Общество как сложная динамичная система

model 2614569 1920 Советы на день

Общество как сложная динамичная система

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Понятие об обществе

В определении понятия «общество» в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие.

В узком смысле:

первобытное, рабовладельческое общество (исторический этап развития человечества);

французское общество, английское общество (страна, государство);

дворянское общество, высшее общество (круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов);

— спортивное общество, общество защиты природы (объединение людей с какой-либо целью).

В широком смысле обществом называют человечество в целом, в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов; общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Таким образом, в этом определении выделяются два основных аспекта: связь общества и природы, а также связь между людьми. Далее эти два аспекта конкретизируются и углубляются.

Общество как сложная динамичная система

Второй аспект понятия «общество» (способы взаимодействия людей и формы их объединения) можно уяснить, используя такую философскую категорию, как динамичная система. Слово «система» греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, совокупность. Системой принято называть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Каждая система включает в себя взаимодействующие части: подсистемы и элементы.

Общество относится к числу сложных систем (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много), открытых (взаимодействующих с внешней средой), материальных (реально существующих), динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов). Из всех этих характеристик в экзаменационных заданиях специально рассматривается положение об обществе как о сложной динамичной системе.

Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы.

Подсистемами (сферами) общественной жизни являются:

экономическая (производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения);

социальная (отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий);

политическая (отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями);

духовная (отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления).

Каждая сфера общественной жизни, в свою очередь, представляет собой сложное образование, ее элементы дают представления и об обществе в целом.

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

Природа:

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком, ранее не существовавших в природе вещей, процессов, обеспечивающих материальные и духовные условия жизнедеятельности людей,-«второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество, как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связанна.

ПРИРОДА
Действуют слепые, бессознательные силы
image001ОБЩЕСТВО
image002 image003Действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели
image004взаимосвязь
Гармоничная
Конфликтная

Природа, географические и климатические условия оказывают значительное воздействия на жизнь людей, обусловливают во многом разнообразие обществ, особенности развития народов, народностей, наций. В тоже самое время сама природа испытывает на себе силы общества: человек по своему усмотрению «окультуривает» природу, искусственно упорядочивает ее.

640 1

На первых порах противоречия между обществом и природой выступало как их различие, т.к. человек создавали примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства жизни из природных ресурсов. Однако полной зависимости человека от природы уж не было. По мере совершенствования орудия труда воздействия общества на природу становилось все сильнее. Однако, человек не может обойтись без природы, потому что технические средства, облегчающие ему существование, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет общество стало активно вторгаться в природную среду, то улучшая ее, а то и ухудшая. Но и природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества. Например, снижается качество здоровья больших масс людей из-за неблагоприятной экологии и т.д.. При всей своей взаимозависимости общество и природа сохраняет специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этом и заключаются основы единства мира.

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

Существуют сотни определений понятия «культура». На основании многочисленных трудов различных ученых это понятие можно определить следующим образом.

Различают материальную и духовную культуру

Материальная — связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: техника, производство, материальные ценности и др.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться в материальных носителях: книгах, картинах, орудия труда и т.д. а материальная культура развивается благодаря духовному процессу.

В основе культуры лежит творческая деятельность человека, которая одновременно преобразовывает и самого человека: совершенствуются имения, развиваются творческие способности и т.д. И все эти приобретаемые человеком свойства и качества тоже становятся элементами культуры.

image005image006

внешняя
внутренняя
Сзданые человеческими руками неодушевленные предметы: картины, книги и т.д
Достояние и богатство человека: умения, воображение и т.д

Современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой и отечественной культуры.

Культурный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей, его отличает глубока человечность.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СФЕР ОБЩЕСТВА

Каждая сфера включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества:

1) экономическая ( ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения)

2) социальная ( состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом)

3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование)

4) духовная ( охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явления духовной культуры).

Все 4 сферы жизни общества взаимодействуют друг с другом. Сбои в одной из сфер деятельности человека сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает напряженность в социальных (общественных) отношениях, что в свою очередь ведет к кризису в политической сфере.

ВАЖНЕЙЩИЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА

Важнейшим элементом общества выступают социальные институты (семья, государство, школа), которые представляют собой устойчивую совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. Институты существуют в политике, экономике, культуре. Их наличие делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

Таким образом, конкретизировав второй аспект понятия «общество», можно сказать, что общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями (а также внутри их) в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности общества. Динамизм общественной системы подразумевает возможность ее изменения и развития. Изменение общественной системы – это переход общества из одного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общества, называют социальным или общественным развитием.

1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества).

2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом).

Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие.

Существуют различные пути развития общества:

— эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер);

— революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий).

image008

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Общественный прогресс в созданных в XVIII—XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.

Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы, проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.

А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.

Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.

Источник

Общество как сложная динамическая система. Элементы, подсистемы и основные институты общества

Урок 1. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

20210413 vu tg sbscrb2

1

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

20210706 unblock slide1

20210706 unblock slide2

20210706 unblock slide3

Конспект урока «Общество как сложная динамическая система. Элементы, подсистемы и основные институты общества»

Понятие термина «общество» многозначно. Мы с вами можем говорить о том, что общество – это группа людей, объединённых какими-либо интересами, общностью происхождения или социальным статусом. Например, можем с вами говорит об обществе книголюбов, филателистов или нумизматов, ну а в художественной литературе мы можем встретить с вами упоминания об аристократическом, дворянском или «высшем» обществе.

Общество – это и население какой-либо страны. Например, российское общество.

Когда на уроках истории вы говорили о рабовладельческом, феодальном или капиталистическом обществе, то под термином «общество» вы понимали исторический этап развития человечества в целом или его части.

Также мы можем говорить об обществе как обо всех людях, которые живут на планете Земля, то есть общество – это человечество в целом.

А теперь давайте обратим внимание на то, что присутствует в каждом из этих определений. Объединяет их то, что общество – это совокупность людей, связанных определёнными отношениями и взаимодействующих друг с другом.

В широком смысле слова общество – это отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя формы объединения и способы организации людей.

image001

Обратите внимание на то, что общество нельзя назвать частью природы. Природа – это то, что существует независимо от человека. Природа и общество – это части материального мира. Они связаны друг с другом, но они не совпадают, одно не является частью другого.

Например, человек, как биосоциальное существо, является и частью природы, и частью общества.

Общество – это система. Под этим термином принято понимать совокупность элементов, связанных друг с другом в единое целое. Любая система обладает свойствами, которые отсутствуют у входящих в неё элементов по отдельности.

Например, такой системой является организм человека.

image002

Это сложная система, которая состоит из различных органов: мозг, сердце, печень, желудок, мышцы… Каждый из них выполняет собственные функции. Но ни один из органов не может сколь-нибудь длительное время существовать сам по себе, отдельно от системы. Согласитесь, что жизнедеятельность человека не определяется работой только мозга или только мышц. Мы дышим, ходим, чувствуем, потому что различные органы нашего организма работают согласованно.

Что же характерно для общества как системы? Давайте попробуем выделить основные признаки.

Общество – это динамическая система. Согласитесь, что общество не находится в состоянии покоя, оно постоянно изменяется, развивается. Развитие может быть прогрессивно и регрессивно, эволюционно и революционно.

Общество – это нелинейная система. Процессы, которые в нём происходят, определяются разными причинами, описываются разными законами и не синхронизируются по времени.

image003

Например, рыночные законы спроса и предложения объективны. Если предложение превышает спрос, цена падает, и наоборот. Но в экономической сфере действуют не спрос и предложение, а покупатели и продавцы. Их действия направляются субъективной волей. Поэтому продавцы (производители) договариваются о контроле над рынком – создают монополистическое объединение. Покупатели выбирают не тот товар, который дешевле при том же уровне качества, а тот, который престижней.

Если говорить о несинхронизации по времени, то это очень хорошо видно на примере гендерных изменений в обществе. Согласитесь, что занятость мужчин и женщин в общественном производстве, их образовательный уровень, правовое положение уже произошли. А общественное сознание меняется гораздо медленнее. Отсюда и кризис традиционной семьи, и проблемы, связанные с неравной оплатой труда за равный труд, с неравными возможностями карьерного роста.

Общество – это открытая система. Оно реагирует на любые внешние изменения. Внешними факторами для общества являются природа и другие общества. Серьёзные колебания климата или нашествие других народов может даже привести к гибели уже сложившейся и, казалось бы, вполне устойчивой цивилизации.

Общество – это достаточно устойчивая система. Оно может интегрировать (включить в себя, сделать своей частью) новые элементы, перейти от хаоса на другую ступень самоорганизации и развиваться дальше. Кроме этого, общество может саморегулироваться и воспроизводить себя.

А какие элементы включает в себя общество как система?

· общественные (социальные) отношения,

· социальные нормы и ценности.

Давайте познакомимся с этими элементами более подробно.

Индивиды. В социологии индивид – это единичный представитель социального целого: общества, социальной группы. Его характеризует социальный статус – это положение, которое он занимает в обществе. Каждый индивид выполняет определённые социальные роли (общественные функции).

Социальные общности могут быть профессиональными, этническими, демографическими, религиозными и другими, то есть социальные общности различного типа определяются тем или иным способом (типом) взаимосвязи, взаимодействия людей.

Разновидностью социальных общностей являются социальные организации – это объединение людей, стремящихся к достижению общей цели.

Например, есть социальная общность молодёжи России, но согласитесь, что у всех молодых людей России вряд ли есть одинаковые цели, а вот если мы возьмём любую молодёжную общественную организацию, то увидим, что, как правило, её участниками становятся молодые люди, которые объединены общей целью.

Особенностью социальной организации является то, что связи между людьми носят вертикальный, иерархический характер. В них есть официальные лидеры, устав, программа действий и так далее. Примерами социальной организации могут быть школа, фирма, политическая партия и так далее.

Общественные (социальные) отношения – это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии.

Социальные нормы и ценности. Они регулируют поведение отдельных индивидов и социальных общностей, придают определённую стабильность общественному развитию.

Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема – это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система.

Чаще всего общество рассматривается как совокупность четырёх областей или сфер общественной жизни (подсистем общества).

Термины «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественнонаучном или математическом смысле. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества. Давайте поговорим о них более подробно.

Экономическая сфера. Связана с удовлетворением материальных потребностей людей.

Производя различные жизненные блага, индивиды вступают в отношения собственности, распределения, обмена, потребления. Производя различные материальные блага, используют различные орудия и предметы труда, от самых простых до сложных механизмов, автоматизированных систем, роботов и так далее. Привлекают финансовые ресурсы или для того, чтобы организовать производство материальных благ, или для приобретения уже готовых. Также в рамках этой сферы индивиды вырабатывают знания о наиболее эффективных способах организации производства и применяют их на практике.

Социальная сфера. Включает в себя отношения между различными общностями людей.

У каждой общности есть собственные интересы. Они по-разному относятся к существующему социальному строю, установившимся общественным порядкам. Это различие определяется как их материальным положением, так и другими факторами. Именно в сфере социальных отношений происходит согласование интересов, сглаживание противоречий. Или возникают социальные конфликты, которые могут очень серьёзно изменить эти порядки.

Политико-правовая сфера. Охватывает те структуры, которые связаны с осуществлением власти.

Эта сфера удовлетворяет потребности людей в порядке и безопасности: деятельность государства, способы и методы, которыми оно управляет обществом; политические интересы и политические организации; способы участия граждан в политической жизни.

Духовная сфера. К ней относят представления людей об окружающем мире: обычаи, традиции, верования, философские воззрения, художественные предпочтения.

Все эти подсистемы тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга. Только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование.

image004

Например, в случае автоматизации производства структурные изменения в экономике могут привести к росту безработицы в отдельных отраслях. Это вызовет снижение уровня жизни многих людей, социальные проблемы. То есть экономическая сфера воздействовала на социальную. Но это произошло не само по себе, к автоматизации производства привели определённые научные открытия и новые технологии, которые являются достижениями духовной сферы.

Вполне вероятно, что государство для разрешения социальных проблем должно будет предпринять какие-то меры. Тут социальная сфера влияет на политико-правовую. Причём речь может идти не только о выплате пособий людям, потерявшим работу. Потребуется, например, организовать массовое переобучение, изменить подходы к содержанию школьного и профессионального образования, ведь человек всегда был и остаётся главной производительной силой. Если произойдут качественные изменения в подготовке кадров, их профессиональный рост, это серьёзно повлияет на экономическое развитие страны. То есть тут мы видим уже влияние политико-правовой сферы и на экономическую, духовную и социальную. Эту цепочку можно продолжать до бесконечности, находя всё новые и новые точки влияния и соприкосновения. Можете попробовать заняться этим на досуге.

Комплекс норм, правил, которые регулируют какую-то конкретную сферу общественной жизни, обычно называют социальным институтом – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной жизнедеятельности людей, реализующая определённые функции в обществе. Совокупность норм и механизмов, которые регулируют определённую сферу общественных отношений.

Социальные институты можно разграничить по сферам общественной жизни:

Экономические: институты собственности, производства, разделения труда, рынок, торговля, банковская система, биржа, заработная плата, менеджмент, маркетинг и другое.

Политические: государство и право, армия, полиция, суд, политические партии, гражданское общество, институты президентства или монархии, парламентаризм и другое.

Социальные: институты стратификации (классы, сословия, касты), институт социального обеспечения, институты родства (семья и брак, отцовство и материнство, усыновление) и другие.

Духовные: образование, наука, искусство, музеи, библиотеки, церковь.

Приведённые примеры далеко не исчерпывают всё многообразие социальных институтов. Также нужно иметь в виду, что внутри крупных социальных институтов могут существовать более мелкие. Например, характеризуя институт суда, можно особо выделить институты судейства, прокурорства и адвокатства. Или, если мы говорим об институте церкви, то отдельно институты священства или монашества, или, например, институт исповеди, если речь идёт о христианстве.

Элементами социального института являются:

· Основные функции: те потребности, для удовлетворения которых он предназначен.

· Группы и организации. Для удовлетворения потребности общества должно располагать определёнными материальными и трудовыми ресурсами.

· Ценности, которые лежат в основе данного вида социальных отношений.

· Социальные роли, которые выполняют их участники.

· Нормы, которые регулируют их поведение.

Для чего же нужны социальные институты? Прежде всего они призваны выполнять целый ряд важных для общества функций:

· Регулятивная функция. Социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

· Интегративная функция. Включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

· Транслирующая функция (социализация). В рамках этой функции происходит передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

· Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счёт своих правил, норм поведения.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы.

1. Что такое общество?

2. Какие элементы включает в себя общество как система?

3. Охарактеризуйте сферы общественной жизни (подсистемы общества).

4. Что такое социальный институт?

5. Почему общество можно охарактеризовать как сложную динамическую систему?

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector