Общество как сложноорганизованная система

woman 3287956 1920 Советы на день

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система.

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Социальная философия.

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Ее в первую очередь интересуют не столько специфические особенности, скажем, экономических, политических или же духовных явлений – это главным образом предмет других наук, сколько их место в целостной структуре общества и та роль, которую они играют в его существовании и развитии.

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система.

Представление об обществе и природе как упорядоченной, целостной, гармоничной системе сформировалось еще в античности. В XIX-XX вв. проблема системности общества стала предметом специального исследования такими мыслителями, как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др. В конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. идеи об обществе как едином, целостном организме, сложноорганизованной системе как и о других сложных самоорганизующихся системах, о мире в целом получили рациональное обоснование в таком междисциплинарном направлении, как синергетика (Г. Хакен, И. Пригожин и др.).

В качестве социальной системыможет выступать

· отдельная личность, поскольку она обладает характеристиками, которые формируются и выявляются в процессах социального взаимодействия;

· отдельные группы людей, находящиеся в непосредственном контакте;

· этнические или национальные общности;

· государства или группы государств, объединенные согласованными, кооперативными связями;

· различные организации с четко представленной структурой; некоторые подсистемы общества – экономические, политические, правовые и т.д.

С точки зрения наработанных в философии и науке подходов (например, синергетики междисциплинарного направления в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем, исследуется совместное действие многих подсистем самой различной природы, в результате которого возникает структура и соответствующее функционирование), общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система,включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами:

1. Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые – роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т.д. В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, – это система вне – и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в человеческом языке, в различных предметах и поступках, программах деятельности, поведения и общения, без которых люди не могут вместе существовать. Общество обладает интегративным (объединяющим) качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам. Человек, живущий в обществе, поэтому чаще всего поступает как «надо», как принято в соответствии с нормами коллективной культуры и истории. Это, вместе с тем, не становится преградой на пути к осмысленным поступкам, сознательному выбору человека, созданию новых образцов поведения с попытками оставить след в человеческой истории.

640 1

3. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, т.е. способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены и не функционируют в отрыве друг от друга различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования не «в одиночку», а совместными усилиями. Общество как самодостаточная социальная система – это продукт совместной кооперативной деятельности людей, где ни один из ее видов не может функционировать вне взаимодействия с другими видами деятельности, группами, коллективами, что и создает предпосылки и условия жизнедеятельности общества. Так меняется общество. А изменившееся общество начинает формировать людей «под себя», т.е. тех, кто способен воспроизводить и сохранять это общество.

4. Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Причем, если проблема выбора вариантов развития в других областях осуществляется естественным образом в процессе самоорганизации природного бытия и без наличия человека, то в обществе главным действующим лицом и «дирижером» выбора является человек. Выбор того или иного пути развития является своеобразным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

5. Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества. Как только в обществе начинают предприниматься попытки реализовать в жизнь, в практику одну из моделей развития, претендующую на статус «единственно правильной и научной», общество становится «закрытым», т.е. таким обществом, которое не допускает плюрализма в экономике, политике, культуре, в котором неизбежно развитие тоталитаризма, примата общества над индивидом, идеологического догматизма, противопоставление себя всему остальному миру. Вместе с тем непредсказуемость, нелинейность развития общества не означает, что ученые вообще не могут строить модели социального прогнозирования

Общество представляет собой сложно организованную социальную систему. Слово «система» в переводе с греческого – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство.

Общество как целостная система включает в себя многообразные элементы, представляющие сложную иерархию – производственная, управленческая, система социальных связей, взаимно пронизывает друг друга, не существуя изолированно друг от друга. Структура общества представлена как система различных групп, общностей, как таких объединений людей, которые характеризуются общими признаками, более или менее прочными социально-культурными связями, общим типом поведения, умозрения и целеполагания. Вряд ли можно обосновать единственно верную концепцию структурной организации общества. В зависимости от того или иного основания, могут быть выделены различные структурные подсистемы. Взаимоотношения составляющих общество элементов, характеризуют его структурную организацию, статику общества, т.е. структуру общества с выделением его основных подсистем и элементов, с их связями и отношениями.

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии.Структура общества может быть представлена с разных позиций – сословной, стратификационной, организационной и т.д.

При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации, которая не противоречит учению о классовой структуре общества.

Слово «стратификация» (от лат. stratum – слой и facio – делаю) обозначает систему признаков и критериев социального расслоения и социальной дифференциации в обществе по широкому кругу признаков (образование, квалификация, доходы и т.д.), выражая, тем самым, социальную структуру общества.Дает возможность получить более полную картину социальной дифференциации по различным признакам – от образования до квалификации.

Итак, структурная характеристика общества описывает статику общества, т.е. структуру общества с выделением его основных подсистем и элементов, с их связями и отношениями. Структура общества может быть представлена как групповая, сословная, классовая, стратификационная и другая система или системы. Современная социология пытается объединить эти подходы в единой общей картине общества, где названные элементы выступают как взаимодополняющие друг друга подсистемы, вводя для этого соответствующую категориальную матрицу (социальная группа, социальные слои, социальные институты, социальный контроль и т.д.). Тем самым даются ответы на вопросы, как устроено общество. Не менее важно знать, как развивается общество, каковы источники, механизмы и направленность социальной динамики, какова природа социальных конфликтов, революций и трансформаций.

Можно выделить четыре основные модели, подхода к их решению: идеалистическую, натуралистическую, материалистическую и плюралистическую (факторную) модель.

Аргументом является то обстоятельство, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные мотивы, цели, установки, которые предшествуют их реальным действиям.

Идеалистическое объяснение сущности общества приводит к отрицанию объективных законов его развития.

Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества предопределило и решение проблемы движущих сил истории. Решающая роль отводилась великим личностям, духовной элите, творческому меньшинству. История предстала результатом их деятельности, народу отводилась роль инертной, пассивной массы, толпы.

2. Натуралистическаямодель (или географическое направление) ведущую роль в развитии общества отводит природным условиям. С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л, Мечников), природная среда (климат, почва, полезные ископаемые и т, д.) определяет характер, психику людей, установление того или иного политического строя (например, монархия или республика), диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности.

Однако натуралистическая модель, справедливо подчеркивая значение природных условий в развитии общества, определенную зависимость развития отдельных стран, в том числе и психики, поведения людей от тех или иных природных, климатических факторов, в то же время преувеличивает, абсолютизирует их роль в социальных процессах.

3. Противоположной идеалистической и натуралистической модели является материалистическаятеория общества, основные принципы которой сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом. Данная концепция означала материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Не отрицая существования в общественной жизни идейных побудительных мотивов, отвечая на вопросы о конечных причинах возникновения и существования этих мотивов, материалистическая модель основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание.

Первичность и определяющая роль общественного бытия аргументируется следующим образом:

· общественное сознание возникает на основе общественного бытия и без него не существует, являясь его отражением;

· общественное сознание заимствует из общественного бытия свое содержание;

· источником изменения общественного сознания являются, в конечном счете, потребности развития и изменения общественного бытия.

В материалистической модели получил обоснование закономерный характер развития общества, его рассмотрение как продукта сознательной деятельности людей, различных социальных общностей. При этом решающая роль отводится народу – создателю материальных и духовных ценностей.

4. Плюралистическая (факторная) модель (М.Вебер, Р.Арон) в отличие от рассмотренных моделей, исследующих общество в рамках монистического подхода к объяснению исторического процесса, рассматривает его как результат действия равнозначных явлений (экономики, религии, права, морали и др.), отрицая наличие единого детерминирующего фактора.

Сравнительный анализ теоретических моделей общества позволяет сделать вывод, что ни одна из них не может служить универсальным ключом к раскрытию сущности социума и его причинно-следственных связей, но каждый из этих подходов обладает определенными познавательными возможностями.

Источник

Основные черты общества как сложноорганизованной саморазвивающейся системы

Общество представляет собой сложноорганизованную соци­альную систему Слово “система “в переводе с греческого – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство.

В качестве социальной системы может выступать отдельная личность, поскольку она обладает характеристиками, которые формируются и выявляются в процессах социального взаимодействия; отдельные группы людей, находящиеся в непосредствен­ном контакте; этнические или национальные общности; государ­ства или группы государств, объединенные согласованными, коо­перативными связями; различные организации с четко представ­ленной структурой; некоторые подсистемы общества – экономи­ческие, политические, правовые и т.д.

С точки зрения наработанных в философии и науке подходов (например, синергетики, междисциплинарного направления в со­временной науке, в рамках которого обосновывается теория слож­ных самоорганизующихся систем), общество характеризуется как сложиоорганизоваиная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процесса­ ми саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся си­ стема обладает следующими специфическими чертами:

1. Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не ме­ханическая сумма индивидов, а сложная система, в которой фор­мируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые – роды, племена, классы, нации, семьи, коллек­тивы и т.д. В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоя­тельности.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, – это сис­тема вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, кото­рые человек создает своей активной деятельностью вместе с дру­гими людьми. Эти “невидимые” социальные связи и отношения даны людям в человеческом языке, в различных предметах и по­ступках, программах деятельности, поведения и общения, без ко­торых люди не могут вместе существовать. Общество обладает интегративным качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам. Человек, живущий в обществе, поэтому чаще всего поступает как “надо”, как принято в соответствии с нормами коллективной культуры и истории. Это, вместе с тем, не становится преградой на пути к осмысленным по­ступкам, сознательному выбору человека, созданию новых образ­цов поведения с попытками оставить след в человеческой истории.

3. Важнейшей чертой общества является его самодостаточ­ность, то есть способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в дан­ном случае как целостный единый организм, в котором тесно пе­реплетены и не функционируют в отрыве друг от друга различ­ные социальные группы, самые разнообразные виды деятельнос­ти, обеспечивающие жизненно необходимые условия существова­ния не “в одиночку”, а совместными усилиями.

Общество как са­модостаточная социальная система – это продукт совместной коо­ перативной деятельности людей, где ни один из ее видов не может функционировать вне взаимодействия с другими видами деятель­ности, группами, коллективами, что и создает предпосылки и ус­ловия жизнедеятельности общества. Так меняется общество. А из­ менившееся общество начинает формировать людей “под себя”, то есть тех, кто способен воспроизводить и сохранять это общество.

4. Человеческое общество отличает исключительная динамич­ность незавершенность и альтернативность развития. Причем, если проблема выбора вариантов развития в других областях осу­ществляется естественным образом в процессе самоорганизации природного бытия и без наличия человека, то в обществе главным действующим лицом и “дирижером” выбора является человек. Выбор того или иного пути развития является своеобразным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

1. Общество отличается и особым статусом субъектов, опреде­ляющих его развитие. Человек является универсальным компо­нентом социальных систем, включаясь в каждую из них. За проти­востоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение оп­ределенных потребностей, интересов, целей; воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции.

Неизбежная и острая конкуренция интересов и устремлений субъектов человеческого общества определяет селективную дея­тельность по выбору тех или иных средств и аргументов для обоснования отстаиваемой идеи, концепции, способной привлечь внимание других людей, послужить мотивом их социальной ак­тивности. В связи с этим в обществе очень часто происходит стол­кновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика.

2. Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемостьунелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение инте­ресов и целей различных людей создает предпосылки для реали­зации различных вариантов и моделей будущего развития обще­ства.

Как только в обществе начинают предприниматься попыт­ки реализовать в жизнь, в практику одну из моделей развития, претендующую на статус “единственно правильной и научной”, общество становится “закрытым”, то есть таким обществом, кото­рое не допускает плюрализма в экономике, политике, культуре, в котором неизбежно развитие тоталитаризма, примата общества над индивидом, идеологического догматизма, противопоставле­ние себя всему остальному миру.

Вместе с тем непредсказуемость, нелинейность развития общества не означает, что ученые вообще не могут строить модели социального прогнозирования. Напротив, проведение работ в сфере глобального моделирования, пост­роение компьютерных моделей мира, обоснование возможных ва­риантов развития социальной системы в самых ее различных об­ластях – вполне рациональный и необходимый, особенно в совре­менных условиях, акт. Социальный мир не является абсолютно произвольным и неуправляемым. Из этого следует еще одна специфическая черта общества как системы.

3. При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве, даже слабом, человека в характер развития соци­альных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление по­следствий такого вмешательства. Исследование общества, обще­ственных процессов нуждается во всестороннем “проигрывании” возможных вариантов развития социальной системы и выявлении причин ее неустойчивости.

Необходим и анализ возникающих вопросов и возможных от­ветов. “Что произойдет, если…, какой ценой будет установлен по­рядок, какие последствия вызовет такое слабое воздействие на си­стему, как…, какова значимость того, что погибнет и что возникнет, если…” Такого рода вопросы свидетельствуют о необходимости отказа от позиции беспрекословной “манипуляции” и жесткого контроля над социальными системами.

Важнейшим понятием в социальной философии, позволяю­щим выявить как специфику социальной реальности, так и подой­ти к вопросу о типах социальных структур, является понятие дея­тельности.

Существуют многообразные классификации видов деятельно­сти. Основываясь на различии видов деятельности по их объек­там и результатам (продуктам), выделяют материальную и духовную деятельность, каждая из которых реализуется в системе своих видов и подвидов в самых разнообразных сферах обще­ственной жизни.

Материальная (практическая) деятельность связана с созда­нием необходимых для удовлетворения потребностей людей ве­щей, материальных ценностей.

Социально-преобразовательная деятельность, целью которой является преобразование общества. Здесь важную роль играет политическая и правовая деятельность, регулирующая соци­альную жизнь людей.

Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, на­учных, художественных и нравственных ценностей. Духовная дея­тельность включает в себя познавательную деятельность челове­ка, осуществляемую как в форме обыденного (житейского) позна­ния, так и в форме художественного и научного познания.

Коммуникативная деятельность – деятельность в процессе об­щения. Важнейшим видом деятельности является и игровая деятель­ность человека. На различных уровнях – от государственного до семьи, осуще­ствляется управленческая деятельность. Один из необходимых видов общественной деятельности – это социальная деятельность (в узком смысле слова), или деятель­ность по обслуживанию людей.

Описание различных видов социальной деятельности по­зволяет подойти к вопросу, касающемуся социальной структу­ры общества, выделению различных подсистем (подструктур) социума.

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии. С точки зрения историко-генетического подхода, описывающего отдельные подсистемы (подструктуры) общества в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструктуры.

Первая – со­циально-этническая структура, связанная с биологической при­родой и включающая в себя две формы доклассового общества: род как объединение кровных родственников, обладающих общ­ностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями, и племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов, а также народность как исторически сложившаяся общность лю­дей, в основу которой легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, куль­турой, зачатками экономических связей, и нация как такая общ­ность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма и которая отличается такими признаками, как общ­ность территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, наличием национального самосознания, специфической культурой, общностью духовной жизни.
Вторая подструктура социальной структуры общества – со- циально-демографическая, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроиз­ водящая себя совокупность людей.

Третья подструктура – социально-пространственная как фор­ма организации общества, выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутриземельские, внутригородские и межпоселенческие).

Четвертая подструктура – социально-классовая, открытая и описанная буржуазными исследователями общества, рассматри­ваемая в рамках марксистского подхода как определенная истори­ческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактуемая как отличающаяся по месту в исторически определен­ной системе общественного производства, по отношению к сред­ствам производства, пороли в общественной организации труда и способу получения доли общественного богатства.

Пятая подструктура – профессионально-образовательная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профес­сиональных и образовательных параметров.
При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации, которая не противоречит учению о классовой структуре общества.

Слово “стратификация “(от лат. stratum – слой иfacio – делаю) обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества. Теории социальной стратификации возникли в противовес теории клас­сов и классовой борьбы. В рамках классовой доктрины не остава­лось места стратам, исследованию горизонтальной и вертикаль­ной неоднородности, то есть выяснению таких сторон социальных отношений, которые в чем-то не менее важны, чем классовые.

На деле “слоевой срез” социальной структуры общества существенно дополняет и обогащает классовый “срез”, дает возможность полу­чить более полную картину социальной дифференциации по широ­кому кругу признаков (образование, психология, занятость, бытовые условия, доходы, партийная принадлежность, квалификация и т.д.). Само понятие “страты” заметно обогатилось со времени его появления в начале XX в.

Множество страт не имеют прямого отношения к классовому делению общества или носят межклассо­вый характер. Классовая и стратификационная модели не исклю­чают одна другую. На основе вычленения в научном анализе ре­ально существующих классов, слоев, различных социальных групп может быть построена достаточно “объемная”, а не одно­мерная модель социальной структуры, имеющая прочную эмпи­рическую базу. В последнее время в мировой литературе понятие “классы” занимает столь же прочное место, как и понятие “стра­ты”, и оба они используются как в национальных, так и в между­народных сравнительных исследованиях.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector