Общество как сложная система конспект

fashion 2309519 1920 Советы на день

Общество как сложная динамическая система

obschestvo kak slozhnaya dinamicheskaya sistema obschestvo kak slozhnaya dinamicheskaya sistema

Всего получено оценок: 1137.

Всего получено оценок: 1137.

Понятие общества охватывает все сферы человеческой жизни, отношения и взаимосвязи. При этом общество не стоит на месте, оно подвержено постоянным изменениям, развитию. Узнаем кратко об обществе – сложной, динамично развивающейся системе.

alexandrova ekaterina

Черты общества

Общество как сложная система имеет свои особенности, отличающие его от других систем. Рассмотрим выявленные разными науками черты:

В общество входят разные подсистемы, элементы. Оно может включать в себя различные общественные группы, причем как малые – семья, так и большие – класс, нация.

Общественные подсистемы – это основные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из них также является своеобразной системой, имеющей множество элементов. Так, можно сказать, что существует иерархия систем, то есть общество делится на элементы, которые, в свою очередь, также включают в себя несколько компонентов.

Например, экономическая сфера – это и транспорт, сооружения, материалы для изготовления товаров, и знания, нормы, правила, действующие в сфере производства.

Человек является универсальным элементом всех общественных систем, так как он входит в каждую из них, и без него их существование невозможно.

которые читают вместе с этой

lazyimg

lazyimg

lazyimg

lazyimg

lazyimg

Конечно, в разное время скорость изменений менялась: сложившийся порядок мог сохраняться долгое время, но были и периоды, когда случались быстрые качественные перемены общественной жизни, например, во время революций. В этом состоит главное отличие общества от природы.

Все компоненты общества занимают свое положение и определенные связи с другими элементами. То есть, общество – это упорядоченная система, в которой существует множество взаимосвязанных частей. Элементы могут исчезать, вместо них появляются новые, но в целом система продолжает функционировать в определенном порядке.

Общество в целом способно производить все необходимое для своего существования, поэтому каждый элемент играет свою роль и не может существовать без других.

Общество организует управление, создает институты для согласования действий разных элементов общества, то есть создает такую систему, в которой все части могут взаимодействовать. Организация деятельности каждого отдельного человека и групп людей, а также осуществление контроля – особенность общества.

obshchestvo kak slozhnaya dinamicheskaya sistema

Социальные институты

Представление об обществе не может быть полным без знания основных его институтов.

Под социальными институтами понимают такие формы организации совместной деятельности людей, которые сложились в результате исторического развития и регулируются установленными в обществе нормами. Они объединяют большие группы людей, занятых каким-либо видом деятельности.

Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение потребностей. Например, потребность людей в продолжении рода вызвала к жизни институт семьи и брака, потребность в получении знаний – институт образования и науки.

Примеры социальных институтов:

lazyimg

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию, мы выяснили, что общество как сложная динамическая система находится в постоянном развитии. Потребности человека привели к появлению определенных видов деятельности. Для их упорядочения появились социальные институты, объединяющие многих людей.

Источник

Конспект урока по обществознанию в 10 классе на тему «Общество как сложная система»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок обществознания для 10 класса

Тема урока: «Общество как сложная система»

Цель: продолжить формировать условия для понимания обучающимися общества как целостной системы через развитие умения анализировать, синтезировать, преобразовывать информацию из текста.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:

Знать понятия и термины «общество», «общество как система», «сферы жизни общества», «общественные отношения»;

уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

уметь:сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично;

формировать воспитания интереса к обществоведению; попытаться воспитать гуманность.

Социальная система — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект

Социальный институт — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Оборудование: Компьютер, мультимедийное оборудование, раздаточный материал для анализа поставленной проблемы.

Литература: Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. М.: 2014. — 351с.

II. Изучение нового материала

Взаимосвязь общества и природы.

Сферы общественной жизни и их взаимодействие.

Общественные науки, их особенности.

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа: Предлагается ответить на вопрос

— Что такое общество? (ответы студентов)

Учитель: На первый взгляд, кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то убеждаемся, что таких определений может быть множество.

Данное определение отражает понятие общества в широком смысле. Его необходимо запомнить.

Особенности социальной системы

Задание : используя текст учебника (страницы 18-19) представьте схематично общество как систему

Черты общества как системы:

Учитель: Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности – материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов – государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество – динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно, человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.

Социальные институты (мини-лекция)

Учитель : Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

Социальные институты – устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение определенных функций и основана на определенных нормах и стандартах поведения.

Основные институты общества:

Эти 5 видов направлены на удовлетворение жизненно-важных видов потребностей:

• В воспроизводстве рода;

• В безопаности и социальном порядке;

• В средствах существования;

• В получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

• В решении духовных проблем, поиске смысла жизни.

Характерные черты социальных институтов:

1) Объединение всех лиц, занятых определенным видом деятельности, чтобы удовлетворитьпотребности общества

2) Закрепление системой социальных норм, регулирующих соответсвующие типы поведения

3) Наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимых для каког-либо вида деятельности

4) Четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, могласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля

5) Интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществляет контроль за ней

IV. Закрепление изученного материала .( Задание по группам).

Выполнить задание по тексту из раздаточного материала (группы делятся по рядам):

Из работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

… Итак, мы убедились в том, что общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

Вопросы и задания к документу

Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.

Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.

Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

“ Лесенка. “Моё состояние”

hello html m4e26a242

VI. Домашнее задание: (3 мин.)

— с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь политической и социальной сферы;

— с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь экономической и духовной сферы;

Источник

Конспект урока»ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА «.10 класс

Задачи занятия:

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА «.10 класс»

Дата проведения___________ Класс_______________

Тема: ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА (§ 2)

Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы должно внести вклад в достиже­ние результатов

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

умение определять назначение и функции различ­ных социальных институтов;

сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.

дать научное представление об обществе как о соци­альной системе, способной создавать все необходимые ус­ловия для своего существования, производить всё потреб­ное для коллективной жизни людей;

раскрыть понятие социального института как устойчи­вой формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение фундаментальных потреб­ностей общества;

формировать целостное понимание общества и про­цесса его развития.

Место темы в системе учебных занятий

Данная тема является продолжением параграфа «Что такое общество» и органично связана с предыдущими уро­ками. Её основой стал системный подход к изучению обще­ства. Такой взгляд на рассматриваемый объект представ­ляет собой существенное продвижение в его понимании.

Литература и оборудование

Литература для учителя

Социальная философия / под ред. И. А. Гобозова. — М., 2003. — Гл. 3. «Общество как целостная система».

Голенкова З. Т., Акулич М. М., Кузнецов В. Н. Общая социо­логия / под ред. З. Т. Голенковой. — М., 2005. — Разд. IV, гл. 2. «Общество как социальная общность и социальная система».

Литература для учащихся

Обществознание: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголю­бова и др. — М., 2010. — § 10. «Общество как развивающаяся система».

Куликов Л. М. Основы социологии и политологии. — М., 1999. — § 4. «Социальные институты».

Таблица «Социальные институты» для проекции на экране.

Размноженный текст документа «Социальная система и её сре­да» (Обществознание. Практикум. Профильный уровень. 10 класс / под ред. Л. Н. Боголюбова. — С. 41—42).

Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

й вариант. Два комбинированных урока, на первом из которых рассматривается общество как система, а на втором — социальные институты.

й вариант. Первый час отводится на первичное рас­крытие основного содержания в школьной лекции, а вто­рой — на его более глубокое осмысление в процессе ак­тивной самостоятельной лабораторной работы учащихся с текстом параграфа и другими источниками.

Ответы на вопросы, поставленные в начале параграфа (с. 18), позволяют выявить недостаточность имеющихся у школьников знаний для целостного понимания сущности общества и подчеркнуть значение проблем, которые пред­стоит изучить.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

Общее понятие системы.

Характерные черты общества как системы.

Общее понятие системы. Первый пункт плана ориентирует на общую характе­ристику понятия «система». Оно относится к сложным объ­ектам: и механическим (например, часы), и биологическим (живой организм), и социальным. Все они имеют сложную структуру, включают в себя разнородные элементы. Все эти элементы, части системы связаны между собой и вза­имодействуют. Система функционирует лишь благодаря этому взаимодействию. Важно обратить внимание на то, что свойства системы принадлежат не её отдельным частям, а только системе в целом.

Характерные черты общества как системы.

По второму пункту плана возможно самостоятельное изучение учащимися части параграфа «Особенности со­циальной системы». При этом им предлагается составить простой план текста. Получится примерно такая запись:

Особенности социальной системы

Сложный характер социальной системы.

Наличие в составе системы разнокачественных эле­ментов.

Человек — основной элемент общественной системы.

Постоянное изменение общественной системы.

Интегративное качество системы как целого.

Социальная система — самоуправляемая.

Среда общества как системы.

Функции общественной системы.

Следующий шаг в работе — раскрытие каждого пункта этого плана в развёрнутой форме. Иначе говоря, учащимся предлагается превратить план в тезисы, кратко сформули­ровав основные положения прочитанного текста. В резуль­тате запись примет примерно следующий вид:

Особенности социальной системы

Общественная система имеет сложный характер, так как включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.

Общество как система включает в себя разнокаче­ственные элементы — материальные и идеальные.

Человек непременно включён в каждую из социаль­ных систем.

Способность человека ставить цели и выбирать сред­ства их достижения делает социальные системы более под­вижными, изменчивыми, чем природные.

Социальная система обладает интегративным каче­ством, которым не обладает ни один из её элементов и ко­торое ей присуще как целому: способностью создавать все необходимые условия для своего существования.

Социальная система является самоуправляемой.

Средой общества (совокупности жителей той или иной страны) как системы являются природа, мировое сообще­ство.

Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция.

Очевидно, что приведённые тезисы — лишь один из воз­можных вариантов такой записи. Главное, чтобы в ней нашли отражение основные положения прочитанного текста.

Целесообразно проверить, насколько учащиеся понимают смысл каждого положения. Этому поможет беседа по сле­дующим вопросам: почему социальную систему называют суперсистемой? В чём проявляется разное качество элемен­тов системы? Почему непременным элементом любой со­циальной системы является человек? Чем объясняется ди­намичность социальной системы? Чем отличается качество системы от качеств её элементов? Какая подсистема дела­ет общество самоуправляющейся системой? Каким образом взаимодействуют общество как система и его среда? В чём заключается каждая из функций общества как системы?

Изучение третьего пункта плана — «Социальные ин­ституты» — целесообразно начать с разъяснения различия употребления слова «институт» в бытовой речи и в науке. Отправным для объяснения научного подхода является по­нятие «деятельность».

Для уяснения связи между потребностями, видами де­ятельности и социальными институтами можно использо­вать следующую таблицу:

Основные виды деятельности

и социальном порядке

в получении знаний,

в решении духовных

При работе с таблицей важно обратить внимание уча­щихся на то, что, во-первых, социальный институт возника­ет на основе совместной деятельности больших масс людей; во-вторых, эта деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества; в-третьих, со­циальный институт представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности; в-четвёртых, эти фор­мы сложились исторически; наконец, в-пятых, такая дея­тельность регулируется нормами, традициями, обычаями.

Применительно к любому из названных в таблице со­циальных институтов можно показать все перечисленные характеристики. Например, большие массы людей на лю­бом историческом этапе занимались хозяйством. Назначе­нием деятельности земледельцев, ремесленников, работни­ков промышленности, торговли и сферы услуг всегда было удовлетворение потребностей населения в средствах суще­ствования. Формами организации подобной деятельности стали различные предприятия, фирмы, биржи, банки и т. п. Эти формы являются результатом исторического развития. (Учащиеся из курса истории знают, как сменяли друг друга ремесленные мастерские, мануфактуры, современные про­мышленные предприятия, как возникли банки и т. д.) Соответствующая сфера деятельности регулируется раз­личными социальными нормами: Гражданским кодексом, Трудовым кодексом, законами о предпринимательской деятельности, акционерных обществах, о банках и т. д., традициями проведения ярмарок, моральными нормами, относящимися к труду и бизнесу, и т. п.

Осмыслить характерные черты социального института учащиеся также смогут, обратившись к тексту параграфа (три абзаца, начинающихся словами «Итак, социальный институт — это.»). Полезно проиллюстрировать каждую черту на примере одного и того же социального института. Так, образование как социальный институт — это и сово­купность лиц, занятых образовательной деятельностью (учи­телей школ, преподавателей вузов, авторов учебников), и обладающие необходимыми материальными средствами об­разовательные организации (школы, учреждения профес­сионального образования, музыкальные школы и т. п.), и система регулирующих их деятельность правовых и нравственных норм, традиций, обычаев.

Затем раскрывается значение социальных институтов. Внимание учащихся привлекается к содержащемуся в учебнике положению: социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Затем целесообразно обратиться к абза­цу, начинающемуся словами: «Наличие социальных инсти­тутов надёжно обеспечивает.»

Теоретические вопросы темы следует раскрывать на ак­туальных примерах развития российского общества.

Параграф завершается заданием и вопросами, которые полезно обсудить с учащимися.

Большое значение имеет работа с практическими выво­дами.

Первый из них ориентирует на изучение общество- знания. Он противостоит легковесному суждению: «Зачем тратить силы и время на изучение наук об обществе? И так всё просто и понятно». На деле не просто. И поиск простых решений возникающих в жизни общества про­блем, как правило, не ведёт к положительному результату. Это можно показать на конкретном примере. Так, многие считают, что достаточно ввести смертную казнь за наи­более тяжкие преступления, чтобы их искоренить. Одна­ко опыт многих стран не подтверждает эту точку зрения. Или, например, некоторые полагают, что изжить пьянство можно путём введения сухого закона. Но и эти взгляды не подтверждаются историческим опытом. Общественные явления связаны с множеством факторов, и без учёта всех связей трудно принять правильные решения.

Третий вывод ориентирует на применение знаний о со­циальных институтах в повседневном взаимодействии с ними. Ученик уже сегодня должен правильно строить свои отношения с институтами семьи и образования. Возможно, он связан и с институтом религии. Ему предстоит разви­вать взаимодействие с экономическими и политическими институтами. Эффективность этого взаимодействия зави­сит от понимания сущности каждого из них, правовых норм, регулирующих его функционирование.

Четвёртый вывод связан с изучением последующих тем. Они характеризуют различные элементы общества как си­стемы. Важно видеть место каждого из них в целостной системе, рассматривать связь с другими элементами.

Если второй урок отводится на самостоятельную работу учащихся, целесообразно часть времени посвятить работе с текстом учебника и документами, а другую часть — реше­нию проблемных задач.

Помимо изучения включённого в параграф фрагмента из работы Э. Шилза, желательно организовать анализ до­кумента «Социальная система и её среда».

Задания к параграфу могут быть выполнены и обсужде­ны на уроке. Однако первое из них целесообразно дать не­скольким сильным ученикам заранее. При его выполнении они смогут использовать разнообразные источники информации.

При работе с текстом параграфа дома учащимся рекомен­дуется продумать возможные ответы на вопросы для само­проверки. Наиболее подготовленным рекомендуется мате­риал изданий, представленных выше в списке литературы.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector