Общество как социетальная система
Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.
В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая реализуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация
общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур, т. е. оно шире рамок любого института, регулирующего» отдельные виды взаимодействий.
Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и соответственно социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, организации, общности в отдельности.
Общество обладает внутренними механизмами включения в сложившуюся систему взаимосвязей социальных новообразований. Оно подчиняет своей логике вновь возникающие институты, организации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом, идет процесс адаптации структурных элементов к формам и способам функционирования социетальной системы.
Общество как суперсистема предстает как совокупность систем (социальная группа, социальный институт, личность). Социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества. На своем уровне каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.
Таким образом, общество как социальная реальность представляет собой совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимодействия и взаимосвязи в целях удовлетворения своих потребностей. Общество характеризуется устойчивостью, целостностью, скоординированностью и самодостаточностью, саморегулируемостью и интегративностью, а также достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.
Понятия «общество», «государство» и «страна» по объему могут совпадать, но они обязательно различаются по содержанию, ибо отражают разные стороны одного и того же.
Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:
1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.
2. Браки заключаются между представителями данного объединения.
3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.
4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
5. У него собственное название и собственная история.
6. Оно обладает собственной системой управления.
7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Признаки общества Э. Шилза достаточно полно характеризуют общество с социологической точки зрения, ибо указывают на семейно-брачные и кровно-родственные отношения, описывают способ социального воспроизводства, систему управления (государство) и культуру, которые связаны социальной структурой, социальными институтами и социальной стратификацией.
Существует множество способов классификации обществ. Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т. е. тем, как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. (В связи с этим различаются, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общества.)
Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество). Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.
1. Общества, живущие охотой и собирательством. Большинство таких обществ, например бушмены юго-западной Африки и аборигены центральной Австралии, обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется па основе родственных связей; известно, что в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кто кому приходится близким или дальним родственником. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе его обычно стоит старейшина или вождь, другие властные структуры в нем не сложились.
3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало прежде всего усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни; крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основной производственной единицей.
4. Промышленные общества возникли лишь в современную эпоху, в конце XVIII в., под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например в Индии, Мексике, Бразилии и некоторых странах Африки, также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от огороднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем атомной энергии.
Прибавочный продукт, производимый в условиях высокоразвитого промышленного производства, огромен по сравнению с теми излишками, которыми располагали общества других типов. Это дает возможность обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи.
Общество как социетальная система
Общество представляет собой системную стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей.
В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая реализуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных, культурных, спортивных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми профессиональными качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур, поэтому оно шире любой другой социальной организации или института, регулирующего лишь отдельные виды взаимодействий.
Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Оно постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и соответственно социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, и для организации, и для общности в отдельности.
Общество в качестве суперсистемы предстает как совокупность систем, каждая из которых состоит из социальной группы, социального института, личности. Социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества. На своем уровне каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.
Общество как целостная система складывается из составляющих его элементов в сложную иерархию подсистем. Исходным элементом всякого общества является человек, а точнее, определенное количество людей, объединенных родственными, хозяйственными, этническими, религиозными, политическими и ментальными связями. Но сказать, что общество состоит из людей, как и сказать о том, что живой организм состоит из клеток — это еще не значит сказать что-либо конкретное об обществе или организме. Более важным для характеристики организма является выявление его органов и системных объединений. Оценивая общество, важно знать составляющие его «органы»: экономическую, политическую и социальную подсистемы, а также материальную и духовную сферы жизни людей.
Социальная подсистема — это производственно-распределительные связи и отношения, необходимо связанные с разделением
труда и распределением людей по своеобразным социально-профессиональным ячейкам, между которыми устанавливаются трудовые и экономические отношения, имеющие глубокий социальный смысл. Это социальные слои, классы, сословия, касты, профессии и т.д.
Политическая — это управляющая система с соответствующими органами руководства (от вождя племени до парламента и президента республики), политическими организациями и объединениями. Эта подсистема пронизывает общество сверху донизу: от государственного управления до управления в семье.
Наконец, экономическая — это довольно сложная система социальных связей, основанная на этнических, демографических, национальных, религиозных отношениях, подразделяющих людей на достаточно большие группы или общности. От характера взаимоотношений людей внутри этих общностей и между ними зависит социальный климат, состояние вражды или взаимопомощи, определяющих поведение людей в обществе, их совместные или индивидуальные действия.
Перечисленные социальные подсистемы существуют не изолированно, а как бы взаимопронизывают друг друга.
Как природа человека подразделяется на материальную и духовную сферы, так и природа общества предполагает деление на эти сферы деятельности общества.
Экономика как очевидное проявление материального базиса общества имеет свой духовный фон — это вся планируемая деятельность человека. Особенность духовной деятельности проявляется в том, что она может выступать в своей чистой форме — в форме искусства, науки, философии и религии, приобретая характер особых форм общественного сознания в его обыденном или теоретическом проявлении. Особой формой духовной деятельности выступает система воспитания и образования, без которых немыслимо существование общества, на какой бы стадии своего развития оно ни находилось.
Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — структура социальных отношений. Организованная в различные институты и общности, она составляет второй уровень общества. Каждый социальный институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы и нормы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит ценности, нормы, апробированные в обществе опытом многих поколений, а политическая система законодательными и пра-
вовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.
Функционирование общества — это его постоянное самопроизводство, устойчивый процесс создания структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне. Функционировать — значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой.
М. Вебер рассматривает общество как сложную систему социального взаимодействия. Однако современные социологи утверждают, что общество объединяет свои структурные единицы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости.
Функциональная зависимость — это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них.
Американский ученый-социолог Т. Парсонс считает, что общество как система может функционировать только при выполнении следующих функций:
1) способность к адаптации;
2) целеориентированность, т. е. способность к постановке задач и их достижению;
3) устойчивость общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами и снимающих напряжение в системе.
4) способность к интеграции, включению в систему новых поколений.
Общество и индивид
Какую бы социальную парадигму мы ни взяли за основу анализа, следует четко представлять, что функционирование общества возможно только как результат действия конкретных людей.
В то же время люди с их конкретными интересами, с одной стороны, делают возможным существование общества, с другой, — представляют для него большую угрозу. Каждый видит смысл своей жизни в реализации личных планов и целей, самоутверждении и, следовательно, стремится к большей свободе действий.
Общество, напротив, может существовать как целое, единое образование только при условии осознания населением необходимости совместного существования на основе принятых всеми единых правил, норм и ценностей.
Тоталитаризм низводит личный интерес до второстепенного. Демократические государства пытаются уравновесить два противоположных интереса. Первое противоречие (назовемего
условно противоречием) между частными и общими интересами является серьезным препятствием для существования общества.
Второе противоречие, определяющее жизнеспособность общества, состоит в противоречии между подвижной, изменчивой природой личных потребностей и интересов и устойчивостью, стабильностью общества как необходимого условия его воспроизводства. Со всей неотвратимостью в развитии каждого общества встает вопрос-дилемма — обновление или стабильность.
Современное государство представляет собой совокупность институтов, таких, как законодательные органы, исполнительная власть на центральном и местном уровнях, суд, полиция и вооруженные силы. Важнейшая роль государства заключается в том, что оно действует как институциональная система политического господства и обладает монополией на легитимное применение насилия.
Социологические оценки роли государства в целом распадаются на три категории.
1. Государство — независимая сила, руководствующаяся собственными правилами и господствующая над всеми социальными группами.
2. Государство — аванпост господствующего класса.
3. Государство — независимая сила лишь отчасти, которая в рамках демократического процесса может испытывать определенное влияние со стороны различных политически представленных интересов.
Гражданское общество
Если из многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов вычесть только те, которые относятся к политической сфере, то оставшаяся часть отношений называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межэтнические, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, т.е. все то, что неподконтрольно государству. В социологии это понятие появилось благодаря работам Г.Гегеля и К. Маркса. У Гегеля «гражданское общество» предстает как промежуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках государства. У К. Маркса термин «общество» редко употребляется сам по себе. По мнению классиков, «гражданское общество есть подлинный источник и театр всей истории». Таким образом, объяснение политических событий, изменения в праве и развитии культуры надо искать в развитии структуры гражданского общества. Между принудительными государственными отношениями и экономической сферой производства пролегает область граж-
данского общества, а именно — область социальной жизни, которая выступает в качестве феномена согласия гражданского и индивидуального.
Типология обществ
Существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, то есть тем, как используются и контролируются экономические ресурсы.
Классификация обществ может быть составлена на основе господствующих в них религий (например, православия) или языка (франкоязычное общество). Г. и Дж. Ленски классифицировали общества в соответствии с основными способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.
1. Общества, живущие собирательством и охотой. Большинство таких обществ обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корений и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи. Имущество этих людей ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей. Политические структуры в этом обществе почти не существуют, во главе его обычно стоит старейшина или вождь.
2. Огороднические общества впервые возникли на Ближнем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры. В дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы и сохранились до настоящего времени, главным образом в Африке, на юге Сахары. Так же как в обществе охотников и собирателей, огороднические общества не производят прибавочного продукта: люди трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопроизводительную систему сельского хозяйства. Политические структуры этих обществ имеют до двух социальных слоев. Система родственных связей также является основой социальной структуры данных социумов.
3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства, они могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Это создало возможность для возникновения городов, ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство, была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали складываться более сложные политические организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее родственные связи продолжали иг-
рать важную роль в политической жизни — крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными.
4. Промышленные общества возникли лишь в конце XVIII в. под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе, в Восточной Азии. Как и при переходе от огороднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом. Физический труд человека уступает место использованию тепловой, электрической, а в дальнейшем и атомной энергии.
Создаваемый прибавочный продукт промышленного общества настолько велик, что обеспечивает жизнь больших масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. В то же время индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи.
Устойчивым в социологии является деление общества на традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Под традиционным понимается общество с аграрным уклоном, с малоподвижными структурами. В сегодняшнем понимании традиционное общество воспринимается как примитивное и отсталое.
Термин «индустриальное общество» впервые ввел К. А. Сен-Симон, подчеркивая тем самым иную производственную основу. Другими важными чертами индустриального общества являются гибкость, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
Постиндустриальное общество — господство технократического государства: приоритет знаний и образования и в то же время усиления социального контроля.
Понятие постиндустриального общества впервые было введено Д. Белл ом в 1962 г. Согласно Беллу, этот новый тип экономики имеет шесть характеристик:
— широкие торговые отношения между странами;
— большой излишек товаров;
— большой сектор обслуживания;
— разнообразие товаров, доступных среднему человеку;
— «глобальная деревня» — глобальная информационная сеть связи, которая делает возможным мгновенные всемирные коммуникации.
Постиндустриальное общество характеризуется растущей властью технократов в экономической и политической жизни. В то же
время основное воздействие на принятие решений оказывают новые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс. Постиндустриальная экономика позволяет среднему человеку высокоразвитых стран жить на таком уровне, о котором несколько поколений назад только мечтали.
Эволюция общества
Даже элементарное знакомство с историей формирует представление об изменчивости, развитии общества. У социолога это представление перерастает в потребность познания основных тенденций социальной эволюции.
В XIX в. под воздействием дарвинизма прочные позиции занял эволюционизм — система взглядов, признающая объективный характер социального развития.
О. Конт определяющим фактором такого развития считал процесс знания. Развитие знания от теологической формы к научной обусловливает переход человека от военного общества к индустриальному.
Г. Спенсер видел сущность эволюции в усложнении общества. Движение общества от гомогенности к ее терогенности сопровождается ростом свободы индивидов.
Э.Дюркгейм считал, что эволюция общества сводится к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости индивидов, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации.
Марксизм определяющим фактором социального развития считает производственные силы, рост которых ведет к смене производства.
Отличительной чертой марксизма стала настоятельное стремление соединить эволюцию с революцией. Маркс считал, что прогресс возможен только на основе кардинального обновления способа производства.
Значение эволюционизма заключается в том, что признается объективность развития общества. Однако процесс развития настолько сложен, что теория эволюционизма, несмотря на его признание, не могла ответить на вопросы, которые ставит жизнь: кризисы, распады обществ, исчезновения целых цивилизаций. Для объяснения этих явлений ученые обратились к теориям циклического развития: своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка — маятникообразное развитие (крайности — стабильность).
Вопросы и задания
1. Что такое общество? Дайте развернутое социологическое определение этого явления.
2. Раскройте критерии понятия общества, выделенные Э.Шилсом.
3. Обоснуйте содержание понятий «страна», «общество», «государство». Покажите, что в этих понятиях общее, а что специфическое.
4. Дайте понятие системы.
5. Что из себя представляет общество как социетальная система и каковы ее основные элементы?
6. Охарактеризуйте основные противоречия, возникающие между обществом и индивидом.
7. В чем особенности понятий «государство» и «гражданское общество»?
8. Обоснуйте главный критерий типологии общества.
9. В чем суть понятий «изменение», «развитие», «эволюция общества»?
Смелзер Н. Социология. — М.,1994.
Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А. Г. Эфендиев. — М., 1993. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. — М., 1995. Социология: Учебное пособие / Отв. ред. Э.В.Тадевосян. — М., 1995. Харчева В. Основы социологии: Учебник. — М., 1997.
СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Общее представление о социологии физической культуры и спорта. Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина. Базовые понятия учебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание и структура, цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта. Сходство и основные отличия социологии физической культуры и спорта от других специальных наук. Исторические аспекты развития социологии спорта
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: