Общество как системное образование

clothing store 984396 1920 Советы на день

Понятие об обществе как системном образовании

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА

ТЕМА 3

Общество — это основная категория социологии. Существуют основные отличительные признаки между обществом и природой. Признаки общества:

1. Социальность. Она выражает общественную сущность жизни людей. Именно в социальности состоит основная специфическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в животном мире. Это особый вид человеческих отношений, который реализуется в семейных, политических, религиозных и других отношениях.

2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга. При социальном взаимодействии мы понимаем такие виды взаимодействия, которые не имеются нигде, кроме человеческого общества; взаимодействие психическое и совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии образуют социальную группу. Общество образуется тогда, когда есть как минимум взаимодействие между двумя индивидами.

3. Территория, на которой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. Она накладывает отпечаток на события, на ней происходящие. Пример: на севере так и не сложились рабовладельческие отношения.

4. Существование общества, его функционирование и развитие в социальном пространстве (современное индийское общество существенно отличается от английского или белорусского) и социальном времени (иная эпоха — иное общество: сравнить общество в разные временные отрезки: средневековье и современное общество).

5. Высокий уровень самоорганизации и саморегуляции. Отличительная особенность общества в том и состоит, что оно обладает такой самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне создавать высокий, необходимый для каждого исторического этапа его развития уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение основных жизненных потребностей людей. Уровень саморегуляции, достаточный для средневекового общества, оказался бы недостаточным для современного общества.

6. Наличие в обществе специальных органов для самоорганизации и саморегуляции социальных институтов. Это устойчивая, организованная форма деятельности социальных групп, направленная на социальное взаимодействие, обеспечивающее в своей совокупности устойчивость и динамичность в развитии общества. Важнейший из этих институтов — государство.

7. Любые изменения и события, происходящие в обществе, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей. Все, что в нем происходит, осуществляется только людьми, их организованными группами и социальными институтами.

8. Наличие в обществе социальной структуры. Общество не представляет собой однородной массы, оно обладает сложной структурой. В любом обществе существуют не только отдельные индивиды, но и их различные слои и общности, различающиеся между собой наличием или отсутствием собственности или власти, уровнем доходов, культуры, принадлежности к территории, религии и т. д., которые в совокупности и составляют его социальную структуру.

Подобным признакам соответствуют и современные страны, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются своя территория, название, культура, история, управление.

Общество как единая система состоит из подсистем:

1. Социальная подсистема охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах — широком и узком.

В широком значении — это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. Это — магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, связь, а также учреждения досуга и развлечения. В первом значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы — от богатых и средних до бедных.

В узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование). Во втором значении к социальной сфере относится не все население, а лишь его часть — как правило, беднейшие слои.

640 1

2. Экономическая подсистема включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К экономической сфере относятся природные ресурсы, предприятия, банки, рынки, деньги и инвестиции. В экономической жизни общества прямо участвует не более 50 % населения (дети, старики, инвалиды не являются производителями материальных ценностей, либо выступают таковыми лишь частично), которых называют экономически активным населением: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры. Косвенно в ней участвует 100 % проживающих на данной территории людей, поскольку все мы являемся потребителями товаров и услуг, созданных первыми. Пенсионеры уже вышли из производства, а дети в него еще не вошли.

3. Политическая подсистема — это президент и аппарат президента, правительство и парламент, его аппарат, местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная служба, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основной вопрос политической сферы — узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какому-либо классу или группе.

4. Духовная подсистема (культура, наука, религия и образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общины.

Все подсистемы связаны между собой и влияют друг на друга.

Общество — это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

Источник

Понятие общества как системного образования

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

В современной социологии при анализе общества используется системный подход. Выясним, что такое система.

Система (systema – лат.) – это целое, состоящее из частей, соединённое; это множество элементов, находящихся в отношениях и связанных друг с другом, образующих определённую целостность, единство [1, с. 52].

Общество – это система, состоящая из подсистем:

Экономическая подсистема представляет собой сложное системное образование, включающее: производство, распределение, перемещение, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей на рынке труда, экономическое стимулирование различных видов деятельности, финансовые, кредитные, банковские и иные, подобные им организации и учреждения.

Политическая подсистема охватывает всю совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и их группами, политическое устройство общества, режим власти, органы государственной власти, деятельность политических партий, общественных организаций, которые формируются в процессе борьбы за политическую власть, структурную организацию власти, наличие политических прав и свобод граждан, а также ценности, нормы и правила, регулирующие политическое поведение индивидов и социальных групп [2, с. 165].

Культурная подсистема включает в себя образование, искусство, религию, мораль, философию, науку и т.д.; организации и учреждения культуры: театры, концертные залы, филармонии, кинотеатры, средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радио) и т.д.

Социальная подсистема – это исторически изменяющаяся, основанная на социальных взаимодействиях, трудовых актах форма жизнедеятельности людей, реализующаяся в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, групп и отдельных личностей, и интегрирующая собой все остальные структурные компоненты общества [2, с. 164].

Социальная подсистема включает в себя:

1) социальную и этносоциальную структуру общества;

2) территориальную и профессиональную структуру;

3) социально-демографические характеристики общества;

4) социальные институты, организации, общности, группы, их социальные статусы и роли.

Т.о. социальная система – определённое целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи. Свойства социальной системы не сводимы к сумме качеств её элементов [2, с. 164].

Исходя из теории систем и социологических характеристик конкретных обществ, полученных в результате анализа их исторического развития, можно определить основные универсальные характеристики общества.

Основные характеристики общества:

Учитывая данные универсальные характеристики, уточним определение общества.

Общество это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей; это своеобразный организм или система, обладающая свойствами состоять из элементов, пространственными и временными границами своего существования. Таким образом, общество находится на конкретной территории и имеет конкретные временные рамки существования. Сравнивая понятия «общество» и «страна», социологи заметили, что между ними существует сходство.

Характеризуют общество как организацию людей: территория, на которой происходит консолидация социальных связей; универсальность, многообразие социальных связей, отношений, общностей, сложившихся в рамках определённой территории; автономность (способность существовать самостоятельно); интегративность (включённость всех индивидов, социальный порядок).

Общество обладает такими механизмами саморегуляции, которые позволяют ему поддерживать отношения между институтами и общностями, интегрировать социальные новообразования и подчинять своей логике поведение основной массы населения, побуждая людей, живущих на данной территории, воспроизводить в своих действиях единую ткань многообразных социальных взаимодействий.

Общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности [2, с. 159].

640 1

Отличительные признаки общества:

2) взаимодействие между людьми;

3) территория (социальное пространство);

4) наличие социального времени;

5) саморегуляция, самоутверждение, самопознание социальных процессов;

6) наличие социальных институтов;

7) на все изменения оказывают влияние сознание, воля и деятельность людей;

8) наличие социальной структуры [2, с. 160 – 163].

Структурные компоненты общества – это множество индивидов (личностей); социальные статусы, занимаемые людьми в обществе; социальные роли, выполняемые людьми; социальная структура, включающая территориальные, этнические и иные общности; социальные взаимодействия людей.

В качестве системного образования общество рассматривает социолог Т. Парсонс. В литературе модель социальной системы Т. Парсонса получила название «Система AGIL» [3, c. 50].Учёный считает, что общество как система выполняет четыре функции, каждая из которых реализуется определённой его подсистемой: адаптацию общества к природе обеспечивает экономика; целеполагание в развитии общества осуществляется политикой; интеграцию общества обеспечивает сфера гражданского общества «социентальная общность»; легитимизацию (поддержание латентного порядка) осуществляет культурная подсистема. Средствами обмена в соответствующих социальных подсистемах служат: в экономике – деньги, в политике – власть, в гражданском обществе – влияние, в культурной сфере – обязательства.

Модель социальной системы Т. Парсонса можно представить в виде таблицы.

«Система AGIL» Т. Парсонса*

Функции Подсистемы Организации, институты
Инструментальные Внешние Адаптивная (А): приспособление экономика заводы, банки
Целенаправленная (G): целедостижение политика государственные органы
Экспрессивные Внутренние Интегративная (I) объединение социальный контроль культурные ценности, общ. организации
Латентная (L): скрытое удержание образца социализа-ция семья, образование

* Таблица составлена на основе источника [3, с. 50].

Специфической особенностью общества как системы является социальность – свойство связей и отношений, создаваемых отдельными людьми, их группами и общностями в процессе общения и совместной деятельности в конкретных исторических условиях.

Источник

Общество как системное образование

Сущность общества не имеет в социологии однозначного определения. По мнению Э. Дюркгейма, она состоит в коллективных представлениях, чувствах, верованиях и солидарности, которые в совокупности представляют «коллективное сознание», противостоящее природному эгоизму отдельных людей. С точки зрения М. Вебера, общество складывается из действий, ориентированных на других людей. Представители системной теории Т. Парсонс и Р. Мертон видели сущность общества в общности фундаментальных норм и ценностей, которыми люди руководствуются в своей жизни. Сложность определения понятия «общество» обусловлена тем, что оно: 1) объемно и высоко абстрактно; 2) сложно и многогранно; 3) исторически изменчиво; 4) является междисциплинарным; 5) широко используется в повседневной жизни.

В наиболее простой формулировке общество может быть определено как «люди, взаимодействующие на очерченной территории и имеющие общую культуру». При этом следует учитывать, что это не просто совокупность людей, но также результат их взаимоотношений. Это еще и совокупность условий человеческой деятельности и факторов выработки их сущностных качеств, обусловленная самыми разными факторами, включая результаты жизни и деятельности прежних поколений.

Общество в широком смысле слова – это система с определенными универсальными характеристиками, такими, как наличие людей и взаимосвязей между ними, определенные пространственные и временные границы, определенные принципы взаимодействия с окружающей средой. Под обществом в узком смысле слова всегда понимается определенный, конкретный исторический тип общества со всеми его специфическими особенностями, например:
— отдельный социум (большая группа людей с устойчивыми социальными связями);
— сообщество людей, объединенных единым государством (американское, французское или белорусское общество);
— исторически определенный тип социальной системы (например, рабовладельческое или феодальное общество).

Итак, обществоэто выделившееся из природы системное образование, исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, социальных общностей, групп, организаций, а также отдельных индивидов.

Близкими по содержанию являются понятия «страна» и «государство». Страна – это территория, на которой проживает человеческое сообщество, объединенное единым государством. Государство – это политическая организация данной страны, имеющая определенную форму (форму правления, форму государственно-территориального устройства и политический режим). Общество – это способ организации людей и результат их общения в рамках существующего способа организации. Понятие общества предполагает определенный способ общения и взаимодействий. Если общество дезинтегрировано или не определены признаки, обеспечивающие его внутреннюю целостность, а само объединение людей существует исключительно за счет внешних факторов, такое явление можно назвать социумом. Если же речь идет о некоторой части общества, обладающей рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие, и исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями, то это общность (этно-национальная, конфессиональная, региональная и др.).

Общество – это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие.

Как способ объединения людей общество характеризуется следующими признаками:

а) наличием постоянной территории,
б) самовоспроизводством, т. е. пополнением преимущественно благодаря деторождению, даже в том случае, если миграция оказывает определенное воздействие на его состав;
в) общностью культуры, обеспечивающей единство системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей;
г) самодостаточностью – самоуправлением и политической независимостью.

С учетом существенных свойств общества А. Н. Елсуков определяет его как «целостное системное образование людей, существующее в рамках определенных пространственно-временных пределов, имеющее сложную структурную организацию, все элементы которой, функционально дополняя друг друга, обеспечивают его самообеспечение, самосохранение, самоуправление и саморазвитие, реализуясь в материальной и духовной деятельности людей».

В качестве системного образования общество представлено в теории Т. Парсонса, который рассматривал его как набор социальных ролей и взаимодействий субъектов, которые их исполняют. Общество как система выполняет четыре функции, каждая из которых реализуется определенной его подсистемой:

— адаптацию общества к материальной среде существования обеспечивает экономика;
— целеполагание осуществляется политикой;
— интеграцию общества обеспечивает сфера гражданского общества («социетальной общности»);
— легитимизацию (поддержание латентного порядка) – сфера функционирования культурной подсистемы.

Средствами обмена в соответствующих социальных подсистемах служат: в экономике – деньги, в политике – власть, в гражданском обществе – влияние, в культурной сфере – обязательства.

Общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов, группы, организации и социальные общности, объединенные различного рода связями. Специфической особенностью общества как системы является социальное – это свойство связей и отношений, создаваемых отдельными людьми, их группами и общностями в процессе общения и совместной деятельности в конкретных исторических условиях. Социальное проявляется в деятельности людей, их отношениях между собой, в их положении в обществе и отношении к общественной жизни. Тесно переплетаясь с биологическими явлениями (сон, дыхание, питание и др.) и психологическими (эмоции, установки, мотивы и др.), социальные явления имеют особые специфические черты:

— наличие взаимосвязей и взаимоотношений индивидов и групп, зависящее от экономических и политических отношений в обществе, но не сводимое к ним полностью;
— наличие общих черт, присущих различным группам индивидов в силу усвоения ими общих культурных образцов;
осознание людьми социальных явлений и процессов через осознание действий дуг друга и своего положения в обществе;
— закрепление результатов социальных взаимодействий в общих для людей правилах, нормах, и ценностях.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Источник

23. ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК О СИСТЕМНОМ ОБРАЗОВАНИИ

23. ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК О СИСТЕМНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей и определенная форма социальных отношений. П. Сорокин считал, что общество – это совокупность людей, находящихся в процессе общения. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, которых объединяют нормы и ценности. Свойства общества: общность территории проживания членов общества, обычно совпадающая с государственными границами; целостность и устойчивость; относительное самовоспроизводство саморегулируемость (не исключающие миграций) наличие культуры, находящейся на определенном уровне развития.

Основные причины объединения людей в обще ство: коллективные представления, чувства, верования (Э. Дюркгейм); ориентированные на других (т. е. социальные) действия (М. Вебер); общность норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности (Т. Парсонс); экономические – установка, что вместе легче выживать, и др.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, которые взаимосвязаны между собой и образуют целостное единство Социальная система – целостное образование основными элементами которого являются люди, их нормы и связи. Элементы: 1) множество индивидов. в основе взаимодействия которых лежат те или иные обстоятельства; 2) иерархия социальных статусов занимаемых личностями, и социальных ролей, выполняемых ими; 3) совокупность норм и ценностей, определяющих характер поведения данной системы.

Общество – наиболее сложная социальная система. Его элементами являются люди, деятельность которых обусловливается социальными статусами социальными ролями, нормами, ценностями и социальными качествами.

Читайте также

Агонизм в высшем образовании: как выжить в спорах Дебора Таннен

Агонизм в высшем образовании: как выжить в спорах Дебора Таннен Дебора Таннен – профессор лингвистики из Джорджтаунского университета, много пишет о влиянии языка на человеческие взаимоотношения. Она автор таких книг, как «Ты просто не понимаешь: разговор между

Направления, формы и виды деятельности психолога в образовании

6. О профессиональном (реальном) образовании

6. О профессиональном (реальном) образовании Базовое образование, в том числе высшее фундаментальное, не может зависеть от потребностей народного хозяйства – это путь к окончательной потере “самой передовой в мире” науки. А вот профессиональное – может. И должно. Только

7. О высшем образовании

7. О высшем образовании На первый взгляд может показаться, что в проигрышном положении оказываются именно те, кто призван стать не персоналом для конкретных предприятий, но занять места в бюджетной сфере и в системе государственного управления. Действительно, если

В обществе Иисуса

В обществе Иисуса Основание монастырей и храмов в Кракове зачастую происходило после или вследствие драматических событий. Так, с появлением женского доминиканского монастыря связана история, которую теперь обязан знать каждый школьник. Началась она в XIV веке, когда на

6.4. Бюджетный процесс в муниципальном образовании (МО)

6.4. Бюджетный процесс в муниципальном образовании (МО) 1. Разработка прогноза социально-экономического развития2. Разработка рабочей документации к проекту бюджета МО3. Рассмотрение проекта бюджета МО в первом чтении4. Рассмотрение проекта бюджета МО во втором

Учение П. Ф. Лесгафта о физическом образовании и олимпизм

Учение П. Ф. Лесгафта о физическом образовании и олимпизм Цель настоящей работы состоит в том, чтобы показать значение учения П. Ф. Лесгафта о физическом образовании, всестороннем и гармоническом развитии личности для работы по олимпийскому образованию и воспитанию

Об образовании

Об образовании Образование – замечательное дело, надо лишь хоть иногда вспоминать о том, что ничему, что стоит знать, научить невозможно.* * * Жажда знаний есть плод долгих лет учения.* * * Общество производит плутов, а образование делает одних плутов умнее, чем другие.* * * Три

Об обществе

Об обществе Бывать в обществе просто скучно. А быть вне общества – уже трагедия.* * * Люди, принадлежащие к хорошему обществу, интересны лишь масками, которые каждый из них носит, а отнюдь не тем, что за этими масками скрыто.* * * Чудесный бал! Так и вспомнилось прежнее время. И

ОБ ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ

ОБ ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ Дайте суеверному человеку науку, и он превратит ее в суеверие.* * *Наука всегда оказывается не права. Она не в состоянии решить ни одного вопроса, не поставив при этом десятка новых.* * *Если мой сосед бьет свою жену ежедневно, а я – никогда, то в свете

ЕЩЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

ЕЩЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ Образование позволяет нам жить, не особенно напрягая ум. Алберт Эдуард Уиггам Цель средней школы – средний ученик. Тамара Клейман Я прихожу в бешенство от одной мысли о том, сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу. Джордж Бернард Шоу Я

2.1. Начальные сведения о системном подходе

2.1. Начальные сведения о системном подходе Что такое система Всё – система. Всё – часть еще большей системы. Закон Мерфи Развивая лаконичное определение капитана Мерфи, можно сказать, что Система – такая штука, которую мы:1) выделили из её окружения;2) разделили на

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector