Общество как система план конспект

woman 2003647 1920 Советы на день

Общество как система

Урок 22. Обществознание 10-11 классы. Человек. Общество. Духовная культура ФГОС

20210413 vu tg sbscrb2

22

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

20210706 unblock slide1

20210706 unblock slide2

20210706 unblock slide3

Конспект урока «Общество как система»

Вспомним ещё раз основные определения, которые вы давали термину общество.

image001

Вот как раз о том, что именно включает в себя общество, как часть материального мира, мы и поговорим. И выясним, почему общество является системой, и какие качества ему, как системе, присущи.

image002

В общем, примеры можно приводить ещё очень долго. Что же означает это слово?

Приведём в качестве примера человеческий организм. Это сложная система. Она состоит из различных органов: сердце, мозг, желудок, печень, мышцы. Каждый из них выполняет собственные функции. Но ни один из органов не может сколь-нибудь длительное время существовать сам по себе, отдельно от системы.

image003

Наша жизнедеятельность не определяется работой только мозга, или только мышц. Мы дышим, ходим, чувствуем, потому что различные органы нашего организма работают согласованно.

Что включает в себя общество как система?

image004

Между индивидами и социальными общностями возникают многообразные общественные отношения. Для удобства изучения, анализа их принято делить на 4 большие подсистемы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая из них включает в себя множество элементов.

Экономическая сфера связана с удовлетворением материальных потребностей людей. Производя различные жизненные блага, индивиды вступают в отношения собственности, распределения, обмена, потребления. Используют различные орудия и предметы труда. Привлекают финансовые ресурсы. Вырабатывают знания о наиболее эффективных способах организации производства и применяют их на практике.

Социальная сфера включает в себя отношения между различными общностями людей. Мы уже называли некоторые из них. У каждой общности есть собственные интересы. Они по-разному относятся к существующему социальному строю, установившимся общественным порядкам. Это различие определяется как их материальным положением, так и другими факторами. Именно в сфере социальных отношений происходит согласование интересов, сглаживание противоречий. Или не происходит. Тогда возникают социальные конфликты, которые могут очень серьёзно изменить эти самые установившиеся порядки.

Политическая сфера охватывает те структуры, которые связаны с осуществлением власти. Она удовлетворяет потребности людей в порядке и безопасности. Деятельность государства, способы и методы, которыми оно управляет обществом. Политические интересы и политические организации. Способы участия граждан в политической жизни.

К духовной сфере относят представления людей об окружающем мире. Обычаи, традиции, верования. Философские воззрения. Художественные предпочтения.

image005

Все эти подсистемы тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга. Структурные изменения в экономике могут привести к росту безработицы в отдельных отраслях. Это вызовет снижение уровня жизни многих людей, социальные проблемы. Вполне вероятно, что государство для их разрешения должно будет предпринять какие-то меры. Причём, речь может идти не только о выплате пособий людям, потерявшим работу. Потребуется, например, организовать массовое переобучение, изменить подходы к содержанию школьного и профессионального образования.

image006

Человек всегда был и остаётся главной производительной силой. Если произойдут качественные изменения в подготовке кадров, их профессиональный рост, это серьёзно повлияет на экономическое развитие страны.

Важнейшим элементом общественной системы являются социальные нормы и ценности. Они регулируют поведение отдельных индивидов и социальных общностей, придают определённую стабильность общественному развитию. Комплекс норм, правил, которые регулируют какую-то конкретную область жизнедеятельности людей обычно называют социальным институтом.

image007

Но порой кардинальные перемены происходят буквально на глазах. Ваши родители, знакомые старшего возраста могут многое рассказать о тех политических и экономических изменениях в стране, свидетелями которых они были. Что же касается технического прогресса и тех изменениях, которые он вызывает в организации производства и быта, то тут и спрашивать никого не надо. Вы сами можете выступить в качестве рассказчиков.

image008

Социальные изменения достаточно часто непредсказуемы.

image009

image010

image011

image012

На планете присутствуют в качестве наблюдателей сотрудники земного Института экспериментальной истории. Они глубоко убеждены в существовании объективных закономерностей исторического развития. Хотят выяснить, с какими особенностями они будут проходить в местном государстве Арканар. Но всё происходит совсем не так, как предполагалось. В результате переворота устанавливается тоталитарная теократическая диктатура. Осуществляется тот вариант развития, который практически был невероятен. Кстати, в повести очень много и других интересных линий. Может быть, вам стоит её прочитать? Или посмотреть один из двух вариантов экранизации?

image013

Однако, несмотря на определённую непредсказуемость развития, на возможность серьёзных кризисов, перехода от порядка к хаосу, отката назад, общество достаточно устойчивая система. Оно может интегрировать (включить в себя, сделать своей частью) новые элементы. Перейти от хаоса на другую ступень самоорганизации и развиваться дальше.

Источник

План урока по обществознанию «Общество как система»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока Общество как система

Тип урока: изучение нового материала с элементами опроса.

дать целостное представление об обществе и его структуре;

усвоить основные понятия: общество, социальный институт, экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, культурная(духовная) сфера.

развитее умения применять полученные знания в новой коммуникативной ситуации;

развивать умения систематизировать материал

возбудить интерес учащихся к обществу и ее составляющих систем;

воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.

Учебное оборудование: раздаточный материал, доска, информационный ресурс (презентация)

Озвучить название новой темы и план:

Представление об обществе как системе.

Подсистемы и элементы общества.

Специфика общественных отношений.

Основные институты общества, их функции.

На доске: тема урока, новые понятия: общество, система, институты и т.д.

Изучение нового материала 30м

Просмотреть и рассказать основное содержание по презентации

Самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом 35м

Конспект, работа с новыми терминами

Повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу 10м

Закрепление изученного материала

Задание: составьте краткое описание одного или двух социальных институтов общества, например, образования и семья. Использовав общедоступную литературу, охарактеризуйте их историческую эволюцию, функции, социальные организации, в него входящие; традиции, обычаи и роли.

Вопросы для обсуждения:

1.Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?

2.Какова взаимосвязь общества и природы?

3.Что дает основание характеризовать общество как систему?

4.Каковы основные сферы общественной жизни; охарактеризуйте их.

5.Раскройте взаимосвязь и взаимообусловленность сфер общественной жизни.

6.Определите, какие науки изучает общество.

Выдача домашнего задания 5м

1) Обязательное: выполнить конспект в тетрадях.

2) Индивидуальные: приготовить сообщение на тему:

Специфика общественных отношений.

Подведение итогов урока 5м

Сделать выводы о проделанной работе, озвучить и прокомментировать оценки

Содержание изучаемого материала.

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной, совместной деятельности многих поколений людей. И само общество есть продукт взаимодействия людей.

Существует множество определений общества. В узком смысле этого слова, под обществом можно понимать определенную группу людей, связанных обычно определенными интересами.

В широком смысле, обществом называют любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

В широком философском смысле обществом называют динамическую саморазвивающуюся систему, то есть такую систему, которая способна, изменяясь, развиваясь, сохранять свою сущность.

Итак, общество- система, определяется как комплекс взаимодействующих элементов. Элемент – это то, из чего состоит система. Если рассматривать общество как сложноорганизованную систему, то необходимо выделить то, что называется подсистемой. Подсистемами ученые называют «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. В таком случае подсистемами общества принято называть сферы общественной жизни.

Таким образом, рассматривая строение, структуру общества, его разделяют на четыре основные сферы: Экономическую, политическую, социальную и культурную.

Необходимо дать краткую характеристику этим сферам:

Таким образом, каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы(общества), в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Однако, благодаря такому условному разделению, нам будет легче изучать общество как весьма сложную систему.

Источник

Конспект урока»ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА «.10 класс

Задачи занятия:

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА «.10 класс»

Дата проведения___________ Класс_______________

Тема: ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА (§ 2)

Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы должно внести вклад в достиже­ние результатов

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

умение определять назначение и функции различ­ных социальных институтов;

сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.

дать научное представление об обществе как о соци­альной системе, способной создавать все необходимые ус­ловия для своего существования, производить всё потреб­ное для коллективной жизни людей;

раскрыть понятие социального института как устойчи­вой формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение фундаментальных потреб­ностей общества;

формировать целостное понимание общества и про­цесса его развития.

Место темы в системе учебных занятий

Данная тема является продолжением параграфа «Что такое общество» и органично связана с предыдущими уро­ками. Её основой стал системный подход к изучению обще­ства. Такой взгляд на рассматриваемый объект представ­ляет собой существенное продвижение в его понимании.

Литература и оборудование

Литература для учителя

Социальная философия / под ред. И. А. Гобозова. — М., 2003. — Гл. 3. «Общество как целостная система».

Голенкова З. Т., Акулич М. М., Кузнецов В. Н. Общая социо­логия / под ред. З. Т. Голенковой. — М., 2005. — Разд. IV, гл. 2. «Общество как социальная общность и социальная система».

Литература для учащихся

Обществознание: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголю­бова и др. — М., 2010. — § 10. «Общество как развивающаяся система».

Куликов Л. М. Основы социологии и политологии. — М., 1999. — § 4. «Социальные институты».

Таблица «Социальные институты» для проекции на экране.

Размноженный текст документа «Социальная система и её сре­да» (Обществознание. Практикум. Профильный уровень. 10 класс / под ред. Л. Н. Боголюбова. — С. 41—42).

Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

й вариант. Два комбинированных урока, на первом из которых рассматривается общество как система, а на втором — социальные институты.

й вариант. Первый час отводится на первичное рас­крытие основного содержания в школьной лекции, а вто­рой — на его более глубокое осмысление в процессе ак­тивной самостоятельной лабораторной работы учащихся с текстом параграфа и другими источниками.

Ответы на вопросы, поставленные в начале параграфа (с. 18), позволяют выявить недостаточность имеющихся у школьников знаний для целостного понимания сущности общества и подчеркнуть значение проблем, которые пред­стоит изучить.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

Общее понятие системы.

Характерные черты общества как системы.

Общее понятие системы. Первый пункт плана ориентирует на общую характе­ристику понятия «система». Оно относится к сложным объ­ектам: и механическим (например, часы), и биологическим (живой организм), и социальным. Все они имеют сложную структуру, включают в себя разнородные элементы. Все эти элементы, части системы связаны между собой и вза­имодействуют. Система функционирует лишь благодаря этому взаимодействию. Важно обратить внимание на то, что свойства системы принадлежат не её отдельным частям, а только системе в целом.

Характерные черты общества как системы.

По второму пункту плана возможно самостоятельное изучение учащимися части параграфа «Особенности со­циальной системы». При этом им предлагается составить простой план текста. Получится примерно такая запись:

Особенности социальной системы

Сложный характер социальной системы.

Наличие в составе системы разнокачественных эле­ментов.

Человек — основной элемент общественной системы.

Постоянное изменение общественной системы.

Интегративное качество системы как целого.

Социальная система — самоуправляемая.

Среда общества как системы.

Функции общественной системы.

Следующий шаг в работе — раскрытие каждого пункта этого плана в развёрнутой форме. Иначе говоря, учащимся предлагается превратить план в тезисы, кратко сформули­ровав основные положения прочитанного текста. В резуль­тате запись примет примерно следующий вид:

Особенности социальной системы

Общественная система имеет сложный характер, так как включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.

Общество как система включает в себя разнокаче­ственные элементы — материальные и идеальные.

Человек непременно включён в каждую из социаль­ных систем.

Способность человека ставить цели и выбирать сред­ства их достижения делает социальные системы более под­вижными, изменчивыми, чем природные.

Социальная система обладает интегративным каче­ством, которым не обладает ни один из её элементов и ко­торое ей присуще как целому: способностью создавать все необходимые условия для своего существования.

Социальная система является самоуправляемой.

Средой общества (совокупности жителей той или иной страны) как системы являются природа, мировое сообще­ство.

Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция.

Очевидно, что приведённые тезисы — лишь один из воз­можных вариантов такой записи. Главное, чтобы в ней нашли отражение основные положения прочитанного текста.

Целесообразно проверить, насколько учащиеся понимают смысл каждого положения. Этому поможет беседа по сле­дующим вопросам: почему социальную систему называют суперсистемой? В чём проявляется разное качество элемен­тов системы? Почему непременным элементом любой со­циальной системы является человек? Чем объясняется ди­намичность социальной системы? Чем отличается качество системы от качеств её элементов? Какая подсистема дела­ет общество самоуправляющейся системой? Каким образом взаимодействуют общество как система и его среда? В чём заключается каждая из функций общества как системы?

Изучение третьего пункта плана — «Социальные ин­ституты» — целесообразно начать с разъяснения различия употребления слова «институт» в бытовой речи и в науке. Отправным для объяснения научного подхода является по­нятие «деятельность».

Для уяснения связи между потребностями, видами де­ятельности и социальными институтами можно использо­вать следующую таблицу:

Основные виды деятельности

и социальном порядке

в получении знаний,

в решении духовных

При работе с таблицей важно обратить внимание уча­щихся на то, что, во-первых, социальный институт возника­ет на основе совместной деятельности больших масс людей; во-вторых, эта деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества; в-третьих, со­циальный институт представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности; в-четвёртых, эти фор­мы сложились исторически; наконец, в-пятых, такая дея­тельность регулируется нормами, традициями, обычаями.

Применительно к любому из названных в таблице со­циальных институтов можно показать все перечисленные характеристики. Например, большие массы людей на лю­бом историческом этапе занимались хозяйством. Назначе­нием деятельности земледельцев, ремесленников, работни­ков промышленности, торговли и сферы услуг всегда было удовлетворение потребностей населения в средствах суще­ствования. Формами организации подобной деятельности стали различные предприятия, фирмы, биржи, банки и т. п. Эти формы являются результатом исторического развития. (Учащиеся из курса истории знают, как сменяли друг друга ремесленные мастерские, мануфактуры, современные про­мышленные предприятия, как возникли банки и т. д.) Соответствующая сфера деятельности регулируется раз­личными социальными нормами: Гражданским кодексом, Трудовым кодексом, законами о предпринимательской деятельности, акционерных обществах, о банках и т. д., традициями проведения ярмарок, моральными нормами, относящимися к труду и бизнесу, и т. п.

Осмыслить характерные черты социального института учащиеся также смогут, обратившись к тексту параграфа (три абзаца, начинающихся словами «Итак, социальный институт — это.»). Полезно проиллюстрировать каждую черту на примере одного и того же социального института. Так, образование как социальный институт — это и сово­купность лиц, занятых образовательной деятельностью (учи­телей школ, преподавателей вузов, авторов учебников), и обладающие необходимыми материальными средствами об­разовательные организации (школы, учреждения профес­сионального образования, музыкальные школы и т. п.), и система регулирующих их деятельность правовых и нравственных норм, традиций, обычаев.

Затем раскрывается значение социальных институтов. Внимание учащихся привлекается к содержащемуся в учебнике положению: социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Затем целесообразно обратиться к абза­цу, начинающемуся словами: «Наличие социальных инсти­тутов надёжно обеспечивает.»

Теоретические вопросы темы следует раскрывать на ак­туальных примерах развития российского общества.

Параграф завершается заданием и вопросами, которые полезно обсудить с учащимися.

Большое значение имеет работа с практическими выво­дами.

Первый из них ориентирует на изучение общество- знания. Он противостоит легковесному суждению: «Зачем тратить силы и время на изучение наук об обществе? И так всё просто и понятно». На деле не просто. И поиск простых решений возникающих в жизни общества про­блем, как правило, не ведёт к положительному результату. Это можно показать на конкретном примере. Так, многие считают, что достаточно ввести смертную казнь за наи­более тяжкие преступления, чтобы их искоренить. Одна­ко опыт многих стран не подтверждает эту точку зрения. Или, например, некоторые полагают, что изжить пьянство можно путём введения сухого закона. Но и эти взгляды не подтверждаются историческим опытом. Общественные явления связаны с множеством факторов, и без учёта всех связей трудно принять правильные решения.

Третий вывод ориентирует на применение знаний о со­циальных институтах в повседневном взаимодействии с ними. Ученик уже сегодня должен правильно строить свои отношения с институтами семьи и образования. Возможно, он связан и с институтом религии. Ему предстоит разви­вать взаимодействие с экономическими и политическими институтами. Эффективность этого взаимодействия зави­сит от понимания сущности каждого из них, правовых норм, регулирующих его функционирование.

Четвёртый вывод связан с изучением последующих тем. Они характеризуют различные элементы общества как си­стемы. Важно видеть место каждого из них в целостной системе, рассматривать связь с другими элементами.

Если второй урок отводится на самостоятельную работу учащихся, целесообразно часть времени посвятить работе с текстом учебника и документами, а другую часть — реше­нию проблемных задач.

Помимо изучения включённого в параграф фрагмента из работы Э. Шилза, желательно организовать анализ до­кумента «Социальная система и её среда».

Задания к параграфу могут быть выполнены и обсужде­ны на уроке. Однако первое из них целесообразно дать не­скольким сильным ученикам заранее. При его выполнении они смогут использовать разнообразные источники информации.

При работе с текстом параграфа дома учащимся рекомен­дуется продумать возможные ответы на вопросы для само­проверки. Наиболее подготовленным рекомендуется мате­риал изданий, представленных выше в списке литературы.

Источник

Конспект урока «Общество как сложная система»

Урок обществознания в 10 классе рассматривает социальную природу общества

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Общество как сложная система»»

МКОУ «Каменная средняя общеобразовательная школа»

Тема урока «Общество как сложная система»

Уметь описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества. Раскрывать смысл понятия «социальный институт». Объяснять роль социальных институтов в жизни общества.

Усваивать основы работы с текстом по теме «Общество как сложная динамическая система»; стремиться к осмыслению нового материала; иметь представления о терминах и понятиях: общество, система, подсистема, социальная структура, социальный институт.

Умение осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Тип урока: комбинированный

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах; частично-поисковая.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, поисковые, метод моральных дилемм и дискуссий, самостоятельный поиск.

Приёмы обучения: ответы на вопросы учителя, по содержанию материалов учебника, по просмотру презентации и фильма; чтение материалов учебника; словарная работа; составление кластера.

Педагогические технологии: Информационно-коммуникативные, технологии критического мышления.

Оборудование урока: Телевизор, ноутбук, колонки

1. Учебник обществознания 10 класс (Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лезебникова, М.В.Телюкина) 2014 г.

2. Репин А.И. Обществознание 10 класс. Проверочные работы.

3. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Тетрадь-тренажёр 10 класс. Пособие для подготовки к ЕГЭ.

4. Презентация «Общество как сложная динамическая система»

5. Видеопрезентация «Общество как сложная динамическая система»

Интернет-ресурсы для самостоятельной подготовки

1. Проверка домашнего задания по теме «Общество»

2. Проблемный диспут «Что такое система, виды систем»

3. Рисуем кластер «Виды систем»

4. Формулируем тему и задачи урока

5. Запись темы урока в тетрадь

6. Изучаем структуру темы

7. Какие подсистемы общества мы знаем?

8. Рисуем кластер «Подсистемы общества»

9. Характеризуем экономическую подсистему.

10. Работа с кластером: выделяем системы, подсистемы, элементы систем.

11. Самостоятельно читаем раздел «Особенности социальной системы» с.19 и составляем простой план текста.

12. Превращаем план в тезисы и записываем их в тетрадь.

13. Просмотр видеопрезентации «Общество как сложная динамическая система»

14. Отвечаем на вопросы учебника с.27 (1-3)

15. Подводим итоги урока

16. Запись домашнего задания.

1. Просмотр презентации «Общество, как сложная динамическая система»

2. Проверяем домашнее задание

3. Выполняем практикум

4. Читаем практические выводы

5. Подводим итоги урока

6. Записываем домашнее задание

1. Мотивация к учебной деятельности

Проверяем домашнее задание

Работа с учебником: вопросы на с.17

2. Актуализация знаний

Ребята, как вы понимаете слово «Система»? В каких случаях мы используем это слово? Возможно, вам известны словосочетания этого слова.

Ответы: солнечная система, кровеносная система, нервная система, система образования, экономическая система и т.п.

В переводе с греческого «система» означает целое, то есть нечто состоящее из различных взаимосвязанных элементов или частей.

Рисую на доске кластер «Виды систем»

Какие виды систем мы можем назвать?

Ответы: техническая, биологическая, социальная.

Приведите примеры этих систем.

1. Техническая система: машина, компьютер

2. Биологическая система: человек, животные, насекомые.

3. Социальная система: общество.

Рисуем кластер в тетрадь.

Формулируем тему и цели урока

Почему общество мы рассматриваем, как сложную динамическую систему?

В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Динамика предполагает развитие, движение, различные изменения, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Обратите внимание на кластер.

Характеризуя различные типы систем, мы отметили, что общество относится к …. (социальной системе). Что мы знаем о социальной системе? (ответы детей).

Формулируем задачи урока

Обратите внимание в учебнике на изучаемые разделы.

На уроке мы должны рассмотреть. (социальную структуру общества, различные подсистемы, социальные институты).

Учитель записывает на доске и проговаривает классу тему урока: «Общество как сложная динамическая система»

3. Изучение нового материала

Общество имеет сложную структуру, оно представляет систему состоящую из различных элементов и подсистем.

— Какие подсистемы общества мы знаем?

Каждая подсистема имеет свои признаки

Попробуйте охарактеризовать одну из подсистем.

1. Экономическая подсистема это: производство и распределение товаров и услуг, товарно-денежные отношения, финансы.

2. Политическая подсистема это: все органы государственной власти; законодательная, исполнительная и судебная, политические партии, общественные организации, профсоюзы.

3. Социальная подсистема это взаимосвязи и отношения социальных групп в обществе.

4. Духовная подсистема: культура, наука, образование, религия.

Все подсистемы общества тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.

Рассмотрим понятие системы наглядно

Рисуем кластер «Общество как система»

Попробуем разобрать общество как систему, состоящую из подсистем и элементов подсистем.

— Возьмем политическую подсистему общества.

— Из каких элементов состоит эта подсистема?

(Органы гос. власти, политические партии, общественные организации, профсоюзы)

— Попробуйте самостоятельно охарактеризовать экономическую подсистему.

— Запишите, из каких элементов она состоит.

(деньги, производство товаров и услуг, производственные предприятия, участники экономических отношений.)

Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

Общество как система состоит из различных подсистем, каждая подсистема имеет свои элементы. Таким образом, общество представляет собой гигантскую суперсистему систем, где все элементы системы взаимосвязаны.

— Покажите на схеме, где расположены:

система, подсистемы, элементы подсистем.

— Кто является основным элементом системы?

основным элементом подсистемы является человек

Учитель предлагает классу самостоятельно ознакомиться с разделом «Особенности социальной системы» с.18 и составить простой план текста

1. Сложный характер социальной системы

2. Наличие в составе системы разнокачественных элементов

4. Постоянное изменение общественной системы

5. Интегративный характер системы как целого

7. Среда общества как системы

8. Функции общественной системы

Учитель предлагает превратить план в тезисы и записать их в тетрадь.

1. Общественная система имеет сложный характер, так как включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.

3. Человек непременно включен в каждую из социальных систем.

4. Особенность человека составлять цели и выбирать средства их достижения делает социальные системы более подвижными, изменчивыми, как природные.

Учитель организует просмотр видеопрезентации по теме «Общество как сложная динамическая система»

4. Первичное осмысление и закрепление изученного.

Работа с учебником: отвечаем на вопросы с.27

1. Что означает понятие «система»?

2. Чем социальные системы отличаются от природных?

3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?

5. Итоги урока. Рефлексия

На уроке мы узнали, что

— Общество представляет собой ……. (систему систем или суперсистему, состоящую из подсистем, общество это сложная динамическая система)

— Система означает …. (целое, состоящее из частей)

— Основными подсистемами общества являются …. (экономическая, политическая, социальная и духовная)

6. Домашнее задание

§ 2, знать особенности социальной системы, социальные институты. Вопросы для самопроверки 5-7 с.27. Задания 1-4 (тетрадь-тренажёр).

1. Мотивация к учебной деятельности

— Просмотр презентации «Общество, как сложная динамическая система»

2. Актуализация знаний

Проверяем домашнее задание

Работа с учебником

Отвечаем на вопросы на с.27.

1. Что такое социальный институт?

— социальные институты это устойчивые формы организации совместной деятельности людей, для удовлетворения определенной социальной потребности.

2. Охарактеризуйте главные социальные институты.

— Например, институт семьи и брака отражает потребность в воспроизводстве рода. Политические институты, в первую очередь государство отражают потребность в безопасности и социальном порядке. Экономические институты, в первую очередь производство отражают потребность в средствах существования. Институты образования, науки и культуры – потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров. Институт религии – потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

3. Каковы основные черты социального института?

— Социальный институт это прежде всего совокупность лиц занятых определенным видом деятельности с целью удовлетворения определённой значимой для общества потребности.

— Институт закреплен системой правовых и нравственных норм, обычаев и традиций, регулирующих соответствующие типы поведения.

— Наличие учреждений снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности.

Проверяем задания 1-4 из тетради-тренажёра

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Выпишите из текста параграфа не менее шести особенностей социальной системы.

Заполните пропуски в схеме «Подсистемы общества»

Приведите примеры взаимовлияния различных подсистем общества.

3. Изучение нового материала

Выполнение практической работы по теме «Общество, как сложная динамическая система»

1. Перечислите, что относится к основным сферам человеческой деятельности.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector