же время общество не сводится к социальной общности, то есть это понятие по своему объёму гораздо шире и содержит в себе, прежде всего, социальные механизмы собственного воспроизводства, не сводимые к биологическим. Это значит, что не общность вторична по отношению к обществу, а общество вырастает из социальной общности. В своей одноимённой работе Ф. Тённис, опираясь на анализ работ К. Маркса, показал первичность общины по отношению к обществу. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности людей явилась родовая община. «При ближайшем рассмотрении термина общности — пишет Ф. Тённис, — она может возникнуть 1. из естественных отношений, поскольку они стали социальными. Здесь кровно-родственные отношения всегда оказываются наиболее общими и самыми естественными узами, связывающими людей». [2] В процессе исторического развития общества менялись прежде всего основные формы общности люди — от родовой и соседской общинной, сословной и социально-классовой до современных социокультурных сообществ.

Содержание

Парадигмы интерпретации общества

В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:

Понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей. Уже в древности были осознаны все главные проблемы в понимании сущности общества:

Признаки общества (по Эдварду Шилзу)

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

Признаки общества, характеризующие его как социальную систему

Закрытое и открытое общество

Общество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Общество открытое и закрытое — понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. [4]

Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество). [5]

Открытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией [5] (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. [6] Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству. [6]

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование — члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру. См. «образование» и «социализация».

Современное общество

Общество в литературе и кино

В романе Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту» описано тоталитарное общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector