Общество как сложная система
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Общество как сложная система
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы должно внести вклад в достижение результатов
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
— умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
— сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов.
1) дать научное представление об обществе как о социальной системе, способной создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей;
2) раскрыть понятие социального института как устойчивой формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества;
3) формировать целостное понимание общества и процесса его развития.
II. Место темы в системе учебных занятий
Данная тема является продолжением параграфа «Что такое общество» и органично связана с предыдущими уроками. Её основой стал системный подход к изучению общества. Такой взгляд на рассматриваемый объект представляет собой существенное продвижение в его понимании.
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Социальная философия / под ред. И. А. Гобозова. — М., 2003. — Гл. 3. «Общество как целостная система».
Голенкова З. Т., Акулич М. М., Кузнецов В. Н. Общая социо- логия / под ред. З. Т. Голенковой. — М., 2005. — Разд. IV, гл. 2. «Общество как социальная общность и социальная система».
Литература для учащихся
Обществознание: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголю- бова и др. — М., 2010. — § 10. «Общество как развивающаяся система».
Куликов Л. М. Основы социологии и политологии. — М., 1999. — § 4. «Социальные институты».
Таблица «Социальные институты» для проекции на экране.
Размноженный текст документа «Социальная система и её сре- да» (Обществознание. Практикум. Профильный уровень. 10 класс / под ред. Л. Н. Боголюбова. — С. 41—42).
Ответы на вопросы, поставленные в начале параграфа (с. 18)
1. Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества?
2. Что придает устойчивость и предсказуемость развитию общества?
В философской литературе общество определяется как – динамическая система, поскольку:
— состоит из элементов (сферы жизнедеятельности, социальные институты, группы и тд);
— имеются связи и взаимодействия между элементами, а также с другой системой – природой;
— обладает целостностью и качественной определенностью, т.е. обладает признаками и функциями, которые отличают ее от других систем;
— проявляется динамизм, состоящий в возможности изменений как всего общества, так и отдельных его элементов (могут возникнуть, измениться или исчезнуть элементы и связи между ними).
Разберем смысл понятия система – в переводе с греческого это слово означает – целое, составленное из частей.
Системами являются и наша вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека.
Каждая из них включает взаимодействующие части – подсистемы и элементы.
Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
Особенности социальной системы
Задание: найдите в параграфе характерные черты общества как системы (стр.19-20):
1) Общество имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.
Макроструктура общества состоит из 4-х подсистем, которыми являются основные сферы человеческой сферы – социальная, экономическая, духовная, политическая. В свою очередь каждая из данных подсистем имеет свое собственное сложное строение и является сложной системой. Например, экономическая подсистема является системой для таких компонентов как производство, распределение, обмен и потребление. Социальная сфера включает в себя – классы, соц.слои, нации и тд., духовная сфера включает различные формы и уровни общественного сознания, образование, науку, религию, мораль. А политическая сфера включает в себя – гос-во, партии и тд., но и гос-во тоже является системой с множеством составляющих. поэтому, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.
Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Допустим, в условиях экономического кризиса президент страны вынужден назначить досрочные парламентские выборы (это пример связи экономической и политической сфер жизни общества)
2) Общество включает в себя разнокачественные элементы, как материальные, так и идеальные.
Например: материальными элементами экономической сферы являются – предприятия, транспортные средства, сырье и материалы, производственные товары, а духовными элементами – экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения.
3) Основным элементом общества как системы является человек, который ставит перед собой цели, выбирает средства и способы осуществления своей деятельности – это и делает общество динамичным, т.е. изменчивым и подвижным.
Задание: найдите качества общества(стр.20-21)
1 качество – это динамичность общества
2 качество – интегративность – компоненты общества не находятся в беспорядке, а напротив занимают внутри системы определенное положение.
Многообразные связи между компонентами общества делают его единым целым
3 качество – самодостаточность – как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого – общества как системы.
4 качество – самоуправляемость – согласованность компонентов образующих социальную целостность обеспечивается управленческой функцией политической подсистемы общества.
Теперь давайте проверим насколько вы поняли смысл каждого положения.
Этому поможет беседа по следующим вопросам :
почему социальную систему называют суперсистемой? (макроструктура общества как системы состоит из 4-х подсистем: экономическая, социальная, духовная, политическая. Каждая из этих сфер имеет свое собственное сложное строение, и сама является сложной системой. Любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. СТР 19)
Почему непременным элементом любой социальной системы является человек? (человек- универсальный элемент всех социальных систем (: образовательные, политические, экономические, медицинские, правовые), поскольку он непременно включен в каждую из них)
Чем объясняется динамичность социальной системы? (человек обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности, что делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные)
Чем отличается качество системы от качеств её элементов? (система обладает интегративным (объединяющим) качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов (ЭЛЕМЕНТОВ) системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Пример: отдельные органы человека (сердце, желудок и тд) не обладают свойствами человека, так и система здравоохранения, гос-во и др. элементы общества не имеют тех качеств, которые присуще обществу в целом).
Какая подсистема делает общество самоуправляющейся системой? (Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность).
Каким образом взаимодействуют общество как система и его среда? (изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которое общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям).
В чём заключается каждая из функций общества как системы?
Функции системы: адаптация, целедостижение – способность поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую природную и социальную среду, поддержание образца – способности сохранять свою внутреннюю структуру, интеграция – способности интегрировать, т.е. включать новые части, новые общественные образования в единое целое.
Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.
Обратите внимание на то, как употребляются слова «институт» в бытовой речи и в науке.
1. Институт в переводе с латинского означает «установление».
2. В русском языке часто используется для обозначения высших учебных заведений.
3. В области права институт – совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом.
В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Иными словами, социальный институт – это совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной, значимой для общества потребности.
Важнейшими социальными институтами являются:
— семья, гос-во, школа и производство
Основные функции соц. институтов:
1) Служат удовлетворению общественных потребностей
2) Действуют в соответствии с определенными правилами и нормами
3) Организуют совместную деятельность людей
4) Обеспечивают социализацию индивидов
Обратите внимание на таблицу в учебнике – стр.23
Задание: найдите характерные черты социального института
Соц. институт закреплен системой норм, регулирующих соответствующие типы поведения (соц.нормы (правила) регулируют поведение людей в семье, школе и тд);
Еще одна характерная черта социального института – наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности.
Для социального института характерно четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля.
Так, образование как социальный институт — это и совокупность лиц, занятых образовательной деятельностью (учителей школ, преподавателей вузов, авторов учебников), и обладающие необходимыми материальными средствами образовательные организации (школы, учреждения профессионального образования, музыкальные школы и т. п.), и система регулирующих их деятельность правовых и нравственных норм, традиций, обычаев
Рассмотрим основные признаки соц. института на примере семьи.
Прежде всего каждая семья – это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака и кровного родства.
Семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и тд…
Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, которое предполагает соответствующее поведение: родители обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети – учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами – моралью и правом.
Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших.
Закон закрепляет ответственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям.
Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами.
Задание : найдите в учебнике значение социальных институтов.
Наличие соц институтов:
1) Делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым;
2) Обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей;
3) Делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, устойчивыми и надежными.
Институциональные взаимодействия – это хорошо отлаженный порядок соц жизни. Чем больше соц нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.
Общество изменчиво. Возникают новые потребности, появляются новые виды деятельности и соответствующие связи – общество заинтересованно в придании им нормативного характера, т.е. в их институционализации. (пример посмотреть в учебнике, стр.25)
Итоги урока – практические выводы.
Выполнить задание №4, стр. 28
Домашнее задание: при работе с текстом параграфа дома учащимся рекомендуется продумать возможные ответы на вопросы для самопроверки.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Понятие о суперсистемах.
Система – множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов принципов и т.д.), представляющих собой определённое целостное образование, единство.
Суперсистема, будучи, по сути, системой, является неким иным качеством, обусловленным её организацией как иерархии структур, непрерывно изменяющихся в результате взаимоперетекания процессов структурного и бесструктурного управления.Суперсистемой является человеческое общество.Другой пример: система банков в суперсистеме суперконцерне-государстве СССР во времена сталинского правления, как и в любом другом государстве, являлась средством бесструктурного управления производством отраслей народного хозяйства. Директор банка не мог приказать директору завода или фабрики, как вести хозяйственную деятельность, но перечисляя определённую производственным планом предприятия сумму денег, ограничивал производственную деятельность директора завода в строго заданных этим планом пределах, управляя тем самым производством опосредованно, то есть – бесструктурно. Директор предприятия, в свою очередь, перечисляя деньги смежникам в тех или иных количествах, способствовал, тем самым, приведение в действие смежниками тех или иных производственных мощностей, снабжающих и производящих потребную предприятию продукцию. То есть, директор предприятия действовал по отношению к смежникам бесструктурно, а смежники действовали по отношению к предприятию структурным способом (перетекание бесструктурного способа управления в структурное).
Максимальная производительность суперсистемы достигается при сочетании бесструктурного и структурного способов самоуправления и управления суперсистемой как единого целого. Из этого важно усвоить, что:
а) в суперсистемах бесструктурное управление преобразовывается в структурное;
б) в ряде случаев структурное управление может восприниматься как бесструктурное.
Примером последнего могут служить структуры мафий и разведывательных сетей других государств. (Неумение выявить структурное управление таковых на государственном уровне может привести к серьёзному ущербу для государства).
Структурное управление низкочастотными процессами с периодом колебаний сто, двести и более лет, которые не могут быть видимы целостно при жизни одного поколения, выглядят для непонимающих людей как стихийные, неуправляемые процессы, или как управляемые бесструктурным способом.
Именно поэтому сложно распознавание деятельности масонских лож и церковных орденов. Но распознавать необходимо и, главное, – возможно.
Средадля суперсистемы – это процессы, с которыми имеет дело суперсистема. Такими процессами являются:
а) материальные процессы;
б) информационные процессы (создание информационного продукта потребления учёными, инженерами, управленцами т.д.).
в) информационные и материальные процессы, находящиеся в сочетании (экономические процессы).
Таким образом, суперсистема – множество элементов, которым присуще следующее:
а) все элементы частично функционируют аналогично другим;
б) все элементы до какой-то степени автономны;
в) для каждого из элементов вся суперсистема является частью среды;
г) каждый элемент может выдавать информацию другим элементам своего множества и окружающей среде и потому способен к управлению через него другими элементами;
д) все элементы самоуправляются или управляются извне в пределах иерархически высшего управления;
е) каждым самоуправляющимся элементом можно управлять извне, так как все элементы могут принимать всю информацию в память, являющуюся частью интеллекта.
Что же означает понятие «интеллект» с позиций Достаточно общей теории управления? В словарях интеллект определён как ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека. Что такое и как работает объект,называемый интеллектом – дело для науки пока тёмное, особенно для человека, опирающегося на мировоззрение, не признающее информацию вне человеческого общества объективной категорией, или полагающего, что человек – единственное существо, обладающее интеллектом.
В полной функции управления или самоуправления всегда присутствует интеллектуальный фактор. Интеллект участвует в работе суперсистемы. В суперсистемах происходит накопление информации (опыта функционирования). Это позволяет уменьшить количество ошибок в работе. Суперсистема обладает памятью:
а) детерменированной (причинно-обусловленной) долговременной;
б) вероятностной оперативной.
Память – не интеллект; механизм перебора информации и перебора накопления информации – тоже не интеллект, если при этом нет памяти, которая помнит и процессы преобразования информации в ходе интеллектуальной деятельности.
§ 2. Общество как сложная система
Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества? Что придаёт устойчивость и предсказуемость развитию общества?
Во второй части определения понятия «общество», приведённого в § 1, подчёркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нём разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
Особенности социальной системы
Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.
Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).
Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности — материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов — государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.
Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.
Иными словами, общество — это сложная система систем, своего рода суперсистема.
Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.
В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.
Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.
Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество — динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.
Следовательно, человек — это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.
Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определённое положение и определённым образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество, — результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).
Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далёкого прошлого человечества позволило учёным сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племён в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода — больных детей, стариков — и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обречённость на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.
Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В своде законов Древнерусского государства — Русской Правде предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.
Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, её составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в неё компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы — способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого — общества как системы.
Ещё одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.
Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца — способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции — способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.