Общество как социальная реальность

pink hair 1450045 1920 Советы на день

Общество как социальная реальность

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общество как социальная реальность

Общество – это в первую очередь совместная жизнь большого количества людей, которые активно взаимодействуют между собой с целью удовлетворить свои жизненно необходимые потребности. В результате между ними формируется определенный тип отношений, затрагивающих средства и способы удовлетворения потребностей, основываясь на существующих условиях жизни.

Публичная власть, представленная законодательными, исполнительными, судебными органами, а также нормами права, способными обеспечивать упорядочение социальных взаимодействий на определенной территории, а также защищают население от внешней угрозы.

Общество является социокультурной системой. Регуляция и согласование общезначимых и индивидуальных интересов и потребностей в едином обществе невозможны без общей системы ценностей, который назван культура.

Иными словами, общество представляет устойчивое саморазвивающееся объединение людей, которые связаны между собой общими интересами и взаимодействующие между собой на основании общеобязательных норм и ценностей с целью удовлетворить индивидуальные потребности.

Социальная реальность – это сфера бытия человека, то есть действительность, которая была сотворена человеком на основании преобразования им природы и включения в нее предметов и свойств социального содержательного функционирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальная реальность рассматривается в качестве двух групп социальных факторов:

При этом внимание акцентируется на природе и взаимодействии людей. Так, Дюркгейм считал, что социальные факты характеризуются рядом специфических свойств, представленных образцами мыслей, действий и чувствований, которые могут существовать вне индивида и имеющие принудительную силу, в связи с чем, человек вынужден их присвоить. При этом он выделял морфологические факты из которых выстраивается «материальный субстрат» общества, а также духовные, нематериальные факты, так называемые коллективные представления, которые в совокупности составляют коллективные или общие сознания.

Реализм и номинализм

Разнообразные концепции определения природы и сущности социальной реальности рассматриваются в рамках таких концепций как реализм и номинализм.

Представители реализма уверены, что общество и отдельные его институты выступают в качестве самостоятельной реальности, не сводимой только к взаимодействию отдельных индивидов.

Представители номинализма уверены, что самостоятельной социальной реальности нет ни у общества, ни у социальных институтов. Они утверждают, что такая реальность характерна только для отдельных индивидов.

Иными словами, социальная реальность создается при социальном взаимодействии между субъектами, являясь результатом их сознания и жизнедеятельности в определенном ограниченном территориальном и временном пространстве. Она может быть зафиксирована в человеческом поведении, а также в характере их ценностных ориентаций, формах организации жизни и ролевого поведения. То есть социальной реальности свойственны и субъективные (оценочные) и объективные, материализованные показатели, такие как разделение труда, национальные и демографические общности.

Обобщенным показателем социальной реальности выступает культура, подразумевающая систему ценностей, социальных жизненных норм, образцов поведения, язык, характер коммуникаций, обычаи и традиции, материальную культуру и пр.

Социальная структура общества

В обществе взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Они могут быть представлены относительно устойчивыми и самостоятельными связями индивидов и социальными группами.

Понятие социальной структуры и социальной системы в социологии тесно взаимосвязаны.

Социальная система – это сумма социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связях между собой и образуют некоторый целостный социальный объект. Отдельные процессы и явления выступают элементами системы.

Социальный состав – это набор элементов, из которых состоит данная структура.

Второй компонент – набор связей между этими элементами. Иными словами, понятие социальной структуры состоит из социального состава, или совокупности разных видов социальных общностей в качестве системообразующих социальных элементов общества, а с другой стороны – социальные связи составляющих элементов, которые отличаются широтой распространения их действия, значением их в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.

Социальная структура общества подразумевает объективное подразделение общества на несколько отдельных слоев и групп, отличающихся социальным положением, отношением к средствам производства. Это устойчивая связь элементов внутри социальной системы. Основными элементами социальной структуры выступают социальные общности, представленные классами и классоподобными группами, этническими, профессиональными, социально-демографическими группами, социально-территориальными общностями (города, села, регионы). Каждый элемент также является сложной социальной системой, которой характерны подсистемы и связи. Социальной структурой общества отражаются особенности социальных отношений между классами, профессиональными, культурными, национально-этническими и демографическими группами, определяемыми местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений.

Источник

Специфика общества как социальной реальности.

Лекция классическая №1 «Введение в курс «Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности». Понятие общества и сфер общественной жизни».

1. Понятие общества.

2. Характеристика сфер жизни общества. Значение каждой сферы для развития общества.

3. Общество как социальная система. Взаимодействие его элементов (сфер общественной жизни(компонентов социальной сферы). Роль и место социальной работы в этом взаимодействии.

(Структура социальной сферы общества)

Понятие общества в социологии

Понятие «общество» имеет несколько значений:

· общество, как группа лиц, объединившихся для совместной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество любителей пива, общество трезвости и т.д.). В этом своем значении слово «общество» синонимично словам «организация», «союз», «объединение»;

· общество, как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, французское общество эпохи Реставрации, советское общество периода НЭПа и т.д.). Здесь слово «общество» часто употребляется вместе со словами «стадия», «этап», «период»;

· общество, как характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны («общество потребления», «информационное общество», «традиционное общество» и т.д.). В этом случае слову «общество» обязательно предшествует его качественная характеристика;

· общество, как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. В этом смысле, обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, как между собой, так и с природным окружающим их миром.

В ходе развития социологии как науки сложились три основные стратегии в изучении общества как социальной реальности. Окончательно оформившись к рубежу 1960-1970-х гг., они отчасти стали результатом переоценки ценностей в социальной науке: объяснять, понимать и изменять общество.

Третья стратегия в изучении общества своей главной задачей ставит выработку рекомендации о изменении общества.

Именно поэтому и не существует одного универсального определения понятия «общество». Единственное, что объединяет всех со­циологов в их трактовке общества, это то, что оно представляет со­бой особую, социальную реальность в отличие от природной.

Культура является исходным признаком типа сообщества. Таким образом, наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных. Однако оно еще не объясняет того, как общество возможно.

В отличие от сил природы, которые действуют стихийно, челове­ческая история осуществляется через действия людей, наделенных сознанием и волей. Основой целенаправленной деятельности лю­дей является их стремление к удовлетворению своих потребно­стей, а материальным средством удовлетворения потребностей человека служит общественное производство.

Специфика общества как социальной реальности.

Согласно определению Макса Вебера, под социальным действием следует понимать такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или дейст­вующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него. Именно в нем содержатся все основные черты, противоречия, движущие силы, характерные для социальной действительности.

Итак, субъекты исторической практики и культура являются носи­телями социального, апроцесс социализации можно рассматривать как механизм воспроизводства социального.

Проблема социального проходит через всю историю социологии. Попытки определения данного понятия шли по двум направлениям:

1) выявления сущности социальной связи, то есть выяснения того, что заставляет людей жить вместе, удерживает их в сообществе;

Многочисленные концепции природы и сущности социальной ре­альности поляризуются в рамках двух научных традиций. Предста­вители первой считают, что общество в целом, социальные структу­ры и социальные институты выступают как самостоятельная реаль­ность, не сводимая к взаимодействию отдельных индивидов. Пред­ставители второго направления утверждают, что реальностью обла­дают лишь отдельные индивиды.

Итак, «социальная реальность создается в процессе социальных взаимодействий субъектов, является результатом их сознания и жизнедеятельности в определенном ограниченном территориальном и временном (историческом) пространстве». Социология как наука представляет собой анализ социального. При этом социальное может рассматриваться на разных уровнях.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 675 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Общество как реальность и как система

Социология как одна из форм самосознания общества. Рассмотрение теории социальных групп. Совокупность личностей и взаимодействий между ними. Отличие человеческого общества от всех других природных объектов. Определение понятия общественной системы.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.03.2014
Размер файла 27,8 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Общество как реальность и как система

социология самосознание общество личность

Когда говорят об отношении общества к природе, то слово «природа» при этом может употребляться в двух смыслах: во-первых, как синоним понятия «материальный мир», и, во-вторых, как обозначение «природной среды» или «естественных условий», в которых общество возникает и существует.

В первом смысле общество есть часть природы. Во втором смысле общество выделяется из природы как вне природное образование.

Именно этот второй смысл имеют в виду, когда ставят вопрос об отличии общества от природы, об их взаимодействии, о «гибели природы» в результате пагубных последствий человеческого вмешательства в естественный ход природных процессов и т. д. Следует всегда учитывать контекст, в котором идет речь о природе, чтобы не смешивать разные смыслы этого слова.

Общество локализуется в пространстве и времени вместе с относящимися к нему людьми и вещами: оно существует в каких-то территориальных и хронологических границах. Но оно не поддается наблюдению с помощью каких-либо физических приборов: наблюдать можно лишь его отдельные материальные элементы, но не его духовную жизнь и не общество как целое. И тем не менее это «ненаблюдаемое» общество оказывает ощутимое воздействие на соседние с ним части природы.

Отличие человеческого общества от всех других природных объектов и позволяет противопоставлять его природе, видя в нем особый, вне природный или над природный тип реальности.

На сегодняшний день, в социологии выделяются несколько подходов к определению общества как системы взаимодействий:

Атомистические теории: общество понимается как совокупность личностей и взаимодействий между ними.

Теории социальных групп: общество рассматривается как совокупность различных пересекающихся групп людей, являющихся разновидностями одной доминирующей группы.

Институциональные теории: общество представляет собой большую совокупность людей, осуществляющих совместную социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.

Функциональные теории: объясняют общество как группу людей, представляющих собой систему действий, носящую характер самообеспечения.

Анализ общества как системы предполагает:

* определение целостности системы, системообразующего фактора;

* изучение степени детерминированности системы, вариативности такого развития;

* анализ социальных изменений, основных форм таких изменений

Разумеется, при анализе общества как системы следует учитывать его специфику. Социальная система отличается от систем, существующих в природе, рядом признаков:

* множественностью составляющих общество элементов, подсистем, их функций, связей и взаимоотношений;

* разнородностью, разнокачественностью социальных элементов, среди которых, наряду с материальными, имеются и явления идеальные, духовные.

Социальная реальность складывается из множества явлений, которые Дюркгейм называет социальными фактами.

— его внешнее существование по отношению к индивидуальным сознаниям;

— принудительное воздействие, которое он оказывает на индивидуальные сознания.

Конечно, есть разница между принудительным воздействием на человека, которое оказывается с помощью топора, пистолета, денег или слова. Однако в любом случае, говорит Дюркгейм, социальные факты узнаются по той внешней принудительной власти, которую они имеют над индивидами, а присутствие этой власти узнается, в свою очередь, по санкциям, которые грозят индивиду, или по сопротивлению, оказываемому при попытке индивида не подчиниться принуждению. «Мы чувствуем их сопротивление, когда стараемся освободиться от них. А мы не можем не считать реальным то, что нам сопротивляется. Все, следовательно, способствует тому, чтобы заставить нас видеть в них истинную социальную реальность».

Согласно Дюркгейму, социальные факты нужно рассматривать как вещи. Однако это вещи, принципиально отличные от всех вещей, существующих в природе.

Явления природы, рассматриваемые в их собственном, независимом от человека бытии, обладают какими-то объективно свойственными им характеристиками. Эти характеристики составляют их материальную определенность, и кроме нее никакой другой определенности они сами по себе не имеют. Иначе обстоит дело в социальной реальности.

В отличие от природных вещей все вещи, принадлежащие к ней, обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, тоже есть материальная определенность, т. е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, отдельно от человека, и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, все явления социальной реальности имеют еще и иную, духовную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Эта духовная определенность появляется у них потому, что человек «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т. д.

Так, по рассказам путешественников, посетивших Южный Судан, у местного племени азанде измельченные зубы крокодила считались ценным лекарством, и все племя удивлялось тому, что европейцам они не нужны; т. е. объект, социально значимый для азанде, не имел никакого социального значения для европейцев.

Под функцией обычно понимается такая зависимость между объектам при которой изменение одного из них вызывает изменения в других в рамках данной системы, Функции социальной системы сводятся к двум основным: 1. Функция сохранения системы, ее устойчивого состояния (например, материально-экономическое обеспечение, воспроизводство человеческого общества, социально-политические, этические гарантии выживания человечества).

Функция совершенствования системы, ее оптимизации (например, совершенствование политических, правовых, нравственных отношений, эстетическое развитие людей, совершенствование техники). Главным механизмом выполнения этой функции является инновационная деятельность людей или общества в целом. Результатом же действия этих механизмов может быть формирование новых видов деятельности, соответственно новых организаций, учреждений, что приводит в конечном итоге к росту сложности и повышению уровня разнообразия всей структуры общества в целом.

Современные ученые предупреждают о соблюдении меры в процессе оптимизации, совершенствования, общества или отдельных его сторон. Так, если уровень новизны оказывается слишком высоким для общества, то это может привести его к пагубным последствиям. В связи с этим А. Назаретян вводит представление о полезном разнообразии, позволяющем обеспечивать рост сложности и сохранение порядка в системе, и об «избыточном» разнообразии, которое приводит к падению сложности или утрате порядка в системе. Последнее он интерпретирует, опираясь на факты маргинализации культуры, «культурной шизофрении» и тоталитарного тупика. Поэтому достижение максимальной сложности социальной системы отнюдь не является самоцелью, так же как рост структурной информации или энтропии в системе сам по себе. В связи с этим ставится вопрос об оптимальном соотношении структурной информации и энтропии, т.е. свободы и порядка в системе, несмотря на то, что в ее развитии принимает активное участие и субъективный фактор.

Если раньше ученых волновал вопрос об определении пределов рационального знания, то сейчас науке присуще осознание пределов эффективности человеческой деятельности, острое желание «не навредить». В связи с этим говорят о выборе стратегии минимально возможных изменений. Эти мысли российских ученых оказались созвучными идеям их западных коллег об отказе от «крупномасштабных» (подобных революциям) действий в обществе и переходе к «поэтапным» действиям, в процессе которых можно поддерживать диалог преобразователя и преобразуемой структуры.

Таким образом, социология как одна из форм самосознания общества, изменяется вместе с обществом, вместе с изменением социальной структуры и связей между общественными группами, перераспределением власти и влияния и усложнением системы социального управления. Методологические различия между предлагаемыми социологией подходами иногда огромны. Но все они выявляют реальные стороны общества, реальные факторы его динамики, позволяя социологии занимать важное место в системе современного научного знания.

Источник

ТЕМА II. Общество как социальная реальность

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Понятие социального, его природа и специфика. Общество как способ организации социального. Понятие «социального явления» в социологической концепции П.Сорокина. Интерпретация понятия «социальное действие» в социально-философской литературе. Деятельность как фактор общественной жизни. Субъектно-объектная природа деятельности. Виды деятельности. Общество как система социальных отношений.

Как и всякое понятие философии социальное являет собой категорию, охватывающую значительную сферу реальности, наполненную многообразными явлениями и процессами. Категории и понятия такого высокого уровня абстракции трудно поддаются определению, во-первых, потому что их не удается подвести под другие понятия более широкие по своему значению и, во-вторых, трудно определить свойство или совокупность свойств, характеризующих данную сферу действительности.

По сложившейся научной традиции под социальным в широком смысле слова понимается совокупность свойств и признаков, выделяющих человека и созданный им мир из природной действительности. В сравнении с понятием общественное, которое описывает организационные формы коллективной деятельности людей, социальное указывает на субстанциональные, базисные основы их жизни. То есть, данное понятие определяет то свойство общества, которое выделяет его как особую реальность. Таким основным свойством общества является деятельность людей (от поведенческих актов до трудовой деятельности). Деятельностное начало индивидов представляет собой универсальный способ существования общества. Деятельность в качестве социального явления рассматривается в большинстве философских концепций. Организация деятельности или социальной жизни людей осуществляется обществом, которое в данном контексте выступает способом воспроизводства социального, представляет собой систему и структуру организации социальной жизни. Социальное являясь основанием, субстанцией общественной жизни, как бы стягивает все явления общественной жизни в нечто единое, выявляя их единую, качественную определенность по отношению к природным объектам.

Отметив основное свойство социального, как деятельность индивидов, следует подчеркнуть, что действие всегда производно от взаимодействия, поэтому социальное указывает также на коллективность, свойственную общественной жизни. Общество же, как система, состоящая из многих частей, способно существовать и изменяться как единое целое, благодаря тому, что оно является социальным образованием.

Понятие социальное имеет также и более узкое значение, обозначая сферу общественной жизни, связанную с взаимодействием различных групп людей (классов, партий, сословий). Для ее описания используются такие понятия как «социальное равенство», «социальная политика», «социальная роль личности».

Таким образом, понятие социальное, в широком смысле может быть рассмотрено как особая реальность. Это означает, что социально-исторический мир людей являясь объективной реальностью, как и мир физических явлений, воздействует на сознание и чувства людей, но при этом представляет собой качественно новый уровень в сравнении с природной реальностью. Иногда в популярной и даже научной литературе понятия социальное и общественное используются как синонимы. Однако для социальной философии важно как можно более точно определить их, так как они являются для нее ключевыми и без их уточнения невозможен научный анализ общества и общественных процессов. И, наконец, социальное обозначает отдельную сферу общественной жизни, в которой осуществляется взаимодействие различных групп людей, образующих социальную структуру общества.

В результате исследования категории «социальное» возникли такие понятия как «социальное явление» и «социальное действие». П. Сорокин, рассматривая понятие «социальное явление», под которым он понимал особый вид психического взаимодействия, указывает, что этот вид психического взаимодействия является осознаваемым. «Социальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы. Это то, что многие называют «социальной душой», это то, что другие называют цивилизацией и культурой, это то, что третьи определяют термином «мир ценностей», в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе» /3, с.27/. Кроме понятия «социальное явление» в социально-философской литературе используется понятие «социальное действие». Социальное действие интерпретируется в философии и социологии по-разному. Например, М. Вебер, Т. Парсонс, Ю. Хабермас соотносят социальное действие со сферой личностных переживаний. В своем простейшем проявлении оно выступает как межличностное, как коммуникативный процесс. М. Вебер пишет, что социальное действие – это «такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» /1/. В марксистской философии «социальное действие» рассматривается как единица деятельности совокупного субъекта: класса, сословия, группы людей, партии).

640 1

Категории социальное явление и социальное действие можно рассматривать как обозначающие субстанцию социальной реальности, ее основу и причину.

Деятельность в самом общем виде рассматривается как человеческая форма активности, проявляющаяся в целесообразном изменении и преобразовании окружающего мира. Чтобы определить природу деятельности и иметь возможность отличить ее от активности животных, следует выделить ее основные свойства. Таким основным свойством деятельности человека является сознание. Благодаря сознанию человеческая активность сначала реализуется в постановке цели, потом в ее реализации, когда задуманное воплощается в действительность. В отличие от деятельности человека физические системы лишены способности к избирательному поведению. Деятельность человека основана на информационной ориентации в среде. Для нее характерно абстрактно-логическое вербальное моделирование мира. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация, в то время как человек благодаря речи оторвался от ситуативности и овладел абстрактно-понятийным мышлением. Осмысление человеком собственной активности дает ему возможность не только адаптироваться к окружающей среде, что делают все животные, но и адаптировать природу, перестраивать ее. Из этого проистекает субъектно-объектный характер человеческой деятельности. В качестве субъекта выступает сам человек, а в сферу его активности всегда вовлечены определенные объекты, то есть деятельность – это всегда единство субъективного и объективного. Субъективное – это то, что присуще сознанию субъекта, неразрывно связано с субъектом: мировоззренческие установки, нравственно-эстетические представления, совокупность норм и ценностей.

В процессе деятельности человек стремится удовлетворить свои потребности. Потребности, являясь объективной основой поведения человека, рефлексируются, то есть осознаются. Человек может ранжировать свои потребности, выделяя основные, приоритетные, отдавая предпочтение материальным или духовным. Вторая сторона человеческой деятельности – это объективное, то есть существующее вне сознания субъекта. Это – объекты природы, а также объективированные результаты уже предшествующей деятельности, вовлеченные в данный процесс. К объективной реальности относится также государство, правовые институты, политические организации, мораль, церковь. Субъективное в процессе деятельности объективируется, то есть задуманные человеком планы воплощаются в реальность, а объективное субъективируется, то есть отражается в сознании человека.

По мнению М. Вебера, все виды человеческой деятельности можно разделить на четыре вида: целесообразный – предполагает использование разнообразных средств для достижения цели; второй – рациональный в использовании средств, но нерациональный с точки зрения цели; третий – предпринятый в состоянии возбуждения; четвертый – традиционный, основанный на обычаях и привычных образцах. Данная схема деятельности связана с учением М. Вебера об «идеальном типе» и призвана служить алгоритмом для описания общества.

В теории исторического материализма – социальной философии марксизма – в качестве исходной деятельности в жизни общества признается материальная производственная деятельность.

Любой акт деятельности возможен при наличии взаимодействий и взаимосвязей. Процесс деятельности не может осуществляться вне отношений между людьми, с одной стороны, с другой – вне отношений людей к материальным объектам, на которые направлена их активность. При этом отношение человека к окружающему всегда осмысленно, в результате чего можно сделать вывод, что понятие «отношение» является социальным. Поэтому в процессе деятельности между людьми возникают устойчивые, воспроизводимые связи, которые называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда.

Общественные отношения придают обществу определенную организацию и устойчивость, исторически развиваясь. Подчеркивая факт, что именно они выражают суть общества, К. Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» /3/.

Для классификации общественных отношений можно выделить различные критерии: например сферный подход (общественные отношения соотносятся с деятельностью) позволяет выделить экономические, политические, нравственные, правовые; уровни отношений между людьми: государственные и личные отношения, национальные и семейные; исторический подход позволяет рассматривать их в динамике, выделяя, например систему общественных отношений рабовладельческого и средневекового обществ.

Кроме того, выделяют духовные отношения (образование, нравственность, творчество, искусство, религия). Противоположными духовным отношениям являются материальные отношения, то есть отношения в сфере производства. В истории социально-философской мысли в качестве определяющих, базисных для развития общества принимаются или духовные, или производственные отношения. В марксистской теории общества – исторический материализм – в качестве определяющих выступают материальные или производственные отношения. В других философских системах в качестве таковых рассматриваются духовные отношения. Подчеркивая важность духовных основ жизни общества, С.Л.Франк пишет: «каждый человек и каждая эпоха, будучи только стадией и своеобразным выражением жизни сверхвременного единства человеческого духа, потенциально несет в своей глубине все это единство, а, следовательно, и все его исторические выражения» /5/.

Следовательно, общество можно рассматривать как систему общественных отношений. Оно является субъектно-объектной реальностью.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите специфику понятия «социальное»?

2. Что является основой общественной жизни?

3. Что обозначает понятие «общественное»?

4. Чем отличается деятельность человека от активности животного?

5. Какие виды деятельности выделяет М. Вебер?

6. Как понимают социальное действие К. Маркс, М.Вебер, Ю.Хабермас? В чем различие их взглядов?

7. Какие виды общественных отношений Вы знаете? Каковы критерии их выделения?

2) Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию: учеб. пособие для гуманитарных вузов / В.Е. Кемеров – М.: Аспект Пресс, 1996.—215 с.

ТЕМА III. История философской интерпретации общества и его основных институтов

Возникновение представлений об обществе в античной философии. Особенности понимания общества в средневековой философии. Общественно-правовые идеи в философии Т. Гоббса и Дж. Локка. Мыслители Просвещения об обществе и государстве. Общественная жизнь в объяснении Дж. Вико. Идеи И.Г. Гердера.

Аристотель в своих воззрениях на государство продолжает традиции своих предшественников, рассматривая интересы государства выше интересов индивидов. Широко известное аристотелевское определение человека как политического животного соответствует древнегреческой традиции приоритета общества над индивидом. Цель государственной власти – общее благо, оно отечески заботится о своих гражданах, укрепляя нравственность.

Античные мыслители высказали ряд ценных идей о политическом устройстве общества, о формах государственной власти и о его природе, но они не смогли создать системно-целостное учение об обществе. Для объективно-целостного постижения общественной жизни необходимо было накопление исторического материала, развитие разнообразных форм общественной жизни, ее устройства и динамики.

В период средневековья появляется интерес к истории, которая трактуется как поступательный процесс от греховного мира к царствию Бога на Земле. Как известно, основные понятия средневекового мышления соотносились с Богом и определялись через него, поэтому представления об общественной жизни также наполнены религиозным содержанием.

В эпоху Возрождения индивид приобретает большую самостоятельность, формируется новое самосознание человека и его общественная позиция. Представления о человеке, как творце своей судьбы, обусловили новое видение общественной и социально-политической реальности. В духовной жизни стран Западной Европы в ХVI-ХVII вв. происходят изменения, важной чертой которых является рационализм. Уверенность в рациональности мировоззрения открывает путь к методологическому обоснованию науки и способствует более строгому научному объяснению общественной жизни.

Дж. Локк разработал принципы естественного права. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав.

Близкие по духу идеи были высказаны и другими философами Нового времени: Ф. Бэконом, Б.Спинозой, Лейбницем, Р.Декартом. Б.Спиноза подобно другим представителям естественного права и общественного договора, выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоничное сочетание частных и общественных интересов. Свое наивысшее звучание идея естественных прав и общественного договора получает в ХVII-ХVIII вв. в качестве основного идеологического орудия борьбы прогрессивных сил общества с феодальным строем. В разных модификациях ее развивали И. Кант и И.Г. Фихте в Германии, Дж. Лильберн и Дж. Мильтон в Великобритании.

Ш. Монтескье, автор знаменитой книги «О духе законов» противопоставлял естественные (человеческие) законы законам божественным (церковным). Он видел достоинство этих законов в том, что они не застыли, а способны к новизне и творчеству.

Ф. Вольтер делает вывод, что по природе своей общественное устройство жизни должно обеспечивать политическое и юридическое равенство людей. Вместе с тем он признавал социальное и имущественное неравенство людей.

Развитие способностей каждого человека зависит от взаимодействия людей, от приобщения к миру культуры.

Все эти идеи подготовили возникновение системных представлений об обществе, для которых характерны концептуальные разработки общественной жизни и ее специфики.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается специфика представлений об обществе в эпоху античности?

2. Что характерно для средневековых представлений об обществе?

3. Какие новые идеи о государстве и обществе формируются в Новое время?

4. В чем суть теории общественного договора?

5. Объясните понятие географический детерминизм.

6. В чем особенность взглядов на общество в творчестве Дж. Вико и И.Г. Гердера?

1) Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель. – М.: Мысль, 1997. – 458 с.

2) Вико, Дж. Основания новой науки об общей природе наций / Дж. Вико /Философия истории.

3) Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер / Философия истории.

4) Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс. Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969, Т. 2 Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. – 1970. 776 с.

6) Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – М.: Академический Проект. 2000. с.51

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector