Общество как система задания

woman 97088 1920 Советы на день

Практическая работа в форме тестов ЕГЭ по темам Что такое общество и Общество как сложная система

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ ответы.docx

5 А-3 Б-7 В-.5 Г-2 Д-9 Е-6

Выбранный для просмотра документ практикум.docx

10 класс Практикум № 1 по темам: Что такое общество? Общество как сложная система

Запишите определения общества в широком смысле.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях.

Готовясь к уроку обществознания, десятиклассники попросили учеников и учителей своей школы ответить на вопрос: «Что отличает деятельность человека от активности животных?»

Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

hello html 21a1cbf4

Сформулируйте не менее трёх выводов о результатах опроса.

4. Примером влияния природы на экономическую сферу общества является

широкое использование пейзажей в интерьерах квартир и офисов

специализация чернозёмных районов на производстве зерновых

поклонение некоторых народов природным силам

необходимость приобретать лицензию на рыбную ловлю в реках и озёрах

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятие «природа» употребляется в русском языке в различных смыслах. Природой подчас именуют (А) какого-либо явления. Природой мы называем непосредственно окружающую нас________ (Б). Наконец, в самом общем смысле слова природа — синоним понятия «материальный мир», точнее, весь материальный мир, не созданный _____(В). Рассматривая вопрос культуры и природы, под природой следует понимать совокупность естественных______ (Г) существования общества. Природа имеет свою историю, неотделимую от истории человеческого общества. Это освоенная человеком часть мира. Культура выступает своеобразным (Д) между природой, с одной стороны, и обществом — с другой. Природа и культура неразрывны. Природа — древнейший и наиболее постоянный_______(Е) изучения, хозяйственного, религиозного, эстетического и художественного освоения».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) деятельность 4) преобразование 7) естественная среда

2) условие 5) человек 8) общественные отношения

3) сущность 6) объект 9) посредник

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Перепишите таблицу тетрадь и запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Культурой в широком смысле называют все способы и результаты преобразования человеком природной среды. (Б) Проводимое некоторыми учёными разделение культуры на материальную и духовную очень условно. (В) Критерий материальности или нематериальности объектов культуры не выдерживает критики. (Г) Ценности морали, религии, произведения искусства и достижения науки традиционно относят к духовной культуре. (Д) Предметы, используемые в быту, на производстве, считают проявлениями материальной культуры.

Определите, какие положения текста носят

характер оценочных суждений

характер теоретических утверждений

Перепишите таблицу тетрадь и запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются названиями социальных наук.

физика, 2) социология, 3) политология, 4) геометрия, 5) юриспреденция,

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и обведите цифры, под которыми они указаны.

Приведите по три примера материальной и духовной культуры

Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

В широком смысле под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.

Динамичность социальных институтов проявляется в их изменении с течением времени.

Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью регулировать разнообразные общественные отношения.

Образование как социальный институт объединяет с другими социальными институтами наличие организационной структуры и социальных норм.

Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к политическим институтам общества.

Источник

Общество как система задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней и элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в __________(А) масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включен каждый человек. Макроструктура общества состоит из четырёх __________(Б), которыми являются основные сферы человеческой деятельности — материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное __________(В) и сама является сложной системой. Поэтому можно говорить об __________(Г)

систем, состоящих из ряда различных уровней.

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в её составе разнокачественных элементов, как __________(Д) (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей,

идей, традиций и т. п.). В-третьих, основным элементом общества как системы является __________(Е), который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

1) строение 2) глобальный 3) элемент
4) человек 5) ценностный 6) подсистема
7) цель 8) материальный 9) иерархия

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество является частью природы.

2) Природа полностью определяет развитие общества.

3) Современному обществу свойственно сословное строение.

4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество.

5) Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества.

1) Общество является частью природы — нет, неверно, общество — это отделившаяся часть природного мира.

2) Природа полностью определяет развитие общества — нет, неверно.

3) Современному обществу свойственно сословное строение — нет, неверно, ему характерно классовое строение.

4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество — да, верно.

5) Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества —да, верно.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Природа, общество, экономика, политика, система.

Природа и общество — это системы. При этом общество — часть материального мира, обособившееся от природы, но тесно с ней связанная. Экономика и политика — подсистемы общества. Следовательно, обобщающее понятие — система.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово или словосочетание.

Искусство, мораль, религиозные доктрины, гуманитарные науки, духовная сфера.

Духовная сфера является обобщающим понятием, так как остальные понятия это ее элементы.

Ответ: духовная сфера.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово или словосочетание.

Внутренние взаимосвязи, интегративное качество, целостность, элементы, система.

Система является обобщающим понятием, так как остальные понятия это признаки системы.

Приведите три содержащихся в тексте определения понятия «общество» в узком смысле и три определения понятия «общество» в широком смысле.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество — природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников — прежде всего биологов — универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов — порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.

На основании текста раскройте авторское понимание проблем социальной философии как науки. Приведите три положения. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «наука».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Приведены три положения:

— раскрытие различий между социальным и несоциальным;

— установление отличия надорганической реальности от царств живой и неживой природы;

— понимание отличий деятельности людей от физических взаимодействий, химических реакций или поведения животных;

— понимание отличий устройства любых человеческих сообществ от устройства планетарной системы или животной стаи.

2) Дано объяснение понятию, например:

— наука — социальный институт, основная функция которого выработка объективных, обоснованных, системно организованных знаний об окружающем мире.

Используют ли, по мнению автора, учёные-обществоведы понятие «общество» для описания природных реалий? Приведите фразу из текста, которая помогает ответить на данный вопрос. Назовите один пример социальных реалий из числа содержащихся в тексте и приведите два собственных примера общественных реалий.

В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:

— «..большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников — прежде всего биологов — универсализировать понятие «общество», распространить его на природу.. »

3) Пример из текста:

— могут быть названы гидростанции, симфоническая музыка или совесть.

4) Собственные примеры:

— города, моральные нормы.

Могут быть приведены иные уместные примеры.

Автор пишет, что для раскрытия различий между социальным и несоциальным необходимо понять, чем деятельность человека отличается от поведения животного. Назовите три отличия деятельности человека от поведения животного.

В правильном ответе могут быть названы следующие отличия деятельности человека от поведения животного:

1) человек сознательно ставит перед собой цели, животные действуют на основании инстинктов;

2) человек в ходе деятельности преобразует окружающий мир, животные приспосабливаются к условиям существования в соответствии с видовой специализацией;

3) деятельность человека носит конкретно — исторический характер, а поведение животных единообразно на протяжении всего существования биологического вида.

Могут быть приведены другие отличия.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «наука».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Наука — социальный институт, основная функция которого выработка объективных, обоснованных, системно организованных знаний об окружающем мире.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Определения понятия «общество» в узком смысле:

— добровольные объединения людей по профессиям и интересам;

— социальное окружение человека.

2) Определения понятия «общество» в широком смысле:

— системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный;

— специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов;

— социальность вообще, выступающая как антитеза природы и природного.

Используя обществоведческие знания:

1) раскройте смысл понятия «общество» (в самом широком смысле / как часть мира);

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о четырёх сферах (подсистемах) общества;

− одно предложение, раскрывающее сущность любой из этих сфер (подсистем).

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

1. Cмысл понятия, например: Часть мира, обособившаяся от природы, но сохранившая связь с ней, включающая в себя совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.

2. Одно предложение с информацией о четырёх сферах (подсистемах) общества, например: Традиционно учёные выделяют четыре сферы общественной жизни: социальную, экономическую, политическую и духовную.

3. Одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любой из этих сфер (подсистем), например: Политическая сфера жизни общества связана с осуществлением власти, с деятельностью по управлению делами общества в условиях несовпадения интересов и целей различных социальных общностей.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как динамическая система». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие общество в широком смысле.

2) Характерные черты общества как системы:

а) наличие подсистем;

б) взаимосвязь элементов;

в) взаимовлияние элементов.

3) Подсистемы (сферы) общества:

4) Направления динамики общества:

5) Критерии общественного прогресса:

а) развитие науки и техники;

б) развитие производительных сил;

в) гуманистические критерии и др.

6) Функции общества как системы:

а) производство и распределение экономических благ;

б) репродукция и социализация людей;

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Используют ли, по мнению автора, учёные-обществоведы понятие «общество» для описания природных реалий? Приведите фразу из текста, которая помогает ответить на данный вопрос. Назовите один пример социальных реалий из числа содержащихся в тексте и приведите два собственных примера общественных реалий.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество — природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников — прежде всего биологов — универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов — порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.

Источник

Общество как система задания

Автор видит в правильном и своевременном решении социальных проблем ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы. На основе курса конкретизируйте данное суждение с помощью трех примеров политических решений, обусловленных существованием в обществе социальных групп, нуждающихся в государственной поддержке.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму — существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц — жрецов, деятелей церкви, ученых.

Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимается, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.

Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на существование еще одной всеобщей сферы — управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. (. ) И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей — это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере — в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социально¬го и духовного существа.

Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой. Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении социальных проблем — ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы.

. Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или не¬справедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости,

Источник

Подготовка к ЕГЭ. 1. Общество как система

Материал «Общество как система» включает теорию и практику. прдназначен как для уроков обществознания, так и для подготовки к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. 1. Общество как система»

Тема №1 «Общество как система»

определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (спортивная секция, союз художников и т.д.)

определенная группа людей, имеющая общее происхождение (дворянство, крестьянство, казачество и т.д.)

конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм и т.д.)

обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

социальная организация племени, народности, нации, данной страны

население всей планеты (мировое сообщество)

Система – взаимосвязь структурных элементов, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Примером системы является общество, которое включает в себя подсистемы (сферы) общественной жизни, которые в свою очередь состоят из

Характеристика элементов общества как системы

Сферы (подсистемы) общества

Общество состоит из 4-х подсистем (сфер). Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

Экономическая сфера включает отношения в процессе материального производства, добывания средств к существованию (строительство дома рабочими, выращивание крестьянами овощей, выдача банком кредита и др.)

Политическая сфера включает отношения в процессе управления обществом, борьбы за власть, влияния людей на государство (принятие закона парламентом, проведение гражданами митинга, участие избирателей в выборах и др.)

Социальная сфера включает отношения в процессе взаимодействия классов, социальных групп, наций, поддержки семьи, незащищенных слоев населения (создание бизнесменом фонда помощи сиротам, формирование межнационального согласия в обществе, выплата пенсий инвалидам и др.)

Духовная сфера включает отношения в процессе деятельности научных, образовательных, религиозных организаций, деятелей искусства. (работа учителей по нравственному воспитанию учащихся, проповеди священников в церкви, организация выставки местных художников и др.)

Общности (социальные группы)

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак Выделяют общности по следующим социальным признакам:

по демографическому признаку (половозрастная структура);

по этническому происхождению (представители определённой нации, племени);

по расовому критерию (монголоидная, европеоидная или негроидная раса);

по территориальному размещению (жители города и деревни);

по профессиональной деятельности;

по уровню образования;

по вероисповеданию (конфессия);

по классовому признаку (низший, средний и высший);

по политическим взглядам.

Появление социальных групп:

связано с общественным разде­лением труда и специализацией деятельности;

вызвано истори­чески сложившимся разнообразием условий быта, культуры, соци­альных норм и ценностей.

это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм

устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение основных потребностей общества.

Функции социальных институтов: удовлетворение …

потребности в добывании средств существования

потребности в безопасности и социальном порядке

потребности в воспроизводстве людей;

потребности в социальной помощи, оказываемой государством

потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитании подрастающего поколения

Виды общественных отношений:

материальные (складываются в ходе практической материальной деятельности: производственные, финансовые, торговые, экологические и т.п.);

духовные (взаимодействие людей в процессе духовной и культурной жизнедеятельности: политические, юридические, нравственные, в области искусства, образования, религии, спорта и т.п.).

Признаки общества как системы

Общество является системой:

динамичной и саморазвивающейся, т.е. такой системой, которая находится в постоянном движении и изменении

нелинейной, т.е. происходящие изменения в обществе не всегда могут уложиться в определенную схему; обществу свойственна альтернативность развития; существуют внешние факторы, оказывающие воздействие. Например, санкции, введенные против России странами Европы и Америки после вхождения Крыма в состав России.

открытой, т.е. общество готово к диалогу и изменениям

Тренинг по теме № 1 «Общество как система» Часть 1

За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

За­во­ды, фирмы, банки, рынки и др.

Го­су­дар­ство, пар­ла­мент, пра­ви­тель­ство, су­деб­ная си­сте­ма, пар­тии и др.

За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

От­но­ше­ния, воз­ни­ка­ю­щие и вос­про­из­во­ди­мые в про­цес­се ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства

От­но­ше­ния, воз­ни­ка­ю­щие в об­ще­стве и от­ра­жа­ю­щие от­но­ше­ние го­су­дар­ства к своим граж­да­нам и их груп­пам, граж­дан к су­ще­ству­ю­щей го­су­дар­ствен­ной вла­сти

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Об­ще­ство яв­ля­ет­ся ча­стью при­ро­ды.

2) При­ро­да пол­но­стью опре­де­ля­ет раз­ви­тие об­ще­ства.

3) Со­вре­мен­но­му об­ще­ству свой­ствен­но со­слов­ное стро­е­ние.

4) Со­во­куп­ность всех на­ро­дов, на­се­ля­ю­щих нашу пла­не­ту, пред­став­ля­ет собой об­ще­ство.

5) Об­ще­ством можно на­звать опре­де­лен­ный этап ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­че­ства.

Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке об­ще­ствен­ные яв­ле­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) воз­ник­но­ве­ние го­су­дар­ства

2) ге­не­ти­че­ская пред­рас­по­ло­жен­ность к от­дель­ным за­бо­ле­ва­ни­ям

3) про­яв­ле­ния на­след­ствен­но­сти

4) фор­ми­ро­ва­ние наций

5) чув­ствен­ное вос­при­я­тие мира

Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов

3) способность к самоорганизации и саморазвитию

4) выделение из материального мира

5) постоянные изменения

6) возможность деградации отдельных элементов

Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество — это весь окружающий человека материальный мир.

2) Под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.

3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы.

4) Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.

5) Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля.

Установите соответствие между значениями понятий общество и примерами их употребления

расцвет средневекового западноевропейского общества продолжался несколько веков

под обществом понимают все способы взаимодействия людей

общество собаководов организовало очередную выставку

общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества

общество любителей изящной словесности избрало своего председателя

А) в широком значении Б) в узком значении

Установите соответствие между сферами жизни общества и их учреждениями (организациями)

УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) парламент 1) социальная

Б) система здравоохранения 2) политическая

В) общественные организации

Д) коммунальные службы

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Характеристика общества как _______________ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются ______________ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовные сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую___________________ (3) общества. __________________ (4) в каждой сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов _________________ (5), а также управление совместной _______________ (6) людей.

А) целостность Б) система В) общество

Г) социальные блага Д) сфера Е) производство

Ж) культура З) социальные институты И) деятельность

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество как _______ (А) отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов и подсистем. Точно так же, как и в _______ (Б), все они являются частью единого комплекса — такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под угрозу самоё существование социального мира.

Сложная система социальных связей и _______ (B) пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое _______ (Г), мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведём пример из недавнего прошлого нашей страны. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере _______ (Д) культуры.

Основными типами социальных связей выступают _______ (Е) и причинно-следственные. Первые прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом в целом и его отдельными элементами. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой».

1) духовная 2) природа 3) социология

4) функциональный 5) система 6) социум

7) общественный 8) решение 9) взаимодействие

Запишите слово, пропущенное в таблице

Фундаментальные потребности общества

Потребности в воспроизводстве рода

Институт семьи и брака

Потребности в …………………….. и социальном порядке

Запишите слово, пропущенное в таблице

Фундаментальные потребности общества

Потребности в воспроизводстве рода

Институт семьи и брака

Потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите цифру, под которой оно указано

социальный институт 2) семья 3) государство 4) бизнес 5) образование

Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к понятию «социальный институт». Найдите два термина, «выпадающих из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

семья 2) бизнес 3) наука 4) акция 5) прибыль 6) право

Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к понятию «политический институт». Найдите два термина, «выпадающих из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

политические партии 2) общественные движения 3) семья

4) гражданское общество 5) избирательная система 6) бизнес

Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики.

2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений.

3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации.

4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.

5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры, под которыми они указаны

Общество – это весь окружающий человека материальный мир

Под обществом понимают все население Земли, совокупность всех народов и стран

Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы

Социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества

Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между по­треб­но­стя­ми об­ще­ства и со­ци­аль­ны­ми ин­сти­ту­та­ми, ко­то­рые эти по­треб­но­сти удо­вле­тво­ря­ют:

A) по­треб­ность в пер­вич­ной со­ци­а­ли­за­ции под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния

Б) по­треб­ность в без­опас­но­сти и со­ци­аль­ном по­ряд­ке

B) по­треб­ность в обес­пе­че­нии управ­ле­ния

Г) по­треб­ность в ко­ор­ди­ни­ро­ва­нии об­ще­ствен­ных про­цес­сов

Д) по­треб­ность в вос­про­из­вод­стве на­се­ле­ния

1) ин­сти­тут семьи и брака

2) ин­сти­тут го­су­дар­ства

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.

Социальные институты существуют в культуре, политике, _______________ (1). Например, в политической сфере жизни основным социальным институтом является________________ (2). А в духовной сфере общественной жизни к социальным институтам можно отнести____________________ (3). Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более_______________ (4)

А) государство Д) устойчивое

Б) парламент Е) школа

В) прогрессивное Ж) экономика

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный институт — это механизм воспроизводства социальных коммуникаций и поддержания порядка в _______(А). Социальные институты выполняют функции социального _______(Б) и контроля. Их функции социального контроля сводятся, с одной стороны, к применению _______(В) в отношении поведения, нарушающего установленные _______(Г), а с другой — к поддержке желательного поведения.

С внешней стороны социальный институт представляет собой совокупность лиц, организаций, наделённых определёнными _______(Д) и осуществляющих конкретную социальную функцию, а с содержательной стороны — систему _______(Е) определённых лиц в конкретных ситуациях».

1) природа 2) управление 3) общество 4) ресурсы 5) действия

6) норма 7) воспитание 8) санкция 9) социализация

Прочитайте текст и выполните задания

Общество — сложная система. В нём можно выделить несколь­ко важных системных признаков.

Общество характеризуется целостностью, то есть способно­стью обеспечивать единство всех своих элементов. Этими элемен­тами являются люди и созданные ими социальные формы (объе­динения, организации, группы и т.п.). Системным качеством об­щества является взаимодействие людей во всех сферах жизнеде­ятельности. Социальные взаимодействия обусловливают совмест­ную деятельность людей в конкретном месте и в конкретное вре­мя. Ещё одним специфическим признаком общества как системы является его устойчивость, которая проявляется в стабильности, сохранении достигнутого обществом состояния. Общество харак­теризуют автономность и самодостаточность. Наконец, фунда­ментальное качество общественной системы — способность к са­морегулированию собственной внутренней жизни, осуществляе­мому через систему правил, требований, прав и обязанностей. Об­щественная система имеет самостоятельные регулирующие меха­низмы, к которым относятся управленческие структуры в эконо­мике, органы правового регулирования и т.д. Важными системны­ми свойствами являются также открытость или закрытость общества, которые обуславливают отношения обмена с окружающей средой и способы внутренней самоорганизации.

Характеристика общества как системы тесно связана с его вну­тренней структурой. У общества можно выделить четыре сферы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Ещё од­ним элементом внутренней структуры общества являются раз­личного рода общности, представляющие собой конкретные фор­мы человеческого общежития, которые складываются под воздей­ствием естественного хода общественного развития и совместно­го характера человеческой деятельности. Исторически первыми видами общности были род, племя, семья. Усложнение обществен­ного устройства привело к формированию таких общностей, как социальные классы и группы, народности и нации. Все перечис­ленные общества возникли естественно и в этом смысле стихийно. А вот объединения создаются людьми сознательно для того, чтобы координировать свою деятельность. Среди таких объединений не­обходимо, прежде всего, выделить социальные институты

21. Назовите любые три признака общества, характеризу­ющих его как систему.

22. Назовите сферы общества. Дайте характеристику одной из них.

23. Назовите не менее двух регулирующих механизмов вну­тренней жизни общества. Опираясь на знания общество­ведческого курса, приведите примеры, иллюстрирующие эти механизмы.

24. Назовите любые два института общества. Используя зна­ния обществоведческого курса, назовите признаки, кото­рые характеризуют какой-либо институт общества.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «общество»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о признаках общества как системы;

− одно предложение, раскрывающее сущность понятия общества в узком смысле.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Используя обществоведческие знания,

раскройте смысл понятия «институты общества»

составьте два предложения:

одно предложение, содержащее информацию о видах институтов политической сферы общества.

одно предложение, содержащее информацию о функциях институтов социальной сферы общества.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector