- Вводная лекция: Обществознание как комплекс наук
- Место обществознания в системе наук
- Смежные науки
- Экономика как смежная с обществознанием наука
- Социология – центральный элемент обществознания
- Культурология
- Политология в системе общественных наук
- История
- Обществознание
- Содержание
- Обществознание как предмет в средней школе
- Обществознание как комплекс наук
- См. также
- Ссылки
- Примечания
- Полезное
- Смотреть что такое «Обществознание» в других словарях:
- Обществознание как учебная дисциплина
Вводная лекция: Обществознание как комплекс наук
Учебная цель: раскрыть предмет обществознания как синтеза социальных наук, специфику объекта изучения, значимость социального знания для человека.
План лекции:
1. Обществознание и его предмет. Основы социальных наук, входящих в обществознание.
2. Значимость социального знания.
Обществознание – странное слово!
Оно не понятно, но вроде знакомо.
Общество – это все люди Земли,
Люди страны и люди семьи.
Но вот интересная странная штука:
Как Человек появился на свет –
Даст Биология точный ответ
Обществознание. Чем оно важно?
Обществознание что изучает?
Что же такое секретное знает?
Мы приступаем к изучению нового предмета, который называется «обществознанием». Что это за дисциплина? Для начала отметим, что это не наука в полном смысле слова. Ученые занимаются не обществознанием, а социологией, философией, историей, экономикой, политологией, правоведением и многими другими науками, изучающими жизнь человека и общества. Поэтому, строго говоря, обществознание – это учебная дисциплина, основная задача которой познакомить Вас с основами общественной жизни. Вышеупомянутые науки являются теми источниками, откуда обществознание черпает свой материал. Но оно является наукой в том смысле, что знания, которые дает, получены, систематизированы и доказаны с помощью методов, используемых только наукой.
Что же изучает обществознание? Чтобы ответить на этот вопрос, введем понятия объект и предмет изучения. Объектом изучения обществознания является общество в целом. Что это означает?
Общество изучают много разных наук: история, социология, философия, политология, правоведение. Их еще называют гуманитарными науками в отличие от естественных наук. Но все они исследуют отдельные сферы общественной жизни, например, хозяйственную или духовную жизнь. Обществознание интересуется всеми сторонами общественной жизни. Для него важно и то, как люди вступают во взаимоотношения с природой, и как они связываются друг с другом, как они познают, переживают, действуют. Поэтому охватить общество в целом значит рассмотреть хозяйственную жизнь общества, социальные отношения, отношения власти и управления, духовную жизнь, а так же взаимоотношения между ними.
Таким образом, введя понятие «объект изучения», мы отделили, с одной стороны, сферу интересов обществознания от сферы интересов естественных наук, а, с другой стороны, провели границу между обществознанием и другими гуманитарными науками.
Вы уже имеете опыт изучения гуманитарных наук и, как минимум знаете одну дисциплину, которая тоже изучает не природу, а общество, и изучает не отдельные части общества, а общество в целом. Это история. Вот зачем нам может пригодиться разделение на предмет и объект. Ведь один и тот же объект могут изучать несколько наук. Но каждая наука согласно своим интересам выделяет в нем те стороны, которые она считает существенными. Совокупность существенных свойств, выделенных согласно целям той или иной науки, принято называть предметом науки.
Установить, что является предметом обществознания, можно путем сравнения с наукой «историей». Вспомним, что она изучает. Обычно историки занимаются исследованием той области, которую называют словом «прошлое». Кроме того, нетрудно заметить, что те стороны общественной жизни, которые исследуют историки, всегда привязаны к определенному месту и времени. Так они интересуются не духовной жизнью вообще, а духовной жизнью греческого полиса или Римской империи.
Теперь можно говорить и о предмете обществознания. Если объектом ее является общество в целом, а не отдельные его части, то предметом – общие свойства общественной жизни, сохраняющиеся в пространстве и времени у многообразных человеческих объединений. Образно говоря, историки изучают различия в обществе, а обществоведы – сходства.
В массовом сознании философия представляется чем-то весьма далеким от реальной жизни. Но это не так. И перед философом и перед простым человеком стоят и стояли одни и те же вопросы и проблемы. Эти проблемы не философы «придумывают», их ставит сама жизнь. Философская мысль есть мысль о вечном, о смысле жизни. И если бы жизнь была только весельем и праздником, если бы в ней не было места ни заботам, ни тревогам, ни горестям – философии, скорее всего, просто не было бы. У людей бы не было проблем, а философия всегда решает проблемы.
Обществознание – это учебная дисциплина, которая изучает развитие человеческого общества и место в нем человека. Как мы уже говорили, оно включает знания из других отраслей науки, таких как философия, социология, политология, этика, история, экономика и юриспруденция.
Политологиязанимается вопросами политической системы общества, власти, устройства государства.
Экономика рассматривает производство, распределение, обмен и потребление произведенных товаров и услуг, производственные (экономические) отношения в обществе, экономические системы, проблемы влияния государства на экономику. Хорошо известно, что потребности людей безграничны – они постоянно меняются и увеличиваются. Их безграничность обусловлена желанием людей повышать потребление, делать более привлекательной собственную жизнь. К сожалению, экономические ресурсы ограничены, поэтому важнейшей проблемой хозяйственной жизни является распределение их таким образом, чтобы как можно лучше, наиболее полно удовлетворить потребности людей.
Таким образом, предметом экономической науки является обоснованиеспособов распределения ограниченных ресурсов, чтобыобеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей общества.
Юриспруденция изучает правила поведения, проблемы правомерного поведения, правонарушений и наказаний за них.
В современном обществе необходимость и важность обществознания достаточно очевидны и осознаны. С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что ни одна наука не сможет его заменить, т.к. оно даетцелостное представление об обществе. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Оно вбирает в себя самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы имеем возможность приобретать знания об обществе и человеке, в которых многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества, значит, обществознание имеет научный смысл.
В современном обществе необходимость и важность обществознания осознаны, пожалуй, всеми. Рассмотрим конкретнее, в чем они заключаются. Можно выделить три аспекта необходимости: научный, гуманитарный игражданский.
С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что его не может заменить ни одна наука, что только оно способно дать целостное представление об обществе, не расчлененное на десятки наук, обладающих детальной информацией, необходимой лишь для узких специалистов. Вместе с тем обществознание – это не «сборная солянка», не некий компьютер, просто собирающий информацию от всех гуманитарных наук. Формируя целостное представление об обществе, беря самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, обществознание создает новое знание, ибо целое всегда больше, сложнее простой суммы частей и не сводится к ней.
Таким образом, благодаря обществознанию осуществляется прирост наших знаний об обществе. И в этом смысле обществознание имеет научный смысл.
С гуманитарной точки зрения обществознание является необходимым для формирования высоко моральной личности. Этому способствует изучение духовной сферы общества: культуры в целом, философии, религии, искусства и морали. Приобщаясь к духовным ценностям и знаниям, личность расширяет и углубляет свой мировоззренческий горизонт. Обществознание, таким образом, личностно значимо, ибо дает молодым людям необходимые знания, как в сфере морали, так и относительно общества, в котором они живут. И в этом смысле обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой специальности, ибо нет личности без морали, как нет действительного гражданина без знания общества. Обществознание способствует социализации личности, помогает адаптироваться молодежи к непростой социальной действительности.
Современное демократическое общество не может не быть гражданским, т.е. оно должно представлять собой совокупность обладающих правами и имеющих обязанности граждан. Полноценным гражданином может быть человек, не только наделенный юридическими правами и обязанностями, но и имеющий достаточный уровень самосознания, т.е. осознанно относящийся к себе, своему месту и роли в обществе, активно участвующий в политической жизни. Обществознание способствует формированию прогрессивной гражданской позиции, отражающей потребности современного общества. Осознанное отношение к своему гражданскому долгу и истинное понимание того, в чем он заключается, невозможно без той совокупности знаний об обществе, которую может дать только изучение обществознания. Демократия невозможна без высокого уровня самосознания граждан.
Место обществознания в системе наук
Отрасли знаний с точки зрения исследуемого объекта можно разделить на несколько групп:
Смежные науки
Итак, изучив классификацию наук вообще, мы подошли к вопросу о том, какие науки изучают обществознание. Для начала надо отметить, что гуманитарные дисциплины, которые часто отождествляют с общественными, не обязательно таковыми являются. Так, они исследуют творчество или деятельность отдельных личностей без их непосредственной связи с обществом.
Группа же общественных наук ориентирована именно на деятельность человека в контексте его взаимодействия с другими людьми. Ниже приведены науки, изучающие обществознание. Таблица содержит перечень дисциплин и описание объектов исследования.
Изучаемые науки | Философия • Социология • Политология • Право • Экономика • Культурология • История • Социальная психология |
---|---|
История дисциплины | Обществоведение (1960-е — 1991) • Обществознание (2000 — н. в.) |
Методисты | А. И. Кравченко • Е. А. Певцова • Л. Н. Боголюбов • А. Ю. Лазебникова • Т. Е. Лискова • Е. Л. Рутковская • Н. И. Городецкая • Л. В. Иванова • А. И. Матвеев • Ю. И. Аверьянов |
Конкурсы | Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию • Всероссийская олимпиада школьников по истории • Всероссийская олимпиада школьников по праву • Всероссийская олимпиада школьников по экономике • Всероссийская олимпиада школьников по мировой художественной культуре • Международная философская олимпиада |
Полезное
Смотреть что такое «Обществознание» в других словарях:
обществознание — обществозн ание, я … Русский орфографический словарь
обществознание — (2 с), Пр. об обществозна/нии … Орфографический словарь русского языка
обществознание — обществозна/ние, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.
обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.). Выбрать нужные учебники по обществознанию … Энциклопедический словарь
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различн. стороны сферы и аспекты обществ. жизни, к рая в своей целостности обеспечивает научн. понимание функционирования и развития об ва. История обществ. мысли свидетельств том, что О. развивалось на основе… … Российская социологическая энциклопедия
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — совокупность знаний общества о самом себе. Практически любая попытка конкретизировать это определение приводит к необходимости философского обоснования О., его социально исторической определенности, его структурности, его типизации, его… … Современный философский словарь
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различные стороны, сферы и аспекты общественной жизни, которая в своей целостности обеспечивает научное понимание функционирования и развития общества … Политология: словарь-справочник
обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.) Выбрать нужные учебники по обществознанию … Словарь многих выражений
обществознание — общ/е/ств/о/зна/ни/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь
Гуревич, Павел Семёнович — Павел Семёнович Гуревич … Википедия
Обществознание как учебная дисциплина
Краткое изложение теоретических вопросов
Образовательный маршрут по дисциплине
(специальности технического, гуманитарного профиля)
Формы отчетности, обязательные для сдачи | количество |
Лабораторные занятия | Не предусмотрено |
Практические занятия | Не предусмотрено |
Точки рубежного контроля | 7* |
Итоговая аттестация | ДЗ |
Желаем Вам удачи!
* Социально-экономический цикл не предполагает изучение разделов «Экономика», «Право». Количество точек рубежного контроля по специальностям данного профиля – 4.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные понятия и термины по теме: общество, общественные отношения, сферы общества, общественные науки.
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Общество и общественные отношения.
2. Обществознание как учебная дисциплина.
1. Общество и общественные отношения.
В центре общественного развития стоит человек. Человеческое общество выступает в качестве творца, создателя культуры. Общество определяют как динамическую систему (оно постоянно развивается). Общество состоит из большого количества элементов и подсистем.
К числу подсистем относят сферы общественной жизни:
Человек в процессе своей деятельности вступает с другими людьми в общественные отношения.
Обществознание –интегративный курс, объединяющий в себе различные общественные науки, изучающие человека и общество с разных сторон.
В центре каждой из указанных наук стоит человек – существо общественное. Человек не может жить вне общества себе подобных.
Практические занятия:не предусмотрено.
Задание для самостоятельного выполнения:
Составить глоссарий терминов: «политология», «этика», «эстетика», «психология».
Формы контроля самостоятельной работы:
устный опрос, проверка рабочей тетради.
Вопросы для самоконтроля по теме
1. Что такое общество? Что следует понимать под обществом в широком и узком смысле слова?
2. Что изучает обществознание?
3. Какие подсистемы общества Вам известны?
4. Какие науки изучают общество?
Раздел 1 «НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ
Тема 1.1 «Природа человека, врожденные и приобретенные качества»
Основные понятия и термины по теме: человек, индивид, личность, индивидуальность, социализация, деятельность, познание, истина, свобода, профессия, квалификация.
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Человек, личность, индивидуальность.
2. Деятельность, её структура, виды.
3. Познание мира. Истина.
4. Свобода как условие самореализации личности.
5. Общение. Многообразие мира общения.
6. Человек в трудовой деятельности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет