Общество как сложная система таблица

girl 1828536 1920 Советы на день

ЕГЭ. Общество. Тема 3. Общество — динамическая система. Сферы общества

ot1

Общество является системой.

Что такое система? «Система» — это слово греческое, от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей, соединение.

Значит, если речь идёт об обществе как системе, то имеется в виду, что общество состоит из отдельных, но взаимосвязанных, взаимодобавляющих и развивающих частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни ( подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.

ПОЯСНЕНИЕ:

Находя вариант ответа на вопрос об обществе как системе, необходимо найти ответ, в котором содержатся элементы общества: сферы, подсистемы, социальные институты, то есть части этой системы.

Общество – динамическая система

ot11

Вспомним значение слова « динамический». Оно является производным от слова « динамика», обозначающего движение, ход развития какого – явления, чего-либо. Это развитие может идти и вперёд, и назад, главное — оно происходит.

Общество — динамическая система. Оно не стоит на месте, находится в постоянном движении. Не все сферы развиваются одинаково. Какие-т о быстрее изменяются, какие-то медленнее. Но всё движется. Даже период стагнации, то есть приостановки в движении, не является абсолютной остановкой. Сегодняшний день не похож на вчерашний. « Всё течёт, всё изменяется»,- говорил древнегреческий философ Гераклит.

ПОЯСНЕНИЕ:

Правильным вариантом ответа на вопрос об обществе как динамической системе будет тот, в котором речь идёт о любого рода движении, взаимодействии, взаимовлиянии каких-либо элементов в обществе.

Сферы общественной жизни (подсистемы)

Признаки общества как динамической системы:

Пути развития общества:

Тенденции развития сфер общественной жизни:

ПОЯСНЕНИЕ

На ЕГЭ будет представлено два типа заданий по данной теме.

1.Необходимо по признакам узнать, о какой сфере идёт речь (запомните данную таблицу).

Пример: Государственная Дума приняла закон « О конкуренции».

В данном случае речь идёт о взаимосвязи политической сферы Государственная Дума) и экономической ( закон касается конкуренции).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

​​​​​​​Системное строение общества: элементы и подсистемы

Содержание:

Общество – это

Страна – общество, объединённое единством территории, культуры, истории и тд.

Государство – политическая организация общества во главе с правительством и органами, представлена одним из типов управления.

Точки зрений мыслителей на общество:

Критерии общества – наличие территории, закреплённой границами, автономность, т.е. способность существовать независимо от других держав, интегративность: воспроизводство новых членов общества в структуру.

Свойства общества – независимость, самостоятельность, саморегуляция.

Функции общества:

Общество представляет собой людские взаимоотношения.

90f865a3301d600a9ce4060d8f5387d129f05461

Сфера жизни общества – область в структуре общества. Сферы представлены устойчивыми и независимыми подсистемам человеческой деятельности, в них включены:

Сферы общественной жизни

– управляет формами общественного сознания.

Представленные сферы взаимодействуют между собой, сохраняя изначальные функции. В каждой сфере происходит формирование социальных институтов – группа людей, объединённых по тому или иному критерию (религия, семья и т.д.)

Социальная система

Социальная система – некое целое, представленное объединением социальных элементов (индивид, группа, общество).

Общество представляет собой сложноорганизованную и саморазвивающуюся систему, обладающую следующими чертами:

Общество – динамичная система (находящаяся в активном движении, меняя свойства и черты. Смена осуществляется не только внешними условиями, но и эволюцией системы.

Выделяют линейные и нелинейные типы. В линейных системах изменения поддаются прогнозу и подсчёту.

Общество – нелинейная система (изменения описываются законами. Перемены носят непредсказуемый характер. Этот вид системы порождает структуры, где происходят социальные изменения).

Общество – открытая система (происходит реакция на изменения извне)

Общество представляет собой многоуровневый комплекс:

Источник

«Общество как сложная динамичная система (социальное взаимодействие и основные институты общества)». 10-й класс

Класс: 10

Цели:

Оборудование: ноутбук, презентация, видеопроектор, экран, рабочие листы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний обучающихся.

Вид урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: словесные (объяснение), наглядные, практические (задания), фронтальная работа, самостоятельная работа, беседа по вопросам, индивидуальные задания.

Цели урока реализуются следующим образом:

Развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие самостоятельности учащихся способствует через групповую работу, работу с текстом, выполнение заданий с пропусками слов.

Пробуждается интерес, любовь к предмету. Считаю, что эффективнее это получается тогда, когда используются игровые моменты, потому что игра для ребёнка естественная потребность. Во время игры дети действуют свободно, не боятся ошибки. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребёнком в процессе учебной деятельности. С этой целью учащимся предложена игра “Эстафета”, которая также используется в качестве физкультминутки.

С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в пограмме Microsoft PowerPoint, что позволяет, во-первых, сэкономить время, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счёт предлагаемых словесных, наглядных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Соблюдаются структурные компоненты урока:

Приём подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке, поскольку на настоящий момент данными умениями владеют не все учащиеся класса.

Учебная работа на уроке разнообразна: групповая работа, работа с дидактическим материалом, индивидуальная работа. Чередуются различные виды деятельности учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте! Чем же мы с вами сегодня будем заниматься? Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – для этого проведём маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: почему общество сложная динамичная система? Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное об обществе.

2. Постановка целей

Тема нашего урока «Общество как сложная динамичная система» (слайд 1). Используя эти слова помощники (ПОВТОРИМ, ИЗУЧИМ, УЗНАЕМ, ПРОВЕРИМ) (слайд 2) сейчас мы с вами попытаемся сформулировать цели нашего урока. (ответы детей)

(Повторим тему «Общество», изучим общество как динамичную систему, проверим знания по теме «Общество»)

Сейчас выполним первое наше задание.

Задание:

Что такое общество? (слайд 3)

(Общество в узком значении это:

Общество (в широком значении ) – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.)

3. Формирование новых знаний

Учитель: Общество – это не просто то, что мы определили, а это система – сложная и динамичная. (слайд 4)

Система – это целое, составленное из частей совокупность.

Что значит динамичная система? (ответы детей)

Вывод: Динамичная система– система допускающая различные изменения, развитие, возникновение новых, отмирание старых частей и связей между ними.

Учитель: Общество как сложная динаическая система включает в себя элементы и подсистемы, с чем предстоит познакомиться нашим группам и рассказать об этом нам.

2. Работа в группах. (Приложение 1)

1 группа– изучает особенности социальной системы и вносит данные в таблицу

Характерные черты общества как системы.

Социальная – главными элементами выступаютл личность, этнос, нация, стратификационные классы и взаимоотношения.
Экономическая – представлена производственными силами и отношениями; обеспечение продуктами, удовлетворяющих материальные потребности.
Политическая – элементы представлены политическими партиями, движениями, политической властью государства.
Духовная
Ряд отличий Характеристика отличий
1-е отличие
2-е отличие
3-е отличие

2 группа – изучает социальные институты и вносит данные в таблицу

Развитие социальных институтов.

социальные институты Функции
Семейно-брачный
Экономический
Политический
Религиозный
Образования

3. Выступление групп с результатами работы.

Какой вывод мы можем сделать из всего того, что услышали?

Общесво как система имеет сложный характер, так как состоит из элементов и подсистем. Состоит из четырёх подсистем, которыми являются сферы общества. В свою очередь эти подсистемы имеют ещё свои элементы (слайды 5-9)

С чем можно сравнить общество? (с колесом, с деревом, с человком, часами)

4. Физкультминутка

Игра “Эстафета”

Из каждой команды по очереди выходят по одному человеку к доске и записывают слово или словосочетание, которые помогут раскрыть тему сегодняшнего урока, кто быстрее? Начали!

5. Закрепление изученного материала

Эти слова нам помогут в дальнейшей работе. Сейчас каждый из вас берёт рабочие листы (Приложение2) и начинаем выполнять задания, таким образом, мы с вами закрепим то, что сегодня изучили.

Задание1: Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. (слайд 10)

“Система – это целостная _________(А) элементов, которые тесно связаны друг с другом. Системы могут быть _________(Б) и сложными. Сложная система – это такая, элементы которой сами рассматриваются как __________(В).
По характеру ____________(Г) частей системы делятся на три основных типа. Первый тип – неорганизованная целостность, например простое скопление предметов, подобное стаду животных.
Второй тип системы – организованная целостность, например атом, молекула, _________(Д), Солнечная система, Галактика. В организованном целом составляющие его элементы находятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи.
Третий тип системы – органическая целостность, например организм живого существа, биологический вид, ______________(Е). Это высший тип системы. Её характерные особенности – саморазвитие и ____________(Ж) частей. Части органического целого вне целого теряют ряд своих значимых свойств и вообще не могут существовать в данном качестве.” (ответ 7241685)

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано один раз.

1) связь 4) система 7) совокупность
2) простые 5) самовоспроизведение 8) общество
3) динамизм 6) кристалл 9) прогрессивные

Теперь обменялись рабочими листами. Проверяем друг у друга. Ставим оценки.

1 ошибка – “5”
2 ошибки – “4”
3-4 ошибки – “3”
5 и больше ошибок – “2”

Задание 2: Заполните пропуски в схеме “Подсистемы общества”

1

Приведите примеры взаимовлияния различных подсистем общества.

Проверка и самооценивание.

Задание 3. Прочитайте текст документа “Из работы современного американского социолога Э. Шилза “Общество и Общества: макросоциологический подход”. Страница 25-26 и ответьте на вопросы.

Задание 4. Используя текст параграфа, заполните пропуски в таблице (слайд 11)

Социальные институты Функции
Биологическое воспроизводство и первичная социализация новых поколений
Образование
Удовлетворение потребности в вере, решении проблем смысла жизни
Эффективная организация производства благ, удовлетворяющих материальные потребности человека и общества
Государство

Задание 5. Прочитайте высказывание и выполните задания.

В природе каждое явление – запутанный клубок, в обществе каждый человек – капешек в мозаичном узоре. И в мире физическом, и в мире духовном всё переплетено, нет ничего бемпримесного, ничего обособленного” (Н. Шамфор (1741-1794), французский писатель)

Как вы понимаете смысл высказывания?

– С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой писателем проблемы?

– Составьте план, на основе которых вы будете раскрывть проблему, поднятую автором высказывания.

– Приведите примеры, иллюстрирующие основные идеи нескольких пунктов плана.

6. Подведение итогов

– Какую тему мы с вами сегодня изучили?

– Почему общество – сложная динамичная система?

– Какие основные выводы вы бы сделали по изученной теме.

7. Домашнее задание.

Охарактеризовать российское общество начала XX века как систему.

8. Рефлексия

“Лесенка. “Моё состояние” (слайд 12)

Источник

Общество как сложная система

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Общество как сложная система

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы должно внести вклад в достижение результатов

— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

— умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

— сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.

1) дать научное представление об обществе как о социальной системе, способной создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей;

2) раскрыть понятие социального института как устойчивой формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества;

3) формировать целостное понимание общества и процесса его развития.

II. Место темы в системе учебных занятий

Данная тема является продолжением параграфа «Что такое общество» и органично связана с предыдущими уроками. Её основой стал системный подход к изучению общества. Такой взгляд на рассматриваемый объект представляет собой существенное продвижение в его понимании.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Социальная философия / под ред. И. А. Гобозова. — М., 2003. — Гл. 3. «Общество как целостная система».

Голенкова З. Т., Акулич М. М., Кузнецов В. Н. Общая социо- логия / под ред. З. Т. Голенковой. — М., 2005. — Разд. IV, гл. 2. «Общество как социальная общность и социальная система».

Литература для учащихся

Обществознание: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголю- бова и др. — М., 2010. — § 10. «Общество как развивающаяся система».

Куликов Л. М. Основы социологии и политологии. — М., 1999. — § 4. «Социальные институты».

Таблица «Социальные институты» для проекции на экране.

Размноженный текст документа «Социальная система и её сре- да» (Обществознание. Практикум. Профильный уровень. 10 класс / под ред. Л. Н. Боголюбова. — С. 41—42).

Ответы на вопросы, поставленные в начале параграфа (с. 18)

1. Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества?

2. Что придает устойчивость и предсказуемость развитию общества?

В философской литературе общество определяется как – динамическая система, поскольку:

— состоит из элементов (сферы жизнедеятельности, социальные институты, группы и тд);

— имеются связи и взаимодействия между элементами, а также с другой системой – природой;

— обладает целостностью и качественной определенностью, т.е. обладает признаками и функциями, которые отличают ее от других систем;

— проявляется динамизм, состоящий в возможности изменений как всего общества, так и отдельных его элементов (могут возникнуть, измениться или исчезнуть элементы и связи между ними).

Разберем смысл понятия система – в переводе с греческого это слово означает – целое, составленное из частей.

Системами являются и наша вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека.

Каждая из них включает взаимодействующие части – подсистемы и элементы.

Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Особенности социальной системы

Задание: найдите в параграфе характерные черты общества как системы (стр.19-20):

1) Общество имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.

Макроструктура общества состоит из 4-х подсистем, которыми являются основные сферы человеческой сферы – социальная, экономическая, духовная, политическая. В свою очередь каждая из данных подсистем имеет свое собственное сложное строение и является сложной системой. Например, экономическая подсистема является системой для таких компонентов как производство, распределение, обмен и потребление. Социальная сфера включает в себя – классы, соц.слои, нации и тд., духовная сфера включает различные формы и уровни общественного сознания, образование, науку, религию, мораль. А политическая сфера включает в себя – гос-во, партии и тд., но и гос-во тоже является системой с множеством составляющих. поэтому, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Допустим, в условиях экономического кризиса президент страны вынужден назначить досрочные парламентские выборы (это пример связи экономической и политической сфер жизни общества)

2) Общество включает в себя разнокачественные элементы, как материальные, так и идеальные.

Например: материальными элементами экономической сферы являются – предприятия, транспортные средства, сырье и материалы, производственные товары, а духовными элементами – экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения.

3) Основным элементом общества как системы является человек, который ставит перед собой цели, выбирает средства и способы осуществления своей деятельности – это и делает общество динамичным, т.е. изменчивым и подвижным.

Задание: найдите качества общества(стр.20-21)

1 качество – это динамичность общества

2 качествоинтегративность – компоненты общества не находятся в беспорядке, а напротив занимают внутри системы определенное положение.

Многообразные связи между компонентами общества делают его единым целым

3 качествосамодостаточность – как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого – общества как системы.

4 качество – самоуправляемость – согласованность компонентов образующих социальную целостность обеспечивается управленческой функцией политической подсистемы общества.

Теперь давайте проверим насколько вы поняли смысл каждого положения.

Этому поможет беседа по следующим вопросам :

почему социальную систему называют суперсистемой? (макроструктура общества как системы состоит из 4-х подсистем: экономическая, социальная, духовная, политическая. Каждая из этих сфер имеет свое собственное сложное строение, и сама является сложной системой. Любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. СТР 19)

Почему непременным элементом любой социальной системы является человек? (человек- универсальный элемент всех социальных систем (: образовательные, политические, экономические, медицинские, правовые), поскольку он непременно включен в каждую из них)

Чем объясняется динамичность социальной системы? (человек обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности, что делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные)

Чем отличается качество системы от качеств её элементов? (система обладает интегративным (объединяющим) качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов (ЭЛЕМЕНТОВ) системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Пример: отдельные органы человека (сердце, желудок и тд) не обладают свойствами человека, так и система здравоохранения, гос-во и др. элементы общества не имеют тех качеств, которые присуще обществу в целом).

Какая подсистема делает общество самоуправляющейся системой? (Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность).

Каким образом взаимодействуют общество как система и его среда? (изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которое общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям).

В чём заключается каждая из функций общества как системы?

Функции системы: адаптация, целедостижение – способность поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую природную и социальную среду, поддержание образца – способности сохранять свою внутреннюю структуру, интеграция – способности интегрировать, т.е. включать новые части, новые общественные образования в единое целое.

Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

Обратите внимание на то, как употребляются слова «институт» в бытовой речи и в науке.

1. Институт в переводе с латинского означает «установление».

2. В русском языке часто используется для обозначения высших учебных заведений.

3. В области права институт – совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом.

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Иными словами, социальный институт – это совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной, значимой для общества потребности.

Важнейшими социальными институтами являются:

— семья, гос-во, школа и производство

Основные функции соц. институтов:

1) Служат удовлетворению общественных потребностей

2) Действуют в соответствии с определенными правилами и нормами

3) Организуют совместную деятельность людей

4) Обеспечивают социализацию индивидов

Обратите внимание на таблицу в учебнике – стр.23

Задание: найдите характерные черты социального института

Соц. институт закреплен системой норм, регулирующих соответствующие типы поведения (соц.нормы (правила) регулируют поведение людей в семье, школе и тд);

Еще одна характерная черта социального института – наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности.

Для социального института характерно четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля.

Так, образование как социальный институт — это и совокупность лиц, занятых образовательной деятельностью (учителей школ, преподавателей вузов, авторов учебников), и обладающие необходимыми материальными средствами образовательные организации (школы, учреждения профессионального образования, музыкальные школы и т. п.), и система регулирующих их деятельность правовых и нравственных норм, традиций, обычаев

Рассмотрим основные признаки соц. института на примере семьи.

Прежде всего каждая семья – это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака и кровного родства.

Семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и тд…

Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, которое предполагает соответствующее поведение: родители обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети – учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами – моралью и правом.

Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших.

Закон закрепляет ответственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям.

Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами.

Задание : найдите в учебнике значение социальных институтов.

Наличие соц институтов:

1) Делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым;

2) Обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей;

3) Делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, устойчивыми и надежными.

Институциональные взаимодействия – это хорошо отлаженный порядок соц жизни. Чем больше соц нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.

Общество изменчиво. Возникают новые потребности, появляются новые виды деятельности и соответствующие связи – общество заинтересованно в придании им нормативного характера, т.е. в их институционализации. (пример посмотреть в учебнике, стр.25)

Итоги урока – практические выводы.

Выполнить задание №4, стр. 28

Домашнее задание: при работе с текстом параграфа дома учащимся рекомендуется продумать возможные ответы на вопросы для самопроверки.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector