Общество как вид деятельности

suit 690048 1920 Советы на день

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. 1.1.Общество как форма жизнедеятельности людей.

%D0%A2%D0%95%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF %D0%9E%D0%93%D0%AD

1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей

Основные понятия:

Понятие «общество» в узком и широком смыслах.

Общество — многозначное слово. В обществознании оно имеет широкое и узкое значение.

В широком смысле общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле общество это:

Признаки общества

Функции общества.

Типы общества.

Типы общества по степени открытости:

По наличию письменности:

По степени социальной дифференциации (или расслоения):

Общественные отношения.

Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Виды общественных отношений.

2.На уровне взаимодействия людей в группе:

Источник

Общество как форма деятельности людей.

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Жизнь человека с точки зрения социальной философии может быть описана следующим образом: общество построено на взаимодействии человека и предметов окружающего мира – вещей. При взаимодействии человека и вещей возникают какие-либо процессы. Такое представление является классическим для социальной философии. Выступают ли вещи главными составляющими этого процесса? Являются ли люди действующими субъектами (активными……) или они выступают лишь элементами общественных процессов? Вещи вписаны в живой общественный процесс, в то же время человеческая деятельность реализуется в объективных формах общественной жизни. Предметы деятельности людей заключают в себе все многообразие жизни человека. при человек выступает не только как носитель социального процесса, но как основные силы реализации общественных явлений.

Важным является то, что деятельность человека направлена на реализацию и изменение социальных процессов. Важно то, что предметы и результаты деятельности человека воплощают общественный процесс. Вещи способствуют кристаллизации социальных явлений. Люди является той силой, которая способна генерировать энергию воспроизводства общества. И люди и вещи обеспечивают его развитие. Итак, жизнь общества представляет из себя сложный процесс, сопряженность различных событий. Эти события протекают с помощью деятельности людей. Вещи закрепляют эти события, они воплощают замыслы человека.

Жизнь общества представляет собой «многочлен человеческих деятельностей, сменяющих друг друга и сопряженных друг с другом, «распределившихся» во времени и пространстве». В этом смысле, индивидуальная деятельность человека так же содержит многомерность, он реализуется в зависимости от разных культурно-исторических обстоятельств. Представление о самодостаточности человеческой деятельность, с этой точки зрения, является недостаточным. Конкретная жизнь отдельного человека строится на многообразии общественных отношений, она способна порождать новые социальные качества, новые социальные отношения.

640 1

Приведем пример: первобытный человек вначале научился практическим действиям (например- измерение земельных участков), а только потом на основе знаний, формирующихся в ходе такой практики, постепенно сформировалась геометрия как особая наука. Практическая и теоретическая деятельность оказались взаимосвязанными. Во всех сферах знания содержится схематизированное и идеализированное изображение основополагающих черт практики, которая вместе с тем является неким изображением действительности. Деятельность человека не разделяется на оторванные друг от друга практическую и теоретическую деятельность. «Не практика сама по себе, а единство практики и научной теории становится основой последующего развития научного знания» (Т.И. Ойзерман).

Сущность общественных процессов выступает деятельность конкретного человека как одного из множества субъектов, которые обеспечивают органическую целостность общества. Человек, существующий в многомерности своего бытия должен быть понят в процессе своей деятельности, причем такой процесс должен быть понять как живой общественный организм. Общество, таким образом, является полисубъектным образованием, суть которого, заключается в многообразии человеческой деятельности.

Общество рассматривается как отношение людей, создающих и реализующих свои позиции, установки, цели и интересы. В разные периоды истории, соотношение индивидуального и коллективного было различным. Как коллективные отношения, так и личность являются социальными формами жизни людей. В CC веке сформировалось три концепции личности:

1. Концепция социализации. Трактует личность личность как человека принимающего формы и стандарты функционирования общества. Социализация способствует устойчивости общественной жизни. Благодаря социализации, человек может адаптироваться к общественным нормам.

2. Концепция самореализации. Подчеркивает необходимость индивидуального развития человека. Общество должно способствовать формированию и развитию «внутренних» ресурсов, способностей человека. Общество должно быть направлено на создание качественных условий жизни и деятельности человека.

3. Концепция идентификации.Утверждает, что формирование личности представляет собой процесс, в котором индивидуальное соотносится с социальным. Общество формирует ряд задач, способствующих гармонизации между индивидуальным и общественным в человеке. При этом принимается во внимание, что в обществе существуют стихийные элементы (конфликтные ситуации), мешающие выполнению этой установки.

Общественный процесс не просто зависит от взглядов или установок человека, а от возможностей человека использовать в своем поведении многомерность общественной жизни. Человек обладает практической способностью быть «открытым» сложным культурным процессам, воздействовать на действительность, воздействовать на действительность различными способами. В этом плане ученые изучают социальные явления с точки зрения их нелинейности, с точки зрения зависимости многогранной жизни общества от деятельности человека. Исследователи приходят к выводу, что общественное развитие представляет собой многомерность и свободную деятельность людей, индивидов. Тогда как прежнее понимание заключалось в представлении общества как совокупности простых человеческих действий.

К производственным отношениям относятся:

1) отношения собственности. Они – главная ведущая сила производственных отношений. Собственник производства, включая средства производства является владельцем, хозяином экономической сферы. Он создает условия жизни и деятельности тем, кто не является собственником. Такие люди вынуждены предлагать свой труд собственником производства за заработную плату.

2) отношения обмена;

3)Отношения распределения материальных благ.

Экономическая сфера имеет большое значение для общества в целом. Она помогают решению насущных проблем, стоящих перед обществом на каждом этапе его культурно-исторического развития. Экономическая сфера влияет на политические процессы, способствует формированию социальной инфраструктуры, а так же непосредственным образом воздействует на культуру. Однако нельзя возводит в абсолют значение экономической сферы в жизни общества. Она способствует росту многообразия общественной жизни, создает благоприятную почву для развития науки и культуры, которые в свою очередь имеют большое воздействие на экономическую сферу.

Существует так же и различие среди стран с высоким уровнем социальной мобильности. Самый высокий уровень социальной мобильности наблюдается в США, в Япония и Италии; средний уровень социальной мобильности – в Великобритании и Канаде; низкий уровень социальной мобильности отмечен учеными в Дании, Голландии и Швейцарии. Низкий уровень социальной мобильности в этих странах возможен за счет меньшего размера территории, стойкостью традиций, компактности общества.

Духовная сфера общества. Основными элементами духовной жизни общества выступают: духовные ценности, духовные потребности людей, индивидуальное сознание и общественное сознание. Духовная сфера общества формируется и воспроизводиться с помощью духовной деятельности человека. Духовная деятельность включает: чувственное познание и рациональное познание материального и духовного мира, представление о человеке. Содержанием духовной составляют духовные ценности.ЦенностиОни включают: нравственно-этические идеи и нормы, религиозные ценности и установки, научные теории и концепции, художественные произведения и произведения искусства. Индивидуальное духовное сознание составляет духовный мир отдельного человека.

Как в обыденном так и в научном мышлении действует стереотип, содержанием которого является противопоставление индивидуального и коллективного, поскольку коллективное отождествляется с социальным. В силу этого коллективное по своей сути противостоит индивидуальному. Этот стереотип реализуется так же и в политической жизни общества. Чаще всего используется социологический термин «социализация», в соответствии с которым индивидуальность человека поглощается социальным, растворяется в общественном.

Источник

Деятельность человека

612bb915eb87f145750085

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

612bb91656220603359921

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

Цель деятельности — образ желаемого результата.

Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

комбинировать уже существующие знаний;

создавать новые образы в сознании (воображение);

создавать яркие, сильные представления (фантазия);

получать знания неосознанно (интуиция).

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Вопросы для самопроверки

Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

Кто может быть субъектом деятельности?

Ученики 5А класса средней школы №151.

В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

Источник

ЕГЭ. Человек. Тема 6. Деятельность

D

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают ( по Веберу М):

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

2.Духовная

Формы деятельности

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

Виды труда

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

Характерные черты учения как вида деятельности

Человеческая деятельность имеет особенности:

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человека Черты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы.

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

Виды общения

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector