Общество как система отношений

woman 600225 1920 Советы на день

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Обществоэто сложная, объемная, многоуровневая, открытая органическая система, основанная на коллективной деятельности людей.

Системные параметры, характеризующие общество как социальную систему:

Общество есть выделившаяся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»). Генетически общество «происходит» из природы и не может игнорировать законы, но, однажды выделившись из нее, развивается затем на собственной основе и согласно собственной логике.

В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми. При этом отношения, будучи порождением деятельности, выступают ее необходимой общественной формой. Вообще любое взаимодействие людей неизбежно принимает общественный характер. Общественные отношения можно определить как формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри них. Эти отношения — и материальные, и духовные.

И деятельность, и взаимодействие, и общественные отношения направлены на создание необходимых условий и средств функционирования общества, воспроизведения и развития составляющих его людей как родовых существ.

Представляя собой систему, общество обладает,

во-первых, сложной и иерархической структурой, поскольку включает различные элементы и уровни;

во-вторых, интегративным системообразующим качеством — отношениями деятельных людей;

в-третьих, свойством самоуправляемости, которое отличает только высокоорганизованные системы.

Социальная сфера общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. К таким общностям (взятым по разным основаниям и измерениям) можно отнести народы, нации, классы, сословия, страты, касты, социально-демографические и профессиональные группы, трудовые коллективы, неформальные образования и т.д. В этой сфере осуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, производства; проблем здравоохранения, образования, социальных защиты и обеспечения; соблюдения социальной справедливости; регулирования всего комплекса этнических, национальных, социально-классовых и групповых отношений.

Социализация есть процесс интегрирования, «встраивания» субъекта в общество в соответствии с принятыми в нем правилами. В ходе социализации индивид подключается к социальному опыту — символико-семиотическому, коммуникативному, культурному.

Большую роль в функционировании социальной сферы жизни общества играет такое явление как социальная справедливость. Она выступает важным моментом соизмерения возможностей индивидов и общества. Термин «справедливость» первоначально означал правильность и равность при разделе основных средств жизни. Однако люди от рождения не равны по своим способностям — и это не их вина или заслуга. Поэтому социальная справедливость выступает как мера равенства и неравенства в жизненном положении различных социальных общностей и индивидов.

Справедливость подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием.

Справедливость всегда имеет исторический характер, коренится в условиях жизни людей (классов). И в разные эпохи критерии распределения благ были разные:

-по статусу рождения (аристократ, свободный плебей, раб);

по положению (чиновник, простолюдин);

по имуществу (собственник, пролетарий);

по труду;

по едокам (в крестьянской общине в России).

Аристотель в «Этике» разделял 2 вида справедливости: 1. Распределяющую и 2. Уравнивающую.

В настоящее время в общественном сознании сложились три основных критерия социальной справедливости:

2. рыночный (распределение доходов по факторам производства),

640 1

Социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики.

Исторически известные формы перераспределения многообразны: через систему родства, религиозные обязанности и приношения, дань, грабеж, дарения, налоги, награды, жалования, зарплату и др.

Источник

Общество как система

Социальные отношения пронизывают любые другие отношения – личные, экономические, политические, духовные, интеллектуальные. Социальные отношения отличаются тем, что они отражают субъектов (людей), которые имеют определенный статус. Именно отношения самостоятельных субъектов превращают совокупность групп в общество как целостную систему.

02 01

Американский социолог Т. Парсонс считал общество самодостаточной системой, «которая способна функционировать сама по себе без внешнего управляющего и регулирующего воздействия других внешних систем и обладает такими внутренними ресурсами, которые позволяют ей осуществлять самоуправление и саморегуляцию. Самодостаточной системой не являются ни семья, ни город, ни село, ни организация, ни регион.

Как и всякая система, общество проходит в своем развитии различные этапы: зарождения, становления, расцвета, гибели или превращения в другое общество. Итак, общество – это самодостаточная система взаимодействий и взаимосвязей людей, имеющая свои пространственно-временные характеристики

Теоретический анализ позволяет предложить два типа модели общества: модель взаимодействия и модель взаимосвязи. Тип модели взаимодействия – интерактивный (интеракция в переводе с английского – взаимодействие). Тип модели взаимосвязи – коммуникативный (коммуникация – сообщение, передача, связь ). Коммуникации служат целям передачи разнообразных сообщений, необходимых для политической, личной, экономической и духовной жизни людей. Сообщения, содержащие элемент новизны, называют информацией. Так, духовная информация выступает необходимым условием процесса обучения и воспитания. Общество в целом и систему образования, в частности, можно описать как гигантское поле коммуникации. Поэтому общество уместно моделировать в качестве информационно-коммуникативной системы, а систему образования как духовно-коммуникативную подсистему.

В процессе перехода от традиционного общества к индустриальному произошло обособление сфер жизни и превращение их в самостоятельные системы. Освобождение общества из-под господства религии и церкви (секуляризация) привело к отделению духовной жизни от экономики и политики. В самой духовной культуре относительную автономию приобрели система образования и наука.

Описывая субъектов отношений, отвечая на вопрос «кто вступает в коммуникацию, кого связывает между собой информационный обмен?», мы вправе изобразить общество как социально-коммуникативную систему. Однако в любой организации обнаруживается не только взаимосвязь, но и процесс целенаправленного воздействия на поведение объектов и, следовательно, в равной мере организация выступает и как модель социально-интерактивной системы.

Общество как социокультурная система

В социологии сложившиеся в обществе способы (технологии, механизмы ), обеспечивающие взаимосвязи (взаимосвязанность) людей, называются институтами. Процесс формирования институтов (технологизации, формализации новых форм взаимосвязей людей) называется институционализацией.

Таким образом, продуктом (творением) взаимодействий людей являются разнообразные институты общества. В результате общество представляет систему взаимосвязей множества экономических, политических и духовных институтов. Однако институты не являются неизменными. Меняются экономические, политические, личные и духовные отношения, в результате рано или поздно происходит институционализация новых взаимодействий и взаимосвязей. Иначе говоря, формируются новые способы, технологии деятельности людей. Поэтому один и тот же институт в разных типах общества существенно отличается друг от друга

Итак, общество – это система взаимосвязей людей, обусловленных институтами, ценностями и нормами, и взаимодействий, осуществляемых в символической форме. Таким образом, общество проявляет себя как социокультурная система.

Общество как социальная система

Социальными отношениями называются взаимосвязи и взаимодействия между личностью, группами и обществом – субъектами и объектами общественных (в т.ч. экономических, политических, личных, интеллектуальных,духовных) отношений.

Общество можно представить как социально-коммуникативную систему. Социально-коммуникативная модель представляет общество как систему постоянно воспроизводящихся процессов общения между личностью, общностями людей и обществом в целом. Коммуникативная модель позволяет исследовать социально-психологичесую специфику общественных отношений. Это и социальная атмосфера, мода, общественное мнение, социальные образы и представления, массовое подражание и заражение, мифы и стереотипы, которым подвержены жители современных массовых обществ.

Одни и те же отношения существуют, например, как экономические и социальные отношения одновременно. Если мы их рассмотрим с точки зрения, кто с кем вступает в отношения, то они проявляют себя как социальные. Социальные отношения можно определить как процесс взаимодействия и общения личности, общностей людей и общества в целом, выступающих субъектами и объектами экономических, политических, личных, духовных и интеллектуальных отношений. Социальные отношения характеризуют общество как систему отношений, определяющих общность людей, объединенных экономически, политически, личностно, духовно, информационно…

Исходя из сказанного, можно построить социальную модель общества

Реальные общности людей подразделяются на массовые и групповые. В реальной жизни мы чаще имеем дело с преимущественно групповыми общностями – определенными совокупностями людей, которые образуют целостную систему. Среди групповых общностей выделяются целевые общности – организации. Именно к таким общностям принадлежит учебное заведение.

Номинальные общности объединяются некоторыми общими социально значимыми признаками. В отличие от реальных общностей, в них могут отсутствовать непосредственные контакты. Виды номинальных общностей: социально-классовые, социально-профессиональные, социально-демографические, социально-этнические, конфессиональные.

Можно выделить следующие конкретные виды социальных отношений:

Социальные отношения осуществляются не только «вовне», но и «внутри» общностей. Студенты вступают в отношения с преподавателями, а также образуют систему внутренних (внутристуденческих) отношений. Ясно, что социальные отношения представляют сложную сеть различных конкретных видов.

«Незаменимых людей нет» – изрек И.Сталин. Однако в результате массовых репрессий на смену образованным пришли необразованные, на смену высококвалифицированным пришли малоквалифицированные. Эффективность и качество труда закономерно упали, а в экономике, политике и духовной жизни четко проявились признаки деградации и регресса.

Социальная сфера – это не обособленный остров общества. Она «пересекается» с другими сферами жизни общества. Экономические отношения предстают как социальные, если их рассматривать с точки зрения субъектов этих отношений. И, наоборот, социальные отношения предстают как экономические, политические, личные, информационные или духовные, если мы их будем анализировать с точки зрения содержания (из-за чего взаимодействуют). Поэтому выделение социальной сферы жизни общества достаточно условно. Где бы мы ни находились (на работе, дома, в магазине, в театре), окажемся в социальной сфере жизни общества. Иначе говоря, социальная сфера – это сквозная сфера, которая пронизывает все другие сферы жизни общества, поскольку и в политике, и в экономике, и в личной жизни важен социальный статус субъектов, который и определяет все виды отношений между ними. Поэтому важно, чтобы представители государственной власти (политическая элита) были в высокой степени социальными, то есть выражали интересы общества в целом, его регионов, групп и личности.

Краткие итоги:

Набор для практики

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:

Источник

Общество как система

Социальные отношения пронизывают любые другие отношения – личные, экономические, политические, духовные, интеллектуальные. Социальные отношения отличаются тем, что они отражают субъектов (людей), которые имеют определенный статус. Именно отношения самостоятельных субъектов превращают совокупность групп в общество как целостную систему.

02 01

Американский социолог Т. Парсонс считал общество самодостаточной системой, «которая способна функционировать сама по себе без внешнего управляющего и регулирующего воздействия других внешних систем и обладает такими внутренними ресурсами, которые позволяют ей осуществлять самоуправление и саморегуляцию. Самодостаточной системой не являются ни семья, ни город, ни село, ни организация, ни регион.

Как и всякая система, общество проходит в своем развитии различные этапы: зарождения, становления, расцвета, гибели или превращения в другое общество. Итак, общество – это самодостаточная система взаимодействий и взаимосвязей людей, имеющая свои пространственно-временные характеристики

Теоретический анализ позволяет предложить два типа модели общества: модель взаимодействия и модель взаимосвязи. Тип модели взаимодействия – интерактивный (интеракция в переводе с английского – взаимодействие). Тип модели взаимосвязи – коммуникативный (коммуникация – сообщение, передача, связь ). Коммуникации служат целям передачи разнообразных сообщений, необходимых для политической, личной, экономической и духовной жизни людей. Сообщения, содержащие элемент новизны, называют информацией. Так, духовная информация выступает необходимым условием процесса обучения и воспитания. Общество в целом и систему образования, в частности, можно описать как гигантское поле коммуникации. Поэтому общество уместно моделировать в качестве информационно-коммуникативной системы, а систему образования как духовно-коммуникативную подсистему.

В процессе перехода от традиционного общества к индустриальному произошло обособление сфер жизни и превращение их в самостоятельные системы. Освобождение общества из-под господства религии и церкви (секуляризация) привело к отделению духовной жизни от экономики и политики. В самой духовной культуре относительную автономию приобрели система образования и наука.

Описывая субъектов отношений, отвечая на вопрос «кто вступает в коммуникацию, кого связывает между собой информационный обмен?», мы вправе изобразить общество как социально-коммуникативную систему. Однако в любой организации обнаруживается не только взаимосвязь, но и процесс целенаправленного воздействия на поведение объектов и, следовательно, в равной мере организация выступает и как модель социально-интерактивной системы.

Общество как социокультурная система

В социологии сложившиеся в обществе способы (технологии, механизмы ), обеспечивающие взаимосвязи (взаимосвязанность) людей, называются институтами. Процесс формирования институтов (технологизации, формализации новых форм взаимосвязей людей) называется институционализацией.

Таким образом, продуктом (творением) взаимодействий людей являются разнообразные институты общества. В результате общество представляет систему взаимосвязей множества экономических, политических и духовных институтов. Однако институты не являются неизменными. Меняются экономические, политические, личные и духовные отношения, в результате рано или поздно происходит институционализация новых взаимодействий и взаимосвязей. Иначе говоря, формируются новые способы, технологии деятельности людей. Поэтому один и тот же институт в разных типах общества существенно отличается друг от друга

Итак, общество – это система взаимосвязей людей, обусловленных институтами, ценностями и нормами, и взаимодействий, осуществляемых в символической форме. Таким образом, общество проявляет себя как социокультурная система.

Общество как социальная система

Социальными отношениями называются взаимосвязи и взаимодействия между личностью, группами и обществом – субъектами и объектами общественных (в т.ч. экономических, политических, личных, интеллектуальных,духовных) отношений.

Общество можно представить как социально-коммуникативную систему. Социально-коммуникативная модель представляет общество как систему постоянно воспроизводящихся процессов общения между личностью, общностями людей и обществом в целом. Коммуникативная модель позволяет исследовать социально-психологичесую специфику общественных отношений. Это и социальная атмосфера, мода, общественное мнение, социальные образы и представления, массовое подражание и заражение, мифы и стереотипы, которым подвержены жители современных массовых обществ.

Одни и те же отношения существуют, например, как экономические и социальные отношения одновременно. Если мы их рассмотрим с точки зрения, кто с кем вступает в отношения, то они проявляют себя как социальные. Социальные отношения можно определить как процесс взаимодействия и общения личности, общностей людей и общества в целом, выступающих субъектами и объектами экономических, политических, личных, духовных и интеллектуальных отношений. Социальные отношения характеризуют общество как систему отношений, определяющих общность людей, объединенных экономически, политически, личностно, духовно, информационно…

Исходя из сказанного, можно построить социальную модель общества

Реальные общности людей подразделяются на массовые и групповые. В реальной жизни мы чаще имеем дело с преимущественно групповыми общностями – определенными совокупностями людей, которые образуют целостную систему. Среди групповых общностей выделяются целевые общности – организации. Именно к таким общностям принадлежит учебное заведение.

Номинальные общности объединяются некоторыми общими социально значимыми признаками. В отличие от реальных общностей, в них могут отсутствовать непосредственные контакты. Виды номинальных общностей: социально-классовые, социально-профессиональные, социально-демографические, социально-этнические, конфессиональные.

Можно выделить следующие конкретные виды социальных отношений:

Социальные отношения осуществляются не только «вовне», но и «внутри» общностей. Студенты вступают в отношения с преподавателями, а также образуют систему внутренних (внутристуденческих) отношений. Ясно, что социальные отношения представляют сложную сеть различных конкретных видов.

«Незаменимых людей нет» – изрек И.Сталин. Однако в результате массовых репрессий на смену образованным пришли необразованные, на смену высококвалифицированным пришли малоквалифицированные. Эффективность и качество труда закономерно упали, а в экономике, политике и духовной жизни четко проявились признаки деградации и регресса.

Социальная сфера – это не обособленный остров общества. Она «пересекается» с другими сферами жизни общества. Экономические отношения предстают как социальные, если их рассматривать с точки зрения субъектов этих отношений. И, наоборот, социальные отношения предстают как экономические, политические, личные, информационные или духовные, если мы их будем анализировать с точки зрения содержания (из-за чего взаимодействуют). Поэтому выделение социальной сферы жизни общества достаточно условно. Где бы мы ни находились (на работе, дома, в магазине, в театре), окажемся в социальной сфере жизни общества. Иначе говоря, социальная сфера – это сквозная сфера, которая пронизывает все другие сферы жизни общества, поскольку и в политике, и в экономике, и в личной жизни важен социальный статус субъектов, который и определяет все виды отношений между ними. Поэтому важно, чтобы представители государственной власти (политическая элита) были в высокой степени социальными, то есть выражали интересы общества в целом, его регионов, групп и личности.

Краткие итоги:

Набор для практики

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:

Источник

Общество как система

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Модуль 6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Вы будете изучать:

· Теорию и методологию познания общества.

· Философские теории общества.

· Диалектику общественно-исторического развития.

Цели модуля:

· Дать основные понятия соцтальной философии.

· Представить смысл проблем, занимавших мыслителей

· Познакомить с современными философскими концепциями общественного развития.

· Проследить постоянное изменение взглядов философов на развитие общества.

· Научить ориентироваться в истории социально-политических учений.

· Развить способность самостоятельного анализа социальных проблем.

После изучения модуля вы сможете:

· Понимать, какие философские системы стоят за политическими дебатами.

· Рассматривать свои собственные представления об обществе в контексте истории философии.

· Разбираться в таком разделе философии как философия общества.

· Понимать причину измений представлений об обществе.

· Ориентироваться во множестве современных социальных теорий.

· Иметь представление о сложности процесса позния общества и его противоречиях.

Основная.

1.Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия.Учебник для вузов. 2-е изд.-СПб.:Питер, 2009.

2.Кириленко Г.Г. Философия.-М.: АСТ: СЛОВО, 2009.

3.Философия: учебник / под общ. ред. В.В.Миронова.-М.: Норма, 2009.

Дополнительная.

1.Антология мировой философии в 4 т.М., 1969-1971.

2. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990

3.Введение в философию. Ч.I. М., 1989.

4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.,1997.

5.Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998.

6. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. Издательство «Свет на Востоке», 2000.

7.Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

8. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Общество как система.

640 1

Социология, история, правоведение и др. гуманитарные науки тесно связаны с социальной философией, которая изучает наиболее общие, фундаментальные закономерно­сти существования общества.

Важнейшей проблемой философского осмысления общества является проблема его объективности: существует ли общество объективно, независимо от познающего субъекта, или же реаль­но существуют только отдельные люди, а общество представля­ет собой лишь субъективно выделяемую абстракцию.

Большинство философов признает, что общество- это объ­ективно существующая система, которой присущи свои харак­терные черты (целостность, самодостаточность, саморазвитие и др.) и которая не сводима к простой сумме составляющих обще­ство индивидов.

Содержание понятия «общество» также является одной из центральных проблем социальной философии. В качестве элементарных единиц, составляющих общество, в различных соци­альных теориях выступают разные объекты: отдельные люди; объединения людей, состоящие хотя бы из двух человек; соци­альные связи, получающие свое выражение в виде социальных институтов или организаций; определенные виды социального взаимодействия и др. Наиболее распространенным в современ­ной науке является следующее определение:

Общество – система взаимоотношений между людьми, возникающих в результате их совместной жизнедеятельности.

Еще одним направлением философского анализа общества является выделение в его существовании идеального и матери­ального содержания.

В методологическом плане наиболее плодотворным направ­лением изучения общества стал системный анализ, рассматри­вающий общество как систему и как процесс.Системный подход к изучению общества сложился во вто­рой трети XIX в. и получил особое распространение в середи­не XX в. Его использовали в своих исследованиях О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и другие уче­ные. Сущность данного подхода состоит в рассмотрении об­щества как целостной совокупности взаимосвя­занных элементов.

Средой существования общества является природа, с которой оно постоянно обменивается веществом и энергией. Человек изучает, познает природу с целью приспособить её и возделать для удовлетворения своих потреб­ностей. Так возникает культура, или «вторая природа». Одним из важнейших направлений философского осмысле­ния природы является проблема взаимодействия природы и об­щества[1].

Ос­новными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают те сферы, в которых осуществляется совме­стная деятельность людей, направленная на сохранение и рас­ширенное воспроизводство их жизни. Основными видами общественно необходимой человече­ской деятельности являются: экономическая (по созданию материальных благ); социальная (по осуществлению связей между людьми); политическая (по управлению общест­вом); духовная (по созданию и освоению духовных ценно­стей).

Области осуществления этих видов деятельности называют­ся экономической, социальной, политической и духовной сфе­рами, или подсистемами, общества. Каждая из этих сфер в свою очередь также может быть рассмотрена как система, состоящая из своих элементов.

Экономическая сфера это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ.

Экономическая сфера включает в себя такие важнейшие компоненты, как материальные потребности, экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности, экономиче­ские ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации). Основным элементом экономической системы общества яв­ляются хозяйствующие субъекты.

Социальная сфера это область возникновения и функционирования отношений между социальными группами людей.

Социальная система состоит из социальных групп (соци­альных общностей), социальных связей, социальных инсти­тутов (форм, в которых осуществляются наиболее значимые социальные связи), социальных норм (правил социального поведения), ценностей социальной культуры. Важнейшим элементом социальной системы общества явля­ются социальные группы (социальные общности).

Политическая сфера это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом.

Главными элементами политической системы общества вы­ступают политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, СМИ), нор­мы политического поведения и политической культуры, поли­тические идеологии.

Основным элементом политической системы общества явля­ется государство.

Духовная сфера это область создания и освоения духовных ценностей.

Элементами духовной сферы являются духов­ные потребности как источник (стимул) духовной деятельно­сти общества, созданные обществом духовные ценности, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности (отдельные люди, со­циальные группы и организации, общество в целом). Главным элементом духовной сферы являются духовные ценности, существующие в виде идей и получающие свое материальное воплощение в виде языка, произведений искус­ства и т.д.

Экономическая, социальная и политическая подсистемы об­щества изучаются соответственно экономикой, социологией и политологией. Духовная сфера изучается в рамках философских дисциплин (этика, эстетика, религиоведение, науковедение) или же дисциплин общегуманитарных (правоведение, искусствознание, ис­тория, литературоведение и др.). Основными формами духовной жизни общества принято считать мораль, право, религию, науку, искусство.

Мораль(от лат. moralis- нравственный)- это сфера существования нравственных норм человека. Она является древнейшей областью духовной жизни людей. Мораль включает в себя нравственные нормы (правила, об­разцы поведения человека), нравы (формы конкретного поведе­ния), общественное мнение (оценки поведения людей). Основ­ным элементом морали выступают нравственные нормы. Главными функциями морали являются регулирование поведения людей и их воспитание в соответствии с необходи­мыми для существования общества принципами. С моралью часто сравнивают такую сферу общественного сознания, как право.

Право это система норм поведения, устанавливаемых и охраняемых государством. Исторически право возникло гораздо позже морали. Оно по­является вместе с государством. Если соблюдение моральных норм предписы­вается только общественным мнением, то соблюдение норм права охраняется государством: нормы права являются обяза­тельными для исполнения. Еще одним отличием права от мора­ли выступает формально определенный, однозначный характер правовых норм. Правовые нормы всегда закрепляются в офици­альных актах. Правовая система включает в себя совокупность норм права, формы юридической деятельности (практики), правосознание (представления людей о праве и его осуществлении). Централь­ным элементом правовой системы являются нормы права. Основными функциями права выступают регулятивная, охранительная и воспитательная.

Религия включает в себя религиозные верования (религиозные учения и религиозные переживания), религиозные действия (культ), религиозные институты и организации (церкви). Основ­ным элементом религии являются религиозные верования. Среди функций религии выделяют мировоззренческую, воспитательную, психологическую, регулятивную, нормативную.

Наука это сфера жизнедеятельности общества, содержанием которой является рациональное познание сущест­вующего мира. Основными компонентами науки выступают объединенные в систему научные знания, научная деятельность, научная методология. Ведущий компонент науки- систе­мы научных знаний (теории). Функциями науки являются познавательная, мировоз­зренческая, практическая.

Кроме функционального подхода к системному изучению общества (т.е. по видам деятельности), философия рассматривает также сферы материального и идеального существования об­щества.

Понятиями, отражающими материальное и идеальное существование общества, являются категории «общественное бытие» и «общественное сознание», которые были введены в философию марксизмом. Под общественным бытиемпонимается, в первую очередь, материальное производство, а также возникающие на его основе материальные отношения между людьми.Общественным сознанием называют область отражения об­щественного бытия в коллективном сознании людей, духовный мир общества в целом.

В структуре общественного сознания различают отдельные уровни.

Уровнями общественного сознанияявляются обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание отражает внешние, формальные сторо­ны явлений и процессов, не раскрывая их глубинной сущности. Обыденное сознание воплощается в общественной психологии как сфере эмоцио­нальных состояний отдельных социальных групп, вызванных событиями общественной жизни.

Теоретическое сознаниестремится проникнуть в сущность событий и явлений, объяснить их причины, предугадать последствия. Теоретическое сознание воплощается в идеологиях, т.е. системах взглядов, выражающих интересы конкретных социальных групп.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень воспроизведения материала):

1.Какое определение общества даётся в социальной философии?

2..Чем отличаются философский и социологический подход к изучению общества?

3.В чём заключается материалистический и идеалистический подход к изучению общества?

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector