Общество как социокультурный организм

woman 1853939 1920 Советы на день

Общество как социокультурный организм

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Культура рождается, существует и развивается вместе с обществом, которое ее создает. Она включена в систему общественной жизни и не может рассматриваться автономно.

Общественная жизнь представляет собой реальность особого рода – социальную реальность. Она имеет свои особенности:

1) Это «надбиологическая» и «надиндивидуальная» реальность, составляет жизненную среду для человека, который может существовать только в условиях общественной жизни.

2) Общество не сводится к сумме индивидов, а представляет собой сложную систему их взаимодействия, единое целое – социальный организм.

3) Общество самодостаточно (теория Т. Парсонса), обладает способностью к исторически длительному (на протяжении множества поколений) автономному существованию, намного превышающему сроки существования составляющих его частей.

Общество представляет собой сверхсложную диссипативную (открытую) эволюционирующую систему. Поэтому изучение общества возможно только с позиций системного подхода, с учетом его диссипативности и эволюционного развития. Таким методом становится социальная синергетика.

Синергетический подход к обществу предполагает рассмотрение в аспектах, проявляющих его специфические свойства.

1. Взаимодействие со средой. Общество как динамическая система существует только в процессе взаимодействия со средой. Окружающая среда для общества – источник вещества и энергии, которые извлекаются, распределяются, перерабатываются и используются. Специфическая форма взаимодействия со средой – материальное производство. Производство вместе с распределением и потреблением образует экономическую сферу общественной жизни.

2. Самоорганизация. Система и ее структура возникает, сохраняется и развивается в результате внутренних процессов. Общество как сложная система иерархично, базируется на развитии форм управления, появлении институтов власти и политики.

Таким образом, в обществе различают три основные сферы, или подсистемы – экономическую, политическую и культурную. Границы между ними относительны, они взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга.

Существует как минимум две точки зрения на проблему взаимодействия культуры и общества. С одной точки зрения, культура является неотъемлемой, органической частью общества и общественной жизни. С другой точки зрения, все сферы жизни общества являются культурой, поскольку человек, поднявшийся над природной жизнью и перешедший в состояние общественной жизни уже является человеком культуры. В этом смысле культура выступает как альтернатива природе, как надприродное явление.

Таким образом, проблема «общество и культура» тесно сопряжена с проблемой «природа и культура»

Источник

Общество как социокультурный организм

Культура рождается, существует и развивается вместе с обществом, которое ее создает. Она включена в систему общественной жизни и не может рассматриваться автономно.

Общественная жизнь представляет собой реальность особого рода – социальную реальность. Она имеет свои особенности:

1) Это «надбиологическая» и «надиндивидуальная» реальность, составляет жизненную среду для человека, который может существовать только в условиях общественной жизни.

2) Общество не сводится к сумме индивидов, а представляет собой сложную систему их взаимодействия, единое целое – социальный организм.

3) Общество самодостаточно (теория Т. Парсонса), обладает способностью к исторически длительному (на протяжении множества поколений) автономному существованию, намного превышающему сроки существования составляющих его частей.

Общество представляет собой сверхсложную диссипативную (открытую) эволюционирующую систему. Поэтому изучение общества возможно только с позиций системного подхода, с учетом его диссипативности и эволюционного развития. Таким методом становится социальная синергетика.

Синергетический подход к обществу предполагает рассмотрение в аспектах, проявляющих его специфические свойства.

1. Взаимодействие со средой. Общество как динамическая система существует только в процессе взаимодействия со средой. Окружающая среда для общества – источник вещества и энергии, которые извлекаются, распределяются, перерабатываются и используются. Специфическая форма взаимодействия со средой – материальное производство. Производство вместе с распределением и потреблением образует экономическую сферу общественной жизни.

2. Самоорганизация. Система и ее структура возникает, сохраняется и развивается в результате внутренних процессов. Общество как сложная система иерархично, базируется на развитии форм управления, появлении институтов власти и политики.

Таким образом, в обществе различают три основные сферы, или подсистемы – экономическую, политическую и культурную. Границы между ними относительны, они взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга.

Существует как минимум две точки зрения на проблему взаимодействия культуры и общества. С одной точки зрения, культура является неотъемлемой, органической частью общества и общественной жизни. С другой точки зрения, все сферы жизни общества являются культурой, поскольку человек, поднявшийся над природной жизнью и перешедший в состояние общественной жизни уже является человеком культуры. В этом смысле культура выступает как альтернатива природе, как надприродное явление.

Таким образом, проблема «общество и культура» тесно сопряжена с проблемой «природа и культура»

Дата добавления: 2016-02-16 ; просмотров: 869 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Общество как социокультурный организм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:32, реферат

Краткое описание

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………….(2-3)
2.Зарождение и этапы развития знаний об обществе………………. (4-6)
3.Культура как система ценностей, норм, образцов поведения……. (7-9)
4.Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества…..(10-13)
5.Общество как система………………………………………………. (14-16)
6.Заключение……………………………………………………………..(17)
7.Список литературы……………………………………………………..(18)

Вложенные файлы: 1 файл

Общество как социокультурный организм.docx

В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой. 6

Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определенные формы социальной жизни, но и вносят свои изменения, преломляют культуру через свой социальный опыт, свое отношение к обществу и другим поколениям и группам. Поэтому можно говорить не только о культуре цивилизации, но и об исторических типах культуры (например, рабовладельческая культура, культура эпохи Возрождения и др.) и о групповых субкультурах (например, субкультура врачей, инженеров, ветеранов, молодежи, военнослужащих).

Культура, понимаемая как предыдущий опыт и современные знания, оказывает большое влияние на общественную жизнь. Учитывая это влияние на все социальные процессы, следует говорить не о социальной, а социокультурной жизни. 7

Итак, под культурой в социологии понимают созданную людьми искусственную предметную и идеальную среду, определяющую социальную жизнь людей.

Все структурные компоненты культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Например, для сообщества врачей типичной идеальной ценностью является клятва Гиппократа, заключенные в ней нормы профессиональной деятельности и мировоззренческие постулаты. Для современного российского общества основными материальными ценностями являются: квартира, высокооплачиваемая работа, хорошее образование и т. д.

Итак, под ценностями мы понимаем идеальные представления и материальные объекты определенных людей и социальных групп, имеющие для них важное значение и определяющие их социальное поведение.

Вторым элементом культуры являются социальные нормы, под которыми мы понимаем определенные правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению к определенным социальным группам. Социальные нормы являются регулятором индивидуальных и групповых взаимодействий в данной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа.

Так как социальные нормы являются составным элементом культуры, их часто называют социокультурными нормами. С развитием культуры видоизменяются и социокультурные нормы; часть из них, неадекватно отражающая реальность, отживает, умирает, появляются новые нормы и ценности, более соответствующие представлениям и потребностям общества.

Нормы и ценности, связанные между собой, образуют социокультурную ценностно-нормативную систему. Такая система представлений и императивов для социального поведения есть у каждого индивида и социальной группы. Отдельные компоненты этой системы выявляются социологами при помощи социологических опросов. Некоторые социологи включают в эту систему так называемый третий элемент культуры – образцы поведения, которые представляют собой готовые алгоритмы действий (на основе социальных ценностей и норм) в той или иной ситуации, действий, приемлемость которых в данном обществе не только не вызывает сомнений, но и является единственно желательной или, как говорят социологи, «соответствует социальным ожиданиям». Образцы поведения каждый индивид усваивает в процессе социализации, т. е. при вхождении, приобщении к определенной социальной группе, обществу в целом.

Итак, культура включает в себя:вещи, предметный мир (материальная культура). Предметный мир связан с природой, из нее он черпает «строительные материалы»;символические объекты, в первую очередь ценности и нормы,т. е. идеальные представления людей о значениях вещей и понятий, о границах дозволенного обществом;образцы человеческих отношений, социальных связей, т. е. относительно устойчивые способы восприятия, мышления, поведения людей.Таковы структурные компоненты культуры. 8

Различия в культуре проявляются не только в манере поведения, но и в одежде, речи, жестах и мимике, нравах, обычаях, обрядах, в отношении к властям, к деньгам, к религии, к спорту и т. д. Такие широко распространенные, устойчивые, часто повторяющиеся формы социальных связей получили название «культурные универсалии».

Культурные универсалии – это как бы совмещенные, слитые в единое целое ценности, нормы и образцы поведения.

Американский социолог Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий (спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, гостеприимство, язык, шутки, религиозные обряды и т. д.). Именно на основании этих культурных универсалий каждое общество определенным образом (т. е. как определяет культура) способствует удовлетворению физиологических, психологических и социальных потребностей людей. Культурные универсалии вместе с другими элементами образуют культурную структуру общества.

На основе универсалий можно сравнивать различные общества, лучше понимать обычаи других культур.

Непонимание других культур, оценка их с позиции превосходства называются в социологии этноцентризмом (в политике – национализмом).

Этноцентризм, национализм связан с ксенофобией – страхом и неприятием чужых взглядов, обычаев.

Любую культуру можно понять только на основе ее исторического, географического, этнокультурного анализа. Только так становятся видны закономерности формирования ценностей и норм, образа жизни. Такая точка зрения противостоит этноцентризму и называется культурным релятивизмом.

Культура как ценностно- нормативная структура определенным образом формирует общество. В этом проявляется одна из функций культурной динамики. Другими функциями культуры являются:

социализация, т. е. воспроизводство социального порядка нынешним поколением и передача его следующему поколению;

социальные контроль, т. е. обусловленность поведения людей определенными нормами и образцами, свойственными данной культуре;

культурный отбор, т. е. отсеивание негодных, отживших социальных форм и культивирование таких, которые удовлетворяют господствующим в данном обществе ценностям.

Источник

Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и социально-экономическая система.

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят четыре сферы:

экономическая – материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг;

политическая – деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;

духовная – образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;

социальная – взаимодействующие общности разного рода людей: классы, этносы, социальные слои, группы, организации.

Современные социологи признают, что сферы общественной жизни тесно связаны между собой и взаимовлияют друг на друга, обусловливают друг друга. При этом ни одна из них не выступает доминирующей: все зависит от угла зрения. В обществе нет господствующих или доминирующих сфер, каждая из них оказывает равное влияние на других.

3. Деление общества на четыре сферы (экономическую, политическую, социальную, духовную) является условным. Например, в экономической деятельности людей, так или иначе, обязательно присутствуют и социальные взаимодействия индивидов, и отношения власти (т. е. политические), и культурные ценности, и нормы как регуляторы этой деятельности. Поведение человека в экономической сфере (в роли собственника, работника, менеджера, предпринимателя) может определяться не только экономическими интересами (получение прибыли, выгоды, вознаграждения за труд и т. п.), но и широким кругом социальных интересов (соблюдение значимых социальных ценностей и норм, благо других людей, взаимопомощь).

При социологическом анализе социального взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта:

1) групповой характер общественной жизни;

2) поведение людей в группах регулируется, направляется и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил.

Отметим наиболее общие моменты, которые отличают общество (социальную систему) от культуры. Различие между культурой и обществом сводилось к тому, что:

1) социум и культура являются двумя взаимосвязанными
подсистемами общественной жизни;

2) особенность социальной системы выражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами.

Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и развития общества в целом.

Культура представляет собой некоторое сложное целое, включающее в себя продукты материальной и духовной деятельности людей, которые социально усвоены, разделяемы (то есть признаются) членами общества и могут передаваться другим поколениям. Далеко не всякий материальный и духов­ный продукт, созданный людьми, включается в понятие «культура». Чтобы стать частью культуры, он должен быть принят членами общества (или их частью), а также закреплен в их сознании и материализован.

640 1

Мир культуры возникает только в процессе человеческой деятельности. Культура не является природным образованием, она генетически не наследуется, а усваивается каждым новым поколением. Вне культуры существование человека невозможно, так как она определяет его бытие, специфику сугубо человеческой деятельности, материальный и духовный мир, «создает» и «пересоздает» самого человека.

Социокультурный подход к изучению социальной жизни предполагает анализ социальных явлений через призму культуры, которая рассматривается в качестве объективного фактора по отношению к различным социальным системам и личности. Вместе с тем в процессе социальной деятельности люди сами воздействуют на свое социальное и культурное окружение, изменяя и развивая его.

Основными элементами культуры являются ценности, нормы, символы, верования, знания, идеалы. Ядро культуры составляют социальные ценности и нормы.

Ценности представляют собой социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что является важным, нужным, к чему следует стремиться; это также убеждения людей по поводу целей, которых следует достигать, а также тех путей и средств, которые ведут к этим целям. Ценности определяют направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Общеразделяемая система ценностей, норм, идеалов, верований, символов, значений и смыслов является обязательным условием успешного взаимодействия людей. Наличие этой системы позволяет индивидам единообразно оценивать те или иные ситуации, возникающие в процессе социальных взаимодействий и обеспечивает интеграцию и стабильность социальной жизни, без нее не может нормально функционировать ни одна социальная система, ни одно общество, ни один народ.

Экономическая сфера общества является целостной подсистемой и включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение обмен и потребление благ и услуг. В нее входят такие экономические институты, как фабрики, заводы, банковская система, торговля, сфера услуг, предпринимательство, собственность и др. Как социально-экономическую систему можно рассматривать любое предприятие и любую организацию, обладающую двумя ключевыми признаками. Во-первых, люди, осуществляющие процессы производства и управления им, должны выступать главными ее элементами. Во-вторых, в рамках данной системы должны создаваться материальные и нематериальные блага.

В экономической жизни общества, как правило, участвуют около 50 % населения. Работающих людей называют экономически активное население, это те, кто добровольно предоставляют свой труд для производства товаров и услуг. Дети, старики, инвалиды не являются производителями материальных благ, либо выступают таковыми лишь частично. Однако все 100 % являются потребителями товаров и услуг, созданных экономически активным населением, то есть участвуют в процессах перераспределения, обмена и потребления материальных благ, а следовательно, являются активными участниками экономических отношений.

Современным экономическим системам присущи следующие черты:

1) развитие многообразного разделения труда, которое выражается в том, что существуют тысячи профессий, специальностей, должностей и продолжают выделяться новые виды занятий и специализации работников; за каждой профессией и специальностью стоит определенная группа людей, со сходным образом жизни, мироощущением;

2) рост экономической взаимозависимости: люди, нуждаясь в разнообразных продуктах и услугах, становятся зависимыми от экономической деятельности большого количества других людей; подавляющее большинство сегодня, как правило, не производят той пищи, которой питаются, не строят домов, в которых живут, не изготавливают других материальных благ, которые потребляют.

Процесс нарастания взаимозависимости современных обществ во всемирном масштабе получил название «глобализация». Первоначально процессы глобализации охватили экономику, а затем и культуру, политику. В современных обществах выделяют такие виды глобализации, как финансовая, территориальная, информационно-коммуникативная и др.

В современном белорусском обществе происходит преобразование ряда прежних экономических институтов (производство, банковская система) и формирование новых экономических институтов, которых не было в советский период (частная собственность, предпринимательство). Во время быстрых социально-экономических изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых задач. С другой стороны, формирование новых социальных институтов требует определенного времени: в результате люди сталкиваются с трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания порядка в обществе. Такое переходное состояние общества называется аномией.

Таким образом, общество как социально-экономическая система включает множество структурных элементов, явлений и процессов, связей и отношений между ними. Рассмотрение экономических процессов в широком социальном контексте позволяет преодолеть узкоэкономический подход и выявить многообразие социальных отношений в экономической сфере, многообразие связей экономики с другими подсистемами общества.

Таким образом, системный и социокультурный подходы к анализу социальной жизни объясняют общество как сложную целостную самоорганизующуюся систему.

Вопросы для проверки и самоконтроля

Тема 2. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства

1 Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения.

2 Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.)

3 Понятия «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой» (страта), «социальный статус».

4 Социальная структура современного белорусского общества. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе.

2.1 Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения.

Общество как сложная система социальных взаимодействий структурировано, то есть обладает определенным строением. Социальная жизнь не аморфна, она дифференцирована на социальные группы, статусы, роли, социальные институты, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Люди в процессе своей жизни и деятельности вступают в отношения (взаимодействия), которые не произвольны и не случайны, а обладают некоторой регулярностью и постоянством. Существующие в обществе отношения между индивидами и группами не являются прямым следствием их желаний и намерений, а часто носят объективный по отношению к человеку характер и ограничивают поведение человека или группы.

В социологии социальная структура трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле под ней понимается совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Элементами социальной структуры являются социальные группы и общности, социальные институты и организации, статусы, роли, ценности, нормы, сферы общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовная) и др.

Социальная структура многокомпонентна, но ее основанием, исходными элементами (первокирпичиками), из которых она создается, являются социальные группы и общности. В узком смысле социальная структура – совокупность различных по численности и социальному положению относительно устойчивых социальных групп, общностей и система связей между ними.

В основе социальной структуры находятся два важных явления – общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства (землю, фабрики, заводы и т.п.) и продукты производственной деятельности. Это означает, что на базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы как классы, профессиональные группы (инженеры, юристы, учителя, врачи и др.), люди, занимающиеся умственным и физическим трудом, проживающие в городе (городское население) и в деревне (сельское население). А отношения собственности закрепляют это внутреннее разделение общества и складывающуюся внутри него социальную структуру.

В зависимости от того, какие конкретные группы и общности мы выделяем в социальной структуре, она бывает следующих видов: социально-классовая, социально-территориальная, социально-демографическая, социально-этническая (нации, народности), конфессиональная, социально-профессиональная, культурная.

Социальная структура многомерна, в ней возможны горизонтальный и вертикальный срезы. Горизонтальную дифференциацию современных промышленно развитых обществ принято описывать так называемыми номинальными параметрами (их описал П. Блау). Они установились в обществе как естественно-природные различия между людьми и как элемент общественного разделения труда. Номинальными параметрами П. Блау считает пол, возраст, расу, этническую принадлежность, место жительства, область деятельности, вероисповедание, язык.

На основании указанных различий невозможно определить, кто занимает более высокое, а кто более низкое место в социальной структуре. Вертикальный срез общества, в отличие от горизонтального, показывает его иерархическое деление, при котором одни социальные группы находятся выше или ниже других на социальной лестнице, а нижние уровни контролируются верхними. Различия между группами по вертикали определяются ранговыми параметрами такими как образование, доход, богатство, власть, престиж, происхождение, административная должность, престиж, доступ к информации. При определенных условиях номинальные параметры могут переходить в ранговые. Такое положение вещей в современных обществах рассматривается как социальная несправедливость и угнетение.

Для описания вертикального социального расслоения используют термин социальная стратификация. Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Социальная стратификация представляет собой процесс и результат расслоения общества на социальные группы и слои, занимающие неравное положение в обществе. Основные критерии стратификации: 1) доход, собственность, богатство; 2) образование, знания, квалификация, 3) власть, 4) престиж профессии, должности, группы. Социальная стратификация описывает социальное неравенство.

Социальное неравенство означает, что люди находятся на различных ступенях социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями для удовлетворения потребностей, живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам общества. Социальное неравенствов социологии понимается как неравномерное распределение социальных благ и ценностей в зависимости от социального статуса индивида и социальной группы.

Следует различать понятия социальная стратификация и социальная дифференциация. Социальная стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми имеют характер иерархического ранжирования. Не все различия между людьми приводят к неравенству между членами общества. Прежде всего, к социальному неравенству приводят различия в распределении доходов и благосостояния, в продолжительности и качестве образования, участии в политической власти, владении собственности, в уровне престижа. Таким образом, основными компонентами измерения неравенства являются: доходы, собственность, богатство, власть, образование, престиж. Понятие социальная дифференциация является более широким и означает множество социальных различий между людьми в том числе и те, которые никак не связаны с неравенством.

В узком смысле, под социальной стратификацией и социальной дифференциацией понимаются все значимые различия между людьми в процессе их жизнедеятельности.

Каждое общество имеет свой набор критериев стратификации, это означает, что каждое общество по-своему организует социальное неравенство. Кроме того, какой-либо признак может по-разному проявляться в разных обществах.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector